Рефераты

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога юридическими лицами

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога юридическими лицами

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
    • 1 Единый социальный налог в действующем законодательстве
      • 1.1 Налоговая база и налогоплательщики
      • 1.2 Распределение отчислений в фонды
      • 1.3 Структура налога
      • 1.4 Необходимость и направления изменения налоговой ставки
    • 2 Анализ налогообложения ЕСН на ЗАО «Спецэлектромонтаж»
      • 2.1 Краткая характеристика предприятия
      • 2.2 Анализ основных экономических показателей
      • 2.3 Экологическая опасность работ и вредные факторы для окружающей среды
      • 2.4 Динамика изменения ЕСН на анализе деятельности предприятия
    • 3 Анализ возможностей предприятия повышения эффективности налогообложения ЕСН
      • 3.1 Оптимизация налогообложения
      • 3.2 Выгоды работников от налогообложения ЕСН
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Важная роль в аккумулировании финансовых ресурсов, предназначенных для финансирования мероприятий по социальной защите населения в России, принадлежит единому социальному налогу (ЕСН). Доля ЕСН в совокупном объеме финансовых ресурсов, направляемых на социальные цели, составляет около 93% по данным за 2005 год Аналитическая записка Счетной палаты РФ по результатам собираемости единого социального налога за 2004, 2005 гг.

. Поступления единого социального налога направляются на решение первоочередных социальных задач: пенсионное и социальное обеспечение населения, оказание медицинских услуг. Механизм исчисления и уплаты ЕСН имеет большое значение для реализации национальных проектов в области здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Переход в 2001 г. к использованию в российской налоговой системе единого социального налога взамен ранее действовавших социальных взносов в государственные внебюджетные фонды привел к отождествлению источников финансирования систем социального обеспечения и социального страхования. В связи с этим обострилась проблема разграничения выплат страхового и нестрахового характера в системе социальной защиты граждан, финансирование которых осуществляется за счет ЕСН.

Актуальность избранной темы заключается в том, что правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах. Для современного механизма исчисления и уплаты ЕСН характерна его несогласованность с ключевыми элементами механизма исчисления налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, некоторых из специальных налоговых режимов, что негативно сказывается на реализации фискальной и регулирующей функции указанных налогов, на предпринимательской активности. Пороговая величина регрессивной шкалы ставок налога не учитывает отраслевую принадлежность налогоплательщиков и дифференцированную долю фонда оплаты труда в производственных затратах. Указанные проблемы являются питательной средой для активизации деятельности налогоплательщиков по искусственному занижению размера оплаты труда с целью снижения своих налоговых обязательств.

Несовершенство сложившегося в России порядка налогового администрирования ЕСН приводит к несвоевременному зачислению средств в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Кроме того, не урегулирован действующий механизм обмена информацией между налоговыми органами, органами федерального казначейства и внебюджетными фондами.

Решение отмеченных проблем предполагает необходимость проведения анализа единого социального налога и выявление перспективных направлений его развития в условиях реформирования налоговой системы и системы социальной защиты населения в Российской Федерации.

Целью работы явилось рассмотрение вопросов порядка исчисления и уплаты единого социального налога юридическими лицами.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить нормативно- законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты единого социального налога;

- определить экономическую сущность единого социального налога;

- рассмотреть методику исчисления и уплаты единого социального налога;

- предложить основные направления совершенствования исчисления и уплаты единого социального налога.

Предмет исследования - порядок исчисления и уплаты ЕСН.

Объектом исследования явилось закрытое акционерное общество «Спецэлектромонтаж».

Методологической базой исследования являются законодательно- нормативные акты, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансов и налогов. Вопросам развития системы социальной защиты граждан и совершенствования механизма ее ресурсного обеспечения посвящены научные труды современных экономистов Аронова А.В., Братчиковой Н.В., Гейца И.В., Дворкиной Т.А., Лупей Н.А., Павловой Л.П., Родионовой В.М., Роика В.Д., Седовой М.Л., Степанова С.В., Хансенна М., Черненко М.В., Шохина А. Н. и др.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1 Единый социальный налог в действующем законодательстве

1.1 Налоговая база и налогоплательщики

Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый и отчетный периоды, и т.д.

Налогоплательщиками единого социального налога являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

­ организации;

­ индивидуальные предприниматели;

­ физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом налогообложения ЕСН признаются любые выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Однако налогоплательщик, заключивший договор гражданско-правового характера с индивидуальным предпринимателем, не начисляет ЕСН на выплаты по таким договорам.

Кроме того, не являются объектом налогообложения выплаты:

­ производимые в рамках договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, имущественные права (например, договоры купли-продажи);

­ производимые в рамках договоров, связанных с передачей в пользование имущества, имущественных прав (например, договоры аренды).

Также выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) по трудовым и гражданско-правовым договорам не облагаются ЕСН, если:

­ у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

­ у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Не являются плательщиками ЕСН:

­ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения;

­ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход (однако в том случае, если одновременно с деятельностью, облагаемой ЕНВД, они ведут деятельность, облагаемую налогами по общему режиму, они признаются плательщиками ЕСН. Налоговая база при этом определяется в особом порядке);

­ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

В частности, ЕСН облагается полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Исключением являются (не облагаются ЕСН) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, а также:

­ суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

­ суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) при расчете налоговой базы учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов). При государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Согласно статье 238 НК РФ не облагаются ЕСН:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. В том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам. Не облагается ЕСН и сумма пособия за первые два дня временной нетрудоспособности, которую оплачивает работодатель за счет собственных средств (п. 7 письма ФСС России от 15.02.2005 № 02-18/07-1243);

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:

­ с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

­ бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

­ оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

­ оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

­ увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

­ возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

­ трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

­ выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

­ физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

­ членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

11) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

12) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

Согласно подпункту 2 статьи 238 НК РФ при оплате расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем не облагаются ЕСН любые выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ).

В подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ указано, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. То есть сумма суточных, превышающая установленные нормы, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, суточные независимо от их размера не подлежат обложению ЕСН.

Кроме того, не облагаются ЕСН фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы:

­ на проезд до места назначения и обратно;

­ сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы;

­ расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа;

­ расходы по найму жилого помещения (при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ);

­ расходы на оплату услуг связи;

­ сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта;

­ сборы за выдачу (получение) виз;

­ расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ определено, что к суммам, не подлежащим обложению ЕСН, относятся все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

Однако освобождение от обложения ЕСН сумм денежной компенсации за неиспользованный отпуск, не связанной с увольнением сотрудника, указанной статьей не предусмотрено.

Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Вознаграждения, выплачиваемые на основании трудовых договоров, учитываются в составе расходов на оплату труда согласно статье 255 НК РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ включаются в объект обложения ЕСН.

Согласно пункту 8 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогового учета относятся, в частности, денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ.

На основании изложенного денежная компенсация за неиспользованный отпуск за период 2003-2004 гг., выплачиваемые организацией по письменному заявлению работника и подлежащие включению у организации в состав затрат на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке. (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 29.03.2004 № 28-11/21211).

Налоговые льготы по ЕСН установлены статьей 239 НК РФ. От уплаты единого социального налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

­ общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

­ организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

­ учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 884.

1.2 Распределение отчислений в фонды

Статьей 241 НК РФ установлены следующие ставки ЕСН.

Для налогоплательщиков, которые производят выплаты в пользу физических лиц (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), применяются следующие налоговые ставки:

Таблица 1.1

Ставки единого социального налога

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный

территориальный

До 280000 руб.

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 280001 руб. до 600000 руб.

56000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280000 руб.

8120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280000 руб.

3080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280000 руб.

5600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 руб.

72800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280000 руб.

Свыше 600000 руб.

81280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 руб.

11320 руб.

11320 руб.

7200 руб.

104800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 руб.

Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщики-работодатели исчисляют единый социальный налог в ФСС России по ставке 2,9% (в 2005 году эта ставка составляла 3,2%), а в фонды обязательного медицинского страхования - по ставке 3,1% (в 2005 году эта ставка составляла 2,8%). Сказанное не относится к налогоплательщикам, имеющим статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям народных художественных промыслов и родовым, семейным общинам коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Общая ставка единого социального налога для налогоплательщиков составляет 26%. Кроме того, эти налогоплательщики могут воспользоваться регрессивными ставками налога, если налоговая база на каждое физическое лицо превысит установленные шкалой регрессии пределы - свыше 280 000 руб. и свыше 600 000 руб.

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, установлены особые (сниженные) ставки налогообложения.

Понятие «сельхозтоваропроизводитель» установлено статьей 1 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Иное толкование этого понятия содержится в статье 2 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Согласно статье 2 Закона № 83-ФЗ сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.

Применять пониженные ставки ЕСН могут те налогоплательщики, которые соответствуют критериям одного из вышеназванных законов. Соответствующие разъяснения даны Минфином России в письме от 15.08.2005 № 03-05-02-03/40.

Пониженные ставки ЕСН могут применять организации народных художественных промыслов. Такой статус имеют организации, у которых по данным статистики за предыдущий год изделия народных художественных промыслов составили не менее 50% в общем объеме выпуска товаров, работ, услуг (ст. 5 Федерального закона от 06.01.99 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»). Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, согласно которому продукция относится к изделиям народных художественных промыслов, утвержден приказом Минпромнауки России от 08.08.2002 № 226.

Пониженные ставки налога также могут применять родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, кроме союзов (ассоциаций) этих общин, а также аналогичных общин Сибири и Дальнего Востока.

Федеральный закон от 22.07.2005 № 117-ФЗ внес дополнение в пункт 1 статьи 241 НК РФ, которое вступило в силу с 1 января 2006 года. Согласно внесенным поправкам устанавливаются ставки ЕСН для налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны по выплатам физическим лицам, работающим на территории такой зоны. Для указанных налогоплательщиков установлена ставка налога в размере 14% от налоговой базы на каждое физическое лицо до 280 000 руб. При этом единый социальный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет. Регрессивная шкала налогообложения применяется без дополнительных условий только в зависимости от величины исчисленной с начала налогового периода налоговой базы.

Налогоплательщики должны определять налоговую базу по ЕСН отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Дата возникновения налоговой базы по ЕСН - день начисления облагаемых ЕСН выплат в пользу работника (другого получателя дохода).

ЕСН исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд.

Сумма налога, которую следует уплатить в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (на суммы оплаты больничных листов, прочих пособий, выплачиваемых за счет ФСС России).

Сумма налога, которую следует уплатить в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). Эти взносы рассчитываются по тарифам, предусмотренным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Каждый месяц уплачиваются авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Например, сумма авансовых платежей за январь должна быть перечислена не позднее 15 февраля, за февраль - не позднее 15 марта и т.д.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам года, и суммами налога, уплаченными в течение года, должна быть уплачена не позднее 15 дней со дня, установленного дня подачи годовой налоговой декларации. (Декларация должна быть подана не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Ежемесячные авансовые платежи по налогу рассчитываются по итогам каждого календарного месяца, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала года до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Налоговые органы начисляют пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на ОПС с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж. Об этом ФНС России напомнило налогоплательщикам в письме от 11 февраля 2005 г. № ГВ-6-05/118@.

Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (в настоящее время - 10,5%).

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.

Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики должны представлять в налоговый орган "Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам". Форма утверждена Приказом Минфина РФ от 31 января 2006 г. № 19н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения"

В налоговый орган нужно сдать два экземпляра расчета: один из них должен быть отправлен в Пенсионный фонд согласно пункту 7 статьи 243 НК РФ.

Кроме того, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС России сведения (отчеты) о суммах:

­ начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

­ использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

­ направленных на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

­ расходов, подлежащих зачету;

­ уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Форма отчета (форма № 4 ФСС РФ) утверждена постановлением ФСС России от 22 декабря 2004 г. № 111 (с изм. и доп. от 31 марта 2006 г.).

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 243 НК РФ).

Для этого МНС России приказом от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-05/443 (далее - приказ № САЭ-3-05/443) рекомендовало четыре формы налогового учета сумм ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС):

­ индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложение 1 к приказу № САЭ-3-05/443);

­ сводная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложение 1.1 к приказу № САЭ-3-05/443).

Карточки по этим двум формам ведут налогоплательщики, которые применяют общепринятую систему налогообложения. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют только специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН и т.д.), предназначены следующие формы:

­ индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (приложение 2 к приказу № САЭ-3-05/443);

­ сводная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложение 2.1 к приказу № САЭ-3-05/443).

Налогоплательщикам, которые применяют специальные налоговые режимы и одновременно осуществляют виды деятельности, облагаемые по общепринятой системе, рекомендовано вести учет по работникам, занятым в одновременно и в тех и в других видах деятельности, в индивидуальных карточках согласно приложениям 1 и 2 к приказу № САЭ-3-05/443.

При этом в индивидуальной карточке по ЕСН все показатели отражаются в отношении такого работника только в части видов деятельности, облагаемых по общепринятой системе налогообложения. Налоговый вычет при расчете ЕСН в федеральный бюджет принимается в сумме начисленных страховых взносов на ОПС с выплат, произведенных по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе.

В индивидуальных карточках отражаются суммы начисленных выплат и иных вознаграждений, а также суммы начисленного ЕСН и налогового вычета по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты по трудовому, гражданско-правовому и (или) авторскому договорам за выполнение работ, оказание услуг. Если были выплачены какие-либо суммы в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком этими договорами, то по таким физическим лицам индивидуальные карточки не открываются.

1.3 Структура налога

Еще раз обратим внимание на самые существенные изменения, которые произошли в гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ).

Федеральным законом N 70-ФЗ отменена норма, устанавливающая для работодателей условия на право использования регрессивной шкалы ставки единого социального налога (далее - ЕСН) и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС). Это значительно снижает трудоемкость работы бухгалтеров при исчислении данных платежей.

ЕСН и страховые взносы на ОПС, как и раньше, исчисляются с применением соответственно регрессивной шкалы ставки и тарифа в отношении облагаемой базы или выплат в пользу каждого отдельного работника.

Вместе с тем с 2005 г. сократилось количество шкал ставки ЕСН и тарифа страховых взносов на ОПС с четырех до трех, изменилась величина налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам на ОПС нарастающим итогом в разрезе каждой шкалы, при этом установлены новые ставки ЕСН и страховых взносов на ОПС по соответствующим шкалам, уменьшающие налоговое бремя налогоплательщика.

В структуре ЕСН изменились ставки по платежам в Федеральный бюджет, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС - кроме индивидуальных предпринимателей и адвокатов), а по страховым взносам - тарифы по платежам на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Имеются и другие особенности, на которых мы будем останавливаться при рассмотрении порядка формирования налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам на ОПС, расчета сумм по ЕСН и страховым взносам на ОПС и при заполнении форм отчетности за первое полугодие 2005 г.

Единый социальный налог (ЕСН) вовсе не так един, как могло бы показаться из его названия. Он состоит из четырех частей, зачисляемых в разные фонды и федеральный бюджет. Каждую часть рассчитывают по собственной ставке и перечисляют отдельным платежным поручением в бюджет или фонд. Налоговые базы по каждой части могут отличаться в зависимости от вида выплаты.

Рис. 1.1 - Структура единого социального налога

1.4 Необходимость и направления изменения налоговой ставки

Единый социальный налог был введен в соответствии со второй частью НК РФ с 1 января 2001г.

Введение единого социального налога было обусловлено необходимостью увеличения объема средств, необходимых для осуществления тех социальных задач, для которых введены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Необходимость введения единого социального налога диктовалась также интересами предприятий и организаций, являющихся плательщиками страховых взносов. Категории плательщиков взносов, облагаемая база, ставки, льготы и порядок их уплаты определялись большим количеством различных нормативных актов (федеральными законами, постановлениями Верховного Совета РФ, разъяснениями руководящих органов государственных внебюджетных фондов), что ставило в сложнейшее положение бухгалтеров предприятий и организаций. В связи с этим, вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу и круг плательщиков, был введен налог, исчисляемый и уплачиваемый по одним правилам.

Таким образом, ЕСН зачисляется в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначен для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Социальное страхование и обеспечение - это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий - профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание.

Социальное страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, не зависимо от форм собственности предприятий.

Сущность налога заключается в его социальной направленности и задачах деятельности внебюджетных фондов:

- оказание социальной помощи и услуг населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

- обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности;

- оказание социальных услуг населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

- финансирование пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная денежная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионные отношения в Российской Федерации регулируются Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года № 340-1.

Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и осуществляет следующие основные функции: выплату назначенных пенсий всем пенсионерам; межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет единого социального налога, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.

При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ, Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме ЕСН, поступающего от организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются и различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Фонд социального страхования РФ. Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при нетрудоспособности по болезни и в иных, предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация пособий и прочее). Социальное обеспечение населения во всех государствах - одна из важнейших задач правительства и парламентов. В нашей стране способствовать материальному обеспечению лиц, не принимающих участие в трудовом процессе по ряду причин, призван государственный фонд социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного страхования РФ. Денежные средства фонда - государственная собственность, которые входят в состав внебюджетных фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС и отчеты об их исполнении - после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.

Основные задачи ФСС:

- обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ;

- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую деятельность ФСС, организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет единого социального налога (взноса), доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (помещение этих средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период), добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством, ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях, прочих доходов.

Средства Фонда социального страхования РФ используются на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70%), финансирование санитарно-курортного обслуживания трудящихся, частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей, пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся, финансирование исполнительной дирекции фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с законом РСФСР от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 года.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для Российской Федерации. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования. В России созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность Федерального фонда направлена на обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, финансирование целевых программ.

Основная функция Федерального Фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

-аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

-осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

-осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

-выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

-совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд единого социального налога;

-осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет уплат единого социального налога предприятиями и предпринимателями, а также страхового взноса от несчастных случаев, уплачиваемого организациями.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

2 Анализ налогообложения ЕСН на ЗАО «Спецэлектромонтаж»

2.1 Краткая характеристика предприятия

ЗАО «Спецэлектромонтаж» является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс. Общество действует на основе полного хозяйственного расчета. Общество имеет круглую печать, вправе иметь штампы, фирменные бланки, эмблемы и другие средства индивидуализации.

Главной целью деятельности предприятия является получение прибыли путем осуществления хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности. Для достижения этих целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- обследование технического состояния зданий и сооружений;

- проектные работы.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом предприятия.

Генеральный директор действует на основе единоначалия, без доверенности представляет интересы предприятия, распоряжается имуществом предприятия в пределах, предоставленных учредителями, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и иные счета, пользуется правом распоряжения средствами.

Заместитель директора, главный бухгалтер, главные специалисты назначаются на должность приказом генерального директора.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Имущество предприятия передается учредителем в виде уставного фонда, в право хозяйственного ведения. Имущество предприятия, приобретенное им за счет собственных средств, в том числе выкупленное у учредителя, принадлежит ему на праве собственности.

ЗАО «Спецэлектромонтаж», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность организации определяются составом, специализацией и ее размерами. Все составляющие звенья: функциональные отделы, управляющие органы - полностью соизмеряются с характеристиками подразделений и создаются исключительно для обеспечения эффективной их работы.

Рассмотрим организационную структуру ЗАО «Спецэлектромонтаж» (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Организационная структура ЗАО «Спецэлектромонтаж»

Численный состав работников фирмы - 25 человек.

На сегодняшний день ЗАО «Спецэлектромонтаж» применяет общий режим налогообложения. ЗАО «Спецэлектромонтаж» является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, транспортного налога, налога на имущество, земельного налога. Налоговый учет в ЗАО «Спецэлектромонтаж» осуществляется на основании утвержденной учетной политики для целей налогового учета.

В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации ЗАО «Спецэлектромонтаж» является плательщиком единого социального налога.

Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые ЗАО «Спецэлектромонтаж» в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Условия оплаты труда работников ЗАО «Спецстроймонтаж - М» определяются трудовым договором, Положением об оплате труда и штатным расписанием организации.

Источником оплаты труда и премирования работников является фонд заработной платы.

Заработная плата генеральному директору предприятия выплачивается в соответствии с условиями, предусмотренными трудовым контрактом, заключенным между директором и собранием акционеров ЗАО «Спецстроймонтаж-М».

Всем работникам предприятия выплачивается должностной оклад.

При определении рабочего времени, подлежащего оплате в соответствии с Положением об оплате труда ЗАО «Спецстроймонтаж-М», не учитываются следующие периоды:

- время нахождения работника в ежегодном очередном и дополнительном оплачиваемом отпусках;

- время нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы;

- время нахождения работника в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста;

- период временной нетрудоспособности;

-период, в течение которого работник был отстранен от работы в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

- период, в течение которого работник отсутствовал на работе без уважительных причин.

Размеры заработной платы работникам за месяц утверждаются руководителем организации на основании данных бухгалтерского учета.

Расчет зарплаты производится до 16 числа месяца, следующего за отработанным, на основании табелей учета рабочего времени, индивидуальных листов учета рабочего времени и прочих соответствующих документов.


© 2010 Рефераты