Рефераты

Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов

Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общие положения по федеральному бюджету и его расходам
  • 1.1 Бюджет
  • 1.2 Расходы бюджета
  • 1.3 Классификация расходов бюджета
  • Глава 2. Расходы федерального бюджета на 2009 год
  • 2.1 Анализ расходов федерального бюджета на 2009 год с точки зрения заявленных приоритетов
  • 2.2 Анализ расходов федерального бюджета на 2009 год с точки зрения фактических приоритетов
  • 2.3 Приоритетный национальный проект "Здоровье" в бюджете 2009 года
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения
Введение

Бюджет регулирует многие аспекты жизни страны. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в России. Но отдельного внимания заслуживают расходы бюджета.

Именно благодаря расходам развиваются те или иные отрасли; поддерживаются субъекты РФ, которые не могут решить все навалившиеся на них проблемы только за счет собственного бюджета. Благодаря расходам бюджета населению предоставляется гарантированная бесплатная медицинская помощь и многие другие блага.

Но структура расходов, их планирование, а также исполнение не являются простым делом. Для наибольшей эффективности, они требуют к себе персонального подхода и изучения.

В связи с этим представляется актуальность темы настоящей курсовой работы.

Главной целью данной работы является исследование бюджетных расходов с точки зрения заявленных и фактических приоритетов.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) Исследовать общие вопросы, касающиеся бюджета в целом;

2) Раскрыть понятие "расходы бюджета";

3) Изучить формы предоставления денежных средств;

4) Изучить классификации бюджета;

5) Проанализировать заявленные приоритеты расходования бюджетных средств;

6) Проанализировать запланированные расходы на примере федерального бюджета 2009 года по разделам;

7) Изучить запланированные расходы бюджета 2009 года на реализацию федеральных целевых программ;

8) Исследовать фактическое исполнение расходной части бюджета 2009 года по разделам;

9) Проанализировать фактические расходы на реализацию федеральных целевых программ;

10) Исследовать осуществление приоритетного национального проекта "Здоровье" по сравнению с запланированными объемами исполнения в 2009 году.

При написании данной работы использовались федеральные законы и нормативные акты РФ, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники.

Глава 1. Общие положения по федеральному бюджету и его расходам

1.1 Бюджет

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет. Бюджет всегда был и остается барометром экономического, социального и политического положения в стране. В нем отражаются основные процессы, происходящие в государстве, поэтому перед тщательным рассмотрением его расходов просто необходимо ознакомиться с самим понятием бюджет и с тем, что с ним связано.

Слово бюджет происходит от английского слова budget - сумка.

В Бюджетном Кодексе термин бюджет определяется как "форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - Режим доступа http://www.consultant.ru/popular/budget/. Дата обращения: 04.10.2010.- ст. 6;

Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). И только с приходом нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала формироваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия, правоохранительная деятельность, управление), связанных только с государственным управлением. Впервые, как форма образования и расходования государственных денежных средств он появился в Англии (последняя треть ХVII в.), затем во Франции (конец ХVIII века). Они стали первыми странами, установившими практику составления бюджетов, которая в ХIХ в. распространилась на большинство стран.

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. В нем концентрируются большая доля национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания органов власти и управления и укрепления обороны. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Также он является инструментом регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Косов, Н.С. Основы макроэкономического анализа: учебное пособие. Тамбов., 2007. С. 60; Это регулирование происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

При помощи бюджета поддерживается экономический рост, развиваются основные отрасли хозяйства, ускоряется научно-технический прогресс. Так, увеличивая объем государственных инвестиций, государство повышает спрос на рабочую силу. Это дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. - М., 2005. С. 266;

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит. Вечканов Г.C., Вечканова Г.Р. Макроэкономика,. -- СПб, 2008. С. 161. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.

Так в 2009 году федеральный бюджет исполнялся с дефицитом в размере 3 131 396,5 млн. руб.

Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Именно по этому любые изменения или колебания в нем приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.

Являясь составной частью финансовых отношений и имея денежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функции, в разной литературе их выделяют различное количество:

1) распределительная функция выражается в формировании и использовании централизованного фонда денежных средств (доходы и расходы бюджета);

2) контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

3) Регулирующая - проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги. Котельникова Е.А. Финансы. Конспект лекций. М., 2008. С. 43.

4) Стимулирующая функция проявляется в поддержке передовых отраслей экономики.

5) Плановая функция сопряжена с установлением пропорций в развитии экономики, ее отраслей и предприятий, объемов денежных средств, выделяемых на основные, приоритетные направления общественного воспроизводства. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М., 2007. С. 219.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов относятся:

единство правовой базы;

полнота учета бюджетных доходов;

сбалансированность бюджета;

эффективность и экономность бюджета.

Единство правовой базы означает, что бюджет утверждается в форме закона (или правового акта для органов местного самоуправления). Составляется он в соответствии с показателями среднесрочного бюджетного планирования, скорректированными с учетом прогноза социально-экономического развития и концепции бюджетной политики на очередной финансовый год.

Полнота учета бюджетных доходов означает, что все налоговые и неналоговые доходы и другие обязательные поступления, установленные действующим законодательством, подлежат зачислению в обязательном порядке. Несоблюдение зачисления доходов и иных поступлений является правонарушением и влечет применение мер ответственности.

Сбалансированность бюджета предполагает, что объем расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита, определяемых в точном соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством.

Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные на то органы должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу федеративного устройства страны, существует три уровня бюджетов:

1) Федеральный бюджет. Является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в различных областях и сферах деятельности.

2) Бюджеты субъектов РФ. Представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъекта РФ.

3) Местные бюджеты. Являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В совокупности с внебюджетными фондами эти уровни составляют бюджетную систему.

Единство бюджетной системы РФ не подразумевает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, а последние не входят в федеральный бюджет. Но в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для реализации их задач из вышестоящих бюджетов (федерального и регионального) могут передаваться им дополнительные ресурсы. Это позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. -- М., 2005. С. 27; Направляются эти ресурсы на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Но при этом основная координирующая роль принадлежит федеральному бюджету. Поэтому исходными макроэкономическими показателями для построения федерального бюджета являются:

1) объем валового внутреннего продукта на финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в финансовом году;

2) инфляция (темп роста цен) в расчете декабрь финансового года к декабрю отчетного года;

3) среднегодовой курс рубля к доллару США. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. -- М., 2005.С. 513.

Ежегодно в составе бюджета каждого уровня в законодательном порядке должны утверждаться следующие показатели:

общий объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета;

прогнозируемые доходы бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов РФ;

нормативы отчислений в бюджеты других уровней от регулирующих доходных источников;

расходы бюджета по показателям функциональной классификации;

капитальные расходы бюджета (бюджет развития) и текущие расходы бюджета (бюджет текущих расходов);

объемы и перечень внутренних заимствований по показателям источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

статьи (показатели, нормативы), определяющие особенности регулирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта. Это позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Обобщим вышесказанное.

Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет является инструментом регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру и осуществления мер по ее стабилизации.

Он представляет собой баланс доходов и расходов. При сбалансированном бюджете они равны. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит; обратное явление - профицит.

Бюджет можно назвать главным экономическим законом страны, в нем фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

1.2 Расходы бюджета

Проблема управления расходами бюджета является одной из важнейших проблем в каждом государстве независимо от развитости государства и поступлений в казну правительства. Как правило, это связано с тем, что денежные средства, выделенные из государственной казны для финансирования отдельных секторов экономики или социальной жизни страны, оказываются недостаточными для выполнения поставленных задач.

Управление расходами строится адекватно растущим задачам государства и его бюджета. В современных условиях управление расходами осложняется ограниченностью, а порой и недостатком ресурсов на всех стадиях принятия государственных решений - от определения всего объема расходов до их распределения и финансирования.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов.

Независимо от источников поступления средств все расходы государства имеют одни и те же принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

Бюджетные расходы покрываются за счет сбора налогов, неналоговых поступлений, займов и выпуска денежных знаков. Внутренние и внешние займы выпуска денежных знаков не являются источниками доходов бюджетов, а лишь источниками покрытия их дефицитов. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.2-е изд. М., 2007. С. 76;

Расходы государственного бюджета представлены в виде денежных средств, направляемые на финансирование задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансфертные платежи населению (под трансфертными платежами понимаются выплаты, осуществляемые без представления их получателями каких-либо товаров и услуг. Трансфертные платежи - это пенсии, пособия по безработице, стипендии, пособия многодетным семьям и т.п. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. - М., 2005. С. 267. Их доля в расходах бюджета зависит от социально-политической ориентации государства.);

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений (под ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В данном случае под бюджетным обязательством подразумевается содержание бюджетных учреждений.);

· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств (бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах);

· субсидии физическим и юридическим лицам (Под субсидиями же понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; данное понятие было исключено в редакции Бюджетного Кодекса от 26.04.2007г. № 63-ФЗ.);

· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

· кредиты иностранным государствам (бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах);

· кредиты и заимствования внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам (понятием бюджетная ссуда обозначают средства бюджета, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/apaaeaoiass_nnoaa.html. Дата обращения: 14.10.2010. Термин дотации означает межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ), предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования);

· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М., 2006. С. 144.

· средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий (в данном случае под долговыми обязательствами следует понимать государственный или муниципальный долг, т.е. обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Под государственными и муниципальными гарантиями следует понимать вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, ее субъект, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром).

Одной из важных функций государства является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Они отражаются в федеральном законе, законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время в РФ до сих пор сохраняется целый ряд отрицательных моментов в области расходования бюджетных средств. К таким моментам относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство. Все это снижает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

К основным задачам в области совершенствования расходования бюджетных средств в России можно отнести:

1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

2) увеличение государственных инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

4) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;

5) концентрация расходов бюджета на наиболее затратах, гарантирующих большую отдачу;

6) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;

7) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

8) усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Расходная часть бюджета Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб., 2004. С. 566. Оно отличается от кредитования тем, что кредитование, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Но безвозвратность не означает произвольность в использовании средств. При применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денежных средств для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Следует более подробно рассмотреть бюджетное финансирование и бюджетное кредитование.

Бюджетное финансирование является основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

К принципам бюджетного финансирования относятся:

1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться только при условии получения наибольшей результативности;

2) Целевой характер использования предоставленных бюджетных средств, то есть средства предоставляются только на основе утвержденного бюджета на заранее обусловленные цели;

3) Безвозвратность бюджетного финансирования;

4) Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее предоставленных ассигнований.

5) Бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

При бюджетном финансировании используются два способа: "нетто-бюджет", когда средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом; и "брутто-бюджет", который применяется для предприятий и организаций, состоящих полностью на бюджетном финансировании, т.е. бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, связанных как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Одновременно с бюджетным финансированием существует и кредитование. Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между банковскими кредитами и бюджетным финансированием. В отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности, но проценты по ряду таких ссуд не взимаются. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Пол ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 284.

Бюджетные кредиты предоставляются в следующих формах:

1) Бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

2) Кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

3) Кредиты иностранным государствам.

Бюджетные кредиты государственным и муниципальным предприятиям предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Кредит же частному юридическому лицу предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, которое должно иметь высокую степень ликвидности. Способы обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита - это банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в виде акций, иных ценных бумаг, паев). Обязательные условия предоставления бюджетного кредита - проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.

При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, а также условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.

Бюджетные кредиты на возвратной и возмездной основах на срок до одного года и в объеме, утвержденном в законе о бюджете на очередной финансовый год, могут также предоставляться и бюджетам других уровней.

Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов. Процентная ставка по бюджетным кредитам устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год.

Все бюджетные расходы, производимые государством, можно условно разделить на несколько направлений. Так, расходы, производимые в сфере материального производства, жилищно-коммунальных услуг, относятся к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.

В данном направлении бюджетные средства выделяются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства, обеспечение простого воспроизводства, операционные и прочие расходы.

Основная часть денежных средств в данном направлении выделяется таким приоритетным отраслям народного хозяйства как: энергетика, топливная промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Необходимо выделить такое направление как расходы на социальные нужды. Они связаны с выполнением государством социальных функций. К данному направлению относятся расходы на образование, культуру, кинематографию, на средства массовой информации, на здравоохранение, спорт, социальную политику и т.д.

Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования. Смета является финансовым планом бюджетных учреждений. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.

Также выделяется такое направление как расходы на национальную оборону. Объем данных расходов зависит от ряда внутренних и внешних факторов: международной обстановки; размера территории страны; технической оснащенности армии; уровня социального положения военнослужащих; экономических возможностей страны.

К расходам на оборону можно отнести: расходы на содержание армии и флота, на закупку вооружений и военной техники, на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты.

Также к основным направлениям расходования бюджетных средств можно отнести расходы на управление.

В состав данного направления входят такие расходы как: расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры, на содержание органов государственной власти, на проведение выборов и референдумов, и т.д.

Сделаем вывод.

Расходами бюджета являются выплачиваемые из бюджета денежные средства, кроме средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетные расходы бывают следующих форм: трансферты, кредиты, субсидии, бюджетные ссуды, ассигнования, займы и т.д.

Одной из важных функций государства является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств.

В РФ до сих пор есть ряд негативных явлений в области расходов бюджета: нецелевое расходование средств, низкая эффективность их использования, выделение недостаточного количества средств, предназначенных для решения вопросов и т.д. Из данных проблем вытекают следующие задачи улучшения исполнения расходов бюджета: увеличение инвестиций в приоритетных областях; повышение эффективности расходов; сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга; усиление контроля за использованием бюджетных средств и т.п.

1.3 Классификация расходов бюджета

Разработка политики в области государственных расходов, отвечающей требованиям конкретного периода, во многом зависит от того, насколько четко классифицированы государственные расходы. Обоснованная классификация расходов создает основу для их точного планирования. Куликов, Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России: учеб. Пособие. Тамбов, 2007. С. 34;

Разнообразие видов бюджетных расходов продиктовано целым рядом факторов:

природой и функциями государства;

уровнем социально-экономического развития страны;

развитостью связей бюджета с национальной экономикой;

административно-территориальным делением государства;

формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Рассмотрим различные классификации бюджета, приведенные в Бюджетном Кодексе и литературе.

Бюджетная классификация предусматривает адресное выделение финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. -- М., 2005. С. 35.

Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов федерального, регионального и местного уровней, отражающих направление финансовых средств на выполнение органами власти функций государства, решение социально-экономических задач. Она включает в себя следующие уровни:

· Первый - разделы, отражают направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства;

· Второй - подразделы, конкретизирующие каждое направление расхода бюджетных средств в пределах разделов;

· Третий - целевые статьи расходов бюджетов, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти;

· Четвертый - виды расходов бюджетов, детализирующие каждое направление финансирования расходов по целевым статьям.

Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11.

На основании статьи 21 Бюджетного Кодекса можно выделить следующие разделы расходов бюджета в РФ:

1) Общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования, судебная система, международные отношения, фундаментальные исследования и т.д.);

2) Национальная оборона (Вооруженные Силы РФ и их модернизация, ядерно-оружейный комплекс, прикладные научные исследования в области национальной обороны и т.д.);

3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, органы внутренних дел, внутренние войска, органы пограничной службы, миграционная политика, обеспечение пожарной безопасности и т.д.);

4) Национальная экономика (общеэкономические вопросы, исследование космического пространства, сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика и т.д.);

5) Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства);

6) Охрана окружающей среды (экологический контроль, охрана объектов растительного и живого мира, научные исследования в области окружающей среды и т.д.);

7) Образование (дошкольное, общее, начальное профессиональное, высшее образования, молодежная политика, прикладные научные исследования в области образования и т.д.);

8) Культура, кинематография и средства массовой информации (культура, кинематография, телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.д.);

9) Здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь, физическая культура и спорт и т.д.);

10) Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства и т.д.);

11) Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, и т.д.).

Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. -- М., 2007. С. 83;

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А.Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс.- М.,2008. С. 179.

Капитальные расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они состоят из расходов, предназначенные для инвестиций в организации в соответствии с инвестиционной программой; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта (либо другие расходы, которые приведут к расширению воспроизводства); расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество; другие капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета.

Текущие расходы бюджета, обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики, а также другие расходы, которые не включены в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Они включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, текущие расходы государственных учреждений, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, некоторые из них относятся к числу защищенных статей, то есть не подлежащих сокращению в результате секвестирования бюджета. Данные статьи не могут быть сокращены даже при недостатке доходных источников. К защищенным статьям относятся такие как: заработная плата с начислениями; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; компенсации за продовольственное обеспечение; пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению; оплата коммунальных услуг и т.д.

Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. - М., 2003. С. 109.

В литературе расходы бюджета также классифицируют по их общественному назначению. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие группы расходов:

1) Финансирование социально-культурных мероприятий;

2) Финансирование промышленного производства;

3) Содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления;

4) Финансирование науки;

5) Финансирование обороны;

6) Расходы по внешнеэкономической деятельности;

7) Создание резервных фондов;

8) Расходы по обслуживанию государственного долга;

9) Прочие расходы и выплаты.

Существует также ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти:

расходы федерального бюджета;

расходы бюджетов субъектов РФ;

расходы местных бюджетов.

Ведомственная классификация необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В каждом из уровней данной классификации расходов, выделяются уровни главных распорядителей средств соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (федерального, регионального или местного), а также по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.

Вывод к параграфу.

Для понимания направлений и объемов расходования бюджетных средств, а также для их эффективности необходима классификация расходов бюджета. В Бюджетном кодексе приводится функциональная классификация, состоящая из: раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

Кроме функциональной классификации в литературе выделяют еще такие, как: по общественному назначению расходов, ведомственную классификацию.

Следует отметить также разделение расходов в зависимости от их экономического содержания на текущие и капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства; а текущие - обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов МСУ и бюджетных учреждений, а также поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.

Выводы к главе.

Расходы бюджета являются очень важной категорией. Ведь именно от них зависит, какие стороны функционирования государства будут развиваться быстрее, а какие медленнее, а это напрямую отражается на жизни населения, на его уверенности в завтрашнем дне.

Нельзя рассматривать расходы бюджета, не имея представления о нем самом.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, которые предназначаются для решения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет играет огромную роль в экономической жизни страны, он регулирует как всю экономику в целом, так и по отдельным отраслям; поддерживает развитие страны, ускоряет научно-технический прогресс и т.д.

Существует 3 уровня бюджетной системы РФ: Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Из этого вытекает, что он может быть сбалансированным или профицитным, или дефицитным. В 2009 году дефицит составил 3 131 396,5 млн. руб., а в 2010 на данный момент, в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы" составляет 2 381 468,3 млн. руб.

Расходами бюджета называются выплачиваемые из него денежные средства. Исключение составляют источники финансирования дефицита бюджета.

Исполнение расходной части представляется в таких формах как субсидии, трансферты, ассигнования, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и т.д.

Одной из важных функций государства является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Данные направления отражаются в различных законах и нормативных актов как федерального, так и регионального и местного значения о бюджете на очередной финансовый год.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов.

Все расходы бюджета можно разделить на несколько направлений, например: расходы на оборону, на финансирование реального сектора страны и т.п. Но данное деление не даст полной информации о видах расходов. Ее можно увидеть только в классификации расходов бюджета.

В Бюджетном кодексе РФ приводится классификация, названная функциональной. Состоит она из четырех уровней: разделы, подразделы, целевые статьи расходов бюджетов, виды расходов.

Кроме данной выделяют деление расходов по экономическому содержанию; классификацию по общественному значению; ведомственную классификацию и т.д.

Глава 2. Расходы федерального бюджета на 2009 год

2.1 Анализ расходов федерального бюджета на 2009 год с точки зрения заявленных приоритетов

В каждый год государство расходует бюджетные средства на свои нужды. При данном процессе необходимо четкое понимание о направлении расходования средств. Именно поэтому возникает такая категория как запланированные расходы.

Под ними необходимо понимать расходы, осуществление которых в каждом конкретном году известно законодателю заранее, что позволяет учесть их при составлении закона о бюджете. Право, теория и понятие права [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/157. Дата обращения 12.10.2010.

В своем ежегодном бюджетном послании Федеральному Собранию Президент РФ определяет приоритеты бюджетных расходов на очередной финансовый год и плановый период.

В послании Д.А. Медведева от 23 июня 2008 года выделены следующие приоритеты расходования бюджетных средств на 2009 год:

· здравоохранение;

· образование;

· научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

· модернизация транспортной структуры;

· расширение возможностей духовного развития.

Также, согласно данному бюджетному посланию в 2009 году необходимо:

1. Увеличить размер социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить этот минимум более чем в 1,3 раза;

2. Предоставить ассигнования на индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами;

3. Завершить обеспечение ветеранов и инвалидов-очередников специальным автомобильным транспортом;

4. Предоставить ассигнования для обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил постоянным жильем;

5. Увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)";

6. Начать реализацию федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в РФ (2009 - 2015 годы)";

7. Увеличить ассигнования на реализацию целевой программы "Глобальная навигационная система";

8. Начать реализацию федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники";

9. Начать реализацию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы;

10. Увеличить ассигнования на реализацию Федеральной космической программы;

11. Принять новую подпрограмму "Развитие футбола в РФ на 2008 - 2015 годы";

12. Увеличить ассигнования на федеральную целевую программу "Культура России (2006 - 2010 годы)";

13. Реализовать федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2013 годы";

14. Реализовать федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года";

15. Начать реализацию программы "Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009 - 2013 годы)";

16. Начать реализацию программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах";

17. Начать реализацию федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009 - 2015 годах";

18. Увеличить расходы на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы";

19. Учесть расходы на подготовку к проведению Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи;

20. Предусмотреть средства на создание сети федеральных университетов и их развитие;

21. Выделить ассигнования для реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий и т.д.

Говоря о запланированных расходах бюджета, необходимо понимать, что данный вопрос не ограничивается только лишь бюджетным посланием президента, т.к. оно не может охватить все процессы, происходящие в государстве.

Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проектах федеральных законов о бюджете и самом федеральном бюджете. Именно там они представлены в количественном выражении и согласно функциональной классификации.

Рассмотрим это на примере бюджета РФ на 2009 год.

Так как запланированные расходы, судя по определению должны быть известны еще до составления бюджета, логично подразумевать их отражение в законопроекте о бюджете на очередной финансовый год.

Общий объем расходов федерального бюджета в данном году, в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" N 94777-5, был предусмотрен в сумме 9 024,7 млрд. руб., что на 2 002,8 млрд. руб., или на 28,5%, больше показателя 2008 года, законодательно утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 122-ФЗ. "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (Заключение на проект федерального закона N 94777-5) [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. - Электрон. Дан. - Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=74522#826B7D0638B2E15EB2649B4D6E0CFCF0. Дата обращения:1.11.2010. При этом доля расходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2009 году возросла по сравнению с 2008 с 16,6% до 17,5%.

Расчет всего объема расходов федерального бюджета на 2009 год производился в соответствии с требованиями, установленными в Бюджетном кодексе РФ в отношении размера:

· нефтегазового трансферта в размере, не превышающем 5,5% ВВП в 2009 году;

· источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП.

Сравнив расходы федерального бюджета за 2008 год и за 2009 год (на основании законопроекта № 94777-5), можно увидеть, что они увеличились как в целом, так и по каждому разделу (см. приложение № 1).

Проанализировав проект закона о бюджете, можно увидеть, что значительные объемы финансирования традиционно распределены по разделам "Межбюджетные трансферты", "Общегосударственные вопросы", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Национальная экономика".

Важно отметить, что расходы на национальную экономику в 2009 году по сравнению с 2008 годом, согласно проекту, увеличились на 34,8%, на национальную оборону - на 25,7%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - на 31,3%, на жилищно-коммунальное хозяйство - на 68,2%, здравоохранение - на 59,1%. По прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год, параметрам прогноза на период до 2011 года и проекту федерального закона N 94777-5 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (Заключение Комитета Государственно Думы от 15 сентября 2008 г. N 3.8-16/1009) [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=74521;dst=0;ts=64297C88CAD375AFE1FB779BC3F4659C#35F6FFAD68456B2FE2547859C05535E8. Дата обращения: 31.10.2010.

Ощутимо были увеличены расходы по разделу "Общегосударственные расходы", в 2009 году они составят 1 317,4 млрд. руб. (увеличение по сравнению с 2008 годом на 447,1 млрд. руб.). При этом расходы на обслуживание государственного и муниципального долга планировались в размере 198,0 млрд. руб.

Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" на 2009 год были запланированы в размере 1277,5 млрд. руб. Основное место в их структуре занимают ассигнования на содержание Вооруженных Сил РФ.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" планировались в размере 1085,9 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на: органы внутренних дел - 25,8 % (от ассигнований по всему разделу), органы безопасности - 17,1%, система исполнения наказаний - 13,6%. Расходы на реализацию федеральных целевых программ в рамках данного раздела должны были составить 20818,8 млн. руб.

Раздел "Национальная экономика" является единственным, в рамках которого более половины расходов в 2009 году составляли расходы на реализацию федеральных целевых программ. Так, например, на подпрограмму "Железнодорожный транспорт" в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" с данного раздела выделялось 4,068 млрд. руб.; на подпрограмму "Исследование природы мирового океана" в рамках программы "Мировой океан" - 107,3 млн. руб. и т.д. В целом расходы на раздел "Национальная экономика" составляли 1039,4 млрд. руб.

Что касается раздела "Жилищно-коммунального хозяйства", то, согласно законопроекту о бюджете, на 2009 год предполагалось выделить 88,752 млрд. руб., среди которых на федеральные целевые программы (ФЦП) планировалось затратить 7704,115 млн. руб.

Расходы на охрану окружающей среды составляли 13,8 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды (в составе подраздела "Другие вопросы в области охраны окружающей среды). К проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (пояснительная записка) [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. - Электрон. дан. - М.: Информ. компания "консультант +", сop. 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).


© 2010 Рефераты