Рефераты

Особенности инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Ростовской области

p align="left">Значительно увеличился объем иностранных инвестиций. В 2005 году в область поступило 412 млн. долларов, что на 56,7 процента больше уровня 2004 года.

Для поступательного развития экономики темпы роста инвестиций в 2006-2009 годах должен быть не ниже 107 - 109 процентов и инвестиции в большей части должны направляться в производственную сферу. Доля инвестиций в валовом региональном продукте в 2006-2008 годах должна составлять 20,5 процента. Реализация ряда крупных инвестиционных проектов в электроэнергетике, производстве транспортных средств и оборудования, металлургии, пищевой промышленности, реализация национальных проектов позволит обеспечить необходимые темпы роста объема инвестиций.

Активное участие Ростовской области в реализации федеральных целевых программ способствует положительной динамике ее развития. В 2003-2005 годах объекты и мероприятия федеральных целевых программ были профинансированы в объеме 11,2 млрд. рублей, из них финансирование объектов федеральной собственности составило 9,8 млрд. рублей (87,3 процента от общего объема), объектов областной и муниципальной собственности - 1,4 млрд. рублей (12,7 процента). В 2006 году на территории Ростовской области предусматривается реализация 16 федеральных целевых программ. Лимит государственных инвестиций на их реализацию из федерального бюджета составляет 5,5 млрд. рублей (программная и непрограммная части) Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г..

С 2002 года в Ростовской области реализуется региональный компонент Федеральной целевой программы «Юг России», в рамках которого финансируются проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы. В 2006 году продолжается реконструкция очистных сооружений канализации в городе Ростове-на-Дону, реконструкция и расширение Донского водопровода, строительство психоневрологических интернатов в городах Ростове, Сальске, Зверево. Продолжается реализация проектов, направленных на сохранение и эффективное использование биологических ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, а также туристско-рекреационного комплекса. За время реализации указанной программы введен в эксплуатацию нефтепровод Суходольная - Родионовская в обход Украины, противотуберкулезный диспансер на 340 мест в городе Ростове-на-Дону, принимающий пациентов из республик, краев и областей Южного федерального округа, завершено строительство основного производства первой очереди Донского осетрового рыбоводного завода.

Не менее важное значение для развития Ростовской области имеют такие Федеральные целевые программы, как «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Жилище» на 2002-2010 годы, «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы», «Развитие образования на 2006-2010 годы», «Культура России (2006-2010 годы)» и другие.

В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в 2006 году осуществляется реконструкция взлетно-посадочной полосы и иного оборудования аэропорта в г. Ростове-на-Дону, Кочетовского гидроузла на р. Дон, судоходной плотины Кочетовского гидроузла. Продолжается строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального и регионального значения.

По Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы с 2002 года осуществляется финансирование приобретения жилья для отселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, для участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, беженцев и вынужденных переселенцев, реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Сдан в эксплуатацию 103-квартирный жилой дом для престарелых граждан в г. Ростове-на-Дону.

В 2006 году продолжается финансирование строительства жилья, объектов газификации и водоснабжения в сельской местности в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развития села до 2010 года».

В рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» в 2006 году начата реконструкция Донского магистрального канала, которую планируется завершить в 2015 году. Реконструкция сооружений канала позволит улучшить экологическую обстановку в районе его действия, сохранить орошаемое земледелие, наладить хозяйственно-питьевое водоснабжение сельского населения.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» в 2006 году будет завершено строительство лечебного корпуса онкологического диспансера в г. Ростове-на-Дону на 51 койко-место.

В целом федеральные целевые программы являются стимулом для повышения инвестиционной активности в Ростовской области и их реализация позволит достигнуть комплексного решения особо важных социально-экономических проблем.

На финансирование областных целевых программ и целевых мероприятий, реализуемых на территории Ростовской области, в 2006 году планируется направить 9,7 млрд. рублей средств областного бюджета, в том числе расходы инвестиционного характера составят 8,9 млрд. рублей.

Инвестиционная программа Ростовской области на 2007 год, выступая одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования, направлена на реализацию целей и приоритетных направлений социально-экономического развития, соответствующих основным положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и задачам по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 году.

Приоритетами в социально-экономическом развитии Ростовской области являются Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2007 г.:

- повышение благосостояния и качества жизни;

- сохранение устойчивых темпов экономического роста;

- усиление конкурентных преимуществ, динамичный рост производства региональной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Приоритетными направлениями в реализации цели по повышению благосостояния и качества жизни населения являются реализация национальных проектов, увеличение объемов инвестиций в данное направление, а также улучшение качества государственного управления.

В среднесрочной перспективе предполагается решить следующие задачи:

- увеличить объемы строительства жилья к 2008 году в 1,4 раза по сравнению с 2005 годом;

- выйти к 2008 году на среднероссийский уровень по обеспеченности жильем на 1 человека - 21 кв. м;

- увеличить в 2008 году число выдаваемых кредитными организациями ипотечных жилищных кредитов в 2 раза по сравнению с 2005 годом;

- выйти на стопроцентный уровень обеспеченности городского населения питьевой водой к 2008 году, сельского населения - к 2011 году;

- обеспечить стопроцентный уровень газификации жилищного фонда природным газом к 2015 году;

- увеличить долю государственных расходов на здравоохранение до 5 процентов от валового регионального продукта;

- обеспечить повышение качества образовательных услуг и улучшение условий обучения;

- обеспечить экологическую безопасность.

В развитии образования основная цель - обеспечение доступности и качества образования, формирование здорового образа жизни молодого поколения.

Для реализации этой цели предполагается в среднесрочной перспективе решение следующих задач:

- капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений;

- приобретение автобусов для подвоза детей в сельские школы;

- информатизация образования;

- развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

В сфере здравоохранения основные приоритеты Ростовской области - сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Для обеспечения этого предполагается в среднесрочной перспективе решить следующие задачи:

- укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений области, прежде всего оказывающих помощь жителям сельских территорий;

- обеспечить жителей области высокотехнологичными видами медицинской помощи;

- диспансеризация населения.

Основными целями в сфере физической культуры и спорта являются развитие сети спортивных сооружений и их эффективное использование, развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений.

При этом должны быть решены следующие задачи:

- строительство новой сети спортивных сооружений, расширение и реконструкция действующих;

- обеспечение наличия детско-юношеских спортивных школ во всех муниципальных образованиях.

В сфере жилищного и коммунального хозяйства предполагается решение следующих задач:

- модернизация коммунального комплекса;

- обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, благоустроенным жильем;

- улучшение жилищных условий граждан, обеспечение комфортных условий проживания;

- создание условий для управления многоквартирными домами, повышение качества предоставляемых услуг.

В 2007 году на территории Ростовской области будет продолжена реализация Федеральных целевых программ «Жилище» на 2002-2010 годы, «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Развитие образования на 2006-2010 годы». В рамках Федеральной целевой программы «Юг России» будет продолжено финансирование за счет средств федерального бюджета объектов социальной инфраструктуры и коммунальной сферы Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г..

При формировании программы учитывалась стратегия эффективных инвестиций в человека, улучшение качества жизни людей, заложенная в идею приоритетных национальных проектов. Опираясь на реальную ситуацию, в Ростовской области планируется реализация национальных проектов не только на 2007 год, но и на более длительную перспективу. При этом учитываются определенные проектные позиции Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2007 г..

Государственное инвестирование в 2007 году будет иметь социальную направленность. Основными направлениями выделения финансовых средств из областного бюджета станут капитальные вложения в рамках приоритетных национальных проектов в реконструкцию и модернизацию объектов социальной сферы, здравоохранения, образования и дошкольного воспитания, развитие агропромышленного комплекса, строительство и обеспечение доступным комфортным жильем населения.

При реализации национального проекта «Развитие АПК» в рамках софинансирования Федеральной целевой программы «Социального развития села до 2010 года» в 2007 году предусматривается предоставление субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов и граждан, проживающих в сельской местности.

В целях реализации национального проекта «Образование» будет осуществляться развитие учебно-материальной, методической базы, создана сеть образовательных учреждений нового типа по оказанию качественных образовательных услуг, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями для подготовки конкурентоспособных кадров по востребованным профессиям, кабинетов естественнонаучного цикла опорных сельских школ.

В 2007 году в рамках финансирования приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» будет осуществляться государственная поддержка в решении жилищной проблемы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Программой предусматривается финансирование областных целевых программ и целевых мероприятий в части расходов, связанных с приобретением оборудования и капитальным ремонтом.

В первую очередь подлежат финансированию за счет средств областного бюджета объекты, включенные в прогнозный перечень строек, объектов и мероприятий инвестиционного характера, имеющие проектно-сметную документацию и заключение Главгосэкспертизы России, финансируемые за счет средств федерального бюджета (Федеральной адресной инвестиционной программы, Федеральной целевой программы «Юг России» и других целевых программ), имеющие высокую степень готовности и подлежащие вводу в 2007 году Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г..

Действие программы способствует укреплению материальной базы и предполагает повышение уровня предоставления медицинских услуг в части диагностики и функционального исследования на 10,3 процента, уменьшение среднего срока ожидания высокотехнологической медицинской помощи до 60 дней.

За счет субсидий областного бюджета будет осуществляться реконструкция и капитальный ремонт межпоселковых муниципальных дорог в среднем по 560 км в год, или 6 процентов от сети муниципальных дорог.

Повысится уровень газификации жилищного фонда природным газом до 68,3 процента, уровень обеспечения питьевой водой городского населения до 98 процентов, сельского населения до 80 процентов. Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить жильем не менее 1100 жителей и 200 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Создание условий для повышения качества жизни и доступности социальных услуг, снижение социальной напряженности способствуют усилению инвестиционной привлекательности Ростовской области.

Источниками инвестиций в объекты социальной сферы, жилищного строительства, коммунального хозяйства Ростовской области будут средства федерального, областного и местных бюджетов, привлеченные средства финансово-кредитных учреждений и собственные средства предприятий.

Инвестиции за счет средств областного бюджета будут осуществляться на безвозвратной основе. Основные расходы, предусмотренные программой, распределяются по следующим основным блокам Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2007 г.:

- строительство и реконструкция объектов, приобретение жилья;

- развитие дорожного хозяйства;

- реализация целевых программ и мероприятий, связанных с приобретением оборудования и капитальным ремонтом;

- приобретение оборудования и капитальный ремонт, направленные на развитие социальной сферы, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, судебных, административных и правоохранительных органов, архивных и природоохранных учреждений;

- расходы, связанные с проведением выборов и референдумов;

- предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости приобретаемого жилья.

Общий объем финансирования программы из областного бюджета составит 14 579,6 млн. рублей, из них расходы Фонда муниципального развития - 8 903,4 млн. рублей. Распределение капитальных вложений областного бюджета по отраслям и направлениям приведено в таблице 3.1 Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г. (см. приложение Б).

3.2 Сравнительная динамика инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Ростовской области

В настоящее время в области фактически сформировано региональное законодательство по поддержке инвестиционной деятельности. Темпы роста инвестиций в 2006 году к предыдущему году составили 152,8 процента. Доля инвестиций в валовом региональном продукте в 2005 году составила 15,3 процента, в 2004 году - 22,8 процента Региональная инвестиционная политика : Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г..

Региональная инвестиционная политика в среднесрочной перспективе будет направлена на закрепление позитивных тенденций, сформировавшихся в экономике области, и обеспечение устойчивого экономического роста за счет дальнейшей активизации инвестиционного процесса. При этом основные меры будут направлены на:

- Обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств, подразумевающее приоритетное кредитование инновационных, энергосберегающих технологий, перерабатывающих предприятий агропродовольственного сектора;

- Привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов на основе стимулирования частного сектора, отечественных и иностранных инвесторов;

- Развитие рынка ценных бумаг, системы страхования инвестиционных рисков;

- Переориентацию финансово-кредитных учреждений на предоставление долгосрочных инвестиционных кредитов на эти цели;

- Создание залоговой (гарантийной) системы;

- Дальнейшее развитие ипотечного кредитования населения и создание сети кредитной потребительской кооперации.

Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области является программным документом Администрации области, разработанным совместно с группой консультантов и экспертов Национального агентства прямых инвестиций.

Реализация стратегии позволит привлечь средства для создания современных производств и увеличить количество эффективных рабочих мест, что положительно скажется на денежных доходах населения и его платежеспособном спросе.

К 2010 году Ростовская область войдет в пятерку регионов - лидеров Российской Федерации по темпам экономического роста и в десятку по темпу роста уровня жизни населения.

Реализация данных целей будет обеспечена за счет повышения экономической эффективности отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий Ростовской области путем привлечения значительных объемов инвестиций для их развития.

Реализация целей стратегии также подразумевает качественное улучшение инвестиционного климата региона:

- В Ростовской области будет сформировано прогрессивное инвестиционное законодательство и благоприятный налоговый режим.

- В российском и международном сообществе Ростовская область будет иметь имидж региона, привлекательного для размещения инвестиций.

- На территории Ростовской области будет функционировать инфраструктура, на высоком профессиональном уровне обеспечивающая потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти Ростовской области.

Для определения наиболее перспективных секторов экономики региона был проведен анализ конкурентного положения ведущих отраслей Ростовской области.

Прямые инвестиции рассматриваются как важный катализатор роста экономики, поскольку являются не только источником новых капиталовложений, но и, что особенно важно, открывают доступ к новым технологиям, эффективным способам управления и маркетинга.

Ростовская область заинтересована в привлечении прямых инвестиций, которые ориентированы на развитие потенциала местной промышленности, создание кластеров и технологических цепочек.

Для понимания преимуществ, которые регион может предложить потенциальным инвесторам, и определения позиций Ростовской области по данным факторам среди регионов конкурентов был проведен анализ сильных и слабых сторон Ростовской области.

В качестве потенциальных конкурентов Ростовской области определены регионы со следующими характеристиками:

- Соседние регионы, обладающие сходными географическими и ресурсными преимуществами (Астраханская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край).

- Регионы, демонстрирующие наибольшие успехи в развитии инвестиционного законодательства (Новгородская область, Ярославская область).

- Регионы, которые являются конкурентами области в ключевых отраслях экономики и промышленности (Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Башкортостан, Воронежская область, Московская область, Нижегородская область, Свердловская область, Татарстан).

Набор факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании, различается в зависимости от отраслевой принадлежности инвестора, однако, существуют характеристики, служащие индикатором инвестиционной привлекательности региона для всех типов и групп инвесторов.

Проведенный анализ показал, что по значимым для потенциального инвестора факторам Ростовская область конкурентоспособна по сравнению с соседними регионами. Конкурентные преимущества региону создают:

- транспортно-инфраструктурный потенциал;

- стоимость и надежность энергообеспечения;

- высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

- высокий научно-технический потенциал;

- высокий потребительский потенциал;

- стабильная социально-политическая ситуация;

- благоприятные климатические условия.

В качестве основных направлений повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области в стратегии привлечения инвестиций определены:

- разработка и реализация коммуникационной стратегии;

- развитие инновационной деятельности;

- совершенствование системы управления инвестиционным процессом;

- совершенствование инвестиционного законодательства;

- создание Инвестиционного Фонда развития;

- формирование системы прямого инвестиционного маркетинга;

- развитие бизнес-инфраструктуры;

- реконструкция жилищно-коммунального хозяйства;

Наибольшая эффективность в вопросах привлечения инвестиций и продвижения Ростовской области может быть достигнута за счет передачи части функций государственных органов, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности независимой профессиональной структуре.

Данная организация определяется на основании тендера и получает статус Агентства инвестиций и развития Ростовской области.

Ростовская область избирает либеральную модель инвестиционной политики и предлагает максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который будет закреплен в соответствующих нормах регионального законодательства:

- Налоговые каникулы и льготы в период окупаемости проектов, отнесенных к приоритетным, в соответствии со стратегией привлечения инвестиций, льготное налогообложение инвесторов и организаций инвестиционной инфраструктуры, участвующих в привлечении инвестиций.

- Прямое финансирование из областного бюджета или софинансирование проектов через специально созданные акционерные инвестиционные фонды, частичное страхование некоммерческих рисков, субсидии по процентным ставкам и др.

- Совершенствование условий для инвесторов, включая организацию финансирования объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и международных организаций, финансирование образовательных программ для местного персонала в рамках новых инвестиционных проектов.

Для обеспечения финансирования секторов и отраслей, определенных в качестве инвестиционных приоритетов Ростовской области будет организован Инвестиционный Фонд Ростовской области.

Цели Фонда:

- Привлечение долгосрочных прямых инвестиций в динамично развивающиеся компании региона.

- Улучшение инвестиционного рейтинга региона.

- Достижение ликвидности активов Фонда через:

обеспечение расчетных дивидендов от доходов Фонда;

публичное размещение акций Фонда на российских фондовых площадках;

продажу акций компании стратегическим инвесторам;

формирование капитала следующего фонда для реинвестиций в новые проекты на территории региона.

Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга Ростовской области

В целях привлечения в регион целевых инвесторов для приоритетных отраслей Ростовская область предполагает использовать инструменты прямого инвестиционного маркетинга.

Ориентация Ростовской области на продвижение в целевых странах не исключает рассмотрения конкретных предложений, исходящих от потенциальных инвесторов других стран. Кроме того, в отраслях с высоким уровнем концентрации, таких как производство сельскохозяйственного оборудования, основное внимание будет сконцентрировано на ведущих мировых игроках отрасли вне зависимости от их национального происхождения.

Низкий уровень развития бизнес-инфраструктуры негативно влияет на общее впечатление инвестора от конкретного региона, ограничивая возможности ведения бизнеса, и создавая общее ощущение бедности региона и неэффективности местной администрации. В рамках развития бизнес-инфраструктуры Ростовской области приоритетно инвестирование в строительство современных гостиниц и бизнес-центров, развитие сферы услуг, повышение качества международного аэропорта.

Одним из направлений увеличения инвестиционной привлекательности региона является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

Региональный и местный бюджет не в состоянии обеспечить потребности региона в реконструкции и развитии жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Одним из приоритетных направлений в этой связи следует рассматривать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в реконструкцию системы жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции.

В рамках реализации стратегии привлечения инвестиций предполагается подготовка кадров за счет бюджетных средств в рамках специализированных программ для реализации проектов, предполагающих организацию нового производства и включенных в Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ростовской области.

3.3 Приоритетные направления и сферы оживления инвестиционной активности в Ростовской области

Приоритетные направления инновационной деятельности в Ростовской области задают общий вектор научно-технического развития региона и представляют следующие сферы реального сектора экономики, в которых применение новых технологий может принести значительный эффект Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2007 г.:

- в агропромышленном комплексе - внедрение новейших технологий возделывания сельскохозяйственных культур, разработка высокомеханизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, создание новых сортов сельскохозяйственных культур, технологии искусственного воспроизводства ценных видов рыб;

- в минерально-сырьевом комплексе - разработка современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, создание новых систем глубокой переработки полезных ископаемых, обогащение и брикетирование углей, разработка высокоэффективных и экологически безопасных систем разведки нефтегазовых месторождений, добычи и транспортировки углеводородного сырья, новых технологий переработки и производства новых видов продукции;

- в электроэнергетике - разработка парогазовых установок и газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитие экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, разработка экологически чистого высококачественного энергоносителя, разработка экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния;

- в инфокоммуникационных технологиях - развитие инфокоммуникационных технологий по созданию единого информационного пространства для обеспечения эффективной деятельности органов власти, бизнеса, бюджетной сферы и оказания социально значимых услуг населению Ростовской области;

- в машиностроительном комплексе - разработка современных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации;

- в строительстве и жилищно-коммунальное хозяйстве - разработка новых строительных технологий и материалов с заданными свойствами, строительство высокотехнологичных очистных сооружений, энерго- и теплосбережения, эффективное решение проблем утилизации отходов, использование и переработка вторичных ресурсов;

- в химической и нефтехимической промышленности - разработка материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений технологий экологически чистых базовых полимеров, химических волокон, синтетических каучуков, удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств;

- в здравоохранении - разработка биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека, технологий создания лекарственных средств, технологий эффективной борьбы с факторами риска развития основных неинфекционных заболеваний, мониторинг и прогнозирование развития заболеваемости, смертности, технологий реализации возможностей телекоммуникационных систем для оказания лечебно-консультативной помощи специалистам отдаленных территорий Ростовской области;

- в транспортном комплексе - модернизация транспортной инфраструктуры, повышение технического уровня всех видов транспорта, создание экологически чистого и высокоскоростного наземного транспорта.

Приоритетными направлениями инновационного развития Ростовской области на сегодняшний день являются (рис. 3.1):

1. Развитие биомедицины и биотехнологий на основе генной инженерии, селекции, генетики и сверхкритических технологий.

2. Новейшие информационные технологии и системы, включающие:

- перспективные направления развития микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акустоэлектроника, многопроцессорные и быстродействующие супер-ЭВМ, системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода);

- развитие общесистемного и прикладного программирования, моделирования виртуальной реальности;

- региональные, межрегиональные и международные информационные системы в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а также управления и безопасности.

3. Энергосберегающие технологии и нетрадиционные ресурсы:

- принципиально новые энергосберегающие технологии;

- нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения генераторов энергии;

Отрасль/

сектор

временной период

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2010

Развитие зернового кластера

>

Развитие мясного кластера

>

Развитие молочного кластера

>

Развитие плодоовощного кластера

>

Развитие кластера по производству пива и безалкогольных напитков

>

Развитие кластера в легкой промышленности

>

Бизнес-инфраструктура

>

Строительство жилья

>

Транспортно-логистическая инфраструктура

>

Производство стройматериалов

>

Производство комплектующих для сельскохозяйственного машиностроения

>

Производство комплектующих для международных автомобильных компаний

>

Дистрибьюторский и сервисный центр автомобильных концернов на юге РФ

>

Сборочное производство для международных автомобильных компаний

>

Туризм

>

Рис3.1 Приоритетные отрасли и сферы инвестирования Ростовской области

эффективные средства и системы контроля за расходом и потерями энергии.

4. Принципиально новые материалы, обеспечивающие сокращение потребности в традиционных материалах из природного сырья, использование материалов с заранее заданными свойствами, требующими минимальной обработки.

5. Системы машин и производственных технологий новых поколений:

- CALS - технологии, системы автоматизированного проектирования производства, использования и обновления машин и оборудования;

- автоматизированные системы испытания, измерения, контроля;

- принципиально новые лазерные, плазменные, электронные, ионные, мембранные технологии;

- безотходные, экологически чистые технологии переработки сырья.

6. Авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи:

- глобальная система телекоммуникаций и экологического мониторинга;

- космические навигационные системы;

- создание коммуникационных систем по международным транспортным коридорам;

- разработка новых поколений средств воздушного, железнодорожного, водного транспорта с повышенными скоростными, энергосберегающими и экологическими характеристиками;

- развитие спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонии.

7. Оборонно-технические системы и системы безопасности новых поколений:

- оснащение вооруженных сил и сил правопорядка военной техникой нового поколения, укрепление позиций на мировых рынках вооружений;

- создание эффективных средств борьбы с терроризмом, производством и распространением наркотиков;

- разработка эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального пользования) при чрезвычайных ситуациях;

- развитие технологий двойного назначения и активное их использование в гражданских отраслях.

8. Рекреационные услуги, индустрия туризма и спорта.

Инновационная политика Ростовской области должна быть ориентирована в:

- агропромышленном комплексе - на расширенное воспроизводство плодородия почв, внедрение новейших технологий при возделывании сельскохозяйственных культур, развертывание зональных высокомеханизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; создание межрегиональных центров племенной работы, систем промышленного семеноводства, на создание новых сортов сельскохозяйственных культур;

- минерально-сырьевом комплексе - на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, создание новых систем глубокой переработки полезных ископаемых, обогащение и брикетирование углей, внедрение и развитие современных угледобывающих комплексов, а также развитие высокоэффективных и экологически безопасных систем разведки нефтегазовых месторождений, добычи и транспортировки углеводородного сырья, новых технологий переработки и производства новых видов продукции, в том числе используемых в строительстве;

- электроэнергетике - на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе; развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики; получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива; разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния;

- транспортном комплексе - на обновление и дальнейшее развитие парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий погрузки-разгрузки, повышение технического уровня всех видов транспорта, создание регионального логистического центра;

- инфокоммуникационном комплексе - развитие инфокоммуникационных технологий по созданию единого информационного пространства для обеспечения эффективной деятельности органов власти, бизнеса, бюджетной сферы и оказания социально значимых услуг населению Ростовской области;

- машиностроительном комплексе - на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления продукции, применения современных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации, на разработку и внедрение в производственные секторы экономики новых поколений воздушного, железнодорожного и водного транспорта;

- строительстве и ЖКХ - на разработку и внедрение новых строительных технологий и материалов с заданными свойствами. Одним из ключевых приоритетов должно стать повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет бесперебойного обеспечения населения качественной питьевой водой, строительства высокотехнологичных очистных сооружений, энерго- и теплосбережения, эффективного решения проблем утилизации отходов, создание центров использования и переработки вторичных ресурсов;

- легкой промышленности - на создание технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов, производство конкурентоспособных по цене и качеству материалов и изделий, широкое освоение автоматизированных систем управления технологическими процессами и автоматизированных методов проектирования и дизайна конкурентоспособной продукции;

- производстве потребительских товаров - на создание и развитие технологий по выпуску импортозамещающих компонентов и материалов, что позволит осуществить восстановление полного цикла производства конкурентоспособных отечественных видов сложной бытовой техники, обеспечивающего повышение качества и безопасности товаров, а также создание их потребительского разнообразия;

- химической и нефтехимической промышленности - на внедрение материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений технологий получения экологически чистых базовых полимеров, химических волокон, синтетических каучуков, удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств на базе автоматизированных блочно-модульных систем, а также катализаторов и мембран новых поколений;

- микробиологической (биотехнологической) промышленности - на создание технологических процессов, обеспечивающих снижение энерго- и материалоемкости производств, биотехнологических процессов производства и переработки сельскохозяйственного сырья, повышение глубины переработки сельскохозяйственных продуктов животного и растительного происхождения, создание на основе сверхкритических технологий новых конкурентоспособных ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности;

По данным Ростовского центра научно-технической информации, приоритетными проектами, позволяющими Ростовской области в сравнительно короткий период осуществить значительный технологический прорыв, являются проекты, связанные с организацией технологического кластера по развитию сверхкритических технологий. При соответствующей организационной и финансовой поддержке создание технологического кластера и центра освоения сверхкритических технологий может позволить развить целый шлейф высокотехнологичных секторов экономики, закрепив тем самым приоритет и лидерство Ростовской области в этом технологическом направлении www.donland.ru.

Ситуация, сложившаяся в 2006 году в инвестиционной деятельности, характеризуется положительной динамикой увеличения капитальных вложений предприятий и организаций области.

За 11 месяцев 2006 года в экономику Ростовской области поступило инвестиций в основной капитал в размере 68,6 млрд. рублей, что на 41,4% превысило аналогичный период 2005 года. По темпам роста данного показателя Ростовская область значительно опережает другие регионы ЮФО, а по абсолютному значению уступает лишь Краснодарскому краю.

Объем инвестиций на душу населения начиная с 2000 года вырос в 2,8 р. и составил в 2005 году 13896,0 млн. рублей (5028,5 млн. рублей в 2000 году). В 2006 году, только по итогам 11 месяцев, данный показатель составил 15988,4 млн. рублей. Все же объем инвестиций на душу населения в Ростовской области отстает от среднероссийского почти в 2 раза. Одной из причин отставания является то, что плотность населения в Ростовской области в 5 раз выше среднероссийского уровня рис. 3.2.

Рис. 3.2. Инвестиции в основной капитал по полному кругу предприятий по итогам 11 месяцев 2006 года в регионах ЮФО

Сложившаяся положительная динамика по освоению инвестиций позволяет утверждать, что прогнозируемая сумма инвестиционных вложений в размере 74 млрд. рублей по итогам 2007 года будет достигнута рис. 3.3.

* - объем инвестиций за 2005 год в целом представлен по уточненным данным 2006 года.

Рис. 3.3. Динамика инвестиционной деятельности (по полному кругу предприятий), млн. рублей

Сравнительный анализ видовой структуры инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что в 2006 году, по сравнению с прошлым, произошли изменения в части перераспределения объемов инвестиций между инвестициями в жилищное строительство, машины и оборудование и инвестициями в здания (кроме жилых) и сооружения. Так, доля инвестиций в здания и сооружения увеличилась на 12 процентных пункта, при снижении ее на жилищное строительство, приобретение машин и оборудования. Существенное влияние на увеличение доли инвестиций в здания и сооружения оказало значительное освоение инвестиций при строительстве магистральных газопроводов, второго блока Волгодонской АЭС, производственных мощностей на ООО «РЭМЗ» и индюшиной фабрике компании ООО «Евродон», а также крупного торгового центра «ИКЕА&МЕГА»

Анализ размещения инвестиций в основной капитал среди городов и районов области выявил неравномерность их распределения.

Более половины инвестиционных вложений в экономику области приходится на города. При этом 61% от общего объема инвестиций городов области приходится на предприятия и организации г. Ростов-на-Дону. Данная ситуация объясняется сложной диверсифицированной структурой промышленности г. Ростова-на-Дону, благоприятным инвестиционным климатом, концентрацией бюджетных средств. При этом необходимо отметить снижение инвестиционной активности в целом по сравнению с 2005 годом предприятий Ростова-на-Дону (снижение на 1,1% к уровню 2005 года), Азова (снижение на 35,6% к уровню 2005 года), Новочеркасска (снижение на 37,5% к уровню 2005 года) и Новошахтинска (снижение на 14,4% к уровню 2005 года) www.donland.ru.

Одновременно в 2006 году наблюдается инвестиционная активность крупных и средних предприятий, расположенных на шахтерских территориях. Так, в г. Зверево объем освоенных инвестиций превысил показатель 2005 года в 15 раз в связи с техперевооружением на ОАО «Шахтоуправление «Обуховская» (объем инвестиций 157 млн. рублей). В г. Каменск-Шахтинске рост в 2,3 раза был достигнут в основном за счет инвестиционной деятельности крупного предприятия химической промышленности ОАО «Каменскволокно». При прогнозируемой сумме капитальных вложений на 2006 год в размере 11,2 млн. рублей данным предприятием фактически освоено за 9 месяцев 168,1 млн. рублей на строительство цеха по выпуску коврового жгута.

Заслуживает внимание ситуация, складывающаяся в инвестиционной сфере сельских районов области. Так в 2006 году практически во всех районах (за исключением Белокалитвинского, Заветинского, Куйбышевского, Морозовского, Обливского, Сальского, Тацинского, Целинского, Шолоховского районов) наблюдалась повышенная инвестиционная активность. В 12 районах области объемы осваиваемых инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями увеличились более чем в 2 раза. Минимальный объем инвестиций (до 15 млн. рублей) среди сельских территорий заявлен крупными и средними предприятиями Боковского, Заветинского, Усть-Донецкого и Советского районов.

Необходимо отметить, что 7% инвестиций в основной капитал приходится на областные организации, такие как филиал «Ростовэлектросвязь» ОАО «ЮТК», ОАО «Ростовэнерго», ГУП РО «Донэнерго», ОАО «Ростоврегионгаз», филиал СКЖД ОАО «РЖД», ГОУП «Ростовоблсторйзаказчик» и др. По сравнению с итогами 9 месяцев 2005 года их доля в объеме инвестиций крупных и средних предприятий области снизилась на 5,3% www.donland.ru.

При этом необходимо отметить возрастание роли предприятий других субъектов РФ, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области. Их доля в общем объеме инвестиций составила 21,9%, что на 20,5% больше аналогичного периода 2005 года.

Характеризуя инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий области по видам экономической деятельности, следует отметить следующее.

В 2006 году рост объема привлекаемых инвестиций в АПК области (на уровне 161,8%) в основном обеспечен за счет развития животноводства в соответствии с реализацией направления «Ускоренное развитие животноводства» приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основной целью которого является обеспечение расширения доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов рис. 3.5.

Определяющее влияние на увеличение объемов привлекаемых инвестиций в «оптовую и розничную торговлю» оказала реализация единичного инвестиционного проекта - строительство торгового центра «ИКЕА&МЕГА» в Аксайском районе области.

Небольшое снижение инвестиционной активности наблюдалось в электро-, газо- и водоснабжении, что связано с медленным освоением средств на строительстве второго энергоблока Волгодонской АЭС. Ожидается, что по окончанию года все средства, предусмотренные на 2006 год, на строительство второго энергоблока АЭС будут освоены. Это в свою очередь положительно скажется на динамике осваиваемых инвестиций по данному виду деятельности.

Рис. 3.5. Удельный вес инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 9 месяцев, в процентах

В 2006 году в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования произошел значительный сдвиг в сторону увеличения доли привлеченных средств (на 10,3%). Основными источниками здесь выступают средства вышестоящих организаций (строка «прочие»). Вследствие все большей доступности кредитных ресурсов значительно увеличилась доля кредитов банков и заемных средств других организаций, направляемых на инвестиционные цели. На их долю приходится около 19% в общем объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий (за аналогичный период 2005 года - около 15%).

Среди элементов привлеченных финансовых ресурсов, направленных на инвестиционные цели, следует отдельно рассмотреть использование бюджетных средств. Сравнительный анализ этого источника инвестирования показал, что у крупных и средних предприятий доля бюджетных средств по итогам 9 месяцев т.г. уменьшилась более чем на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, но в абсолютном значении данный показатель превысил уровень 2005 года на 1,15% (в сопоставимых ценах).

В 2006 году продолжено оказание государственной поддержки за счет средств областного бюджета в форме субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам для реализации инвестиционных проектов рис. 3.6.

Рис. 3.6. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования крупных и средних предприятий, в процентах к итогу

Проведенный анализ инвестиционной деятельности показал, что в целом уровень инвестиционной активности в области достаточно высок и соответствует имеющемуся потенциалу.

Заключение

Проведена комплексная оценка инвестиционной привлекательности Ростовской области. Основное внимание уделено анализу инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и разработанной законодательной базе территории, являющихся главными критериями, формирующими инвестиционный климат региона. На основе статистических данных и рейтингов, собранных из различных информационных источников, показан высокий уровень привлекательности Ростовской области для отечественных и иностранных инвесторов.

Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих, зачастую разнонаправлено.

Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами мира: Euromoney, Fortune, The Economist.

Уместно вспомнить, что Россия является федеративным государством, состоящим из 89 относительно самостоятельных субъектов (регионов). С этой точки зрения, Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).

Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг.

Проведенный анализ позволит составить полное представление о рассматриваемом регионе и поможет потенциальному инвестору целенаправленно определить степень рисков предполагаемых капиталовложений.

Принято разделять инвестиционные вложения по следующим видам: а) прямые - вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор; б) портфельные (финансовые) - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности; в) реальные - финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. включая затраты оборотного капитала; г) проектные - кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта;

Инвестиционный климат определяется совокупностью имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала (инвестиционный потенциал) и группой переменных факторов риска инвестирования (инвестиционный риск).

Инвестиционный риск служит вторым главным показателем инвестиционного климата и оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска: а) политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения; б) экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе; в) социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности; г) криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений; д) экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды; е) финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов; ж) законодательный - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Базируясь на вышеизложенной теоретической основе и данных рейтинговых агентств, определим инвестиционную привлекательность Ростовской области для потенциальных кредиторов. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», Ростовская область значительно улучшила свои позиции и в последние годы уверенно вошла в десятку лидеров со следующими показателями: а) 1В по инвестиционному рейтингу (высокий потенциал - умеренный риск); б) A+ по кредитному рейтингу региона (высокий уровень надежности при незначительном риске несвоевременного выполнения взятых на себя обязательств).

Рейтинг «А+» с позитивными перспективами означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.

Высокий рейтинг Ростовской области определяется высоким экономическим потенциалом и развитой транспортной инфраструктурой, позитивной динамикой ключевых индикаторов, высоким инвестиционным потенциалом, низким уровнем долговой нагрузки, профицитным исполнением бюджета, высоким качеством управления финансами, хорошей кредитной историей, информационной открытостью.

В качестве факторов, сдерживающих рейтинговую оценку Ростовской области, риска можно отметить: невысокое значение ВРП на душу населения, зависимость от федерального бюджета, высокую долю сельхозпроизводства, невысокий уровень диверсификации налоговой базы.

Таким образом, на основании проведенного комплексного анализа инвестиционной привлекательности, можно утверждать, что Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом, определяемым благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, выгодным географическим положением, развитым финансовым и страховым секторами, мощной транспортной инфраструктурой, наличием квалифицированного научно-технического персонала.

Необходимо отметить еще одно немаловажное преимущество Ростовской области по отношению к другим регионам России. Экономика этого региона характеризуется достаточно высокой диверсификацией. В ней представлены промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание. В промышленности наибольший удельный вес имеют машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.

Дополнительным благоприятным фактором, увеличивающим инвестиционную привлекательность Ростовской области, является выгодное географическое положение, наличие железнодорожных и автомобильных магистралей федерального значения, морских и речных портов, международного аэропорта и выхода к морю, определяет важное конкурентное преимущество области как коридора, связывающего центр России с южными направлениями. По плотности автомобильных дорог Ростовская область опережает общероссийский показатель, что является свидетельством развитости транспортной инфраструктуры региона.

Показательно, что по основным макроэкономическим показателям Ростовская область демонстрируют в последние годы позитивную динамику развития. При этом необходимо учесть, что Ростовская область не располагает нефте- и газодобывающим экспортным потенциалом, который во многом обеспечивает рост ВВП в России.

Таким образом, Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что в частности находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Доля иностранных инвестиций в Ростовской области в объеме инвестиций в РФ в 2003 году составила 0.76% против 0.37% в 2002 году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2003 года составляет 21.2% (по РФ в ВВП - 16.4%).

В целом качество управления региональными финансами заслуживает высокой оценки. В пользу этого свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. В 2003 году собственные доходы областного бюджета увеличились на 20.1% (с учетом инфляции - на 3.8%).

В заключении отметим, что Ростовская область в последние годы значительно улучшила инвестиционную привлекательность, путем повышения инвестиционного рейтинга, и уверенно вошла в десятку регионов-лидеров. Прослеживается тенденция неизменного потепления инвестиционного климата, который послужит гарантированной основой привлечения крупных капиталовложений в экономику Ростовской области и создаст надежный задел для перманентного динамичного развития всех отраслей региона, который способствует общему повышению качества уровня жизни всех категорий населения.

Список использованной литературы

Постановление Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. №26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». // Информационно-правовая база «Гарант»

Постановление Правительства РФ от 19.12.97 №1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». // Информационно-правовая база «Гарант»

Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. №1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». // Информационно-правовая база «Гарант»

Приказ Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ от 7 февраля 1996 г. №2 «О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями». // Информационно-правовая база «Гарант»

Письмо Минюста РФ от 26.07.99. №5893-ЭР «О регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями».

Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2007 г.

Андреев А. Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике. М., 2005.

Акинфиев, В.К. Анализ инвестиций и бизнес-план. Методы и инструментальные средства - М.: Ось-89, 2007.

Басенко А.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма, - Ростов-на-Дону 2006, 85-97 с.

Балацкий Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 2006, №10, с. 40-49.

Бугоян И.В. Проблемы проектирования и управления экономической системы: инвестиционный аспект. М. 2007 г.

Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект, 2004.

Грохолинский А., Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика, 2006, №6, с 131-141.

Игонина Л.Л. Инвестиции - М.: Экономист, 2004.

Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. - СПб.: Финансы и статистика 2007

Кураков Л.П., Инвестиционная политика в современных условиях. М.: Республика, 2005.

Климова, Н.И. Инвестиционный потенциал региона / Н.И. Климова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007.

Караваев В. Региональная инвестиционная политика. // Инвестиции в Россию, №2, 2005, с. 12-15.

Ковалев, В.В. Инвестиции. - М.: Р-Проспект, 2005.

Чекшин В.И. Экономическая оценка инвестиций. - Электросталь: ЭПИ МИСиС, 2005

Чжун Ми Кен. Инвестиционная ситуация в России и правительственные мероприятия по ее улучшению. Деп. рукопись. - М., 2004

Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг, №5, 2004, с. 38-54.

Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, №9, 2004, с. 69-79.

Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения. // Вопросы экономики, №9, 2005, с. 57-68.

Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. - 2004. - №5. - с. 17-22.

Арцшевский М., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики // Экономист. М. - 2004. - №1.

Боссерт В.Д. Инвестиционный проблемы реформируемой экономики России. // Экономика. Предпринимательство. Окружающая Среда. 2006 г., №1.

Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М. - 2006. - №3.

Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты М.: «Банки и биржи», 2003-199 с.

Заверюха А.Х., Ульянов Е.В., Меньшикова О.А. Концептуальные подхода к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы - М., 2005 - №1.

Региональная инвестиционная политика: Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г.

Ройзман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. 2006, №3

Сафронов Б., Мельников Б. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2005 г. // Инвестиции в России. 2006, №1.

Селезнев А. Условия активности инвестиционного процесса // Экономист.2006, №4.

Финансовые и инвестиционные рынки России // Налоги, инвестиции, капитал, 2005, №2

Харитонова В. Инвестиционный климат в регионе: оценка и анализ. // Финансы в Сибири, 2005, №3.

Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / - М.: Буквица, 2004.

10-й рейтинг рейтингового агентства «Эксперт РА»

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты