Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов
p align="left">Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством [21, с.48].
2.2 Акцизы
Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товаров как надбавка к цене по ограниченному кругу товаров, и служат регулятором между их спросом и предложением. Окончательным плательщиком акцизов является потребитель товаров. Акцизный налог уплачивается преимущественно наиболее обеспеченными слоями населения, приобретающими дорогие товары не первой необходимости [9, с.98]. Наибольшие ставки акцизов установлены на алкогольную, табачную продукцию, реализация которой является государственной монополией и обеспечивает существенные поступления доходов в государственный бюджет [21, c.49]. На 2008 год доход акцизов в республиканский бюджет составил 3 096 228 974,0 (тыс. руб.) [14].
Плательщики:
1. организации (юридические лица РБ, иностранные юридические лица, международные организации, товарищества, хозяйственные группы, производящие подакцизные товары);
3. филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам обложения акцизами исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке установленным законодательством.
Эти группы становятся плательщиками, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию РБ и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары[15 - статья 1 Закона "О бюджете РБ на 2008 год"].
Облагаемые товары (продукция):
Перечень подакцизных товаров определен Законом РБ "Об акцизах", утвержденным Президентом Республики Беларусь.
Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
Ё спирт гидролизный технический;
Ё спиртосодержащие растворы, за исключением растворов, указанных ниже в "Акцизами не облагаются";
Ё автомобильные бензины, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
Ё микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов [17 - статья 4 Закона "Об акцизах"].
Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров РБ.
Местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.
С 01.01.2007 г. из перечня подакцизных товаров исключаются ювелирные изделия [21, c.51].
Акцизами не облагаются:
· спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 12% включительно;
· спиртосодержащие растворы с денатурированными добавками;
· спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средств и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в установленном законодательном порядке;
· спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;
· спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в установленном порядке;
· спирт, отпущенный для производства лекарственных препаратов юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям РБ, которым разрешено их производство;
· товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию РБ по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
· подакцизные товары, ввозимые за пределы РБ.
Указанное положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства - участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения) [21, с.51-52].
Ставки акцизов:
Согласно статье 2 Закона "Об акцизах" на всей территории республики действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию или реализуемых на таможенной территории РБ.
Ставки акцизов на товары могут устанавливаться:
а) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
б) в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки) [17].
Ставки акцизов устанавливаются Указом Президента РБ. Так, например, на 2007 год Указом Президента РБ от 5 декабря 2006г. № 716 "О ставках акцизов на подакцизные товары" установлены ставки, представленные в Приложении Г [21, с.53].
В 2008 году будут действовать ставки акцизов на подакцизные товары, которые установлены Указом Президента РБ от 13.12.2007 № 636 "О ставках акцизов на подакцизные товары" (далее - Указ № 636). Указом № 636 ставки акцизов установлены на полугодие, т.е. они будут изменяться два раза в год - с начала года и с 1 июля 2008 г., что окажет положительное влияние на изменение цены подакцизных товаров [13].
В целом позиции подакцизных товаров в сравнении с Указом № 716 не претерпели изменений, за некоторым исключением:
- из позиции «вина плодовые и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных)» выделена отдельная позиция - «вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальных технологий», на которые ставка акцизов снижена с 3 790 до 2 000 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Также выделена еще одна позиция - «вина фруктово-ягодные натуральные», на которые установлена нулевая ставка;
- из позиции «дизельное топливо товарное» выделена позиция - «топливо дизельное, соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590:2004)», на которое установлена нулевая ставка акцизов;
С принятием Указа № 636 произошло изменение ставок акцизов. Их анализ позволяет сделать вывод, что ставки акцизов в основном повышены в пределах 2,5%. На вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих ставка повышена на 3,64%. Самое высокое повышение ставки осуществлено на вина плодовые особые и виноградные оригинальные. Оно составило почти 30% [13].
Объект обложения акцизами:
Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок определяется:
1. по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ, в отношении которых установлены:
- твердые ставки акцизов - объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- адвалорные (процентные) ставки акцизов - таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины с 01.01.2007г. из базы обложения акцизами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РБ исключены таможенные сборы за таможенное оформление товаров;
2. по подакцизным товарам, реализуемым на территории РБ:
- твердые ставки акцизов - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;
3. по подакцизным товарам, произведенным на территории РБ:
- твердые (специфические) ставки акцизов - объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении;
- адвалорные (процентные) ставки акцизов - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен, без учета акцизов [19, c.261].
Порядок исчисления акцизов:
Сумма акцизов определяется налогоплательщиком самостоятельно. Взимание акцизов по ввозимым подакцизным товарам производится и таможенными, и налоговыми органами.
Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле
(2.2.1)
где С - сумма акцизов; Н - объект налогообложения (таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление); А - ставка акцизов в %.
Сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле
(2.2.2)
где С - сумма акцизов; Н - объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов); А - ставка акцизов в %.
Расчеты по акцизам составляются на основании данных бухгалтерского учета. Накопительные ведомости реализации подакцизных товаров ведутся плательщиками по товарам и группам товаров в разрезе установленных ставок. Должен быть обеспечен раздельный учет по товарам, облагаемым по различным ставкам акцизов и необлагаемым [21, с.61].
Порядок и сроки уплаты акцизов:
В соответствии с постановлением Советом Министров РБ от 22 января 2002г. №73 "О сроках уплаты акцизов" уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров.
Если сумма акцизов, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету) по акцизам, имеющейся на начало т.м., составила (по курсу, установленному Нацбанком РБ на 1-е число т.м.):
· от 17 000 до 27 000 евро (включительно) плательщики акцизов в т.м. вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 15-го и 25-го числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим;
· более 27 000 плательщики акцизов в т.м. вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим [19, с.262].
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов в бюджет, а также соблюдение законодательства РБ по этому платежу возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц.
Контроль за правильностью применения законодательства об акцизах осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством РБ [21, с.64].
Сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорогПлательщиками целевых платежей в 2007 г. являются:1) юридические лица РБ;2) иностранные юридические лица и международные организации;3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);4) хозяйственные группы.Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке установленным законодательством [21, с.65].Объекты обложения:· реализация товаров (работ, услуг) собственного и несобственного производства;· сдача имущества в аренду, лизинг [1, с.262].Налоговая база:1. При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства - выручка от реализации этих товаров (работ, услуг).2. Плательщики, осуществляющие торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - валовой доход.3. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, за исключением Нацбанка РБ, - разница между доходами и расходами по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов.4. Страховые организации - балансовая прибыль.5. При определении налоговой базы по договорам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, выручка (доход) пересчитывается в белорусские рубли по курсу Нацбанка РБ на дату реализации [21, с.65-66].Не включаются в налоговую базу:· возмещаемые при сдаче в аренду суммы фактических расходов по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затрат на коммунальные услуги;· возмещаемые при передаче в безвозмездное пользование имущества суммы амортизационных отчислений, платы за землю, налога на недвижимость, платы за размещение отходов, фактических расходов по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затрат на коммунальные услуги;· внереализационные и операционные доходы [1, с.263].Ставки платежей:Целевые платежи уплачиваются в размере 3% величины налоговой базы, в том числе сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2%; налог с пользователей автомобильных дорог в размере 1% [21, с.67].Льготы по платежам:Освобождаются от исчисления и уплаты целевых платежей:Ё организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания, - в части выручки от этой деятельности;Ё организации бытового обслуживания - в части выручки от реализации бытовых услуг комплексными приемными пунктами, расположенными в сельской местности;Ё лечебно-производственные мастерские при психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных больницах и диспансерах;Ё организации потребительской кооперации;Ё организации, осуществляющие научную деятельность, - в части выручки от реализации научно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов;Ё организации - в части выручки от реализации санаторно-курортных путевок, а также путевок в оздоровительные учреждения РБ;Ё органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям - в части выручки от оказания платных услуг по обслуживанию организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями;Ё организации, финансируемые из бюджета в части средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов;Ё государственные высшие учебные заведения и высшие учебные заведения потребительской кооперации - в части средств, полученных от оказания образовательных услуг;Ё подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел РБ и организации, находящиеся в его ведении, - в части оказания охранных (платных) услуг организациям, финансируемым из бюджета, и физическим лицам;Ё производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;Ё организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Законом РБ от 31 декабря 1997г. "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства";Ё Национальный банк РБ и его обособленные подразделения в соответствии со ст. 42 Банковского кодекса Республики Беларусь [21, с.68].Порядок исчисления целевых платежей:С учетом особенностей деятельности отдельных юридических лиц исчисление республиканских целевых платежей производится:§ организациями, имеющими внутренние обороты, - без учета этих оборотов;§ организациями общественного питания - от валового дохода, без учета доходов собственного производства;§ организациями бытового обслуживания населения, обособленными подразделениями юридических лиц, оказывающими бытовые услуги населению, - от объема реализации товаров (работ, услуг), без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей;§ организациями жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационными организациями - от выручки, полученной за оказанные жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, без учета доходов от платы населения за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и коммунальными услугами, а также платы за общежитие;§ белорусскими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность за пределами республики и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков иностранных государств, - без учета средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за пределами РБ.Суммы целевых платежей учитываются при формировании отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в порядке, установленном законодательством [21, с.68].Сроки уплаты целевых платежей:Плательщики целевых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию.Расчет целевого сбора производится налогоплательщиками ежемесячно, нарастающим итогом с начала года.Уплата платежей производится плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.Если сумма целевых платежей, подлежащая уплате по итогам месяца, предшествующему отчетному, составила 500 и более базовых величин, установленных законодательством (принимается размер базовой величины, действующей на 1-е число месяца, следующего за отчетным), целевые платежи за отчетный месяц уплачиваются в следующие сроки:а) не позднее 10-го числа т.м. (месяца, следующего за отчетным) вносится 1/3 часть суммы целевых платежей, подлежащая уплате по налоговой декларации за месяц, предшествующий отчетному;б) не позднее 22-гочисла т.м. (месяца, следующего за отчетным) уплачивается сумма целевых платежей по налоговой декларации за отчетный месяц, с учетом суммы, внесенной 10-го числа [1, с.270-271].Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты целевых сборов в соответствии с законодательством РБ. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты целевых платежей осуществляется налоговыми органами [21, с.72].Таким образом, во второй главе было установлено, что косвенные налоги - это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателей - платятся незаметно, включаясь в цену товаров.
ГЛАВА 3. Совершенствование системы косвенных налогов в
Республике Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь прошла сложный путь становления и трансформации, начатый от момента провозглашения независимости Беларуси. Однако будет неправомерным сказать, что сегодня налоговая система Республики Беларусь стала статичной структурой. Более того, на текущий момент в налоговой сфере Республики Беларусь полным ходом идут трансформационные процессы, направленные как на совершенствование налоговой системы, так и на коренное реформирование налоговых отношений в нашей стране. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:
1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;
2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;
3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.
Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.
Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.
Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.
Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.
В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%. В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38-40% от ВВП (здесь и далее статистический материал приводится согласно источнику «Вся Беларусь» [21]).
Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это -- НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.
По итогам работы за 2006 г. уровень централизации (отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту) составил 48,3% и по сравнению с 2005 г. существенно не изменился.
Величина налоговой нагрузки на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды, в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения, составила, по оценке налоговых органов, 42,8% и по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9 процентных пункта (далее -- п.п.). В указанном показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30% в ВВП, отчисления в ФСЗН -- 11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, -- 1,1%. Заметим, что с учетом регистрационных и лицензионных сборов, госпошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 г. налоговая нагрузка достигла 45,7%, а без учета ФСЗН -- 34%. При этом уровень централизации средств с учетом отчислений в ФСЗН в прошлом году составил 48,3% к ВВП -- на 0,1% меньше, чем годом ранее.
В общей сумме налогов 57,1% приходится на долю косвенных, поступления которых увеличились по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах на 5,5%. Их удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 п.п., что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста -- 109,9%).
В структуре косвенных налогов лидирует НДС (52,3%), платежи из выручки занимают 20,9%, акцизы -- 20,1%, налог с продаж -- 2,6, прочие -- 4,1. При этом сумма НДС увеличилась на 12,5%, а его доля в ВВП соответствует уровню 2005 г. -- 9,3%. Платежи, исчисленные из выручки, уменьшились на 13,9%, а их удельный вес -- на 1,1 п.п. и составил 3,7%. Такая динамика явилась следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9 до 3%. Кроме того, сказалась отмена с прошлого года налогов с продаж автомобильного топлива и на приобретение бензина и дизтоплива. Увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%. При этом их удельный вес вырос на 1,5 п.п. и составил 3,6% в ВВП.
По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2005 г.
На долю прямых налогов приходится 29,8%. Их поступления увеличились по сравнению с 2005 г. на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 п.п. и составил 9,2%.
Интересно, что темпы роста некоторых прямых налогов опережают темпы роста источников их уплаты. Так, поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%, а доля этого налога в ВВП выросла на 0,3 п.п. и составила 4%. В то же время прирост прибыли от реализации продукции организаций в целом по республике составил более чем 15%. Поступления подоходного налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 п.п. и составил 3,1% в ВВП. В то же время рост реальных денежных доходов населения в целом по республике составил 17,5%.
Доля налога на недвижимость в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% (темп роста -- 100,3%). Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП -- на 0,1 п.п. и составил 0,3%. Такая отрицательная динамика, по мнению МНС, обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%, а также перечнем видов деятельности, по которым он уплачивается.
Существенно -- на 48,3% -- снизились поступления по налогу на доходы. Причиной тому стал перевод в 2006 г. банков -- основных плательщиков этого налога -- на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. По большинству смешанных налогов, доля которых в общей сумме платежей в бюджет достигает 13,1%, обеспечена положительная динамика поступлений. В целом темп роста здесь составил 122,2%. Удельный вес налогов относительно 2005 г. увеличился на 0,4 п.п. и составил 4,1% в ВВП. Преимущественно это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста -- 138%), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 г. увеличилась на 0,4 п.п. и составила 2%. Кроме того, увеличение зарплаты в целом по республике на 16,4% способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 п.п. и составил 0,9%. Но поскольку этот платеж с 1 января отменен, МНС прогнозирует в 2007 г. снижение величины налоговой нагрузки на экономику без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.
Тем временем планом действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2007 г., утвержденных постановлением Совмина и Нацбанка от 26.01.2007 № 96/1, предусмотрены и другие меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки. Так, в Министерстве финансов сообщили Интерфаксу, что при подготовке проекта бюджета на 2008 г. будет рассмотрена возможность снижения ставок оборотных налогов и исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Могут измениться порядок исчисления налога на прибыль, экологического налога и НДС, а также шкала ставок подоходного налога. Не исключает Минфин и отмену местных целевых сборов, уплачиваемых из чистой прибыли, установление единой ставки местного налога с продаж в розничной торговле. Будет также рассматриваться возможность отмены местных сборов с пользователей с переводом уплаты этих платежей на уровень гражданских либо административных правоотношений. Пока же совокупная налоговая нагрузка (доходы консолидированного бюджета) в 2007 г., по оценке Минфина, составит 43,9% ВВП.
Таким образом, подытожив материал третьей главы, отметим, что в трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.
Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.
1. Налоги - императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.
Налоги - это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.
2. Косвенные налоги - это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.
Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателя - платятся незаметно, включаясь в цену товаров.
3. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.
Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик; под ред. С.И. Адаменковой. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск: Элайда, 2005. - 568с.
2. Белорусский портал tut.by. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.search.tut.by./status. Дата доступа: 25.01.2008г.
3. Белорусское законодательство. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.lawbelarus.com/repub. -- Дата доступа: 24.01.2008г.
4. Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко; под ред. Т.И. Василевской. - Минск: 2001. - 198с.
5. Заяц, Н.Е. Теория налогов: учеб. / Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2002. - 220с.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2007. - 48с.
7. Маньковский, И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: практ. пособие / И.А. Маньковский. - Минск: «Молодежное научное общество», 2000. - 160с.
8. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.nalog.by/taxation/physical/taxes. Дата доступа: 12.02.2008г.
9. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Минск: Выш. шк., 2007. - 303с.
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общ. часть: принят Палатой представителей 15 ноября 2002г.: Одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002г.: текст Кодекса по состоянию на 4 сентября 2007г. - Минск: Амалфея, 2007. - 120с.
11. Недоступ, А. Комментарий к Указу Президента РБ от 28.12.2007 № 681 (в части НДС и акцизов) // Налоговый вестник. - 2008. - № 02. - с.23-26.
12. Недоступ, А. Налог на добавленную стоимость и основные средства // Налоговый вестник. - 2007. - № 11. - с.22-24.
13. Недоступ, А. О новых ставках акцизов в 2008 году // Налоговый вестник. - 2008. - №02. - с.27.
14. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Респ. Беларусь от 26 декабря 2007г. № 303-З (принят Палатой представителей 17 декабря 2007г., одобрен Советом Респ. 20 декабря 2007г.): текст по состоянию на 28 декабря 2007г. - Минск:"Народная газета", 2007. - с.4-12.
15. О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 20 декабря 1991г. № 1323-XII (с изменениями и дополнениями): текст по состоянию на 28 марта 2007г. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.
16. О налоге на добавленную стоимость: Закон Респ. Беларусь от 19 декабря 1991г. № 1319-XII (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.
17. Об акцизах: Закон Респ. Беларусь от 19 декабря 1991г. № 1322-XII (с изменениями и дополнениями): текст по состоянию на 1 ноября 2007г. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.
18. Официальный портал города Барановичи. Инспекция Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи. [Электронный ресурс] - 2008. - Режим доступа: http:// www.baranovichy.by/nalog/nalog.shtml. -- Дата доступа: 25.01.2008г.
23. Экономико-статистический сборник «Вся Беларусь», сост. Яновец М.Ю. - Минск: Изд.министерства финансов Республики Беларусь, 2008. - 418 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
Кадастровый
Декларационный
Административный
Земельный налог
Таможенные платежи
Подоходный налог
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Основные
Дополнительные
Фискальная
Регулирующая
Социальная
Контрольная
Стимулирующая
Сдерживающая
Воспроизводственная
Перераспределительная
ПРИЛОЖЕНИЕ В
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
По уровню органов управления
По регулирующей функции
По субъекту-налогоплательщику
По уровню распределения в бюджете
По целевой направленности
Унитарные государства
Регулирующие ценообразование
Налоги с физических лиц
Закрепленные налоги
Общие (абстрактные) налоги
Республиканские
Местные
Регулирующие занятость
Регулирующие издержки производства
Налоги с юридических лиц
Регулируемые налоги
Федеральные государства
Федеральные
Целевые (специальные) налоги
Субъекты Федерации
Смежные
налоги
Собственные налоги
Местные
По порядку введения
От характера налоговых ставок
От уровня производства
По способу изъятия и переложимости
По срокам уплаты
По источникам средств
Общеобязательные налоги
Пропорциональные
Фиксированные или условно-постоянные
Прямые: реальные и личные
Срочные
Налоги, относимые на себестоимость
Периодично-календарные (декадные, годовые и т.д.)
Прогрессивные
Косвенные:
индивидуальные, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины
Налоги, относимые на финансовые результаты (доход, прибыль)
Факультативные налоги
Регрессивные
Твердые
Переменные
Ступенчатые
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Ставки акцизов на подакцизные товары в 2007 году
Наименование товара
Единица обложения
Ставки акцизов в 2007 г.
(в руб. за единицу обложения)
С 1 января по 31 марта
С 1 апреля по 30 июня
С 1 июля по 30 сентября
С 1 октября по 31 декабря
1. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 28 % и более (за исключением спиртов, виноматериалов и спиртосодержащих растворов, коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков и вин) и напитки винные
1 л безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции
12 450
12 650
12 850
13 050
2. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 7 до 28 %, за исключением спиртосодержащих растворов, виноматериалов, вин, напитков винных и пива
»
9 430
9 570
9 710
9 860
3. Коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки
»
10 520
10 680
10 840
11 000
4. Вина плодовые и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных)
»
3370
3 420
3 470
3 520
5. Вина плодовые особые и виноградные оригинальные
»
7 350
7 460
7 570
7 680
6. Вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих
1 л готовой продукции
510
510
520
520
7. Вина игристые, шампанские, газированные и шипучие
»
1 810
1 840
1 870
1 900
8. Напитки слабоалкогольные с объемной долей этилового спирта до 7%
1 л безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции
3 500
3 550
3 600
3 650
9. Пиво:
§ с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно;
§ с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% до 7%;
§ с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта 7% и более
1 л готовой продукции
»
»
0
150
420
0
160
430
0
160
440
0
160
450
10. Спирт:
§ этиловый из пищевого сырья;
§ этиловый сырец из пищевого сырья, отпущенный организациям РБ для производства спирта этилового ректификованного;
§ этиловый ректификованный из пищевого сырья, отпущенный организациям РБ для производства алкогольной продукции, уксуса;
§ этиловый ректификованный технический
1 л безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции
»
»
»
5 270
0
0
40
5 350
0
0
40
5 430
0
0
40
5 510
0
0
40
11. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 7% и более, за исключением отпущенных организациям РБ для производства безалкогольных напитков
»
13 150
13 150
13 250
13 450
12. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта до 7%, а также отпущенных организациям РБ для производства безалкогольных напитков
1 л готовой продукции
0
0
0
0
13. Табачная продукция:
§ табак трубочный;
§ табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции;
§ сигары;
§ сигариллы;
§ сигареты с фильтром;
§ сигареты без фильтра;
§ папиросы
1 кг
»
1 шт.
1000 шт.
»
»
»
51 300
25 800
1 470
10 260
5 280
2 350
1 470
52 150
26 200
1 49
10 430
5 360
2 390
1 500
53 000
26 620
1 520
0 600
5 450
2 430
1 520
53 850
27 050
1 550
10 770
5 550
2 470
1 550
14. Микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РБ 8702, 8703 и 8704), за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов:
§ мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно;
§ мощностью двигателя 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно;
§ мощностью двигателя 112,5 кВт (150 л.с.)
0,75 кВт (1 лошадиная сила
»
»
0
1 170
11 740
0
1 190
11 930
0
1 210
12 120
0
1 230
12 310
15. Бензины автомобильные:
§ марок А-98, А-96, АИ-95;
§ марок АИ-93, А-92, АИ-91;
§ других марок
1 т
»
»
989790
872760
69160
1004710
885920
706650
1019860
899280
717300
1035230
912840
728110
16. Дизельное топливо:
§ дизельное топливо товарное;
§ дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для производства биодизельного топлива
1 т
»
560660
0
569110
0
577690
0
586400
0
17. биодизельное топливо
»
77 800
79 000
80 200
81 400
18. Иное топливо, используемое в качестве автомобильного:
§ судовое;
§ прочее
»
»
560660
0
569110
0
577690
0
586400
0
19. Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей