Осуществление налогового контроля в форме проведения налоговых проверок регламентируется положениями Общей части НК, Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), а также Методическими рекомендациями о некоторых вопросах организации и проведения проверок налоговыми органами (Приложение к письму МНС от 24.06.2010 № 7-2-15/51) (далее - Методические рекомендации) .
Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.
Налоговые проверки классифицируются по различным основаниям:
По основанию назначения делятся на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых осуществляется в соответствии со статьей 69 Общей части НК Республики Беларусь и нормами Указа № 510.
Плановая проверка - проверка, включенная в план контрольной работы налогового органа в соответствии с правилами Указа № 510 и главой 4 Положения о порядке организации и проведения проверок (утверждено Указом № 510) (далее - Положение). Контролирующие органы составляют сводные планы проверок на каждое полугодие. Сводные планы утверждаются руководителями контролирующих органов и представляются в органы Комитета государственного контроля в электронном виде по форматам интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Сводные планы проверок формируются КГК в координационные планы контрольной деятельности в Республике Беларусь. Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.
При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.
При наличии утвержденной Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чек-листа) он является обязательным для применения контрольным (надзорным) органом при планировании проверок.
В соответствии с п. 7 Указа № 510, контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
· к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;
· к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;
· к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются в одном из следующих случаев:
· по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;
· на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Внеплановая проверка - проверка, проводимая без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. В соответствии с п. 9 Указа № 510, внеплановые проверки по установленным основаниям назначаются:
· по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;
· Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;
· Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;
· руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
По видам налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.
Кроме приведенной классификации, Указ № 510 выделяет следующие виды проверок:
1. Встречная проверка.
2. Контрольная проверка - проверка устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.
3. Совместная проверка - проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами.
4. Дополнительная проверка - проверка обстоятельств, на которые ссылается заявитель в возражениях по акту проверки либо в жалобе на решение по акту проверки.
5. Внеплановая тематическая оперативная проверка.
При проведении проверок должностные лица налоговых органов обязаны:
· - действовать в строгом соответствии с законодательством;
· - не нарушать права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица), быть вежливыми, внимательными и корректными с плательщиком (иным обязанным лицом) или его представителями, не унижать их чести и достоинства;
· осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, пеней, а также контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
· в порядке, установленном законодательством, проводить налоговые и выездные проверки;
· требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства, а также иных правонарушений и контролировать исполнение этих требований;
· передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым и иным законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства или по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица);
· соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) в соответствии со статьей 79 НК;
· принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;
· передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы проверок по фактам нарушений;
· взыскивать в порядке, установленном НК, неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, пеней;
· исполнять вынесенные должностными лицами налогового органа постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения и штрафа.
При проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право:
· получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимую для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
· вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;
· - заявлять ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
· заявлять ходатайства о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;
· получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;
· при проведении проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие документы бухгалтерского и (или) налогового учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке и случаях, установленных законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
· приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках в случаях и порядке, установленных статьей 53 НК;
· доступа проверяющих на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);
· назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);
· в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);
· вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;
· проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций у плательщика;
· изымать при проведении выездной проверки в порядке, установленном статьей 76 НК, документы плательщика (иного обязанного лица), в том числе электронные документы, хранящиеся на машинных носителях (дискеты, CD-диски, стриммерные кассеты, флэш-накопители и др.) и (или) на оборудовании (системном блоке компьютера (сервера); кассовых суммирующих аппаратах; специальных компьютерных системах; таксометрах; билетопечатающих машинах и др.), путем временного (на срок не более месяца) изъятия машинных носителей информации и (или) оборудования. При необходимости срок может быть продлен по распоряжению руководителя налогового органа;
· в случаях и порядке, предусмотренных ПИКоАП производить изъятие документов, имеющих значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, орудий или средств совершения административного правонарушения, доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, а также предметов административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация;
· в установленном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами, счетами, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых плательщиков (иных обязанных лиц), о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
· налагать в соответствии со статьей 54 НК, статьей 8.7 ПИКоАП, арест на имущество плательщиков (иных обязанных лиц), правонарушителей;
· при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского и (или) налогового учета и других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности;
· требовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого плательщика (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - заверенные их подписями), а также подписания акта проверки, в том числе промежуточного, или справки проверки руководителем организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии - представителем организации (обособленного подразделения организации) либо индивидуальным предпринимателем, при его отсутствии - представителем индивидуального предпринимателя, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (обособленного подразделения организации);
· принимать меры по привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение плательщиком (иным обязанным лицом) законодательства, регулирующего экономические отношения;
· осуществлять иные действия в соответствии с законодательством.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов и сведений о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа, в том числе о его государственной регистрации.
В ходе камеральной налоговой проверки устанавливаются:
· своевременность и полнота представления налоговых деклараций и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
· правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации, четкость их заполнения;
· соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации, данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);
· соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации, которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;
· правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям;
· соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации и прилагаемых к ней документах, с иными имеющимися в налоговом органе документами и сведениями о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
· обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) ставок и налоговых льгот;
· своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, иных платежей и пеней;
· соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;
· соблюдение сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;
· своевременность постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу);
· другие вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.
Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки.
Днем назначения камеральной налоговой проверки является день составления акта камеральной проверки, а днем составления акта камеральной налоговой проверки считается день подписания акта проверки проверяющим.
Условно, можно выделить несколько этапов проведения камеральной проверки:
1. Прием документов и проверка своевременности их предоставления;
4. Проверка правильности произведенного плательщиком арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов и обоснованность применения налоговых ставок и льгот;
5. Решение вопроса о целесообразности включения данного плательщика в планы проведения выездных налоговых проверок. Оформление результатов камеральной проверки.
Следует иметь в виду, что, согласно п.5 ст.63 НК налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета) и обязан по просьбе плательщика сделать отметку на копии декларации (расчета) о ее принятии. Из этого следует, что отчетная документация должна приниматься как в комплектном, так и в некомплектном виде, а если плательщик настаивает на ее приеме, то и при наличии нарушений в ее оформлении.
Однако, при наличии грубых нарушений, установленных нормативными актами правил оформления документов, не позволяющих идентифицировать их как документы отчетности, соответствующие декларации (расчеты) не могут считаться представленными, а обязанность налогоплательщика по их предоставлению - выполненной. В частности, к таким грубым нарушениям можно отнести:
· отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов;
· нечеткое заполнение отдельных реквизитов, делающее невозможным их однозначное прочтение;
· заполнение документов карандашом;
· наличие не оговоренных подписями плательщика исправлений;
· составление документов на иных языках, кроме русского и белорусского.
При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющейся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком (иным обязанным лицом) дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию составляется акт камеральной проверки (в 2-х экземплярах).
При установлении фактов несвоевременного представления (непредставления) плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых деклараций и иных документов, обязанность представления которых в налоговые органы установлена законодательством, несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов и иных платежей, а также постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу) с нарушением установленного срока, акт камеральной проверки составляется без направления налоговым органом уведомления с предложениями.
Решение по акту камеральной проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, выносится с дополнительным указанием необходимости направления заявления в суд для взыскания налогов и пеней в судебном порядке либо о принятии к сведению добровольного внесения причитающихся к уплате сумм налогов и пеней.
По результатам камеральной проверки налоговых деклараций, в ходе которой не установлены нарушения законодательства, проводившим камеральную проверку должностным лицом налогового органа на налоговых декларациях, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) на бумажном носителе, учиняется запись: «Проверено», проставляется дата и личная подпись должностного лица налогового органа. Второй экземпляр налоговой декларации (при наличии) возвращается плательщику (иному обязанному лицу).
Для информирования плательщика (иного обязанного лица) о результатах камеральной проверки представленной в электронном виде налоговой декларации должностным лицом налогового органа направляется подтверждение о приеме налоговой декларации без ошибок, а при установлении ошибок в налоговой декларации - подтверждение о приеме налоговой декларации с ошибками. Формы подтверждений утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 128 «О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа».
В случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком (иным обязанным лицом) допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных в соответствии с законодательством плательщиком (иным обязанным лицом) документов, а также при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неустранении в установленный срок ошибок (неточностей) в налоговых декларациях и других документах, в адрес осуществляющего контрольные функции структурного подразделения налогового органа направляются внутренние (служебные) документы для принятия решения о назначении в установленном законодательством порядке выездной плановой или внеплановой проверки.
Проверка соблюдения физическим лицом порядка декларирования доходов и имущества проводится в соответствии с Инструкцией о порядке организации деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов и имущества, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. № 103.
Выездная налоговая проверка
Выездная проверка проводится, как правило, должностными лицами налогового органа по месту постановки плательщика (иного обязанного лица) на учет. Выездную проверку по поручению или предписанию руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа могут проводить либо принимать в ней участие должностные лица нижестоящих налоговых органов или должностные лица этого вышестоящего налогового органа.
Выездная проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица).
В случае несовпадения режима работы плательщика (иного обязанного лица) с режимом работы налогового органа или отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) помещений и (или) условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может осуществляться в помещении по месту нахождения налогового органа.
При проведении выездной проверки в служебном помещении налогового органа документы представляются плательщиком (иным обязанным лицом) проверяющим в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления акта приема-возврата документов, в котором указываются: кем и от кого приняты документы, название принятых документов (папок с реестрами документов), количество листов принятых документов. Возврат документов плательщику (иному обязанному лицу) либо его представителям проводится после проверки им сохранности документов. Плательщик (иное обязанное лицо) либо его представитель собственноручной записью на первом экземпляре акта приема-возврата документов свидетельствует о наличии (отсутствии) претензий по сохранности представленных для проверки документов. Акт приема-возврата документов скрепляется подписями плательщика (иного обязанного лица) либо его представителя и проверяющего. Акты приема-возврата документов на проверку приобщаются к акту (справке) проверки в качестве приложения. Акт приема-возврата документов не составляется в случае, если проверка представленных в налоговый орган документов производится в присутствии плательщика (иного обязанного лица) либо его представителя и завершается в течение одного рабочего дня.
В ходе выездной проверки могут подлежать изучению вопросы исчисления, уплаты (удержания и перечисления) всех налогов и иных платежей. В указанном случае начало периода проверки определяется одной из следующих дат:
· с даты государственной регистрации - в случае, если плательщик не проверялся по налогам и иным платежам контролирующими органами с момента государственной регистрации;
· с даты фактического начала осуществления деятельности (в том числе ремесленной деятельности, деятельности в сфере агроэкотуризма) - в случае, если осуществляемая деятельность не требует государственной регистрации;
· с даты начала налогового (отчетного) периода, следующего за налоговым (отчетным) периодом, охваченным контролирующим органом предыдущей проверкой.
Окончание периода проверки определяется как последний календарный день месяца или квартала, предшествующего налоговому (отчетному) периоду, по которому не наступили сроки представления налоговых деклараций.
При определении проверяемого периода учитываются предусмотренные законодательством особенности определения (в том числе по выбору плательщика (иного обязанного лица) налоговых (отчетных) периодов, сведения о предыдущих проверках.
Проверка по иным вопросам в пределах сфер контроля налоговых органов осуществляется:
· с даты государственной регистрации или фактического начала осуществления предпринимательской деятельности - в случае, если плательщик (иное обязанное лицо) зарегистрирован (приступил к осуществлению предпринимательской деятельности) и с даты государственной регистрации или фактического начала предпринимательской деятельности не прошло трех лет, и ранее он не проверялся по таким вопросам контролирующими (надзорными) органами;
· за предшествующие три календарных года, а также истекший период текущего календарного года.
При этом в целях недопущения необоснованных повторных проверок по одному и тому же вопросу за один и тот же период, необходимо изучение представленных плательщиком (иным обязанным лицом) материалов предыдущих проверок контролирующих (надзорных) органов и определение ранее проверенных вопросов и перидов их проверки. Перечень вопросов, подлежащих проверке, и проверяемые периоды подлежат указанию в предписании на проведение выездной проверки.
В случае нерасположения плательщика (иного обязанного лица) по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), в предписании на проведение выездной проверки делается соответствующая запись. В таком случае копия предписания направляется по почте плательщику (иному обязанному лицу), его представителю по известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства). При этом плательщик (иное обязанное лицо) считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении трех дней со дня направления его копии.
После предъявления плательщику (иному обязанному лицу) предписания на проверку, при необходимости, уточняется перечень вопросов, подлежащих проверке, и проверяемые периоды.
Проверяющие знакомятся с организационной структурой, выясняют наличие обособленных подразделений, условия работы, виды и места осуществляемой деятельности, наличие необходимых для проверки документов, учетную политику, систему установленного бухгалтерского и (или) налогового учета (учета доходов и расходов), а также документооборота плательщика (иного обязанного лица).
Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:
? индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - пятнадцати рабочих дней;
? иных проверяемых субъектов - тридцати рабочих дней.
Данные сроки, не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
? срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.
? срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.
? срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Одним из видов выездной проверки является проверка финансово-хозяйственной деятельности.
При проведении проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц устанавливается соблюдение ими норм законодательства (за исключением налогового законодательства), контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы проверяют соблюдение организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами установленного законодательством порядка:
· обязательной продажи части валютной выручки;
· выдачи лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение специального разрешения (лицензии);
· расчетов между субъектами предпринимательской деятельности;
· обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь;
· правил ведения кассовых операций;
· производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
· производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
· маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
· получения и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи, международной технической помощи, предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;
· учета и использования бланков строгой отчетности.
Налоговыми органами также проверяются вопросы соблюдения иного законодательства, контроль за которыми возложен на налоговые органы.
В случае непредставления в ходе проверки плательщиком (иным обязанным лицом) имеющихся и относящихся к проверяемым вопросам документов и (или) сведений проверяющими выносится письменное требование об их представлении. Отказ от выдачи документов и (или) сведений или их непредставление в установленный срок влечет применение ответственности, предусмотренной законодательством.
При ведении плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета (учета доходов и расходов) с применением программ машинной обработки данных первичных учетных документов (компьютерного программного обеспечения) проверяющие вправе потребовать от представителей плательщика (иного обязанного лица) представить заверенные копии документов такого учета на бумажных носителях. С согласия проверяющих проверка данных ведущегося плательщиком (иным обязанным лицом) учета может проводиться и по компьютерным базам данных плательщика (иного обязанного лица) при условии, что его представители за свой счет и своими силами ознакомят проверяющих с инструкциями по использованию этих баз данных, а также с особенностями ведения ими учета в эксплуатируемой базе данных.
В случае выявления встречной проверкой, а также в ходе проведенных опросов физических лиц расхождений со сведениями и документами, предъявленными при проведении выездной проверки, проверяющими истребуются объяснения у плательщика (иного обязанного лица), его представителей и иных лиц, причастных к составлению (оформлению) таких сведений и документов. Справки встречных проверок, истребованные объяснения и иные имеющие отношение к вопросам проверки сведения и документы подлежат приобщению к материалам выездной проверки.
Проверяющими не принимаются во внимание и не учитываются при выведении результатов проверки представленные плательщиком (иным обязанным лицом) во время ее проведения документы, подтверждающие право на льготы, которые плательщик (иное обязанное лицо) не заявил в ранее поданных декларациях за проверяемый период. Если в ходе проверки корректируется размер налоговой базы и это влечет за собой увеличение суммы налоговой льготы, частично использованной плательщиком (иным обязанным лицом), проверяющие учитывают эту льготу в полном объеме, при условии, что плательщик (иное обязанное лицо) уже воспользовался такой льготой и все необходимые сведения и документы, подтверждающие право на эту льготу, представлены.
О результатах выездной проверки оформляется акт (справка) проверки.
Особенности проведения встречных проверок и тематических оперативных проверок
Встречная проверка - проверка, проводимая для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.
Встречная выездная проверка контрагентов (третьих лиц) проверяемого плательщика (иного обязанного лица) проводится (организуется) на основании предписания, выданного в отношении проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
Сведения о назначении и проведении встречных проверок заносятся в приложение к предписанию на выездную проверку проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
При наличии в пределах одного города нескольких инспекций МНС (областной и районной, городской и районной, нескольких районных) встречные выездные проверки проводятся проверяющими налогового органа, у которых возникла такая необходимость. В иных случаях встречная проверка контрагентов (третьих лиц) проводится налоговым органом по месту их постановки на учет на основании письменного запроса о проведении такой проверки с приложением:
1) копии предписания на выездную проверку проверяемого плательщика (иного обязанного лица), заверенной выдавшим такое предписание налоговым органом;
2) приложения к предписанию на выездную проверку проверяемого плательщика (иного обязанного лица). Сведения о подлежащих встречной проверке контрагентах (третьих лицах) подписываются руководителем (уполномоченным заместителем) проводящего выездную проверку налогового органа и заверяется печатью налогового органа. Сведения о должностных лицах налогового органа, направляемых для проведения встречной проверки, подписываются руководителем (уполномоченным заместителем) и скрепляются печатью налогового органа, проводящего встречную проверку.
Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также, если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
После проведения встречной проверки оригинал приложения к предписанию на проведение выездной проверки подлежит возврату в налоговый орган, направивший письменный запрос о проведении встречной проверки, и приобщается к предписанию. Копия приложения к предписанию приобщается налоговым органом, проводившим встречную проверку, к материалам встречной проверки.
Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с приложением к ней копий представленных контрагентом (третьим лицом) документов и сведений о проверенных хозяйственных (финансовых) операциях.
Встречная проверка не проводится (справка не оформляется) в случае направления налоговым органом письменного запроса о представлении документов и иной информации контрагентам (третьим лицам) проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
В случае если проведенной встречной выездной проверкой будет установлено, что плательщиком (иным обязанным лицом) в подтверждение расходов на приобретение ТМЦ предъявлены документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.) плательщиков (иных обязанных лиц), существование которых в ходе проведения встречных проверок не подтверждается, либо при проведении встречных проверок плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) на основании записей бухгалтерского учета отрицает факт отпуска ТМЦ или подтверждает его на меньшее количество и стоимость, чем отражено в учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица), либо в ходе проверки установлены факты неоприходования по учету проверяемого плательщика (иного обязанного лица) ТМЦ, отпущенных в его адрес другими плательщиками (иными обязанными лицами), проверяющий обязан истребовать объяснения у плательщиков (иных обязанных лиц) (его представителей) о причинах выявленных расхождений.
В случае признания (в письменной форме) плательщиками (иными обязанными лицами) (его представителями) факта использования документов, содержащих недостоверные сведения, в целях уменьшения размеров объектов налогообложения проверяющим определяются объекты налогообложения у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) с учетом результатов встречной выездной проверки.
При установленных расхождениях с данными бухгалтерского учета плательщика (иного обязанного лица) в ходе проведенной встречной проверки проверяющий обязан сообщить руководителю налогового органа о выявленных расхождениях с целью дальнейшего информирования правоохранительных органов.
Внеплановая тематическая оперативная проверка - проверка, проводимая при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.
Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.
При внеплановой тематической оперативной проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:
1) законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
2) условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;
3) порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;