Рефераты

Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей

Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей

3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Нормативное регулирование деятельности физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя

1.2 Особенности налогообложения физических лиц - предпринимателей

1.3 Место налога на доходы физических лиц в системе налогообложения предпринимательской деятельности

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

2.2 Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц

2.3 Профессиональные налоговые вычеты - расходы предпринимателя

2.4 Уплата налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями

2.5 Налоговая декларация по налогу с доходов предпринимателя

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1 Арбитражная практика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц предпринимателями

3.2 Совершенствование системы подоходного налогообложения предпринимателей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Развитию предпринимательства в современной России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что индивидуальное предпринимательство составляет значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.

Используя регулирующую функцию налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц, государство может стимулировать развитие малого и индивидуального предпринимательства.

В условиях необходимости развития и укрепления сферы малого и индивидуального предпринимательства, тема исследования вопросов налогообложения доходов особенно актуальна.

Целью работы является изучение и обобщения практики и особенностей налогообложения индивидуальных предпринимателей - физических налогом на доходы физических лиц.

Задачи исследования подчиняются логике поставленной в работе цели, и включают последовательное решение следующих вопросов.

1. Изучение нормативной базы и обобщение особенностей налогообложения налогом на доходы физических лиц предпринимательской деятельности

2. Исследование порядка определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц с учетом применяемых налоговых вычетов

3. Определение порядка уплаты и составления Декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями

4. Исследование арбитражной практики по актуальным вопросам начисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями.

5. Разработка направлений совершенствования подоходного налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объектом исследования является система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.

Предмет исследования - организационные и методологические особенности налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц.

Информационная база исследования включает, в первую очередь, систему нормативных документов, регламентирующих вопросы налогообложения в сфере малого и индивидуального предпринимательства, а также труды известных российских специалистов данной сферы деятельности. Также в работе широко используются материалы периодических изданий, основными из которых являются: «Налоговый вестник», «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ» «Финансовая газета», «Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение» и др.

Структура работы в своей основе базируется на логике поставленных задач и включает три главы.

В первой главе исследуется сущность и правовая основа индивидуального предпринимательства, приводится классификация нормативных документов по аспектам, затрагивающим предпринимательство. Здесь же рассматриваются общие вопросы налогообложения предпринимателей, формы возможных налоговых режимов, освещаются основные положения налога на доходы физических лиц предпринимателей.

Вторая глава работы включает обобщенно особенности исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. С этой целью здесь описывается порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, также условия применения предпринимателями наиболее распространенных в практике исчисления налога на доходы налоговых вычетов - стандартные и профессиональных вычетов, исследуются вопросы порядка уплаты налога на доходы физических лиц предпринимателями и составления и налоговой отчетности, в частности налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

В третьей, завершающей главе работы, рассматривается арбитражная практика исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями по вопросам подоходного налогообложения, которые раскрываются в действующем законодательстве недостаточно полно или вовсе не затрагиваются. На основе анализа теории и практики исчисления и уплаты НДФЛ предпринимателями, разработаны предложения по совершенствованию индивидуального налогообложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Нормативное регулирование деятельности физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя

В начале 90-х годов Россия вступила в переходный период к рыночным экономическим отношениям.

Рыночная экономика является системой хозяйствования, основанной на товарно-денежных отношениях, частной и других формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, свободном движении товаров, работ, услуг, рабочей силы и финансовых капиталов. Экономика предполагает наличие следующих рынков: товаров и услуг, труда и финансовых ресурсов.

Одним из основных направлений развития экономики Российской Федерации является создание благоприятных условий для поддержания малого бизнеса, который в странах с развитыми рыночными отношениями является основой экономики.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица получила довольно широкое распространение в Российской Федерации. Существенным плюсом выбора именно этой формы ведения предпринимательской деятельности являются более простая система налогообложения, а также упрощенный порядок ведения учета и отчетности.

Изучение института индивидуального предпринимательства базируется на основных направлениях, затрагивающих вопросы:

1. Правового статуса индивидуального предпринимателя

2. Государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

3. Налогообложения индивидуальных предпринимателей

4. Развития и поддержки индивидуального предпринимательства

В соответствии с обозначенными вопросами, предлагаем классифицировать основные нормативные акты, действующие в сфере индивидуального предпринимательства на современном этапе (см. табл. 1.)

Таблица 1

Нормативно - правовая база регулирования сферы индивидуального предпринимательства

№п/п

Признак

Нормативные акты

1

Правовой статус

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2

Государственная регистрация

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

3

Налогообложение

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Приказ Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов операций для индивидуальных предпринимателей»

4

Развитие

Федеральный закон от 24.07.2008 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Как следует из данных таблицы 1, правовой статус индивидуального предпринимателя можно рассматривать в трактовке гражданского и налогового законодательства [52].

Статья 2 ГК РФ [2] определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством порядке.

Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск предполагает экономическую самостоятельность гражданина и тесно связанную с этим ответственность индивидуального предпринимателя за результаты своей деятельности.

Статья 23 ГК [2] РФ определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем также с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В том случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ [2] об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Например, в виде общего правила установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, отвечает при наличии своей вины. Если же такое нарушение связано с предпринимательской деятельностью, то ответственность наступает независимо от вины. Поэтому, исходя из положения ст.23 ГК РФ [2], если гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, нарушит обязательство, то к нему по решению суда могут быть применены положения, регулирующие ответственность индивидуального предпринимателя.

Необходимо обратить внимание, что согласно ст.24 ГК РФ [2] гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение индивидуального предпринимателя (ст.11 НК РФ) [3].

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, обобщая данные налоговым и гражданским законодательством определения индивидуального предпринимательства, можно отметить, что:

- Определения можно структурировать по элементам, таким как объект, субъект и обязательное условие.

- В обоих определениях есть сходство и различия по структурным элементам.

3

Рисунок 1 - Определение индивидуального предпринимателя

Для ясности, представим обобщенную характеристику определения правового статуса индивидуального предпринимателя на рис. 1.1.

На рисунке 1 видно, для НК РФ характерно наличие субъекта - физического лица и главы фермерского хозяйства, объекта - предпринимательской деятельности, и обязательного условия государственной регистрации предпринимателя. Отличие определения в ГК РФ, проявляется в объекте правоотношений - самостоятельной деятельности индивидуального предпринимателя, направленной на систематическое получение прибыли.

Современный экономический словарь содержит определение предпринимательства, как - «инициативной, самостоятельной, осуществляемой от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленной на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг». Отсюда, следует, что объект предпринимательской деятельности как в НК, так и в ГК один и тот же, однако, в ГК РФ он трактуется шире.

Таким образом, можно сделать вывод [52] о том, что правовой статус индивидуального предпринимателя характеризуется признаками физического лица как субъекта налогового права и носителя статуса налогоплательщика.

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [6] (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ [1], ст.3 ГК РФ [2]). Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст.1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации (ст.1 Закона) [6].

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Принципы ведения реестра, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей…» [7].

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 24.07.2008 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 209-ФЗ) [5] физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

Федеральный закон №209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

1.2 Особенности налогообложения физических лиц - предпринимателей

Законодательством Российской Федерации о налогах [4] и сборах предусмотрено несколько систем налогообложения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица:

- общий режим налогообложения,

- упрощенная система налогообложения (УСН),

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и

- система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Каждая из четырех вышеперечисленных систем налогообложения имеет свою структуру налоговых платежей и особые сроки их уплаты. Остановимся кратко на отличительных чертах каждой из них.

УСН - это система налогообложения, при которой ряд налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

УСН применяется на всей территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта Российской Федерации.

Применение УСН регулируется гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ [4].

Индивидуальные предприниматели применяют УСН наряду с иными системами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ [4].

Таким образом, индивидуальный предприниматель имеет право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, то есть он может как перейти к УСН, так и вернуться к принятой ранее системе.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Система налогообложения в виде ЕНВД - это система налогообложения, в основе которой лежит уплата ЕНВД, заменяющего НДФЛ, ЕСН и другие налоги, и которая регулируется гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ [4].

В отличие от УСН система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, ЕНВД действует в отношении определенных видов деятельности и только при условии принятия соответствующего нормативного акта. Если индивидуальный предприниматель осуществляет виды деятельности, переведенные в данной местности на ЕНВД, то он обязан уплачивать этот налог.

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ [4], осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов индивидуальными предпринимателями, перешедшими на систему налогообложения в виде ЕНВД, осуществляются в соответствии с иными режимами налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения в виде ЕСХН - это система налогообложения, предназначенная для сельскохозяйственных товаропроизводителей и применяющаяся наряду с общим режимом налогообложения [15].

Переход на уплату ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения осуществляются индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ [15].

Переход на уплату ЕСХН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН уплатой ЕСХН, [16] исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов.

Главным отличием двух других возможных для применения предпринимателями систем налогообложения - УСН и в виде ЕСХН является то, что целый ряд налогов заменяется одним [15].

Общий режим налогообложения - это система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель без образования юридического лица платит все необходимые налоги, сборы и вносит иные обязательные платежи, установленные законодательством, если он не освобожден от их уплаты.

При традиционной системе налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной и, следовательно, сложной. В первую очередь данная система налогообложения предполагает, что ИП с доходов от своей предпринимательской деятельности производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по правилам гл. 23 НК РФ [4].

Кроме того, в данном случае предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования РФ [4].

Существует и ряд других налогов, уплачиваемых в данном случае предпринимателями (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог).

1.3 Место налога на доходы физических лиц в системе налогообложения предпринимательской деятельности

Правила исчисления и уплаты НДФЛ установлены гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ [4].

Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают с них налог. Налог на доходы физических лиц перечисляют со своих доходов и индивидуальные предприниматели, которые не переведены на уплату ЕНВД и не используют упрощенную систему налогообложения или ЕСХН, то есть налогообложение которых производится по так называемой традиционной системе.

В соответствии со ст. 207 гл. 23 НК РФ [4] плательщиками НДФЛ признаются:

1) физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации, - со всех своих доходов;

2) физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, - с доходов, полученных от источников в Российской Федерации.

Понятие "физическое лицо" как другое название понятия "гражданин" введено Гражданским кодексом РФ (гл. 3) [2]. К физическим лицам по Налоговому кодексу РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налоговые резиденты, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ [4], - это физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

В отдельную категорию плательщиков НДФЛ выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ) [4].

Особенностью обложения НДФЛ индивидуальных предпринимателей является то, что в законодательстве они, с одной стороны, рассматриваются в качестве самостоятельных налогоплательщиков данного налога, а с другой - в качестве налоговых агентов, то есть лиц, которые обязаны исчислять и удерживать НДФЛ у физических лиц и перечислять его в бюджет.

Таким образом, особенности исчисления и уплаты сумм налога на доходы индивидуальными предпринимателями следует рассматривать также с двух сторон. Мы в первую очередь остановимся на вопросах, касающихся порядка расчета и уплаты НДФЛ предпринимателями именно в качестве самостоятельных налогоплательщиков.

В российской практике налогообложения, по данным ИФНС РФ, главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 75% поступлений [55]. Кроме того, эти два налога вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы Российской Федерации [57].

Сегодня отмечается высокий рост поступлений НДФЛ. За 2008 г. темп роста поступлений по НДФЛ составил 135% [57] (рис. 2).

Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты.

Рисунок 2 - Динамика поступления НДФЛ, зачисляемого в федеральный бюджет за 2006 - 2008 г.г.Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты.

По итогам работы комиссии за 2008 г. количество представленных сведений о доходах физических лиц увеличилось более чем на 6 млн. и составило 101 млн. сведений [57] (рис. 3).

Рисунок 3 - Количество предоставленных сведений о доходах физических лиц за 2006-2008 г.г.

Легализация трудовых отношений - это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых органов - это еще и социальные гарантии государства.

При расчете налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все доходы, полученные им в налоговом периоде (календарном году). Такими доходами для него будут являться не только его доходы от предпринимательской деятельности, но и все прочие доходы, которые он получал как физическое лицо, то есть вне рамок предпринимательской деятельности.

К числу последних, например, могут относиться: оплата труда при работе на предприятии по трудовому договору (в том числе по совместительству), вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, доходы от размещения средств в банке и материальной выгоды при получении кредитов под процентную ставку ниже учетной ставки ЦБ РФ, авторские гонорары, доходы от продажи личного имущества и др.

При этом НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности ИП уплачивает самостоятельно, а с прочих доходов, полученных им в качестве физического лица, НДФЛ, как правило, удерживает работодатель.

Однако и те и другие доходы указываются предпринимателями в единой налоговой декларации, представляемой по итогам года, только в разных ее частях (листах).

Механизм расчета облагаемого дохода для граждан, ведущих предпринимательскую деятельность, отражается порядком декларирования физическими лицами подлежащего налогообложению дохода.

В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ граждане-предприниматели в любом случае независимо от размера и вида полученных доходов обязаны подавать в налоговый орган по месту регистрации декларацию о фактически полученных ими доходах и произведенных расходах.

Срок подачи деклараций установлен ст. 229 НК РФ [4]. Согласно действующему законодательству предприниматели должны сдавать декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Кроме того, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, в случае прекращения такой деятельности в течение года обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в пятидневный срок со дня прекращения деятельности. По окончании налогового периода данные налогоплательщики так же, как и другие предприниматели, продолжающие свою деятельность, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета годовую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В настоящее время форма такой декларации установлена Приказом Минфина России от 29.12.2008 N 162н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (Форма 3 -НДФЛ) и порядка ее заполнения» [9].

На основе этой единой декларации рассчитывается общая сумма НДФЛ со всех доходов гражданина, которая подлежит доплате или возврату по итогам прошедшего года.

При этом граждане-предприниматели, получившие доход от работодателей, имеют право на стандартные, социальные и имущественные вычеты, а также профессиональные вычеты по деятельности, не относящейся к предпринимательской. Порядок их расчета и отражения в налоговой декларации не зависит от того, ведет физическое лицо предпринимательскую деятельность или нет.

В отношении же доходов от предпринимательской деятельности в первую очередь речь идет о предоставлении профессионального налогового вычета по специальным правилам, установленным в п. 1 ст. 221 НК РФ [4].

Если предприниматель не является работником по отношению к иным работодателям и ему не предоставлялись в связи с этим стандартные налоговые вычеты, то указанные вычеты применяются предпринимателем самостоятельно при подаче налоговой декларации по суммам доходов от его предпринимательской деятельности.

Один из предусмотренных ст. 218 НК РФ [4] стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода предоставляется предпринимателю на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода (года).

Общая сумма НДФЛ уменьшается на суммы налога, удержанные налоговыми агентами (например, работодателями) при выплате налогоплательщику дохода, а также на суммы авансовых платежей по налогу, уже уплаченные предпринимателем в соответствующий бюджет.

Первый случай возможен, когда налоговый агент удержал с дохода предпринимателя налог в связи с тем, что последний не представил свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя, или когда налог был удержан налоговыми агентами по другим суммам дохода гражданина, не связанным с его предпринимательской деятельностью.

Согласно п. 1 ст. 219 НК РФ [4] предпринимателям, как и другим налогоплательщикам, могут предоставляться социальные налоговые вычеты.

Порядок предоставления всех налоговых вычетов (стандартных, социальных и имущественных) является однотипным для доходов обычных физических лиц, не являющихся предпринимателями, и регулируется ст. ст. 218 - 220 гл. 23 НК РФ.

Как видим, круг вопросов, которые необходимо изучить предпринимателям для правильного исчисления НДФЛ, весьма широк.

Прежде всего, предпринимателям необходимо обращаться к нормам гл. 23 НК РФ, поскольку Налоговый кодекс является законодательным актом прямого действия, то есть не требует издания каких-либо дополнительных нормативно-правовых актов. Если же они издаются, то их положения не могут дополнять или расширительно толковать нормы самого Кодекса.

Для предпринимателей при расчете их доходов и расходов важное значение имеет конкретный порядок ведения ими учета. В соответствии со ст. ст. 23 (п. 4) и 54 (п. 2) НК РФ [4] в целях налогообложения предприниматели обязаны вести такой учет в порядке, установленном Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (далее - Порядок учета доходов и расходов, или Порядок) [8].

Непосредственное рассмотрение вопросов, связанных с исчислением НДФЛ предпринимателями со своих доходов рассмотрим в следующей главе.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

Основой для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) для предпринимателей является стоимостная оценка всех подлежащих налогообложению его доходов. Это предусмотрено ст. 210 НК РФ [4], согласно которой при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Индивидуальный предприниматель, который платит налоги по традиционной системе, должен вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, форма которой предусмотрена в Порядке учета доходов и расходов [8]. По данным этого документа рассчитывается налоговая база.

Для правильного определения своей налоговой базы за текущий год предпринимателю надо решить три главных вопроса: какие доходы, когда (в каком налоговом периоде - текущем или следующем) и в какой сумме должны быть учтены им в качестве доходов от предпринимательской деятельности.

В налоговую базу у предпринимателя включаются все доходы [15]. Это могут быть:

- доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг);

- доходы, полученные от участия в договоре о совместной деятельности;

- суммы полученных штрафных санкций;

- стоимость имущества, полученного безвозмездно;

- проценты, начисляемые банками по остаткам на расчетных счетах предпринимателя;

- в отдельных случаях также доходы в виде разницы в ценах, когда товары (работы, услуги) реализуются по ценам ниже рыночных.

Традиционно основная масса дохода предпринимателя образуется за счет выручки от реализации его продукции, товаров, работ или услуг.

По общему правилу под реализацией понимается передача прав собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого и оказание услуг, осуществляемые на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) (ст. 39 НК РФ) [3].

Предпринимателям, использующим традиционную систему налогообложения, при определении своих доходов следует учитывать, что помимо НДФЛ они, как правило, являются плательщиками такого косвенного налога, как налог на добавленную стоимость (НДС).

В ситуации, когда предприниматель пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, его доход от предпринимательской деятельности для целей уплаты НДФЛ берется в полном объеме, так как НДС в нем отсутствует. При этом, суммы НДС, уплаченные по приобретенным товарам (работам, услугам), необходимым для предпринимательской деятельности, предприниматель относит на увеличение стоимости данных товаров (работ, услуг), то есть включает в состав профессиональных налоговых вычетов (расходов).

Однако в тех случаях, когда предприниматель является плательщиком НДС, ясность в вопросе, как учитывать суммы данного налога, появилась не сразу. Дело в том, что законодательство (ст. 221 НК РФ) [4] к числу расходов индивидуального предпринимателя, учитываемых при определении налоговой базы для уплаты НДФЛ, относит также суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах (за исключением самого НДФЛ).

Согласно вышеуказанной статье НК РФ такие налоги принимаются в размере начисленных либо уплаченных сумм за налоговый период. Практика применения ст. 221 НК РФ [21] налоговыми органами показывает, что при оценке возможности включения в состав расходов предпринимателя любых налогов они учитывают именно факт уплаты их сумм в соответствующие бюджеты. Основанием для этого служит общеизвестный тезис, закрепленный в соответствующей норме НК РФ: учету в целях исчисления НДФЛ подлежат только фактически произведенные (оплаченные) расходы.

Особый порядок включения в состав расходов предпринимателя именно налогов, который установлен законодателями, имеет вполне логичное объяснение.

Как правило, налоги начисляются за один период, а уплачиваются в другом. При этом непосредственно связанными с полученными индивидуальным предпринимателем доходами за конкретный год будут именно суммы начисленных налогов за данный период, а не уплаченных им в текущем году. Принцип же привязки конкретных расходов индивидуального предпринимателя к его конкретным доходам также является одним из основополагающих [17].

Кроме того, НК РФ [3] декларирует принцип обособленности каждого налога. Ведь если предприниматель своевременно не уплатил какой-либо налог, то за это он может быть оштрафован, а также будет обязан уплатить сумму налога с учетом пеней. Следовательно, не учитывать начисленную, но фактически не уплаченную сумму налога в составе расходов предпринимателя при исчислении другого налога - НДФЛ нелогично и с этой точки зрения.

Однако, кроме вышеперечисленных доводов, в отношении такого налога, как НДС, есть своя специфика. Она заключается в механизме взимания НДС в бюджет, то есть, связана с так называемым инвойсным методом взимания налога [21].

Суть его заключается в том, что сумма налога, реально уплачиваемая налогоплательщиком в бюджет, определяется следующим образом. Налог, начисленный плательщиком при реализации им товаров (работ, услуг), уменьшается на сумму налога, предъявленную ему поставщиками за товары (работы, услуги), а также имущественные права, приобретаемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, в том числе для перепродажи.

Поэтому особенно остро вышеназванные противоречия по вопросу возможности учета в составе расходов индивидуальных предпринимателей лишь начисленных или уплаченных сумм налога проявляются при исчислении НДС.

Окончательная ясность с учетом сумм НДС в составе доходов и расходов индивидуальных предпринимателей была достигнута только в самом конце 2002 г.

В аналогичном порядке на основании п. 19 ст. 270 НК РФ и п. 47 Порядка учета доходов и расходов при определении расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщику - покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг) [20].

Исключение предусмотрено для тех ИП, которые получили освобождение от уплаты НДС, а также в случае прямого указания НК РФ на необходимость включения налогоплательщиком сумм НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в покупную стоимость товаров.

За исключением НДС, а также акцизов, остальные налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, никак не влияют на величину его доходов, отражаемых как в Книге учета, так и в самой налоговой декларации. Все остальные налоги просто включаются в состав расходов предпринимателя. Причем к ним налоговые органы по-прежнему подходят исключительно с точки зрения кассового метода учета расходов, то есть в сумме оплаченных налогов, но не более их начисленной величины по соответствующей декларации.

Зная, что конкретно относится к доходам ИП от предпринимательской деятельности, не менее важно правильно рассчитать данные суммы.

Кассовый принцип учета доходов предпринимателей в большинстве случаев делает определение их сумм делом достаточно легким. Суммы реально полученного предпринимателем дохода определяются на основе данных первичных документов, подтверждающих факт получения таких доходов [21].

Первичные документы зависят от конкретной формы расчетов между сторонами сделки. Прежде всего, это чеки и ленты ККТ, платежные поручения и выписки банка, бланки строгой отчетности в случаях, разрешенных законодательством, и прочие.

Однако, кроме наличия первичных документов, подтверждающих факт получения предпринимателем определенной суммы доходов, важно, чтобы данные суммы совпадали с суммами, указанными в документах, служащих основанием для проведения расчетов (договоры, счета, накладные и т.п.).

Как следует из смысла нормы п. 1 ст. 223 НК РФ [15], у предпринимателя в целях исчисления НДФЛ учитываются реально полученные в его распоряжение доходы. Это положение полностью подтверждается и п. 13 Порядка [8], согласно которому "доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком".

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты