Рефераты

Оценка государственным посредником инвестиционной привлекательности предприятий – исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества

p align="left">Характерной особенностью сферы ВТС является возможность государственного посредника выступать в качестве инвестора как процессов разработки перспективной продукции военного назначения, так и ее производства, сбыта, модернизации и т.д.

Сегодня ФГУП «Рособоронэкспорт» сотрудничает более чем с 700 предприятиями и организациями промышленности, расположенными в 56 регионах Российской Федерации.

Источники инвестиций

Бюджетные средства

Собственные средства

предприятий и государственного посредника в сфере ВТС

Средства федерального бюджета

Средства местных и региональных бюджетов

Заемные средства

Иностранные инвестиции

Целевые

Кредиты

Кредиты инвестиционных и коммерческих банков

Бюджетные ассигнования иностранных государств

Инвестиции предпринимателей

Фондовый

Рынок

Средства иных хозяйствующих субъектов

Инвестиционные

Фонды

Внебюджетные

фонды

Рис. 1.3. Основные источники инвестиций в сфере ВТС

С целью повышения эффективности экспорта вооружения и военной техники с ведущими предприятиями ОПК заключены Генеральные соглашения о сотрудничестве. В 2001 году подписано 35 таких соглашений и 30 находятся в стадии согласования. Подготовлены программы совместных работ с ГУП ПО «Завод им. Серго», ОАО «АК «Туламашзавод» и ОАО «Ковровский механический завод». В стадии завершения находится работа по уточнению программы взаимодействия с ОАО «Ижмаш».

При планировании инвестиционной деятельности государственный посредник учитывает, что предприятие - исполнитель контракта как объект инвестиций имеет ряд специфических особенностей. Основными из них являются:

структура собственности ПИК (как правило, более 75% капитала в собственности государства), то есть де-факто монополистом в производстве ПВН;

высокий инновационный потенциал ПИК, в настоящее время основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по доводке ПВН осуществляются в рамках ПИК;

наличие квалифицированных кадров в области непосредственно производственной деятельности, так называемых "синих воротничков".

концентрация инноваций и производства в рамках единого имущественного комплекса.

На привлечение инвестиций направлено подписанное ФГУП «Рособоронэкспорт» в августе 2001 г. соглашение о стратегическом партнерстве с государственным унитарным предприятием «Государственная инвестиционная корпорация», которым предусмотрены совместные инвестиционные проекты и внешнеторговые сделки по обновлению технологической базы оборонно-промышленного комплекса (в том числе на основе привлечения связанных кредитов). С целью поиска новых направлений стимулирования производства и экспорта продукции военного назначения (в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования) ФГУП «Рособоронэкспорт» намерено приобретать в доверительное управление принадлежащие государству пакеты ценных бумаг, находящиеся в оперативном управлении кредитно-финансовых учреждений и акционерных обществ, занятых капиталовложениями в разработку и производство конкурентоспособной продукции.

Кроме того, ФГУП «Рособоронэкспорт» выдает гарантии российским банкам под кредитование предприятий-производителей, занятых выполнением контрактных обязательств, инвестирует собственные средства на создание перспективных образцов вооружения и военной техники.

С помощью администраций регионов и своих Представительств ФГУП «Рособоронэкспорт» способствует сохранению и развитию научно-технического и производственного потенциалов российских оборонных предприятий, в частности, за счет предоставления им налоговых льгот.

Бюджетные средства

Бюджетные ассигнования являются по-прежнему ключевыми в финансовом обеспечении многих промышленных предприятий, прежде всего оборонно-промышленного комплекса.

Главенство государственного бюджета проистекает, во-первых, из той связующей перераспределительной функции экономических процессов, которые протекают в целом в народном хозяйстве. Бюджетные инвестиции базируются на активах государства и им гарантируются материально.

Во-вторых, использование бюджетных инвестиций имеет высокую управляемость со стороны Правительства России, что делает их более мобильными в поддержании сбалансированности структурных народнохозяйственных сдвигов. Наибольшую эффективность бюджетные инвестиции могут оказать в обеспечении функционирования длительных производственно-технологических цепей и крупных комплексов.

Инвестирование государственных предприятий, особенно казенных, остается сферой абсолютного приложения бюджетных инвестиций. Работа казенных предприятий по госзаказу, в котором установлены твердые цены, в условиях роста других цен сводит к нулю возможности данной группы предприятий к самофинансированию.

Бюджетные инвестиции должны использоваться также для поддержания работоспособности убыточных отраслей и предприятий, но имеющих большое государственное значение, например выполняющих экспортные поставки ПВН. При этом принцип возвратности бюджетных инвестиций должен составить основу оперирования ими.

Заемные средства

Заемные средства (целевые кредиты и кредиты коммерческих банков) в перспективе должны стать одним из важнейших источников инвестиций в реальный сектор, включая инвестиционную сферу военно-технического сотрудничества. Однако в структуре банковских активов сохраняются:

Ё сдвиг кредитов в торгово-посредническую деятельность и валютно-рублевый оборот, сужение денежно-кредитного оборота в производственной сфере и сфере услуг;

Ё отток валютной выручки и валютных доходов банков из внутреннего оборота и сферы формирования кредитных ресурсов;

Ё ориентация на "короткие деньги", пресекающая создание инвестиционных ресурсов.

Основная причина слабой инвестиционной активности российских банков заключается, по нашему мнению, прежде всего, в недостаточной их капитализации. Поэтому переориентация современных тенденций банковской деятельности в сторону инвестирования реального сектора экономики зависит от коренных изменений в финансовой политике. Для этого целесообразно решение ряда проблем, одни из которых являются объектом общегосударственной социально-экономической стратегии развития, другие находятся в компетенции органов управления банковской системой.

Одним из основных источников инвестиций могут в ближайшее время стать средства иных хозяйствующих субъектов, не входящих в сферу ВТС. Например, средства топливно - энергетического комплекса.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев общегосударственных финансов. В России уже действует ряд таких фондов, например: Пенсионный фонд России, Государственный фонд социального страхования России, внебюджетные фонды местных органов власти, фонды финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе, в металлургической, лесозаготовительной промышленности, фонд конверсии и др.

Преимущество внебюджетных фондов заключается в более оперативном режиме их расходования, т.к. решение об их использовании принимается органами исполнительной власти, тогда как использование бюджетных средств регламентируется законодательными актами.

Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительным источником финансирования затрат. Кроме того, внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов.

Мощным источником инвестиционных ресурсов могли бы стать иностранные инвестиции, однако здесь следует отметить, что не прекращается увод российского капитала за границу. Так, по данным Центрального Банка Российской Федерации /90/, за 2001 г. только легальный отток капитала из России составил 4 млрд. долл. Всего ежегодный вывоз капитала из страны составляет около 20 млрд. долл. /97/.

Инновационные факторы

Как известно, создание высококачественной продукции военного назначения, не уступающей зарубежной, возможно только при своевременном создании научно-технического задела. В последнее десятилетие в этой области наблюдается регресс, который выражается, прежде всего, в существенном торможении инновационного процесса - основы создания новых видов ВВТ. Это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности российской промышленности и, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время, основу финансирования инновационного процесса составляет федеральный бюджет, прежде всего средства, выделяемые по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», в рамках которого финансируются фундаментальные исследования и разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Как показала практика, бюджетных средств для активизации инновационной деятельности недостаточно. Снижение инновационной активности стало причиной снижения инвестиционных потоков из всех источников. В результате, образовался порочный круг: нет экономически выгодных инноваций - нет инвестиций для их реализации и продвижения на рынок - нет средств для новых инноваций.

Для повышения инновационной активности, как важнейшего фактора создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации в целом и инвестиционной сфере военно-технического сотрудничества, в частности, по нашему мнению, необходимо шире использовать имеющийся потенциал оборонных предприятий. При этом новым перспективным направлением работы является продвижение на внешний рынок инновационной продукции гражданского назначения, созданной предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках конверсии.

В настоящее время оборонными предприятиями накоплено большое количество высокотехнологичных инвестиционных проектов. ФГУП «Рособоронэкспорт» с помощью своих Представительств начало осуществлять сбор данных по перспективным инвестиционным проектам предприятий регионов (уже поступили данные по более чем 900 проектам), для анализа которых сформирована база данных по инновационным проектам (включающая свыше 300 проектов).

По многим таким, часто не имеющим аналогов в мире, разработкам уже начаты интенсивные маркетинговые исследования. Сейчас ФГУП «Рособоронэкспорт» предлагаются на мировом рынке инновационные проекты российских оборонных предприятий в различных областях: в экологии, медицине, машиностроении, энергетике, лазерных технологиях, химии, новых материалах, биотехнологиях, сельском хозяйстве, электронике и телекоммуникациях.

Инвестиционные риски

Инвестиционная, как и любая экономическая деятельность, объективно связана с рисками. Система факторов, характеризующих инвестиционные риски, в конечном итоге может быть сведена к оценке общих условий хозяйствования в российской экономике в целом и оборонно-промышленном комплексе, в частности. Принято считать, что общее состояние экономической среды оценивается на основе макроэкономических показателей. Эти агрегированные показатели объективно характеризуют состояние как экономики в целом, так и отдельных отраслей.

И хотя по итогам 2001 г. численные значения отдельных показателей кажутся весьма обнадеживающими, тем не менее, необходимо учитывать, что они численно характеризуют лишь текущее состояние экономической среды и по - существу не отражают сложившуюся систему экономических отношений в стране, имеющих по отношению к показателям существенную инертность.

Анализ показывает, что одним из важных рисков в сфере ВТС является институциональный риск, который возникает при трансформации структуры собственности предприятий - исполнителей контрактов. В частности, приватизация исполнителя контрактов может привести к его перепрофилированию, снижению качества производимой ПВН и др. Это сразу приведет к разрыву технологической цепочки по созданию экспортоориентированной ПВН, снижению эффективности инвестиционного процесса, в том числе, через снижение отдачи от инвестиций государственного посредника в данное предприятие.

Например, в 2001 году от иностранных заказчиков было получено более 1000 рекламационных актов в отношении продукции военного назначения, поставленной приватизированными предприятиями по контрактам, подписанным ФГУП «Рособоронэкспорт». Около 80% от общего количества рекламаций было предъявлено к ПВН, поставляемой ОАО «Оборонительные системы». Более 10 % рекламаций было предъявлено к авиационной технике, из них свыше 50% приходится на два авиационных предприятия: ОАО «Таганрогская авиация» и ОАО «Росвертол».

Налоговая система и законодательные условия инвестирования

Для формирования благоприятного инвестиционного климата, увеличения объемов иностранных инвестиций, в том числе, в сферу военно-технического сотрудничества, государством осуществляется ряд мероприятий по совершенствованию российского законодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия России в международном инвестиционном сотрудничестве.

Порядок налогообложения в России регламентируется Налоговым кодексом (в настоящее время введены в действие три части):

Часть первая (общая часть) с изменениями и дополнениями была принята Федеральными законами от 9 июня 1999г. №154-ФЗ и №155-ФЗ;

Часть вторая (НДС, акцизы, налоги на доходы физических лиц и единый социальный налог) принята Федеральным законом от 5 августа 2000г. 166-ФЗ.;

Часть третья была принята в начале 2002г.

Усилению взаимодействия с иностранными инвесторами, конструктивному диалогу с ними, определению актуальных вопросов реформирования экономики способствует деятельность специального органа - Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Дополнительные условия для развития инвестиционной деятельности могут создаваться путем формирования активной государственной микроэкономической политики, основным содержанием которой является поэтапное реформирование российских предприятий.

Необходимо отметить, что законодательное и нормативно-методическое поле инвестиционной деятельности постепенно совершенствуется, в том числе в направлении устранения препятствий для задействования всех источников финансирования инвестиционной деятельности, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества.

В качестве примера можно привести некоторые законодательные и нормативно-методические документы:

Федеральный закон от 23.08.1996г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно - технической политике», установивший цели государственной научно-технической политики и порядок привлечения иностранных инвестиций в область науки и техники;

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997г. №1470 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации», в соответствии с которым государственные гарантии за счет средств Бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства Российской Федерации и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов;

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 16 июля 1999г. №60 «Об утверждении статистического инструментария по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам - победителям конкурса, имеющим государственную поддержку», которым установлен порядок представления сведений о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов - победителей конкурсов и введены методические указания по расчету показателей эффективности и окупаемости инвестиций по введенным объектам, имеющим государственную поддержку;

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 7 июля 2000г. №63 «Об утверждении статистического инструментария по обследованию инвестиционной активности предприятий», которым установлен порядок представления государственной статистической отчетности по специальной форме федерального государственного статистического наблюдения юридическими лицами и их обособленными подразделениями за инвестиционной активностью.

1.3. Роль и место государственного посредника в инвестиционном процессе системы военно-технического сотрудничества

Инвестиционная деятельность является одним из направлений работы ФГУП «Рособоронэкспорт». Она основывается на том, что в оборонно-промышленном комплексе накоплено большое количество высокотехнологичных, оригинальных разработок (потенциальных инноваций), опирающихся на результаты фундаментальных исследований мирового уровня. Использование в разработках последних технологических достижений ОПК и нетрадиционность подходов российских разработчиков продукции военного назначения позволяют создавать уникальную инновационную продукцию, как военного, так и гражданского назначения. Причем гражданская продукция потенциально имеет самый широкий рынок сбыта.

В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается в 2 трлн. 300 млн. долл. США. Из этой суммы 39% приходится на продукцию США, 30% - Японии, 16% - Германии, 0,3% - России. Экономическая эффективность инновационной деятельности подтверждается тем, что США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл. США, Германия - 530 млрд. долл. США, Япония - 400 млрд. долл. США /5/.

Как показывает зарубежный и отечественный опыты, экономический рост на 90% обеспечивается за счет инноваций, то есть нововведений и внедрения новых знаний и технологий.

К сожалению, пока инновационная активность в России очень низка. Из общего объема производств, лишь 5% предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 80-87%. При этом в России работает примерно 12% всех ученых и инженеров-разработчиков мира, а в США - 25% /5/.

Тем не менее, по оценкам Российской академии наук, Россия может активно участвовать в разработке 8-10 из 50 технологий, которые серьезно могут повлиять на мировое развитие в XXI веке. Поэтому в России стали уделять больше внимания вопросам разработки передовых технологий, свидетельством чего является Постановление Правительства РФ от 8.11.2001 г. №779, утвердившее Федеральную целевую программу «Национальная технологическая база на 2002-2006 гг.».

Общая стоимость программы составляет 12 млрд. 994 млн. руб. Из федерального бюджета предусмотрено выделить 7 млрд. 740,8 млн. руб., а 5 млрд. 253,2 млн. руб. предполагается получить из внебюджетных источников /114/.

Основными задачами программы являются:

Ё разработка промышленных технологий, необходимых для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;

Ё технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий;

Ё создание научно-технического задела;

Ё разработка технологий подготовки и повышение профессионального уровня кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;

Ё активизация процессов коммерциализации новых технологий.

Основу для выполнения этой программы должен составить оборонно-промышленный комплекс. В настоящее время в нем имеется более 500 инвестиционных проектов, объем инвестиций по которым оценивается на уровне 13 млрд. долл. /75/.

Только в ОПК - около 900 НИИ и КБ, в которых сконцентрированы лучшие научно-производственные и интеллектуальные ресурсы России.

Отечественный научно-технический комплекс и сейчас по своей эффективности превосходит США. Если количественно оценивать научные результаты на единицу финансирования, то наша промышленность производит в 4 раза больше, чем США /5/.

В этих условиях именно для государственных структур, объединяющих оборонно-промышленный комплекс и экспорт ПВН в единую систему военно-технического сотрудничества, складываются наиболее благоприятные условия для активизации инвестиционной деятельности, благодаря чему будут созданы предпосылки для дальнейшего развития оборонно-промышленного комплекса, повышения экономической эффективности военно-технического сотрудничества, в целом, а также основных субъектов ВТС, в частности.

Системообразующим элементом, по нашему мнению, должно стать ФГУП «Рособоронэкспорт», которое наделено для этого необходимыми полномочиями, вытекающими из его устава и заключающимися в следующем /111/:

1. Предприятие является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и основано на праве хозяйственного ведения. Это дает основание к использованию накопленного в России инвестиционно-инновационного потенциала.

2. Поскольку предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе хозяйственного расчета и самофинансирования, то в рамках достижения экономических целей оно имеет право использовать весь арсенал рыночных механизмов повышения эффективности функционирования, в том числе за счет активизации инвестиционной деятельности.

3. Предприятие наделено правом самостоятельно распоряжаться полученной в результате своей деятельности прибылью, оставшейся после уплаты предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет доли прибыли в установленном порядке. Следовательно, оно имеет возможность часть полученной прибыли направлять на создание новых видов ПВН, необходимость разработки которых установлена в результате проведенных маркетинговых исследований и диктуется развитием мирового рынка вооружения.

4. Для реализации своих уставных целей, в том числе на основании лицензий, получаемых в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, предприятие имеет право:

Ё передавать (продавать) иностранным заказчикам и приобретать за рубежом в установленном порядке лицензии для производства продукции военного и двойного назначения;

Ё инвестировать собственные и привлеченные средства в российские предприятия и организации оборонных отраслей промышленности, в первую очередь для разработки и производства конкурентоспособной продукции военного назначения;

Ё запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от предприятий и организаций, в том числе оборонных отраслей промышленности;

Ё создавать филиалы и представительства, в том числе за рубежом, утверждать положения о них, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

Ё создавать на паевых началах с российскими и иностранными партнерами коммерческие организации на территории Российской Федерации и за рубежом, а также унитарные предприятия путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочерние предприятия);

Ё приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд, а также других источников финансирования;

Ё распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе передавать в залог, сдавать в аренду или вносить в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством.

Все это предоставляет законодательную возможность ФГУП «Рособоронэкспорт» стать системообразующим элементом всего инвестиционного процесса в системе военно-технического сотрудничества. Для этого необходимо такую возможность максимально использовать, особенно с учетом высокой значимости военно-технического сотрудничества для государства, как специфической сферы экономической, внешней и военно-технической политики.

Рассмотрим место и роль этого предприятия в инвестиционном процессе системы военно-технического сотрудничества.

Категория «инвестиции» в процессе эволюции претерпела значительные изменения. В рыночной экономике инвестиции связаны с накоплением капитала. Необходимо отметить, что по определению экономистов - классиков, капитал - есть накопление запасов продуктов труда /72/.

Законодательство Российской Федерации под инвестициями понимает: наличные денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, технологии; машины и оборудование; лицензии, в том числе и на товарные знаки и другие ценные бумаги; кредиты; любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности.

С учетом этого и ссылаясь на /88/ под инвестициями в сфере военно-технического сотрудничества будем понимать вложение капитала (денежных средств, акций, паев, лицензий, технологий и др.) на определенный срок в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения прибыли.

С учетом практического отсутствия сегодня целенаправленной инвестиционной деятельности в процессе военно-технического сотрудничества, ее активизация, по существу, означает создание инвестиционной сферы системы ВТС, под которой будем понимать систему экономических отношений, возникающих между субъектами военно-технического сотрудничества по поводу движения и/или реализации инвестиций.

В инвестиционной деятельности как в классическом виде, так и в сфере ВТС, должны присутствовать рынок денежных средств, в котором предложение представлено в виде сбережений, спрос - инвестициями, а цена - нормой прибыли. Поведение отдельных субъектов на данном рынке описано Дж.М.Кейнсом, который подчеркивал, что «для владельца реального капитального имущества всегда есть альтернатива - владеть вместо него деньгами или долговыми обязательствами» /54/.

Процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли или рентабельности предполагаемого вложения капитала. Если по мнению инвестора эта рентабельность слишком низка, то вложения осуществляться не будут.

Таким образом, задачей ФГУП «Рособоронэкспорт», как системообразующего элемента инвестиционной деятельности в области ВТС, должно стать создание системы мотиваций экономического плана для владельцев «реального капитального имущества» к направлению этого имущества в виде инвестиций в производственную сферу ВТС. Это связано с тем, что, несмотря на высокую привлекательность военно-экономического сотрудничества как вида экономической деятельности, оно сопряжено с определенными рисками, что заставляет инвесторов очень осторожно подходить к участию в соответствующих проектах.

Поскольку с финансовой и экономической точек зрения инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, то заинтересованность в будущих чистых выгодах должна быть общей для каждой из участвующих в процессе инвестиционной деятельности сторон: государства, производителей продукции военного назначения и государственного посредника (ФГУП «Рособоронэкспорт»). Однако необходимо иметь в виду, что ожидаемые выгоды при этом могут быть различными для различных субъектов и оцениваться по разному.

Теоретически возможные объемы инвестиций определяются исходя из равенства общей суммы сбережений, представляющей собой совокупный результат действия множества отдельных потребителей, и величины инвестиций как совокупного результата действий индивидуальных предпринимателей /53/.

Проведенный анализ показывает, что ФГУП «Рособоронэкспорт» в рамках формирования инвестиционной сферы может осуществлять:

Ё финансовые инвестиции - вложения в покупку акций, облигаций, других ценных бумаг;

Ё производственные инвестиции в создание и развитие предприятий, а также инвестиции в развитие собственно производства;

Ё инвестиции в прочие реальные активы с целью создания запасов товарно-материальных ценностей.

Место и роль ФГУП «Рособоронэкспорт» как субъекта инвестиционного процесса, имеющего собственные активы и способного привлекать средства других организаций для осуществления всех вышеперечисленных видов инвестиций, представлены на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Место ФГУП «Рособоронэкспорт» в инвестиционном процессе ВТС

Таким образом, ФГУП «Рособоронэкспорт» в рамках инвестиционной деятельности может оперировать собственными и привлеченными средствами.

Важнейшая особенность ФГУП «Рособоронэкспорт» как субъекта инвестиционного процесса, вытекает из высокой диверсифицированности его деятельности, которая направлена на обеспечение выполнения договоров комиссии по поставке инозаказчикам разнородной ПВН, оффсетнных соглашений, предусматривающих комплекс разнообразных мероприятий, выполняемых в обеспечение поставочного контракта, а также бартерных контрактов. В силу этой особенности, в отличие от специализированных инвестиционных компаний, ФГУП «Рособоронэкспорт» вынужден одновременно участвовать в реализации комплекса инвестиционных проектов, охватывающих практически весь их возможный спектр.

Для выполнения этих проектов собственных средств государственного посредника недостаточно. Поэтому возникает задача привлечения других источников. Эта задача может быть решена за счет высокого имиджа ФГУП «Рособоронэкспорт» на мировом рынке вооружения и «раскрученного» брэнда.

Большое количество одновременно выполняемых инвестиционных проектов предполагает высокую ответственность ФГУП «Рособоронэкспорт» как к отбору самих инвестиционных проектов, реализация которых экономически целесообразна, так и к подбору предприятий-исполнителей этих проектов.

В целом, основные направления деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» по интенсификации инвестиционной деятельности представлены на рис. 1.5.

Системообразующая роль ФГУП «Рособоронэкспорт» в инвестиционной сфере военно-технического сотрудничества помимо участия в реализации инвестиционных проектов, предложенных предприятиями ОПК, требует разработки собственных инвестиционных проектов, направленных, прежде всего, на разработку тех инноваций, которые в дальнейшем лягут в основу создания образцов ПВН, которые будут востребованы в перспективе.

Это обусловлено прежде всего длительностью процесса разработки современных образцов продукции военного назначения, а также существенным отличием, в ряде случаев, экспортных образцов от тех, которые поступают на вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации.

Рис. 1.5. Основные направления деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» по интенсификации инвестиционной деятельности

С учетом вышеизложенного, возникает задача рационального управления портфелем инвестиционных проектов по всем этапам их жизненного цикла.

Поскольку для активизации инвестиционной деятельности в сфере ВТС большую роль играет инвестиционный климат, сложившийся в настоящее время в России, то необходимо оценить инвестиционный имидж Российской Федерации в целом и оборонно-промышленного комплекса, в частности, а также тенденции их развития.

В настоящее время Правительство РФ предполагает изменить принцип взаимодействия между государством и предприятиями ОПК, выполняющими экспортные контракты. До сих пор предприятие от продажи ПВН получало все, что перечислял в Россию покупатель, за исключением оплаты услуг госпосредника.

Суть нового принципа, предлагаемого Правительством РФ, состоит в том, что предприятию будут выплачиваться средства от экспорта поставленной ими продукции, соответствующие сумме себестоимости ПВН и прибыли (7-10%) /101/.

Учитывая, что Правительство РФ не способно осуществлять масштабные инвестиции (для этого нет ни средств, ни законодательно базы), то нетрудно предсказать, к чему приведет реализация этого принципа расчетов с поставщиками ПВН. Фактическое изъятие при этом у предприятий валюты при катастрофическом старении основных фондов обрекает их на дальнейшую деградацию. Ограничив рентабельность экспортных контрактов, Правительство РФ намерено изыскать средства для внебюджетного финансирования военных программ. Однако законами «Об обороне» (ст. 26) и «О государственном оборонном заказе» (ст. 2, п. 5) не предусмотрено финансирование работ, выполняемых по государственному оборонному заказу, из других, помимо федерального бюджета, источников.

При этом следует отметить, что на сегодняшний день при участии ФГУП «Рособоронэкспорт» сложился и успешно функционирует механизм косвенного финансирования ГОЗ за счет экспорта ПВН, например, технологии модернизации образцов ВВТ для иностранных заказчиков, находят применение при модернизации подобных образцов ВВТ для ВС России. Также могут использоваться для отечественных ВС технологии создания экспортных образцов ВВТ. В этих условиях значение инновационно-инвестиционной деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт», естественно, повысится.

С учетом достаточно высокой рискованности инновационно-инвестиционной деятельности, в целях повышения эффективности сотрудничества с предприятиями отечественного ОПК, ФГУП «Рособоронэкспорт» подписало договор о приобретении контрольного пакета акций Страхового открытого страхового общества «Русский Страховой Центр» (СОАО «РСЦ»)

Наличие мощного страхового ресурса позволит при исполнении контрактов на поставку за рубеж продукции военного и двойного назначения задействовать наряду с традиционными формами экономической защиты также и потенциал страховых резервов.

Тем самым ФГУП «Рособоронэкспорт» не только расширяет диапазон своих возможностей по предэкспортному финансированию заключаемых контрактов, но и приобретает право формировать для ОПК льготную тарифную политику, а при наступлении страхового случая - обеспечит полное гарантирование страховых выплат.

Подводя итого вышеизложенному, необходимо отметить, что с началом рыночных преобразований проблема инвестиций становится ключевой в процессе развития отечественной экономики. Поэтому вопросу улучшения инвестиционного климата страны с целью увеличения общего потока инвестиций постоянно уделялось особое внимание. Тем не менее, пока ситуация с инвестициями остается сложной:

Ё по сравнению с 1992 г. инвестиционные ресурсы уменьшились в 6 раз, а объем производства сократился в 2 раза;

Ё основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий (более 45%);

Ё общий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился по отношению к 1994 г. на 30%;

Ё углубляется процесс разгосударствления инвестиционной деятельности (в 1993 г. на долю негосударственного сектора экономики приходилось 19% инвестиций от общего объема, в 1996 г. - 74%, сегодня около 80%);

Ё фондовый рынок фактически в стагнации (ежедневный объем торгов составляет в среднем около 15 млн. долл.);

Ё банки и другие кредитные учреждения занимают пассивную позицию в капитализации финансовых ресурсов (в коммерческие банки поступает 8% сбережений населения, а 80% конвертируется в твердую валюту);

Ё две трети иностранных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, а одна треть, направляемая в промышленность, идет не столько на амортизацию основных фондов, сколько на покупку акций и вклады в уставные капиталы;

Ё правовая неурегулированность многих вопросов является препятствием для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в основной капитал.

На этом фоне единственным способом дальнейшего развития военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами является активизация инвестиционной деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт».

С учетом того, что основными разработчиками и изготовителями продукции военного назначения, экспортируемой в другие страны, являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, то именно туда должны быть направлены основные инвестиции ФГУП «Рособоронэкспорт».

Для этого должны быть решены такие задачи, как выбор предприятий - наиболее предпочтительных объектов инвестиций, оценка инвестиционной привлекательности этих предприятий и основных показателей их финансово-экономического состояния, а также формирования инвестиционного портфеля и эффективного управления им в процессе функционирования системы ВТС.

Решение этих задач требует разработки специального методического обеспечения, позволяющего находить оптимальные решения, и на этой основе обеспечить повышение эффективности функционирования всей системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

2. Системный подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятий - исполнителей контрактов

2.1. Экспортоориентированные отрасли оборонно-промышленного комплекса как объекты инвестиционной привлекательности в сфере военно-технического сотрудничества

В российской экономике исторически сложилось так, что основные наукоемкие отрасли сосредоточены в оборонно-промышленном комплексе. Именно он был основным объектом инвестиций, благодаря чему комплекс развивался динамично, постепенно наращивая научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциалы. Основным источником инвестиций при этом был государственный бюджет. В результате активной инвестиционной деятельности в прошлые годы предприятия российского ОПК и в настоящее время сохраняют роль абсолютных национальных лидеров на внешних рынках в деле продвижения машиностроительной и высокотехнологичной продукции. Их доля на сегодня превышает 40% от общего числа экспортируемого российского машиностроительного ассортимента.

С началом рыночных реформ в государственной инвестиционной политике был взят курс на снижение объемов бюджетного финансирования, которое должно было компенсироваться инвестициями непосредственных производителей за счет их возрастающих финансовых накоплений. Однако в оборонно-промышленном комплексе этого не произошло в силу следующих основных причин:

1. К началу рыночных реформ ОПК был подвержен крупномасштабной конверсии, которая предполагала резкое сокращение оборонных программ.

2. Предприятия ОПК были поставлены в трудное финансовое положение: с одной стороны, запасы товарно-материальных ценностей, которые в силу своей специфичности не могли быть использованы в гражданском производстве, с другой - огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в силу ненужности последней не имело экономического смысла.

3. Одноразовый отпуск цен в январе 1992г. обесценил финансовые средства предприятий. Ситуация усугубилась в результате постоянного несоответствия между регулируемыми ценами на их продукцию и свободными ценами на основную часть материально-технических ресурсов.

4. Возможности предприятий комплекса по наращиванию прибыли за счет ценового фактора были существенно снижены ограничением цены на продукцию оборонного заказа рентабельностью в 25%.

В силу указанных причин предприятия оборонно-промышленного комплекса оказались неспособными осуществлять финансирование своего производства. Что касается бюджетных ассигнований, то по причине нерешенности многих проблем государство не в состоянии финансировать даже ряд государственных программ.

При этом отечественный финансовый капитал, сконцентрированный в негосударственном секторе, был главным образом ориентирован на инвестиции в добывающие отрасли, дающие 90% дохода.

Поскольку развитие оборонно-промышленного комплекса это не только обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, но и реальный путь к подъему высокотехнологичных отраслей российской экономики, экономическому развитию регионов и повышению эффективности военно-технического сотрудничества, то актуальной задачей является поиск внутренних источников инвестиций в развитие предприятий ОПК.

По нашему мнению, такими инвестиционными ресурсами могли бы быть часть дохода от деятельности спецэкспортеров продукции военного назначения, инвестируемая в интересующие их отрасли, инвестиции топливно-энергетического комплекса и, естественно, бюджетное финансирование государственного оборонного заказа.

Однако наиболее высокий инвестиционный потенциал имеется в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, особенно в таких технологичных отраслях российского оборонно-промышленного комплекса, как авиастроение, космическая отрасль, судостроение и др. Остановимся на них более подробно с точки зрения оценки их инвестиционной привлекательности.

Авиационная промышленность.

В 2002 году финансирование гражданской авиации возрастет в 2,3 раза. Эти средства будут сконцентрированы на 3-4 основных проектах. Среди них работы по самолетам Ту-204, Ту-324 и Ту-334, а также двигателям ПС-90А и ПС-90А2. По результатам правительственного тендера государство внесло 38 процентов уставного капитала в лизинговую компанию «Ильюшин-финанс», активы которой составляют 130 млн. долларов. Это позволяет надеяться, что Россия удержится на мировом рынке авиационной техники /41/.

АВПК «Сухой».

В 2001г. объемы производства в АВПК по сравнению с 2000-м возросли более чем в 2 раза. Произведено более 50 самолетов. Президентом России подписан указ о создании ОАО «Акционерная холдинговая компании «Сухой». Он предусматривает акционирование Комсомольского-на-Амуре (КнАПО) и Новосибирского (НАПО) авиационных производственных объединений, передачу 74,5 процента их акций в уставный фонд холдинга «Сухой» в дополнение к тем, которые уже находятся в АВПК: 14 процентов акций ИАПО, 38 - Таганрогского АНТК и контрольный пакет «ОКБ Сухого». При этом по 25,5 процента акций КнАПО и НАПО, которые акционируются со стопроцентной госсобственностью, будут переданы в РФФИ. Холдинг должен стать инструментом, который поможет консолидировать ресурсы для создания перспективных самолетов. В АВПК идут работы по созданию самолета 5-го поколения /41/.

РСК «МиГ».

Интенсивная маркетинговая работа корпорации в 2001г. на международном рынке принесла результаты. Заключены 5 контрактов на поставку продукции и несколько контрактов на оказание услуг на поставку запчастей. Истребители «МиГ» приняты на вооружение ВВС еще двух стран. Таким образом, количество стран-эксплуатантов «МиГ-29» увеличилось до 28.

Идет успешная маркетинговая работа с потенциальными заказчиками. Руководителям авиационных ведомств различных стран передано около 200 технико-экономических предложений по поставкам продукции военного назначения, ремонту и модернизации самолетного парка. Общий объем предполагаемых контрактов на ближайшие 5-6 лет составит около 4 млрд. долларов. В 2002 году планируется довести объемы заключенных контрактов до 1,5 млрд. долларов. Основа для их развития - новые модификации истребителя «МиГ-29».

Для российских ВВС разработан ряд перспективных направлений совершенствования боевой техники, включая модернизацию «МиГ-29» в варианте «МиГ-29СМТ» и последующие модификации с двигателем, имеющим отклоняемый вектор тяги, и новое прицельно-навигационное оборудование /41/.

По прогнозам экспертов /76/, с 2002г. по 2008г. для Военно-воздушных сил России будет закуплено 98 МиГ-29 и Су-27. В связи с этим АВПК «Сухой» и Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» вынуждены сконцентрировать свое внимание на экспортных поставках боевых самолетов, а для внутреннего рынка - на гражданских.

Космическая отрасль.

Россия продолжает оставаться на передовых позициях в области космической деятельности и, несмотря на экономические трудности, страна сохранила наукоемкие ракетные и космические технологии.

По словам Президента Российской Федерации Путина В.В., космос - это не только национальный престиж, хотя и он важен, космос это передовые технологии, которые являются основой конкурентоспособной экономики и безопасности страны и было бы непростительным легкомыслием растратить запас, заложенный предыдущими поколениями. Тем не менее, по его оценке, этот запас растрачивается, чему подтверждением является то, что Федеральная целевая программа развития космической отрасли на 1996-2000 годы была выполнена только на 40% /86/.

Прекратились научные исследования, техническое состояние космических аппаратов и наземных комплексов на грани возможного: ресурс фактически исчерпан, резко уменьшилась отдача космических систем в области национальной безопасности. Остро стоит проблема старения российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас в ней работает 11 спутников, 70% из которых уже вырабатывают свой технологический ресурс.

Несмотря на это, рост производства в космической промышленности Российской Федерации в 2000г. оценивался в 18-20% по сравнению с 1999 годом, а в 2001 году - в 5,3% по сравнению с 2000г. /41/.

Утвержденная 30 марта 2000г. Федеральная космическая программа на период 2001-2005гг. определила основные направления космической деятельности на ближайшие пять лет. При этом, с одной стороны, программа подтверждает целесообразность и необходимость развития определенных направлений космонавтики, с другой - обозначила требуемые ресурсы. Документ предельно сбалансирован и не предусматривает монополии какого-то одного направления космической деятельности.

В целях сохранения потенциала космической отрасли принят Федеральный закон «О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации». В соответствии с законом предприятия и организации космической индустрии при выполнении работ по государственному оборонному заказу могут быть временно освобождены - полностью или частично - от уплаты налогов в федеральный бюджет до полной оплаты им выполненных работ. Предполагается также предоставление предприятиям отрасли льготных кредитов и права образовывать специальные целевые фонды для финансирования программ космической деятельности.

Судостроение.

В судостроении идет обновление основных фондов. Такие заводы, как «Севмашпредприятие» и «Балтийский завод», проводят реконструкцию, перевооружаются. В судостроении сохранены почти все базовые технологии, которыми обладают ведущие страны.

Имеются положительные тенденции в продвижении ПВН, произведенной на предприятиях отрасли, и технологий на мировые рынки. Так, в 2000 году поставки военных кораблей составили около 27 процентов от общего объема. Судостроительная промышленность готова сопровождать каждый корабль в течение всего срока службы, в том числе с гарантированным обеспечением ЗИП /41/.

Экспорт судостроительных предприятий в объеме экспорта продукции военного назначения составляет 25%.

Электронная промышленность.

Электронная промышленность - одна из перспективных, с точки зрения инвестиционной привлекательности, отраслей российского ОПК. Ее развитие в ближайшей перспективе определяется национальной программой развития электронной промышленности, разработанной Российским агентством по системам управлениям (РАСУ). Для этого из бюджета планируется получить только 2,3 млрд. рублей, что не позволяет в полном объеме ее реализовать. Поэтому для ее реализации на период до 2005 года потребуется привлечь кредитов в сумме около 2 млрд. долл. США.

Более 700 предприятий агентства создают радиоэлектронную технику для вооружения российских силовых структур, экспорта, ТЭКа, транспорта, медицины, строительства, связи, телевидения и других сфер жизнедеятельности человека. В 2001 году произведено более 7 тысяч новых образцов: от современных радаров до медицинских приборов и микросхем. Объем промышленного производства возрос на 5,6 процента, а научно-технической продукции - на 13 процентов. Примечательно, что по сравнению с 2000 годом государственный оборонный заказ увеличился более чем на четверть /41/.

Определяющей для РАСУ была и пока остается военная техника - системы и комплексы вооружений для Минобороны, МВД, других силовых структур и инозаказчиков. В последние годы ФГУП «Рособоронэкспорт» стало самым крупным заказчиком, с ним намечена большая программа продаж.

Производство обычных вооружений.

На предприятиях отрасли объем производства продукции в 2000г. увеличился на 25,5% по сравнению с 1999 годом, а количество убыточных предприятий сократилось в два раза - с восьми до четырех.

Государственный оборонный заказ 2001г. выполнен. При этом выпуск военной продукции возрос на 10%. Продукции гражданского назначения изготовлено на 35840 млн. руб., а ее удельный вес составляет около 67% /41/.

С точки зрения инвестиционной привлекательности, необходимо отметить, что предприятиями и организациями отрасли освоено производство порядка ста наименований конкурентной и импортозамещающей продукции для машиностроения, транспорта, медицины и других отраслей.

Активизировалась внешнеэкономическая деятельность отрасли. В 2001 году предприятия отрасли поставили гражданской продукции на 92,3 млн. долларов в 84 страны. На базе ведущих фирм отрасли создано 14 региональных центров маркетинга. Наряду с имеющимися на предприятиях дилерскими и дистрибьюторскими структурами они образуют разветвленную сеть /41/.

Предприятия отрасли участвуют в организации производства микропорошков для создания новых материалов, твердотельных лазеров с диодной накачкой, применяемых в информатике, энергетике, обработке металлов, полупроводниковых гетероструктур, для систем фотонной обработки информации с производительностью, многократно превосходящей электронные устройства, для новых марок оптического стекла и волокна.

Анализ инвестиционной привлекательности наиболее значимых предприятий оборонных отраслей приведен в Приложении 2.

Проведенный анализ инвестиционной привлекательности отраслей ОПК показывает, что оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации продолжает оставаться достаточно конкурентоспособным на мировом рынке продукции военного назначения. Кроме того, результаты анализа свидетельствует о том, что основным направлением дальнейшего наращивания своего потенциала многие предприятия оборонно-промышленного комплекса видят в военно-техническом сотрудничестве с иностранным государствами.

Из проведенного анализа следует, что предприятия - исполнители контрактов (ПИК) в сфере военно-технического сотрудничества являются инвестиционными привлекательными для российских и иностранных инвесторов не только потому, что они обладают значительными экономическими возможностями в виде больших производственных мощностей и ресурсов (свыше 10% производственных мощностей бывшего СССР), но и гигантским интеллектуальным потенциалом, сосредоточенным в таких экспортоориентированных отраслях, как авиационная, космическая, судостроительная, электронная промышленность, производство обычных вооружений и др.

2.2. Исследование факторов и показателей инвестиционной привлекательности предприятий - исполнителей контрактов

В основу исследования факторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятий ОПК, потенциальных исполнителей контрактов (ПИК) на поставки продукции военного назначения иностранным заказчикам, положим механизм привлечения инвестиционных ресурсов. Как известно, привлекаемые ресурсы состоят из /69,80/:

Ё акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);

Ё ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);

Ё кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);

Ё реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего субъекта, амортизационных отчислений).

Механизм (модель) привлечения этих ресурсов заключается в следующем. Хозяйствующий субъект, в данном случае ПИК, для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов, как правило, меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы, определяющую роль в которой играют потенциальные инвесторы.

Конкуренция, по сути дела, - процесс соревнования, и соответственно обусловливает способность успешно вести соревнование и выигрывать в нем, т.е. конкурентоспособность. В самом общем виде в экономической сфере под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования /7/.

Российский оборонно-промышленный комплекс, несмотря на множество деструктивных процессов, обусловленных конверсией, приватизацией и реструктуризацией, все еще имеет достаточный потенциал для создания конкурентоспособной продукции. При этом, с учетом особенностей военно-технического сотрудничества, для ПИК важна конкурентоспособность не столько на внутреннем, сколько на мировом рынке, поскольку международная конкуренция рассматривается в качестве инструмента не только в борьбе за место в мирохозяйственной системе, но и как механизм повышения эффективности национальной экономики.

С учетом этого, при принятии решения об объекте инвестиций, инвесторы сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность, проводят технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (см. Приложение 3) и т.д. Общая схема выбора предприятия-исполнителя инвестиционного проекта представлена на рис. 2.1.

Рассмотрим факторы, принимаемые во внимание инвестором, в данном случае ФГУП «Рособоронэкспорт», при выборе предприятий-исполнителей инвестиционных проектов, основными из которых, как показали проведенные исследования, являются: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, экспортный потенциал, деловая репутация и т.д.

Производственно-технологические факторы связаны с возможностью ПИК осуществить разработку и производство продукции военного назначения, отвечающей установленным требованиям. В их основе лежат производительность труда, уровень развития производства, используемых технологий и т.д., которые находят свое воплощение в конечном итоге в системе обеспечения качества.

Получение исходных данных о предприятиях - потенциальных исполнителях инвестиционного проекта

Вычисление значений локальных критериев для потенциальных исполнителей инвестиционных проектов

Вычисление значений интегральных критериев для группы предприятий

Ранжирование потенциальных исполнителей

Формальная оценка по значениям показателей

Содержательная оценка с учетом характера и возможностей динамического изменения показателей

Выбор одного или нескольких кандидатов из числа получивших достаточно высокое место при ранжировании

Рис. 2.1. Процедуры выбора предприятия-исполнителя инвестиционного проекта

Современные системы обеспечения качества в оборонной области предусматривают достижение требуемого уровня качества продукции путем участия всех производственных подразделений в его контроле и обеспечении, а также посредством предупреждения выпуска дефектной продукции. Реализация такого подхода осуществляется через национальные и международные стандарты семейства ИСО 9000, регламентирующие комплекс всесторонних требований к организации обеспечения качества в процессе разработки и производства продукции, в том числе продукции военного назначения.

Поэтому при продвижении продукции военного назначения на мировые рынки играет роль ее сертификация по декларации соответствия. При этом оценка производственно-технологических факторов предприятий, конкретных исполнителей инвестиционных проектов, должна ориентироваться на наличие международного сертификата ИСО серии 9001, являющейся самой полной на сегодняшний день международной системой качества. Эта система охватывает все процессы, которые прямо или косвенно могут влиять на качество продукции.

В ОПК России, пионерами в деле внедрения международных стандартов стали крупнейшие авиапредприятия страны исполнители экспортных контрактов. Так, например, вручен сертификат о соблюдении стандарта ИСО 9002 ИАПО и КнААПО от научно-методического центра (НМЦ) «Норма» /36/.

Внедрению современных систем обеспечения качества во многом препятствуют, как показал проведенный анализ, сильная изношенность основных фондов и низкий уровень используемых технологий. Это также является существенным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность оборонных предприятий (степень износа производственных мощностей у большинства предприятий ОПК более 50%, а на каждом пятом - более 75%, в 2001 г. около 30% предприятий не осуществляло инвестиций в развитие своей производственной базы).

Кроме этого, по нашему мнению, необходимо учитывать и степень диверсифицированности производства. Поскольку это характеризует способность предприятия мобильно изменить профиль выпускаемой продукции, а следовательно, обеспечить оперативное реагирование на запросы рынка.

Ресурсные факторы характеризуют такие аспекты, как экономическое состояние предприятия (обеспеченность финансовыми ресурсами и т.д.), наличие комплекса ресурсов, необходимых для функционирования производства (сырье, энергия, интеллектуальная собственность и т.д.) и степень эффективности использования этих ресурсов (издержки производства, цены и т.д.).

Основными видами ресурсов, которые определяют инвестиционную привлекательность того или иного предприятия являются финансовые ресурсы, достаточность которых свидетельствует о высоких возможностях по реализации инвестиционных проектов. Это, помимо прочего, также свидетельствует о возможности технического перевооружения производства. Как показывает проведенный анализ, в 2001г. подавляющая часть оборонных предприятий если и осуществляла техническое перевооружение, то за счет средств, полученных от экспортных контрактов и собственных источников, в первую очередь амортизационных отчислений. Бюджетные средства на эти цели получили только 10% предприятий, а кредиты банков использовали менее 15%.

Кроме того, из ресурсных факторов, учитываемых при оценке инвестиционной привлекательности, особого внимания требуют трудовые и информационные ресурсы. Главное преимущество трудовых ресурсов ОПК заключается в еще пока достаточно высоком уровне квалификации специалистов, несмотря на их большой отток (средний возраст работников ОПК составляет 58 лет, а контингент молодых специалистов - 11% /103/).

Что касается информационных ресурсов, то с учетом того, что в настоящее время информация стала товаром, а также определяющим фактором повышения производительности труда, то обеспеченность предприятия информацией, составляющей основу его функционирования, может рассматриваться как важнейшая характеристика инвестиционной привлекательности ПИК. В качестве одного из основного сегмента информационного ресурса необходимо рассматривать наличие товарных знаков, патентов, «ноу-хау» и других объектов интеллектуальной собственности.

При рассмотрении информационных ресурсов необходимо учитывать их принадлежность, поскольку важную роль играют вопросы обеспечения прав на интеллектуальную собственность - одного из важнейших компонентов создания перспективных образцов ПВН. Кроме того, важно учитывать новизну и обновляемость информационных ресурсов на предприятии, характеризующих способность дальнейшего развития научно-технического задела.

Институциональные факторы во многом определяют эффективность применения рыночных механизмов повышения экономической отдачи от инвестиций (фактически уровень экономической самостоятельности предприятия), а также возможность оперативного создания необходимой кооперации соисполнителей с использованием рыночных инструментов (создание корпораций современного типа).

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты