Тема: «Планирование прибыли от реализации продукции»
Минск 2009
Содержание
Планирование прибыли от реализации продукции
Список использованных источников
Приложение
Планирование прибыли от реализации продукции
Вся деятельность предприятия направлена на достижение целей: на макроуровне - удовлетворить потребность общества в конкретной продукции или услуге, на микроуровне - получить прибыль. Ориентируясь на желаемый уровень прибыли, разрабатываются планы, предусматривающие необходимые мероприятия по достижению требуемой величины прибыли. Без ее оценки не могут быть утверждены к исполнению прогнозируемые мероприятия. Непосредственно в расчетах по оценке плановой прибыли от реализации используются прогнозные значения по сбыту продукции и по затратам на производство и реализацию. При этом в зависимости от необходимого уровня точности прогнозных расчетов используют различные методы расчета плановой величины прибыли от реализации продукции [9, с.260].
Для расчетов плановой величины прибыли рассмотрим аналитические методы и методы прямого счета.
Перед началом плановых расчетов по прибыли необходимо иметь информацию о плановых объемах товарной продукции, изменении складских остатков готовой продукции в плановом периоде, плановую величину издержек на производство и реализацию продукции. Однако если ориентироваться на аналитические методы определения плановой величины прибыли, то расчеты следует проводить с учетом отчетных данных и некоторых нормативных показателей по прибыли и затратам (табл. 1).
Таблица 1. Метод расчета величины плановой прибыли от реализации продукции
Аналитические методы
Методы прямого счета
на основе учета по полной себестоимости
на основе уровня безубыточности
на основе сумм покрытия
Показатели
1. Плановый норматив прибыли на 1 руб.товарной продукции
2. Плановый норматив затрат на 1 руб. товарной продукции.
Уровень базовой (плановой) рентабельности продукции
Удельные показатели по затратам и реализации по видам продукции
1. Точка безубыточности
2. Затраты переменные на единицу продукции (стандарты/ нормативы)
3. Затраты постоянные на конкретный вид продукции (или товарную группу)
1. Маржинальный доход (сумма покрытия)
2. Затраты переменные на единицу продукции (стандарты/нормативы)
3. Затраты постоянные по продвижению на конкретный вид продукции (или товарную группу)
Условия применения
Широкий ассортимент
Нет
Учет затрат по переменной и постоянной части
Учет затрат по переменной и постоянной части. Организация управления по центрам ответственности
В табл. 2 представлен пример использования прямого метода без учета скидок и налогов.
Таблица 2. Прямой метод расчета прибыли от реализации в плановом периоде
Продукт
Объем реализации, шт.
Цена, тыс. руб.
Полная себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
Объем реализации (реализуемая товарная продукция), тыс. руб.
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
Прибыль от реализации, тыс. руб.
Сруб
1 000
483
420
483 000
420 000
63 000
Балконные двери
21 500
95
67,8
2 042 500
1 457 700
584 800
Окно
11 000
70
53,5
770 000
588 500
181 500
Двери межкомнатные
35 000
120
96
4 200 000
3 360 000
840 000
Двери
18 000
150
117,2
2 700 000
2 109 600
590 400
Итого
334,5
9 712 500
7 515 800
2 259 700
Аналитические методы применяются в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также в дополнение к прямому методу. Они являются укрупненными методами расчета плановой величины прибыли от реализации продукции в целом по предприятию или по отдельным товарным группам.
Рассмотрим некоторые из аналитических методов расчетов по определению прибыли от реализации продукции. Во время расчетов следует иметь в виду, что, во-первых, товарная продукция, предусмотренная в плановом периоде, скорректирована на величину изменения складских остатков готовой продукции на начало и конец планового периода, и, во-вторых, товарная продукция может состоять из двух групп: сравнимая и несравнимая товарная продукция. Поэтому величина прибыли определяется аналитическими методами только по сравнимой товарной продукции. Величина прибыли по несравнимой товарной продукции определяется прямым счетом или по нормативу рентабельности по данному виду продукции [1, с.73].
Исходные данные для планирования прибыли представлены в Приложении 1.
Вариант 1. Прибыль может рассчитываться укрупненно с учетом норматива прибыли на 1 руб. товарной продукции:
Прпл = ТПпл * dп (2)
где Прпл - сумма плановой прибыли, приходящейся на объем товарной продукции, производимой в плановом периоде, руб.;
dп - норматив прибыли на 1 руб. товарной продукции, коп. (руб./руб.);
ТПпл - объем реализуемой товарной продукции с учетом изменения ее остатков на начало и конец планового периода, руб.
Тогда плановая прибыль составит:
Прпл = 9 712 500 * 0,184 ? 1 787 100 тыс. руб.
2. В целом по предприятию:
Прпл = ТПпл * (1 - З1рТПпл), (6)
где ТПпл - товарная продукция в целом по предприятию, руб.;
З1рТПпл - затраты на 1 руб. товарной продукции в целом по предприятию, руб.
Например, плановые показатели по сравнимой товарной продукции составят:
- затраты на 1 руб. товарной продукции 0,774 тыс. руб.;
- объем реализуемой товарной продукции 9 712 500 тыс. руб. (табл. 2).
Тогда сумма плановой прибыли в целом по предприятию по сравнимой товарной продукции составит:
Прпл = 9 712 500 * (1 - 0,774) = 2 195 025 тыс. руб.
Вариант 4. Расчет плановой величины прибыли посредством уровня базовой рентабельности производится с учетом влияния различных факторов (изменения объемов реализации, себестоимости, структуры выпускаемой продукции, ее качества, отпускных цен) на величину прибыли. Технология проведения расчета прибыли этим методом осуществляется в несколько этапов.
Для демонстрации плановых расчетов опять воспользуемся данными таблицы 2. При этом оговорим дополнительные условия:
- по плану издержек производства и реализации продукции предусматривается снижение полной себестоимости продукции в среднем по предприятию на 2,13% (Д%С = 2,13%);
- уровень базовой рентабельности (отношение прибыли по произведенной или реализованной продукции к ее полной себестоимости) на год отчетного периода составит:
На первом этапе рассчитывается прибыль по сравнимой продукции исходя из базовой рентабельности. Для этого сначала определяют величину сравнимой товарной продукции планового периода по полной себестоимости отчетного года:
,(7)
где С* - сравнимая товарная продукция планового периода по полной себестоимости отчетного периода, руб.;
Спл - полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый период, руб.;
Д%С - снижение себестоимости товарной продукции, предусмотренное планом по себестоимости, %.
На втором этапе определяется величина прибыли в плановом периоде
Определяется уровень рентабельности каждого вида продукции.
3. Расчет коэффициента рентабельности по каждому виду продукции:
, (12)
где - коэффициент рентабельности продукции i-го вида, рассчитанный по структуре отчетного периода с учетом плановой рентабельности;
- коэффициент рентабельности продукции i-го вида, рассчитанный по структуре планового периода с учетом плановой рентабельности.
4. Определение суммарного коэффициента рентабельности по предприятию:
, (13)
где -- коэффициент рентабельности продукции в целом по предприятию, рассчитанный по структуре отчетного периода с учетом плановой рентабельности;
- коэффициент рентабельности продукции в целом по предприятию, рассчитанный по структуре планового периода с учетом плановой рентабельности.
5. Расчет планируемого отклонения в уровне рентабельности, т.е. определение разности между суммарными коэффициентами рентабельности:
, (14)
На четвертом этапе планирования прибыли на основе базовой рентабельности выявляется величина прибыли, формируемая за счет изменения цен реализации:
В таблице 3 представлены расчеты в разрезе продуктов.
Таблица 3. Расчет величины прибыли в плановом периоде, формируемой за счет изменения цен
Продукт
Цена планового периода, тыс. руб.
Цена отчетного периода, тыс. руб.
Изменение
цены,%
Объем реализации отчетного периода, тыс. руб.
Изменение прибыли, тыс. руб.
Балконные двери
95
94
1,05
1 861 200
19 591,58
Окно
70
68
2,86
669 800
19 137,14
Двери межкомнатные
120
115
4,17
4 013 500
167 229,2
Двери
150
147
2,00
2 381 400
47 628
Итого
-
-
-
8 925 900
253 585,9
В целом по предприятию величина прибыли, обеспеченная изменением цен, равна 253 585,9 тыс.руб.
На пятом этапе необходимо оценить величину прибыли, получаемой в плановом периоде за счет изменения качества товарной продукции. Технология ее расчета аналогична технологии расчета величины прибыли, получаемой за счет изменения структуры ассортимента. Результаты промежуточных расчетов сведены в таблицу 4.
Таблица 4. Расчет коэффициента сортности отчетного и планового периодов
Продукция
Коэффициент сортности отчетного года, %
Коэффициент сортности планового периода, %
удельный вес в реализации отчетного периода (Ув0)
соотношение цен (Сц)
коэффициент сортности (С0)
удельный вес в реализации планового периода (Увпл)
соотношение цен (Сц)
коэффициент сортности ()
1-й сорт
15
100
15
15
100
15
2-й сорт
25
90
22,5
30
90
27
3-й сорт
60
80
48
55
80
44
Итого
100
-
85,5
100
-
86
Итоговое изменение коэффициента сортности составит:
Дс = спл - со = 86 - 85,5 = 0,5%.
В таблице 5 отражена итоговая величина прибыли, рассчитанная аналитическим методом на основе уровня базовой рентабельности с учетом влияния различных факторов.
Таблица 5. Расчет коэффициента сортности отчетного и планового периодов
Фактор
Прибыль, тыс. руб.
Товарная продукция
1 735 538
Себестоимость товарной продукции
163 570,6
Структура ассортимента
6 012,64
Цена
253 585,9
Качество
38 396,85
Итого
2 197 104
Теперь сравним результаты расчетов прибыли по сравнимой товарной продукции на плановый период, выполненных различными методами (см. табл. 6).
Таблица 6. Величина прибыли по сравнимой товарной продукции на плановый период, тыс. руб.
Метод расчета прибыли
прямой счет
норматив прибыли (по отчетному периоду)
базовая рентабельность (по отчетному периоду)
затраты на 1 руб. товарной продукции
2 196 700
1 787 100
2 197 104
2 195 025
Можно заметить: чем более укрупненно проводить плановые расчеты, тем больше отклонение результата расчета от наиболее точного метода расчета плановой прибыли, метода прямого счета. Выбор метода расчета все-таки зависит от потребности в детализации расчетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анущенкова К.А., Анущенкова В.Ю. Финансово-экономический анализ. М.: Дашков и К, 2009. - 404 с.
2. Байков С.В., Жирнихин А.С., Смирнова К.А. Потребительское поведение на финансовых рынках России. М.: Экономика, 2007. - 271 с.
3. Боди З., Мертон Р. Финансы. М.: Вильямс, 2009. - 592 с.
4. Галицкая С.В. Финансы. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2006. - 336 с.
5. Попов Е.М. Финансы предприятий учебник. Мн.: Вышэйшая школа, 2005. - 573 с.
6. Рамсден Ф. Финансы для нефинансовых менеджеров. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 304 с.
7. Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. М.: Приор, 2004. - 144 с.
8. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 с.
9. Трухачев В.И., Гвоздиков А.В., Томилина И.А. Финансы в вопросах и ответах. М.: Финансы и статистика, 2006. - 536 с.
10. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. М.: Дашков и К, 2009. - 624 с.
11. Юшко Ю.И. Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления. Мн.: ФУАинформ, 2006. - 576 с.
Приложение 1
Реализация продукции в отчетном периоде
Продукт
Отчетный период
Плановый период
объем реализации, шт.
цена, тыс. руб.
полная себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
объем реализации(реализуемая товарная продукция), тыс. руб.
полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
прибыль от реализации, тыс. руб.
объем реализации, шт.
цена, тыс. руб.
полная себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
объем реализации (реализуемая товарная продукция), тыс. руб.
полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.