Особенности исчисления налога на доходы физических лиц
Особенности исчисления налога на доходы физических лиц
65
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
особенности исчисления НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В СПК «ФОРМА» САРГАТСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
СТ-КА 33 ГР. ГОРИНА П.И.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
АССИСТЕНТ СЕРГЕЕВА О.П.
ОМСК 2004
Оглавление
Введение
1.Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц
1.1 Основные направления совершенствования налога на доходы физических лиц
1.2 Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов Российской Федерации
1.3 Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц
2. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц в СПК «Форма»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерский учет и расчет налога на доходы физических лиц в СПК «Форма»
2.3 Отчетность по налогу на доходы физических лиц в СПК «Форма»
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложение А. Справка о доходах физических лиц (ф. 1-НДФЛ)
Приложение Б Справка о доходах физического лица (ф. 2-НДФЛ)
Приложение В Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2003 год
Приложение Г Приложение А к налоговой декларации
Введение
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налога выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Объектом исследования данной курсовой работы является СПК «Форма», который занимается производством продукции растениеводства и животноводства.
Предметом исследования является исчисление налога на доходы физических лиц на примере СПК «Форма».
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов исчисление налога на доходы физических лиц, изучение аналитических сведений практической деятельности конкретного предприятия и выработка предложений по совершенствованию уплаты налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть основные понятия данного налога;
рассмотреть особенности бухгалтерского учёта в СПК «Форма»;
внести предложения по совершенствованию исчисления налога.
Проведенные исследования в основном опирались на данные аналитического и синтетического учета, бухгалтерского учета и отчетности СПК «Форма», нормативные документы, регулирующие исчисление налога на доходы физических лиц. Также были использованы и другие источники информации: материалы периодической печати и работы специалистов.
1.Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц1.1 Основные направления совершенствования налога на доходы физических лиц
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.
Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.1916 о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.
Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5 - 6 процентов. Единственным, пожалуй, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13 процентов. При этом отдельные категории рабочих и служащих вообще были освобождены от уплаты подоходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие. Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуальной трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получали значительные доходы, облагались по особо высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81 процента, а по гонорарам авторов произведений науки и искусства 69 процентов. Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось в это время отсутствием основополагающего принципа налогообложения - равенства всех плательщиков перед законом.
Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтому абсолютное большинство населения платило налог по минимальной ставке. Достаточно сказать, что через систему подоходного налогообложения у населения изымалось в разные годы от 6 до 7 процентов его дохода. Наряду с этой характерной особенностью того времени в стране была установлена жесткая регламентация уровня заработной платы работников не только бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это давало возможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходного налога в качестве элемента оплаты труда. Не случайно, поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривавший постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.
Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Важнейшим принципом ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной другой принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.
В отличие от действовавшего в Советском Союзе принципа обложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода, российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в Налоговом кодексе, несмотря на введение единой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип можно было бы назвать принципом первичного взимания налога у источника получения доходов.
Новым для российских налогоплательщиков стал введенный законом 1991 г. принцип предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе. Следует при этом подчеркнуть, что с установлением Налоговым кодексом единой ставки налога с 2001 г. резко сужен перечень категорий и число налогоплательщиков, обязанных заполнять и предоставлять налоговые декларации.
С 1992 г. в практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип - установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. Начиная с 2001 г., с принятием Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.
Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц - недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить подоходный налог за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части.
И, наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач.
Примерно на таких же принципах строится система подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.
1.2 Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов Российской Федерации
Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.
Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60 процентов всех налоговых поступлений. И это положение имеет место на фоне российских налоговых ставок, практически не менее либеральных, а с 2001 г. значительно более либеральных, чем ставки налога в других странах. Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.
Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.
Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.
В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
И, наконец, в-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.
1.3 Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками являются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
К физическим лицам - налоговым резидентам РФ, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Таким образом, налоговыми резидентами РФ являются физические лица вне зависимости от принадлежности к гражданству. Любой гражданин РФ или иностранный гражданин, а так же лица без гражданства, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. Технически вопрос об определении времени нахождения физических лиц на территории РФ может быть разрешен по соответствующим отметкам в заграничном паспорте: исчисление срока пребывания осуществляется со дня следующего за днем прибытия по день отъезда включительно.
Интересен вопрос об определении налогового статуса физических лиц на начало нового календарного года. Дело в том, что до первых чисел июля (183 дня с 1 января очередного года) ни один человек с полной уверенностью не может определить является ли он налоговым резидентом РФ или не является. В п.3 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" ч.II Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 29.11.2000 г. N БГ-3-08/415) по данному поводу разъяснено следующее.
Налоговыми резидентами РФ на начало нового налогового периода (календарного года) считаются следующие лица:
1) граждане РФ, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ;
2) иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ;
3) иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории РФ и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, предусматривающие продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней.
Определение налогового статуса физического лица имеет принципиальное значение, поскольку доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаются по повышенной ставке 30%.
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает никаких ограничений по признанию физических лиц плательщиками налога на доходы в зависимости от их возраста.
Таким образом, налогоплательщики налога на доходы физических лиц - это физические лица, являющиеся налоговыми резидентами либо налоговыми нерезидентами РФ, вне зависимости от возраста или гражданско-правового статуса, у которых возникает объект налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательство о налогах и сборах, помимо уплаты налога на доходы, предусматривает применение двух специальных режимов налогообложения.
Специальные режимы налогообложения предусматривают порядок уплаты особого налога при осуществлении предпринимательской деятельности. Данные положения касаются предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом необходимо отметить, что предприниматели, деятельность которых подпадает под специальные режимы налогообложения, также являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, с той лишь разницей, что часть их доходов подлежит налогообложению в специальном порядке.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения налогом с доходов физических лиц у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них, для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.
При этом положения Налогового кодекса устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами.
К таким доходам Налоговый кодекс относит дивиденды и проценты, а также страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российскими организациями или иностранными организациями.
В перечень указанных доходов включаются также доходы, полученные от использования в Российской Федерации или за ее пределами авторских или других смежных прав, а также полученные от предоставления в аренду и от иного использования имущества, находящегося на российской территории.
Одновременно с этим в состав доходов налогоплательщика входят и суммы, полученные от реализации недвижимого и иного принадлежащего ему имущества, акций или других ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, а также прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России.
Является объектом обложения также вознаграждение за выполнение трудовых или других обязанностей, за выполненные работы, оказанные услуги и за совершение действия и бездействия.
Признаются доходами физического лица пенсии, пособия, стипендии и другие аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение указанных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации зависит от места нахождения организаций, имущества или источника получения дохода.
В частности, дивиденды, страховые выплаты от российских организаций, а также от иностранных организаций в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России - это доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Указанные виды доходов, полученные от иностранной организации во всех других случаях, - это доходы, полученные от источников, находящихся за пределами России. Для доходов от использования авторских прав, от аренды и реализации имущества, доходов в виде вознаграждений указанное разграничение зависит от места нахождения (в России или за ее пределами) источника дохода или его получения.
Что касается пенсий, пособий, стипендий и иных аналогичных выплат, то в данном случае Налоговый кодекс устанавливает указанное разграничение в зависимости от того, законодательством какого государства (России или иного) установлены подобные выплаты.
В том случае, если затруднено отнесение тех или иных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации или за ее пределами, то подобное отнесение осуществляется Министерством финансов России.
Вместе с тем имеются определенные особенности в части отнесения доходов, полученных от использования транспортных средств.
Согласно Налоговому кодексу доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию, из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и другие санкции за простой или задержку этих транспортных средств в пунктах погрузки или выгрузки в Российской Федерации относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. Во всех остальных случаях это доходы от источников за пределами Российской Федерации.
Налоговая база.
С введением в действие части первой НК РФ налоговая база определяется в соответствии с его ст.53, согласно которой она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им или право на распоряжение которыми у него возникло, уменьшенные на суммы налоговых вычетов, предусмотренных гл.23 части второй НК РФ.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Обязанности по определению налоговой базы по налогу возложены с учетом положений ст.ст.226, 227 и 228 НК РФ, а также в соответствии с п.2 разд.II Методических рекомендаций на:
- российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы;
- коллегии адвокатов (их учреждения) с доходов адвокатов;
- физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
- частных нотариусов и других лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
- физических лиц - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
- физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации, получающих доходы от источников, находящихся за пределами РФ, - исходя из сумм таких доходов;
- физических лиц, получающих другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
При этом налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением; индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом совместным Приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24, БГ-3-08/419 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей"; остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.
В налоговую базу включаются доходы, полученные:
- в денежной форме;
- в натуральной форме;
- в виде материальной выгоды.
Доходом в денежной форме признаются выплаты наличных и безналичных денежных средств как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Доход налогоплательщика, полученный (номинированный) в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения дохода. Эта дата для доходов в денежной форме - день выплаты дохода, в том числе перечисления средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а при получении дохода в виде заработной платы датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Пример. Налогоплательщику в соответствии с трудовым договором определен оклад в размере 300 долл. США, выплачиваемый в рублевом эквиваленте. За июль 2001 г. налогоплательщику начислена заработная плата в размере оклада, а также доплата за работу в выходной день в размере 20 долл. США и вознаграждение по итогам работы 1500 руб. Кроме того, 17 июля на счет налогоплательщика в банке перечислена сумма дохода от долевого участия в деятельности организации в размере 60 долл. США (в рублевом эквиваленте). Сумма зачислена на счет налогоплательщика 20 июля.
В налоговую базу в июле следует включить следующие суммы:
а) пересчитанные по курсу Банка России на 31 июля (29,15 руб. за 1 долл. США - курсы валют, ставки рефинансирования Банка России и налоговые ставки в этом и последующих примерах условны) суммы оплаты труда, номинированные в иностранной валюте, - 9328 руб. [(300 долл. + 20 долл.) х 29,15];
б) сумму вознаграждения по итогам работы 1500 руб.;
в) сумму дохода от долевого участия в деятельности организации в пересчете по курсу Банка России на 17 июля (29,08 руб. за 1 долл. США) 1744,80 руб. (60 долл. х 29,08 руб.).
Итого в налоговую базу за июль следует включить сумму 12 572,80 руб. (9328 руб. + 1500 руб. + 1744,80 руб.).
В дальнейшем налоговая база уменьшается на суммы причитающихся налогоплательщику налоговых вычетов.
К доходам в натуральной форме относятся согласно ст.211 НК РФ доходы в виде товаров (работ, услуг), а также иного имущества, в частности:
- оплата (полностью или частично) организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или иного имущества, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (формулировка "в интересах налогоплательщика" подразумевает оплату указанных ценностей не только за самого налогоплательщика, но и за членов его семьи и других лиц, на которых распространяются интересы налогоплательщика);
- полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
- оплата труда в натуральной форме.
Особенность формирования налоговой базы в данном случае определяется необходимостью оценить в денежном выражении полученный доход. В случае если стоимость полученных ценностей четко определена (например, при оплате за налогоплательщика коммунальных и прочих услуг, питания, отдыха, обучения, товаров, работ), эта сумма принимается как сумма полученного дохода. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.
В противном случае для целей налогообложения принимается согласованная налогоплательщиком и выплачивающей стороной цена товаров (работ, услуг). В то же время стороны обычно могут быть признаны взаимозависимыми лицами. Это позволяет налоговым органам поставить под сомнение соответствие согласованных цен рыночным и согласно ст.40 НК РФ проверить правильность применения цен, а также при наличии оснований произвести перерасчет налоговой базы в порядке, аналогичном предусмотренному указанной статьей. Возникающие в подобных случаях спорные ситуации должны разрешаться в судебном порядке, так как особенности конкретной хозяйственной ситуации могут являться достаточным основанием для значительного снижения цены товара, передаваемого налогоплательщику.
Датой получения дохода, отличного от оплаты труда в натуральной форме, считается дата фактической передачи налогоплательщику имущества, товаров или услуг, а при оплате труда в натуральной форме - последний день месяца, за который ему начислен доход.
Сумма налога, исчисленная с дохода в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. При этом общая сумма удержаний согласно ст.125 КЗоТ РФ не может превышать 50% суммы выплаты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Материальная выгода - относительно новое понятие в российском законодательстве, регламентирующем налогообложение доходов физических лиц. Сегодня при обложении налогом (ст.212 НК РФ) учитывается материальная выгода от:
- экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, предоставленными организацией и (или) индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законом порядке;
- приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
- приобретения ценных бумаг.
В первом случае при определении налоговой базы учитывается превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора; за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, - превышение суммы процентов исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Расчет суммы материальной выгоды в этом случае рекомендуется производить по формуле:
Мв = Зс х ПЦБ х Д : 365 [366] - С,
где Мв - материальная выгода;
Зс - сумма заемных (кредитных) средств;
ПЦБ - сумма процентов в размере 3/4 ставки рефинансирования Банка России по займам (кредитам) в рублях или в размере 9% по займам (кредитам) в иностранной валюте;
Д - число дней распоряжения налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами до дня уплаты процентов или возврата суммы займа (кредита);
365 [366] - число календарных дней в году;
С - сумма процентной платы, внесенная по договору.
Датой фактического получения материальной выгоды в данном случае считается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. Если заем (кредит) является беспроцентным, материальная выгода определяется не реже одного раза за налоговый период - календарный год.
Исчисление суммы налога в этом случае производится по следующим ставкам:
Вид экономии на процентах
Налоговая ставка, % от налоговой базы
За пользование заемными средствами для налоговых резидентов Российской Федерации
35
За пользование кредитными средствами для налоговых резидентов Российской Федерации
13
За пользование заемными (кредитными) средствами налогоплательщиками-нерезидентами Российской Федерации
30
Налог исчисляется налогоплательщиком при подаче налоговой декларации за 2001 г. и уплачивается равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
Пример. Индивидуальный предприниматель 1 января 2001 г. предоставил налогоплательщику заем 9000 руб. на 3 года под 10% годовых с уплатой процентов в конце каждого года с одновременным погашением 1/3 займа. Ставка рефинансирования на дату выдачи займа составила 25% годовых.
Индивидуальный предприниматель принимает обязанности уполномоченного представителя налогоплательщика по уплате налога.
Материальная выгода за 2001 г.:
Мв = [9000 руб. х (3/4 х 25%) х 365 дней : 365] - 9000 руб. х 10% х 365 дней : 365 = 787,50 руб.
Сумма налога, удерживаемая с налогоплательщика, - 275,63 руб. (787,50 руб. х 35%).
Переходящий остаток займа на 2002 г. - 6000 руб.
Материальная выгода в 2002 г.:
Мв = [6000 руб. х (3/4 х 25%) х 365 дней : 365] - 6000 руб. х 10% х 365 дней : 365 = 525 руб.
Сумма налога - 183,75 руб. (525 руб. х 35%).
Переходящий остаток займа на 2003 г. - 3000 руб.
Материальная выгода в 2003 г.:
Мв = [3000 руб. х (3/4 х 25%) х 365 дней : 365] - 3000 руб. х 10% х 365 дней : 365 = 262,50 руб.
Сумма налога - 91,88 руб. (262,50 руб. х 35%).
При приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, размер материальной выгоды (налоговой базы) соответствует величине превышения цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Понятие "взаимозависимые лица" определено ст.20 НК РФ.
Датой получения дохода считается дата приобретения товаров (работ, услуг) или прочего имущества.
Налогообложение производится налоговыми агентами или самим налогоплательщиком по следующим налоговым ставкам:
Материальная выгода, полученная приобретения товаров (работ, услуг)
Налоговая ставка, % от налоговой базы
налогоплательщиком - налоговым резидентом Российской Федерации
13
налогоплательщиком, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации
30
Пример. Подчиненный заключил с начальником договор купли - продажи, предметом которого выступает дачный домик. Договорная цена сделки 200 000 руб. Рыночная стоимость имущества - 290 000 руб.
Налоговая база возникает у налогоплательщика (начальника) в момент перехода права собственности на имущество до договору.
При условии, что у налогоплательщика на момент возникновения обязанности по уплате налога нет прав на налоговые вычеты, налоговая база совпадет с размером материальной выгоды - 90 000 руб. (290 000 руб. - 200 000 руб.)
Сумма налога составит 11 700 руб. (90 000 руб. х 13%).
Налогоплательщик обязан подать по месту своего постоянного пребывания налоговую декларацию до 30 апреля года, следующего за годом приобретения дачного домика, и уплатить налог в общеустановленном порядке.
Третий вид материальной выгоды - выгода от приобретения ценных бумаг. Размер материальной выгоды в этом случае устанавливается как сумма превышения рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. Рыночная стоимость ценных бумаг определятся с применением порядка, изложенного в ст.40 НК РФ.
Датой получения дохода считается дата приобретения ценных бумаг, то есть дата перехода права собственности, указанная в договоре или на самой ценной бумаге.
Материальная выгода формируется при приобретении ценных бумаг только в случае, если они получены безвозмездно или приобретены по ценам ниже рыночных. Рыночная цена акции соответствует ее котировке на бирже. Если по каким-либо причинам рыночная цена не определена, она приравнивается к номинальной стоимости ценной бумаги.
Налогообложение производится налоговыми агентами или самим налогоплательщиком по следующим налоговым ставкам:
Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг)
Налоговая ставка, % от налоговой базы
налогоплательщиком - налоговым резидентом Российской Федерации
13
налогоплательщиком, не являющимся резидентом Российской Федерации
30
Пример. Налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, приобрел у юридического лица, взявшего на себя обязанности налогового агента, 1000 акций российского предприятия по номинальной стоимости 100 руб. за акцию. Биржевая котировка акции составила на дату приобретения 109 руб. за акцию.
Сформировалась материальная выгода в размере 9000 руб. [(109 руб. - 100 руб.) х 1000 акций].
Налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет налог в сумме 3000 руб. (9000 руб. х 30%).
Определение налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения производится в порядке, определенном ст.213 НК РФ и подтвержденном разд.II-3 Методических рекомендаций.
При определении налоговой базы не учитываются:
- суммы страховых взносов, уплачиваемые работодателями за своих работников по договорам обязательного страхования;
- суммы страховых взносов, уплачиваемые работодателями за своих работников по договорам, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;
- суммы страховых взносов, уплачиваемые работодателями за своих работников по договорам добровольного пенсионного страхования с 1 января 2001 г. в размерах, не превышающих 10 000 руб. в год на одного застрахованного (участника фонда), а с 1 января 2002 г. в размерах, не превышающих 2000 руб. на одного застрахованного (участника фонда) (ст.18 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). При превышении размера страховых взносов над указанными лимитами с суммы разницы между уплаченным взносом и верхней границей нормы взимается налог по ставке 13% с налоговых резидентов и 30% с лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством;
- доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахованных лиц;
- доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, в случае если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований;
- доходы, полученные в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований.
Датой получения дохода считается день выплаты налогоплательщику суммы страхового возмещения (обеспечения) (в том числе перечисления средств на его счет или счет указанного им лица) или день уплаты работодателем страхового взноса за работника.
Пример. Организация уплачивает за работников в 2003 г. страховые взносы по добровольному негосударственному пенсионному страхованию в размере 2700 руб. в год. Налоговая база составит по каждому работнику 700 руб. в год (2700 руб. - 2000 руб.). Налог удерживается налоговым агентом в сумме 91 руб. (700 руб. х 13%).
Налоговые вычеты.
Новое законодательство в области налогообложения доходов физических лиц предлагает существенно обновленную систему налоговых вычетов.
Отдельные налоговые льготы, предоставленные налогоплательщикам законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации до вступления в силу гл.23 НК РФ (в части сумм, зачисляемых в их бюджеты), продолжают действовать и сегодня - до истечения срока, на который они были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, они прекращают свое действие решением законодательных (представительных) органов Российской Федерации.