Рефераты

Развитие финансового рынка РФ

ундаментальные свойства облигаций:

удостоверение займа;

конечный срок погашения;

старшинство перед акциями в выплате процентов и при ликвидации;

не дают право на управление;

обязательные выплаты процентов.

Разница между акциями и облигациями

Принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.

Преимущества выпуска облигаций.

более дешевый способ заимствования по сравнению с банковским кредитом;

больший срок заимствования по сравнению с банковскими кредитами;

гибкость финансирования;

отсутствие необходимости обеспечения облигационных займов активами эмитента;

создание публичной кредитной истории эмитента.

Недостатки выпуска облигаций

необходимость изучения рынка;

возможное возрастание транзакционных издержек, связанных с размещение и обслуживанием облигационного выпуска;

проблемы, возникающие при возможной реструктуризации компании эмитента.

1.1.9 Рынок долевых инструментов (акций)

Сегмент долевых инструментов представляет собой механизм привлечения денежных средств посредством размещения ценных бумаг, дающих владельцам право собственности
. Одним из таких инструментов являются акции.

Основные характеристики акций:

Акцией Благодатин А.А.,Лазовский Л.Ш.,Рейзберг Б.А. - Финансовый словарь М.2008. С.27. является ценная бумага, удостоверяющая долю участия акционера в капитале компании и предоставляющая ему право на: участие в управлении компанией путем голосования на собрании акционеров; получение дивидендов и получение части имущества общества при его ликвидации после всех остальных кредиторов.

Фундаментальные свойства акций.

удостоверение участия в капитале;

отсутствие конечного срока погашения;

выплата дивидендов;

право на управление компанией;

право на получение части имущества общества при его ликвидации;

эмиссионная ценная бумага;

ограниченная ответственность акционеров;

неделимость имущества общества.

Принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.

Преимущества и недостатки выпуска акций по сравнению с банковскими кредитами и облигациями.

Преимущества:

более дешевый способ заимствования по сравнению с банковским кредитом;

повышение капитализации компании;

акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал, вложенный в акции;

выплата дивидендов не гарантируется;

размер дивидендов устанавливается произвольно, независимо от прибыли;

создание публичной кредитной истории эмитента и формирование репутации надежного заемщика.

Недостатки:

потеря контроля над компанией;

зависимость курса акций и рейтинга эмитента от событий на фондовом рынке;

необходимость изучения конъюнктуры рынка, чтобы выпустить акции в нужный момент;

Основные факторы привлекательности акций для инвестора

вероятность значительного роста курсовой стоимости акций;

возможность участвовать в управлении компанией, избирать ее Президента, членов Совета директоров и реально контролировать ее деятельность;

право на доход компании в виде дивиденда;

право на дополнительные льготы, например, право преимущественного приобретения новых выпусков по льготной цене.

1.2 Необходимость развития фондового рынка РФ

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами. Мировой опыт показывает, что в конце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения.

1.3 Проблемы функционирования финансового рынка

Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

Причины складывающейся ситуации многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка. Для инвесторов-нерезидентов российский рынок акций в основном остается офшорным рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает транзакционные издержки. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, вплоть до принятия в конце прошлого года поправок в законодательство Российской Федерации и нормативные акты, не позволяло осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам.

Вследствие этого с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

Такая тенденция в развитии внутреннего рынка ценных бумаг рождает серьезные проблемы для инвестирования пенсионных накоплений и других средств обязательных накопительных систем. Без коренных преобразований в этой сфере единственной возможностью обеспечить достаточную емкость рынка для инвестиций и их приемлемую доходность станет разрешение инвестировать существенную часть пенсионных накоплений вне пределов страны. Управление указанными активами может оказаться прерогативой международных инвестиционных банков, предлагающих услуги по инвестированию частных накоплений в ценные бумаги, торгуемые вне Российской Федерации. В целом такой сценарий развития означает, что полноценное вхождение Российской Федерации в международный рынок капитала с большой вероятностью произойдет не за счет развития российских институтов финансового рынка, а путем использования финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми институтами.

Глава 2. Стратегия совершенствования фондового рынка РФ

2.1 Цели и задачи развития финансового рынка в 2006 - 2008 годах

Целью Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru настоящей Стратегии является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем. Важнейшим условием достижения поставленной цели является формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является комплексной задачей, в решении которой должны участвовать все органы государственной власти.

В 2006 - 2008 годах необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

обеспечение существенного снижения на финансовом рынке транзакционных издержек привлечения капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;

обеспечение снижения уровня нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов;

содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования;

осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.

2.2 Ожидаемые результаты развития финансового рынка в 2006 - 2008 годах

Финансовый рынок в результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, претерпит качественные изменения Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru. Доступ к рынку капитала получат большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. Значительно увеличится количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке. Существенно расширится ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям. Будут обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. Торговля основной долей российских активов будет осуществляться в Российской Федерации. Предусматривается ускорение развития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовом рынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения. Значительно сократятся совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов. Предполагается, что предусмотренные настоящей Стратегией мероприятия позволят обеспечить условия для опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. Повышение уровня развития финансового рынка в 2006 - 2008 годах будет характеризоваться следующими показателями:

отношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов, к валовому внутреннему продукту удвоится и по итогам 2008 года составит 6 процентов;

стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту также удвоится (с 2,2 процента в 2005 году до 4,5 процента в 2008 году);

соотношение страховых премий и валового внутреннего продукта повысится (с 3 процентов в 2005 году до 5 процентов в 2008 году);

капитализация рынка акций по отношению к валовому внутреннему продукту достигнет к началу 2009 года 70 процентов;

доля операций с российскими акциями на российских торговых площадках составит в 2008 году не менее 70 процентов,

ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20 процентов инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международном рынке капитала этот показатель достигнет 35 - 40 процентов.

2.3 Главные направления государственной политики по развитию финансового рынка в 2006 - 2008 годах

создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка;

предполагает реализацию следующих мероприятий:

совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;

повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем;

внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;

развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;

развитие страховых институтов.

снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;

предполагает реализацию следующих мероприятий:

развитие рынка производных финансовых инструментов;

развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;

ликвидация излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.

укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке;

предполагает реализацию следующих мероприятий:

повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;

решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;

защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных обществ;

совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;

развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

реформа системы регулирования на финансовом рынке.

предполагает реализацию следующих мероприятий:

разработка нормативной правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;

вовлечение в процесс принятия решений по регулированию финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования.

2.3.1 Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка

Для сохранения конкурентоспособности российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время требуется осуществить ряд преобразований
Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru. Конечным результатом этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой сделки осуществляются на биржевых площадках путем частичного предварительного депонирования с гарантией их исполнения, расчеты по ценным бумагам выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты - на основе развитой системы клиринга. Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета и создание центрального депозитария.

В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами, облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг и проведены корпоративные действия.

Следующим шагом должно стать отделение клиринговой деятельности от биржевой, создание на этой базе технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации (при одновременном развитии института клирингового брокера). Фондовые биржи должны быть наделены широкими полномочиями по работе с эмитентами и частично осуществлять функции, возложенные в настоящее время на регулятора. К числу таких функций относятся надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации на этапе размещения ценных бумаг, если такое размещение осуществляется на фондовой бирже, надзор за соблюдением эмитентами, ценные бумаги которых обращаются на фондовой бирже, требований, касающихся раскрытия информации.

Создание учетно-расчетной системы требует разработки ряда законодательных актов, а также организации диалога по вопросам консолидации этой системы между регуляторами финансового рынка (в первую очередь Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации) и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Альтернативой может быть создание инфраструктуры за счет государственных инвестиций. В любом случае указанная система должна создаваться с учетом международного опыта, а также общепринятых международных стандартов.

2.3.2 Создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка

Для Создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка необходима реализация следующих поставленных задач
Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru:

развитие рынка производных финансовых инструментов;

Для создания условий развития срочного товарного рынка необходимо, прежде всего, принять федеральный закон, регулирующий выпуск и обращение двойных и простых складских свидетельств. Кроме того, необходимо обеспечить контроль за рисками на рынке производных финансовых инструментов регулятором финансового рынка.

секьюритизация активов;

Первый шаг в установлении правовых механизмов секьюритизации в Российской Федерации был сделан путем принятия Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".

К основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации в этой сфере следует отнести:

расширение перечня видов активов, которые могут быть использованы для целей секьюритизации;

расширение круга прав требования, которые могут использоваться для целей секьюритизации;

введение законодательных ограничений на возможность признания уступки прав требования недействительной;

определение требований к эмитентам ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации;

создание механизмов повышения кредитного качества ценных бумаг;

развитие рынка ипотечных ценных бумаг;

В настоящее время развитие рынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно не сформирована нормативная правовая база в этой сфере.

Для формирования полноценного рынка ипотечных ценных бумаг необходима реализация следующих первоочередных мер:

завершение разработки нормативной правовой базы рынка ипотечных ценных бумаг;

обеспечение возможности инвестирования в ипотечные ценные бумаги средств крупных институциональных инвесторов;

реализация мер государственной поддержки рынка ипотечных ценных бумаг;

разработка и внедрение механизмов повышения кредитного качества ипотечных ценных бумаг (залог банковских счетов, введение счетов "эскроу");

создание правовых основ для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на российский рынок капитала.

В ряде случаев эффективность привлечения на финансовом рынке ресурсов ограничена экономически не обоснованными в современных условиях нормами регулирования, которые создают дополнительные транзакционные издержки инвесторов и компаний, обращающихся к возможностям финансового рынка в целях привлечения инвестиционных ресурсов.

Предлагается пересмотреть ограничение для хозяйственных обществ максимально возможного объема эмиссии и отменить требование, при котором номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для выпуска облигаций. Эта норма не оправдана с точки зрения защиты интересов инвесторов и ограничивает возможности долгового финансирования хозяйственных обществ. Снятие ограничений позволит регулировать риск заемщика в зависимости от предлагаемых им объемов эмиссии посредством применения рыночных механизмов, а не административных ограничений.

Снижению транзакционных издержек выхода российских компаний на российский рынок капитала будет способствовать введение упрощенного принципа регулирования эмиссии краткосрочных корпоративных облигаций (биржевых облигаций). Биржевые облигации не предоставляют их владельцам (держателям) иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента номинальной стоимости в срок не позднее одного года с даты их размещения. При этом предполагается разрешить эмиссию таких облигаций без государственной регистрации выпуска, регистрации проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска. Размещение и обращение биржевых облигаций должно ограничиваться проведением торгов на фондовой бирже, которая допустила их к торговле и на которую возлагаются функции по контролю за раскрытием соответствующей информации, а также ответственность за законность допуска указанных бумаг к торгам.

Выпускать биржевые облигации на первом этапе смогут только наиболее стабильные и крупные российские открытые акционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже.

2.3.3 Совершенствование законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов

Уровень информационной прозрачности российских компаний неуклонно повышается
. В настоящее время требования к раскрытию информации в целом соответствуют международным стандартам, сформулированным в документах Международной организации комиссий по ценным бумагам и директивах Европейского союза Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru.

Дальнейшее повышение эффективности системы раскрытия информации должно осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам определения правовой основы раскрытия информации;

улучшение механизмов контроля и надзора за исполнением требований к раскрытию информации, привлечения к ответственности за нарушение таких требований;

использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим информацию, раскрываемую эмитентами.

Отмена требования публикации в печатных средствах массовой информации сообщений на этапах эмиссии и сообщений о существенных фактах.

Одним из способов снижения стоимости осуществления эмиссий и издержек эмитента в ходе привлечения капитала на рынке ценных бумаг является отмена требования обязательной публикации эмитентами в печатных средствах массовой информации сообщений на этапах эмиссии и сообщений о существенных фактах. При этом необходимо обеспечить адекватную защиту прав инвесторов на доступ к информации с использованием малозатратных способов и применением современных информационных технологий. Для этого необходимо внести в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" соответствующие изменения.

Для обеспечения эффективного раскрытия информации эмитентами в сети Интернет необходимо осуществление контроля за соблюдением установленных требований. Важную роль в обеспечении контроля за надлежащим раскрытием эмитентами информации в сети Интернет должны играть профессиональное сообщество, саморегулируемые организации, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, информационные агентства и иные организации, имеющие статус средства массовой информации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в отношении публичного предоставления информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. Предполагается, что при обнаружении нарушения эмитентом установленных требований указанные организации будут направлять в Федеральную службу по финансовым рынкам соответствующее уведомление.

2.3.4 Реформа системы регулирования на финансовом рынке

В рамках существующей системы распределения функций и полномочий по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке принцип единства регулирования не обеспечивается
. Регулирование, контроль и надзор в отношении небанковских организаций финансового рынка в основном осуществляются Федеральной службой по финансовым рынкам Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru. В то же время контроль и надзор в отношении страховых организаций осуществляются Федеральной службой страхового надзора, выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование в области страховой деятельности и инвестирования средств пенсионных накоплений - Министерством финансов Российской Федерации, контроль и надзор в области банковской деятельности - Центральным банком Российской Федерации.

Главной целью реформы регулирования российского финансового рынка является существенное повышение эффективности функционирования органа, осуществляющего регулирование финансового рынка, и уровня объективности его решений. Необходимо проработать вопрос об объединении в рамках данного органа полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в отношении секторов финансового рынка.

Кроме того, Федеральной службе по финансовым рынкам, осуществляющей в настоящее время регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке, должен быть придан статус коллегиального органа, что потребует внесения изменения в указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Принятие нормативных правовых актов указанного органа должно осуществляться на основании решения коллегиального органа, осуществляющего регулирование финансового рынка. Предполагается, что члены коллегиального органа будут иметь статус государственных служащих и назначаться Правительством Российской Федерации на определенный срок и работать на постоянной основе. При этом должна быть предусмотрена возможность привлечения к работе указанного коллегиального органа представителей профессиональных организаций финансового рынка.

Одновременно следует рассмотреть вопрос о создании органом, осуществляющим регулирование финансового рынка, национального совета по финансовому рынку (коллегии) и возложить на него определение основных вопросов, имеющих большое значение для развития финансового рынка. В состав национального совета по финансовому рынку могут входить представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

Развитие саморегулирования.

Законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг предусматривает осуществление регулирования и надзора на финансовом рынке государственными органами исполнительной власти и предоставляет саморегулируемым организациям право вводить свои собственные стандарты и требования, дополняющие нормы регулирования, установленные государством.

В целях повышения роли саморегулирования и облегчения вовлечения саморегулируемых организаций в процесс регулирования на финансовом рынке целесообразно рассмотреть вопрос об укрупнении разрозненных по подотраслевому принципу саморегулируемых организаций и объединений в крупные авторитетные организации, которые могли бы эффективно взаимодействовать с органом, осуществляющим регулирование финансового рынка, по всем вопросам развития финансового рынка.

Глава 3: Результаты стратегии развития фондового рынка РФ 2006 - 2008 г.

Для более подробного рассмотрения изменений, затронувших законодательство о рынке ценных бумаг необходимо остановиться на наиболее существенных изменениях.

Начиная с 2006 года в Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения следующими Федеральными законами:

От 05.01. 2006 № 7-ФЗ, От 15.04. 2006 № 51-ФЗ, От 27.07. 2006 № 138-ФЗ, От 16.10. 2006 № 160-ФЗ, От 30.12. 2006 № 282-ФЗ, От 17.05. 2007 N 83-ФЗ.

3.1 Изменения, касающиеся регулирования вопросов раскрытия информации

Федеральным законом от 05.01. 2006 № 7-ФЗ были внесены изменения, касающиеся, регулирования вопросов раскрытия информации Федеральный закон от 05.01.06 № 7 - ФЗ (ред. От 27.06.07.) “О внесении изменений в Федеральный закон “Об Акционерных обществах” и некоторые другие законодательные акты РФ ”(принят ГД СФ РФ 23.12.05). Так, у владельца обыкновенных акций, не позднее 5 дней со дня внесения приходной записи по лицевому счету появилась обязанность раскрывать информацию, в случае включения в реестр эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которых доля принадлежащих такому акционеру акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций. Данными изменениями устанавливается возможность государственного контроля над приобретением акций открытого общества, который предусматривается на всех этапах поглощения акционерного общества

Также, согласно Федеральному закону № 7-ФЗ у акционера ОАО, владеющего в совокупности с аффилированными лицами 95 (девяносто пятью)% акций от общего количества обыкновенных и привилегированных акций появилась обязанность выкупить принадлежащие другим акционерам оставшиеся акции по требованию их владельцев.

Таким образом, в корпоративном праве нашей страны появился институт принудительного выкупа акций у миноритарных акционеров, а у мажоритарного акционера появилось право и обязанность на законном основании потребовать выкупа ценных бумаг, принадлежащих остальным акционерам.

3.2 Раскрытие эмитентом дополнительных существенных фактов

Федеральным законом от 27.07. 2006 № 138-ФЗ были внесены изменения, касающиеся дополнительных существенных фактах, которые подлежат раскрытию эмитентом, а также нового вида облигаций - биржевых облигаций Федеральный закон от 27.07.2006 № 138-ФЗ “О рынке ценных бумаг ”(принят ГД СФ РФ 04.06.1998).

Данным Федеральным законом в Закон «О рынке ценных бумаг» были внесены поправки, которые обязывают эмитента раскрывать также информацию об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о приостановлении и возобновлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. А также раскрывать информацию, касающуюся начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента.

Но в целом, на мой взгляд, Федеральный закон N 138-ФЗ был направлен на обеспечение порядка выпуска, обращения и правового регулирования нового вида облигаций - биржевых облигаций. Для этих целей законодатель, прежде всего, дополнил Закон "О рынке ценных бумаг" статьей "Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций". В ней были определены понятие, а также особенности выпуска в обращение и непосредственно самого обращения биржевых облигаций.

Это ценные бумаги, не требующие государственной регистрации, срок их обращения не может превышать одного года. Выпускать такие бумаги, согласно закону, смогут ОАО, акции которых включены в котировальные списки хотя бы одной из бирж.

Появление биржевых облигаций, - это альтернатива краткосрочным векселям и банковским кредитам. Преимущества новой бумаги очевидны, - это отсутствие необходимости государственной регистрации (соответственно уменьшение стоимости заимствования денежных средств), в сравнении с векселями, обращение на бирже и небумажное обращение снижает значительные риски.

Биржевые облигации - более эффективный инструмент, чем вексель, и для заемщика, и для инвестора. Являясь альтернативой банковскому кредитованию, выпуск биржевых облигаций позволит эмитенту привлекать денежные средства по ставкам, ниже, чем те ставки, по которым они привлекают кредиты коммерческих банков. Но о большей привлекательности биржевых облигаций для инвесторов можно будет говорить после того, как будет определен ряд конкретных условий их обращения, а именно: объем и ликвидность займов, возможность проведения операций РЕПО, использование их в качестве залога при ломбардном кредитовании (в т. ч. с Центральным Банком России).

Риск для инвестора заключается в том, что выпуск данных облигаций не требуют обеспечения, также не существует лимита номинальной стоимости облигаций для каждой компании, который бы учитывал финансовое положение эмитента и его возможность выполнить обязательства в полном объеме.

Также негативным моментом является небольшой круг ограничений по выпуску таких облигаций, который относится только к включению акций эмитента в котировальный список фондовой биржи, осуществившей листинг акций эмитента биржевых облигаций, к периоду существования эмитента не менее 3 лет и надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за 2 завершенных финансовых года.

Согласно мнению многих экспертов биржевые облигации можно рассматривать в виде бонуса для эмитента, который прошел все этапы от частной компании до публичной и открытой, акции которой торгуются на фондовой бирже.

23.3 Исключение главы 9 (Реклама на рынке ценных бумаг) из № 160 ФЗ от 16.10. 2006.

Согласно Федеральному закону от 16.10. 2006 № 160-ФЗ глава 9 (Реклама на рынке ценных бумаг)"Закона о рынке ценных бумаг» утратила свою силу Федеральный закон от 16.10.2006 № 160 - ФЗ (ред. От 27.06.07.) “О иностранных инвестициях в РФ ”(принят ГД СФ РФ 25.06.1999).

Законодатель исключил из «Закона о рынке ценных бумаг» данную главу в связи с тем, что параллельно с этой главой в «Законе о рынке ценных бумаг» действовал закон «О рекламе», который содержал другие нормы к рекламе ценных бумаг, и в настоящее время действуют нормы «Закона о рекламе», что позволяет разрешать вопросы, связанные с рекламой на рынке ценных бумаг, избежав коллизий, существовавших ранее.

Так, согласно «Закону о рынке ценных бумаг» реклама эмиссионных ценных бумагах запрещалась до даты государственной регистрации их выпуска, а «Закон о рекламе» не допускает их рекламу до осуществления регистрации их проспекта.

Также в законе «О рынке ценных бумаг» рекламодателям запрещалось указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам, в то время как в «Законе о рекламе» реклама ценных бумаг не должна содержать размер дохода по ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах.

Законодателем также был устранен правовой пробел, и одновременно с исключением главы о рекламе из «Закона о рынке ценных бумаг» в «Закон о рекламе» была добавлена не существовавшая ранее норма, которая запрещает рекламу биржевых облигаций до даты их допуска фондовой биржей к торгам в процессе их размещения.

3.4 Изменения российских депозитарных расписок

Федеральным законом от 30.12. 2006 № 282-ФЗ были внесены изменения, касающиеся нового вида ценных бумаг - российских депозитарных расписок Федеральный закон от 18.07.2000 № 283 - ФЗ (ред. От 27.06.07.) “О иностранных инвестициях в РФ ”(принят ГД СФ РФ 25.06.1999).

Федеральным законом N 288-ФЗ был законодательно закреплен новый вид ценных бумаг - российские депозитарные расписки (РДР.).

Закон закрепил следующие характеристики РДР:

это именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости;

РДР удостоверяет право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента;

закрепляет право ее владельца требовать от эмитента РДР получения взамен РДР соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем РДР прав, закрепленных ценными бумагами.

РДР одного выпуска удостоверяют право собственности на ценные бумаги только одного эмитента и вида (категории, типа) ценных бумаг.

эмитентом РДР могут быть исключительно депозитарии, созданные на территории РФ и зарегистрированные ФСФР РФ.

депозитарий должен соответствовать требованиям по размеру собственного капитала (20 млн. рублей, а начиная с 01 января 2008 года 40 млн. рублей) и сроку осуществления депозитарной деятельности, который должен быть не менее трех лет.

депозитарий вправе вести реестр РДР независимо от количества владельцев РДР.

учет прав депозитария - эмитента РДР как лица, действующего в интересах третьих лиц, проводится организацией, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, которая входит в перечень, утвержденный ФСФР России.

в случае принятия на себя эмитентом представляемых ценных бумаг обязательств перед владельцами РДР, у владельцев появляется право требовать надлежащего выполнения этих обязательств.

в случае если эмитент РДР не принимает обязательств перед владельцами РДР, в том числе в части раскрытия информации, эмиссия РДР на ценные бумаги возможна лишь в случае, если последние включены в котировальные списки иностранных фондовых бирж, перечень которых утверждается ФСФР РФ.

В отличие от акций и облигаций процедура эмиссии РДР включает только - утверждение решения о выпуске РДР уполномоченным органом управления эмитента РДР; - госрегистрацию выпуска РДР - размещение РДР и не ограничена в сроках их размещения.

Дополнительный выпуск РДР осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске РДР в части увеличения максимального числа одновременно обращающихся РДР и не подлежит госрегистрации.

Законодатель устанавливает ряд требований к содержанию решения о выпуске РДР, в котором должны содержаться в том числе: указание на условия размещения, порядок дробления и многие другие требования. Решение о выпуске подписывается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа, с проставлением печати депозитария - эмитента РДР.

Положительные стороны, от появления РДР следующие:

диверсификация инвестиций и рисков, прежде всего, страновых.

упрощенный доступ на зарубежные финансовые рынки. При этом торговля и клиринг происходят в соответствии с требованиями внутреннего рынка;

получение доходов и иных платежей, причитающихся владельцам ценных бумаг, в рублях, минуя различные ограничения, накладываемые законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;

возможность экономии транзакционных издержек за счет обслуживания при совершении операций с ценными бумагами местных и иностранных эмитентов через одного профессионального участника рынка ценных бумаг;

упрощение процедуры слияния/поглощения; возможность участия в корпоративных событиях, связанных с осуществлением прав по ценным бумагам иностранных эмитентов.

Выгоды появления РДР для фондового рынка заключаются в:

росте биржевых оборотов;

возможности участия национальных инвесторов в процессах финансовой глобализации и установления новых связей с партнерами за рубежом;

появлении нового рынка услуг для депозитариев, андеррайтеров, агентов по размещению, юридических и финансовых консультантов;

появление более легкого в оформлении и менее рискованного способа инвестиций в иностранные активы;

это не вывоз капитала в чистом виде, как при прямых инвестициях в ценные бумаги, т. к обеспечивается соблюдение российского суверенитета над процессом эмиссии и обращения бумаг.

Видимые минусы данной бумаги следующие:

можно сделать предположение о том, что для отечественных компаний данные ценные бумаги не есть абсолютное благо, так как им придется столкнутся с конкуренцией зарубежных фирм на родном рынке, и они будут вынуждены бороться за отечественные капиталы;

РДР, хотя и являются российскими инструментами, представляют активы иностранных компаний. Значит, риски инвесторов всегда будут выше, чем при покупке обычных российских акций;

и, наконец, Федеральный закон от 17.05. 2007 № 83-ФЗ установил то, что помимо существовавшего в прежней редакции «Закона о рынке ценных бумаг» определения дилера, им, кроме юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, может быть также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

Заключение

Для более полной картины предлагаемых изменений в законодательстве о рынке ценных бумаг необходимо определить сильные и слабые стороны Стратегии.

Наиболее важным плюсом, на мой взгляд, является само появление стратегии развития финансового рынка, согласно которой предполагается принять порядка 25 новых законов.

Данный факт несомненно является мощным положительным стимулятором развития финансового рынка, так как предполагает наличие масштабной, экономической, комплексной программы, которая позволит как российским, так и иностранным инвесторам планировать свои действия на долгосрочную перспективу. Очевиден тот факт, что утверждение данной стратегии означает развитие нового этапа в развитии экономии нашей страны.

Однако, согласно мнению некоторых экспертов главный недостаток стратегии заключается в том, что она, в первую очередь является «стратегией продавцов», не сбалансирована с точки зрения интересов всех участников инвестиционного процесса.

В основном рассматривает рост финансового рынка как некоторую данность. Предложения стратегии носят поверхностный и инерционный характер. Неправильные предпосылки даны в стратегии, например, в отношении доступа к деньгам инвестора, в том числе и массового. Основным препятствием их доступа на рынок авторы стратегии связывают только с регулятивными и инфраструктурными проблемами.

Положения Стратегии подчас несогласованны с действующим налоговым законодательством. Так, например, Стратегией предусматривается ускорение развития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовом рынке существенный рост доли консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения.

Однако, начиная с 1 января 2007 года, инвестор - физическое лицо лишился права воспользоваться имущественным налоговым вычетом по ценным бумагам, находившимся в его собственности более 3-х лет. Таким образом, пропал стимул для какой-то части стратегических инвесторов, которые после этого должны были уйти с долгосрочных рынков коллективных инвестиций, что и подтверждается.

Также стратегия в целом пропитана духом оптимизма, и не предусматривает алгоритм действий финансового рынка, в случае неблагоприятного развития ситуации.

И, несмотря на вышесказанное, принятие такого рода документа является подтверждением признания государством важности роли фондового рынка в экономике страны. Остается только найти понимание чиновников на всех уровнях властных структур, что позволит воплощать утвержденную стратегию в более быстрые сроки.

И, в заключении хотелось бы сказать, что проанализировать положительный или отрицательный эффект от применения законов, утвержденных в Стратегии не предоставляется возможным, так как большинство из них еще не принято, по принятым не сложилась практика применения, следовательно более глубокий анализ эффекта от вводимых законов, можно будет произвести позже.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 05.01.06 № 7 - ФЗ (ред. От 27.06.07) “О внесении изменений в Федеральный закон “Об Акционерных обществах” и некоторые другие законодательные акты РФ ”(принят ГД СФ РФ 23.12.05);

2. Федеральный закон от 27.07. 2006 № 138-ФЗ “О рынке ценных бумаг ”(принят ГД СФ РФ 04.06. 1998);

3. Федеральный закон от 16.10. 2006 № 160 - ФЗ (ред. От 27.06.07) “О иностранных инвестициях в РФ ”(принят ГД СФ РФ 25.06. 1999);

4. Федеральный закон от 18.07. 2000 № 283 - ФЗ (ред. От 27.06.07) “О иностранных инвестициях в РФ ”(принят ГД СФ РФ 25.06. 1999);

5. Лялин В. А,, Воробьев П. В, Рынок ценных бумаг. Учебник. М. 2008;

6. Благодатин А. А., Лазовский Л.Ш., Рейзберг Б.А. - Финансовый словарь М. 2008;

7. Шарп Б.А. Инвестиции. Учебник - М.: "ИНФРА-М", 1997;

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.М. 2007;

9. Элдер А. Как играть и выигрывать на бирже. М.: ИНФРА-М", 2007;

10. Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок / Пер. с англ. М.: ИНФРА - М, 1997;

11. Сажин А.Ф., Смирнова Е.Е. Институты рынка. М.: Изд-во БЕК, 1998;

12. Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" http//www.akdi.ru;

13. Портал информационной поддержки операций на финансовых рынках: http://www.fintools.ru/

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты