Рефераты

Особенности налогообложения малых предприятий

Особенности налогообложения малых предприятий

Институт управления

Ивановский филиал

Кафедра экономических дисциплин

Контрольная работа

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

На тему

«Особенности налогообложения малых предприятий»

Выполнил:

студентка группы 42бв2 4 курса

Земскова О.В.

Проверил преподаватель:

Тимофеева Е. Е.

г. Иваново 2010г

Содержание

1. Введение

2. Определение малого предприятия и его роль на рынке

3. Государственное регулирование деятельности субъектов малых предприятий

3.1 Программы поддержки малого предпринимательства

3.2 Финансовая поддержка малых предприятий

3.3 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

5. Патентная система

6. Заключение

7. Используемая литература

1. Введение

Организационно-правовых форм предпринимательства имеется достаточно много. Как показывает практика российского хозяйствования, самыми распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящий момент выступают такие формы, как частное предприятие, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.

Данная работа обращает внимание на такой организационно-правовой форме, как предприниматель без образования юридического лица или индивидуальный предприниматель. Доля индивидуальных предпринимателей в обороте не сильно значима, но в странах с рыночной экономикой они составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства.

Единоличное предпринимательство является наиболее простой формой предпринимательства. А популярность ее обусловлена простотой организации и оформления, а также наличием целого ряда преимуществ: оперативностью и гибкостью, сильной мотивацией.

Основная характеристика современной российской экономики - активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. И предпринимательство должно играть основную роль в этих процессах. Мировой опыт свидетельствует, что при наличии большого числа возможностей для расширения границ своей деятельности у класса предпринимателей ведет к еще более высокими темпам развития национальной экономики. Российская экономическая жизнь такова, что в практической деятельности предприниматели сталкиваются как с организационными, экономическими, правовыми трудностями в процессе создания и развития своего дела, так и с отрицательным и противоречивым воздействием некоторых субъектов.

При таких обстоятельствах важным фактором является создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в стране, а также обеспечение для предпринимательства необходимого уровня экономической безопасности.

2. Определение малого предприятия и его роль на рынке

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нужно отметить, что на данный момент малые предприятия действительно нуждаются в государственной поддержке, именно они могут реально противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок. За рубежом давно пришли к выводу, что малый бизнес служит одним из краеугольных камней жизнестойкой экономики. Именно форма малых предприятий создает наиболее благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, особенно на ее начальной стадии. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий обусловливает наличие конкуренции. Для малого предприятия всегда найдется ниша на рынке. Ведь она, как правило, имеет гибкое, быстро переналаживаемое производство. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства и производительности общественного труда, а, следовательно, реальному подъему экономики. Малые предприятия выполняют важнейшие социальные функции, задействуя трудовые ресурсы, высвободившиеся из государственного сектора экономики вследствие снижения объемов производства. В Москве почти каждый пятый работающий полностью или частично занят в сфере малого предпринимательства. Малый бизнес функционирует преимущественно на местном рынке, но может весьма активно оказывать влияние и на национальный рынок.

Государственная поддержка малого бизнеса через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны дефицита бюджета. А попытки создания в регионах различных фондов поддержки малых предприятий - просто капля в море. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему.

3. Государственное регулирование деятельности субъектов малых предприятий

3.1 Программы поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995г.,издаваемые в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными , отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

- меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

-меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

3.2 Финансовая поддержка малых предприятий

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.3 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

2. Запрещаются продажа переданного субъектам малого имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого предприятия предоставленным таким субъектам государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов.

4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого предприятия. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается замена уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. С момента перехода на упрощенную систему налогообложения проблемы бухгалтерского учета для соответствующих предприятий предельно упрощаются. Достаточно вести Книгу учета доходов и расходов по форме, и строго следовать изложенному в данном приказе порядку отражения в ней хозяйственных операций. Кроме этого, для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется общий для всех порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Предприятиям, для которых объектом налогообложения является совокупный доход , при его исчислении нужно четко руководствоваться установленным Законом перечнем затрат, вычитаемых из валовой выручки, который несколько конкретизирован в Порядке отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций. К таким затратам относятся:

- Стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров и топлива.

Как и для всех прочих предприятий и организаций, данная стоимость формируется исходя из цен приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранении и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

- Эксплуатационные расходы.

К данным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования других рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

- Расходы на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий, сооружений и помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

- Затраты на аренду помещений, используемых для производствен ной и коммерческой деятельности.

- Затраты на аренду транспортных средств.

К транспортным средствам относятся автомобили, суда, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности.

- Расходы на уплату процентов по кредитам банков в пределах

учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3% .

- Стоимость оказанных предприятию услуг.

- Суммы НДС, уплаченного поставщикам.

- Суммы налога на приобретение автотранспортных средств.

- Суммы отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды.

- Суммы уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Естественно, что по всем перечисленным позициям суммы фактически произведенных расходов должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Никакие другие расходы отнесению на уменьшение налогооблагаемого дохода не подлежат. В частности, не вычитаются их налогооблагаемого дохода заработная плата, командировочные расходы, и амортизационные отчисления, для всех прочих предприятий относимые на себестоимость продукции (работ, услуг). Впредь до выпуска соответствующих разъяснений остается не понятным, что же понимается под оказанными предприятию услугами, стоимость которых вычитается из налогооблагаемого дохода, и относится ли сюда услуги по рекламе, обучению персонала и другие аналогичные расходы, обычно также относимые на себестоимость продукции.

В состав доходов предприятия, также, как и для всех прочих предприятий, включаются денежные средства и иное имущество полученное безвозмездно в виде финансовой помощи. Порядок определения налогооблагаемого дохода показывает, что при переходе на упрощенную систему налогообложения, выигрывая в простоте бухгалтерского учета предприятие, может понести существенные экономические потери. Для того, чтобы определить, выгоден ли для данного конкретного предприятия переход на эту систему необходимо произвести детальные расчеты с учетом всех особенностей деятельности этого предприятия. Основную роль в подобных расчетах играет уровень рентабельности предприятия и структура расходов, составляющих себестоимость производимой им продукции (работ, услуг).

5. Патентная система

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Патент выдается при соблюдении следующих условий:

если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;

если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Патентная система применима, прежде всего, в торговле и в бытовом обслуживании населения. Все предприятия торговли, оптово-розничные товарные рынки, торговые точки и предприятия бытового обслуживания и общественного питания согласно закону должны вести сложную бухгалтерскую документацию, подвергаясь при этом периодическим проверкам со стороны налоговой инспекции. Упрощенная система в этом случае "не работает". Не менее половины, а то и две трети выручки проходит мимо кассовых аппаратов. Серьезные неудобства в деятельности мелких предпринимателей сочетаются со значительными потерями для бюджета. Попавшиеся на нарушении налогового законодательства подвергаются громадным финансовым санкциям, порой способным полностью разорить мелкого предпринимателя. При этом вопреки бытующему мнению не следует думать, что любой, кто нарушает закон, делает это специально и сознательно. Малое предприятие просто не в состоянии нанять квалифицированного бухгалтера, успевать отслеживать все тонкости непрерывно меняющегося налогового законодательства. А индивидуальному предпринимателю это тем более не под силу. Применение патентной системы организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой стоимости патента. Для индивидуальных предпринимателей уплата стоимости патента заменяет уплату подоходного налога с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.

Объектами патентной системы могут стать предприятия мелкорозничной и мелкооптовой торговли, общественного питания (рынки, кафе, закусочные, аптеки, палатки, ларьки и др.), а также объекты сферы бытового обслуживания населения (бани, парикмахерские, ателье и др.). Очень легко можно решить все вопросы, связанные с переходом на патентную систему индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством товаров народного потребления, печатной продукции, изделий художественного промысла, ремонтом, торговлей, торгово-закупочной деятельностью. Патенты могут выдаваться по желанию налогоплательщика на срок от одного месяца до одного года с последующей пролонгацией. Следует еще раз подчеркнуть, что стоимость патента является налогом. Простота и удобство патентной системы для предпринимателей сочетаются с увеличением собираемости налогов, особенно там, где добиться этого наиболее трудно, где основная часть расчетов осуществляется наличными денежными средствами.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: индивидуальные предприниматели ближе всех оказываются к рыночному спросу. Они непосредственно работают с потребителями и поставщиками и поэтому способны быстро отзываться на малейшие колебания конъюнктуры рынка.

Предприниматели осуществляют производство в незначительных масштабах, а следовательно, они способны быстро сменить его на выпуск более конкурентоспособной продукции.

Наиболее важными преимуществами индивидуальной формы предпринимательской деятельности являются ее оперативность и гибкость.

Индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, так как выступает единоличным собственником. Этот факт - уже мощный стимул для инициативной деятельности.

На экономическое благосостояние страны, как показывает практика, влияет как форма правления, так и стабильность законодательной системы. Если у государства полноценное руководство, и оно эффективно работает и способствует нормальному функционированию законов, то сама страна независимо от ее географического положения и культуры будет благоденствовать и преуспевать.

Таким образом, экономические достижения и провалы безусловно всех стран зависят не от абстрактных экономических условий, а от фактической правовой и политической стратегией руководства страны по отношению к предпринимательской деятельности.

К тому же, прямая, а не косвенная, причастность к управленческой деятельности приводит к личному удовлетворению, да еще к тому же содействует укреплению общественного положения. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

Используемая литература

1. Налоговый Кодекс РФ, часть 1.

2. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. - М.: “Ось-89”, 2006 г.

3. Лебедев К.К. Хозяйственное право: Учебник. Москва, “БЕК”, 2006г. Т.1


© 2010 Рефераты