Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка.
Выходом из сложившейся ситуации стала разработка и реализация приоритетных национальных проектов. 5 сентября 2005 г. президент РФ В.В. Путин поставил задачу существенного повышения качества жизни граждан путем реализации приоритетных национальных проектов в таких важнейших областях, как образование, здравоохранение, жилищное строительство и сельское хозяйство.
Системная модернизация этих областей возможна лишь в результате концентрации бюджетных и административных ресурсов на осуществление национальных проектов.
Целью написания данной работы является:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность действующих национальных проектов;
- рассмотреть показатели финансирования национальных проектов в федеральном бюджете РФ;
- охарактеризовать финансовые аспекты реализации нацпроектов в Ставропольском крае.
Заявленные Президентом социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции в человека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики. Приоритетной задачей стало также экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса.
В настоящее время на территории России действуют 4 приоритетных национальных проекта:
I. Приоритетный национальный проект «Здоровье», основными направлениями которого являются:
· Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
· Повышение доступности и качества медицинской помощи;
· Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
· Развитие профилактической направленности здравоохранения;
· Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
Национальный проект «Здоровье» должен не только оказать чрезвычайную финансовую помощь данной сфере социального обслуживания, но и в перспективе стать интегратором всех проводимых здесь реформ, а также прообразом нового механизма стратегического планирования и целевого финансирования данной отрасли социальной сферы. В целом на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006-2007 гг. планируется выделить 145,6 млрд. рублей, в том числе в 2006 г. - 57,9 млрд. рублей (40 процентов), в 2007 г. - 87,7 млрд. рублей (60 процентов), включая следующие основные позиции:
1) развитие первичной медицинской помощи - 96,2 млрд. рублей (66 процентов средств, выделенных на реализацию данного национального проекта);
2) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью - 48,1 млрд. рублей (33 процента);
3) управление проектом и его информационная поддержка - 1,3 млрд. рублей (1 процент).
II. Приоритетный национальный проект «Образование», среди основных целей которого следует выделить:
· Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
· Информатизация образования;
· Поддержка инициативной и талантливой молодежи;
· Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;
· Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;
· Дополнительное вознаграждение за классное руководство;
· Поощрение лучших учителей;
· Поставка школьных автобусов в сельские территории;
· Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.
Этот национальный проект не просто вошел в число президентских инициатив, но и назван базовым и масштабным, поскольку результаты его реализации, в конечном счете выходят далеко за пределы отраслевых интересов, охватывают все сферы жизни общества.
Внедряемый в настоящее время процесс бюджетирования, ориентированного на результат, затрагивает каждую из сфер деятельности государства и весь спектр государственных расходов, в том числе и расходы на финансирование образования.
III. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на первом этапе реализации (2006-2007 гг.) включает четыре направления:
· «Увеличение объемов ипотечного жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
· «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».
Целью данного нацпроекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России. Это предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнения гособязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Объемы финансирования нацпроекта «Доступное жилье» за счет средств федерального бюджета по направлениям представлены в табл. 1.
Таблица 1
Финансирование национального проекта «Доступное жилье»
Направления
Объем финансирования, млрд. руб.
2006
2007
всего
Повышение доступности жилья
4,1
3,6
7,7
Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования
3,7
14,0*
4,5
16,0*
8,2
30,0*
Увеличение объемов ипотечного жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
6,5
12,5*
9,1
17,5*
15,6
30,0*
Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством
21,0
28,9
49,9
Расходы - всего по проекту,
35,4
26,5*
46,2
33,5*
81,6
60,0*
в т.ч. на оргсопровождение
0,1
0,1
0,2
* государственные гарантии Российской Федерации
IV. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
· «Ускоренное развитие животноводства»;
· «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
· «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
Сельское хозяйство представляет собой важнейшую и уникальную по своему значению отрасль экономики, являющуюся основой существования человечества, поскольку именно оно на 90% обеспечивает людей пищей и одеждой. Необходимость выбора развития агропромышленного комплекса в качестве приоритетного национального проекта объективно предопределено тем обстоятельством, что агропромышленный комплекс и его важнейшее звено - собственно сельское хозяйство - должны превратиться в динамично развивающийся конкурентоспособный сектор российской экономики.
По направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными целевыми показателями являются: увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5%. При этом следует иметь в виду, что в финансировании мероприятий данного направления не участвуют прямые бюджетные инвестиции, государственная поддержка осуществляется опосредованно, в форме субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) сроком до 8 лет. На расширение доступности дешевых долгосрочных кредитных ресурсов на строительство модернизацию животноводческих комплексов (ферм) из федерального бюджета было выделено 3,45 млрд. рублей в 2006 г. и запланировано выделить 3,18 млрд. рублей в 2007 г.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» основным целевым показателем является увеличение к 2008 г. объема реализации продукции личными подсобными (ЛПХ) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) на 6%. Основные мероприятия по направлению: увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Основной механизм -- субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется в 2006 г. 2,9 млрд. руб., в 2007 г. -- 3,67 млрд. руб., что позволит привлекать ЛПХ и КФХ кредиты на сумму 20 млрд. руб. ежегодно.
Формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков. В 2006-2007 гг. запланировано принятие ряда федеральных законов, необходимых для создания системы земельно-ипотечного кредитования. Из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» было выделено в 2006 г. -- 0,1 млрд. руб., в 2007 г. запланировано -- 1,2 млрд. Это позволит к началу 2008 г. вовлечь в систему земельно-ипотечного кредитования 5 тыс. хозяйств со средним наделом земли в 100 га.
По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или семей) на селе» основными целевыми показателями являются: ввод 1392,9 тыс. м2 жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе. На эти цели из федерального бюджета было выделено в 2006 г. 2,0 млрд. руб., а в 2007 г. будет выделено 2,0 млрд. руб. Это позволило в 2006 г. обеспечить ввод 713,4 тыс. м2 и обеспечить доступным жильем 16,2 тыс. молодых специалистов (их семей), в 2007 г. -- соответственно 679,5 тыс. м2 и 15,44 тыс. молодых специалистов (их семей).
Все поставленные цели требуют специального концептуального обоснования с позиции оценки возможностей и перспектив реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». При этом принципиально важное значение приобретает учет особенностей социально-экономического развития отдельных территорий.
Так, роль Южного федерального округа в продовольственном обеспечении страны достаточно велика: здесь производится около 22% объема сельскохозяйственной продукции России; расположен каждый пятый гектар российской пашни; сельское население составляет четверть (25,3%) от всего сельского населения страны. Говоря о федеральной бюджетной поддержке сельского хозяйства регионов, входящих в ЮФО, следует отметить, что в 2006 году было предусмотрено финансирование с темпом роста 28 процентов. При этом, если доля округа в объемах Российской Федерации составляет около 22%, то финансовая поддержка составляет от российских показателей 26%, а в физическом выражении это 7,3 млрд. руб. (рис. 1).
Рисунок 1
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что выбор национального проекта «Развитие АПК» в качестве приоритетного объективно предопределен необходимостью развития и обеспечения стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропродовольственном секторе, повышения качества жизни сельского населения и обеспечения продовольственной безопасности страны.
По каждому проекту должна быть сформирована сквозная система управления, включая планирование и организацию работы на региональном уровне. Должны быть определены целевые показатели и ответственные лица, для этого есть и правовые инструменты, и заинтересованность руководителей субъектов России. Правительство в целом и отдельные министры персонально отвечают за координацию проектной деятельности, включая координацию работы в регионах.
В 2006 году в России впервые были реализованы национальные проекты в сфере образования и здравоохранения. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию.
В рамках реализации национального проекта «Образование» в Ставропольском крае в 2006 году за счет средств федерального бюджета осуществлено: увеличение надбавок учителям за классное руководство - на сумму 202150,6 тыс. рублей, поддержка общеобразовательных учреждений, создающих и внедряющих новые технологии, методы и формы обучения - на сумму 67000 тыс. рублей, поощрение лучших учителей - на сумму 22300 тыс. рублей. Кроме того, произведены закупки оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений края на сумму 64 млн. рублей из федерального бюджета и 29 млн. рублей - из краевого. За счет средств краевого бюджета в 2006 году: приобретено школьных автобусов - на сумму 22 млн. рублей; компьютеризированы школы - на сумму 15 млн. рублей; приобретено спортивное оборудования для образовательных учреждений- на сумму 12 млн. рублей. В 2007 году продолжится выплата уже существующих видов расходов в рамках национального проекта.
2007 году Ставропольский государственный аграрный университет стал победителем конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию программы «Инновационная модель образовательно-научно-производственного кластера для формирования эффективной системы подготовки кадров аграрного сектора экономики России» из федерального бюджета а течение 2007-2008 гг. вуз получит 438 млн. рублей. Реализация инновационной программы предполагает наличие софинансирования.
Предложенный СтГАУ кластерный (комплексный) подход и реализация концепции электронного университета позволят объединить на рынке труда и услуг образование, науку и производство. Такое триединое партнерство даст возможность повысить конкурентоспособность и востребованность не отдельно взятого университета, а целого кластера, в состав которого входят учредители и 136 стратегических партнеров, поддержавших проект.
За два года реализации программы университет подготовит около 5 тысяч конкурентоспособных специалистов: агрономов, инженеров, технологов, экономистов, способных работать в быстро меняющихся условиях экономики, основанной на научных знаниях.
Создание технопарка и бизнес-инкубатора на базе вуза ускорит социально-экономическое развитие АПК Южного федерального округа. Например, деятельность энергоцентра коллективного пользования, топливом для которого станет сетевой природный газ, позволит получать ежегодно свыше 2,7 млн. киловатт-часов электроэнергии при годовой потребности 1.7 млн. кВт часов и более 15,5 тысячи гигакалорий тепловой энергии при годовой потребности 15 тысяч гигакалорий. Избыток электроэнергии в объеме 1 млн. киловатт-часов предполагается реализовать через городские электросети. СтГАУ это даст годовой экономический эффект от использования собственной электроэнергии в размере 2 млн. рублей, теплоэнергии - 4,7 млн. рублей.
Актуальным в связи с проведением в стране земельной реформы и созданием электронного банка данных объектов недвижимости является и создание центра коллективного пользования «Кадастровое бюро». Сегодня земельный фонд Ставропольского края составляет боле шести с половиной миллионов гектаров. В крае 1,2 млн. физических и 6 тысяч юридических землепользователей. Деятельность кадастрового бюро крайне важна в таких условиях.
С помощью финансирования по нацпроекту «Здоровье» удалось укрепить кадровую составляющую за счет увеличения заработной платы врачей общей практики и медперсонала среднего звена. На эти цели в 2006 году краю было выделено из федерального бюджета 43 млн. рублей. Также была значительно усилена материально-техническая база: за счет средств федерального бюджета поставлено диагностического оборудования на сумму 340 млн. рублей в количестве 472 единиц. Кроме того, за счет этого же источника приобретено 149 машин скорой помощи и два реанимобиля, что в денежном выражении составило 85 млн. рублей.
Реализация нацпроектов «Развитие АПК» и «Доступное жилье» отличается от первых двух прежде всего тем, что здесь не предусматривается прямого финансирования из бюджетов различных уровней. Ставка делается на создание и развитие рыночных механизмов: кредитование, привлечение инвестиционных средств.
На реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК» средства из федерального бюджета выделялись на условиях софинансирования с бюджетом субъекта Российской Федерации. Средства были распределены следующим образом: по направлению «Ускоренное развитие животноводства» из федерального бюджета было выделено 11289,7 тыс. рублей, из краевого бюджета - 7815,6 тыс. рублей; по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» выделено из федерального бюджета 22912 тыс. рублей, из краевого бюджета - 3924,9 тыс. рублей; по направлению на «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» на софинансирование мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в части обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе выделено из федерального бюджета 6000 тыс. рублей, из краевого бюджета - 8000 тыс. рублей.
Для решения жилищных проблем жителей Ставропольского края в рамках нацпроекта «Доступное жилье» в 2006 году сдано домов общей площадью 763,2 тыс.кв. метров, что составило 103,4 процента к плану, проведен конкурсный отбор по двум земельным участкам для обустройства их коммунальной инфраструктурой. На эти и другие мероприятия было выделено 90819,0 тыс. рублей из федерального бюджета и 176527,7 тыс. рублей - из краевого.
Реализация нацпроектов в каждом регионе имеет свою специфику, которая связана с его социально-экономическим положением. Структура расходов на реализацию нацпроектов различается по субъектам РФ. Данные о расходах в Ставропольском крае приведены в таблице 2.
Таблица 2
Расходы на реализацию ПНП в Ставропольском крае 2006 г.
№ п/п
Название нацпроекта
Профинансировано в 2006 г., тыс. руб.
всего
в том числе:
Краевой бюджет
Федеральный бюджет
1
«Образование»
448250,6
156800,0
291450,6
2
«Здравоохранение»
103647,4
59861,6
43785,8
3
«Развитие АПК»
56262,7
16552,6
39710,1
4
«Доступное жилье»
267346,7
176527,7
90819,0
Из данных этой таблицы можно увидеть, что в Ставропольском крае финансирование нацпроектов осуществляется за счет средств как федерального, так и краевого бюджета. По нацпроекту «Доступное жилье» доля краевого бюджета в общем финансировании является наибольшей - 66,03 процента. Это говорит о заинтересованности краевых властей в развитии массового строительства жилья, повышении его доступности. Наименьшая доля финансирования из краевого бюджета наблюдается по нацпроекту «Развитие АПК» в размере 29,42 процентов от общего объема финансирования, что связано с рыночными механизмами его реализации. В крае был сформирован и утвержден перечень из 18 животноводческих комплексов, на строительство которых была определена сумма кредита в 1,5 млрд. рублей и около 0,5 млрд. рублей собственных средств. На пусковых объектах было освоено более 700 млн. рублей, из которых примерно 100 млн. рублей - собственные средства СХП.
На реализацию нацпроектов «Образование» и «Здравоохранение» выделялись значительные средства и из федерального, и из краевого бюджета, однако социальная сфера требует особенной поддержки, поэтому для достижения видимых результатов требуется ее дальнейшее финансирование. Например, расходы на нацпроект «Образование» в 2007 году возрастут за счет средств краевого бюджета на 18,7 процента и составят 532090,6 тыс. рублей.
Заключение
В 2006 г. в России началась реализация приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. В рамках реализации предусматривается финансирование мероприятий каждого из нацпроектов из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
Сейчас становится все более очевидным, что система национальных проектов не ограничится двухлетним рубежом. В июне 2006 г. на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов была поставлена задача расширить горизонты планирования по приоритетным национальным проектам на перспективу 2008-2009 гг. Проекты, как подчеркивалось на заседании, будут не только продолжены, но и существенно расширены -- как по кругу решаемых задач, так и по объемам их финансирования. Проекты все более рассматриваются не как инструмент разовой поддержки, а как метод «системной модернизации» соответствующих сфер экономики и социальной сферы.
Уже сейчас можно сказать, что реализация приоритетных национальных проектов на территории Ставропольского края началась вполне успешно. Денежные средства, поступившие из федерального и краевого бюджетов, расходовались в соответствии с целями каждого из нацпроектов. Появились, безусловно, и проблемы, тормозящие работу. В их числе несогласованность действий федеральной и региональной властей, неизученность реальных потребностей отраслей и бюрократическая заорганизованность.
Список использованной литературы
1. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: «Дашков и Ко», 2006. - 308 с.
2. Финансово-экономическое развитие национальных проектов/ Под. ред. д.э.н., проф. Таксира К.И. - М.: «Финансы», 2006. - 500 с. с ил.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г.)
4. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный)/ Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 245 с.