Рефераты

Процедура эмиссии ценных бумаг

Процедура эмиссии ценных бумаг

  • Московский государственный университет экономики статистики и информатики
  • Институт: экономики и управления
  • Кафедра: Инвестиций
  • Курсовая работа
  • «Процедура эмиссии ценных бумаг»
  • Москва
  • 2006
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДНИЕ
  • Глава 1. Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг.
  • Глава 2. Принятие решения о размещении ценных бумаг.
  • Глава 3. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
  • Глава 4. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
  • Глава 5. Размещение ценных бумаг.
  • Глава 6. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
  • Глава 7. Приостановление и возобновление эмиссии ценных бумаг.
  • Глава 8. Признание выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • В последнее время в связи с проявлением все большей активности в деловых кругах и постепенным выходом из тени целых секторов российской экономики, все боле актуальным становиться вопрос информированности и правовой грамотности проводимых процедур по привлечению сторонних инвестиций к формированию капитализации малого, среднего и крупного бизнеса. Автору данной работы актуальность выбранной темы видится также в силу учебной необходимости, выполнения учебной задачи - разобраться в порученном вопросе, изучить вопрос проведения эмиссии ценных бумаг как с точки зрения нормативно правового обеспечения так и с точки зрения принимаемых менеджментом организации управленческих решений относительно выпуска ценных бумаг.
  • Итак, данная работа как уже было пояснено, посвящается эмиссии ценных бумаг. В первой главе нашей работы мы уделим внимание общим понятиям, таким как определение «эмиссии ценных бумаг», рассмотрим основные этапы проведения эмиссии, а также некоторые особенности этапов процедуры. Во второй главе, мы рассмотрим вопрос принятия решения о размещении ценных бумаг, виды принимаемых решений, далее мы подробно опишем непосредственно механизм размещения ценных бумаг и механизм государственной регистрации отчета о выпуске. В седьмой главе настоящей работы мы остановимся на рассмотрении вопроса о приостановлении эмиссии ценных бумаг и возобновлении ее действия с точки зрения российского законодательства. В заключительной главе, по мнению автора, логичным заключением выполнения данной работы будет являться освещение такого важного аспекта как нормативно-правовое обеспечение признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. Итогом выполнения работы будет являться заключение в котором будут сделаны выводы.
  • 1. Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг.
  • Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг.
  • В общем случае процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
  • принятие решения о размещении ценных бумаг;
  • утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • размещение ценных бумаг;
  • государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
  • В случае размещения акций при учреждении акционерного общества, а также в случае размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, за исключением реорганизации в форме присоединения, государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Указанные отличия объясняются особенностями эмиссии ценных бумаг в упомянутых случаях и рассматриваются более подробно в соответствующих параграфах настоящей главы.
  • Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности признается недобросовестной эмиссией Статья 26 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся.
  • В случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг Абзац первый пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». В иных случаях эмиссия ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению эмитента. Если эмиссия ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» - после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, т.е. за рамками процедуры эмиссии ценных бумаг.
  • Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг Статья 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента.
  • Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово - хозяйственной деятельности и ценных бумагах.
  • Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации Пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  • Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме Часть четвертая статьи 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
  • ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
  • сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
  • Проспект ценных бумаг.
  • Проспект ценных бумаг является документом эмитента, содержащим подробную и детальную информацию об эмитенте, его участниках (акционерах), органах управления, финансово - хозяйственной деятельности эмитента и его ценных бумагах. В общем случае проспект ценных бумаг состоит из девяти разделов:
  • I раздел - краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;
  • II раздел - краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг;
  • III раздел - основная информация о финансово - экономическом состоянии эмитента и факторах риска;
  • IV раздел - подробная информация об эмитенте;
  • V раздел - сведения о финансово - хозяйственной деятельности эмитента;
  • VI раздел - подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово - хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;
  • VII раздел - сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;
  • VIII раздел - бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация;
  • IX раздел - подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг;
  • X раздел - дополнительные сведения об эмитенте и размещенных им ценных бумагах.
  • В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг), такой проспект не содержит II и IX разделы, касающиеся сведений о порядке и условиях размещения ценных бумаг.
  • Главная задача проспекта ценных бумаг - раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение. В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг. Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами.
  • Проспект ценных бумаг эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом управления этого эмитента.
  • Проспект ценных бумаг акционерного, а также хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами его функции. Проспект ценных бумаг юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в иных организационно - правовых формах, утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами Пункт 1 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  • Проспект ценных бумаг подписывается Пункт 2 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
  • а) лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента (директором, генеральным директором, президентом, управляющим, управляющей организацией);
  • б) главным бухгалтером эмитента или иным лицом, осуществляющим его функции;
  • в) аудитором (аудиторами), проверившим годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, содержащуюся в проспекте ценных бумаг, а в случае, если годовая бухгалтерская отчетность эмитента за разные годы была проверена разными аудиторами и такие аудиторы в силу объективных или субъективных причин не могут подписать проспект ценных бумаг, - аудитором, проверившим последнюю годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, который вправе взять на себя ответственность за ту годовую бухгалтерскую отчетность, которая проверялась иными аудиторами, или специально приглашенным для этих целей аудитором Пункт 3.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 № 03-32/пс;
  • г) независимым оценщиком, если такой оценщик привлекался эмитентом для Пункт 3.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 № 03-32/пс:
  • - определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг;
  • - определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением;
  • - оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг;
  • д) финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки (публичное размещение ценных бумаг) или для допуска ценных бумаг к публичному обращению, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» привлечение финансового консультанта на рынке ценных бумаг при приватизации акций осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о приватизации ;
  • е) лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с таким обеспечением;
  • ж) иными лицами по их усмотрению, в том числе юридическим консультантом, а в случае присвоения эмитенту или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством, - таким рейтинговым агентством Пункт 3.8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 № 03-32/пс.
  • Лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главный бухгалтер или иное лицо, осуществляющее его функции, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг.
  • Аудитор (аудиторы), подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг, соответствие порядка ведения эмитентом бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, а также соответствие во всех существенных аспектах иной финансовой информации, содержащейся в разделах III, IV, V и VIII проспекта ценных бумаг, сведениям проаудированной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг.
  • Независимый оценщик, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым проведение оценки рыночной стоимости указываемого имущества, а также соответствие во всех существенных аспектах иной информации, содержащейся в разделах II и IX проспекта ценных бумаг, составленному отчету об оценке указанного имущества.
  • Финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком.
  • Лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с обеспечением, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность информации об обеспечении.
  • Иные лица, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность информации в указываемой ими части проспекта ценных бумаг.
  • Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в таком проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими Пункт 3 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  • Субсидиарная ответственность эмитента с лицами, подписавшими проспект ценных бумаг, предполагает наличие основного должника - эмитента и дополнительных (субсидиарных) должников - лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Соответственно требование владельца ценных бумаг о возмещении ущерба должно быть сначала предъявлено основному должнику - эмитенту и только в том случае, если основной должник не удовлетворяет такое требование или не отвечает на него в разумный срок, оно может быть предъявлено дополнительным (субсидиарным) должникам Статья 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • Солидарная (независимая) ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг, между собой означает, что владелец ценных бумаг вправе требовать возмещения ущерба как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в определенной части. Владелец, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников Статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • Важно еще раз обратить внимание на то, что финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписывая проспект ценных бумаг, несет ответственность за достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтвержденной аудитором и (или) оценщиком. Учитывая изложенное, финансовый консультант на рынке ценных бумаг не может нести солидарную ответственность с аудитором и (или) оценщиком, подписывающими проспект ценных бумаг.
  • 2. Принятие решения о размещении ценных бумаг.
  • Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения. К таким решениям относятся:
  • а) договор о создании (решение единственного учредителя об учреждении) акционерного общества;
  • б) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций;
  • в) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций;
  • г) решение о дроблении акций;
  • д) решение о консолидации акций;
  • е) решение о внесении в устав акционерного общества изменений и (или) дополнений в части прав, предоставляемых привилегированными акциями;
  • ж) решение о размещении дополнительных акций, в которые осуществляется конвертация ранее размещенных привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа;
  • з) договор о слиянии акционерных обществ;
  • и) договор о присоединении одного акционерного общества к другому акционерному обществу;
  • к) решение о реорганизации акционерного общества в форме разделения;
  • л) решение о реорганизации акционерного общества в форме выделения;
  • м) решение о преобразовании юридического лица в акционерное общество;
  • н) решение о размещении облигаций;
  • о) решение о размещении опционов эмитента.
  • Решение о размещении ценных бумаг принимается уполномоченным органом (лицом) эмитента. Орган управления эмитента, принимающий решение о размещении ценных бумаг, определяется в соответствии с компетенцией органов управления эмитента, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом, регулирующим деятельность юридического лица в определенной организационно - правовой форме, и уставом (учредительными документами) эмитента.
  • В общем случае решение о размещении ценных бумаг принимается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом) эмитента.
  • Орган управления акционерного общества, принимающий наиболее важное решение о размещении ценных бумаг - решение об увеличении уставного капитала, определяется, в том числе, в зависимости от способа увеличения уставного капитала и способа размещения акций. Так, решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров, а решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций - общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если в соответствии с уставом акционерного общества ему предоставлено право принимать такое решение Пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». При этом в ряде случаев решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, а также решение о размещении ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества. Такими случаями являются:
  • а) размещение дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки Пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • б) размещение путем открытой подписки дополнительных обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций Первый абзац пункта 4 статьи 39 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

в) размещение путем открытой подписки ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций Второй абзац пункта 4 статьи 39 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В случае, если решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций принимается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, такое решение должно быть принято единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества Третий абзац пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В общем случае решением о размещении ценных бумаг должны быть определены:

вид, категория (тип) размещаемых ценных бумаг;

количество размещаемых ценных бумаг и номинальная стоимость каждой размещаемой ценной бумаги;

способ размещения ценных бумаг;

цена размещения ценных бумаг, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг;

форма оплаты ценных бумаг, размещаемых посредством подписки.

Решением о размещении ценных бумаг также могут быть определены иные условия размещения ценных бумаг.

Способы размещения ценных бумаг.

Под способом размещения ценных бумаг понимается совокупность правил и норм, определяющих основные (базовые) условия размещения ценных бумаг. Смысл определения способа размещения ценных бумаг состоит в следующем: ценные бумаги одного и того же вида (категории (типа)), размещаемые одновременно (в один и тот же период времени) и образующие один и тот же выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг (т.е. предоставляющие их владельцам одинаковый объем прав), должны размещаться одним и тем же способом и не могут размещаться двумя или более способами.

Способами размещения акций являются:

а) распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем);

б) распределение акций среди акционеров;

в) конвертация;

г) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;

д) приобретение, в том числе возмездное приобретение Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс, выделяют следующие случаи размещения акций путем их приобретения:

приобретение акций акционерного общества, созданного в результате выделения, акционерным обществом, реорганизованным путем такого выделения;

приобретение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования, членами преобразованного в него некоммерческого партнерства или собственником преобразованного в него учреждения;

приобретение акций акционерного общества Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием при преобразовании в акционерное общество государственного (муниципального) предприятия (его подразделения), в том числе в процессе приватизации;

возмездное приобретение акций акционерного общества работников (народного предприятия) работниками преобразованной в него коммерческой организации и иными лицами. ;

е) обмен на акции акционерного общества, созданного в результате преобразования, долей (паев) преобразованного в акционерное общество хозяйственного общества.

Способами размещения облигаций и опционов эмитента являются:

а) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;

б) конвертация.

3. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объема прав, предоставляемых ценной бумагой ее владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в части объема прав по ценной бумаге, установленных этим решением Пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Следует обратить внимание на то, что права, закрепляемые акциями, определяются не только решением о выпуске (дополнительном выпуске) акций, но и содержатся в уставе акционерного общества - эмитента таких акций Пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». При этом требования устава акционерного общества являются обязательными для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами.

Акцией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Акционеры - владельцы обыкновенных акций акционерного общества могут в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом акционерного общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации акционерного общества - право на получение части его имущества Пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Каждая обыкновенная акция акционерного общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав. При этом номинальная стоимость всех обыкновенных акций акционерного общества должна быть одинаковой Пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Таким образом, объем прав, предоставляемых обыкновенными акциями, определен однозначным образом законом и не может быть изменен ни решением о выпуске (дополнительном выпуске) обыкновенных акций ни уставом акционерного общества.

Иная ситуация с правами, предоставляемыми привилегированными акциями. В отношении привилегированных акций в уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации акционерного общества (ликвидационная стоимость). Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям могут быть определены в твердой денежной сумме, в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций или в виде порядка их определения Пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определен размер дивиденда, уставом акционерного общества должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов по каждому из них, а если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определена ликвидационная стоимость, - очередность выплаты ликвидационной стоимости по каждому из них.

Также уставом акционерного общества может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров - их владельцев или конвертация всех привилегированных акций этого типа в срок, определенный уставом акционерного общества. В этом случае уставом акционерного общества должны быть также определены порядок конвертации, в том числе количество, категория (тип) акций, в которые осуществляется конвертация, и иные условия конвертации Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Таким образом, объем прав, предоставляемых привилегированными акциями, существенным образом зависит от соответствующих положений устава акционерного общества и должен определяться в решении о выпуске (дополнительном выпуске) привилегированных акций в точном соответствии с этими положениями.

Учитывая важность и значение этого документа для эмитента, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подлежит утверждению уполномоченным органом управления эмитента и должно быть подписано уполномоченными лицами.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами Первый абзац пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг при размещении ценных бумаг при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении Пункт 2.3.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено после государственной регистрации созданного юридического лица и до представления документов в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и скрепляется печатью эмитента.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением, предоставленным третьим лицом, должно быть также подписано лицом, предоставившим такое обеспечение Второй абзац пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В общем случае решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно содержать Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:

полное наименование эмитента, место его нахождения;

дату принятия решения о размещении ценных бумаг;

наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении ценных бумаг;

дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

вид, категорию (тип) ценных бумаг;

права владельца, закрепленные ценной бумагой;

условия размещения ценных бумаг;

указание количества ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске);

указание общего количества ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска ценных бумаг);

указание, являются ценные бумаги именными или на предъявителя;

номинальную стоимость ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением должно также содержать сведения о лице, предоставившем такое обеспечение, и об условиях такого обеспечения.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением должно также содержать указание даты, на которую составляется список владельцев указанных облигаций для исполнения эмитентом обязательств по таким облигациям. При этом такая дата не может быть ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. К решению о выпуске документарных облигаций также прилагается описание или образец сертификата таких облигаций.

Таким образом, еще одной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является определение условий размещения ценных бумаг. Учитывая, что основные (базовые) условия размещения ценных бумаг, включая способ размещения, определяются эмитентом в решении о размещении ценных бумаг на первом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено на основании и в соответствии с решением об их размещении Пункт 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг составляется в трех экземплярах. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг один экземпляр остается на хранении в регистрирующем органе, а два других экземпляра выдаются эмитенту. В случае, если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента осуществляется регистратором, а также в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением, один экземпляр соответственно решения о выпуске (дополнительном выпуске) именных ценных бумаг или решения о выпуске документарных облигаций с обязательным централизованным хранением передается эмитентом на хранение регистратору или депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение Пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является открытым (публичным) документом. Эмитент и (или) регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица обязаны предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление Пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

4. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации. За исключением размещения ценных бумаг при учреждении акционерного общества, а также при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, эмитент имеет право начинать размещение ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) Первый абзац статьи 24 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации Пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Регистрирующие органы.

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Таким образом, под регистрирующим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иной орган, к полномочиям которого федеральным законом отнесено осуществление государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг определенных эмитентов.

В настоящее время иными регистрирующими органами, определенными федеральными законами, являются:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - в отношении выпусков (дополнительных выпусков) любых эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций Пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - в отношении выпусков (дополнительных выпусков) государственных и муниципальных ценных бумаг, выпусков (дополнительных выпусков) облигаций государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий Статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Все иные выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Часть полномочий по осуществлению государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг передана федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг его региональным отделениям.

В соответствии с действующим порядком разграничения полномочий по осуществлению государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и его региональными отделениями Распоряжение ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. № 03-606/р "О государственной регистрации Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями выпусков эмиссионных ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг:

а) эмитентов, включенных в Список эмитентов, документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг Утвержден распоряжением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. №03-606/р "О государственной регистрации Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями выпусков эмиссионных ценных бумаг";

б) эмитентов, являющихся управляющими компаниями, получившими лицензию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов;

в) размещаемых посредством открытой подписки (публичного размещения) в случае, если общий объем по номинальной стоимости ценных бумаг соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) превышает 5 млн. руб.;

г) размещаемых посредством закрытой подписки в случае, если общий объем по номинальной стоимости ценных бумаг соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) превышает 20 млн. руб.;

д) размещаемых иными способами в случае, если на дату утверждения уполномоченным органом управления эмитента соответствующего решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг размер уставного (складочного) капитала (паевого фонда) такого эмитента составляет или превышает 500 млн. руб.;

е) размещаемых при реорганизации акционерных обществ в случае, если хотя бы одним из акционерных обществ, участвующих в такой реорганизации, является акционерное общество, включенное в Список эмитентов, документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

ж) являющихся облигациями Банка России, муниципальных унитарных предприятий или иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций;

з) являющихся опционами эмитента и жилищными сертификатами.

Государственная регистрация иных выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется региональными отделениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (за исключением Саратовского и Челябинского региональных отделений) в зависимости от места нахождения эмитента ценных бумаг.

Документы, представляемые для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению эмитента прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, - проспект ценных бумаг. Перечень документов, представляемых эмитентом для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, является исчерпывающим Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В общем случае, помимо заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, эмитентом представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг следующие документы Пункт 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс:

анкета эмитента;

справка эмитента об оплате его уставного капитала;

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг;

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

копия учредительных документов (устава) эмитента со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты