Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Правовое регулирование инвестиционной деятельности
17
Содержание
Введение
1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
2. Правовое регулирование договора поставки товара для государственных нужд
Заключение
Список литературы
Введение
Хозяйственное право представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и иные, связанные с ними отношения, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
В современных условиях хозяйственную деятельность по извлечению прибыли из производства товаров и услуг профессионально ведут предприниматели и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, банки, биржи и иные субъекты, преследующие такую цель.
Хозяйственная деятельность осуществляется не только в ходе производства товаров. для того, чтобы ее начать, необходимо приобрести или построить производственное помещение, приобрести сырье, оборудование, топливо.
В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их хранению, доставке и тому подобное.
Хозяйственный оборот тоже неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Все эти отношения являются центральными, входящими в первую группу в предмете хозяйственного права.
Вместе с тем, предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. в частности, такой является вся хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью. в такую деятельность включаются на базе собственного имущества государство, организующее свои предприятия, устанавливающее для них определенный режим хозяйствования.
Некоммерческий характер носит деятельность бюджетных учреждений, потребительских обществ, благотворительных фондов и других организаций, вступающих в хозяйственные правоотношения для решения своих уставных задач. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, по форме осуществления не отличаются от ее реализации и поэтому охватываются хозяйственным правом. Они представляют вторую группу хозяйственных отношений, регулируемых хозяйственным правом.
Наконец, государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти отношения составляют третью группу хозяйственного права.
Таким образом, можно судить о проникновении хозяйственного права практически во все отрасли хозяйственной деятельности: реализация продуктов и товаров, реализация услуг, инвестиционная деятельность, агропромышленный комплекс, финансирование хозяйственной деятельности.
В данной контрольной работе мы рассмотрим правовое регулирование инвестиционной деятельности и правовое регулирование договора поставки товара для государственных нужд.
1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Инвестиции, как вложение в развитие предпринимательской деятельности, и инвестиционная деятельность, как реализация этих вложений, в целом представляют собой сложный и многообразный процесс, имеют свои специфические черты, отражающие особенности предпринимательской, хозяйственной деятельности.
Для создания целостности и единства инвестиционного процесса правовое регулирование стремится к созданию системы организационно-правовых форм, направленных на защиту инвестиций, установлению гарантий их сохранности.
Потребности развития того или иного направления экономики не должны стеснять равенство свободы инвесторов. Планово-целевое финансирование допущено ныне только для обеспечения государственных нужд.
С возникновением рыночных отношений, свободы выбора сферы хозяйствования и заключения договоров, по усмотрению предпринимателей, назрела необходимость правового регулирования деятельности по вложению имеющихся средств на основе свободы инвестирования.
26 июля 1991 года был принят Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» и следом за ним того же года Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», которые создали базу для правового регулирования инвестиционной деятельности на новом этапе развития экономики. В настоящее время действует Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ. Особенности инвестиционной деятельности в той или иной отрасли хозяйственного (предпринимательского) права обуславливают создание специальных нормативных актов. К ним следует отнести: Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 №123-ФЗ, Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ, Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.1998 №164-ФЗ и другие нормативные акты, направленные на регулирование инвестиционной деятельности.
Тем не менее, инвестиционное обновление экономики не может не затрагивать публичных интересов общества. Ему не безразлично, по каким каналам и для чего будут осуществляться государственные вложения, которые должны учитывать эти интересы, определенные соответствующим государственным органом в пределах своей компетенции.
Рациональная государственная инвестиционная политика нуждается в управлении. В связи с этим принят Указ Президента РФ «О создании государственной инвестиционной корпорации». №184 от 2 февраля 1993 года.
Государственная инвестиционная корпорация создана для реализации федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных и стимулирования внутренних инвестиций, повышения эффективности инвестиционной политики. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого на сумму не менее 1 миллиарда долларов США, а также из 50 долларов США и 200 миллиардов рублей, которые могут быть использованы в качестве залога для обеспечения финансовых гарантий иностранным инвесторам и решения уставных задач.
Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию конкурсных проектов, используя при этом средства, выделяемые ей целевым назначением для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ РФ, привлеченные и собственные средства.
таким образом, государство выступает в роли организатора инвестиционного процесса и одновременно основного инвестора.
Для нормального развития экономики, для обеспечения расширенного воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете, не может отражаться в развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций.
Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения и исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Возникает вопрос: зачем необходимо законодательство об инвестициях? Ведь инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака.
Словом, все вложения уже имеют свою собственную правовую форму. зачем же надстраивать над всем этим еще законодательство об инвестициях?
Для этого есть особые основания. Они заключаются в необходимости: определить понятия инвестиции и инвестиционной деятельности, урегулировать отношения между инвестором и лицом, реализующим его инвестиции(заказчиком), между инвестором и лицом, осуществляющим практическое целевое использование объекта инвестирования (пользователем), установить параметры государственного регулирования инвестиционной деятельности, зафиксировать гарантии для всех инвесторов и их инвестиций, установит пределы ответственности, применяемой в процессе реализации инвестиций.
Законодательное определение инвестиций содержит достаточно обширный, неисчерпаемый перечень материальных и нематериальных благ, каждое из которых должно обладать двумя отличительными особенностями, признаками. Во-первых, они (блага) вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, во-вторых, целью вложения является получение прибыли и достижение положительного социального эффекта.
Определение инвестиций неразрывно связано с понятием инвестиционной деятельности, поскольку ценность материального или нематериального характера может приобрести статус инвестиции исключительно в процессе вложения этой ценности в какой-либо объект предпринимательской деятельности для извлечения дохода и положительного социального эффекта в будущем.
Легальное определение инвестиционной деятельности сводится к факту вложения и совокупности практических действий по реализации инвестиций.
Инвестиционная деятельность один из видов предпринимательской деятельности. Ей присущи признаки предпринимательства: самостоятельность, инициативность, риск. Однако у инвестиционной деятельности есть специфика, которая состоит в том, что средства инвестора вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли от использования или эксплуатации этих объектов в будущем.
По своему содержанию инвестиционная деятельность делится на:
§ прямую (то есть вложения непосредственно в производство товаров и услуг);
§ ссудную (предоставление займов, кредитов);
§ «портфельную» (приобретение ценных бумаг).
Прямая форма инвестиций наиболее близка по своему содержанию к предпринимательской деятельности.
Ссудная форма инвестирования сводится к использованию ссудного капитала в виде займов и кредитов.
Портфельное инвестирование означает вложение инвестором средств в ценные бумаги, акции предприятий. По содержанию портфельное инвестирование не предполагает участие инвестора в управлении предприятием, а лишь получение дивидендов на вложенный капитал.
В инвестиционной деятельности есть субъекты и объекты. Субъекты: инвесторы, заказчики, исполнители работ. Закон «Об инвестиционной деятельности РФ» раскрывает особенности правового статуса каждого из них.
В соответствии с Законом инвесторами могут выступать практически все физические и юридические лица, то есть те субъекты, которые отвечают признакам инвестора. Кроме того, в роли инвесторов выступают специально созданные для осуществления инвестиционной деятельности субъекты.
Что может быть объектом инвестиционной деятельности? В Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ и в Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ перечни таких объектов. Они не являются исчерпывающими. В них включаются:
§ оборотные средства;
§ целевые денежные вклады;
§ научно-техническая продукция;
§ права на интеллектуальную собственность;
§ имущественные права;
§ другие объекты собственности.
Эффективность инвестиций означает для инвестора вложение средств в наиболее выгодное дело, которое предположительно может принести ему наибольшую прибыль.
Государство является главным инициатором инвестиционной деятельности и выступает одновременно как инвестор и как непосредственный участник инвестиционного процесса. Государственное регулирование инвестиционной деятельности ведется в обеспечение публичных интересов общества и представляет собой и косвенное воздействие на социально - экономическое и научно-техническое развитие РФ.
Федеральный закон называет следующие формы и методы: государственные инвестиционные программы, прямое управление государственными инвестициями; налоговая политика; предоставление финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей.
В соответствии с Законом «об инвестиционной деятельности в РФ», решения по государственным инвестициям из республиканского бюджета принимаются высшим представительным органом власти на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производительных сил.
Для осуществления государственных инвестиций могут осуществляться фонды, в том числе, фонды регионального развития, резервный, целевой и т.д.
Закон также устанавливает, что реализация целевых программ представляет собой размещение государственных ассигнований.
В соответствии Законом об инвестиционной деятельности основным правовым средством, реализующим производственно-хозяйственные взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Особенностью инвестиционной деятельности является достаточно разнообразные по существу, по юридической цели и субъектному составу договорные отношения.
2. Правовое регулирование договора поставки товара длягосударственных нужд
Договор поставки регулируется Гражданским кодексом РФ (часть вторая) и иными нормативными актами. Особенностью поставки товаров для государственных нужд определяется специальным законодательством.
Договор поставки имеет общую с договором купли-продажи экономическую сущность. По договору поставки поставщик, являющийся предпринимателем, обязуется в обусловленный срок передавать в собственность покупателю товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным потреблением, а покупатель обязуется принимать товар и платить за него определенную цену.
Таким образом, договор поставки имеет следующие отличительные признаки:
а) сторонами договора являются предприниматели, это предприятия любой организационно-правовой формы и граждане - предприниматели;
б) поставщиками могут быть как изготовители товаров, так и посредническая организация, реализующая товары покупателю с целью получения прибыли;
в) покупателем выступает субъект, приобретающий товар для производственного потребления или для последующей его реализации гражданам - потребителям;
г) предметом поставки является товар, предназначенный для ведения предпринимательской деятельности или иной деятельности, не связанной с личным потреблением. Употребление двух терминов «продукция» и «товар» - связаны с некоторыми сохраняющимися различиями в правовом регулировании поставок производственно - технического назначения и товаров народного потребления. Обычно эти товары определяются родовыми признаками. Однако могут быть товары индивидуального изготовления (например: специальное оборудование). Поставка товара осуществляется с целью получения прибыли, он не может быть использован для личного потребления.
д) в качестве характерного признака договора поставки можно назвать и длящийся характер взаимоотношения сторон. Поставка товара осуществляется неоднократно, отдельными партиями.
Сторонами договора выступает поставщик и покупатель. Поставщиком может быть как изготовитель, так и посредническая организация. Отбор поставщиков для госнужд производится на конкурсной основе.
Покупателями выступают любые организации, приобретающие товары как для осуществления предпринимательской деятельности, так и иной, не связанной с личным потреблением. Граждане могут приобретать товары по договору поставки для целей предпринимательства. Для осуществления личных (домашних, семейных) потребностей, они заключают договоры купли - продажи.
Структура договорных связей может быть простой и сложной, в зависимости от состава сторон договора и иных участников исполнения договорных обязательств. При простой структуре - состав сторон договора и исполнителей договорных обязательств совпадает, при сложной - не совпадает.
При простой структуре - поставщиком товаров является изготовитель, а покупателем - потребитель, а при сложной - договор может заключаться между поставщиком и покупателем, а товар поставляться от изготовителя потребителю.
В соответствии с законодательством, структура договорно-хозяйственных связей определяется соглашением сторон. Установление рациональной структуры договорных связей способствует сохранности товаров, ускорению сроков их продвижения, упрощению расчетов между сторонами.
Преимущественное значение имеют прямые хозяйственные связи между изготовителями и потребителями.
Заключая договоры, стороны свободны в выборе контрагентов и определении условий договора. Договор является юридическим фактом, на основании которого возникает обязательство по поставке товара. На этих условиях осуществляется и поставка товаров для госнужд. Обязательное заключение на поставку товаров для госнужд установлено для потребителей-монополистов, обязательным является также заключение договора с потребителями районов Крайнего Севера.
Специального указания о форме договора поставки в законодательстве сегодня как будто нет, однако из прежних правил о сделках (ст. 529 ГК РФ ч. 2) возникает необходимость заключения данного договора.
Традиционным способом заключения данного договора является разработка одного документа, подписываемого сторонами. Закон допускает возможность заключения договора поставки путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами и т.д., подписанными стороной, которая их посылает. Подобные способы оформления договора создают возможность его оперативного заключения.
При поставках товаров на год или более короткий срок применяется и такая характерная для данного товара форма, как принятие поставщиком заказа покупателя к исполнению. При этом в представляемом заказе должны содержаться все необходимые для поставки данные. Если же необходимо согласовать дополнительные условия, не предусмотренные заказом, поставщик направляет покупателю проект договора.
Порядок и сроки заключения договора определяются Гражданским кодексом РФ ч. 2 ст. 529. В предложении о заключении договора (оферте) должны быть указаны существенные условия или порядок их определения. Предложение должно быть адресовано конкретному лицу или конкретным лицам. Оно должно быть сделано любой стороной - как поставщиком, так покупателем.
Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный договор поставки для государственных нужд с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик(исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
В содержании договора закон выделяет существенные условия. Отсутствие хотя бы одного из них, влечет за собой признание его незаключенным.
Формирование условий договора зависит от характера норм законодательных актов, регулирующих договорные отношения по поставкам товаров. Императивные нормы закона сегодня касаются главным образом государственных нужд.
В договоре указывается срок его действия. Различают долгосрочные договоры, заключаемые на срок свыше 1 года, и краткосрочные, заключаемые на срок до года.
Количество товаров определяется соглашением сторон. Товары поставляются в соответствии с номенклатурой, предусмотренной в договоре.
Предприятия обязаны устанавливать в договоре фиксированные сроки платежа.
Согласно ст. 530 ГК РФ части 2, покупатель вправе отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку.
В этом случае исполнитель должен незамедлительно требовать от него извещение о прикреплении к другому покупателю.
При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставка товаров для госнужд производится для удовлетворения потребностей Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально - экономических, оборонных, научно - технических.
Формой удовлетворения потребностей являются заказы на закупку и поставку товаров для госнужд.
Установлено два уровня формирования заказов: федеральный и региональный
Федеральный - определение госнужд РФ в целом, региональный - для республик, автономий, краев, областей.
Заключение
Итак, инвестиция - это вложение свободных денежных средств (или ценностей) в разные объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Объектом инвестиционной деятельности могут быть:
§ оборотные средства;
§ целевые денежные вклады;
§ научно-техническая продукция;
§ права на интеллектуальную собственность;
§ имущественные права;
§ другие объекты собственности.
По своему содержанию инвестиционная деятельность делится на:
§ прямую (то есть вложения непосредственно в производство товаров и услуг);
§ ссудную (предоставление займов, кредитов);
§ «портфельную» (приобретение ценных бумаг).
В настоящее время действует Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ.
В соответствии Законом об инвестиционной деятельности основным правовым средством, реализующим производственно-хозяйственные взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Особенностью инвестиционной деятельности является достаточно разнообразные по существу, по юридической цели и субъектному составу договорные отношения.
Договор поставки регулируется Гражданским кодексом РФ (часть вторая) и иными нормативными актами. Особенностью поставки товаров для государственных нужд определяется специальным законодательством.
Сторонами договора выступает поставщик и покупатель. Поставщиком может быть как изготовитель, так и посредническая оранизация. Отбор поставщиков для госнужд производится на конкурсной основе.
Структура договорных связей может быть простой и сложной, в зависимости от состава сторон договора и иных участников исполнения договорных обязательств. При простой структуре - состав сторон договора и исполнителей договорных обязательств совпадает, при сложной - не совпадает.
Порядок и сроки заключения договора определяются Гражданским кодексом РФ ч. 2 ст. 529. В предложении о заключении договора (оферте) должны быть указаны существенные условия или порядок их определения. Предложение должно быть адресовано конкретному лицу или конкретным лицам. Оно должно быть сделано любой стороной - как поставщиком, так покупателем.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 - М.: Инфра-М _ Норма, 1996;
2. Мартемьянов А.А. «Хозяйственное право», М., 2002;
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция)/М-во экон. РФ, ГК по стр.-ву, архитект. и жил. политике; рук. авт. колл.: Косов В.В.М.: ОАО «НПО», изд-во «Экономика», 2003;
4. Право: Учеб. / Под. ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004;
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара, 2000.