Рефераты

Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования

отечественной литературе советского периода инвестиции рассматривались в основном под углом зрения капиталовложений, и поэтому категория «инвестиции» по существу отождествлялась с категорией «капиталовложения». Под капиталовложениями понимались «затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование». Что касается инвестиций, то они трактовались как «долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства».

Из приведенных высказываний следует, что по существу инвестиции не только отождествлялись с капитальными вложениями, но и подчеркивался долгосрочный характер этих вложений.

Подобные взгляды были характерны вплоть до недавнего времени. С началом осуществления в нашей стране рыночных реформ точка зрения на содержание категории «инвестиции» стала изменяться, что получило отражение в действующем законодательстве [15].

Такое значение понятия «инвестиции» осталось практически неизменным и нашло свое отражение в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [16].

Так, в законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Российской Федерации инвестиции определены как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».

В этом определении можно выделить три существенных момента. Во-первых, здесь фактически проводится грань между инвестициями и сбережениями, хотя понятие «сбережения» и не употребляется. Из определения следует, что инвестициями становятся только те сбережения (денежные средства, машины, оборудование, другое имущество, интеллектуальные ценности), которые не лежат мертвым грузом, а вкладываются в различные виды деятельности с целью извлечения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Во-вторых, понятие инвестиций не связывается с долгосрочными вложениями. Инвестициями могут быть вложения на любой срок, подпадающие под данное определение.

В-третьих, в Законе не устанавливается форма вложений. Это могут быть денежные средства, технологии, оборудование, другое имущество, интеллектуальные ценности, имущественные права. Действительно, суть дела не изменяется от того, внес ли, например, акционер при создании предприятия определенную сумму денег, которая пошла на приобретение имущества, или акционер приобрел на свои деньги имущество и внес его в уставный капитал акционерного общества. По существу, так же обстоит дело и с интеллектуальными ценностями. Акционер в качестве своего вклада может внести в уставный капитал общества с согласия других акционеров идею, которая получает денежную оценку. Дело в том, что акционер мог продать эту идею акционерному обществу, которая была бы оплачена из средств других акционеров. И в этом случае эта идея являлась бы товаром, как и любое другое имущество [17, с. 21].

Инвестиционный процесс обладает всеми признаками системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда). При этом связь выступает системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое. Системный подход позволяет исчерпывающе описать сущность инвестиционного процесса и дать действенные определения основных понятий. Инвестиционный процесс - специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода.

Инвестиционная среда - единичная или множественная сфера деятельности, преимущественно определяющая специфику и предметное содержание инвестиционного процесса.

Инвестиция - вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект. Инвестиции могут быть не только финансовыми, но и управленческими или научными.

Инвестирование - процесс непосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств.

Инвестор - субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении.

Объект инвестиций - объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход.

Инвестиционный доход - измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора.

Приведенные выше определения основных понятий значительно расширяют действенную сферу инвестиционных процессов и, что самое главное, дают ключ к пониманию сущности управления инвестициями. И одних только определений уже достаточно, чтобы взглянуть на инвестирование не просто как на элементарное вложение средств, но воспринять его в качестве активного способа участия инвестора в объекте с целью изменения его свойств.

Любой субъект ориентирован на развитие, всегда требующее восполнения каких-то ресурсов и изменения определенных свойств. Ориентация на устранение этого дефицита собственными силами приводит к резкому замедлению роста, поскольку требует от субъекта заниматься несвойственной деятельностью, отвлекая на это его основные ресурсы. В условиях специализации ограниченность собственных средств заставляет субъекта искать объект, свойства которого позволяют восполнить существующий дефицит при минимальных вложениях. Необходимость в инвестициях возникает в том случае, когда потенциал найденного объекта не удовлетворяет нужным критериям и требует определенного внешнего участия для его развития. Возможность осуществления инвестиций возникает в том случае, когда субъект обладает ресурсами или свойствами, позволяющими оказать нужное воздействие на требуемые свойства объекта. В момент осуществления вложения инвестор устанавливает связь с конкретным объектом и становится его участником. Такое объединение первоначально в результате воздействия инвестора приводит к изменению свойств объекта инвестиций, а затем измененные свойства в виде инвестиционного дохода воздействуют на инвестора, в свою очередь, изменяя его свойства, в том числе восполняя существующий дефицит. В конечном итоге, после прекращения инвестиционного процесса субъект и объект начинают существовать в новом качестве. Таким образом, инвестиционный процесс способствует диффузии свойств субъекта и объекта.

Любая сфера деятельности представляет собой негомогенное образование: ее субъекты и объекты обладают разными наборами свойств, проявленными в разной степени. Происходящие в этой сфере множественные инвестиционные процессы стремятся к постепенному охвату всех субъектов и объектов и приводят как к уравниванию наборов их свойств, так и к выравниванию степени их проявленности. Важно отметить, что пределом выравнивания является не усреднение, а максимизация. Таким образом, инвестиционные процессы способствуют гомогенизации свойств соответствующей сферы деятельности, и гомогенизация в данном случае тождественна общему развитию этой сферы.

Динамика общественного развития определяется развитием отдельных сфер деятельности. Если в какой-то сфере деятельности происходит революционный прорыв, ведущий к ее бурному росту, это вызывает естественную цепную реакцию развития связанных сфер. Если же происходит эволюционное развитие сфер деятельности, его динамика, как правило, определяется возможностями роста самой неразвитой из них. Когда инвестиции и инвестиционный доход имеют разное предметное наполнение, то есть принадлежат разным сферам деятельности, множественные инвестиционные процессы делают эти сферы взаимопроникающими друг в друга, в результате чего происходит локальное управляемое изменение динамики их развития. Это, в свою очередь, вызывает искусственную цепную реакцию развития связанных сфер. Таким образом, инвестиционные процессы позволяют создать и поддерживать искусственную цепную реакцию развития связанных сфер деятельности и являются фактором ускорения общественного развития.

Наиболее важный вывод из всего вышесказанного заключается в том, что инвестиционная сфера является зоной общественного развития.

Вкладывая средства в какой-либо объект, инвестор тем самым разрушает целостность прав собственника и теряет контроль за своими вложениями: будучи собственником, инвестор лишь владеет объектом, но право распоряжения собственностью переходит к исполнителю. А поскольку интересы собственника и исполнителя значительно расходятся, собственник вполне закономерно считает, что рискует тем больше, чем дольше его средства вложены в один объект.

Интерес собственника - использование ресурсов объекта для интенсивного приумножения вложений.

Интерес общества - использование ресурсов объекта для экстенсивного удовлетворения общественной потребности.

Интерес исполнителя - использование ресурсов объекта для получения личного дохода.

И если такой риск неизбежен, инвестор пытается контролировать исполнителя, в то время как ему необходимо восстановить свое право распоряжения и установить контроль за эффективностью и надежностью собственных вложений. Только в этом случае проблема инвестиционной сферы будет решена [18].

В свою очередь, Концепция «Сущность инвестиционного процесса» рассматривает инвестирование как изменение свойств объекта инвестиций, осуществляемое инвестором с целью получения инвестиционного дохода, меняющего инвестора. На практике это означает, что целенаправленное воздействие на отдельные свойства позволяет инвестору вначале таким образом изменить объект инвестиций, что эффективность и надежность последующих долгосрочных вложений будут зависеть только от того, насколько успешно инвестор ими управляет.

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика. Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых [19, с. 36].

Для того чтобы управлять эффективностью инвестиционных вложений инвестор, прежде всего, должен сформировать ключевое свойство - стратегичность деятельности и установить контроль за созданием и реализацией стратегии.

Стратегичность деятельности - это подчиненность всей деятельности единой стратегии, именно поэтому данное свойство делает деятельность объекта прозрачной и позволяет инвестору управлять эффективностью инвестиционных вложений. Контроль за распределением ресурсов является необходимым условием для управления надежностью инвестиционных вложений. Целенаправленность распределения ресурсов - это подчиненность финансовой политики принятой стратегии деятельности. Финансовая политика основывается на балансе интересов общества, собственника и исполнителя и представляет собой совокупность принципов и критериев, в соответствии с которыми строится финансовая деятельность и формируется бюджет реализации стратегии. Какой бы хорошей ни была стратегия, если ресурсы объекта тратятся на что-то другое, эффективность ее реализации снижается вплоть до того, что стратегия не будет реализована [20, с. 16].

Эффективность реализации стратегии и целенаправленность распределения ресурсов существенным образом зависят от того, насколько оптимально построена система управления объектом, а также насколько точно и в срок выполняются приказы и распоряжения. Именно поэтому контроль за свойствами системы управления является достаточным условием для управления надежностью инвестиционных вложений. Надежность системы управления - третье ключевое свойство, требующее целенаправленного инвестирования.

Надежность системы управления - это соответствие организационной структуры принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей в соответствии с их управленческими способностями. Построение организационной структуры - это проектирование своеобразного организма, функции которого необходимы и достаточны для реализации заданной стратегии.

Осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор повышает инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Создание этих свойств - достаточно трудоемкий, но, тем не менее, разовый процесс. Однажды вложившись и создав необходимые свойства, инвестор в качестве инвестиционного дохода получает возможность надежно и эффективно приумножать свои вложения на протяжении всего времени существования объекта инвестиций.

Интересы собственника расходятся с интересами исполнителя, именно поэтому право распоряжения инвестиционными вложениями инвестор должен оставить за собой, осуществляя его путем непосредственного управления инвестициями. Собственник, взявший на себя такую ответственность, по праву может называться эффективным инвестором.

Управление инвестициями - это действенный контроль инвестора за тем, чтобы деятельность объекта инвестиций постоянно осуществлялась в соответствии с принятой стратегией и была обеспечена ресурсами в соответствии с принятой финансовой политикой.

Действенный контроль эффективного инвестора предполагает создание структуры, в задачи которой входит повседневная реализация его интересов [8].

Различия в трактовках понятия позволяют привести свое определение. Инвестиции - целенаправленное вложение капитала во всех его формах в различные объекты для достижения индивидуальных целей инвестора.

В российской литературе учеными выделяется множество видов инвестиций. Валдайцев С.В. и Воробьев П.П. классифицируют инвестиции по различным признакам. В зависимости от объектов вложения капитала выделяют реальные и финансовые инвестиции. Под реальными инвестициями понимается вложение средств (капитала) в создание реальных активов, связанных с осуществлением операционной деятельности экономических субъектов, решением их социально-экономических проблем. Под финансовыми инвестициями понимается вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги.

В литературе часто можно встретить деление инвестиций на прямые и портфельные. При этом под прямыми инвестициями понимают непосредственное вложение средств в производство, приобретение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг [21, с. 126].

По периоду осуществления инвестиции подразделяют на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные инвестиции представляют собой вложения капитала на период от трех и более лет, среднесрочные - вложения капитала на период от одного до трех лет, краткосрочные - вложения на период до одного года.

На местном уровне ученые делят инвестиции по следующим основаниям:

- инвестиции в муниципальную экономику и в экономику муниципального образования;

- инвестиции из общественных и частных источников;

- инвестиции организаций муниципальной и немуниципальной форм собственности.

Под инвестициями в муниципальную экономику понимаются любые вложения капитального характера в экономическую деятельность, связанную с оказанием общественных услуг. Механизмы вложения могут быть различными, предусматривающими как прямое, так и косвенное инвестирование общественных ресурсов. Следует отличать этот вид инвестиций от инвестиций в муниципальную экономику, которые направляются в любую другую экономическую деятельность, осуществляемую на территории муниципального образования.

К инвестициям из общественных источников относятся инвестиции, осуществляемые из средств бюджетов различных уровней - местных, региональных, федерального, а также за счет средств самообложения граждан. К частным относятся, прежде всего, инвестиции частных компаний, отдельных физических лиц, а также частных фондов. Также имеет смысл выделить инвестиции, которые напрямую контролирует муниципалитет - они осуществляются за счет местных бюджетов, а также предприятиями и организациями муниципальной формы собственности; с этой точки зрения инвестиции, сделанные, например, из средств регионального бюджета, являются для муниципального образования «внешними». Необходимо также помнить о том, что на практике распространены различные смешанные формы инвестиций, осуществляемых в режиме софинансирования из разных источников [22, с. 29].

Таким образом, инвестициями (инвестиционными ресурсами) являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта.

На данный момент в Российской Федерации и других развитых странах отсутствует целостная теория инвестиций и инвестиционного процесса: не до конца проработано нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности; отсутствуют единое понятие «инвестиций», классификация разнообразных видов, функций и механизмов инвестиций.

Также в ходе написания данной работы выяснилось, что инвестиционный процесс обладает всеми признаками системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда).

Одна из задач, которую решает для себя инвестор, состоит в выборе объектов инвестирования, имеющих наилучшие перспективы развития и обеспечивающих высокую эффективность вложений.

Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию - максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Основой такого выбора является оценка инвестиционной привлекательности регионов, отрасли, предприятия.

1.3 Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования

В условиях проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на формирование благоприятной экономической и социальной среды, ключевое место по праву отводится инвестиционной политике. Акцентируя внимание на проблематике инвестиционного обеспечения устойчивого роста российской экономики можно сделать вывод о том, что муниципальные образования выступают фокусы территориального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локализующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы [23, с. 5].

Опираясь на проведенную терминологическую систематизацию, при которой выделяются различные понятийно-концептуальные подходы на основе базового понятия «инвестиции», можно сделать вывод о наличии и использовании в литературе общего понятия «управление инвестициями» безотносительно субъекта управления.

Между тем, учитывая закономерности развития муниципальной экономики, специфику функционирования органов местного самоуправления, автор раскрывает содержание сложного по конструкции понятия «управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления» следующим образом: это научно-обоснованная целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и иных источников с целью обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.

При этом под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования в настоящей работе понимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию на подведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания производств и видов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципального образования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, в итоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Исходя из данной концептуальной установки для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией для привлечения и удержания инвестиций, усиление влияния инвестиций на улучшение условий жизнедеятельности населения и конкурентного положения и финансовых результатов хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Особый характер субъекта управления - органы местного самоуправления и особый характер объекта управления - инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиций, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления, к которым относятся:

- необходимость ориентации управления инвестиционными процессами на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

- способность к самоорганизации, которая в наибольшей степени присуща инвестиционной деятельности в крупных и крупнейших городах;

- особое место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями в государстве, заключающееся в одновременном равенстве органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и установлении органами местного самоуправления как носителей публично-властных отношений общеобязательных правил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и контроле за их соблюдением [24, с. 129].

Эти особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:

- экономические методы (регулирующие методы, методы прямого участия);

- административные методы;

- морально-политические методы.

Содержание управления инвестициями органами местного самоуправления определяется принципами - коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:

- комплексность социально-экономического развития муниципального образования, которая означает, что управление инвестициями со стороны органов местного самоуправления должно быть ориентировано, прежде всего, на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, и это должно находить отражение в стратегии развития;

- единоначалие в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управления инвестиционными процессами;

- наличие первого должностного лица в структуре органа местного самоуправления, ответственного за весь блок вопросов, связанных с развитием и управлением инвестициями и способного определять приоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципального образования;

- согласованность муниципальных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в пространстве муниципального образования как между собой, так и с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами по вопросам организации местного самоуправления и управления инвестиционными процессами;

- резонансность мероприятий по управлению инвестициями, который предполагает, что приоритетными представляются точечные инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельность воздействия, находящие резонанс в самоорганизующееся системе, каковой и является по существу муниципальное образование. Важен не столько масштаб проводимых органами местного самоуправления мероприятий, а сколько многократно усиленный самой системой социально-экономический эффект от них;

- учет вектора саморазвития экономики муниципального образования, означающий, что действия органов местного самоуправления по управлению инвестиционными процессами должны поддерживать процессы самоорганизации и саморазвития экономики муниципального образования, за исключением случаев, когда они не отвечают стратегии социально-экономического развития муниципального образования [25, с. 81].

Зависимость принципов и методов управления инвестициями от особенностей управления инвестиционными процессами в пространстве муниципального образования представлена на рисунке 1.

Предложенные состав принципов и методов управления являются теоретической основой оценки реального состояния управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления на подведомственных им территориях и выбора направлений его совершенствования.

43

9

Рисунок 1 - Особенности управления инвестиционными процессами

Не менее важное место в изучении инвестиционных процессов занимает выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению (рисунок 2). Протекание инвестиционных процессов на территории муниципального образования и управление ими органами местного самоуправления происходят под влиянием совокупности разнонаправленных и разнокачественных факторов и условий. При этом помимо общих подходов и факторов, определяющих инвестиционный климат, существуют и специфические особенности территории, отрасли, вида экономической деятельности, что позволяет утверждать, что каждый инвестиционный проект обладает собственным инвестиционным климатом, учитывающим особенности и специфику данного проекта [26, с. 13].

43

9

Рисунок 2 - Факторы, определяющие инвестиционный климат МО

Таким образом, рассмотрев основные принципы, методы, факторы и особенности инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, можно говорить о том, что инвестиционная деятельность - это система, обладающая всеми соответствующими признаками. И, как любая система, инвестиционная деятельность нуждается в управлении.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности - это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, потому что структура этой деятельности такова, что любое действие в ней оставляет явный след. Именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти. С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик для него риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру [27, с. 36].

Управление в масштабах муниципального образования - это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Муниципальное образование станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие муниципальных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью муниципального образования [28, с. 27].

Проанализировав теоретические основы изучения инвестиционной привлекательности муниципального образования, можно заключить, что инвестиционная деятельность - это система со всеми присущими ей признаками. Как и все системы инвестиционные процессы нуждаются в управлении. Управление в масштабах муниципального образования - это, прежде всего, управление тенденциями, которое предполагает, в первую очередь, создание нормативной базы и механизмов, воздействующих на инвестиционные процессы с целью получения наибольшего результата на территории определенного муниципального образования. Таким механизмом может служить Концепция инвестиционной политики муниципального образования, о которой пойдет речь в следующей главе.

2. Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования

2.1 Анализ инвестиционной политики в Республике Татарстан

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Однако российский рынок по-прежнему не готов к инвестициям. Действующий закон о разделе продукции вызывает пока негативную реакцию потенциальных инвесторов. Многие иностранные предприниматели считают, что лучше вовсе не иметь закона, чем иметь закон, позволяющий менять правила во время игры.

Поэтому проблема, связанная с формированием эффективных инвестиционных взаимоотношений в регионе заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время, когда происходит укрупнение субъектов рыночных отношений и передела собственности. Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность в современных условиях тесно связана с умением, с одной стороны, разработать эффективный инвестиционный план или проект, а затем обеспечить определенные ими ограничения по ресурсам и реализовать заданный уровень качества продукции проекта, а с другой - повысить инвестиционную привлекательность объектов инвестирования [29, с. 21].

На сегодня Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом и социальном отношении регионов России. Инвестиционная составляющая является определяющим компонентом его динамичного и конкурентного социально-экономического развития. Она позволяет обеспечивать ежегодные темпы прироста валового регионального продукта Татарстана на уровне 6-7%. Однако, по уровню иностранных инвестиций среди субъектов Российской Федерации Татарстан занимает лишь 10 место (хотя надо отметить, что рост иностранных инвестиций очевиден - в 2003 году республика была на 18 месте).

В 2005 году, в год празднования 1000-летия г. Казани, значительный объем привлеченных инвестиций был направлен на строительство ряда крупнейших объектов. В этом году правительство Татарстана надеется привлечь крупных инвесторов и в промышленность региона, предлагая им ряд серьезных проектов. А в рамках организованного по этому поводу форума инвесторы имеют возможность наглядно увидеть уровень развития и перспективы инвестируемых проектов, что на взгляд организаторов будет способствовать вложению средств инвесторов в предлагаемые проекты [30].

Реальный потенциал многих татарстанских компаний огромен, к тому же стабильная экономическая и политическая ситуация в республике уже в течение длительного времени достаточно стабильна, а значит и рост инвестиционной привлекательности республики не случаен.

Ведущими отраслями промышленного комплекса Республики Татарстан являются нефтедобывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, а также машиностроение.

В республике ежегодно извлекается свыше 26 млн. тонн нефти. Ее запасы, по оценке международных экспертов, составляют около 855 млн. тонн. Основной объем добычи нефти приходится на ОАО «Татнефть» - самое крупное предприятие республики. По итогам 1999 г. среди российских компаний «Татнефть» занимает 4-е место по добыче нефти. В мировом рейтинге по добыче компания занимает 30-е, а по разведанным запасам - 18-е место.

В республике созданы мощные предприятия нефтехимического комплекса, производящие синтетические каучуки, полиэтилен, мазут, дизельное топливо, шины для грузовых и легковых автомобилей и другую продукцию - ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и др.

Большим спросом в России и за рубежом пользуется продукция республиканского машиностроения и приборостроения: вертолеты Ми-8 и Ми-17 (ОАО «Казанский вертолетный завод»), грузовые автомобили, производимые ОАО «КамАЗ», оптическая аппаратура Казанского оптико-механического завода. Большие перспективы имеют осваиваемые Казанским авиационным производственным объединением им. Горбунова самолеты Ту-214, Ту-324 [31].

Татарстан - это также регион сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные угодья в республике составляют 4,5 млн. га земли, или 67% всей территории; 11 производителей сельхозпродукции вошли в число 300 наиболее крупных и эффективных предприятий России.

Развитая промышленность республики позволяет активно участвовать во внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот в 1999 г. составил почти 40% от ВВП Татарстана, по сравнению с 1998 г. он увеличился на 2,9 % и составил 1751 млн. долл.

Республика располагает высоким кадровым и интеллектуальным потенциалом. В Татарстане работает 37 высших учебных заведений, в том числе Казанский университет, Финансово-экономический институт, которые получили мировое признание. Работу разветвленной сети научно-исследовательских специализированных институтов и лабораторий координирует Академия наук Татарстана.

К основным инструментам промышленной политики, активно используемым в республике, необходимо отнести реструктуризацию задолженности в бюджеты всех уровней, распределение госзаказа, интеграцию производителей и их инвестиционную поддержку.

Реструктуризацией задолженности активно занимается Комитет по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению РТ, в технологию работы которого введены новые эффективные инструменты. Применяется, например, такая форма реструктуризации неэффективных предприятий, как создание нового акционерного общества на базе неиспользуемого имущества.

Оптимизация налогообложения дала возможность нефтяным компаниям республики не только стабилизировать, но и нарастить объемы добычи: полученные средства вкладываются в дальнейшее развитие отрасли. Этот смелый эксперимент был признан федеральным руководством как достойный пример для всей нефтедобывающей промышленности России.

Агентством по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ развернута большая работа по распределению госзаказа в объеме 1,7 млрд. руб., выделенных в республиканском бюджете в 2000 г. Государственными заказчиками являются 23 министерства и ведомства. Они определяют потребности в той или иной продукции и заключают договоры с предприятиями на ее производство [32, с. 84].

Все последние годы Татарстан активно работает над созданием благоприятных условий для инвесторов. Приоритет в инвестиционной политике Татарстана отдается привлечению долгосрочных финансовых вложений с целью стимулирования приобретения новых технологий и производства конкурентоспособной продукции.

Благоприятный инвестиционный климат требует соответствующей нормативно-правовой базы, в Республике Татарстан ведется планомерная работа над ее созданием.

Приняты основополагающие правовые акты, защищающие права инвесторов. Прежде всего, это законы РТ

«О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан»,

«Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»,

«Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»,

«О нефти и газе»,

«О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора».

Важную стимулирующую роль в привлечении инвестиций сыграл закон РТ «О свободной экономической зоне «Елабуга». Объем производимой продукции и услуг в СЭЗ непрерывно растет. Так, на развитие инвестиционных проектов корпорации «ЕлАЗ-ДМ», например, было привлечено 58% прямых иностранных инвестиций, поступивших в республику в 1999 г.

Дополнительный импульс привлечению инвестиций в экономику Татарстана позволит придать начавшееся продвижение акций предприятий республики на российском и международном фондовых рынках. В настоящее время на организованных торгах обращаются акции 9 республиканских предприятий. Соответствующую подготовительную работу ведут и многие другие производители [33, с. 254].

Республика Татарстан является сегодня регионом с большим экономическим потенциалом. Стабильное развитие региона и постоянно совершенствующаяся законодательная база создают прочную основу для формирования благоприятного инвестиционного климата. Это позволяет рассчитывать на стабильный приток в Татарстан иностранных и отечественных инвестиций, необходимых для обеспечения дальнейшего экономического роста.

Успешное развитие региональной экономики, приводимой в движение инвестициями и конкурентоспособной за счет высокого качества товаров и услуг, - это реальный путь выведения на качественно новый этап развития всего народно-хозяйственного комплекса России.

Общее количество стран-инвесторов Республики Татарстан увеличилось за период 1995-2006 гг. с 11 до 32. Сейчас в Татарстане работает свыше 150 компаний со стопроцентным иностранным капиталом, их суммарные активы в РТ оцениваются более чем в 2 млрд. долл. Норма их прибыльности значительно превышает уровень рентабельности в среднем по России. В целом, по состоянию на 1 января 2007 г., в экономике Республики Татарстан накоплено 1794,1 млн. долл. США иностранных инвестиций [34].

В Татарстане активно развивается венчурное инвестирование. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2007 г. в целях развития инфраструктуры венчурного финансирования в сфере высоких технологий создан Фонд информационных технологий (IТ-Фонд). Для создания IТ-Фонда из федерального бюджета выделено 75 млн. руб., столько же выделила Республика Татарстан. Средства IТ-Фонда планируется направить на формирование имущественного комплекса закрытого паевого инвестиционного фонда «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия Республики Татарстан в сфере информационных технологий» общим объемом инвестиций 300 млн. руб. [35].

Действенным шагом в направлении развития венчурного инвестирования является регулярно проводимая в Казани венчурная ярмарка. Так, положительным результатом проведения Первой окружной венчурной ярмарки в 2005 г. стало то, что 17 компаний-экспонентов нашли стратегических партнеров, из них 6 получили предложения об инвестировании. В работе Второй окружной венчурной ярмарки в июле 2007 г. приняли участие более 400 чел. из Татарстана, России и 11 стран мира. Венчурная ярмарка стала своеобразной коммуникационной площадкой, где отечественные и зарубежные инвесторы смогли ознакомиться с инновационными компаниями малого и среднего бизнеса, предлагающими уникальные продукты и технологии.

Реальную эффективность проведения мероприятий подобного рода подтверждает тот факт, что ярмарка стала местом не только взаимного обмена информацией, но и принятия решений. Например, наиболее важным достижением Второй окружной венчурной ярмарки стало подписание соглашения о сотрудничестве между Государственной некоммерческой организацией «Инвестиционно-венчурный фонд РТ», управляющими компаниями «Тройка Диалог» и «Ак Барс Капитал», которое предусматривает объединение финансовых возможностей для развития наукоемких производств, внедрения новых прогрессивных технологий в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан.

Это свидетельствует о положительной тенденции инвестиционного развития Республики Татарстан и росте ее инвестиционной привлекательности. Можно сделать прогноз, что благодаря улучшению инвестиционного климата республики в ближайшее время будет наблюдаться рост инвестиционной активности и приток инвестиционных ресурсов существенно увеличится.

Анализируя инвестиционный риск как составляющую инвестиционного рейтинга, необходимо отметить, что из всех регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан является наиболее «безопасным» регионом для иностранных инвесторов.

В 2003 - 2004 годах Республика Татарстан показала средневзвешенный индекс риска в 0,886 (для сравнения: Россия - 1, Москва - 0,959). По инвестиционному потенциалу республика вошла в десятку лучших. Доля в общероссийском потенциале составила 2,049% (самая высокая позиция у Москвы - 17,78%). В общем рейтинге регионов Российской Федерации Татарстан характеризуется «средним потенциалом - умеренным риском».

Республика Татарстан переместилась на второе место по политической составляющей инвестиционного риска и имеет наиболее «ровные» значения рейтингов остальных составляющих риска среди всех регионов России.

Несмотря на то, что ситуация с инвестициями в Республике Татарстан складывается самым благоприятным образом, существует целый ряд проблем, препятствующих наиболее полному использованию инвестиционного потенциала региона.

Одной из основных проблем является многообразие существующих подходов к понятию инвестиционной привлекательности предприятия [34]. Это приводит к тому, что возникает проблема адекватного применения указанного понятия на практике. В связи с этим возникает множество различных подходов к анализу и оценке инвестиционной привлекательности предприятия, в результате чего отсутствуют какие-либо соизмеримые результаты исследований, проводимых различными авторами. Как следствие отсутствия единого подхода возникает проблема разработки четкой программы повышения инвестиционной привлекательности Татарстана, в которой были бы обозначены конкретные мероприятия и определены центры ответственности. На сегодняшний день не имеется целостной картины, какие районы и отрасли республики наиболее привлекательны для инвесторов, какая работа ведется государственными ведомствами в данном направлении. Предпринимаемые действия в большинстве своем носят разрозненный и краткосрочный характер.

Помимо указанных проблем основными сдерживающими факторами роста инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, на наш взгляд, также являются следующие:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты