Рефераты

Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

p align="left">Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством [21, с.48].

2.2 Акцизы

Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товаров как надбавка к цене по ограниченному кругу товаров, и служат регулятором между их спросом и предложением. Окончательным плательщиком акцизов является потребитель товаров. Акцизный налог уплачивается преимущественно наиболее обеспеченными слоями населения, приобретающими дорогие товары не первой необходимости [9, с.98]. Наибольшие ставки акцизов установлены на алкогольную, табачную продукцию, реализация которой является государственной монополией и обеспечивает существенные поступления доходов в государственный бюджет [21, c.49]. На 2008 год доход акцизов в республиканский бюджет составил 3 096 228 974,0 (тыс. руб.) [14].

Плательщики:

1. организации (юридические лица РБ, иностранные юридические лица, международные организации, товарищества, хозяйственные группы, производящие подакцизные товары);

2. индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары;

3. филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам обложения акцизами исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке установленным законодательством.

Эти группы становятся плательщиками, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию РБ и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары[15 - статья 1 Закона "О бюджете РБ на 2008 год"].

Облагаемые товары (продукция):

Перечень подакцизных товаров определен Законом РБ "Об акцизах", утвержденным Президентом Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция):

Ё спирт гидролизный технический;

Ё спиртосодержащие растворы, за исключением растворов, указанных ниже в "Акцизами не облагаются";

Ё алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция);

Ё пиво;

Ё табачная продукция;

Ё нефтепродукты;

Ё автомобильные бензины, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Ё микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов [17 - статья 4 Закона "Об акцизах"].

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров РБ.

Местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.

С 01.01.2007 г. из перечня подакцизных товаров исключаются ювелирные изделия [21, c.51].

Акцизами не облагаются:

· спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 12% включительно;

· спиртосодержащие растворы с денатурированными добавками;

· спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средств и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в установленном законодательном порядке;

· спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

· спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в установленном порядке;

· спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

· коньячный спирт и виноматериалы;

· спирт, отпущенный для производства лекарственных препаратов юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям РБ, которым разрешено их производство;

· товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию РБ по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

· подакцизные товары, ввозимые за пределы РБ.

Указанное положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства - участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения) [21, с.51-52].

Ставки акцизов:

Согласно статье 2 Закона "Об акцизах" на всей территории республики действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию или реализуемых на таможенной территории РБ.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться:

а) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

б) в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки) [17].

Ставки акцизов устанавливаются Указом Президента РБ. Так, например, на 2007 год Указом Президента РБ от 5 декабря 2006г. № 716 "О ставках акцизов на подакцизные товары" установлены ставки, представленные в Приложении Г [21, с.53].

В 2008 году будут действовать ставки акцизов на подакцизные товары, которые установлены Указом Президента РБ от 13.12.2007 № 636 "О ставках акцизов на подакцизные товары" (далее - Указ № 636). Указом № 636 ставки акцизов установлены на полугодие, т.е. они будут изменяться два раза в год - с начала года и с 1 июля 2008 г., что окажет положительное влияние на изменение цены подакцизных товаров [13].

В целом позиции подакцизных товаров в сравнении с Указом № 716 не претерпели изменений, за некоторым исключением:

- из позиции «вина плодовые и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных)» выделена отдельная позиция - «вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальных технологий», на которые ставка акцизов снижена с 3 790 до 2 000 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Также выделена еще одна позиция - «вина фруктово-ягодные натуральные», на которые установлена нулевая ставка;

- из позиции «дизельное топливо товарное» выделена позиция - «топливо дизельное, соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590:2004)», на которое установлена нулевая ставка акцизов;

С принятием Указа № 636 произошло изменение ставок акцизов. Их анализ позволяет сделать вывод, что ставки акцизов в основном повышены в пределах 2,5%. На вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих ставка повышена на 3,64%. Самое высокое повышение ставки осуществлено на вина плодовые особые и виноградные оригинальные. Оно составило почти 30% [13].

Объект обложения акцизами:

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок определяется:

1. по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ, в отношении которых установлены:

- твердые ставки акцизов - объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины с 01.01.2007г. из базы обложения акцизами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РБ исключены таможенные сборы за таможенное оформление товаров;

2. по подакцизным товарам, реализуемым на территории РБ:

- твердые ставки акцизов - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

3. по подакцизным товарам, произведенным на территории РБ:

- твердые (специфические) ставки акцизов - объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен, без учета акцизов [19, c.261].

Порядок исчисления акцизов:

Сумма акцизов определяется налогоплательщиком самостоятельно. Взимание акцизов по ввозимым подакцизным товарам производится и таможенными, и налоговыми органами.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле

(2.2.1)

где С - сумма акцизов; Н - объект налогообложения (таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление); А - ставка акцизов в %.

Сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле

(2.2.2)

где С - сумма акцизов; Н - объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов); А - ставка акцизов в %.

Расчеты по акцизам составляются на основании данных бухгалтерского учета. Накопительные ведомости реализации подакцизных товаров ведутся плательщиками по товарам и группам товаров в разрезе установленных ставок. Должен быть обеспечен раздельный учет по товарам, облагаемым по различным ставкам акцизов и необлагаемым [21, с.61].

Порядок и сроки уплаты акцизов:

В соответствии с постановлением Советом Министров РБ от 22 января 2002г. №73 "О сроках уплаты акцизов" уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров.

Если сумма акцизов, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету) по акцизам, имеющейся на начало т.м., составила (по курсу, установленному Нацбанком РБ на 1-е число т.м.):

· от 17 000 до 27 000 евро (включительно) плательщики акцизов в т.м. вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 15-го и 25-го числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим;

· более 27 000 плательщики акцизов в т.м. вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим [19, с.262].

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов в бюджет, а также соблюдение законодательства РБ по этому платежу возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц.

Контроль за правильностью применения законодательства об акцизах осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством РБ [21, с.64].

Сбор в Республиканский фонд поддержки производителей

сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог

Плательщиками целевых платежей в 2007 г. являются:

1) юридические лица РБ;

2) иностранные юридические лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4) хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке установленным законодательством [21, с.65].

Объекты обложения:

· реализация товаров (работ, услуг) собственного и несобственного производства;

· сдача имущества в аренду, лизинг [1, с.262].

Налоговая база:

1. При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства - выручка от реализации этих товаров (работ, услуг).

2. Плательщики, осуществляющие торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - валовой доход.

3. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, за исключением Нацбанка РБ, - разница между доходами и расходами по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов.

4. Страховые организации - балансовая прибыль.

5. При определении налоговой базы по договорам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, выручка (доход) пересчитывается в белорусские рубли по курсу Нацбанка РБ на дату реализации [21, с.65-66].

Не включаются в налоговую базу:

· возмещаемые при сдаче в аренду суммы фактических расходов по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затрат на коммунальные услуги;

· возмещаемые при передаче в безвозмездное пользование имущества суммы амортизационных отчислений, платы за землю, налога на недвижимость, платы за размещение отходов, фактических расходов по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затрат на коммунальные услуги;

· внереализационные и операционные доходы [1, с.263].

Ставки платежей:

Целевые платежи уплачиваются в размере 3% величины налоговой базы, в том числе сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2%; налог с пользователей автомобильных дорог в размере 1% [21, с.67].

Льготы по платежам:

Освобождаются от исчисления и уплаты целевых платежей:

Ё организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания, - в части выручки от этой деятельности;

Ё организации бытового обслуживания - в части выручки от реализации бытовых услуг комплексными приемными пунктами, расположенными в сельской местности;

Ё лечебно-производственные мастерские при психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных больницах и диспансерах;

Ё организации потребительской кооперации;

Ё организации, осуществляющие научную деятельность, - в части выручки от реализации научно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов;

Ё организации - в части выручки от реализации санаторно-курортных путевок, а также путевок в оздоровительные учреждения РБ;

Ё органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям - в части выручки от оказания платных услуг по обслуживанию организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями;

Ё организации, финансируемые из бюджета в части средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов;

Ё государственные высшие учебные заведения и высшие учебные заведения потребительской кооперации - в части средств, полученных от оказания образовательных услуг;

Ё подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел РБ и организации, находящиеся в его ведении, - в части оказания охранных (платных) услуг организациям, финансируемым из бюджета, и физическим лицам;

Ё производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

Ё организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Законом РБ от 31 декабря 1997г. "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства";

Ё Национальный банк РБ и его обособленные подразделения в соответствии со ст. 42 Банковского кодекса Республики Беларусь [21, с.68].

Порядок исчисления целевых платежей:

С учетом особенностей деятельности отдельных юридических лиц исчисление республиканских целевых платежей производится:

§ организациями, имеющими внутренние обороты, - без учета этих оборотов;

§ организациями общественного питания - от валового дохода, без учета доходов собственного производства;

§ организациями бытового обслуживания населения, обособленными подразделениями юридических лиц, оказывающими бытовые услуги населению, - от объема реализации товаров (работ, услуг), без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей;

§ организациями жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационными организациями - от выручки, полученной за оказанные жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, без учета доходов от платы населения за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и коммунальными услугами, а также платы за общежитие;

§ белорусскими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность за пределами республики и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков иностранных государств, - без учета средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за пределами РБ.

Суммы целевых платежей учитываются при формировании отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в порядке, установленном законодательством [21, с.68].

Сроки уплаты целевых платежей:

Плательщики целевых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию.

Расчет целевого сбора производится налогоплательщиками ежемесячно, нарастающим итогом с начала года.

Уплата платежей производится плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Если сумма целевых платежей, подлежащая уплате по итогам месяца, предшествующему отчетному, составила 500 и более базовых величин, установленных законодательством (принимается размер базовой величины, действующей на 1-е число месяца, следующего за отчетным), целевые платежи за отчетный месяц уплачиваются в следующие сроки:

а) не позднее 10-го числа т.м. (месяца, следующего за отчетным) вносится 1/3 часть суммы целевых платежей, подлежащая уплате по налоговой декларации за месяц, предшествующий отчетному;

б) не позднее 22-гочисла т.м. (месяца, следующего за отчетным) уплачивается сумма целевых платежей по налоговой декларации за отчетный месяц, с учетом суммы, внесенной 10-го числа [1, с.270-271].

Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты целевых сборов в соответствии с законодательством РБ. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты целевых платежей осуществляется налоговыми органами [21, с.72].

Таким образом, во второй главе было установлено, что косвенные налоги - это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.

Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателей - платятся незаметно, включаясь в цену товаров.

ГЛАВА 3. Совершенствование системы косвенных налогов в

Республике Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь прошла сложный путь становления и трансформации, начатый от момента провозглашения независимости Беларуси. Однако будет неправомерным сказать, что сегодня налоговая система Республики Беларусь стала статичной структурой. Более того, на текущий момент в налоговой сфере Республики Беларусь полным ходом идут трансформационные процессы, направленные как на совершенствование налоговой системы, так и на коренное реформирование налоговых отношений в нашей стране. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:

1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;

2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;

3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.

Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%. В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38-40% от ВВП (здесь и далее статистический материал приводится согласно источнику «Вся Беларусь» [21]).

Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это -- НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.

По итогам работы за 2006 г. уровень централизации (отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту) составил 48,3% и по сравнению с 2005 г. существенно не изменился.

Величина налоговой нагрузки на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды, в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения, составила, по оценке налоговых органов, 42,8% и по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9 процентных пункта (далее -- п.п.). В указанном показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30% в ВВП, отчисления в ФСЗН -- 11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, -- 1,1%. Заметим, что с учетом регистрационных и лицензионных сборов, госпошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 г. налоговая нагрузка достигла 45,7%, а без учета ФСЗН -- 34%. При этом уровень централизации средств с учетом отчислений в ФСЗН в прошлом году составил 48,3% к ВВП -- на 0,1% меньше, чем годом ранее.

В общей сумме налогов 57,1% приходится на долю косвенных, поступления которых увеличились по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах на 5,5%. Их удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 п.п., что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста -- 109,9%).

В структуре косвенных налогов лидирует НДС (52,3%), платежи из выручки занимают 20,9%, акцизы -- 20,1%, налог с продаж -- 2,6, прочие -- 4,1. При этом сумма НДС увеличилась на 12,5%, а его доля в ВВП соответствует уровню 2005 г. -- 9,3%. Платежи, исчисленные из выручки, уменьшились на 13,9%, а их удельный вес -- на 1,1 п.п. и составил 3,7%. Такая динамика явилась следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9 до 3%. Кроме того, сказалась отмена с прошлого года налогов с продаж автомобильного топлива и на приобретение бензина и дизтоплива. Увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%. При этом их удельный вес вырос на 1,5 п.п. и составил 3,6% в ВВП.

По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2005 г.

На долю прямых налогов приходится 29,8%. Их поступления увеличились по сравнению с 2005 г. на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 п.п. и составил 9,2%.

Интересно, что темпы роста некоторых прямых налогов опережают темпы роста источников их уплаты. Так, поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%, а доля этого налога в ВВП выросла на 0,3 п.п. и составила 4%. В то же время прирост прибыли от реализации продукции организаций в целом по республике составил более чем 15%. Поступления подоходного налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 п.п. и составил 3,1% в ВВП. В то же время рост реальных денежных доходов населения в целом по республике составил 17,5%.

Доля налога на недвижимость в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% (темп роста -- 100,3%). Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП -- на 0,1 п.п. и составил 0,3%. Такая отрицательная динамика, по мнению МНС, обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%, а также перечнем видов деятельности, по которым он уплачивается.

Существенно -- на 48,3% -- снизились поступления по налогу на доходы. Причиной тому стал перевод в 2006 г. банков -- основных плательщиков этого налога -- на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. По большинству смешанных налогов, доля которых в общей сумме платежей в бюджет достигает 13,1%, обеспечена положительная динамика поступлений. В целом темп роста здесь составил 122,2%. Удельный вес налогов относительно 2005 г. увеличился на 0,4 п.п. и составил 4,1% в ВВП. Преимущественно это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста -- 138%), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 г. увеличилась на 0,4 п.п. и составила 2%. Кроме того, увеличение зарплаты в целом по республике на 16,4% способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 п.п. и составил 0,9%. Но поскольку этот платеж с 1 января отменен, МНС прогнозирует в 2007 г. снижение величины налоговой нагрузки на экономику без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.

Тем временем планом действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2007 г., утвержденных постановлением Совмина и Нацбанка от 26.01.2007 № 96/1, предусмотрены и другие меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки. Так, в Министерстве финансов сообщили Интерфаксу, что при подготовке проекта бюджета на 2008 г. будет рассмотрена возможность снижения ставок оборотных налогов и исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Могут измениться порядок исчисления налога на прибыль, экологического налога и НДС, а также шкала ставок подоходного налога. Не исключает Минфин и отмену местных целевых сборов, уплачиваемых из чистой прибыли, установление единой ставки местного налога с продаж в розничной торговле. Будет также рассматриваться возможность отмены местных сборов с пользователей с переводом уплаты этих платежей на уровень гражданских либо административных правоотношений. Пока же совокупная налоговая нагрузка (доходы консолидированного бюджета) в 2007 г., по оценке Минфина, составит 43,9% ВВП.

Таким образом, подытожив материал третьей главы, отметим, что в трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.

1. Налоги - императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.

Налоги - это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

2. Косвенные налоги - это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.

Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателя - платятся незаметно, включаясь в цену товаров.

3. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик; под ред. С.И. Адаменковой. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск: Элайда, 2005. - 568с.

2. Белорусский портал tut.by. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.search.tut.by./status. Дата доступа: 25.01.2008г.

3. Белорусское законодательство. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.lawbelarus.com/repub. -- Дата доступа: 24.01.2008г.

4. Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко; под ред. Т.И. Василевской. - Минск: 2001. - 198с.

5. Заяц, Н.Е. Теория налогов: учеб. / Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2002. - 220с.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2007. - 48с.

7. Маньковский, И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: практ. пособие / И.А. Маньковский. - Минск: «Молодежное научное общество», 2000. - 160с.

8. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.nalog.by/taxation/physical/taxes. Дата доступа: 12.02.2008г.

9. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Минск: Выш. шк., 2007. - 303с.

10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общ. часть: принят Палатой представителей 15 ноября 2002г.: Одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002г.: текст Кодекса по состоянию на 4 сентября 2007г. - Минск: Амалфея, 2007. - 120с.

11. Недоступ, А. Комментарий к Указу Президента РБ от 28.12.2007 № 681 (в части НДС и акцизов) // Налоговый вестник. - 2008. - № 02. - с.23-26.

12. Недоступ, А. Налог на добавленную стоимость и основные средства // Налоговый вестник. - 2007. - № 11. - с.22-24.

13. Недоступ, А. О новых ставках акцизов в 2008 году // Налоговый вестник. - 2008. - №02. - с.27.

14. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Респ. Беларусь от 26 декабря 2007г. № 303-З (принят Палатой представителей 17 декабря 2007г., одобрен Советом Респ. 20 декабря 2007г.): текст по состоянию на 28 декабря 2007г. - Минск:"Народная газета", 2007. - с.4-12.

15. О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 20 декабря 1991г. № 1323-XII (с изменениями и дополнениями): текст по состоянию на 28 марта 2007г. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.

16. О налоге на добавленную стоимость: Закон Респ. Беларусь от 19 декабря 1991г. № 1319-XII (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.

17. Об акцизах: Закон Респ. Беларусь от 19 декабря 1991г. № 1322-XII (с изменениями и дополнениями): текст по состоянию на 1 ноября 2007г. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.

18. Официальный портал города Барановичи. Инспекция Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи. [Электронный ресурс] - 2008. - Режим доступа: http:// www.baranovichy.by/nalog/nalog.shtml. -- Дата доступа: 25.01.2008г.

19. Пилипенко, А.А. Налоговое право: Учеб. пособ. / А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2006. - 448с.

20. Рефераты о налогах Беларуси. [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http:// www.ref.by./refs/1/33275/1.html. Дата доступа: 24.01.2008г.

21. Савицкий, А.А. Налогообложение: учеб. пособие / А.А. Савицкий. - Минск: Выш. шк., 2007. - 192с.

22. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. - 2-е изд., дораб. и доп. - Минск: Выш. шк., 2004. - 336с.

23. Экономико-статистический сборник «Вся Беларусь», сост. Яновец М.Ю. - Минск: Изд.министерства финансов Республики Беларусь, 2008. - 418 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Кадастровый

Декларационный

Административный

Земельный налог

Таможенные платежи

Подоходный налог

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Основные

Дополнительные

Фискальная

Регулирующая

Социальная

Контрольная

Стимулирующая

Сдерживающая

Воспроизводственная

Перераспределительная

ПРИЛОЖЕНИЕ В

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

По уровню органов управления

По регулирующей функции

По субъекту-налогоплательщику

По уровню распределения в бюджете

По целевой направленности

Унитарные государства

Регулирующие ценообразование

Налоги с физических лиц

Закрепленные налоги

Общие (абстрактные) налоги

Республиканские

Местные

Регулирующие занятость

Регулирующие издержки производства

Налоги с юридических лиц

Регулируемые налоги

Федеральные государства

Федеральные

Целевые (специальные) налоги

Субъекты Федерации

Смежные

налоги

Собственные налоги

Местные

По порядку введения

От характера налоговых ставок

От уровня производства

По способу изъятия и переложимости

По срокам уплаты

По источникам средств

Общеобязательные налоги

Пропорциональные

Фиксированные или условно-постоянные

Прямые: реальные и личные

Срочные

Налоги, относимые на себестоимость

Периодично-календарные (декадные, годовые и т.д.)

Прогрессивные

Косвенные:

индивидуальные, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины

Налоги, относимые на финансовые результаты (доход, прибыль)

Факультативные налоги

Регрессивные

Твердые

Переменные

Ступенчатые

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Ставки акцизов на подакцизные товары в 2007 году

Наименование товара

Единица обложения

Ставки акцизов в 2007 г.

(в руб. за единицу обложения)

С 1 января по 31 марта

С 1 апреля по 30 июня

С 1 июля по 30 сентября

С 1 октября по 31 декабря

1. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 28 % и более (за исключением спиртов, виноматериалов и спиртосодержащих растворов, коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков и вин) и напитки винные

1 л безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

12 450

12 650

12 850

13 050

2. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 7 до 28 %, за исключением спиртосодержащих растворов, виноматериалов, вин, напитков винных и пива

»

9 430

9 570

9 710

9 860

3. Коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки

»

10 520

10 680

10 840

11 000

4. Вина плодовые и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных)

»

3370

3 420

3 470

3 520

5. Вина плодовые особые и виноградные оригинальные

»

7 350

7 460

7 570

7 680

6. Вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих

1 л готовой продукции

510

510

520

520

7. Вина игристые, шампанские, газированные и шипучие

»

1 810

1 840

1 870

1 900

8. Напитки слабоалкогольные с объемной долей этилового спирта до 7%

1 л безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

3 500

3 550

3 600

3 650

9. Пиво:

§ с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно;

§ с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% до 7%;

§ с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта 7% и более

1 л готовой продукции

»

»

0

150

420

0

160

430

0

160

440

0

160

450

10. Спирт:

§ этиловый из пищевого сырья;

§ этиловый сырец из пищевого сырья, отпущенный организациям РБ для производства спирта этилового ректификованного;

§ этиловый ректификованный из пищевого сырья, отпущенный организациям РБ для производства алкогольной продукции, уксуса;

§ этиловый ректификованный технический

1 л безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

»

»

»

5 270

0

0

40

5 350

0

0

40

5 430

0

0

40

5 510

0

0

40

11. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 7% и более, за исключением отпущенных организациям РБ для производства безалкогольных напитков

»

13 150

13 150

13 250

13 450

12. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта до 7%, а также отпущенных организациям РБ для производства безалкогольных напитков

1 л готовой продукции

0

0

0

0

13. Табачная продукция:

§ табак трубочный;

§ табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции;

§ сигары;

§ сигариллы;

§ сигареты с фильтром;

§ сигареты без фильтра;

§ папиросы

1 кг

»

1 шт.

1000 шт.

»

»

»

51 300

25 800

1 470

10 260

5 280

2 350

1 470

52 150

26 200

1 49

10 430

5 360

2 390

1 500

53 000

26 620

1 520

0 600

5 450

2 430

1 520

53 850

27 050

1 550

10 770

5 550

2 470

1 550

14. Микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РБ 8702, 8703 и 8704), за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов:

§ мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно;

§ мощностью двигателя 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно;

§ мощностью двигателя 112,5 кВт (150 л.с.)

0,75 кВт (1 лошадиная сила

»

»

0

1 170

11 740

0

1 190

11 930

0

1 210

12 120

0

1 230

12 310

15. Бензины автомобильные:

§ марок А-98, А-96, АИ-95;

§ марок АИ-93, А-92, АИ-91;

§ других марок

1 т

»

»

989790

872760

69160

1004710

885920

706650

1019860

899280

717300

1035230

912840

728110

16. Дизельное топливо:

§ дизельное топливо товарное;

§ дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для производства биодизельного топлива

1 т

»

560660

0

569110

0

577690

0

586400

0

17. биодизельное топливо

»

77 800

79 000

80 200

81 400

18. Иное топливо, используемое в качестве автомобильного:

§ судовое;

§ прочее

»

»

560660

0

569110

0

577690

0

586400

0

19. Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

»

87 900

89 230

90 580

91 950

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты