Рефераты

Организация налогового учёта в организации

Организация налогового учёта в организации

3

Оглавление

Введение

Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ

§1.1. Система основных положений налогового учета

§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета

§1.3. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе

Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.

§2.1. Постановка создаваемой организации на налоговый учёт

§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета

§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации

§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу

Глава 3. Перспективы развития системы налогового учета в России

§3.1. Основные результаты налоговой реформы в России

§3.2. Автоматизация налогового учета

§3.3. Совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной дипломной работе «Организация налогового учета в организации» была предпринята попытка разобраться в действующей системе налогового учета в российских организациях, выделить её особенности и пути оптимизации налогообложения предприятий.

Актуальность темы исследования. С 01.01.02 с вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учёта, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учёта, особенно в части порядка исчисления производственных расходов.

В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, - минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учёта достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учёта.

Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, нормативно-правовые документы, учебники и учебные пособия по налогам и налогообложению. К исследованию применен системный подход с использованием методов экономического, сравнительного, факторного анализа, а также другие методы исследования.

Основой исследования является теория научного познания в её конкретных приложениях. Использован диалектический метод при изучении организационно-методических и учетно-правовых закономерностей предмета и объекта исследования.

Эмпирической и информационной базой послужили нормативные, справочные данные; экспертные разработки и оценки российских ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; официальные статистические и аналитические материалы, учебная литература по налогам и налогообложению, а также материалы научно-практических конференций филиала РГСУ в городе Ош.

Нормативно-правовую основу дипломного исследования составили законодательные и нормативные документы Российской Федерации.

В рыночных условиях выбор правильного налогового режима играет важную роль в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В процессе написания дипломной работы нами была затронута очень важная проблема - это проблема учёта доходов и расходов организации, уплаты и возмещения НДС, учёт отчислений по ЕСН и прочих налогов и платежей в бюджет. Мы считаем, что решение этих вопросов имеет принципиальное значение в вопросах формирования налога на прибыль предприятий, а также других налогов и платежей в бюджет и отчислений по ЕСН. И как справедливо отмечал Джон Сандерленд, судья Верховного суда США - «Право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешённых законами средств никем не может быть оспорено» Эшатова А.Т. Оптимизация налогообложения малого бизнеса в Кыргызской Республике://Вестник филиала РГСУ в г. Ош 2005 г., № 3. .

Целью дипломной работы явилось исследование особенностей налогового учёта российских организаций, налогового механизма государства, налогового регулирования и специфики применения налогового законодательства в отношении хозяйствующих субъектов при несоблюдении принципов и правил налогового учёта, выявление перспектив развития российских предприятий через налоговое регулирование субъектов хозяйственной деятельности, выявления проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта, правильность определения налоговой базы при использовании этих двух систем. В связи с тем, что объём работы очень ограничен, а предприятие по месту прохождения практики ООО «Икар» обанкротилось, материалы преддипломной практики в работе не рассматриваются.

Достижение цели исследования обеспечивалось решением следующих научных и практических задач:

ь определить экономическое, учетное, правовое, фискальное содержание налогового учета, его место и роль в налоговой системе РФ;

ь выявить взаимосвязи и отношения между бухгалтерским и налоговым учетом, сходства и принципиальные различия их методов и принципов;

ь изучить организационно-методическую основу ведения налогового учета по налогу на прибыль применительно к порядку, введенному Главой 25 НК РФ;

ь раскрыть принципы ведения специального и смешанного вариантов организации налогового учета;

ь проанализировать подходы к организации смешанного налогового учета, разработать методику контроля правильности ведения налогового учета по налогу на прибыль.

С целью более детального понимания перспектив реформирования системы налогового и бухгалтерского нами был проведен обзор результатов налоговой реформы и перспектив совершенствования налогообложения организаций в России.

Считаем, что данная дипломная работа может иметь практическое применение для разрешения многих проблем, так как затрагивает интересы предприятий и организаций всех отраслей экономики. А правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок, правильный выбор и реализация учётной политики могут обеспечить организации не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счёт экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Структура дипломной работы: оглавление, введение, три главы, с разделением на параграфы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций

§1.1. Система основных положений налогового учета. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ

В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт.

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт -- это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Согласно Налоговому кодексу РФ информация о налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.

Организация обязана разрабатывать приказ об учётной по литике организации для целей налогообложения, который ут верждается соответствующим приказом руководителя.

Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

В связи с изменениями, введёнными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учёта в организациях. Налоговый учёт доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учёта и становится самостоятельным направлением учёта фактов хозяйственной жизни организаций.

В настоящее время в практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учёта:

1. Формирование данных налогового учёта на счетах бухгалтерского учёта.

2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта.

3. Ведение учёта по правилам налогового учёта.

1. Первый подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 Налогового Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ.

В статье 313 записано: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учёта, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта".

Этот подход к ведению учёта менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Основная идея "встраивания" налогового учёта внутрь бухгалтерского учёта базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учёте могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учёта. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учёте.

Так курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, списанная дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском и налоговом учёте отражаются в составе внереализационных доходов и даты признания доходов и расходов совпадают. Не совпадают подходы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета по амортизации основных средств, расходов на НИОКР, суммовых разниц у покупателя и поставщика и других доходов и расходов. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учёта реквизитами и /или дополнительно вести расчёты и ведомости налогового учёта.

Очевидно, что применение первого подхода наиболее осуществимо сегодня, так как не требует значительных затрат времени и денежных средств. При этом каждая организация-налогоплательщик должна четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета. Для средних и малых предприятий, а также организаций, ведущих учёт вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход можно на постоянной основе.

Применение первого подхода также может быть первоначальной стадией

2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта - Данный подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта, а также регистры налогового учёта и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учёта.

Вполне понятно, что осуществление второго подхода возможно только в системе компьютерной обработки данных, поэтому на рынке программных продуктов предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных организаций. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета. Предварительно должно быть проведено обследование системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. На основе понимания сходств и различий бухгалтерского и налогового учета и задачи оптимизации налогообложения разрабатывается концепция налогового учета (далее по тексту - Концепция) и учётная политика для целей налогообложения. Концепция и учётная политика служат основанием для разработки стандарта налогового учёта, который является техническим заданием для внедрения выбранного программного продукта. Практическое осуществление данного подхода требует значительных затрат времени и средств организации.

3. Ведение учёта по правилам налогового учёта - Такой подход основан на ведении учёта по правилам налогового учёта, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку учётных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчётности, так как согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", достоверной и полной считается отчётность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту.

Требования к системе налогового учёта и составлению отчётности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учёта определяют:

 -- объекты учёта;

 -- правила группировки доходов и расходов;

 -- порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

 -- методы налогового учёта;

 -- требования к составлению регистров налогового учёта.

Основные правила составления отчетности определяют:

 -- налоговый и отчётный период;

 -- ставки налога;

 -- алгоритм расчёта налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.

Для целей налогового учёта применяется следующая группировка доходов:

 -- доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

 -- внереализационные доходы;

 -- доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

Расходы группируются:

-- на расходы, связанные с производством и реализацией;

-- внереализационные расходы;

-- расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы, связанные с производством и /или реализацией подразделяются на 4 группы:

-- материальные расходы;

-- расходы на оплату труда;

-- суммы начисленной амортизации;

-- прочие расходы.

Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.

Определен особый порядок признания расходов по:

-- формированию резервов по сомнительным долгам;

-- гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

-- определению расходов при реализации товаров;

-- отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учёта:

1. -- метод начисления

2. -- кассовый метод.

Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учёта различен.

При определении расходов методом начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:

 -- прямые расходы

 -- косвенные.

Разделение расходов на прямые и косвенные связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчёт налога на прибыль.

К прямым расходам на производство и реализацию относятся:

1. расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

2. расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

3. расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

4. единый социальный налог, начисленный на расходы по оплате труда;

5. суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.

В концепции налогового учёта излагаются способы налогового учёта имущества и хозяйственных операций. Это способы учёта:

1. состояния объектов основных средств и начисления амортизации основных средств;

2. доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

3. расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком;

4. доходов от реализации покупных товаров, стоимости реализованных покупных товаров и прямых расходов по покупным товарам;

5. доходов от реализации и выбытия амортизируемого имущества, остаточной стоимости реализованного амортизируемого имущества и расходов, связанных с его реализацией;

6. доходов от реализации прочего имущества, цены приобретения реализованного прочего имущества и расходов, связанных с его реализацией;

7. доходов от реализации прав требования как реализации финансовых услуг, стоимости реализованного права требования;

8. доходов от реализации права требования до наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования до наступления срока платежа;

9. доходов от реализации права требования после наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования после наступления срока платежа;

10. убытка, образовавшегося при уступке права требования;

11. доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств; расходов и убытков обслуживающих производств и хозяйств, понесенных при реализации товаров, работ и услуг; убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств;

12. убытков прошлых лет обслуживающих производств и хозяйств с расчетом сумм, учитываемых в уменьшение прибыли обслуживающих производств и хозяйств отчётного периода;

13. внереализационных доходов, в том числе доходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

14. внереализационных расходов, в том числе расходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

15. прямых расходов незавершенного производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

16. прямых расходов, принимаемых к уменьшению налогооблагаемой базы при реализации товаров, (работ, услуг) собственного производства;

17. расходов и убытков будущих периодов;

18. доходов по операциям с ценными бумагами, а также доходов в виде дивидендов;

19. расходов на ремонт основных средств;

20. расходов на освоение природных ресурсов;

21. расходов на формирование НИОКР;

22. расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;

23. расходов на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

В концепции налогового учёта излагается перечень и порядок расчетов:

1. налоговых баз и (или) исключений из налоговых баз;

2. доходов при безвозмездном получении имущества;

3. рыночных цен по однородным или идентичным товарам, работам, услугам;

4. сумм резерва на конец отчетного периода;

5. убытка от реализации амортизируемого имущества, принимаемого для целей налогообложения;

6. убытка при реализации права требования как реализации финансовых услуг;

7. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.1 НК РФ;

8. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.2 НК РФ;

9. убытков будущих периодов по истечении 45 дней от даты уступки права требования;

10. убытка обслуживающих производств и хозяйств, не учитываемых для целей налогообложения;

11. суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, учитываемых в уменьшение прибыли текущего периода;

12. остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ) и корректировки суммы прямых расходов;

13. расходов по торговым операциям;

14.  корректировки амортизации по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование и переведенным на консервацию;

15. суммы списания убытков, уменьшающих налоговую базу отчетного (налогового периода).

Концепция налогового учета может реализоваться в стандарте налогового учета (для компьютерной обработки данных) или в инструкции по заполнению налоговых регистров (для обработки данных в электронных таблицах или вручную).

Критерии признания расходов - В налоговом учёте признаются только те расходы, которые экономически целесообразны, связаны с деятельностью, направленной на извлечение дохода, и подтверждены документами (ст. 252 НК РФ). Причем документы должны быть оформлены в соответствии с российским законодательством.

Если расход одновременно можно отнести к нескольким группам, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет. Расход может быть учтен в налоговом учёте только один раз.

При определении расходов методом начисления они признаются в том отчётном периоде, в котором они были произведены. При определении расходов кассовым методом в налоговом учете они признаются после того, как будут оплачены.

Включение в расходы покупной стоимости товарно-материальных запасов - К издержкам обращения не относится покупная стоимость товара. Термин "покупная стоимость товара" используется в НК РФ для обозначения стоимости товара согласно условиям договора купли-продажи. Покупная стоимость товара учитывается в составе расходов при их реализации в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

При реализации покупных товаров доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения этих товаров (покупную стоимость). Стоимость товаров определяется одним из четырех методов, утвержденных в учётной политике для целей налогообложения:

1. по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

2. по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

3. по средней стоимости;

4. по стоимости единицы товара.

Требование налогового законодательства о создании регистров налогового учета поставило российские компании перед необходимостью вести три вида учёта -- управленческий, бухгалтерский и налоговый. Чтобы минимизировать затраты на ведение различных видов учета, необходимо автоматизировать учетную функцию и интегрировать налоговый учет с системами бухгалтерского и управленческого учета.

Особенности налогового учёта кассовых операций - Общие требования по организации налогового учёта установлены статьей 313 НК РФ. Статьей 313 НК РФ установлено, что налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учёта

Понятие налогового учёта является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учёта и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой -- минимизировать обусловленные этим издержки.

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с НК РФ определена также цель налогового учета -- формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

- налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

- применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

- непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;

- основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ.

Законодательством также предусмотрены различные варианты обобщения информация для целей налогового учета. Налогоплательщик может выбрать одну из схем формирования налоговой декларации.

Рассмотрим подробнее варианты взаимодействия финансового и налогового учета при формировании налоговой отчетности (рис. 1).

Рис. 1. Варианты формирования налоговой отчетности

Преимуществом первого варианта является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющей бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документа.

Недостатком такой схемы является ее высокая стоимость по сравнению с другими вариантами, связанная с привлечением большего числа дополнительного персонала, со значительным увеличением объема учетных документов.

Преимуществом второго варианта является относительно небольшой объем учетной работы.

Однако комбинированные регистры могут быть использованы в случае сходных методов группировки данных в финансовом и налоговом учете, при разных правилах учета они не применимы. Например, когда организация применяет разные способы начисления амортизации в налоговом и финансовом учете применение комбинированных регистров нецелесообразно.

При различных правилах учета желательно наряду с финансовыми и комбинированными регистрами применять аналитические регистры налогового учета. Такая схема позволяет в максимальной степени использовать данные финансового учета и сближает налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии.

Разработка комбинированных регистров налогового и финансового учета предполагает дополнение существующих регистров необходимыми реквизитами. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.

Рассмотрев в динамике проблему взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения и оценив отечественный опыт в построении моделей их сосуществования, можно сделать вывод, что национальная концепция развития системы бухгалтерского налогового учета должна строиться исходя из следующих ключевых принципов (рис. 2).

Рис. 2. Ключевые принципы системы налогового учета

Принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения заключается в создании системы учета, отвечающей рыночной экономике. При формировании соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения.

Методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот.

Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостность учета, а с другой -- приводила к системному формированию информации, нужной для налогообложения. Это позволит реализовать одну из основных целей бухгалтерской отчетности -- обеспечить все группы заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп.

Существующая же система налогового учета не позволяет оценить влияние отдельных элементов и статей доходов и расходов на величину отклонения налогооблагаемой прибыли от учетной. Отсутствие возможности установить взаимосвязь налоговой и бухгалтерской прибыли не позволяет инвесторам оценить влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности организации. Более того, без знания факторов, которые влияют на величину налоговой базы, определяя ее отклонения от финансового результата организации, невозможно проанализировать действующую систему налогообложения и определить те изменения, внесения которых она требует для дальнейшего совершенствования.

Принцип гармонизации системы бухгалтерского учета и налогообложения предполагает, что оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование их взаимоотношений во многом определяются сопоставимостью и однородностью понятийного аппарата вышеуказанных систем. Гармонизация применяемых системами терминов и определений приведет к согласованию объектов учета и налогообложения и, как следствие, к ликвидации противоречий, возникающих между бухгалтерским учетом и налогообложением. При разработке общих понятий следует также учитывать правовое толкование соответствующих понятий, содержащихся в нормах гражданского права.

Принцип правового взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения предусматривает, что нормы налогового законодательства должны находить отражение в правилах бухгалтерского учета и наоборот.

Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщика и государства основывается на том факте, что превалирование контрольной функции налогообложения над остальными функциями налоговой системы недопустимо, так как ведет к игнорированию государством интересов хозяйствующих субъектов.

Прозрачность системы учета предполагает, что налоговый учет в современном его виде привел к усложнению систем учета на предприятиях. Существующая налоговая методика исчисления результатов деятельности организации приводит к усложнению процедуры расчета налоговых обязательств. Появление дополнительных учетных процедур требует от налогоплательщиков увеличения штата работников и расходов на оплату труда.

§1.3. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.

Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Для сдачи отчетности устанавливается налоговый период и отчетный период.

Отчетный период -- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, -- месяц, два месяца и т.д.; первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговый период -- календарный год.

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в Налоговом Кодексе. Установлены особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов и видам деятельности:

1. -- доходов от долевого участия;

2. -- доходов простого товарищества;

3. -- по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

4. -- по доверительному управлению имуществом;

5. -- при передаче имущества в уставный капитал (фонд);

6. -- при уступке права требования;

7. -- по операциям с ценными бумагами.

Расчет налога ведется по различным ставкам (0 %, 6%, 15%, 24% - для российских организаций и 10% и 20% -- для иностранных организаций не связанных с деятельностью постоянного представительства) в зависимости от вида получаемых доходов. Сумма начисленных налогов уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Расчет налоговой базы ведется в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Организация налогового учёта в организации начинается с разработки концепции налогового учета организации. Концепция налогового учета представляет собой основные теоретические принципы ведения налогового учета и составления отчетности.

Концепция налогового учета организации включает общие положения по организации системы налогового учета, изложенные в Налоговом Кодексе, и выбранные организацией конкретные формы и способы учета доходов и расходов и порядок признания доходов и расходов.

Концепция налогового учета разрабатывается применительно к хозяйственной деятельности организации и учетной системе. Разработка может осуществляться специалистами со стороны или своими силами

При формировании концепции налогового учета конкретной организации, принимаются допущения об отсутствии отдельных объектов налогообложения, либо выборе определенного варианта налогооблагаемой базы из числа возможных.

Формы и способы ведения налогового учета зависят от:

1. -- форм и методов ведения бухгалтерского учета;

2. -- системы обработки учетных данных и организации информационной системы;

3. -- количества фактов хозяйственной жизни, которые подлежат налоговому учету;

4. -- специфики деятельности организации.

Порядок признания доходов и расходов определяется организацией в соответствии с требованиями налогового Кодекса и выбранными вариантами учета, определяемыми учетной политикой для целей налогообложения.

Разработка системы бухгалтерского и налогового учета взаимосвязана - невозможно поставить налоговый учет, не проведя анализ системы бухгалтерского учета и необходимые корректировки бухгалтерского учета.

Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации

§2.1.Постановка создаваемой организации на налоговый учет

Постановка создаваемой организации на налоговый учет осуществляется в том же регистрирующем органе (государственной налоговой инспекции), который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и вносит соответствующие записи в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Постановка на налоговый учет осуществляется после государственной регистрации юридического лица и внесения о нем сведений в ЕГРЮЛ. Организации-налогоплательщики должны стать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, подав в налоговый орган заявление по форме № 09-1 -1 «Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации».

Постановка на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения осуществляется на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. При постановке на учет в налоговом органе организации присваивается ИНН, который представляет Ю-значный цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

· код налогового органа, который присвоил ИНН;

· собственно порядковый номер о записи юридического лица в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) налогового органа, осуществившего постановку на учет, -- для организаций пять знаков;

· контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, состоящее из одного знака.

В дополнение к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП), состоящий из последовательности цифр слева направо, представляющий девятизначный цифровой код. Код причины постановки на учет присваивается организации при постановке на учет:

· по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением ИНН;

· при изменении места нахождения юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения на основании выписки из ЕГРЮЛ, поступивший из налогового органа по прежнему месту нахождения организации;

· по месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и внесения сведений в ЕГРН осуществляется на основе сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРЮЛ по форме № 5 к Правилам ведения ЕГРЮЛ.

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН и КПП, внести в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Копии документов, содержащиеся в регистрационном деле юридического лица (за исключением заявления и документа об оплате государственной пошлины) с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, направляются в налоговый орган по месту нахождения организации заказным письмом с уведомлением и с приложением описи вложения или курьерской связью для формирования учетного дела налогоплательщика. При этом в регистрационное дело юридического лица подшиваются копия сопроводительного письма, которым направлен пакет документов юридического лица, и уведомление с отметкой отделения почтовой связи о дате вручения документов юридического лица налоговому органу по месту его нахождения.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании. При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе организации по месту ее нахождения. При наделении организацией обособленного подразделения по уплате налогов по месту нахождения представляется в налоговый орган документ, подтверждающий указанные полномочия. Налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет юридического лица, выдает ему свидетельство о постановке на учет по форме № 09-1 -2 или уведомление по форме № 09-1-3.

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, месту принадлежащего ей недвижимого имущества, месту принадлежащих ей транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, обязаны сообщать по месту нахождения организации о постановке на учет и о присвоении соответствующего КПП в течение одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.

Регистрация организаций в качестве страхователей в территориальном органе Пенсионного фонда РФ: Регистрация организаций в качестве страхователей осуществляется в 30-дневный срок с момента государственной регистрации по месту их нахождения. Организации имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лип, регистрируются в качестве страхователей по месту нахождения каждого подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Регистрация организаций в качестве страхователей производится на основании Заявления о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации (см. ниже), а также представленных одновременно с ним заверенных в установленном порядке копий:

· свидетельства о государственной регистрации; учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации;

· других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации;

· свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

· письма органа статистики о присвоении кодов и классификационных признаков.

При регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения к документам, перечисленным выше, дополнительно прилагаются заверенные в установленном порядке копии:

· документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительных документов, в которые внесены дополнения о создании обособленного подразделения, положения об обособленном подразделении, распоряжения (приказа) о создании, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения);

· документов, подтверждающих исполнение обособленным подразделением обязанности организации по уплате страховых взносов по месту нахождения этого обособленного подразделения;

· свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

Заявление о регистрации страхователя-организации заполняется в соответствии с Порядком заполнения заявления о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации, изложенным ниже.

Сведения о страхователе-организации после ее регистрации вносятся в государственный банк данных по всем категориям страхователей. На каждого вновь зарегистрированного страхователя в территориальном органе ПФР заводится личное дело страхователя, в которое подшиваются документы, представленные организациями для их регистрации в качестве страхователей. Для учета страхователей, регистрирующихся в территориальном органе ПФР, ведется Журнал регистрации страхователей в территориальном органе ПФР.

При регистрации страхователю-организации вручается Извещение о регистрации в территориальном органе ПФР страхователя-организации, удостоверяющее регистрацию в качестве страхователя и содержащее необходимую информацию о регистрационном номере страхователя, о порядке и сроках уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и представлении в установленном порядке сведений о застрахованных лицах в территориальный орган ПФР. Организации при регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения вручается Извещение о регистрации в территориальном органе ПФР страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения в двух экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФР по месту нахождения организации.

Порядок заполнения заявления о регистрации в территориальном органе ПФР страхователя-организации утвержден постановлением Правления ПФР от 19 марта 2003 г. № ЗЗп. В соответствии с установленным порядком заявление заполняется в одном экземпляре и представляется в территориальный орган ПФР по месту нахождения организации, при наличии обособленного подразделения -- также по месту нахождения обособленного подразделения, одновременно с копиями заверенных в установленном порядке документов.

Сведения, указанные в Заявлении, должны соответствовать учредительным и иным документам, необходимым для регистрации. В адресной части заявления указываются наименование и код территориального органа ПФР, в который представляются заявление и другие документы, необходимые для регистрации. Полное и сокращенное наименование страхователя указываются в соответствии с учредительными документами страхователя.

Идентификационный номер налогоплательщика (далее -- ИНН), код причины постановки на учет (далее -- КПП), код налогового органа (ИМНС), в котором страхователь состоит на учете по месту своего нахождения, указываются в соответствии с документом, подтверждающим постановку организации на учет в налоговом органе. Юридический адрес включает почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, наименование района, наименование города (поселка и т.д.), наименование улицы (проспекта, переулка и т.д.), номер дома (владения), корпуса (строения), квартиры (офиса) и указывается в соответствии с учредительными документами организации или иным распорядительным документом о создании организации. Для общественных организаций и объединений приводится адрес, указанный в документе о представлении юридического адреса. В случае отсутствия у юридического лица приведенных выше адресов указывается адрес места нахождения органов организации, фактический адрес постоянно действующего исполнительного органа страхователя (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа) указывается независимо оттого, совпадает ли он с юридическим адресом. Форма Заявления о регистрации в территориальном органе ПФР страхователя-организации утверждена постановлением Правления ПФР от 19 марта 2003 г. № ЗЗп. (Приложение 1)

§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.


© 2010 Рефераты