После экономического кризиса в 2009 году многие предприятия обанкротились, еще большие оказались на грани разорения. Все они пытаются до сих пор выкарабкаться из сложившейся ситуации. У кого-то это получается лучше, у кого-то нет. Это связанно с тем, что предприятиям необходимы дополнительные денежные вложения в производство, а именно инвестиции, для ремонта, реконструкции основных средств, и реализации новых проектов.
Но заинтересованных лиц находится не так уж и много. Это связано зачастую со слишком большим объемом необходимых инвестиций и длительным сроком реализации проектов. К тому же издаваемые правительством указы и законы зачастую не способствуют поступлению инвестиций в экономику, а наоборот затормаживают их. Но все же работа в этой области ведется, и наблюдаются определенные результаты.
Одним из методов привлечения инвестиций является инвестиционные конкурсы.
Цель моей контрольной работы - рассмотрение вопроса практики проведения инвестиционных конкурсов в России на данном этапе.
1. Теоретические моменты
На данном этапе развития инвестиций в России, для реализаций проектов все больше прибегают к инвестиционным конкурсам.
Следует отметить, что инвестиционные конкурсы применяются, как правило, для крупных проектов, таких как строительство, производство и т.п.
Причем, в конкурсах участвуют не только российские инвесторы, но и иностранные. То есть, в экономике России активно участвует иностранный капитал. В целом по стране на деятельность иностранных инвесторов приходится чуть более 3% валового национального дохода и чуть более 14% от объема всего экспорта.
Иностранных инвесторов, действующих в России можно подразделить на три группы:
· международные организации;
· инвесторы, имеющие главной целью захват доли рынка;
· инвесторы, имеющие главной целью получение прибыли.
К первой группе относятся ЕБРР, группа Всемирного банка и др. Их деятельностью является оказание спонсорской помощи нашему государству, предоставление долгосрочных кредитов и т.п.
Вторую группу инвесторов составляют крупные иностранные компании, главная цель которых - захват доли рынка, продвижение своей продукции путем приобретения российских предприятий своей отрасли, модернизация предприятий. Они рассчитывают на долгосрочные инвестиции, и получение прибыли не является единственной их задачей.
Третья группа инвесторов - инвесторы, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Эти инвесторы ищут пути вложения капитала с возможностью вывезти через несколько лет свой капитал из России. К ним относятся фонды и частные лица. Среди них важную роль играют венчурные фонды, которые не только являются надежным инструментом поддержки инноваций, но и позволяют получить значительный выигрыш при больших рисках.
Конечно, наиболее желательно участие в конкурсах первой группы инвесторов. Сомнительно участие второй и третей групп, так как в этих случаях будет наблюдаться захват рынка и отток денег из страны.
Но все же на данном этапе полностью отказаться от иностранных инвестиций Россия не может, поэтому работа по привлечению инвесторов продолжается.
Для этих целей правительство постоянно проводит переговоры с международными фондами и группами о содействии. Так, 5 февраля 2008 г. были проведены официальные переговоры с руководителями МВФ, которые, по словам российского вице-премьера, считают, что "прогноз развития России в этом году благоприятен".
27-28 марта 2008 г. в Москве прошла I международная конференция "Проблемы и перспектива развития рынка недвижимости России. Инвестиционный климат". В качестве организаторов конференции выступал Госстрой РФ, Российская Гильдия риэлтеров, Центр стратегических разработок и Международный фонд недвижимости. В работе конференции приняли участие: Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, Председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров, Председатель комитета по Земельной политике РФ Сергей Сай, глава Министерства по антимонопольной политике Илья Южанов, представители Мирового банка, крупные отечественные и зарубежные инвесторы. В ходе конференции были обсуждены вопросы создания благоприятного инвестиционного климата в России: проблемы инвестирования в жилищный сектор рынка недвижимости, его законодательная база, проблемы минимизации инвестиционных рисков и оптимизации налоговых выплат.
Также наблюдается активное привлечение отечественных инвесторов. Ведь их участие в проектах намного выгоднее для страны, так как деньги, в конечном счете, остаются в экономике государства и не «уходят» за границу.
Так в 2008 году проводилась Российская строительная неделя - крупнейшая в стране профессиональная строительная выставка "Batimat Mosbuild" и конференция с международным участием "Строительство-2008". Оба мероприятия, организованные известной английской компанией IТE Group PLС при поддержке Госстроя России, прошли с большим успехом. Свыше 1000 зарубежных фирм из 30 стран, 10 национальных стендов (Австрия, Бавария, Испания, Италия, Польша и другие), более 500 отечественных организаций и компаний продемонстрировали свою продукцию и услуги в рамках тематических разделов "Batimat Mosbuild - 2008". Строительство. Окна и двери. Ландшафтная архитектура и приусадебное хозяйство. Интерьер, отделка, дизайн. Керамика и камень. Декоративный текстиль. Системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и искусственного охлаждения.
Экспозиции предоставили возможность, не покидая пределов России, ознакомиться с достижениями и ассортиментом предложений мирового строительного рынка. Использование их в профессиональной и индивидуальной практике позволяет поднять на новый уровень культуру строительства, комфорт жилища и всей обитаемой среды.
А о том, как комфортное жилище сделать доступным для большинства людей в нашей стране, какие новые технологии, нормативы, экономические стимулы и финансовые схемы помогут активизировать спрос на жилье и развить рынок недвижимости, шел разговор на конференции "Строительство-2008".
Специальное заседание было посвящено строительству в Москве. Реализация концепции устойчивого развития столицы должна опираться на создание условий для обеспечения трудовой занятости населения, повышение его благосостояния. В этой связи необходима дальнейшая детализация, конкретизация и корректировка Генерального плана. В 2010 году Москва завершает освоение территорий новых жилых районов массовой застройки и приступает к активному уплотнению и развитию жилищного фонда в пределах городской черты. Предстоит снести около 6,5 миллиона квадратных метров жилья в зонах пятиэтажной застройки, и чтобы не захлебнулась волна отселения москвичей в новые благоустроенные дома, потребуется увеличить объемы жилищного строительства до 4 - 4,5 миллиона квадратных метров в год. В реализации этой масштабной программы большая роль отводится инвестиционно-строительным компаниям, развитию строительства коммерческих домов как источника для бесплатного предоставления муниципального жилья. На этом фоне были обсуждены задачи и проблемы организации и проведения инвестиционных конкурсов в столице, подчеркнута необходимость открытости и гласности всех тендеров на московских площадках, в том числе и с международным участием.
Также Госкомимуществом РФ были разработаны рекомендации по совершенствованию практики проведения инвестиционных конкурсов и реализации инвестиционных программ, включающие:
*определение степени участия государства,
*создание благоприятной правовой среды,
*повышение качества разработки инвестиционных программ,
*улучшение контроля за выполнением инвестиционных программ.
Обоснована целесообразность денежных продаж акций крупных прибыльных предприятий по реальной рыночной стоимости в качестве альтернативы инвестиционным конкурсам.
2.Практические моменты
В 2008 году был проведен областной конкурс инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства в Ростовской области. Основными целями конкурсного размещения инвестиционных ресурсов явилось:
- Отбор быстроокупаемых высокоэффективных проектов
- Повышение инвестиционной активности
- Привлечение средств инвесторов в приоритетные для области направления деятельности субъектов малого предпринимательства
- Демонополизация экономики и развитие конкуренции
- Насыщение товарного рынка
- Создание новых рабочих мест и смягчение социальной напряженности на рынке труда.
Приоритетными видами деятельности с позиции государственной поддержки малого предпринимательства на 2007 год были определены:
- Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции
- Производство товаров первой необходимости и оказание услуг населению, в том числе жилищно-коммунальных
- Природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей
- Производство строительных материалов
- Инновационная деятельность
- Народные промыслы и художественные производства.
Благодаря этому конкурсу множество предприятий малого предпринимательства получили реальную поддержку и смогли подняться на ноги.
Другой момент. 27 февраля 2009 года прошло заседание Госкомимущества, на котором был рассмотрен вопрос «О подготовке и проведении инвестиционных и земельных конкурсов в 2009 г. и задачах на 2010 г. по г. Москве».
Более 10 лет ведется реализация земельных участков на конкурсной основе. Но именно в 2009 г. произошли большие изменения, и конкурс получил дальнейшее развитие.
Итоги 2009 г. таковы: было проведено 7 конкурсов.
Корп. №1602 (для строительства пристройки инициативно-общественного назначения), корп. №160 (для строительства торгового павильона), корп. №1204 (установка торгового киоска), Крюковская площадь (строительство торгового комплекса №1), 15-й мкрн (строительство развлекательного центра с пивным баром), корп. №1841 (строительство объекта социально-бытового назначения), 8-й мкрн (строительство кондитерского мини-цеха). Общая площадь объектов, реализованных на конкурсной основе, составляет 3,49 га. Сумма реализации участков - 1млн 274 тыс. долларов. В целевой бюджетный фонд в 2009 г. поступило 28 млн. 816 тыс. руб. Для сравнения: в 2008 г. в округ поступило 17 млн. 818 тыс. руб., а в 2007 - 25 млн. 338 тыс. руб.
В 2010 г. планируется провести конкурсы по 9 участкам, а доход ориентировочно должен составить чуть более 1 млн. долларов. Снижение доходов объясняется тем, что вызывающие наибольший интерес земельные участки уже реализованы.
С 2008 г. осуществляется практика проведения инвестиционных конкурсов на право строительства (реконструкции) объектов недвижимого имущества. Так, в прошлом году был реализован участок под строительство двух домов в 18-м мкрн, в этом - под застройку корп. №901-«а», рассматривается строительство жилого дома на площадке корп. №522, до конца года должны подготовить предложения по строительству жилья в 2011 г.
Однако реализация инвестиционных строительных проектов по объектам жилого фонда в части их реконструкции в округе до сих пор не находит применения по двум объективным причинам: во-первых, те объекты, которые можно было бы предложить на инвестирование к реконструкции, находятся в ведении федеральных служб, во-вторых, в округе практически нет объектов, которые можно было бы реконструировать.
В 2010 г. на конкурсной основе будут возведены объекты: коммунально-складского назначения на Восточной коммунальной зоне, аквапарк напротив корп. №456, участок на Панфиловском проспекте для строительства центра общественного питания, торговли, бытового обслуживания, объект бытового обслуживания в 16-м мкрн, культурно-бытовой центр в 5-м мкрн, строительство объектов торговли.
Через московскую городскую комиссию будут проводиться конкурсы на постройку фирменного магазина в МЖК пл. 12 тыс. кв. м и автотранспортного предприятия общей площадью 31 тыс. кв. м в промзоне «Малино».
Через окружной конкурс пройдут заявки на строительство спортивного комплекса напротив корп. №456, административного корпуса с плавательным бассейном.
Было подчеркнуто, что с 2010 г. прекращаются отчисления в бюджет города средств, полученных от проведения инвестиционных конкурсов, поэтому данные программы хотя и будут выполняться, но уже не с таким энтузиазмом, как ранее. Была также отмечена большая роль в реализации окружных программ по проведению земельных конкурсов Зеленоградского филиала Торгово-промышленной палаты, помогавшего подбирать инвесторов, организовывать рекламу, маркетинговые исследования.
Подводя итог обсуждению, было предложено считать приоритетным направлением инвестиционные виды конкурсов, в результате проведения которых компенсационно выделялась бы часть нежилых помещений.
После проведения заседания было проведено повторное 8 апреля 2010 года. О выполнении программы по формированию планов и реализации жилплощади на 2009-2010 г.
Этот план обсуждался еще в 2009 году, сейчас обсуждается ход его реализации. В 2009 году были обеспечены жилплощадью 160 семей очередников. В план 2010 г. включено 158 семей. Жилье будет предоставляться в первую очередь приоритетным категориям. (Семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, или гражданам, признанным тяжелобольными, многодетным с 4 более детьми, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, очередникам из категории «общие основания», вставшим на учет в 1990 г. из отдельных квартир и в 1991 г. - из коммуналок, и некоторым др.). При этом запланировано выделить 400 кв. м жилья для очередников милиции, управлений здравоохранения и образования.
В прошлом году город полностью выполнил обязательства по предоставлению жилья льготным категориям очередников - участникам ВОВ и семьям погибших в ВОВ. Жилье получили 7 таких семей. На этот год в план включено также 7 семей тех же категорий. 3 семьи из категории «бывшие несовершеннолетние узники концлагерей» в 2009 г. и 1 - в 2010 г. получили и получат отдельные квартиры.
В 2009 г. вступила в действие программа «Молодой семье - доступное жилье». В соответствии с этой программой семьи, не достигшие 30-летнего возраста и являющиеся очередниками города, смогли переехать в новые квартиры по договорам краткосрочного найма либо приобрести квартиры с рассрочкой платежа. В прошлом году 13 таким семьям было предоставлено жилье в районе Марьинского парка в Москве. В УДЖП по этой программе молодым семьям даются консультации, проводилось анкетирование.
Продолжает развиваться новая форма предоставления жилья очередникам - по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа. Очередники, желающие ускорить улучшение жилищных условий, отныне могут обратиться в Центр арендного жилья с соответствующим заявлением. По мере поступления площади она предоставляется очередникам. При этом очередники единовременно оплачивают не менее 30% стоимости жилья (по ценам БТИ), остальную сумму выплачивают в течение 5 лет (процентная ставка - до 10% годовых в зависимости от года постановки на учет). Семей, пожелавших воспользоваться этой формой предоставления жилья, в 2009 г. оказалось 7.
Продолжается программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки. В 2009 г. было отселено 9 пятиэтажек, переселено из них 986 семей. В 2010 г. очередникам помимо жилья в новостройках будет выделено 80% жилой площади за выбытием граждан.
УДЖП получало много нареканий от обращавшихся по вопросу улучшения жилусловий - они жаловались на большие очереди. Чтобы снизить напряженность, в управлении был оборудован зал приемов населения.
Больной темой на сегодня стала проблема с регистрацией некоторых домов-новостроек. Пока еще ни один из них не принадлежит Москве. А, значит многие жители (около 300 семей) пока не могут получить документы на свою жилую собственность. Решить этот вопрос в состоянии только Департамент жилищной политики Москвы.
Другой проблемный вопрос - об ускорении переселения жителей из сносимых домов - было решено перенести на следующее заседание коллегии по жилищной политике (состоится осенью).
В конце заседания было отмечено, что в округе отработаны технологии переселения граждан из 5-этажных домов и предоставления жилья, все соответствующие службы справляются со своими обязанностями.
Вывод
Подводя итог своей работе, я могу смело утверждать, что практика проведения инвестиционных конкурсов в России отнюдь не забыта, а наоборот постоянно используется и совершенствуется.
Другое дело, что эти совершенствования зачастую приводят к усложнениям процессов инвестирования или дают возможность обходить закон. Например, в 2008 году Правительством РФ и Комитетом по собственности был отклонен законопроект Госдумы, предоставляющий победителю коммерческого конкурса все права акционера до выполнения им инвестиционных условий. Будем надеяться, что и в дальнейшем соответствующие инстанции будут внимательно следить за процессом развития законодательной базы, и способствовать ее качественному развитию.
Так же радует стремление органов власти стимулировать участие в проектах отечественных инвесторов, что обеспечивает сохранение денег в государстве, а не вывоз их в конечном итоге за границу.
Список использованной литературы1. Сергеев И.В., Веретенников И.И. Организация и финансирование инвестиций; Учеб. Пособие.- М: Финансы и статистика, 2007.2. Средства INTERNET.