Порядок создания предприятия: финансовые и нормативно-правовые аспекты
p align="left">Для физических лиц - учредителей, не являющихся гражданами Украины, требуется также предварительное получение украинского ИНН (индивидуального налогового номера), а уже после его получения возможна регистрация предприятия и открытие банковского счета.
Часто при составлении учредительных документов упускаются из вида и не учитываются на первый взгляд, очень важные нюансы. Так, например, статьей 9 Закона Украины "О предприятиях в Украине" определено, что в наименовании предприятия указывается его название (завод, фабрика, мастерская и др.) и вид (частное, коллективное, государственное и т.п.), что, как правило, при составлении документов не учитывается. [5] Также при составлении учредительных документов применяют стандартные типовые их формы. Очень важно как можно тщательно отображать взаимоотношение между учредителями именно в учредительном Договоре, поскольку в дальнейшей деятельности часто возникают проблемы, для решения которых учредители вынуждены обращаться в суд. Как правило, при составлении учредительного Договора упускают и то обстоятельство, что в нем необходимо отображать не только размер уставного Фонда, но и порядок, размеры и формы вкладов каждого из учредителей. Многие учредительные документы не содержат перечисленных выше положений.
Для государственной регистрации собственник или уполномоченное им лицо подает лично или высылает заказным письмом в орган государственной регистрации (исполнительный комитет городского, районного в городе совета или в районную, районную городов Киева и Севастополя государственную администрацию по местонахождению или месту жительства субъекта):
1) Заявление на регистрацию (форма заявления - регистрационная карточка, бланк, который орган государственной регистрации обязан представить заявителю бесплатно).
2) Устав предприятия (2 оригинала и нотариально заверенная копия), кроме случаев, когда выбранная организационно - правовая форма не предусматривает разработки устава (например, полное или командитное общество).
3) Решение собственника о создании предприятия. Если создается частное предприятие - решение не предоставляется. Когда учредителей 2 и более, таким решением является учредительный Договор (2 оригинала и 1 нотариально заверенная копия) и протокол учредительного собрания. Если хотя бы 1 учредитель будет физическим лицом - учредительный Договор заверяется нотариально.
5) Документ, подтверждающий взнос в уставный фонд, если этого требует законодательство.
6) Отчет о результатах подписки на акции, удостоверенный государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (для открытых акционерных обществ, кроме тех, которые созданы в процессе приватизации или корпорации).
7) Нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, если оно является учредителем. Если учредителем предприятия является иностранное юр. лицо, предоставляются документы, свидетельствующие о его регистрации в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра). Данное извлечение должно быть удостоверено в соответствии с законодательством страны, его выдавшей, переведено на украинский язык и легализовано в консульском учреждении Украины. Требования о легализации не касается стран, с которыми Украина имеет международные соглашения о взаимном отказе от легализации официальных документов.
8) Платежный документ об уплате сбора за государственную регистрацию. Согласно Постановлению КМУ от 25.05.1998 г. № 740 "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", размер оплаты составляет семь необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, что составляет 119 гривен. За ускоренную регистрацию (в течении одного дня) взимается сбор в тройном размере - 21 необлагаемый налогом минимум доходов граждан. [8]
В ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве" указано, что органам государственной регистрации запрещается требовать от субъекта предпринимательской деятельности дополнительные документы, не предусмотренные данным законом. [4] Однако, зачастую должностные лица органов государственной регистрации при приеме пакета документов на регистрацию требуют обязательно нотариального заверения протоколов собрания учредителей (если предоставление таковых обязательно), что не чем не предусмотрено. Также органы государственной регистрации в качестве подтверждения права собственности требуют помимо договоров аренды еще и заверенные копии правоустанавливающих документов на помещение, которое арендодатель предоставляет вновь создаваемому предприятию, хотя никого отношения к регистрации эти документы и близко не имеют. Требуют и ксерокопии паспортов и идентификационных номеров учредителя и директора предприятия, а также многое другое, не предусмотренное не какими нормативными актами, и зачастую усложняющее и очень затягивающее процесс приема документов и саму регистрацию, а также вынуждающее предпринимателей нести непредвиденные и нечем не обусловленные финансовые затраты.
Процедура регистрации субъекта предпринимательской деятельности в государственных органах состоит из нескольких этапов:
1) Регистрация в органах государственной статистики с выдачей справки о включении в ЕГРПОУ с присвоением предприятию идентификационного кода в порядке, определенном Положению о ЕГРПОУ, утвержденном Постановлением КМУ от 22.01.1996 г. №118.
2) Получение разрешения на изготовление печатей и штампов.
3) Регистрация в налоговых органах с получением справки по ф. 4-ОПП о принятии на учет налогоплательщика - юридического лица.
4) Согласно Инструкции о порядке учета налогоплательщиков ( в редакции Приказа от 17.11.1998 г. №552) для взятия на учет налогоплательщик должен представить четко определенный данной инструкцией перечень документов:
- заявление по ф. 1-ОПП;
- заверенные в нотариальном порядке копии Устава ( если это необходимо для создаваемой организационной формы предприятия), учредительных договоров с отметкой органа, осуществившего государственную регистрацию;
- копию положения (для бюджетных учреждений, благотворительных организаций);
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- копию справки о включении в ЕГРПОУ с присвоенным предприятию идентификационного кода.
На практике данная процедура включает в себя не только посещение налоговой инспекции, но и собеседование с налоговой милиции, так как ГНИ ставит предприятие на учет без согласования заявления ф. 1-ОПП в органах налоговой милиции.
5) Регистрация в качестве плательщиков выбранной субъектом предпринимательской деятельности системы налогообложения.
6) Регистрация в Пенсионном Фонде Украины.
7) Регистрация в Фонде социального страхования по временной утрате трудоспособности.
8) Регистрация в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
9) Регистрация в Фонде общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы.
10) Открытие текущего или иных счетов в учреждениях банков.
Следует помнить, что не всегда после завершения процесса регистрации в вышеуказанных государственных органах можно будет сразу приступить к осуществлению хозяйственной деятельности. В зависимости от специфики и предмета деятельности предприятия может возникнуть необходимость в получении соответствующих лицензий, регистрации или согласовании с такими органами, как Антимонопольный комитет Украины, органы санэпидемслужбы, органы государственного надзора за охраной труда, органы гос. пожарного надзора и т.д. [14]
2.2 Разработка бизнес-плана
В условиях рыночных отношений, когда в полной мере реализуются принципы самостоятельности и ответственности предприятий за результаты своей деятельности, возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться успеха на рынке, расширения производственно-хозяйственной деятельности и социального развития коллектива. Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), себестоимости продукции.
Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов предприятия, соблюдению режима экономии. Во-первых, получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Во-вторых, объем финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции и т. д. В-третьих, создает необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.
Финансовое планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде. Финансовое планирование на предприятии охватывает три основных его вида, каждому из которых соответствуют определенные формы представления его результатов.
Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности, определяющее задачи текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для более углубленного оперативного ее планирования.
Прогнозирование финансовой деятельности предприятия представляет собой наиболее сложный этап планирования, требующий высокой квалификации исполнителей. Под прогнозированием финансовой деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями. В рамках прогнозирования финансовой деятельности разрабатывается общая концепция финансового развития и финансовая политика предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности. В отличие от общей концепции финансового развития финансовая политика формируется лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, а не охватывает весь комплекс этой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму реализации стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных аспектов финансовой деятельности. Прогнозирование финансовой деятельности предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Как правило, период прогнозирования составляет 3--5 лет.
Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Текущее планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и пассивов на конец планируемого периода. Отдельные виды текущих финансовых планов предприятия составляют обычно на предстоящий год с разбивкой по кварталам. В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно такие виды финансовых планов, как план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план и план формирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из финансовых планов определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности, а также действующей практики организации финансового и управленческого учета.
Разработка плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности предприятия Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в планируемом периоде. Основными показателями этого плана являются: объем производства продукции (товаров, услуг); сумма и уровень доходов от продажи продукции; сумма и уровень валовых расходов производства и обращения; ставки и сумма основных налоговых платежей; сумма налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия.
Разработка плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке. Разрабатываемый план поступления и расходования денежных средств состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных средств на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.
Балансовый план предприятия отражает прогноз состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития. В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.) При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и необоротных их видов, а в составе оборотных -- отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных -- краткосрочных и долгосрочных обязательств.
План формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде. Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В разделе «Источники формирования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: сумма чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; сумма амортизационных отчислений; прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; сумма привлекаемых долгосрочных кредитов и займов; суммы привлекаемых краткосрочных кредитов и займов и другие. В разделе «Направления использования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: капитальные вложения во внеоборотные активы; финансирование прироста оборотных активов; вложения в нематериальные активы; прирост долгосрочных финансовых вложений и другие.
Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.
Разработка бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников. В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов. Бюджет капитальных затрат и поступления средств (для краткости -- капитальный бюджет) -- это бюджет, разрабатываемый на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта. Бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) -- это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным операциям или по хозяйственной деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).
Капитальный бюджет состоит из 2х разделов: капитальные затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т. п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников. Текущий бюджет также состоит из двух разделов: текущие расходы и доходы от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой расходы производства или обращения. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет продажи продукции (товаров, работ, услуг).
В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных площадей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенных к источникам сырья и рынкам сбыта и т. д. Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.
Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору. Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки проекта с точки зрения его разумности и реалистичности, перспективности и результативности.
Бизнес-план состоит из трех частей:
1) Описание проекта (разделы маркетинга и производства).
2) Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности).
3) Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).
Рис. 2.1. Структура бизнес-плана предприятия. [20]
Бизнес-план включает следующие разделы:
1) Общее описание проекта, в котором указывается цель осуществления затрат, их необходимость, характеристика инвестиционного объекта.
2) Характеристика товаров, услуг, патентов, «ноу-хау», которые смогут быть предложены рынку, или других результатов, которые достигаются после завершения проекта и дают прибыль (например, снижение себестоимости продукции, увеличение ее надежности, повышение других качественных характеристик, которые могут увеличить рентабельность продукции).
3) Маркетинговая программа, которая разрабатывается с целью исследования и прогнозирования рынка.
4) Характеристика сырьевой и экспериментальной базы, кадровое обеспечение и других сторон ресурсного обеспечения проекта.
5) Расчет экономической эффективности финансовых результатов проекта и сроков окупаемости затрат.
Как правило, бизнес-план составляется, если предприятие испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного проекта, и это вынуждает его обращаться к инвесторам или в банк за кредитом. Качество, обоснованность, убедительность материалов и расчетов, которые содержатся в бизнес-плане, имеют первоочередное значение для решения вопроса об источниках финансирования. [20]
Таким образом, в бизнес-плане указываются:
1) Наименование предприятия, адрес учредителя проекта, контактные номера телефонов, Ф.И.О. руководителя, коллектив разработчиков, дата начала и окончания разработки.
2) История предприятия, данные о численности и качестве ведущих специалистов, финансовое положение.
3) Запрашиваемая сумма, необходимая для финансирования проекта.
4) Предмет бизнес-плана - детальное отражение схемы проекта с прогнозом ориентировочных выходов на поэтапные сроки общих вложений, их возможную отдачу и окупаемость на соответствующих этапах и за весь период осуществления плана-проекта.
5) Технико-экономическое обоснование этапов проекта
6) Итоговые затраты и прибыль.
7) Экономико-технологический прогноз с учётом перспектив эксплуатации предприятия и ситуации на рынке.
8) Предлагаемые варианты участия сторон в распределении прибыли.
9) Возможные перспективы сотрудничества помимо данного проекта.
Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план. Для инвестора, как и для самого предприятия, он интересен, поскольку: обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обосновывает общие потребности данного проекта в инвестициях; позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения; показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта. Вышеизложенные аспекты финансового плана отражаются в 3 основных его частях - в плане доходов и расходов (план прибыли и убытков), в плане денежных поступлений и выплат (плановый кассовый бюджет или план движения наличности) и в плановом балансе. Особенность финансового плана по сравнению с другими разделами бизнес-плана состоит в том, что перечисленные финансовые документы имеют стандартную форму, не допускающую отклонений.
Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование. Смета -- это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Задачей составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (продажа, выпуск продукции, объем услуг и т п.).
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других отделов предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:
1) Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы.
2) Планирование от достигнутого, применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.
Сметы подразделяются на 2 вида: сметы по основной деятельности предприятия и сметы по не основной деятельности предприятия. План доходов и расходов составляется на основе смет продаж и смет расходов. Смета продаж обычно составляется в первую очередь. Оценка дохода в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием чистой прибыли.
Смета продаж обычно включает в себя информацию о предполагаемых объемах продажи по каждому товару и ожидаемую цену единицы каждого товара. Смета расходов отражает ожидаемые расходы по производству и продаже, а также общие и административные расходы. Смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их элементам, таким, как прямые материальные затраты по оплате труда, накладные расходы.
План денежных поступлений и расходов позволяет оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в проект в разбивке по периодам, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, обеспечить будущую ликвидность предприятия.
Плановый баланс состоит из 4х разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса -- проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности. Статьи баланса могут быть разукрупнены, что позволяет учесть особенности финансирования конкретного проекта. После составления такого планового баланса задачи финансового планирования сводятся к более точному определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой суммы средств и будущих финансовых результатов.
Из всего вышесказанного можно сказать, что планирование финансов предприятия -- важная часть работы по обеспечению устойчивого финансового положения предприятия, позволяющая принять к осуществлению мероприятия по ликвидации «узких мест», выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов.
Финансовое планирование является и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.
2.3 Финансирование вновь созданного предприятия
Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет:
-дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
- средств от выпуска и размещения акций в акционерных обществах;
- долгосрочных кредитов банков и других кредиторов;
- программ государственной помощи;
- других законных источников.
Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия. Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования деятельности предприятия. Особенности воспроизводства основных фондов, производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.
Различают 2 основных метода обеспечения предпринимательства денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.
Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на такую деятельность, которая обеспечена утвержденной проектно-сметной документацией.
Неотъемлемой чертой финансирования является контроль за денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации.
Важным источником финансирования становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный период времени.
Сегодня становится очевидным, что развитие предпринимательства, формирование конкурентной среды невозможно без аккумуляции и немалых целевых вложений в экономику в системе государственной финансовой поддержки. Анализ мирового опыта государственной финансовой поддержки предпринимательства, на примере Франции и России, позволит сделать обобщающие выводы, которые могут иметь определенный интерес для Украины.
Государственная финансовая поддержка предпринимательства во Франции не сводится к отдельным действиям и инициативам, а является системой подходов, которые выделяются своей многоплановостью и охватывают практически все аспекты предпринимательских структур (инвестиции, создание, производство, коммерческая деятельность, финансы, нововведения). Несмотря на сложность эту систему определяют как одну из лучших (за исключением США).
Особое внимание государство уделяет малым и средним предприятиям, которые составляют 99,9% общего количества фирм, производят 50% валового национального продукта страны и концентрируют почти 2/3 всего занятого населения. Мелкие и средние предприятия Франции могут получить около 1500 видов помощи со стороны государства. Эффективность государственной поддержки, её соответствие реальным потребностям предприятий на этапе становления и развития можно показать на примере мер финансового характера.
Малые предприятия чувствуют острую нехватку как собственных денег (норма самофинансирования составляет около 14%), так и заемных. Кроме того, их взаимоотношения с банковскими учреждениями имеют довольно напряженный характер. Несмотря на высокий уровень развития банковской системы Франции, - она насчитывает около 634 разных финансово-кредитных учреждений и 42 тыс. отделений банков - мелким и средним предприятиям очень тяжело найти кредитора, а бес поручительства - практически невозможно. Государство несёт двойную нагрузку - не только участвует в формировании фондов предприятий, но и выступает для них гарантом и основным поручителем перед банками.
Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов.
Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала. Рассмотрим основные меры и процедуру финансовой поддержки малых предприятий со стороны государства.
Прямые методы:
1.Субсидии. Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам. Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:
- региональная премия для создания предприятия (каждой созданной фирме независимо от сферы деятельности);
- региональная премия при создании рабочих мест (выдаётся предприятиям с торговым оборотом не более 300 млн. франков на каждое созданное или сохранённое рабочее место);
2. Кредиты, которые возвращаются в случаи успеха. Это наиболее распространённая помощь на инновации. Может покрывать до 50% расходов предприятия, связанных с основными стадиями этого процесса (кроме промышленного освоения). Такая форма государственной финансовой поддержки эффективно действует с 1979 года. Её распределение происходит централизованно через специально созданную на национальном уровне институциональную организацию и 24 региональные отделения.
3. Кредиты с льготными процентами. Этот механизм действует более 20 лет. Как активный посредник между предприятием и финансовым учреждением государство берёт на себя значительную часть выплат за проценты, облегчая тем самым условия получения банковского кредита. С 1991 года эти займы используются меньше, на сегодняшний день их распределяют только 4 специализированных кредитных учреждения.
4. Гарантийные государственные фонды. Государство выступает для малых предприятий самым важным гарантом перед финансово-кредитными учреждениями. Для реализации этой цели создаются специальные товарищества взаимного поручительства, в которых 45% капитала принадлежит государству, а остальная часть - банкам, страховым и инвестиционным компаниям. Гарантии предоставляются фирмам с торговым оборотом не более 1 млрд. франков. Объём гарантийных сумм составляет от 45% до 75%.
5. Помощь специализированных финансовых учреждений. Значительная часть их капитала принадлежит государству. В 90-х годах эти учреждения получают всё большую свободу действий и начинают самостоятельно строить свои отношения с малыми и средними предприятиями, которые имеют возможность получать такие виды кредитных услуг:
а) кредит на создание предприятия. Он составляет 100-150 тыс. франков и выдаётся на 8-10 лет;
б) кредит на приобретение необходимого оборудования. Предоставляется на срок от 2 до 12лет в размере 70% расходов на оборудование;
в) кредиты лизингового характера. Дают возможность вкладывать до 100% инвестиций предприятия в основные и оборотные фонды.
К непрямым методам относят налоговые скидки и льготы, которые облегчают деятельность предпринимательских структур на всех этапах их развития. Среди мер налогового характера выделяют:
1.Полное освобождение новых компаний от налогов на прибыль в течение первых двух лет работы, на 75% - на третьем году, на 50% - на четвёртом и на 25% - на пятом.
2.Освобождение в течение первых двух лет работы от оплаты налога на застроенную территорию.
3.Скидки для предприятий, которые собираются закрепиться на иностранном рынке.
4.Скидки на научно-исследовательские расходы.
5.Режим ускоренной амортизации для оборудования.
6.Скидки на расходы, связанные с профессиональной подготовкой кадров.
Всё большее развитие получает такая форма поддержки как финансирование через товарищества рискованного капитала или венчурный капитал. Во Франции таких товариществ насчитывается около 100. На долю венчурного капитала может приходиться до 40% финансовых активов фирмы. Большую роль в становлении и развитии французского венчурного капитала играет государство, которое активно участвует в его организации, поддержке, страховании и контроля. Венчурный капитал практически полностью находится под прямым контролем финансово-кредитных учреждений, которые являются его основными акционерами (в США, наоборот, он развивается исключительно на частной инициативе, а не в банковской системе).
Государственная поддержка предпринимательства имеет такие основные направления:
- продолжение формирования соответствующей нормативно-правовой базы;
- выделение ресурсов из федерального бюджета на поддержку инфраструктуры, отдельных групп фирм, которые работают в приоритетных отраслях;
- создание условий для привлечения инвестиций;
- комплекс по переподготовке и повышению квалификации работников малого бизнеса
- обеспечение социальной защиты работников предпринимательских структур и взаимодействия предприятий разных форм собственности.
Необходимо аккумулировать значительные финансовые средства продуманной финансовой, кредитной и инвестиционной политикой, создавать региональные фонды поддержки предпринимательства. Фонды как закрытые акционерные компании подчиняются организационно-правовым нормам. Они обеспечивают накопление финансовых средств за счёт:
- отчислений из федерального и местных бюджетов, банковских структур, предприятий и организаций;
- средств от приватизации государственного имущества;
- отчисления от средств, полученных в результате регистрации предприятий;
- доходов от предпринимательской деятельности фонда;
- иностранных инвестиций.
Финансовая деятельность Фонда связана с предоставлением предпринимателям разных услуг, решением задач развития рыночной инфраструктуры. Действия государственной финансовой поддержки предпринимательства в Украине можно разделить на две основные группы - прямые и непрямые. Механизм прямых мер включает такие основные формы финансовой поддержки предпринимательства:
- предоставление субсидий и кредитов;
- формирование государственных фондов;
- создание специализированных финансовых учреждений.
Другая группа носит непрямой (побочный) характер и постепенно вытесняет прямое административное влияние. К таким основным формам государственной финансовой поддержки в первую очередь относят:
- налоговые скидки и льготы;
- ускоренная амортизация;
- скидки на научно-исследовательские расходы, на расходы, связанные с подготовкой кадров.
Эти формы государственной поддержки в какой-то мере используются в Украине и зарекомендовали себя (об этом свидетельствует зарубежный опыт) как эффективные меры государственной помощи с присущей им гибкостью и носят не дискриминационный характер. [13]
Согласно Положению НБУ "О кредитовании" понятие кредита определено так: кредит - это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого использования кредитов. [7] В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности могут использовать такие виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, лизинговый, бланковый и консорциумный. Физические лица могут использовать потребительский кредит только в национальной валюте.
Коммерческий кредит - это товарная форма кредита, определяющая отношения в сфере перераспределения материальных фондов в виде кредитной сделки межу двумя субъектами хозяйственной деятельности. Участники кредитных отношений при коммерческом кредите могут создавать платёжные средства в виде векселей - обязательств должника выплатить кредитору определённую сумму к определённому термину. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги с отсрочкой платежа. При оформлении коммерческого кредита с помощью векселя другие договора о предоставлении кредита не заключаются.
Погашение коммерческого кредита может осуществляться путём:
- выплаты по векселю;
- передачи векселя другому юридическому лицу;
- переоформление коммерческого кредита на банковский.
Суть активных банковских операций заключается в размещении кредитных ресурсов на условии срочности, платности и возвратности. Кредитные операции приносят банкам основную часть прибыли. Так из общей суммы валовых операционных доходов банков США 68,1% приходится на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 13,4% - на доходы от портфеля ценных бумаг. Аналогичное соотношение источников доходов прослеживается и в других странах.
По срокам использования и возвратности кредиты делятся на следующие категории:
а) краткосрочные (до 1 года);
б) среднесрочные (до 3 лет);
в) долгосрочные (более 3 лет).
Помимо сроков использования этих видов кредитов в основании классификации Положением НБУ конкретизуется цель получения кредита. Краткосрочные кредиты могут предоставляться в случае временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, текущих затрат. Долгосрочные кредиты могут предоставляться для формирования основных фондов. В 1998 году кредитный портфель банков в Украине составил 8248 млн. грн. и имел следующую структуру:
63,5% - краткосрочные кредиты в национальной валюте;