Рефераты

Порядок формирования и исполнения расходной части бюджета

Порядок формирования и исполнения расходной части бюджета

15

Содержание

1. Исполнение расходной части бюджета, порядок финансирования расходов бюджета через систему Главного государственного казначейства

2. Порядок планирования капитальных расходов по организациям здравоохранения

Задача

Список использованных источников

1. Исполнение расходной части бюджета, порядок финансирования расходов бюджета через систему Главного государственного казначейства

Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходов и расходов бюджета, производится оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции их реальности и обоснованности. Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием системы государственного казначейства.

Исполнить бюджет по расходам - значит обеспечить не только своевременное и полное финансирование предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевое их направление. Исполнение республиканского бюджета по расходам осуществляется посредством автоматизированной системы государственного казначейства (АСГК).

Реализация механизма исполнения расходной части бюджета через систему казначейства предполагает:

- осуществление расходов посредством оплаты с единого казначейского счета и текущих счетов территориальных органов казначейства обязательств распорядителей бюджетных средств, как правило, минуя счета распорядителей, непосредственно на счета поставщиков товаров (работ, услуг) либо других получателей;

- контроль органов казначейства за своевременным и целевым расходованием средств республиканского бюджета посредством предварительной проверки документов распорядителей средств, подтверждающих обоснованность расходов;

- получение информации и составление отчетности о расходах республиканского бюджета в разрезе распорядителей средств.

Основанием для получения средств из республиканского бюджета является зарегистрированная в АСГК (введенная в базу данных) поквартальная роспись расходов по распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации. Ее регистрация (ввод) в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями Министерства финансов.

Учреждения и организации, не включенные в роспись расходов, не обеспечиваются финансированием из республиканского бюджета.

Роспись расходов по распорядителям средств республиканского бюджета формируется главными распорядителями на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий. Вся информация о плановых назначениях в разрезе обслуживаемых учреждений передается территориальным органам казначейства по каналам связи от Главного государственного казначейства и служит основанием для финансирования расходов получателей средств республиканского бюджета.

Перечисление средств со счетов органов казначейства осуществляется в пределах установленных бюджетных ассигнований (лимитов) распорядителям средств по предъявленным ими платежным поручениям на счета:

- поставщиков - за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, услуги:

- получателей - по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам и т.д.);

- распорядителей средств - для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.

Распорядители средств вместе с платежными поручениями представляют органу казначейства первичные документы, подтверждающие обоснованность осуществляемых платежей (договора, счета, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.).

Органы казначейства проверяют представленные договоры с точки зрения предмета договора и срока его действия, наличия ассигнований по смете бюджетной организации для оплаты предусмотренных договором расходов, формы расчетов и сроков оплаты.

Платежные поручения и документы, подтверждающие обоснованность платежа, проверяются в присутствии представителя распорядителя средств и вводятся в АСГК. Проверенные и принятые к исполнению первичные документы возвращаются распорядителю.

Оплата обязательств распорядителя средств, принятых к исполнению, осуществляется со счета органа казначейства, как правило, на следующий день после представления документов.

Таким образом, механизм исполнения расходной части республиканского бюджета через систему государственного казначейства имеет неоспоримые преимущества: ускоряет расчеты между субъектами хозяйствования, обеспечивает своевременное финансирование расходов и контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Основным принципом финансирования становится финансирование в соответствии с плановыми назначениями.

Это повышает требования к процессу планирования расходов с точки зрения их обоснованности.

В целом внедрение и совершенствование казначейской системы исполнения республиканского бюджета способствовали повышению уровня организации бюджетного процесса в Республике Беларусь. Однако для более эффективного ее функционирования требуется разработка серьезной методологической базы, регламентирующей исполнение доходной и расходной частей бюджета через систему казначейства. Эти вопросы могли бы решаться в рамках работы по созданию бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Исполнение местных бюджетов организуют местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, обеспечивая поступление всех предусмотренных доходов и финансирование расходов в соответствии с их целевым назначением.

Основным документом, на основании которого осуществляется исполнение местных расходов, является роспись расходов с поквартальным распределением, составляемая в соответствии с утвержденным бюджетом.

Финансирование расходов по местным бюджетам осуществляется на основании росписи доходов и расходов местных бюджетов с учетом изменений, внесенных в нее в процессе исполнения бюджета. Финансирование осуществляется посредством перечисления местными финансовыми органами и исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов средств со счетов местных бюджетов на текущие счета главных распорядителей средств, а при их отсутствии - на текущие счета отдельных учреждений и организаций.

Местные финансовые органы могут ограничивать или блокировать финансирование расходов из местных бюджетов в случае несоблюдения их получателями решений местных исполнительных и распорядительных органов, регулирующих бюджетные отношения, а также в случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств либо непредставления получателями информации о движении финансовых средств по их счетам.

Местные исполнительные комитеты ежегодно представляют местным Советам отчет об исполнении бюджета за соответствующий бюджетный год. Постоянные комиссии местных Советов предварительно рассматривают его и представляют местному Совету.

Местный Совет по докладу исполкома и содокладу постоянной комиссии Совета рассматривает и утверждает отчет об исполнении местного бюджета одновременно с утверждением бюджета на очередной бюджетный год.

Итак, несмотря на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета.

2. Порядок планирования капитальных расходов по организациям здравоохранения

Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от14 марта 2005 г. № 6 «Об утверждении инструкции по составлению сметы расходов больничной организации, финансируемой за счет средств бюджета» Статья 2400000 "Капитальные вложения в основные фонды" включает:

- приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных организаций (элемент расходов 2400102);

- капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения (элемент расходов 2400300).

Расходы (затраты) на приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования по больничной организации включают расходы на приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования, за исключением относящихся к предметам в составе оборотных средств (мебели, средств информационных технологий, телекоммуникационного оборудования, технических средств контроля, оргтехники, средств радиосвязи, оборудования радиационного контроля, контрольно-измерительных приборов, гаражного оборудования, штор и других предметов стоимостью до 30 базовых величин, а ковров и ковровых изделий - стоимостью до 10 базовых величин за единицу или комплект), приобретение транспортных средств, зданий.

Оснащение больничной организации необходимым оборудованием производится в пределах ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований с учетом наличия годного к использованию оборудования на начало года. Оснащение больничных организаций, построенных по плану государственного капитального строительства, производится за счет средств бюджета, предусмотренных по смете расходов на капитальное строительство. На эту подстатью относятся также затраты по доставке и установке оборудования и инвентаря.

В затраты по содержанию и эксплуатации оборудования включается сумма амортизации. Сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из стоимости оборудования и утвержденных сроков его полезного использования путем деления его стоимости на число месяцев полезного использования по каждому наименованию оборудования.

Сумма начисленной амортизации на оборудование и предметы длительного пользования, положенные по нормативу, включается в нормативную себестоимость медицинской помощи.

Сумма начисленной амортизации на оборудование и предметы длительного пользования, имеющиеся в наличии (независимо от возможного их наличия по отдельным наименованиям в количестве, превышающем положенное по нормативу) и недостающие до полагающихся по нормативу по другим наименованиям, включается в плановую себестоимость медицинской помощи.

Расчет сумм амортизации на оборудование и предметы длительного пользования, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 92 к Инструкции.

Начисление амортизации на транспортные средства производится исходя из планируемого пробега по каждой модели, марке транспортного средства и суммы амортизации на 1 км нормативного пробега. Сумма амортизации на 1 км пробега определяется путем деления первоначальной стоимости (с учетом индексации) транспортного средства на его ресурс (пробег), установленный по нормативу в зависимости от его модели и марки. Для начисления амортизации на транспортные средства применяются нормы пробега транспортных средств в зависимости от их марки, модели согласно положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Сумма амортизации транспортных средств, включаемая в нормативную себестоимость медицинской помощи, исчисляется исходя из их количества, положенного по норме, планируемого пробега на год по каждому из них и суммы амортизации на 1 км нормативного пробега. Планируемый пробег определяется на основании среднего пробега в месяц, сложившегося исходя из фактического пробега конкретной модели и марки транспортного средства на начало планируемого года и количества месяцев его эксплуатации со дня покупки (или капитального ремонта), умноженного на планируемое число месяцев эксплуатации в будущем году.

При исчислении суммы амортизации транспортных средств, включаемой в плановую себестоимость медицинской помощи, учитывается не только количество транспортных средств, положенное по норме, но и фактически имеющееся, включая количество транспортных средств, имеющееся сверх нормы, и сумма амортизации на 1 км не только нормативного, но и сверхнормативного пробега.

Расчет сумм амортизации транспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, и расходов на их приобретение в планируемом году производится по форме, приведенной согласно приложению 93 к Инструкции.

Свод расходов на приобретение оборудования, предметов длительного пользования и транспортных средств, включаемых в расчет к смете расходов "Исчислено расходов на планируемый год" (с учетом фактического наличия в структурных подразделениях и на складе), производится по форме, приведенной согласно приложению 94 к Инструкции.

На подстатью 2400300 "Капитальный ремонт" относятся расходы на ремонт всех видов зданий (помещений) с целью восстановления их ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Сюда включаются расходы по разработке проектно-сметной документации.

Расходы по капитальному ремонту больничной организации отражаются по элементу расходов 2400303 "Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения". Расходы на капитальный ремонт предусматриваются больничной организацией на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения, в соответствии с дефектными актами, технической документацией по установленным нормам и расценкам.

Расходы на капитальный ремонт зданий организаций, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (жилые дома, общежития и другие объекты), по смете расходов больничной организации не планируются.

Капитальный ремонт включает устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их более долговечными и экономичными, улучшающими эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или помещения: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, приведен согласно приложению 95 к Инструкции.

На затраты по капитальному ремонту зданий, включаемые в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, относится часть ежегодно начисляемой суммы амортизации здания (50 процентов). Расчет расходов (затрат) на текущий и капитальный ремонт зданий (помещений) больничной организации, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, а также распределение затрат по текущему и капитальному ремонту зданий (помещений) между структурными подразделениями производится по формам, приведенным согласно приложениям 96, 97 к Инструкции.

К статье 2600000 "Приобретение земли и нематериальных активов" относятся расходы на приобретение нематериальных активов (подстатья включается в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи 2600200), которые включают расходы на приобретение объектов интеллектуальной собственности (программного продукта); получение специальных разрешений (лицензий) и тому подобное.

В данную подстатью включаются также расходы по приобретению операционных систем и прикладных программных средств всех видов, в том числе средств организации и управления электронной почтой, программных средств для персональных электронно-вычислительных машин и локальных вычислительных сетей, коммуникационных программ и тому подобного.

На основании исчисленных расходов (затрат) в соответствии с Инструкцией по статьям, подстатьям, элементам расходов бюджетной классификации по больничной организации составляются:

- свод затрат на оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, включенных в нормативную себестоимость медицинской помощи по каждому структурному подразделению (развернутый), по форме, приведенной согласно приложению 98 к Инструкции;

- свод затрат на оказание стационарной медицинской помощи, включенных в нормативную себестоимость по каждому структурному подразделению (развернутый), по форме, приведенной согласно приложению 99 к Инструкции;

- свод затрат на оказание скорой медицинской помощи, включенных в нормативную и плановую себестоимость (прямые затраты без затрат вспомогательных структурных подразделений), по форме, приведенной согласно приложению 100 к Инструкции;

- свод затрат на услуги межрайонного отделения переливания крови, включенных в нормативную и плановую себестоимость (прямые затраты без затрат вспомогательных структурных подразделений), по форме, приведенной согласно приложению 101 к Инструкции;

- свод затрат на услуги общего для всех служб персонала (административно-управленческого, хозяйственно-обслуживающего, прочего и вспомогательных структурных подразделений), включенных в нормативную себестоимость по каждому структурному подразделению, по форме, приведенной согласно приложению 102 к Инструкции;

- свод затрат на оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, включенных в плановую себестоимость по каждому структурному подразделению (развернутый), по форме, приведенной согласно приложению 103 к Инструкции;

- свод затрат на оказание стационарной медицинской помощи, исчисленных исходя из плановой себестоимости по каждому структурному подразделению (развернутый), по форме, приведенной согласно приложению 104 к Инструкции;

- свод затрат на услуги общего для всех служб персонала (административно-управленческого, хозяйственно-обслуживающего, прочего и вспомогательных структурных подразделений), включенных в плановую себестоимость по каждому структурному подразделению, по форме, приведенной согласно приложению 105 к Инструкции;

- свод затрат на оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, включенных в нормативную и плановую себестоимость по каждому структурному подразделению (свернутый), по форме, приведенной согласно приложению 106 к Инструкции;

- свод затрат на оказание стационарной медицинской помощи, исчисленных исходя из нормативной и плановой себестоимости по каждому структурному подразделению (свернутый), по форме, приведенной согласно приложению 107 к Инструкции;

- свод затрат на оказание скорой медицинской помощи, исчисленных исходя из нормативной и плановой себестоимости (свернутый, с учетом затрат вспомогательных структурных подразделений), по форме, приведенной согласно приложению 108 к Инструкции;

- свод затрат на услуги межрайонного отделения переливания крови, исчисленных исходя из нормативной и плановой себестоимости (свернутый, с учетом затрат вспомогательных структурных подразделений), по форме, приведенной согласно приложению 109 к Инструкции;

- свод исчисленных расходов на содержание больничной организации по форме, приведенной согласно приложению 110 к Инструкции;

- смета расходов больничной организации, финансируемой из бюджета, по форме, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2002 г. № 59.

Задача

Определите показатели деятельности библиотеки: фактическую книгообеспеченность и средний показатель обращаемости книг на основании данных:

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Объем книжного фонда, экз.

134422

141080

142609

Число читателей, чел.

8950

9408

9606

Количество книговыдач

186080

204300

206960

Решение:

Коэффициент достаточности книжного фонда - книгообеспеченность (К) - среднее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А):

К = Ф / А.

К2007 = 134422 / 8950 = 15,02 экз. на 1 чел.

К2008 = 141080 / 9408 = 15 экз. на 1 чел.

К2009 = 142609 / 9606 = 14,85 экз. на 1 чел.

Таким образом, с каждым годом книгообеспеченность библиотеки снижается, это связано с тем, что темпы роста числа читателей превышают темпы роста объема книжного фонда библиотеки.

Коэффициент использования книжного фонда - обращаемость (Об) - среднее число книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, значащихся на конец года (Ф):

Об = В / Ф.

Об2007 = 186080 / 134422 = 1,384

Об2008 = 204300 / 141080 = 1,448

Об2009 = 206960 / 142609 = 1,451

Таким образом, с каждым годом средний показатель обращаемости книг увеличивается.

Список использованных источников

1 Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с.

2 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.

3 Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14 ноября 2008 г. № 2/1546.

4 Матяс, А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. - 2003. - № 39 (242). - C. 44-46.

5 Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 01.08.2009.


© 2010 Рефераты