Рефераты

Организация денежного обращения в России

p align="left">Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

Значит, в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, имея в виду возможность прекращения аккредитивных отношений до совершения платежа.

Безотзывный неподтвержденный аккредитив лишь авизуется бенефициару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам. Поставщику в этом случае приходится полагаться на проведение всех этих операций банком-эмитентом.

Безотзывный подтвержденный аккредитив означает твердое обязательство банка, которому дается поручение о подтверждении (обычно банка-корреспондента), в дополнение к обязательству банка-эмитента по платежу (акцепту, негоциации, тратты). Важно, что подтверждающий банк гарантирует выполнение своего обязательства независимо от того, может ли банк-эмитент предоставить возмещение.

Таким образом, для поставщика надежным является аккредитив безотзывный и подтвержденный обслуживающим банком. Кроме того, в спорном случае место нахождения подтверждающего банка считается местом судопроизводства, где применяется местное право. При неподтвержденном аккредитиве им является место нахождения банка-эмитента. [8, с.173]

Исходя из наличия покрытия, аккредитивы могут быть покрытые и непокрытые. Покрытие означает предварительное предоставление в распоряжение банка-корреспондента средств (покрытия) в сумме аккредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международной практике преобладают непокрытые аккредитивы.

В российской практике аккредитивная форма расчетов используется главным образом, когда она определена договором между контрагентами. В договоре предусматриваются: срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименования банка-эмитента и банка, обслуживающего получателя средств; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком, сроки их представления, ответственность перед получателем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщиком - в случае неправильной выплаты средств, вследствие нарушения условий аккредитива.

Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтверждение, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии: своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказанной продукции в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Она, однако, замедляет оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время действия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмотрена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.

Расчеты по инкассо

Инкассо - банковская операция, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) на основе расчетных документов по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Различают несколько видов инкассовых операций.

Простое (чистое) инкассо - операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основе платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера.

Документарное (коммерческое) инкассо - операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от своего клиента документы, как правило товарораспорядительные, и выдать их этому лицу только против платежа наличными (в мировой практике платежом наличными считается денежный перевод в течение 30 дней от даты представления документов) (Д/П) или против акцепта (Д/А). Применяется также инкассо с акцептом - выдача документов только против платежа (acceptance Д/Р), когда банк покупателя (инкассирующий банк) представляет покупателю переводный вексель поставщика для акцепта. Акцептованный вексель остается в этом банке вместе с документами до наступления срока платежа. По наступлению срока платежа документы выдаются после осуществления платежа.

Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются различные денежные и товарно-расчетные документы: чеки, векселя, акции, ипотеки, облигации и др.

Порядок инкассирования векселей, чеков, инкассовых поручений рассмотрен выше. Разновидностью инкассовых операций в России являются расчеты платежными требованиями. Последние в обслуживающий банк выставляются на инкассо кредитором (поставщиком) после отгрузки товаров и выписки товарных документов.

Расчеты по инкассо предусмотрены п.4 главы 46 ГК РФ. К концу 90-х годов на долю таких расчетов приходилось по отдельным регионам от 2 до 13 % платежного оборота.

Банк-эмитент, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. При этом к платежным требованиям-поручениям поставщиком прикладывались отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта (Д/А). что касается платежного требования, то в нем содержатся все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, время отгрузки и т.п. Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта. Срок для акцептанта - три дня, не считая дня поступления платежного требования-поручения (платежного требования) в банк покупателя. Учитывая, что в договорах обычно указываются сроки оплаты с учетом пересылки документов для акцепта, срока акцепта и срока зачисления средств, часто платежные требования, минуя банк, отправляются непосредственно плательщику для акцепта. Таким способом заранее выясняется возможность акцепта и оплаты товара.

В течение срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке № 1. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и подлежат оплате.

При использовании платежного требования-поручения согласие оплатить его оформлялось плательщиком подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати на всех экземплярах. После этого третий экземпляр указанного документа вместе с отгрузочными документами возвращался плательщику как расписка в приеме к проводу и совершении оплаты.

В случае отсутствия средств у плательщиков акцептованные расчетные документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотеку № 2). Об этом сообщается поставщику, и последним за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскивается пеня (от лат. "poena" - наказание) в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.

Плательщик вправе отказаться от акцепта рассмотренных платежных документов полностью или частично по мотивам, изложенным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа по установленной форме. Отказ оформляется на специальном бланке заявления об отказе от акцепта.

Полный отказ от акцепта заявляется в случаях, если товар: не заказан; не соответствует условиям договора; недоброкачественный; нестандартный; переадресован в пути другому покупателю и т.п. Частичный отказ от акцепта означает согласие на оплату части суммы счета в связи с завышением цен против договорных, отгрузкой, наряду с заказанными, незаказанных товаров, наличием арифметических ошибок и т.п. После уведомления банка об отказе от акцепта платежные документы с извещением об отказе от акцепта возвращаются непосредственно поставщику.

Изложенная форма расчетов предполагает доверительные отношения контрагентов и имеет определенные достоинства для покупателя. Так, ему нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Поставщик же, наоборот, несет риски несвоевременной оплаты счетов покупателями (в связи с ухудшением финансового положения) или вовсе неполучения средств из-за необоснованных отказов от акцепта. Поставщик также несет потери ввиду замедления оборачиваемости средств, обусловленного разрывом во времени между отгрузкой товара и получением выручки.

Первый риск уменьшается посредством получения определенных гарантий от покупателя в форме предусматриваемых в договоре правовых средств обеспечения обязательств по оплате: поручительства, банковской гарантии, залога, удержания. Для устранения второго недостатка применяются средства связи, ускоряющие доставку документов.

За рубежом инкассовые поручения широко применяются банками в процессе управления ими финансами корпораций - сложнейшего комплекса операций с денежной наличностью, управления ликвидностью, рисками и т.п., подразделяемых на две большие группы контролерскую и казначейскую. В частности, выполняя казначейскую функцию, банки максимально ускоряют инкассацию денег для крупных корпораций, "собирая" их от сотен филиалов, чтобы сосредоточить на едином счете для быстрого и прибыльного инвестирования даже малейших денежных излишков. Банки помогают нейтрализовать риск отказа покупателей от оплаты поставленной им продукции или несвоевременной оплаты. Выигрыш для банков от подобных операций состоит, во-первых, в мобилизации дополнительных пассивов и расширении депозитной базы, во-вторых, в получении дохода в виде оплаты за услуги, в-третьих, в прочном прикреплении клиентуры на обслуживание благодаря тесным взаимоотношениям с ней. Ряд российских банков весьма активно включился в такую деятельность.

Кроме указанных существуют и другие формы безналичных расчетов, такие как перевод, вексель, банковские карты.

Перевод

В переходных условиях к рыночной экономике наиболее распространенной формой расчетов стал перевод. В соответствии с классификацией Банка международных расчетов перевод подразделяется на кредитовый и дебетовый.

Кредитовый перевод. В России используется преимущественно кредитовый перевод, занимающий более 90 % платежного оборота, что обусловлено сложившимися традициями, а также отсутствием гарантии дебетовых переводов в условиях платежного кризиса. Инициатива начала кредитового перевода в банковской системе принадлежит плательщику (дебитору), дающему распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). В качестве платежного инструмента используется платежное поручение о дебетовых списаниях.

Дебетовый перевод - платеж, инициатива начала которого принадлежит кредитору (получателю платежа), направляющему в обращение платежный инструмент, подтверждающий долг дебитора (плательщика). Этим инструментом может быть вексель, чек, инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств. Рассмотрим порядок использования этих инструментов и осуществляемых на их основе переводов. [8, с.186]

Вексель

Вексель - безусловное абстрактное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника (векселедателя) или акцептанта уплаты денежной суммы.

Векселя классифицируются по ряду признаков. Одним из основных является вид правоотношений: обязательство или поручение должника (эмитента) уплатить долг. Соответственно различаются простой и переводной векселя.

Простой вексель - письменный документ, по которому заемщик (векселедатель) обещает (обязуется) уплатить векселедержателю (бенефициару) или по его указанию третьему лицу определенную сумму в определенный срок. В практике он получил название "соловексель", ибо после подписания заемщиком и выдачи первому держателю ответственность числится за одним лицом - векселедателем.

Переводный вексель - письменный документ, по которому кредитор (трассант) поручает своему дебитору (трассату) выплатить определенную сумму в установленный срок определенному лицу (ремитенту). Синоним переводного векселя - тратта (от лат. trahere - тащить, тянуть).

Отличия этих видов векселя состоят в следующем:

1. Простой вексель есть обычная долговая расписка должника - обещание уплатить. Переводный вексель - предложение (оферта) кредитора должнику уплатить получателю (ремитенту) сумму денег.

2. Простой вексель предполагает участие двух лиц - векселедателя (должника) и получателя (кредитора). В переводном векселе участвуют три лица: векселедатель (кредитор) - трассант, плательщик (дебитор) - трассат, векселедержатель (получатель платежа по векселю) - ремитент.

3. В простом векселе векселедатель - плательщик (дебитор) по отношению к векселедержателю (кредитору) или по указанию этого векселедержателя - по отношению к третьему лицу всегда лично оплачивает вексель, а значит, не требуется акцепт векселя.

В переводном векселе векселедатель - кредитор, предлагающий своему дебитору оплатить долг не ему, а третьему лицу, по отношению к которому данный кредитор, скорее всего, является должником (или самому векселедателю, если вексель подписан с оборотом на себя). Т.е. он не лично платит свой долг, а по его просьбе это делает другое лицо. Посредством переводного векселя уплата долга переводится на другое лицо. Отсюда название - переводный вексель. Обязательство векселедателя приобретает своеобразный условный характер: "Я заплачу, если не заплатит плательщик".

Соответственно требуется акцепт переводного векселя в виде надписи плательщика на лицевой стороне векселя. Лишь после этого он (акцептованный вексель) приобретает силу исполнительного документа. Не исключен и протест в неакцепте переводного векселя.

Расчеты банковскими картами.

Банковские (пластиковые) карты - это денежный документ, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий право на приобретение товаров и услуг без использования наличных денег или на получение наличных денег. [6, с.54]

Расчеты по банковским картам на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка РФ "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" от 9 апреля 1998 г.

При всем многообразии банковские карточки можно классифицировать по способу записи информации: с магнитной полосой и микропроцессором. На карточке с магнитной полосой в закодированном виде записывается специальная информация: номер карточки, срок действия, ФИО держателя, специальный код (ПИН-код). Микропроцессорные карточки имеют встроенный микропроцессор, содержащий определенную денежную стоимость.

Существуют также кредитовые и дебетовые банковские карты.

Кредитная карточка дает держателю право осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг или для получения наличных денежных средств.

Дебетовая или расчетная карта предоставляет держателю право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, в пределах кредитного (расходного) лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг или получения наличных денежных средств.

Для того чтобы осуществлять расчеты с помощью банковской карточки, необходимо открыть специальный счет в банке. При осуществлении расчетов банк-эмитент на основании электронных файлов выставляет счет держателю карточки и при дебетовой карте автоматически списывает с расчетного счета требуемую сумму, а при кредитной карте банк кредитует держателя либо получает оплату.

Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных карточек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное обслуживание населения.

Реформирование платежной системы, осуществляемое в России, предполагает расширенное использование новых для страны форм и методов расчетов. Намечается, например, создание современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени. Цель модернизации платежной системы - существенное ускорение оборачиваемости денежных средств и расширение рамок ее работы до 16-20 часов. [6, с.56]

Таким образом, любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы.

Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.

Глава 3. Денежная масса и денежное обращение

3.1 Денежная масса

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса - совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.

Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежных агрегатов, состав и число которых существенно различается в различных странах.

В России в составе денежной массы выделены два компонента.

Наличные деньги в обращении (денежный агрегат МО) - наиболее ликвидная часть денежной массы, которая готова для немедленного использования в качестве платежного средства. Этот агрегат включает банкноты и монеты в обращении (деньги вне банков).

Безналичные средства, которые включают остатки средств нефинансовых организаций и физических лиц на расчетных, текущих и депозитных или иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в действующих кредитных организациях в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Денежная масса (М2) рассчитывается как сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. В показатель денежной массы в национальном определении в отличие от аналогичного показателя, исчисляемого по методологии составления денежного обзора, не включаются депозиты в иностранной валюте.

Анализ динамики и структуры денежной массы - начальный этап при формировании Центральным банком России денежно-кредитной политики на очередной год. [14]

По данным ЦБР [15], в первом полугодии 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов и снижением процентных ставок.

Денежный агрегат М2 за первое полугодие 2010 г. увеличился на 9,5%, в том числе за I квартал - на 1,9%, за II квартал - на 7,5% (за первое полугодие 2009 г. он сократился на 2,5%). Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.07.2010 по сравнению с 1.07.2009 составил 30,6%, в то время как на 1.07.2009 по сравнению с 1.07.2008 он был отрицательным (-7,6%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 за первое полугодие 2010 г. возросла на 4,9%.

Денежный агрегат М0 за первое полугодие 2010 г. возрос на 8,2% (за аналогичный период 2009 г. - сократился на 7,2%). При этом в январе-марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (-1,3% за квартал), тогда как в апреле-июне они росли сравнительно высокими темпами (9,6% за квартал). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.07.2010 составил 24,0%, в то время как на 1.07.2009 он был равен - 5,4%.

Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на наличную иностранную валюту. По итогам полугодия объемы покупок наличной иностранной валюты банками у физических лиц превысили объемы ее продажи на 2,4 млрд. долл. США (в аналогичный период 2009 г., напротив, продажа превышала покупки на 8,4 млрд. долл. США).

Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за первое полугодие 2010 г. увеличилась на 10,0% (за аналогичный период 2009 г. - снизилась на 0,6%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства возросли на 3,0%, за II квартал - на 6,8%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 33,0%, тогда как на 1.07.2009 они были отрицательными (-8,4%). [15]

Таким образом, характерной чертой структуры денежной массы РФ является большой удельный вес наличных денег в обращении.

3.2 Уравнение обмена

Между количеством денег в обращении и потребностями в них хозяйственного оборота существует тесная взаимосвязь, нарушение которой приводит к обесцениванию национальных денежных единиц, диспропорции в развитии производства в целом. Поэтому снабжение оборота необходимой денежной массой становится важнейшей задачей государственной политики в денежно-кредитной сфере.

Одним из распространенных подходов к решению данного вопроса является уравнение обмена И. Фишера, который исследовал связь между общим количеством денег и совокупными расходами в своей книге "Покупательная сила денег" (1911 г.). По теории Фишера, деньги имеют стоимостную основу, поэтому их увеличение в экономике не приводит к росту национального богатства, а только к увеличению цен. Следовательно, уравнение обмена можно записать так:

MY=PQ (1),

где M - количество денег в обращении;

Y - скорость обращения денег;

P - уровень цен товаров;

Q - реальный объем производства.

По существу, уравнение обмена является тождеством и постоянно соблюдается в экономике, однако оно имеет немаловажное значение, так как показывает, к чему может привести неразумная политика выпуска государством бумажных денег. [9, с.151], [10, с.87]

В последней четверти XX века возникли новые аспекты в исследовании предложения денежной массы. Так, М. Фридман сформулировал "железное правило", по которому денежная масса и ВНП должны расти одинаковыми темпами. Это правило предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост должен вызывать деловую активность в экономике: превышение этого предела ведет к повышению инфляции, а понижение - к снижению темпов прироста валового национального продукта. [6, с.57]

3.3 Закон денежного обращения

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом. Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Этот закон денежного обращения может быть представлен в виде следующей формулы:

, (2)

где М - количество денег, необходимых для обращения;

РО - сумма цен реализованных товаров и услуг;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам;

ВП - взаимопогашаемые обязательства;

У - скорость оборота одноименной денежной единицы. [6, с.58]

При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства - товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнивание его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

3.4 Скорость обращения денег

Изменение объема денежной массы определяется не только увеличением количества денег в обращении, но и ускорением их оборота.

Скорость обращения денег - это быстрота их оборота при обслуживании сделок. Показатель скорости обращения денег определяется отношением ВВП к денежной массе (агрегату М2).

Как следует из закона денежного обращения, увеличение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы. [6, с.62]

Для анализа степени обеспеченности экономики денежными средствами используется показатель, который носит название коэффициент монетизации. Он рассчитывается как отношение среднегодовой величины денежной массы (М2) к номинальной величине ВВП. Таким образом, коэффициент монетизации является величиной, обратной скорости обращения денег.

По данным ЦБР [15], скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2010 г. на 4,5% (за первое полугодие 2009 г. - на 0,7%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 35,4%.

За январь-июнь 2010 г. объем депозитов организаций и населения в иностранной валюте уменьшился в долларовом эквиваленте на 7,5%, тогда как он возрос на 11,8% за тот же период 2009 года. При этом депозиты организаций снизились на 3,6%, населения - на 11,3% (в первом полугодии предыдущего года - выросли на 10,0 и 13,8% соответственно).

Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за первое полугодие 2010 г. возросла на 6,8% (за аналогичный период 2009 г. ее рост составил 1,7%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.07.2010 составили 22,2%, тогда как на 1.07.2009 они были равны 7,1%.

За первое полугодие 2010 г. рост широкой денежной массы составил 1321,2 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 811,4 млрд. руб., а внутренние требования - на 960,3 млрд. рублей. (За первое полугодие 2009 г. широкая денежная масса возросла на 280,8 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 851,7 млрд. руб., внутренних требований - на 431,3 млрд. рублей.) Рост внутренних требований в большей степени был обусловлен ростом требований к организациям и населению (особенно во II квартале), тогда как чистый кредит органам государственного управления остался практически без изменений.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные понятия денежного оборота, представляющего собой движение денежных знаков в наличной и безналичной форме. Далее мы выяснили, что организация денежного обращения в России базируется на ряде основных документов: Конституции РФ, Гражданском Кодексе, положениях ЦБР, а также текущих инструкциях по правилам выполнения наличных и безналичных расчетов.

При наличном денежном обращении:

· все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

· банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

· обращение наличных денег служит объектом прогнозирования и планирования;

· управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

· организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.

Несмотря на то, что наличные расчеты занимают в общем денежном обороте меньше места, они имеют большое значение, так как физические лица в основном используют данную форму при расчетах с предприятиями розничной торговли, общественного питания, при оплате текущих счетов.

Но в последнее время население в большей степени стало пользоваться и безналичными расчетами, которые осуществляются при помощи банковских карт (кредитных или дебетовых). Таким способом погашаются различные кредиты, производится оплата коммунальных услуг, оплата за пользование услугами почты, телефонами и интернетом, а также расчеты картами предусмотрены сейчас в крупных супермаркетах.

Основными формами безналичных расчетов на территории РФ являются расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Безналичные расчеты также осуществляются на основе ряда принципов, которые четко выполняются всеми участниками сделок. Согласно этим принципам осуществляется правовой режим расчетов; обеспечивается ликвидность и платежеспособность участников; достигается наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж; реализуется срочность платежа и выполнения банковских операций. Кроме того, осуществляется контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов.

Российская Федерация заинтересована в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу старения, и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Безналичные расчеты лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.

В экономически развитых странах доля безналичных расчетов достаточно велика (до 90% всех расчетов), и Россия тоже стремится выйти на данный путь развития.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ (глава 46. Расчеты)

2. ЦБР: Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (5 января 1998 г. №14-П)

3. ЦБР: Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (3 октября 2002 г. № 2-П).

Научные и периодические издания:

4. Гладкий В. Словарь нумизмата. - М.: Центрполиграф, 2006. - 384 с.

5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. проф.О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 464 с.: ил.

6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Н.Д. Эриашвили; под ред. Е.Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 783 с.

7. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития / В.М. Ионов // Деньги и кредит. 2007. №4. С.40-45.

8. Малахова, Н.Г. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова, - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 217 с.

9. Салов, А.И. Экономика: конспект лекций / А.И. Салов. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 189 с. - (Хочу все сдать!)

10. Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2000. - 784 с.

11. Юров, А.В. Социологическое исследование как инструмент управления наличным денежным обращением / А.В. Юров // Деньги и кредит. 2008. №10. С.9-14.

12. Юров, А.В. Наличные и электронные средства платежа: оценка перспектив / А.В. Юров // Деньги и кредит. 2007. №7. С.42.

Электронные ресурсы:

13. Экономический словарь [электронный ресурс] // // http://economy. polbu.ru

14. Зона закона [электронный ресурс] // // http://zonazakona.ru

15. Центральный банк Российской Федерации [электронный ресурс] // // http://www.crb.ru

16. Правовое регулирование [электронный ресурс] // http://lawtoday.ru

17. Энциклопедия "Википедия" [электронный ресурс] // // http://wikipedia.org

18. Консультант плюс [электронный ресурс] // // http://base. concultant.ru

Приложения

Приложение 1

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 января 1998 г. N 14-П

Утверждено

Советом директоров Банка России

протокол от 19.12.97 N 47

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО

ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изм. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У,

от 31.10.2002 N 1201-У)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации разработано согласно компетенции, предоставленной Банку России Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также с учетом положений Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

1.2 Настоящее Положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно - кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем по тексту - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

2.1 Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2 Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков.

Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

2.3 Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56.

2.4 Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

2.5 В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020

"Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (Приложение 1).

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты