Рефераты

Прибыль организации (предприятия)

Прибыль организации (предприятия)

Мн (2.3)

Тема: Прибыль организации (предприятия)

План:

1. Дайте определение прибыли;

2. Назовите состав балансовой прибыли;

3. Каковы функции прибыли?

4.Сформулируйте цели предпринимательской деятельности акционерного общества;

5. Назовите и охарактеризуйте методы планирования прибыли;

6. Назовите основные факторы роста прибыли;

7. В чем заключается эффект производственного рычага?

8. Каковы пути распределения и использовании прибыли на предприятии?

9. Что такое рентабельность?

10. Каковы основные показатели рентабельности?

1. Прибыль - это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

2. Финансовый результат производственно-хозяйственной и финансовой деятельности принято называть балансовой прибылью.

Состав балансовой прибыли определяется направлением деятельности предприятия: текущей, операционной и финансовой.

В состав балансовой прибыли входит прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг), операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы за минусом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов.

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

Доходы и расходы предприятий в зависимости от их характера, условия получения и направления его деятельности подразделяются на:

а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы и расходы;

в) внереализационные доходы и расходы.

3. Прибыль, как важнейшая категория отношений выполняет ряд важнейших функций:

1. Прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия;

2. Прибыль выполняет стимулирующую функцию (Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятия, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве)

3. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.

4. Цели предпринимательской деятельности акционерного общества:

1. максимизация акционерной собственности;

2. максимизация прибыли;

3. максимизация управленческого вознаграждения;

4. поведенческие цели;

5. социальная ответственность.

5. Метод прямого счета. В его основе поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:

Прибыль = Выручка - Себестоимость

2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы - Операционные расходы + Внереализационные доходы - Внереализационные расходы

Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

1-й шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2-й шаг. Рассчитывается изменение (+;-) себестоимости продукции в планируемом году.

3-й шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, её качестве, сортности.

4-й шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижение) цен.

5-й шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-ом и последующих шагах.

6-й шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.

31 МН

Тема: Прибыль организации (предприятия) № 2

6. 1) Объем продаж - при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему объему прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

2) Рост цен - в период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

3) Снижение себестоимости - снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости контроля в области расходов.

4) Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции - прибыль в рыночной экономике - движущая сила как производственных фондов, так и выпускаемой продукции.

7. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объекта производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

Сила воздействия Маржинальная прибыль

операционного рычага = Прибыль

Маржинальная прибыль - сумма покрытия предельной прибылью.

8. Распределение прибыли - составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием.

1) Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления.

2) Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самой организацией.

3) Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами организации, как правило в учетной политике.

9. Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, в отрасли, народном хозяйстве в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается тремя методами-как отношение прибыли:

1) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств;

2) к полной себестоимости продукции;

3) к полной себестоимости продукции за вычетом материальных затрат.

10. Основные показатели рентабельности:

1) Рентабельность продукции (издержек) (Рпр)

Рпр = (Пр / ПС) *100%

Пр - отношение прибыли от реализации продукции

ПС - к полной себестоимости реализованной продукции

2) Рентабельность продаж (ROS)

ROS = (Пр / В)*100%

Пр - отношение прибыли от реализации продукции

В - к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции

3) Рентабельность активов (ROA)

ROA = (Пб (или Пч) / Аср)*100%

Пб (или Пч) - отношение прибыли балансовой (или чистой)

Аср - к средней величине активов за определенный период

4) Рентабельность текущих активов

Рта = (Пч / Ат ср) *100%

Пч - отношение чистой прибыли предприятия

Ат ср - к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия

5) Рентабельность собственного акционерного капитала (ROE)

ROE = (Пч / Кс ср)*100%

Пч - отношение чистой прибыли

Кс ср - к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период.

Сущность и значение кредита

в деятельности предприятия.

Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Такое движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.

Функции кредита:

ь Перераспределительная. Посредством кредита происходит перемещение денежного капитала между отраслями народного хозяйства. Кредит становится своеобразным регулятором на макроэкономическом уровне, перераспределяя стоимость, временно высвобожденную между отраслями, территориями;

ь Экономии издержек обращения. Хозяйствующие субъекты часто прибегают к кредиту для обеспечения себя нужным количеством оборотных средств. В результате ускоряется оборачиваемость капитала у хозяйствующего субъекта и в конечном итоге обеспечивается экономия издержек обращения;

ь Замещение наличных денег кредитными. Использование в хозяйственной деятельности кредита приводит к распространению безналичных форм расчета. В сфере денежного обращения появляются такие кредитные инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки. Следствием такого положения становится ускорение денежного оборота;

ь Ускорение концентрации капитала. Заемный капитал в форме кредита делает возможным расширение масштабов производства и получение дополнительной прибыли. Для крупных инвестиций необходима концентрация, которая становится возможной путем использования кредита. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах дает положительные экономические результаты;

ь Стимулирующая. Использование кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности делает необходимым их эффективное использование. Именно поэтому кредит заставляет заемщика более рационально использовать кредитные ресурсы и тем самым вести эффективную хозяйственную деятельность. На практике кредит не только побуждает расширить масштабы производства, но и стимулирует заемщика делать инновации в форме внедрения в производство различных научных разработок.

Значение кредита как экономической категории проявляется в конечных результатах его использования. Однако его существование в экономике становится результатом взаимодействия комплекса условий. Одно из таких условий - несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей. В силу специфики своего производства и условий снабжения в разные периоды времени предприятия имеют разную потребность в оборотных средствах. Часто у предприятий не хватает собственных денежных средств, поэтому они вынуждены прибегать к кредитным ресурсам. Второе условие существования кредита - юридическая самостоятельность кредитора и заемщика, т.е. экономическая ответственность сторон в процессе реализации кредитных отношений. В рамках гражданского законодательства определены признаки хозяйственной самостоятельности.

Важное условие существования кредита - заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных отношениях. Основной стимул данной заинтересованности - процентная ставка: она должна, с одной стороны, обеспечить максимальную прибыль кредитору, а с другой - давать возможность процентной ставки без ущерба для заемщика. Уровень процентной ставки зависит от множества факторов: масштабов производства, соотношения спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов и т.д.

Анализ финансовых результатов.

Финансовый результат предприятия характеризуется прибылью и убытками. Прибыль отражает абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Убытки предприятие может нести, но они не должны носить систематический характер.

Прибыль (убытки) отражает финансовый результат разных видов деятельности: основной (обычной) деятельности; от внереализационных операций; финансовый результат от действия чрезвычайных обстоятельств.

Анализ финансовых результатов осуществляется по следующим направлениям:

Анализ формирования и использования прибыли. Определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура. Использование прибыли означает уплату в бюджет налога на прибыль, распределение прибыли оставшейся в распоряжении предприятия. Налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с, так называемой, налоговой прибыли (налогооблагаемой прибыли). Для ее получения необходимо из прибыли отчетного года произвести некоторые исключения: доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами); некоторые доходы, которые носят характер льгот. Полученная в результате таких расчетов налогооблагаемая прибыль служит основой для взноса налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. Пути распределения чистой прибыли: на выплату дивидендов по ценным бумагам; образование резервного фонда; образование фондов специального назначения; другие отвлечения (внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды, из-за получения необоснованной прибыли в результате необоснованного повышения цен).

Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов.

Горизонтальный анализ - это оценка изменений структуры показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и в процентах.

Вертикальный анализ - это оценка изменений структуры показателей прибыли, когда сначала оцениваются их изменения. Горизонтальный анализ проводится самим предприятием, вертикальный (трендовый) - чаще всего внешними пользователями.

Факторный анализ финансовых результатов. Выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия. Проводится факторный анализ валовой прибыли, прибыли от реализации, результатов от прочей реализации.

Валовая прибыль создается в процессе производства продукции и определяется как разность между выручкой от реализации и себестоимость реализации.

На изменение валовой прибыли влияют:

Ш Объем выпуска продукции в количественном измерении;

Ш Структура выпуска продукции;

Ш Удельная валовая прибыль.

Прибыль от реализации - разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью. Прибыль от реализации продукции занимает большой удельный вес в прибыли отчетного года.

Факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации:

Ш Изменение цен реализации - рост цен увеличивает прибыль от реализации;

Ш Полная себестоимость реализации - чем ниже себестоимость, тем больше прибыль;

Ш Влияние объема реализации - чем больше объем, даже при той же цене, тем больше прибыль;

Ш Изменение структуры реализации - увеличение реализации более рентабельных изделий приводит к росту прибыли от реализации.

Результат факторного анализа - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов роста финансовых результатов в долгосрочном плане.


© 2010 Рефераты