2. Анализ инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности региона……………………………………………………..25
2.1 Результаты инвестиционной политики……………..……………..………25
2.2 Экспертные оценки инвестиционной привлекательности региона…….29
Заключение ………………………………..……………………..……..……….33
Список использованных источников…………………….……………………34
Приложение………………………………………………………….………….35
Введение
Актуальность темы исследования. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.
Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках.
Процессы структурного и качественного обновления мирового товара производства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.
В настоящее время многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.
Инвестиции играют важнейшую роль, как на макро, так и на микро-уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия и являются одним из основных факторов развития экономики в целом. Изучение инвестиционной деятельности является важным этапом в области подготовки специалистов экономического профиля.
Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались: А. Шахназаров, И. Ройзман, И. Зимин, И. Сергеев, Е. Ендовийкий, П. Акинин и другие.
Целью исследования является привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику. Исходя из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть понятие и классификацию инвестиций;
- исследовать привлечение иностранных инвестиций;
- показать инвестиционное законодательство;
- проанализировать инвестиционную политику;
- выявить оценку инвестиционного потенциала.
Объектом исследования является иностранные инвестиции в региональной экономике.
Предмет исследования является привлечение иностранных инвестиций и их роль в региональной экономике.
Методы исследования. Метод экономического моделирования, графический, системный, ситуационный, экономико-математического моделирования.
Структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты инвестиций, их классификация» рассматривается понятие, разновидности, классификация инвестиций, а также привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику.
Во второй главе «Анализ инвестиционной привлекательности региона» показано инвестиционное законодательство, состояние привлекаемых инвестиций, инвестиционные проекты.
В заключении, сделаны выводы автора по исследованной теме.
1.Теоретические аспекты инвестиций, их классификация
Понятие инвестиции произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора. В настоящее время под инвестициями понимают долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.
Инвестор - юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор заинтересован в минимизации риска. Различают стратегических и портфельных инвесторов.
Инвестиции позволяют решать следующие задачи:
1.Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
2.Приобретение новых предприятий;
3.Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.
Все инвестиции можно разделить на две основные группы:
Портфельные инвестиции - вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий
Реальные инвестиции - финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов. Существуют следующие виды инвестиций: иностранные, государственные, частные, производственные, интеллектуальные, контролирующие и неконтролирующие.
Классифицирование инвестиций возможно относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени. Относительно объекта приложения: 1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов). 2. Финансовые инвестиции -- вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг). 3. Нематериальные инвестиции -- инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).Представляется, что все инвестиции относительно объекта приложения (а именно этот критерий наиболее интересен) можно разделить на два вида: портфельные и реальные, где: Портфельные -- вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом; Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.). Прямые (Реальные) инвестиции - инвестиции - вложения частной фирмы, или государства в производство какой либо продукции. Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения. Также реальные инвестиции можно разделить на внутренние и внешние: внутренние -- это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования; внешние -- это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта (8).
К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала. То есть, Чистые инвестиции = Валовые инвестиции - Возмещение. По характеру использования инвестиции делятся на: 1 первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия; 2 инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала; 3 реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия; 4 инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым; · инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов; 5 инвестиции на изменение программы выпуска продукции; 6 инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта; 7 инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды; · брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций. - рисковыми инвестициями, или венчурным капиталом - инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковое вложение капитала, прежде всего, обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного. По фактору времени инвестиции бывают: краткосрочные и долгосрочные (4).
Аннуитет - инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем.
Таким образом, существует множество определений понятия «инвестиции», развитая система классификации инвестиций, множество видов инвестиций, но всё это не просто деньги, вложенные в экономику той или иной территории, а это цена доверия к региону, степень комфортности ведения бизнеса и всеобщее процветание территории.
1.2 Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику
За 2006 год в край поступило иностранных инвестиций, включая рублёвые, в размере 26,2 млн. долларов, что в 2,3 раза меньше, чем за 2005 год. В структуре иностранного капитала доля прямых иностранных инвестиций увеличилась с 78,7% в 2005 году до 89,4% в 2006 году. Большая часть прямых иностранных инвестиций поступила в виде взносов денежными средствами в уставные капиталы предприятий края. Доля портфельных иностранных инвестиций за 2006 год сократилась до 2,0% против 17,7% в 2005 году, прочих иностранных инвестиций (кредитов) против 3,6% в 2005 году возросла до 8,6% в 2006г. Иностранные инвестиции поступили на 30 предприятий края. Поступление прямых иностранных инвестиций наблюдается по всем основным видам деятельности. Наибольшая часть их поступила в строительство (22,7%), добычу полезных ископаемых (19,5%) и в деятельность гостиниц и ресторанов (18,2%). Все портфельные инвестиции были направлены на производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Прочие инвестиции поступили только в строительство. Иностранные инвестиции были получены из 16 стран мира. Более половины 51,1% всех иностранных вложений были осуществлены государством Кипр, на долю Турции приходилось -- 16,2% инвестиций, на долю Израиля -- 12,7%. Анализ динамики привлечения иностранных инвестиций в ставропольскую экономику позволяет говорить о посткризисной стабилизации данного процесса и прогнозировать на ближайшие годы усреднённое годовое значение притока инвестиций из-за рубежа в диапазоне 20 -- 30 млн. долларов США. В 2006 году в Ставропольский край поступило 26155,5 тыс. долл. США иностранных инвестиций, в том числе прямые инвестиции -- 23392,5 тыс. долл. США, портфельные -- 504,0 тыс. долл. США, прочие -- 2259,0 тыс. долл. США. Анализ динамики привлечения иностранных инвестиций в ставропольскую экономику позволяет говорить о стабилизации данного процесса и прогнозировать на ближайшие годы усреднённое годовое значение притока инвестиций из-за рубежа в диапазоне 12 -- 15 млн. долларов США, в случае отсутствия крупных инвестиционных проектов (свыше 10 млн. долл. США), и 30 -- 50 млн. долл. США, в случае реализации отдельных крупных проектов.
Наиболее крупные инвестиционные вложения, поступившие из стран ближнего и дальнего зарубежья: Франция -- 68839,0 тыс. долларов США; Кипр -- 50964,4 тыс. долларов США; Израиль -- 31133,7 тыс. долларов США; Нидерланды -- 29319,4 тыс. долларов США; Германия -- 21502,9 тыс. долларов США; Турция -- 14053,1 тыс. долларов США; Казахстан -- 11942,1 тыс. долларов США; США -- 9201,1 тыс. долларов США; Панама -- 6492,5 тыс. долларов США; Либерия -- 4943,0 тыс. долларов США; Украина -- 3473,6 тыс. долларов США.
По состоянию на 1 января 2007 года в экономике Ставропольского края было накоплено $272,5 млн. иностранных инвестиций. Наиболее крупные проекты, реализованные в последние годы на территории Ставропольского края с участием иностранного капитала: «Хайнц»; «Кока-кола»; Агрофирма «Золотая Нива» Санаторий «Плаза»; Пансионат «Орлиные Скалы»; ООО «Линар»; Метро (торговый центр); Гипермаркет «Рамстор»; Торгово-развлекательный комплекс «Галерея»; Гарден-Сити; Дилерские центры;
В ближайшие годы планируется реализовать следующие инвестиционные проекты - особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, город- спутник, аквапарк в городе Ессентуки, завод ароматических углеводородов «АППЛЕКС». Предлагаю рассмотреть эти проекты.
Планируется, что создание ОЭЗ приведет к прямому притоку инвестиций в размере около 49 млрд. руб., основная часть которых будет вложена в течение первых 3 лет в строительство новых туристских объектов. Формирование ОЭЗ окажет значительное положительное влияние на экономику региона в целом. Резко увеличившийся поток туристов придаст дополнительный динамизм смежным отраслям. Поднимется престиж региона, что откроет дополнительные возможности привлечения инвестиций и на территории, не включенные в ОЭЗ. С учетом мультипликационного эффекта суммарный объем инвестиций, полученных благодаря созданию ОЭЗ, ожидается в размере 110 млрд. руб., из которых порядка 25 млрд. руб. составят вложения иностранных инвесторов.
Строительство нового города-спутника в южном микрорайоне г. Минеральные Воды общей площадью 500 гектаров для 120 -- 130 тыс. человек. В рамках проекта сразу решается несколько проблем: уход от точечной застройки старого города, переселение жителей из аварийного и ветхого жилья, освобождение площадей г. Минеральные Воды под коммерческие проекты, уменьшение нагрузки на инженерные сети.
Ни один другой город КМВ не имеет возможности разместить такой объект в зоне, уже обеспеченной инженерными коммуникациями. Аквапарк сможет одновременно вместить до 7 тысяч человек, он обещает стать одним самых больших и современных сооружений подобного рода в Европе. Помимо аттракционов, бассейнов и водных горок, в аквапарке будут летняя эстрада, SPA-центр, трехъярусная крытая автостоянка стоянка для экскурсионных автобусов, дендрарий, детская площадка, гостиница и многое другое. Проект уникален в силу того, что предусматривает достаточно много сложных технологий, сложных конструкций. Предусмотрено всё, чтобы жители и гости Ставрополья могли хорошо отдохнуть даже в самую холодную зиму.
В начале этого года в Правительстве Ставропольского края состоялось подписание Генерального соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по строительству на территории Ставрополья завода ароматических углеводородов между краевым Правительством и компаниями Южной Кореи, Германии и России. В настоящее время гранулированный ПЭТ является самым распространенным в мире полимером. Его применяют при изготовлении бутылочной тары, в производстве одежды, плёнок, пластмасс и даже имплантатов кровеносных сосудов человека. Важно, что проект «АППЛЕКС» будет отвечать всем требованиям защиты окружающей среды, действующим в Европейском союзе и в Германии.
Инвестиционные проекты с участием иностранного капитала, получившие реализацию на территории региона:
5 марта 2007 года состоялся пуск в эксплуатацию установки по производству полипропилена мощностью 120 тыс. тонн в год на ООО «Ставролен», (Буденновск) входящем в группу «ЛУКОЙЛ». Стоимость проекта оценивается в сумму более 4 млрд. рублей. Пропилен, являющийся основным видом сырья для установки, производится на ООО «Ставролен» и подается на установку по трубопроводу. Технологический процесс «Юнипол», на котором основан проект установки, разработан компанией «DOW Chemicals» (США). По сравнению с другими методами производства полипропилена этот технологический процесс отличается большей экологической безопасностью, так как в нем отсутствуют основные источники вредных выбросов в атмосферу. Вырабатываемый полипропилен общего назначения будет поставляться на российские предприятия для производства волокон и нитей, труб, технических изделий, товаров народного потребления. Новая установка позволит полностью обеспечить потребности российского рынка в современных марках полипропилена. Реализация проекта обеспечила создание 382 дополнительных рабочих мест.
Летом 2005 года концерн «Saint Gobain Oberland» (Франция) приобрел мажоритарный пакет акций ЗАО «Кавминстекло», после чего инвестировал в развитие предприятия более 30 млн. евро, которые пошли на строительство новой стекловаренной печи и смежных линий, производственная мощность которых -- 500 тыс. бутылок в сутки. 6 июля 2006 года на ЗАО «Кавминстекло», (г. Минеральные Воды) в присутствии Посла Франции в России состоялось торжественное открытие новой стекловаренной печи производительностью в 450 тонн в сутки, что в два раза превышает мощность действующей и имеет установку высокопроизводительных импортных автоматов, с полным комплексом инспекционного и упаковочного оборудования. Проект полностью основан на мировых тенденциях развития стеклотарного производства.
Компания «Хайнц» является первой западной фирмой, построившей завод по производству детского питания в России г. Георгиевске Ставропольского края. За более чем 10 лет деятельности компании «Хайнц» в Ставропольском крае ассортимент продукции вырос в 10 раз. Общая сумма инвестиций на сегодняшний день составляет 8 млн. долларов США. Сейчас руководство компании рассматривает варианты привлечения в край новых иностранных инвестиций.
В ноябре 2006 года в г. Ставрополе состоялось торжественное открытие торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри». Площадь торгового центра составила порядка 10,5 тыс. кв. метров, в том числе торговая площадь -- 6,5 тыс. кв. метров. Metro Group является одной из крупнейших торговых компаний в мире. Объем ее продаж в 2005 году достиг 55,7 млрд. евро. Магазины компании работают в 30 странах мира. Его возведение -- результат планомерных усилий дочерней компании Metro Cash & Carry -- ООО «Метро Кэш энд Керри», при поддержке правительства края, а также делового и производственного сообщества Ставрополья. Инвестиции в сумме 18 млн. евро были направлены на строительство не только самого объекта, но и инженерных сетей.
В декабре 2005 года израильская компания «Africa Israel Inv.», управляющая сетью отелей Holiday Inn Crowne Plaza в Израиле, открыла в г. Кисловодске санаторий «Плаза» (класса 4 звезды), в который вложено израильских инвестиций на сумму 38 миллионов долларов. Создано 250 новых рабочих мест. За первое полугодие 2007 года в бюджет края поступило налогов в сумме 1412,5 тыс. рублей. Лечебный профиль санатория -- лечение заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, заболеваний органов дыхания, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Кроме того, санаторий предлагает полный спектр услуг конгрессного туризма.
На ОАО «Ставропольсахар» проведена реконструкция технологического оборудования отделений основного производства с целью увеличения мощности по переработке сахарной свеклы до 6000 тонн в сутки. Общая стоимость проекта 100,3 млн. рублей. Проект предусматривает переработку до 6000 тонн сахарной свеклы в сутки, снижение потерь сахара в производстве. Создано дополнительно 19 рабочих мест, налоговые поступления составили 14,5 млн. руб. в год.
Инвестиционные проекты,планируемые к реализации на территории Ставропольского края: Международный морской канал «Евразия» между Черным (Азовским) и Каспийским морями, пивоваренный завод на территории села Курсавка, завод горячего оцинкования и металлопроизводства.
Целью проекта является создание международного морского канала между Черным и Каспийским морями на территории Ставропольского края. Инициатором проекта является консорциум предприятий: ООО «СНПО ЭКОГИДРОТЕХНИКА» - управляющая компания (проектирование, изыскания, дноуглубительные работы), (г. Санкт-Петербург), ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», (г. Санкт-Петербург), Dredging, environmental and marine engineering N.V (DEME), (Бельгия), Пул банков Казахстана. Ныне действующий Волго-Донской канал (ВДСК), пропускной способностью 10 млн. тонн грузов в год, находится в критическом состоянии, учитывая срок эксплуатации канала более 50-ти лет.Вариант соединения Черного моря с Каспийским морем на территории Ставропольского Края по Манычскому водному пути позволит значительно упростить строительство канала по сравнению с реконструкцией ВДСК, а также реализовать в перспективе возможность прохода по нему морских судов, что практически недостижимо на ВДСК. Сметная стоимость инвестиционного проекта ориентировочно 140-160 млрд. рублей (4-4,5 млрд. евро) на строительство канала для морских судов в полном объеме между Черным и Каспийским морями. Для пуска первой очереди канала «Евразия» для судов «река-море» с портом в пос. Дивный - порядка 55-70 млрд. рублей (1,5-2,0 млрд. евро). Срок реализации проекта в полном объеме для пропуска морских судов в течение 6-8 лет; первая очередь канала для пропуска судов типа «река-море» через 3-4 года после начала строительства.
Проектом предусматривается строительство крупнейшего в Южном федеральном округе пивоваренного завода производительностью 25-35 млн. декалитров и с валовым доходом от 8 до 10 млрд. рублей. В настоящее время осуществляется сбор разрешительных документов и необходимых согласований. Общая стоимость проекта 45 млн. евро. Срок строительства 2,5 года. Ввод в эксплуатацию 2010 год. В результате реализации проекта планируется создать 600 дополнительных рабочих мест, а годовые налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысят 2 млрд. рублей. Основной подрядчик, который будет осуществлять монтаж и запуск завода в эксплуатацию «ATM Group GmbH», который входит в состав концерна Ruland (Германия)
Во втором полугодии 2008 года на территории г. Георгиевска предусматривается строительство завода по производству металлоконструкций и антикоррозийному защитному покрытию. Общая стоимость проекта 400 млн. рублей. Планируется создание 120 -- 150 новых рабочих мест. Дополнительные налоговые поступления в краевой бюджет составят около 0,730 млн. рублей в год, в бюджет города около 1,6 млн. рублей в год. Ожидаемый объем продаж при выходе завода на полную мощность составит около 200 млн. рублей в год. Реконструкция городского парка в Железноводске. Стоимость проекта 480 млн. рублей, срок реализации 2008-2010гг. Проект включает проведение работ по благоустройству городского парка с учетом зонирования территорий с акцентом на искусственное озеро -- наиболее привлекательный элемент ландшафта. Цель проекта -- создание объекта с более высоким современным уровнем сервисного обслуживания по организации зоны отдыха и привлечению максимального количества населения, в том числе молодежи.
Общая стоимость проекта строительства предприятия по производству лекарственных средств 350,0 млн. рублей. Срок реализации 2007- 2008 гг. Проект предусматривает создание в г. Изобильном предприятия по выпуску лекарственных средств, центра развития и исследований в области фармацевтической аналитики. Основной инвестор проекта Fa. Dragenopharm Apotheker Puschl GmbH & Go KG -- Германия («Драгенофарм»). В настоящее время согласовывается вопрос выделения земельного участка под строительство в г. Изобильном. Реализация проекта строительство энергоблока №9 на основе парогазовых технологий направлена на увеличение мощности Ставропольской ГРЭС на 400 МВт с использованием парогазовых технологий. Стоимость проекта 12,8 млрд. рублей. Пуск блока запланирован на 2011 год. Строительство ПГУ мощностью около 400 МВт имеет важную социальную и экономическую значимость для развития экономики и промышленности Ставропольского края. Для участия в строительстве такого крупного энергообъекта предполагается задействовать до 1300 человек.
Реализация проекта Строительство парогазовой установки, филиала «Невинномысская ГРЭС» направлена на строительство на территории электростанции новой парогазовой установки мощностью около 410 МВт. Сумма планируемых инвестиций составит более 10 млрд. рублей. Данный проект предусматривает строительство первого в России энергоблока, который отвечает всем ультрасовременным решениям в области энергетики и передовым мировым технологиям. Для участия в строительстве такого крупного энергообъекта предполагается задействовать до 1000 человек. С окончанием строительства и вводом в промышленную эксплуатацию ПГУ установленная электрическая мощность Невинномысской ГРЭС увеличится на 400-450 МВт.Общая стоимость проектастроительства и оснащения животноводческого комплекса крупного рогатого скота на 500 голов-- 361,7 млн. рублей. Проект предусматривает строительство и оснащение животноводческого комплекса крупного рогатого скота на 500 голов на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края. Проект предусматривает создание 60 новых рабочих мест. Налоговые поступления в краевой бюджет составят 1,9 млн. рублей, в местный бюджет 0,4 млн. рублей. С выходом на полную мощность комплекс будет производить молока 7465т., мяса 319т. Срок реализации 2008-2009 гг. Общая стоимость проекта обустройство и эксплуатация Советского нефтяного месторождения849, 9 млн. рублей. По проекту предусматривается организации добычи нефти с последующей ее переработкой в нефтепродукты (бензин, дизельное топливо и мазут), т.е. организация замкнутого производственного цикла. Срок реализации проекта 69 месяцев. Плановая суточная добыча (и переработка) нефти по проекту составляет 200 т/сутки. Для реализации проекта планируется привлечь банковские кредиты. Планируется создание новых рабочих мест. Налоговые поступления в бюджет при выходе на полную мощность составят 120 млн. рублей.
В период с 2009 по 2010 годы в Красногвардейском районе Ставропольского края планируется построить свиноводческий комплекс с бойней и мясокомбинатом, обшей стоимостью свыше 2600 млн. рублей. Комплекс будет рассчитан на выращивание 32 000 поросят. Он также включает бойню, производительностью 1 500 голов в сутки, и мясокомбинат. Планируется создать более 700 рабочих мест. Налоговые поступления в краевой бюджет составят более 50,0 млн. рублей. С выходом на полную мощность комплекс будет перерабатывать мясо свинины в объеме 28 000 тонн в год.
В микрорайоне «Западный» г. Пятигорска на площади 43 га планируется строительство многоэтажных жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, культурно-развлекательного центра, центра обслуживания жилого района, магазинов, стоянок, продление трамвайной линии от существующего жилого района. Стоимость проекта 4 050,74 млн. руб. Строительство планируется начать в 2011 году. Срок реализации проекта 4 года. Расчетная численность населения 8,5 тыс. жителей. Общая площадь жилого фонда составит 246 146,21 м?. Предусмотрено размещение многоквартирных жилых домов с общим количеством различных по составу квартир -- 1594.Таким образом, происходитразвитие инвестиционной деятельности в регионе, что обеспечение прирост объемов инвестиций за последние годы, сохранение положительной тенденции в этом направлении иобусловлено реализацией вышеперечисленных значимых проектов.1.3Инвестиционное законодательствоИнвестиционная деятельность в регионе регулируется с помощью федеральных и местных законов. Важное значение имеет закон Ставропольского края о Привлечении иностранных инвестиций в экономику региона. Настоящий Закон в пределах компетенции Ставропольского края определяет основные льготы и гарантии иностранных инвесторов на территории Ставропольского края и направлен на увеличение объемов привлекаемых в экономику Ставропольского края иностранных инвестиций и повышение их эффективности.Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в Ставропольском крае. Иностранная инвестиционная деятельность в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законодательством Ставропольского края, настоящим Законом, а также соглашениями об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенными от имени Ставропольского края.2. Если соглашением об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным от имени Ставропольского края и утвержденным законом Ставропольского края, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила соглашения.Статья 2. Формы инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в Ставропольском краеИностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции в Ставропольском крае в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.Статья 4. Обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов в Ставропольском крае1. На территории Ставропольского края гарантируется стабильность прав иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.2. В случае, если вступают в силу новые законы Ставропольского края и иные нормативные правовые акты Ставропольского края, изменяющие размеры региональных налогов, сборов и иных платежей, либо вносятся в действующие законы Ставропольского края и иные нормативные правовые акты Ставропольского края изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой и иной финансовой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации ими на территории Ставропольского края приоритетных инвестиционных проектов по сравнению с совокупной налоговой и иной финансовой нагрузкой, действовавшей в соответствии с законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые законы Ставропольского края и иные нормативные правовые акты Ставропольского края, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие законы Ставропольского края и иные нормативные правовые акты Ставропольского края, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты на территории Ставропольского края за счет иностранных инвестиций.3. Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект на территории Ставропольского края, условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. 4. Органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность иностранных инвесторов, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов или их должностных лиц.Статья 5. Гарантии использования доходов иностранных инвесторовИностранным инвесторам гарантируется после уплаты соответствующих налогов и сборов и при соблюдении валютного и таможенного законодательства Российской Федерации свободное распоряжение доходами от инвестиций, в том числе в целях реинвестирования в Ставропольском крае. Статья 6. Гарантии предоставления иностранному инвестору прав на объекты государственной (краевой) собственности1. Иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе участвовать в приватизации объектов государственной (краевой) собственности на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.2. Для осуществления производственнохозяйственной деятельности иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются в пользование объекты государственной (краевой) собственности на условиях, определенных соглашениями с уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края, и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.Статья 7. Органы исполнительной власти Ставропольского края по координации привлечения иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края1. Координацию привлечения иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края осуществляет Правительство Ставропольского края непосредственно или через уполномоченный им орган исполнительной власти Ставропольского края.2. Компетенция органов исполнительной власти Ставропольского края по координации привлечения иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края об инвестиционной деятельности. Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.2. Нормативные правовые акты Ставропольского края, принятые до введения в действие настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей нормам настоящего Закона.
Таким образом, характеризуя общее состояние правового регулирования внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций на территории Ставропольского края, можно заключить, что законодательная база Ставропольского края служит определённым дополнением к федеральному законодательству и в совокупности позволяет осуществлять и развивать внешнеэкономическую, инвестиционную деятельность на территории Ставропольского края.
Вместе с тем, в крае не приняты нормативно-правовые акты, предоставляющие иностранным инвесторам финансовые гарантии, не определён порядок сопровождения органами государственной власти наиболее крупных и приоритетных инвестиционных проектов, отсутствует система страхования внешнеторговых сделок, заключаемых предприятиями края, не выработаны основы государственной поддержки экспорта, как одного из ключевых направлений внешнеэкономической деятельности.
2. Анализ инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности региона
2.1 Результаты инвестиционной политики
Результат проводимой инвестиционной политики следующий. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал составил 41,6 млрд. рублей, что на 18,4% больше, чем в 2005 году. Сложившийся по итогам 2006 года объем инвестиций в основной капитал в Ставропольском крае соответствует 30 месту в Российской Федерацией (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Объём инвестиций в основной капитал в Ставропольском крае
Доля инвестиций в обрабатывающие производства в 2006 году увеличилась, составив 23,0 процента против 14,4 процента в 2005 году. В структуре обрабатывающих производств доля инвестиций в химическое производство за три года увеличилась более чем в 3 раза, а в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов доля инвестиций возросла почти вдвое. Рост удельного веса инвестиций также наблюдается в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (Рис. 3).
Рис.3 Доля инвестиций в различных отраслях экономики.
Объем инвестиций в основной капитал за 7 месяцев 2007г. составил (по оценке) 14,9 млрд. руб., или на 17,6% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Темп роста объема инвестиций практически приближен к среднему уровню по Российской Федерации. Столь динамичному приросту инвестиций в крае способствовало значительное расширение инвестиционной деятельности ОАО «Ставропольский пивоваренный завод» г. Ставрополь (в 16,2 раза), ЗАО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» и ОАО «Невинномысский Азот» г. Невинномысск (в 9,5 раза и 1,8 раза соответственно), ОАО «Концерн «Цитрон» Шпаковский район (в 8,8 раза). Развитие инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, обеспечение прироста объемов инвестиций за последние годы и сохранение положительной тенденции в этом направлении обусловлено реализацией следующих наиболее значимых проектов:
1. Завершено строительство и ведутся пуско-наладочные работы по вводу в эксплуатацию завода по производству полипропилена, мощностью 120 тыс.т/год в ООО «Ставролен» (г. Буденновск). Стоимость оборудования, строительно-монтажных, пуско-наладочных работ по объекту оценивается в сумму около 3,5 млрд. рублей. На очереди в ООО «Ставролен» строительство второй очереди производства, инвестиции составят около 900 млн. рублей. В ООО «Ставролен» также приступили к разработке проектно-сметной документации на строительство газохимического комплекса, стоимость проекта оценивается в 2 млрд. долларов. Комплекс будет производить такую продукцию как полиэтилен, полипропилен, этиленгликоль. Численность персонала составит около 2200 человек.
2. Коренная модернизация производства стеклотары на ЗАО «Кавминстекло» (г. Мин - Воды). Завершился первый этап модернизации «Расширение производственных площадей», объем финансирования составил более 1,0 млрд. рублей. Возведено производственное помещение и самая крупная на Юге России новая печь производительностью 450 тонн стекломассы в сутки. Ставропольский край становится центром стекольного производства на Юге России.
3. Реализация стратегической инвестиционной программы развития и продвижения инновационных аэрозольных продуктов и модернизация производства на ОАО «Арнест» (г. Невинномысск), с общей суммой финансирования 600 млн. рублей.
4. Строительство молочно-товарной фермы на 1800 голов на базе ООО «Агрофирма «Село Ворошилова» Предгорного района, объем финансирования 628 млн. руб. (2005-2006 годы).
5. Реконструкция и техперевооружение электроподстанций на ОАО «Ставропольэнерго», (г. Пятигорск), объем финансирования 1,7 млрд. рублей.
6. Модернизация и повышение надежности процесса добычи нефти и газа на ООО «РН-Ставропольнефтегаз», финансирование свыше 850 млн. рублей.
7. Реконструкция основного производства ОАО Завод синтетических корундов «Монокристалл» (г. Ставрополь). Общий объем финансирования 107 млн. рублей.
8. «Увеличение объемов производства однофазных и многофункциональных счетчиков» Концерн «Энергомера» (г. Ставрополь), сумма инвестиций 97,8 млн. рублей.
9. Приобретение технологического оборудования и реконструкция производства «Электротехнический завод «Энергомера» (г. Ставрополь), объем финансирования 49,7 млн. рублей.
10. Реконструкция птицеводческого оборудования на ОАО «Пятигорсксельмаш», (г. Пятигорск), объем финансирования 135 млн. рублей.
11. Строительство молочно-товарной фермы на 1800 голов дойного стада (2006-2007гг), ООО СП «Чапаевское» Шпаковского района, сумма инвестиций свыше 300 млн. рублей.
12. Реконструкция и строительство свинокомплекса 000 «Комбинат Победа», Красногвардейского района, Ставропольского края, (2006-2008гг.), объем финансирования 138,6 млн. рублей.
13. Строительство завода по производству листового стекла в Красногвардейском районе Ставропольского края, ОАО «ЮгРосПродукт» (г. Ставрополь). 20 декабря 2006 года был подписан контракт на поставку технологического оборудования для нового завода между французской компанией «Стен - Эргей» и ОАО «Югроспродукт». Ориентировочная стоимость проекта 100 млн. евро. Новый завод станет единственным на Юге России, на котором будет установлено самое современное оборудование. С выходом на полную мощность завод будет производить 12 млн. квадратных метров листового стекла. Его пуск, ожидаемый до 1 июля 2008 года, позволит Ставропольскому краю стать центром стекольной отрасли на Юге России. Ввод в строй действующих данного предприятия позволит создать полторы тысячи рабочих мест в Благодарненском, Кочубеевском и Красногвардейском районах, а также увеличит поступления налоговых отчислений в их бюджеты.
Таким образом, инвестиционное сотрудничество с зарубежными партнерами является одной из динамично развивающихся форм внешнеэкономических связей в условиях активизации глобализационных процессов в мире.
2.2 Оценка инвестиционнойпривлекательности региона
Оценки инвестиционной привлекательности дают агентства Standard & Poor's и «Эксперт РА». Предлагаю подробнее рассмотреть их. Правительство Ставропольского края сотрудничает с международным рейтинговым агентством «Standard&Poor's» с 2004 года. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's публикует кредитные рейтинги по двум шкалам: международной и национальной. Первоначально 23 июня 2004 г. Ставропольскому краю по международной шкале присвоен рейтинг» В инвестиции /Стабильный» (возможна уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий, с возможностью исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме). В 2005 году рейтинг был изменен на «Позитивный». 7 июля 2006 г. он был подтвержден, а прогноз изменения рейтинга стал позитивным. В этот же период по национальной шкале рейтинг был повышен с «ruА - « до «ruА».
Среди позитивных факторов, влияющих на рейтинг аналитики выделяют следующие:
· высокие темпы экономического роста -- они превышают средние по России и, по-видимому, будут сохранены;
· очень низкий уровень долга, который, как ожидается, существенно не увеличится и в будущем;
· растущие доходы вследствие экономического роста и улучшения собираемости.
В целом, по мнению агентства, уровень профессионализма и прозрачности управления в Ставропольcком крае по-прежнему достаточно высок по российским меркам, в частности, регион внедрил эффективную систему выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных органов власти.
В 2007 году край получил высокую оценку международного рейтингового агентства «Standard&Poor's». 9 июня 2007 года Ставропольскому краю повышен долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг по национальной шкале с «B» и «ruA» до «B+» и «ruA+», прогноз -- «Стабильный» -- вследствие экономического роста и роста доходов бюджета. По заключению экспертов агентства, такой уровень нам обеспечивают: низкий долг, улучшающийся финансовый менеджмент и быстрорастущая экономика Ставрополья. Это для края -- международный аттестат экономической зрелости. В июне 2007 года, в соответствии со стандартной процедурой наблюдения за рейтингом, в Правительстве Ставропольского края, министерстве экономического развития и торговли, министерстве имущественных отношений, министерстве финансов Ставропольского края были проведены консультации экспертов рейтингового агентства «Standard&Poor's» Б.А.Копейкина и И.С.Пильман, в ходе которых рассматривалось социально-экономическое развитие Ставрополья в 2006-2007 гг.
В свою очередь, рейтинговое агентство «Эксперт РА» оценивает составляющие инвестиционного климата, а именно, объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск). Динамика рангов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Ставропольского края в сравнении с другими регионами России за период 2002 -- 2006 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 -
Рейтинг Ставропольского края
Места, занимаемые краем в рейтинге
2005-2006
2004-2005
2003-2004
2002-2003
Инвестиционный Риск
21
30
41
27
Законодательный риск
15
35
36
3
Политический риск
53
82
78
78
Социальный риск
50
15
23
38
Экономический риск
16
16
18
17
Финансовый риск
15
51
57
57
Криминальный риск
46
42
70
35
Экологический риск
21
18
15
27
Управленческий риск
47
-
-
-
Инвестиционный Потенциал
23
26
27
29
Трудовой потенциал
13
16
14
20
Туристический потенциал
5
5
-
-
Потребительский потенциал
19
18
19
18
Инфраструктурный потенциал
51
51
51
44
Производственный потенциал
30
28
31
29
Инновационный потенциал
32
36
32
29
Финансовый потенциал
24
27
24
26
Институциональный потенциал
19
16
20
23
Природно-ресурсный потенциал
38
41
41
39
По рейтингу инвестиционного климата в 2005-2006 гг. Ставропольский край (также как и 2003-2004, 2004-2005 годы) относится к категории 3В1. В этой группе находятся еще 24 региона, и Ставропольский край среди них занимает 7 место, тогда как в 2004-2005 гг. в этой же категории находился на 15 месте, т.е. наблюдается положительная динамика, хоть и внутри указанной категории. При распределении всех российских регионов по рейтингу инвестиционного климата Ставропольский край рейтинговым агентством «Эксперт РА» был помещен на 28 место.
Таким образом, согласно данным улучшились позиции Ставропольского края по таким составляющим инвестиционного потенциала, как производственный и финансовый, однако ухудшились по инфраструктурному и институциональному (обеспечивающему функционирование рыночной экономики). Что касается инвестиционного риска, то позиции края улучшились по экономическому, законодательному, политическому (рост доверия к региональным властям) рискам при ухудшении инфраструктурного, инновационного и финансового.
Заключение
Таким образом, существует множество определений понятия «инвестиции», развитая система классификации инвестиций, множество видов инвестиций, но всё это не просто деньги, вложенные в экономику той или иной территории, а это цена доверия к региону, степень комфортности ведения бизнеса и всеобщее процветание. Происходит развитие инвестиционной деятельности в регионе, что обеспечение прирост объемов инвестиций за последние годы , сохранение положительной тенденции в этом направлении и обусловлено реализацией вышеперечисленных значимых проектов. Характеризуя общее состояние правового регулирования внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций на территории Ставропольского края, можно заключить, что законодательная база Ставропольского края служит определённым дополнением к федеральному законодательству и в совокупности позволяет осуществлять и развивать внешнеэкономическую, инвестиционную деятельность на территории Ставропольского края. Вместе с тем, в крае не приняты нормативно-правовые акты, предоставляющие иностранным инвесторам финансовые гарантии, не определён порядок сопровождения органами государственной власти наиболее крупных и приоритетных инвестиционных проектов, отсутствует система страхования внешнеторговых сделок, заключаемых предприятиями края, не выработаны основы государственной поддержки экспорта, как одного из ключевых направлений внешнеэкономической деятельности. Согласно данным улучшились позиции Ставропольского края по таким составляющим инвестиционного потенциала, как производственный и финансовый, однако ухудшились по инфраструктурному и институциональному (обеспечивающему функционирование рыночной экономики). Что касается инвестиционного риска, то позиции края улучшились по экономическому, законодательному, политическому (рост доверия к региональным властям) рискам при ухудшении инфраструктурного, инновационного и финансового.
Список использованных источников
1. Е.А. Ендовицкий. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности компаний, 2001 г.
2. И.В. Сергеев. Организация и финансирование инвестиций, 2001 г.
3. Э.И. Крылов. Анализ эффективности и инновационной деятельности предприятия, 2001 г.
4. И.А. Зимин. Реальные инвестиции, 2000 г.
5. Я.С. Мелкумов. Организация и финансирование инвестиций, 2000 г.
6. И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. Организация и финансирование инвестиций, 2000 г.
7. А.Д. Аюшеев, В.И. Филиппов, А.А. Аюшеев. Инвестиции,2000 г.
12. Шахназаров А., Ройзман И. Инвестиционная привлекательность регионов// Инвестиции в России -2000-№9.
Приложение
Инвестиционная деятельность в регионе регулируется с помощью сследующих нормативно-правовых актов:
Федеральные законы:· от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.01.2000) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» · от 29.10.98 N 164-ФЗ (ред. от 29.01.2002) «О финансовой аренде (лизинге)» · от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» · от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 18.06.2001) «О соглашениях о разделе продукции» · от 10.02.1999 N 32-ФЗ (ред. от 06.08.2001) «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона «О соглашениях, о разделе продукции» Постановления Правительства РФ:· от 22.11.1997 N 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» · от 03.09.98 N 1020 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» · от 12.11.1999 N 1249 «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» · от 29.10.97 N 1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации» (вместе с «Порядком обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга)») · от 26.02.99 N 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета» · от 27.04.99 N 467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования» · от 26.06.98 N 653 (ред. от 28.12.98) «О порядке предоставления организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации» Законы Ставропольского края:· от 22.06.05 N 31-кз «О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае» · от 11.03.04 N 13-кз «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае « · от 06.12.02 N 61-КЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» · от 10.11.02 N 49-КЗ «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» · от 12.02.01 № 14-кз. «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края» · от 10.12.98 № 42-кз «О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» · от 27.09.96 № 36-кз (ред. Закона СК от 07.12.98 № 40-кз) «О поддержке малого предпринимательства в Ставропольском крае» Постановления Правительства Ставропольского края:· N 68-п от 26 мая 2005 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий На возмещение части процентных ставок по привлеченным Среднесрочным кредитам, полученным в российских кредитных Организациях организациями всех форм собственности Отраслей промышленности на приобретение технологического Оборудования и автотранспортными организациями всех форм Собственности, осуществляющими пассажирские перевозки, На приобретение автобусов « · N 116-п от 25 июня 2003 г. «Об утверждении критериев рассмотрения обращений Отдельных категорий налогоплательщиков. Об установлении налоговых льгот, методики расчета Выпадающих доходов бюджета ставропольского края От предоставления налоговых льгот, процедуры Рассмотрения обращений отдельных категорий Налогоплательщиков об установлении налоговых льгот « · № 114-п от 25 июня 2003 г. «Об утверждении положения о формализованной методике Оценки эффективности предоставления бюджетных ссуд, Кредитов, дотаций и субвенций бюджетам муниципальных Образований ставропольского края за счет средств Бюджета ставропольского края» · N 99-п от 28 мая 2001 г. (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 29 августа 2007 г. N 101-п) (формат pdf) «Об утверждении порядка субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков» · от 20 апреля 2001 г. N 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края» · № 288-п «О расширении инвестиционной деятельности в крае с участием Ставропольского банка Сберегательного банка Российской Федерации» Постановления Губернатора Ставропольского края:· от 13 ноября 2002 г. N 568 Краевая целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003 - 2005 годы»