Особенности развития рынка ценных бумаг России в XX-XXI веках
Особенности развития рынка ценных бумаг России в XX-XXI веках
14
14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТАпо дисциплине «Рынок ценных бумаг» на тему«Особенности развития рынка ценных бумаг России XX-XXI вв.»Пенза 2007СодержаниеВведение………………………………………………………………….………..31.Использование ценных бумаг в СССР…………………………………….....42.Возрождение рынка ценных бумаг РФ в переходный период….………….93.Современный рынок ценных бумаг России………………………………...15Заключение…………………………………………………………….………...18Задача…………………………………………………………………….............19Список литературы……………………………………………………………...20ВведениеРоссия относительно недавно перешла на рыночную экономику и ещё не окрепла в ней. Одним из наиболее важных и быстро развивающихся сегментов рынка сегодня, безусловно, является рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг - неотъемлемая часть рыночной экономики. В современном мире экономические отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг увеличиваются и приобретают большую значимость для предпринимательства, бизнеса и экономики в целом. Рынок ценных бумаг - явление в России сравнительно новое, для большинства населения малопонятное. Это объясняется тем, что государство часто обманывало своих граждан, наполняя рынок облигациями, которые нельзя было ни продать, ни обменять, ни заложить. Преодоление негативного отношения к рынку ценных бумаг не способствуют и многолетняя нестабильная экономическая ситуация в стране, частые финансовые «встряски» [6]. Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917г.), затем советский период (с НЭПа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности. Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка [3, с.149].Целью данной контрольной работы является изучение специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в послереволюционный период, в период перехода экономики страны к рыночным отношениям и на современном этапе. Использование ценных бумаг в СССРДекретом советского правительства уже 23 декабря 1917 года были запрещены все операции с ценными бумагами. Декретом ВЦИК в январе 1918 года были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и Временного Правительства. Рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование. Ликвидация российского рынка облигаций была окончательно завершена в сентябре 1920 года соответствующим декретом СНК. [4,с.279]Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к НЭПу. Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 года Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Данная комиссия определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием. Были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение. В 1927 году только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн. руб.[3,с.153]Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 года. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях. [ 3, с.153]В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенные к обращению в СССР иностранных ценных бумаг. [3,с.153]Вскоре сделки с ценными бумагами на вторичном рынке стали доминировать, а основная их масса производилась с государственными облигациями и непрерывно возрастала. Главными участниками биржевой торговли выступали кредитные учреждения (более 60%), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц занимали 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Во всех аспектах биржевой деятельности преобладало государство. [4, с.281]Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу. Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой. [3, с.153] Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период НЭПа являлся прерогативой физических лиц и в буквальном смысле был уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о Московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 году положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи (в обиходе, «американки») начали функционировать при фондовых отделах крупных товарных бирж - в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными участниками «американок» стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Управление «американками» отличалось либеральностью по сравнению с фондовыми отделами бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. [4, с.281]Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия. Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих компаний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д [3,с.153]. С завершением НЭПа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР стал окончательно государственным. [4, с.281] В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств. Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, наличноденежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение рынка ценных бумаг в период НЭПа произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. [3,с.154] Государственные заимствования возобновились в 1922-1923 гг., когда была проведена эмиссия облигаций первого и второго хлебных и сахарных займов. Срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались в пудах ржи, сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами - по усмотрению держателей.1922 г. ознаменовался первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым. Период его обращения превышал 11 лет, продажа облигаций и выплата доходов осуществлялась в рублях по курсу, привязанному к золотому. Несмотря на преимущества для владельцев, например, освобождение доходов от налогов, возможностью залога облигаций, успеха не имел, в результате чего было организовано принудительное размещение, что стало, затем, широко практиковаться. Облигации выдавались в счет заработной платы рабочим и служащим. Однако в период 1922-1926гг. выпускались и добровольные долгосрочные среднесрочные займы, например крестьянские, но они не были эффективными для государства и их выпуск был прекращен.[4,с.280] В общей сложности в 20-е гг. было выпущено 24 государственных займа.[4,с.281] С начала 30-х годов по 1957г. правительство разместило 45 займа. Число эмиссий относительно сократилось, но объем заимствований вырос - в довоенное время составил около 50 млрд. руб., а в течение 1941-1945 гг. - более 76 млрд. руб. После войны была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936-1946гг., в облигации Государственного 2-процентного займа 1948г. Одновременно проходило размещение новых займов. Начиная с 1947г., были выпущены облигации 11 займов на сумму 26 млрд. руб. Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности государства выполнять свои обязательства. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982г. нового 3-процентного выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в1990-1991 гг. процент выплат по ним был повышен, а номинал проиндексирован (увеличен на 40%).[4,с.282]Эмиссия частных ценных бумаг, практически полностью отсутствовавшая в стране с начала 30-х до начала 80-х годов, стала возрождаться в виде суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986-1987гг. Львовское ПО «Конвейер» первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они в принципе не могли изменять отношений собственности. Этому примеру последовали многие другие предприятия. В целях упорядочения этой стихийной практики Совмин СССР в октябре 1988г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус «акций трудового коллектива», предназначенных для работников коллективов, и «акций предприятий и организаций» - для размещения среди юридических лиц. Первые АО, образованные на основе собственности государственных предприятий и будучи обществами закрытого типа, не продавали свои акции на рынке. Открытое размещение акций стало практиковаться в конце 1990-начале 1991гг. Возрождение рынка ценных бумаг РФ в переходный периодВ первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации. Отечественный рынок ценных бумаг возник не в результате поэтапного развития капиталистической системы производства, а был создан искусственным путем. Его правовым началом послужили «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР №601 от 25.12.1990г., и «Положение о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах», утвержденное постановлением правительства России от 28.12.91г.В то время в России акционерные общества возникали в результате приватизации уже имеющихся крупных государственных предприятий. Между тем в капиталистических странах создание акционерных обществ было связано с необходимостью объединения капиталов мелких товаропроизводителей с целью повышения конкурентноспособности их производства. В отечественной экономике такие объединения в начале 90-х гг. были невозможны, т.к. отсутствовал рынок капиталов, не было и субъектов, обладающих достаточными капиталами для формирования класса собственников. Акции приватизированных предприятий оседали в трудовых коллективах и впоследствии скупались директорами предприятий. В результате в первой половине 90- годов основным объектом фондовой игры были не акции, а приватизационные чеки. Вместо акций промышленных корпораций на фондовых площадках страны обращались различные суррогаты, не обеспеченные реальными активами.[5,с177]Особый этап развития отечественного фондового рынка связан с появлением на нем в октябре 1992г. государственного приватизационного чека (ваучера). Он бесплатно выдавался всем совершеннолетним гражданам страны и в течение установленного времени обменивался на акции приватизированных государственных предприятий. Цель эмиссии ваучера - желание государства видеть поголовно каждого гражданина страны собственником части приватизированного государственного имущества. [4,с.285] Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими структурами показал высокую степень готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Но значительное количество новых коммерческих структур, активно размещавших свои ценные бумаги на начальном этапе развития рынка, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной правовой базы. (2) Первая половина 90-х годов характеризуется преобладание «финансовых пирамид», как правило, в форме различных фондов и акций компаний, не имеющих реальных активов. Этим компаниям удалось вовлечь в игру большую часть населения страны, в результате которой многие потеряли все свои сбережения. [5,с.177]Действительное развитие российский рынок акций получил в 1995г., когда на фондовых площадках страны вместо приватизационных чеков и паев различных фондов начали обращаться акции приватизированных предприятий. Первыми из них были акции крупнейших универмагов - АО «Торговый дом ГУМ» и АО «Торговый дом ЦУМ», а также акции нефтяных компаний - АО «Юганскнефтегаз», АО «Сургутнефтегаз». В то же время летом 1995г. была создана крупнейшая в России торговая площадка для торговли акциями «Российская торговая система» - РТС, что способствовало созданию цивилизованного рынка акций и появлению круга российских «голубых фишек» в 1996г.[5, с.177]Для того чтобы не покрывать дефицит государственного бюджета за счет дополнительной эмиссии, государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачными из которых оказались выпуски государственных облигаций (ГКО) сроком погашения 3, 6, 12 месяцев, облигации федерального займа (ОФЗ). В 1996 г. объем выпуска ГКО и ОФЗ превысят 150 трлн.руб. В 1994-1995гг. ГКО со сроком погашения 3 месяца составляли до 75% всего объема выпуска. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. нанес особенно серьезный удар по развивающимся странам, в т.ч. и по России. Произошел отток капитала с отечественного рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Репатриация государственных займов, увеличив спрос на иностранную валюту, привела к понижению цен на корпоративные бумаги. Падение мировых цен на сырье в сочетании со снижением золотовалютных резервов потребовало девальвации рубля, которая не была проведена. Необходимость срочного удешевления обслуживания внутреннего долга, сформированного в основном из краткосрочных и высокодоходных ГКО и ОФЗ. Законодательное ограничение доли владения нерезидентами акциями федеральных энергетических компаний, например РАО ЕЭС России, послужило причиной снижения инвестиционных рейтингов страны, ухода многих инвесторов с РЦБ и, как следствие, очередного повышения доходности ГКО, превысивший в июне 1998 г. 50% рубеж. В результате произошло 20% снижение цен акций, а отечественная валюта стала еще менее устойчивой. Положение усугублялось беспрецедентным ростом средневзвешенной доходности ГКО и ОФЗ, отмена ряда аукционов по их размещению и конвертацией ГКО в среднесрочные и долгосрочные облигации, номинированные в доллары. Бегство отечественных и иностранных инвесторов с рынка государственных ценных бумаг, падение котировок государственных облигаций, традиционно служивших обеспечением иностранных кредитов, вынудило банки продавать ценные бумаги из своих портфелей и закупать валюту. Последствия - дальнейшее падение цен на ГКО и ОФЗ и корпоративные бумаги, усиление неустойчивости рубля.17 августа 1998 г. произошла девальвация рубля, приостановление обращения ГКО-ОФЗ, принудительная реструктуризация долгов по ним и 3-х месячная отсрочка погашения внешней задолженности российских банков (дефолт). В результате рынок ценных бумаг, особенно корпоративных, практически полностью утратил свою ликвидность. Инвесторы (резиденты и не) понесли огромные убытки. Банковская система страны рухнула; снизились объемы экспортно-импортных операций и масштабы деловой активности в стране. Сузились возможности ведения бизнеса профессиональными участниками РЦБ, что привело к сокращению их количества, сократились объемы операций. В результате кризиса российского рынка ценных бумаг изменились определенные правовые аспекты его деятельности, уменьшилось число профессиональных участников, беднее стала номенклатура обращающихся ценных бумаг. После утраты финансовым рынком такого важного инструмента регулирования банковской ликвидности, как ГКО-ОФЗ, возникла потребность в появлении нового инструмента, который бы позволил банкам решать проблемы регулирования краткосрочной ликвидности и явился бы альтернативной вложениям в валюту. С этой целью ЦБРФ в сентябре 1998 г. предоставил рынку новый инструмент - собственные бескупонные облигации Банка России (ОБР), срок их обращения составил 3 м-ца. Однако интерес к этим облигациям был невысок. Банку России удавалось размещать ОБР только на вторичных рынках. Особый интерес ОБР вызывали у региональных коммерческих банков, незначительно пострадавших в результате кризиса. По мере развития рынка ОБР Банк России продолжал расширять возможности держателей этих бумаг. Итогом 4-х м-в работы рынка ОБР явилось продолжение торговли ценными бумагами а организованном рынке и предоставление рынку инструмента регулирования банковской ликвидности. Мировой финансовый кризис, вызвавший отток иностранных капиталов, и причины внутриэкономического и политического характера обострили проблемы бюджетного балансирования, значительно усложнили дальнейшее рефинансирование государственного долга и привели к глубочайшему экономическому и политическому кризису в стране, что незамедлительно сказалось на котировках акций, приведших к падению индекса РТС. Он опустился до самых низких значений за всю историю торгов.После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997г. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. В 1999г. на отечественном рынке ценных бумаг наблюдался существенный рост. Индекс РТС вырос по итогам 1999г. более чем в 3 раза (с 58,93 до 175,26 пунктов, или на 197,4%). [5,с.179]Но замедление темпов роста мировой экономики, пренебрежительное отношение государства и менеджмента компаний к акционерам обманули ожидания инвесторов. Индекс РТС по итогам 2000г. снизился на 20%. В 2002г. рост российского рынка ценных бумаг продолжился.[5,с.180]Рынок корпоративных облигаций в России имеет несколько иную историю развития. До 1996 г. из-за высокой инфляции большинство облигаций российских акционерных предприятий были убыточны и, следовательно, непопулярны среди инвесторов. Объем эмиссии частных облигаций был очень низким, не превышал 1% от общей эмиссии корпоративных ценных бумаг. Такая ситуация продолжалась до конца 1997г., пока перед отечественными эмитентами ни открылась возможность выхода на европейский рынок заимствований. В результате суммарный объем еврооблигационных заимствований российских эмитентов значительно вырос, и в начале 1998г. достиг 2 млрд.долл. Тем не менее внутренний рынок корпоративных облигаций начал развиваться несколько позже. Начало было положено в 1999г., когда на ММВБ прошло размещение облигаций «ЛУКойла», «Газпрома», РАО «ЕЭС России» и ряда других компаний. Толчком для развития этого рынка послужило крушение пирамиды ГКО, которая, обещая высокую доходность, не давала возможности российским предприятиям осуществлять облигационные займы под выгодный процент. Сейчас рынок корпоративных облигаций демонстрирует как количественный, так и качественный рост. По данным ММВБ за апрель 2002г., общее количество эмитентов на биржевом рынке составило 56 компаний, и за 1999-2002гг. они разместили 124 облигационных займа.[5,с.181]Резкое снижение доходности по ГКО, ОФЗ создало необходимые условия и для развития вторичного рынка облигаций, который развивается более динамичными темпами, чем первичный. [5,с.181]Современный рынок ценных бумагРоссии
В настоящее время в России, как и других странах, происходит расширение банковских операций с ценными бумагами. Но суммарная рыночная капитализация российских банков (стоимость всех видов ценных бумаг, выпущенных банками) все еще несравнимо мала в сопоставлении с другими странами.
Таблица1.Рыночная капитализация банков на начало 2001г., млрд.долл.
США
Англия
Япония
Китай
Россия
850
330
300
Около 200
16,6
В 2003-2004гг. на рынке внутреннего госдолга за счет размещения государственных ценных бумаг привлечено 308,6 млрд. руб. и погашено государственных облигаций на сумму 186,5 млрд.руб. таким образом, за два года чистое привлечение за счет операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд.руб., в т.ч. в 2004г. - 96,2 млрд.руб. При этом, в 2003 г. Минфином России проведено 28 первичных аукционов, на которых привлечено 108,31 млрд.руб., что составило 81,84% от общего объема привлечений за 2003г. Остальное привлечение в объеме 24,04 млрд.руб. было осуществлено на вторичном рынке путем выставления анонимных котировок. [10,с.3]
В 2005 г. по согласованию с Банком России Минфин Росси отказался от размещения коротких инструментов, перейдя к размещению средне- и долгосрочных инструментов фиксированной длины - 3,5,10 и 15 лет в рамках заранее объявленного ежегодного графика аукционов.
С 2001 г. российский фондовый рынок прошел 3 этапа продолжительного роста: с октября 2001 г. по май 2002 г.; с января 2003 г. по апрель 2004 г.; с декабря 2004 г. по сегодняшний день. При этом на двух первых этапах прирост индекса РТС составил примерно 120%. Если применить это "правило 120%" к текущему этапу, то следует ожидать, что индекс достигнет своего пика на уровне примерно в 1400 пунктов. Российский фондовый рынок уже вплотную приблизился к точке перелома в среднесрочной перспективе. Многие из российских акций уже справедливо оценены или переоценены, как по сравнению с зарубежными аналогами, так и с точки зрения моделей дисконтированных денежных потоков. Во-вторых, начиная с сентября 2005 г. российский рынок в основном следует за динамикой мировых развивающихся рынков, на которых ко второй половине января начали проявляться признаки нестабильности, свойственные стадии перегрева. Такая ситуация на развивающихся рынках может сказаться и на направлении движения российских акций. 2005 год оказался очень удачным для российского фондового рынка. Столь заметный подъем отчасти объясняется "провалом" котировок в декабре 2004 г., когда ЮКОС лишился Юганскнефтегаза, а ВымпелКому были предъявлены значительные налоговые претензии. Тем не менее даже на фоне прошлогоднего максимального значения индекса РТС (782 пункта) его уровень на 30 декабря 2005 г. впечатляет (1125 пунктов - повышение на 44%).[7]
Рост российского фондового рынка в 2005 г. был обусловлен двумя факторами. Прежде всего речь идет о стремительном повышении цен на нефть, которые в августе находились в пределах 70 долл./баррель, а потом консолидировались на уровне 55-60 долл./баррель. Такая динамика заставила участников рынка пересмотреть свои ожидания относительно долгосрочных цен на нефть.Другим ключевым фактором стало преодоление негативных последствий конфликта вокруг ЮКОСа, кульминация которого пришлась на декабрь 2004 г. Пожалуй, лучшим свидетельством того, что "дело ЮКОСа" осталось в прошлом, является восстановление котировок акций самой компании - с 0,50 долл. в июне до 1,88 долл./акцию в настоящее время. Как следствие, ЮКОС вышел в лидеры фондового рынка, акции которого подорожали с начала года на174%. Наконец, значимым событием стала либерализация рынка акций Газпрома (за год местные акции выросли в цене на 145%, а АДР - на 117%). Предоставленная иностранным инвесторам возможность приобретать акции газового монополиста без каких-либо ограничений кардинальным образом меняет статус России в ряду мировых развивающихся рынков. Так, в 2006 г. вес России в индексе MSCI EM может повыситься с 6 до 9,3%, а вес Газпрома - с 1,3 до 12,8% (исходя из повышения коэффициента включения с 3% до примерно 40%). Сам Газпром займет 2-е место по величине среди компаний, включенных в индекс.[7]
Заключение
Рынок ценных бумаг является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики и выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются перераспределительная функция и функция страхования ценовых и финансовых рисков. Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, государственные обязательства и другие.
Рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. С помощью операций на рынке ценных бумаг можно произвести финансирование предприятий и дефицита государственного бюджета. Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
Современный рынок ценных бумаг РФ активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими участниками рынка активно формирует его инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономической системой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров, поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельным финансовым центром и формирует собственную модель рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций. (4,с.372)
Задача
Банк при учете векселя на сумму 1500 тыс.руб., до срока оплаты которого осталось 45 дней, выплатил его предъявителю 530 тыс.руб. Определить учетную ставку, использованную банком, если расчетное количество дней в году составило 360.
Решение.
P = 530000 - сумма, выплаченная владельцу векселя
S=1500000 - сумма долга, обозначенная в векселе
n=45 - срок от момента учета до момента платежа
Определим учетную ставку по формуле:
,где - учетная ставка, - расчетное количество дней
Литература
Нормативно-правовые документы
1.Постановление Правительства РФ от 28.04.95г. №439 «О Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997гг.»
2.Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996г. об утверждении «Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ»
Учебники
3.Галанов В.А., Басов А.И. Учебник/ 1998г./Москва: «Финансы и статистика»
8.Ласковец Е.А. К вопросу о финансово-правовом регулировании рынка ценных бумаг/ Финансовое право. 2007г.№6
9.Томатина З.Н. Проблемы интеграции Российского рынка ценных бумаг в мировое пространство./Сборник студенческих научных работ Курского ф-ла ВЗФЭИ. 2004г.
10.Щербаков А.Г. Рынок государственных ценных бумаг РФ и перпективы его развития на 2006-2008годы./Финансы. 2005г.№8