Уровень жизни -- экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и др. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум».
Прожиточный минимум -- следующий социальный стандарт, обобщенный показатель или шкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначает низкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом минимальных физиологических норм потребления товаров и услуг.
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерное соотношение -- один к двум.
Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины. Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Содержание потребительской корзины разрабатывается Институтом социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН и Институтом питания РАМН и утверждается Министерством труда и социального развития РФ один раз в пять лет. Условия переходного периода, когда экономическая ситуация меняется стремительно со сменой состава Правительства РФ (семь раз за семь лет), ставят эту норму вне экономической жизни населения.
Стоимость минимальной потребительской корзины, т.е. ее содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Расчеты прожиточного минимума в настоящее время осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минтруда России в ноябре 1992 г.
Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Расчеты включают расходы на одежду, обувь, посуду, лекарства, культтовары и мебель, расходы на транспорт, оплату жилья, коммунальные платежи, транспорт, налоги и сборы. Следовательно, структура бюджета минимального прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять -- 46,1%, непродовольственные товары -- 39%, услуги --13,2%, налоги и сборы -- 2,7%.
Прожиточный минимум дифференцирован по зонам России и по социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Зоны определяются по показателям условий жизни в различных регионах России.
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Законом Кемеровской области от 12.12.2006 №152-ОЗ «О потребительской корзине в Кемеровской области», для оценки уровня жизни населения Кемеровской области, формирования социальной политики, разработки и реализации социальных региональных программ Коллегия Администрации Кемеровской области постановила установить по представлению департамента труда Кемеровской области (Н.И.Сурков) и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (С.М.Григорьев) величину прожиточного минимума в целом по Кемеровской области за первый квартал 2008г. в расчете на душу населения - 3775рублей, для трудоспособного населения - 4048рублей, пенсионеров - 2897рублей, детей - 3759рублей.
10 марта 2006 г. Государственная дума приняла давно ожидаемый Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Срок действия предыдущего Федерального закона (от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ) истек еще 31 декабря 2004 г.: Госдуме пришлось неоднократно продлевать его действие и рекомендовать правительству ускорить разработку и внесение соответствующего законопроекта.
Качественный состав и количественные характеристики наполнения потребительской корзины обосновываются с уметом важнейших характеристик жизнедеятельности людей, определяемых:
· энергетическими затратами, зависящими от вида, тяжести и напряженности труда (производственный и трудовой факторы);
· национальными особенностями (этнический и культурный факторы).
На потребности, связанные с качеством и объемом питания, требованиями к медицинскому обслуживанию, бытовым, транспортным услугам, влияет и ряд других факторов (состояние здоровья, семейное положение и др.).
Следует отметить, что услуги здравоохранения, образования и социального обслуживания в состав потребительской корзины не включаются. Имеется в виду, что их минимальные объемы предоставляются населению бесплатно учреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.
Учитывая масштабы территории нашей страны, определение минимального набора продуктов питания проводится по 16 зонам (выделенным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления), непродовольственных товаров и услуг- по 3. Такое "районирование" позволяет рассчитать стоимость потребительской корзины в субъектах. Федерации в соответствии с рекомендуемыми для определенной зоны объемами потребления по продовольственным товарам, непродовольственным товарам и услугам.
Важность принятия Закона обусловливается тем, что исчисляемая на основе потребительской корзины величина прожиточного минимума (ПМ) является индикатором, позволяющим:
· оценить уровень жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
· обосновать устанавливаемые на федеральном уровне МРОТ, величину стипендий, пособий и других социальных выплат, учитываемых при формировании федерального бюджета.
Задержка с принятием Закона негативно сказалась на ходе законодательного процесса и социальном положении населения. По оценкам экспертов, потребительская корзина по своей структуре и величине все больше отклоняется от минимально необходимых величин (в 1,5-2 раза), обеспечивающих простое воспроизводство населения. Так, стоимостное ее выражение - прожиточный минимум - на сегодня должно быть не менее 7-8 тыс. руб. в месяц на человека, а это означает, что нынешний МРОТ составляет лишь 15% реального прожиточного минимума.
Социальные функции, "выполняемые" потребительской корзиной, трудно переоценить: государственная статистика отслеживает рост цен на те товары и услуги, которые в ней содержатся, причем именно в той пропорции, которая задана ее структурой. Это существенно влияет на такие параметры, как официальные показатели инфляции, от которых зависит индексация социальных выплат (пенсий, пособий), ставка рефинансирования Центрального банка, уровень бедности.
Величина потребительской корзины (ее стоимостная форма - ПМ) - камень преткновения интересов представителей исполнительной власти и миллионов людей с низкими доходами. В этой связи многие эксперты считают, что применяемый в нашей стране метод отнесения населения к категории бедных на основе ПМ обладает множеством недостатков и требует более совершенной критериальной базы. Например, страны Восточной Европы, вступившие или готовящиеся вступить в ВТО и Евро-союз, уже перешли на определение границы бедности как определенной доли от среднедушевого дохода. Такой подход, по мнению директора ВЦУЖ В.Бобкова, наряду с абсолютным определением границы бедности позволяет более точно оценить ситуацию с уровнем жизни населения и проводить более эффективную социальную политику.
Новая потребительская корзина представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Новая потребительская корзина в целом по Российской Федерации: объем потребления продовольствия (в среднем на одного человека в год), кг
Наименование продуктов питания
Для трудоспособного населения
Для пенсионеров
Для детей
новое значение
повышение, снижение (+;-)
новое значение
повышение, снижение (+;-)
новое значение
повышение, снижение (+;-)
Хлебные продукты
133,7
-18,3
103,7
-15,3
84
-12
Картофель
107,6
-16
80
-10
107,4
-10,6
Овощи и бахчевые
97
7,6
92
-4,8
108,7
0,6
Фрукты свежие
23
6,3
22
8,4
51,9
10,9
Сахар и кондитерские изделия
22,2
1,9
21,2
2,4
25,2
1,3
Мясопродукты
37,2
5,7
31,5
8,8
33,7
5,2
Рыбопродукты
16
2,3
15
0,3
14
2,8
Молоко и молочные продукты
238,2
27,5
218,9
19,4
325,2
29,6
Яйца, шт
200
34
180
90
193
23
Масло растительное, маргарин и другие жиры
13
1,8
11
0,8
10
-0,3
Прочие продукты (соль, чай, специи)
4,9
-
4,2
-
3,6
-
Энергетическая ценность, ккал в сутки
2418
-
2000
-
2062
-
Настоящий Закон предусматривает совершенствование параметров, структуры потребительской корзины и увеличение ее стоимости. Так, качественная составляющая группы продуктов питания улучшена за счет:
· увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов и ягод;
· снижения норм потребления по хлебным продуктам (хлебу, макаронным изделиям, муке, крупам, бобовым) и картофелю.
Наиболее существенное увеличение норм потребления закладывается по группам:
· мясо и мясопродукты - на 22%, в том числе для пенсионеров - на 39%;
· рыба и рыбопродукты - на 15%, в том числе для детей - на 25%;
· фрукты свежие - на 31%, в том числе для пенсионеров - на 62%, для детей - на 27%;
· молоко и молокопродукты - на 10%.
Положительно оценивая динамику нормативов потребления по продовольственной группе, нельзя не обратить внимание на низкие их величины по сравнению с рекомендованными Институтом питания РАМН, реальными показателями потребления на Западе и в нашей стране 15 лет назад. Так, в Законе заложено потребление мяса на одного человека в год (по различным группам населения) - 31,5-37,2 кг, тогда как норматив Института питания -78-80кг (в 1990г.- по стране 72кг), то есть отставание - в 2 раза. Аналогичные разрывы в показателях (в 1,5 раза и более) по другим группам с высокой пищевой и биологической ценностью - молочным и рыбопродуктам.
В 90-х годах структура пищевого рациона (в котором традиционно преобладали продукты животного происхождения) резко изменилась: в нем стали доминировать более дешевые растительные продукты. Значительная часть населения сократила потребление мяса и мясных изделий, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы в пользу менее дорогих продуктов питания - картофеля, круп, макарон и т.д.
В результате в структуре питания бедных и близких к ним по доходам группах населения отмечается дефицит пищевого белка, витаминов и минеральных веществ. Выборочные обследования семейных рационов питания свидетельствуют, что в пищевом рационе 15% семей полностью отсутствует мясо, 26% - рыба,. 35% - молоко и молочные продукты и 56% - сыр.
Особую озабоченность вызывает питание детей, тем более что относительно низкие доходы характерны именно для многодетных семей: 70-80% семей, имеющих троих и более детей, относятся к домохозяйствам, располагаемые доходы которых ниже ПМ. В таких семьях калорийность суточного рациона в последние годы не превышала 1700 ккал, а душевое потребление по важнейшим группам пищевых продуктов было крайне низким: по мясу - не более 20 кг, рыбе -5,5кг, яйцам - 84 шт., молоку и молочным продуктам -125 кг.
Если сравнивать уровень питания россиянина с биологическими нормами, утвержденными ВОЗ, то отклонение от этих норм по наиболее важным группам пищевых продуктов составляет от 16% до 80%.
Поскольку значительная часть российских работников занята в базовых отраслях экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.), а также на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, труд в которых связан с высокой физической активностью, и соответственно, повышенными энергетическими затратами, очевидно, что нынешняя потребительская корзина не в состоянии обеспечить их полноценную жизнедеятельность.
Среднедушевое суточное потребление продуктов питания в России - с учетом физиологических характеристик (рост, вес) и трудового процесса (интенсивность и напряженность труда) - является крайне скудным и недостаточным. Его неудовлетворительные уровень и качественный состав приводят к низкой сопротивляемости организма человека, высокой заболеваемости и являются, по мнению американского ученого Р.У.Фогеля - лауреата Нобелевской премии 1993 г. в области экономики, одной из причин сверхвысокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
По группе непродовольственных товаров натуральные показатели не изменились. Отсутствие положительной динамики свидетельствует о недостаточном внимании разработчиков к данной проблеме. Например, норма минимального потребления «верхней пальтовой группы» на одного трудоспособного человека составляет три предмета на восемь лет. Если такие сроки и можно как-то аргументировать с позиции физического износа, то с точки зрения «моральной амортизации» это весьма затруднительно. Аналогичный подход наблюдается по всем другим видам одежды и обуви. По мнению профсоюзов, сроки износа предметов длительного пользования необходимо сократить не менее чем в 2 раза.
Третья составляющая потребительской корзины - нормативы минимального потребления услуг - остались неизменными. По мнению экспертов ВЦУЖ, изменения, произошедшие с 1999 г. в жилищно-коммунальной, бытовой сферах, на транспорте, весьма существенны и по глубине структурных преобразований превосходят изменения в группах «продукты питания» и «непродовольственные товары». В этой связи сохранение неизменными (по структуре и объему) норм потребления услуг представляется некорректным решением. Так, норма потребления транспортных услуг для трудоспособных граждан составляет всего 1,7 поездки в день, что ограничивает возможность передвижения двумя поездками в рабочие дни и одной поездкой в выходные дни.
С учетом поручения президента в минимальный набор услуг отдельной строкой включены услуги в сфере культуры. Их объем определен в размере 45 руб. в месяц, что составляет 5% общей величины расходов на услуги. Учитывая стоимость билетов в кинотеатры, музеи и театры, на однократное их посещение гражданам придется копить деньги несколько месяцев.
Таким образом, предложенная потребительская корзина не отвечает задачам динамичного развития страны, поскольку сохраняет все признаки «модели выживания»: большая часть расходов приходится на группу «продукты питания», что характерно для слаборазвитых экономик.
Структура составляющих потребительской корзины, %
- продукты питания - 45,8 (по старому закону - 44);
- непродовольственные товары - 20,6 (по старому закону- 20);
- услуги - 35,4 (по старому закону - 34,2).
Результаты социологического опроса, проведенного «РАМИР-мониторинг» в нескольких регионах страны, свидетельствуют о том, что у 10% опрошенных не хватает средств даже на приемлемое питание, у 40% - на одежду, у 33% - на покупку предметов длительного пользования.
Как считают ученые Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, минимальный потребительский бюджет (МБП) должен быть в 2-3 раза выше ПМ и составлять примерно 7-8 тыс. руб. в месяц, в нынешних ценах его примерный состав и структура могут включать следующие параметры (в % от совокупной стоимости):
· питание - 35-37;
· непродовольственные товары - 22-24;
· услуги - 23-25;
· налоги и обязательные платежи -14-16;
· сбережения-3-5.
Думается, что введение МБП ознаменовало бы переход в более прогрессивную систему социальных координат.
Задачи
1. Начислить пособие по временной нетрудоспособности, связанной с бытовой травмой, если количество рабочих дней, фактически отработанных за расчетный период 62, учитываемые доходы, начисленные за этот промежуток времени 31300 р., страховой стаж 2 года. Количество оплачиваемых рабочих дней, пришедшихся на месяц нетрудоспособности (апрель), составляет 12.
Т.к. продолжительность страхового стажа составляет 2 года, т.е. более 6 месяцев, то больничный лист считаем по среднему заработку:
Средний заработок =
Средний заработок = 656,29 руб. = пособие дневное фактическое.
Т.к. Фонд социального страхования (ФСС) ограничивает больничный лист максимумом, рассчитываем максимальное дневное пособие:
Пособие дневное максимальное = 747,50 руб.
Пособие дневное фактическое не превышает максимум ФСС, поэтому ограничения нет.
Рассчитанный средний заработок корректируем с помощью стажевого коэффициента. Т.к. продолжительность страхового стажа 2 года, т.е. менее 5 лет, то применим коэффициент 0,6.
Пособие начисленное = 656,290,612 = 4725,29 руб.
Из них 2 дня оплачивает работодатель: 656,290,62 = 787,55 руб.
Остальные 3937,74 руб. оплачивает ФСС.
2. Определить величину начисленной компенсации за неиспользованный отпуск, если Иванов П.И. отработал в организации 7 месяцев. Его учитываемые доходы ежемесячно составляли 8600 р.
Количество дней компенсации за неиспользованный отпуск за месяц:
Кдк = ,
Т.к. Иванов П.И. отработал в организации 7 месяцев:
Кдк == 16,33 дней отпуска положено.
Величина начисленной компенсации будет равна:
4776,80руб.
3. Начислить налог на доходы физических лиц за каждый из месяцев расчетного периода, если Филиппов Н.Н. является вдовцом, на содержании которого находятся двое детей. Старший ребенок в возрасте 19 лет является инвалидом детства, учится в вузе, очная форма обучения, младший ребенок, в возрасте 9 лет учится в школе. Доходы Филиппова Н.Н. приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вид и сумма доходов
Месяц расчетного периода
Январь
Февраль
Март
Апрель
Начислено повременно
8300
9000
9000
10000
Премия за месяц
1600
1900
1600
2400
Пособие по временной нетрудоспособности, связанной с бытовой травмой
1400
-
-
-
Материальная помощь к праздникам, отпуску
2200
3100
-
2200
Итого нарастающим итогом с начала года
13500
27500
38100
52700
Т.к. работник - вдовец, на содержании которого имеются двое детей, т.о. на него полагается стандартный вычет в двойном размере - 800руб.; на ребенка, который учится по очной форме обучения в возрасте 19лет и является инвалидом детства, вычет в двойном размере - 1200руб.; на младшего ребенка, который учится в школе вычет - 600руб. Материальная помощь в размере до 4000руб. НДФЛ не облагается; в месяце превышения материальной помощи нарастающим итогом 4000руб. на разницу превышения необходимо начислить налог.
В апреле работник теряет право на вычеты на детей, т.к. доход нарастающим итогом с начала года превысил 40000руб. Налоговая база в апреле:
НБ = 10000+2400+2200 = 14600руб.
Сумма налога за апрель = 14600*0,13= 1898руб.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 октября 2007г., включая изменения, вступающие в силу с 1января 2008 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 752с.
2. Ананьев А. А. Политика доходов и заработной платы: учебник. - М.: Экономист, 2004. - 456 с.
3. Горелов И. А. Политика доходов и качество жизни: учеб, пособие для вузов / под ред. И. А. Горелова. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с.
4. Горелов В. А. Политика доходов и уровень жизни / В. А. Горелов. - СПб. : Лань, 2004. - 565 с.
5. Роик В. Утверждена новая потребительская корзина: насколько улучшится жизнь россиян? // «Человек и труд», - 2006, №5, с.19-23.
6. Савченко, П. В. Политика доходов и заработной платы / П. В. Савченко, Ю. П. Кокин. - М.: Экономист, 2004. - 525 с.