Рефераты

Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике

1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана

1.3 Налоговые системы развитых стран

2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан

2.1
Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан

2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан

3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях

3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан

3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии.

Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан - демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Однако процесс преобразования сложившихся в течение нескольких десятилетий "социалистических" общественных отношений в так называемые "рыночные отношения", осуществление реальной независимости и обретение суверенитета молодого государства оказались непростыми и породили немало трудностей и проблем. Возник кризис в экономике. Появились безработные, стали едва ли не нормой невыплата заработной платы и пенсий, результатом которых стали забастовки в ряде регионов Республики. Как теперь осознано многими, в стране резко упал уровень общественного и правового порядка.

В послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" содержится перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, "носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации".

В Послании Президента страны народу Казахстана "Стабильность и безопасность страны в новом столетии" по этому поводу в частности сказано следующее: "Открытая экономика и интеграция в мощные мировые экономические зоны - единственный способ выживания нации и государства. Не только в экономике, но и в политике попытки изобретения особого пути обречены на провал. Казахстан не может пойти вразрез с мировыми тенденциями. Открытое общество без демократии не построишь".

Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Углубляющим фактором неэффективности налогообложения является отсутствие психологического и экономического восприятия, статуса налогоплательщика с позиции прав и обязанностей.

Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, потому любым способом надо защищаться от него. К тому же в последнее время налоговый пресс резко усилился. Если в развитых странах доля налогов (суммарно) в валовом национальном продукте составляет до 13% с небольшим, то в Казахстане эта доля близка к 65%. Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицитность государственного бюджета. Кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности. И главным из них является отнюдь не перепроизводство, а наоборот дефицитность в экономике, носящее хронический характер. И в наших условиях такая политика будет иметь негативные последствия. Даже если уровень инфляции и дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.

Понятие сущности налогов и налогообложения, налоговой системы необходимо не только для нахождения путей и моделей эффективности ее перестройки, но и, прежде всего для самих граждан и субъектов хозяйствования для понимания ими статуса налогоплательщиков, их прав и обязанностей. Нужно сломать устоявшиеся стереотипные представления о том, что государство содержит нас. Это мы налогоплательщики, содержим государство, а посему должны уметь грамотно контролировать использование наших средств - действительно ли они идут на укрепление экономики, на защиту наших прав, как собственников.

Важнейшей стратегической задачей в части совершенствования нормативно-законодательной налоговой базы Казахстана является разработка проекта Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Сейчас Министерство государственных доходов работает над дальнейшим совершенствованием положений проекта Налогового кодекса, более четким законодательным оформлением взаимоотношений фискальных органов и налогоплательщиков, в том числе и с целью повышения паритетной ответственности налогоплательщиков и налоговых органов по безусловному выполнению своих обязательств.

В условиях непростой экономической ситуации налоговые органы страны являются важнейшим рычагом системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов казахстанцев. В настоящее время есть положительные сдвиги по собираемости налогов, улучшения качества администрирования.

Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование совершенствования функционирования современной налоговой системы как важного фактора, обеспечивающего устойчивое развитие экономики. Поставленная цель определила содержание дипломной работы, которая сводится к решению следующих задач:

- на основе теоретических концепций ведущих направлений современной рыночной экономики выявить закономерности формирования налоговой политики как важнейшего инструмента (формирования) государственного регулирования экономики;

- исходя из закономерностей формирования налоговой системы выявить принципы формирования рациональной налоговой системы;

- оценка функционирования налоговой системы Республики Казахстан в переходный период;

- исследование налоговой системы как составляющей экономической безопасности страны;

- выявление направлений совершенствования налоговой системы на базе нового Налогового кодекса 2001 г.;

- совершенствование налогового администрирования.

Методология исследования. В качестве методологии данной дипломной работы использованы основные положения теории устойчивого развития. В основу положен диалектический метод, использованы исторический и системный подход, статистический, формально-юридический, метод сравнительного анализа и комплексного подхода.

Предметом исследования является механизм налоговой политики как важнейшего инструмента регулирования рыночной экономики.

Объектом исследования является налоговая система Республики Казахстан.

Структура и объем дипломной работы состоит из введения, основной части (включающей 3 главы и 7 подразделов), заключения и списка использованной литературы, приложения.

1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике.

Одной из функций государственной власти является налогообложение и взимание налогов. Налоги являются не только одним из основных источников дохода государства, но и методом системы управления экономикой, влия
ющей на все сферы жизни общества - социальную, культурную, научно-техническую, внешнеполитическую и т.д. Налоговый механизм воздействует на общественное производство, его динамику и структуру.

Налоги как обязательные сборы, взимаемые государством, возникли еще в древности. Самой древней формой налога можно считать пожертвования, кстати, не всегда носившие добровольный характер. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Позже возникла и "светская десятина" - налоги, взимаемые государством. Например, в Древней Греции свободные граждане не платили налогов. На ранних этапах существования Древнего Рима в мирное время налогов не было, но в военное время вводились налоги в соответствии с доходами граждан.

В империи Чингисхана все жители обязаны были платить 10% налог от своих доходов. Основной налог - "выход", взимался баскаками хана. Позже русские князья сами стали собирать дань и отправлять в Орду. Размеры выхода стали определяться договором между ханами Орды и великими князьями. По свидетельству С.М.Соловьева причиной конфликта между Дмитрием Донским и ханом Мамаем явилось нежелание русского князя уплачивать дань, какую его предки "платили ханам Узбеку и Чанибеку, Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним и самим Мамаем".

Проблемой налогообложения занимались многие экономисты, философы, политики разных времен. Опыт истории показал, что разумные налоги способствовали укреплению стабильности государства и экономическому росту. Никто не станет отрицать необходимость налогов в любом государстве для содержания аппарата управления, армии, социальной сферы. Но существует и граница, за которой увеличение налогов угнетает сбережения и инвестиции, начинается деградация экономики, утрачиваются стимулы к инвестированию, экономическому росту, эффективному расходу ресурсов общества. Увеличение налогового бремени приводит к тому, что значительные средства уходят из сферы, связанной с экономическим ростом, уходят в недвижимость, коллекционирование и т.д. Непосильные налоги заставляют предпринимателей вкладывать деньги не в отечественное производство, а в деятельность оффшорных компаний, в экономику других стран.

Ситуация в 70-х годах ХХ века в США и странах Западной Европы, характеризовавшаяся спадом производства и ростом безработицы, привела к многочисленным дискуссиям о поисках путей выхода из создавшегося экономического положения. Группа экономистов, сторонников "экономики предложения" - их называли сэпплай-сайдерами (supply-siders) - выступили за упрощение налоговой системы и снижение предельных налоговых ставок, что, создав стимулы для инвестиций, для дополнительных рабочих мест, приведет к экономическому росту и увеличению налоговой базы. Поэтому снижение налоговых ставок будет компенсироваться ростом налоговой базы, т.е. того объема экономической деятельности, которая подлежит налогообложению. В 1981 году конгресс США принял закон, упорядочивавший налоговую систему и снизивший налоги. Результатом стал рост темпов развития 3-3,5% в год и 9 лет устойчивого развития экономики впервые в истории США ХХ века.

В истории Казахстана было много трагических событий. В составе Российской империи страна пережила изъятие 45 миллионов десятин земли у казахского населения. Затем первая мировая война, восстание 1916 г., революция 1917 г. Период 1918-1920 гг. в Казахстане связан с политикой "военного коммунизма" и продовольственной диктатуры. Продовольственная разверстка проводилась специальными военными формированиями - продотрядами, у разоренного населения отбирались "излишки" продовольствия, начался голод. Результатом принудительных мер стали восстания в 1921 г. в нескольких уездах, которые были жестоко подавлены.

История Казахстана 20-30 гг. - это история непрерывного насилия над мирным населением: изъятие скота, насильственный переход к оседлости, репрессии и голод. Государственные эксперименты разоряли экономику страны, приводили к гибели миллионов людей. В начале 60-х гг. в СССР был провозглашен лозунг: "Догоним и перегоним Америку по производству продукции на душу населения!" Население выплачивало огромные налоги, ограничили личное подворье, сельское хозяйство пришло в упадок, начался продовольственный кризис. Столкнувшись с угрозой голода, новое руководство страны снизило налоги и ликвидировало ограничения на крестьянские хозяйства.

С обретением независимости в 1991 году Казахстан встал на путь серьезных изменений в политико-экономическом устройстве государства. При этом, не было никаких сомнений по поводу того, что применение традиционных инструментов управления хозяйством, в числе которых были плановые задания предприятиям по выпуску продукции и эффективности ее производства, централизованно устанавливаемые цены, фонды и лимиты на поставки продукции и приобретение ресурсов, резко утратили свою действенность.

Первые годы процесса преобразований происходили на фоне общей либерализации общественной жизни, в ходе которого деформировались и исчезали интересы и стимулы, заставлявшие работать административную систему управления. В результате в стране наблюдалось нарастание материально-финансовых диспропорций, связанных с воспроизводством дефицита продукции и ресурсов, ускорением роста инфляции и обесцениванием доходов населения. В то же время откладывание радикальных преобразований с каждым месяцем увеличивало социальную напряженность и придавало будущим масштабным преобразованиям потенциально все более болезненный характер.

В целях предотвращения негативных последствий командно-административной системы управления народным хозяйством и перехода к рыночным отношениям правительство республики начало осуществлять комплекс мер по реформированию всего социально-экономического устройства, в том числе и налогового.

С 1992 года началась работа над совершенствованием налоговой системы. Снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам - основной перечень требований, которым отвечал Закон Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

Основными принципами Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" явились принцип справедливости, который рассматривается в двух аспектах. Первый из них - достижение так называемого "горизонтального равенства", которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях. Второй - соблюдение "вертикального равенства" перед законом обязательств налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Практически это означает, что в настоящее время обложение доходов физических лиц производится с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале.

Следующими по значимости основополагающими принципами реформирования налоговой системы являлась ее максимальная простота, экономическая нейтральность налогообложения, минимизация и сопоставимость налоговых ставок. Введением в действие Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" был сделан первый важный шаг к созданию действительно цивилизованной и эффективной налоговой системы. Так, вместо действовавших в Республике Казахстан 45 видов налогов и сборов и еще 6 видов отчислений в, так называемые целевые фонды, осталось 19 видов налогов и сборов.

Во избежание уклонения от налогов при применении предприятиями трансфертных цен был введен механизм корректировки облагаемого дохода налогоплательщика на разницу в этих ценах. Для стимулирования процессов акционирования предприятий было установлено окончательное налогообложение у источника выплаты дивидендов по единой льготной ставке 15 процентов, а их сумма учитывалась как в составе совокупного дохода предприятия, так и в составе вычетов. В целях повышения инвестиционных стимулов, заинтересованности в обновлении парка основных средств и совершенствовании производства было предусмотрено увеличение норм амортизации и сокращение затрат, упрощенный порядок их расчета.

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Важным отличительным нововведением стала отмена с июля 1997 года кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений. Данный переход был обусловлен тем, что существовавший кассовый метод приводил к искажению данных в налоговом учете и, соответственно, к искажению налогооблагаемой базы, так как доходы исчислялись по кассовому методу, а вычеты формировались по методу начислений. Введение метода начислений способствовало усилению финансовой дисциплины и созданию условий для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них. Так, если в 1997 году доля неденежных расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 году - уже 0,16 %, то, начиная с 1999 года, все расчеты с бюджетом в республике производятся "живыми деньгами".

Социальный налог, введенный с 1 января 1999 года, заменил целую систему уплачиваемых платежей во внебюджетные фонды, такие как Государственный центр по выплате пенсий в размере 15 процента от фонда оплаты труда, накопительный пенсионный фонд в размере 10 процентов от фонда оплаты труда, фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 процентов от фонда оплаты труда, фонд социального страхования в размере 1,5 процента и фонд занятости в размере 2 процентов от фонда оплаты труда. В целом отчисления во внебюджетные фонды производились в размере 31,5 процентов от фонда оплаты труда.

Введение социального налога, заменившего отчисления в ряд внебюджетных фондов, было вызвано необходимостью систематизации и эффективного использования средств на социальные нужды, поступавшие ранее в многочисленные внебюджетные фонды.

Социальный налог был установлен в размере 26 процентов, а с 1 июля 2001 года был снижен до 21%. При этом база исчисления социального налога существенно не отличалась от базы исчисления взносов в вышеназванные Фонды.

Максимальная ставка подоходного налога с физических лиц была снижена с 40 % до 30 %.

С целью поддержания и развития субъектов малого бизнеса Законом установлена упрощенная система налогообложения.

Для физических и юридических лиц, преимущественно работающих с наличными денежными средствами или имеющих ограниченное число занятых в них работников, был установлен порядок уплаты налога на основе патентов или упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих земельные участки на праве землепользования, был введен единый земельный налог, заменивший для данной категории налогоплательщиков другие налоги.

Из Закона были исключены дорожный налог, сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации, сборы на социальное обеспечение, за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты.

Изменения в экономике Казахстана, произошедшие с момента проведения налоговой реформы 1 июля 1995 года, множество подзаконных актов диктовали необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы.

В связи с чем, в июле 2001 года был подписан Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), который введен в действие с 1 января 2002 года. При этом сохранилась экономическая основа, заложенная в Законе Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

Налоговый кодекс - единый кодифицированный документ, включивший в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен ограниченный перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана.

Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижение сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам.

Следует отметить, что разработка Налогового кодекса велась в тесном сотрудничестве с экспертами МВФ, ЮСАИД, МЦНИ и других международных организаций. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения.

В то же время ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом кодексе. В нем предусмотрено 9 видов налогов и 9 платежей, а также 12 видов сборов, носящих разовый характер, уплата которых производится в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступления в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные налоги (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей.

Налоговая система - болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, Правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.

В рамках дальнейшего коренного реформирования экономики страны Президент РК Н.А.Назарбаев предложил разработать ряд программ. В частности, и по улучшению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, которая сделает положение юридических и физических лиц более справедливыми. Это должно снять преграды, препятствующие росту бизнеса и инвестиций, стабилизировать финансовое положение государства.

О налогах и связанных с ними явлениях у нас стали говорить недавно. Это обусловлено в первую очередь новыми рыночными отношениями, где роль денег значительно возрастает и где налоги, превращаются в один из главных источников финансового состояния государства. Налог - обязательный атрибут любого государства. Но его определение в литературе достаточно неоднозначно.

Экономические признаки налога.

1. Налог - это материальный платеж, то есть уплата налога всегда выражает отчуждение имущества налогоплательщика (как правило, денежных средств) в пользу государства.

2. Налог - это безвозвратное взимание денег. При уплате налога имеет место одностороннее движение стоимости: от плательщика к государству и только.

3. Подоходный налог является безэквивалентным платежом. Выражаясь экономическим языком, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Проще говоря, подоходный налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, а выступает безвозмездным изъятием денег.

4. Налог порождает стабильные экономические отношения, чем отличается, скажем, от административного штрафа, который, заметим, обладает многими из вышеназванных признаков налога.

5. Налог характеризуется наличием объекта обложения. Не существует налога в форме взимания денег просто так, - любой налог взимается по поводу наличия или совершения чего-либо, то есть при наличии объекта налогообложения.

6. Налог всегда носит индивидуально определенный характер, то есть всегда существует объект платежа в виде конкретного юридического или физического лица. Без своего объекта (то есть плательщика) налог не существует, хотя бы в силу той причины, что в этой ситуации будет не с кого получить деньги.

7. Для налога характерен определенный размер платежа.

8. Фиксированность сроков уплаты налога. Налог характеризуется тем, что имеет четко определенные сроки уплаты. Например, авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу должны быть уплачены не позднее 20 числа каждого месяца. Окончательный расчет (уплата) по корпоративному подоходному налогу по итогам налогового периода должен быть произведен не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу (которая, в свою очередь, должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, и так далее. Сроки уплаты налога выступают составным элементом налогового обязательства. Нарушение этих сроков влечет ответственность налогоплательщика в виде пени и штрафов в установленных размерах.

9. Сумма налога всегда идет в доход государства, чем налог отличается от всякого рода сборов и платежей, которые могут устанавливаться в рамках негосударственных структур (например, вкладов в уставные капиталы (фонды) хозяйственных товариществ, партийных членских взносов, пожертвований в негосударственные благотворительные фонды и тому подобное).

Что же такое "налоги"? Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имуществом. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Например, подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам, учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

Пример: в подоходном налоге налоговая единица - рубль, тенге или марка; в поземельной - 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном - 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

субъект налога (лицо, которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.

носитель налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилизационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих расходов.

2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.). регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пример: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Таким образом, тенденции эволюции налогового механизма свидетельствуют о наличии глубинных кризисных процессов как в сфере производства и в отношениях к собственности, так и в поведенческой мотивации отечественного предпринимательства. Результатом проявления указанных тенденций является подрыв доходной базы государственного бюджета и резкое ослабление его способности в должной мере выполнения его основных функциональных обязанностей, обеспечение безопасности и обороны, защиту прав граждан, не говоря уж о прямых ассигнованиях в экономику как важнейшем условии для ее успешного роста.

1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана.

Законодательство Республики Казахстан и, прежде всего Конституция страны провозглашают высшими ценностями в государстве человека, его жизнь, права и свободы, а одним из основополагающих принципов деятельн
ости Республики - экономическое развитие на благо всего народа.

На бюджет государства тяжелым грузом ложатся все расходы по социальному обеспечению значительной части населения, а также расходы в области образования, здравоохранения и других областях.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ и мероприятий. Обеспечение государством конституционных прав граждан в социальной и экономической сфере основано именно на государственном бюджете и на налоговых поступлениях.

Пункт 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан провозглашает право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. В этой конституционной норме закреплена обязанность государства обеспечивать для работающих на предприятиях как государственной так и негосударственной форм собственности безопасные условия труда. Следовательно, на названных предприятиях, в организациях и учреждениях средства на расходы по обеспечению безопасных условий труда идут из республиканского и местного бюджетов. Что касается социальной защиты от безработицы, то это тяжкий груз также лежит на бюджете государства, на Фонде занятости, которые формируются, в том числе и за счет налоговых поступлений и взносов от работодателей.

Всем известно, что наше налоговое законодательство по сравнению с другими отраслями права отличается своей нестабильностью, нечеткостью, что характерно и для других развивающихся стран в переходный период. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что наше налоговое законодательство в состоянии постоянного совершенствования.

В основе налоговой системы лежит налогообложение, при установлении и осуществлении которого государственные органы должны руководствоваться общепризнанными принципами, обеспечивающими реализацию и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. К таким принципам относятся следующие:

публичность налогообложения;

справедливость налогообложения;

равенство налогоплательщиков;

единство налоговой системы Республики;

законодательная форма установления налогов;

определенность налога.

Рассмотрим некоторые из этих принципов:

Принцип справедливости предполагает всеобщность и равное налогообложение, так как статья 35 Конституции Республики Казахстан, которая установила обязанность каждого платить налоги, распространяется на всех лиц на территории Республики, являющихся налогоплательщиками. При этом недопустимо установление дополнительных или превышающих ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождение налогоплательщика и иных неправовых оснований.

Принцип законодательной формы установления налогов предполагает установление их законом, принятым законодательным органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Недопустимы дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законом. Один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за определенный период времени.

Принцип определенности налога имеет важное значение в целях предотвращения нарушения равенства граждан перед законом в части налоговых отношений. Налоговый закон должен быть конкретным, содержать существующие элементы налоговых обязательств, его нормы должны быть действительно нормами прямого действия. Ясность формулировок, не допускающая двусмысленного толкования нормы налогового закона, является гарантией охраны прав налогоплательщиков.

В настоящее время задача увеличения налоговых поступлений в бюджет стала настолько актуальной, что это осознают и сами налогоплательщики. Азиатский финансовый кризис и аналогичный кризис в России обозначили целый комплекс проблем, и основной из них является защита отечественного товаропроизводителя. Значительную роль в этом деле играет обустройство пограничных зон Казахстана. Если южные границы нашего государства с Китаем более или менее защищены, то остальная часть границы прозрачна. И мы уже сейчас начали испытывать все "прелести" единого таможенного пространства стран СНГ. Давление дешевого российского, узбекского и киргизского товара на рынках ощущается все сильнее. И не понимать негативного влияния этого на становление отечественного производства опасно.

Для решения данных проблем в нашей стране необходим комплексный подход, и важная роль здесь принадлежит системе налогообложения. Налогообложение - это инструмент, с помощью которого государство может и должно отрегулировать экономическую ситуацию в стране. Но при этом добиваться увеличения налоговых поступлений в бюджет необходимо не утяжелением налогового пресса, что, как показала практика, работает на сокращение налогооблагаемой базы, а посредством расширения налогового поля за счет снижения налогового бремени. Ведь ни для кого не секрет, что весьма значительная часть налогоплательщиков уходит от уплаты налогов в тех случаях, когда сумма налогов превышает предельно допустимую, то есть экономически безопасную для осуществления той или иной налогооблагаемой деятельности. Как свидетельствует международный опыт, оптимальный предел налогового бремени не должен превышать 36% облагаемого дохода.

Средний совокупный налог в странах ЕЭС составляет 50-55% от доходов, в Казахстане он достигает 70%. Результаты непомерного налогового бремени в масштабах государства также известны в международной практике: чем выше налоги, тем в большей степени подвержена разбалансированности финансово-экономическая система страны, что мы и наблюдаем у нас в Казахстане. В такой ситуации возможностей для расширения производства нет.

Снижение фискального бремени поможет не только увеличить ресурсы для капиталовложений, но и сыграет важную регулирующую роль. Рассмотрим налог на добавленную стоимость (далее НДС). В Швейцарии его величина составляет 6,5%, в Германии - 15%, в России пока - 20%, хотя там и решается вопрос о снижении его до 10-15%, в Казахстане ставка НДС составляет 16%. Уменьшение НДС в нашей стране даже до уровня германского уже позволит снизить цены на товары и услуги, что само по себе даст определенный социальный эффект, а кроме того, будет способствовать росту вкладов населения в банках, тем самым увеличит их ресурсы для кредитования народного хозяйства, что в итоге увеличит конкурентоспособность продукции отечественного производства. А сегодня казахстанские рынки и магазины заполнены импортируемыми пищевыми продуктами, которые в состоянии производить наша промышленность.

Чтобы понять, как влияет современный механизм налогообложения на ситуацию в экономике Казахстана, рассмотрим вкратце на микроэкономическом уровне результат этого влияния на среднестатистическое казахстанское предприятие, которое в целом отражает экономическое состояние многих предприятий различных отраслей промышленного производства. Сразу же представим атмосферу, в которой существует наше предприятие. Это необязательность партнеров, негибкость структуры самого предприятия, инфляционный процесс, невысокий уровень менеджмента, постоянный надзор и контроль инстанциями различных уровней. Непомерное налоговое бремя усугубляет условия, в которых пытается выжить наш товаропроизводитель. Налог на добавленную стоимость, сохранивший от своего назначения, по сути, только название стимулирует лишь иммобилизацию денежных средств. Возврат денег, переплаченных в бюджет по НДС, растянут во времени, за которое происходит определенное их обесценивание. Кроме того, реализация продуктов по цене увеличенной на 20% становится проблематичной вследствие снижения ее конкурентной способности в условиях весьма ограниченной платежеспособности покупателей. Последние изменения, касающиеся освобождения от НДС производителей сырья, проблемы не решают, так как в этом случае налог ложится на плечи предприятия перерабатывающей промышленности. Цена готовой продукции с НДС от этого не меняется. То есть происходит всего лишь перераспределение обязанностей по уплате НДС. Ранее существовавшая льгота для предприятий, имеющих оборот менее 1000 МРП (месячный расчетный показатель), к сожалению, аннулирована.

Предприятие, начинающее свою деятельность и вследствие ограниченности средств, работающее на арендованном оборудовании в арендуемом здании, расходы на ремонт в целях поддержания производственных средств в рабочем состоянии должно осуществлять за счет дохода. Значит, в идеале вновь открытое предприятие, чтобы иметь возможность выжить в условиях существующей системы налогообложения и инвестировать средства в расширение производства, должно иметь собственное новое оборудование, а также иметь собственное новое производственное помещение. В нынешней ситуации в случае ремонта собственных средств предприятие ремонтные затраты на вычеты может отнести только в размере 10% от стоимостной суммы группы основных средств, что изначально не позволит ему быть рентабельным. Как видится, разработчиками действующей системы налогообложения предполагалось, что предприятие с момента своего открытия должно располагаться в новеньком производственном помещении с новыми станками и другим новым оборудованием.

Помимо уменьшения налогового бремени нужны и специальные меры, стимулирующие инвестирование. Инвесторам необходимы налоговые льготы, причем для любого проекта - в промышленности, торговле, общепите и т.д. Возможно, что прибыль, направленная на развитие производства, должна освобождаться от налогообложения.

Таким образом, при формировании налоговой политики важно учитывать и экономические интересы государства, и другие аспекты, но все же права, свободы и законные интересы налогоплательщика - физического лица должны быть поставлены во главу угла. Важно так сформулировать нормы закона, чтобы налогоплательщик осознавал необходимость платить налоги, чтобы налоговые органы не могли принимать такие инструкции, которые исказили бы волю законодателя, выраженную в норме закона, в ущерб интересам рядового налогоплательщика.

1.3 Налоговые системы развитых стран

По структуре налогообложения большинство развитых стран подразделяются на две группы: страны, где наибольшую долю составляет прямое налогообложение (США и др.), и государства преимущественно с косвенным налогообложением (страны ЕС и др.)

Для налоговой системы США характерно параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным источником пополнения бюджета.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц является личный доход от некорпоративного бизнеса, из которого при налогообложении вычитаются "деловые издержки", связанные с его получением (расходы на ведение предпринимательской деятельности, на транспорт, на спецодежду и др.). Обложению подоходным налогом подлежат все доходы физических лиц - заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, поступления от индивидуальной предпринимательской деятельности. При начислении данного налога учитываются некоторые особенности налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья и т. д. Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам, т. е. увеличивается по мере роста дохода. Однако при превышении доходом определенного уровня начитает действовать регрессивная шкала налогообложения.

Альтернативой налоговой системе США является налоговая система стран - членов ЕС. Доля подоходного налога в странах ЕС меньше доли налогов на потребление.

Значительный интерес представляет система налогообложения ФРГ, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Важнейшим налогом на потребление в ФРГ является налог на добавленную стоимость (НДС). Наряду со стандартной ставкой действует льготная, которая распространяется на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и другие услуги общественного назначения. Не облагаются налогом поставки товаров на экспорт, для морского флота и гражданской авиации, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами.

Япония не относится к указанным двум основным группам, так как доли подоходного налога и налогов на потребление равны. Значительные средства правительство Японии получает от отчислений во внебюджетные фонды. К этим отчислениям относятся взносы на социальное страхование и обеспечение лиц наемного труда. В части, уплачиваемой лицами наемного труда с заработной платы, такие взносы относятся к прямым налогам, а в части дополнительных сборов, включаемых в цену производимых товаров и услуг и перекладываемых на потребителя - к косвенным.

Источником финансирования социального обеспечения являются фонды государственного социального страхования, средства государственного и местного бюджетов, пенсионные фонды предприятий. Фонды государственного социального страхования создаются за счет взносов трудящихся (прямых вычетов из доходов) и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются доходами, полученными от их инвестиционной деятельности. Взносы на социальное страхование являются обязательными и представляют собой форму налогового платежа.

В последние годы правительства большинства развитых стран приступили к реформированию национальных систем налогообложения, что способствовало снижению ставок некоторых видов налогов.

В числе важных причин снижения ставок налогов - поддержка деятельности местных компаний и стимулирование притока иностранных инвестиций в страну. Примером может служить Ирландия, где низкий "потолок" корпоративного налога обеспечивает увеличение притока капиталовложений из-за рубежа. В то же время в Германии, например, несмотря на высокопрофессиональную рабочую силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений.

Таким образом, низкие налоговые ставки не всегда означают, что в данной стране и низкое налоговое бремя, поскольку величина последнего зависит также от налогооблагаемой базы и налоговых скидок.

2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан

2.1 Анализ развития налоговой системы

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и изменений налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом.

Резкое увеличение количества налогоплательщиков с многообразием форм собственности привело к усложнению хозяйственного и налогового учета, что в свою очередь затруднило контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и, прежде всего, своевременности и полноты уплаты налогов и платежей.

В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло три этапа.

В течение первого этапа налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) в республике функционировали более 40 видов налогов:

1. Общегосударственные налоги;

2. Общеобязательные местные налоги;

3. Местные налоги.

Условия чрезмерного налогового бремени (наличие 43 видов общегосударственных, местных, в том числе обязательных налогов, повышенные размеры ставок), экономическая и финансовая дестабилизация заставили изыскивать новые пути по обеспечению более целенаправленной, скоординированной и комплексной бюджетной политики.

Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235. Основными задачами третьего этапа явились усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточна оптимальна. Но изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктовали необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране и разработки Налогового кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты и усиления ответственности. С 1 января 2002 года введен в действие Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года № 209- II, чему предшествовала огромная работа по обсуждению проекта учеными, налоговыми органами и самими налогоплательщиками. За последние четыре года экономическое развитие Казахстана характеризуется высокими темпами экономического роста, опережающим ростом инвестиций в основной капитал, укреплением финансового потенциала, сокращением безработицы и повышением реальных доходов населения. В определенной степени это связано с совершенствованием налоговой системы республики. За период с 1993 года уровень налоговой нагрузки, как отношение доходов бюджета к ВВП, выглядит следующим образом:


© 2010 Рефераты