p align="left">Не позднее десяти дней по истечении каждого срока уплаты по налогам с граждан, по которым лицевые счета ведутся в налоговых органах, составляются списки недоимщиков.
Списки составляются в двух экземплярах на основании соответствующих выборок из лицевых счетов плательщиков. Один экземпляр списков передается соответствующему отделу, который докладывает руководителю налоговой инспекции о состоянии недоимки и принятых мерах для ее ликвидации. Второй экземпляр списков остается в делах по учету.
Списки недоимщиков составляются отдельно по каждому виду налогов.
По истечении года на основании документальной проверки определяются точные суммы недоимки на 1 января и составляется общий список недоимщиков, в котором суммы недоимки по каждому виду налогов показываются отдельно.
1.3 Порядок списания безнадежной недоимки по налогам и сборам
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации №100 от 12.02.2001 установлены основания по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящуюся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафами
К ним отнесены:
а) ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерть или объявление судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации [3] недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из ниже указанных юридических фактов:
1) уплаты налога (сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством;
3) ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами);
4) наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (п. 3 ст. 44 НК РФ).
Кратко рассмотрим указанные основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).
Уплата налога (сбора) представляет собой своевременное и в полном объеме исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязанности путем перечисления исчисленной в установленном порядке суммы налога в соответствующий бюджет.
По общему правилу в случае смерти налогоплательщика, являющегося физическим лицом, или признания такого лица умершим его налоговая обязанность прекращается. Однако существует исключение из данного общего правила: задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.
Ликвидация организации также является одним из оснований прекращения фискальных обязанностей ликвидируемого юридического лица. Указанные обязанности прекращаются после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества. Кроме этого в ст. 49 НК РФ указано, что при неполном погашении задолженности за счет имущества самой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации.
К числу иных обстоятельств (юридических фактов), с наступлением которых законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора, в частности, относятся:
а) удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (правовой порядок осуществления такого удержания предусмотрен в ст. 24 НК РФ);
б) уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
в) взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
г) погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков - организаций или налогового агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 47 и ст. 48 РФ);
д) исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизованного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
е) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом налогоплательщика (ст. 51 НК РФ);
ж) списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НКРФ);
з) погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) путем зачета соответствующей суммы по другому излишне уплаченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).
2. Анализ эффективности работы по снижению недоимок на примере Рязанской области
2.1Основныенаправления деятельности налоговых органов на территории Рязанской области
УФСН России по Рязанской области включает в себя 23 отдела (см. таблица 2.1).
Таблица 2.1. Структура Управления ФНС России по Рязанской области
Руководитель УФНС России по Рязанской области
12. Отдел контрольной работы.
1. Общий отдел
13. Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства.
2. Финансовый отдел.
14. Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов.
3. Хозяйственный отдел.
15. Отдел косвенных налогов.
4. Отдел кадров.
16. Отдела налогообложения прибыли (дохода)
5. Отдел собственной безопасности.
17. Отдел налогообложения доходов физических лиц.
6. Юридический отдел.
18. Отдел контроля применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции.
7. Отдел обработки данных и информатизации.
19. Отдел контроля налоговых органов.
8. Отдел учета налоговых поступлений и отчетности.
20 Отдел комплексного развития налоговых органов.
9. Отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений.
21. Отдел информационной безопасности.
10. Отдел регистрации учета налогоплательщиков.
22. Отдел налогового аудита.
11. Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
23. Отдел ЕСН.
Функции основных подразделений:
Руководитель УФНС России по Рязанской области:
1. Организует и осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Управления.
2. Координирует работу налоговых органов края по контролю за соблюдением налогового законодательства.
3. Организует проведение экономического анализа поступлений и задолженности по налогам и сборам, планирование и разработку прогнозных оценок поступления налогов и сборов в федеральный и консолидированный бюджеты.
4. Обеспечивает проведение государственной политики по направлениям сферы ответственности налоговых органов.
5. Координирует работу по взаимодействию со структурами государственной власти края.
6. Контролирует в рамках своей компетенции правильность применения мер ответственности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, законодательством об административных правонарушениях, а также трудовым законодательством и законодательством о государственной службе.
7. Непосредственно координирует и контролирует деятельность:
- отдела кадров;
- отдела собственной безопасности;
- отдела информационной безопасности;
- общего отдела;
- отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства;
- отдела контроля налоговых органов;
- отдела налогового аудита.
Финансовый отдел осуществляет выполнение следующих основных функций:
- выполнение функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- учет исполнения смет доходов и расходов на содержание Управления за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств;
- разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств;
- организация и проведение работ по бухгалтерскому учету имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций Управления;
- организация проведения инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей;
- организация работы по учету поступлений денежных средств, полученных от продажи спецмарок организациям-производителям табачной и алкогольной продукции, и своевременному перечислению этих средств на счета ФНС России;
- организация и реализация финансового контроля за исполнением средств федерального бюджета и внебюджетных нижестоящих территориальных налоговых органов.
Юридический отдел
Основные функции:
- правовое обеспечение проводимой налоговыми органами работы оп контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- представление интересов Управления в судебных органах;
- методическое руководство постановкой правовой работы и организацией правовой службы в системе налоговых органов.
Отдел обработки данных и информатизации
Основные функции:
- обеспечение единой политики, проводимой ФНС России, в области информатизации налоговых органов и системы телекоммуникаций;
- обеспечение функций единого заказчика по закупке средств вычислительной техники, системного программного обеспечения, средств связи, созданию локальных и корпоративных вычислительных сетей;
- внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программ;
- администрирование баз данных Управления;
- обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения, локальных вычислительных сетей Управления и нижестоящих налоговых органов, в том числе с привлечением в установленном порядке сторонних организаций;
- администрирование сетевых ресурсов и обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств;
- эксплуатация регламентных задач электронной обработки данных, приема и передачи информационных массивов;
- организация обучения работников Управления и налоговых органов местного уровня для работы в условиях применения информационных систем и средств связи.
Отдел учета налоговых поступлений и отчетности
Основные функции:
- организация оперативно-бухгалтерского учёта налогов, сборов и других обязательных платежей;
- формирование налоговой и статистической отчётности;
- контроль за правильным и единообразным применением на территории Рязанской области законодательных и других нормативных актов, регламентирующих порядок ведения оперативно - бухгалтерского учета, налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в налоговых инспекциях и составления налоговой статистической отчетности
Отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений
Основные функции:
- организационно-методическое обеспечение работы территориальных налоговых органов края по вопросам своевременного и полного поступления налогов и сборов, выполнения заданий по мобилизации налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему;
- осуществление прогнозных оценок налогооблагаемой базы и поступлений платежей в зависимости от состояния экономики и её отраслей по видам налогов и в разрезе территориальных налоговых органов;
- проведение анализа развития экономики края, городов и районов, хода мобилизации налоговых и других поступлений в бюджеты всех уровней, выполнения бюджетных назначений территориальными налоговыми органами;
- обеспечение взаимодействия Управления с подразделениями Федеральной налоговой службы Российской Федерации, по обсчету объемов налоговых и других платежей в федеральный и территориальный бюджеты и их выполнению.
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
Основные функции:
1. Проводит непосредственно и организует в ИФНС края согласно приказам, инструкциям и методическим указаниям:
- контроль за соблюдением законодательства о регистрации, учете налогоплательщиков, постановке на учет и снятии с учета, за правильностью присвоения идентификационных номеров налогоплательщикам и признаков к ним;
- учет сведений о счетах, открытых налогоплательщикам в кредитных учреждениях;
- учет сведений о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях;
- учет сведений о зарегистрированных физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или прекративших свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
- учет сведений, представляемых органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы и т.д.
2. Организует и контролирует работу территориальных налоговых органов по формированию и ведению информационных ресурсов по регистрации, учету налогоплательщиков.
3. Обеспечивает анализ на полноту и достоверность включенных в региональный раздел Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений.
4. Обеспечивает анализ на полноту и достоверность включенных в региональный раздел Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений.
Отдел контрольной работы
Основные функции:
- контроль за правильным и единообразным применением на территории Рязанской области нормативных правовых актов и документов, регламентирующих проведение налогового контроля;
- организация контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, проводимого территориальными инспекциями;
- анализ информации из внешних источников и направление предложений в территориальные инспекции о проведении мероприятий налогового контроля в отношении «проблемных» налогоплательщиков;
- определение основных направлений контрольной работы территориальных инспекций;
- анализ эффективности контрольных мероприятий, проводимых территориальными инспекциями в рамках основных направлений контрольной работы;
- организация деятельности территориальных инспекций по контролю за соблюдением крупнейшими и основными налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Обеспечение выполнения заданий ФНС России по повышению эффективности налогового контроля указанных категорий плательщиков налогов и сборов;
- организация работы территориальных инспекций в сфере финансово - кредитных отношений, консультирования по вопросам особенностей налогообложения финансово-кредитных организаций;
- обеспечение информационного взаимодействия с организациями и ведомствами, обязанными представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;
- выявление форм и способов уклонения от налогообложения при анализе материалов налоговых проверок, в том числе схем, используемых финансово-кредитными организациями;
- организация и осуществление взаимодействия с правоохранительными, контролирующими органами и другими ведомствами по предмету деятельности отдела;
- заключение межведомственных соглашений (договоров) по вопросам представления информации, необходимой для проведения налогового контроля;
- координация работы территориальных инспекций по организации встречных проверок по заданиям налоговых органов других регионов, а также по вопросам международного сотрудничества;
- рассмотрение жалоб и писем юридических и физических лиц на действия должностных лиц территориальных инспекций в пределах компетенции отдела.
Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства
Основные функции:
- организация работы по принудительного взыскания недоимки юридических и физических лиц;
- организация контроля за исполнением условий прохождения реструктуризации кредиторской задолженности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и постановлениями местных органов власти;
- организация контроля за своевременностью отмены решений о реструктуризации кредиторской задолженности организаций и принятия мер принудительного взыскания задолженности, включая инициирование процедуры банкротства;
- обеспечение методического руководства по вопросам проведения зачетов или возвратов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
- обеспечение методического руководства по вопросам порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора;
- участие в реализации прав и исполнении обязанностей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- подготовка документов для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;
- проведение анализа финансового состояния организаций-должников по налогам и взносам в государственные внебюджетные фонды, оценка их платежеспособности;
- участие в установленном порядке в подготовке экспертных заключений о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства организаций.
Отдел налогообложения прибыли, Отдел ЕСН, Отдел налогообложения доходов физических лиц, Отдел косвенных налогов.
Основные функции:
1. Обеспечение единого методологического подхода по правильности исчисления, полноте и своевременности внесения соответствующих налогов;
2. Организация контроля правильности применения территориальными налоговыми органами края налогового законодательства по соответствующим налогам;
3. Осуществление организационно - методического руководства территориальными налоговыми органами по предмету деятельности отделов.
Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов
Основные функции:
1. Реализация политики и стратегии Федеральной налоговой службы в области управления по ресурсным, имущественным и прочим налогам в Управлении и территориальных налоговых органах края;
2. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет земельного налога с физических и юридических лиц, налога на имущество с физических и юридических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, государственной пошлине, учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, по проведению ревизий бланков строгой отчетности по формам №10, №24, проведению ревизий работы сельских Советов по приему налоговых платежей, налога на рекламу, целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сбора за право пользования объектами животного мира, сбора за право пользования водными биологическими объектами, платежей за пользование недрами, платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежей за пользование лесным фондом, налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автомобильными дорогами, платежей за пользование водными объектами, налога на игорный бизнес, налога с продаж.
Отдел контроля применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции
Основные функции:
- осуществление специальных, исполнительных, надзорных и разрешительных функций в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции в пределах полномочий, предоставленных законодательством РФ;
- проведение в установленном порядке экспертизу документов, предоставленных заявителями для получения лицензии в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также для выдачи организациям разрешений на учреждение акцизных складов;
- организует обследование предприятий и организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной и табачной продукции и главе 22 «Акцизы» НК РФ;
- организация рейдовой работы в нижестоящих налоговых органах по вопросам;
- выявления налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учёт;
- соблюдение установленной маркировки алкогольной и табачной продукции;
- взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами по предмету деятельности отдела. Организация работы по контролю исполнения законодательства о применении ККМ на территории Рязанской области.
- организация и проведение проверок нижестоящих налоговых органов;
- оформление результатов контрольно-ревизионной работы;
- контроль исполнения нижестоящими налоговыми органами решений, принятых по результатам ревизии;
- оказание практической помощи нижестоящим налоговым органам по предмету деятельности отдела;
- разработка мероприятий по результатам контрольно-ревизионной работы, направленных на совершенствование деятельности нижестоящих налоговых органов.
Отдел комплексного развития налоговых органов
Основные функции:
- участие в организации обучения и переподготовки специалистов налоговых органов края по программам, связанным с модернизацией налоговых органов;
- осуществление сбора и обобщения информации, необходимой для анализа процессов развития и планирования работ по модернизации налоговых органов края, разработка предложений по вопросам совершенствования налогового администрирования;
- разработка системы критериев оценки эффективности деятельности инспекций МНС России по Рязанской области, включая оценку эффективности работы в системе электронной обработки данных (ЭОД);
- разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности инспекций МНС России и структурных подразделений Управления МНС России и контроль за их реализацией;
- мониторинг соответствия организационной структуры, функций структурных подразделений Управления МНС России и подведомственных ему инспекций МНС России потребностям налогового администрирования. Разработка на основе мониторинга предложений по совершенствованию организационной структуры.
Наиболее важным направлением деятельности УФНС по Рязанской области деятельности налоговых органов в последние несколько лет стала работа по легализации налоговой базы, включающая в себя целый комплекс организационных мероприятий, проводимых с участием налогоплательщиков.
С 2006 года вопросы легализации налоговой базы рассматриваются на специально созданных комиссиях в УФНС России по Рязанской области и во всех межрайонных инспекциях области.
В 2008 году работа комиссий продолжена в рамках обеспечения комплексного подхода к налогоплательщикам, относящихся к так называемым «группам риска» (убыточные и низкорентабельные, заявляющие высокий удельный вес вычетов по НДС, выплачивающих низкую заработную плату).
Одним из важнейших направлений работы налоговых органов в 2008 году продолжала оставаться работа с убыточными организациями. Результатом работы явилось уменьшение их количества на 97 организаций и снижение суммы убытка. Количество убыточных организаций снизилось с 507 по состоянию на 1 января 2008 года до 410 на 1 октября 2008 года.
Согласно налоговой отчетности, общее количество плательщиков налога на прибыль, состоящих на учете в налоговых органах области, по состоянию на 1 января 2008 года составляло 9110 организация, в том числе убыточные организации - 507 или 5,6%, по состоянию на 1 октября 2008 года количество плательщиков составило 8893 организации, в том числе убыточные - 410 или 4,6% (см. приложение А).
По результатам работы комиссий по легализации объектов налогообложения с убыточными организациями, проведенной за 2008 год, заслушаны 1408 организаций, из них 202 налогоплательщика представили уточненные декларации и уменьшили убытки за прошлые налоговые периоды на сумму 162 млн. руб., в том числе полностью сняли убытки 63 организации и показали сумму прибыли 11,0 млн. руб., поступило дополнительно налога на прибыль в бюджет 0,7 млн. рублей.
Из числа налогоплательщиков, заявивших убыток за 2007 год и первое полугодие 2008 года, перестали заявлять убытки 218 организации или 15,5% из заслушанных на комиссиях.
Из них 156 налогоплательщиков заявили прибыль за 9 месяцев 2008 года в сумме 129,4 млн. руб. Основная причина уточнения налоговых обязательств - необоснованное завышение расходов, не отражение отдельных видов доходов.
В 2008 году акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом и ориентирован на работодателей, которые выплачивали в 2007 году заработную плату работникам ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности (ВЭД), включая контроль за деятельностью убыточных организаций.
Проведя отбор налогоплательщиков, было установлено, что в 2007 году 3159 работодателей области (это организации и индивидуальные предприниматели), выплачивали заработную плату своим работникам ниже среднего уровня по основному виду экономической деятельности.
В целом налогоплательщики с риском сокрытия заработной платы по видам экономической деятельности распределились следующим образом:
- розничная торговля - 41%
- оптовая торговля - 13,4%
- обрабатывающие производства - 12,1%
- строительство - 9,8%
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 9,1%
- транспорт и связь - 4,3%.
За 2008 год проведено 872 заседания комиссий, на которых заслушано 3132 налогоплательщика, что составляет 99,1% от общего количества налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности.
В настоящее время одна из задач комиссий - это поиск путей и возможностей легализации объектов налогообложения.
В 2008 году взяты на контроль 629 индивидуальных предпринимателей, имеющих на учете более двух единиц ККТ и не представляющих отчетность за 2007 год за наемных работников, из которых в 2008 году были проверены 393 индивидуальных предпринимателя - работодателя, относящихся к указанной категории налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства по применению ККТ и установлению фактов наличия наемных работников (продавцов, кассиров).
В результате проведенной работы 165 индивидуальных предпринимателей представили декларации и расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Сумма легализованной заработной платы составила более 28 млн. рублей, в том числе более 2 млн. рублей за 2007 год.
Эффективность работы комиссий за 2008 год по легализации налоговой базы по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (удельный вес повысивших заработную плату в общем количестве отобранных налогоплательщиков) составила 96,8%, т.е. 3058 налогоплательщиков увеличили налоговую базу за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
В рамках работы по легализации «теневой» заработной платы проводятся различные мероприятия информационного характера и разъяснительная работа:
- материалы по данному вопросу публикуются в региональных и местных средствах массовой информации;
- Управлением выпущено 4 тыс. листовок, разъясняющих социальную ответственность работодателей за искажение реальной оплаты труда работников и соответственно налоговой базы по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц;
- на официальном Интернет-сайте Управления размещается информация о результатах работы налоговых органов области по легализации налоговой базы.
В 2008 году налоговые органы Рязанской области продолжили работу по привлечению налогоплательщиков к представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В результате проведения большой информационно-разъяснительной работы количество налогоплательщиков - юридических лиц, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, увеличилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом с 26,7% до 51%, налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - с 9,5% до 46% соответственно (см. Приложение Б).
По состоянию на 01.01.2009 г. из 15 956 налогоплательщиков - организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность, по телекоммуникационным каналам связи представили 8 066 налогоплательщиков или 51%, при плановом задании ФНС России в размере 38%.
Из 6028 налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, представивших налоговые декларации, по ТКС представили 2799 налогоплательщиков или 46%, при плановом задании в размере 23%.
Через средства массовой информации Управлением в 2008 году акцентировалось внимание налогоплательщиков на преимуществах представления налогоплательщиками отчётности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; проводилась информационная кампания по легализации «теневой» заработной платы; продолжилось информирование налогоплательщиков о действующих нормах налогового законодательства.
В марте был организован круглый стол с участием редакторов рязанских СМИ на тему: «Информирование налогоплательщиков через средства массовой информации».
В мае месяце в Управлении ФНС России по Рязанской области совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов проведена пресс-конференция по вопросам уплаты транспортного налога и использования устройств самообслуживания по приему налоговых платежей от физических лиц.
В целях повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых инспекциях Рязанской области функционируют 4 операционных зала, оборудованных в соответствии с установленными требованиями (на световом информационном табло транслируется бегущая строка, размещаются компьютеры со справочно-правовыми системами и программными продуктами, организуются пункты приема налоговой и бухгалтерской отчетности).
Таким образом, анализируя объем работы УФНС по Рязанской области необходимо сделать ряд следующих выводов.
УФНС России по Рязанской области в рамках анализируемого периода провело ряд мероприятий, которые касались работы с налогоплательщиками - физическими лицами, а также была охвачена деятельность юридических лиц.
В рамках деятельности УФНС по Рязанской области можно выделять ряд направлений:
- информационное;
- разъяснительное;
- контролирующее.
Основные показатели деятельности УФНС России по Рязанской области в целом отражают положительную динамику работы в данном направлении.
2.2 Организацияналогового контроля на территории Рязанской области
В анализируемом периоде, а именно в динамике с 2006 по 2008 год снизилось количество проведенных выездных налоговых проверок на 354, или 10%, их количество составило 3185.
На снижение количества выездных налоговых проверок оказали влияние следующие объективные факторы.
Прежде всего, это - отвлечение сотрудников налоговых органов Рязанской области для проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, головная организация которых состоит на учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации или в Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Среднесписочная численность отвлеченных сотрудников в 2007-2008 году составила 30 человек.
Кроме того, в 2008 году снизилось количество проверок организаций, подлежащих ликвидации на 23,4% (с 619 до 474), вместо которых проведены выездные налоговые проверки налогоплательщиков, имеющих наибольшие показатели выручки от реализации товаров (работ, услуг), численности работающих, проведение которых требует больших усилий и временных затрат.
В частности:
- увеличилось количество комплексных выездных налоговых проверок с 1627 до 1667 проверок.
- количество выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков возросло в 1,8 раза (с 5 до 9 проверок).
Удельный вес количества комплексных проверок в общем количестве выездных проверок организаций и физических лиц возрос с 2006 по 2008 год на 6,2 процентных пункта и составил 52,2%.
В 2008 году существенно возрос уровень целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Удельный вес организаций, отобранных для проведения выездных налоговых проверок к общему количеству выездных налоговых проверок организаций увеличился на 32,8 процентных пункта (с 58,3% до 91,1%).
В тоже время, в 2008 году имели место и низкорезультативные проверки, с доначислениями менее 5 тыс. руб. Однако удельный вес данной категории проверок снизился, по сравнению с 2006 годом, на 8,0 процентных пунктов и составил 24,4%, из которых проверки, проведенные в отношении ликвидированных организаций и налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, составили 215, или 43%.
В 2008 году ФНС России принята Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, направленная на определение, в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, критериев оценки рисков для налогоплательщиков.
В целях повышения результативности и эффективности контрольной работы в части усиления аналитической составляющей системы планирования и подготовки выездных налоговых проверок, Управлением создана аналитическая группа по выработке рекомендаций для территориальных налоговых органов по включению в план проведения выездных налоговых проверок отдельных налогоплательщиков.
В связи с установлением факторов повышенного риска совершения налогового правонарушения, произведен отбор для проведения 1361 выездной налоговой проверки организаций (более 98 процентов), уровень комплексности проведения выездных налоговых проверок (с учетом всех заявленных к начислению налогов) достиг 82 процентов, что превышает аналогичный показатель 2007 года почти на 30%.
В целях повышения качества выездных налоговых проверок, обеспечения достоверности изложения фактов налоговых правонарушений и наиболее полного обоснования доказательной базы, налоговыми органами края обеспечено применение дополнительных мероприятий налогового контроля при проведении каждой выездной налоговой проверки, их общее количество возросло по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза и составило 2250 мероприятий.
Значительно возрос (с 34 в 2007 году до 51 процента в 2008 году) удельный вес выездных налоговых проверок, в процессе которых проведено истребование документов, почти в 2 раза возросло количество встречных проверок по запросам налоговых органов других регионов и составило 4857 единиц.
В результате аналитической работы налоговых органов общая сумма результатов камерального контроля, с учетом суммы уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств и суммы НДС, возмещение которых признано необоснованным, составила 2,6 млрд. руб.
Координация взаимодействия с органами внутренних дел Рязанской области с целью противодействия экономическим преступлениям в налоговой сфере, является одним из приоритетных направлений нашей работы.
Количество проведенных выездных налоговых проверок с участием органов внутренних дел возросло по сравнению с прошлым годом на 5 единиц, удельный вес данных проверок в общем количестве выездных налоговых проверок - 6%.
Организация выездных проверок в 2007 году осуществлялась по проблемным налогоплательщикам, в том числе использовавшим схемы ухода от налогообложения.
В результате целенаправленного отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок в 2008 году удельный вес результативных выездных проверок организаций (без учета проверок на ликвидацию) и физических лиц увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 1,9 процентных пункта, и составил 98,9%.
При этом результативность выездных проверок организаций (без учета проверок на ликвидацию) составила в 99,4%, что выше показателя прошлого года на 1,4 процентных пункта.
Возросли показатели, характеризующие эффективность проведения выездных налоговых проверок.
Так, сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок возросла в 1,6 раза и составила 661,8 тыс. руб., в том числе в расчете на одну проверку:
- организации - сумма доначислений возросла на 247,9 тыс. руб., или 59,9% и составила 744,6 тыс. руб.;
- физического лица - на 386,1 тыс. руб. или в 8,3 раза и составила 439 тыс. руб.
Вместе с тем, при анализе показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок наблюдается снижение доначислений на одну камеральную налоговую проверку с 1,3 тыс. руб. до 1,1 тыс. руб.
Уменьшение данного показателя сложилось в результате снижения доначислений на 1 камеральную налоговую проверку крупнейшего налогоплательщика на 242,2 тыс. руб. (с 269,8 тыс. руб. в 2005 году до 27,6 тыс. руб. в 2006 году).
За 2008 год по результатам контрольной работы налоговых органов Рязанской области дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пени, на сумму 2188,5 млн. рублей.
В течение 2008 года приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов области был ориентир на оценку рисков совершения налогового правонарушения конкретным налогоплательщиком. В этой связи отслеживались и оценивались важнейшие показатели результатов его деятельности: уровень налоговой нагрузки, рентабельность, доля вычетов по НДС, низкая среднемесячная заработная плата, наличие договорных отношений с контрагентами - перекупщиками или посредниками при отсутствии разумных экономических целей.
Для создания единой системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, организации работы налоговых инспекций, а также просвещения налогоплательщиков, повышения их налоговой дисциплины ФНС Приказом от 30.05.2007 №ММ-3-06/333 утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, в которой изложены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
Цель данного документа - обратить внимание налогоплательщиков на эти критерии, стимулировать их на проведение мероприятий, направленных на контроль и изменение величин показателей.
Определение указанных общедоступных критериев дает положительные результаты, как в предпринимательской деятельности, так и в сфере налогообложения.
Систематическое проведение налогоплательщиками самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволило своевременно оценить риски и уточнить налоговые обязательства.
Так, в 2008 году налогоплательщиками заявлено добровольное увеличение своих налоговых обязательств на 437,9 млн. рублей, что на 104,3 млн. рублей больше, чем за 2007 год.
Усиление аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов, а также целенаправленный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок позволили обеспечить устойчивую положительную динамику доначислений по выездному контролю на протяжении последних двух лет. Так, темп роста доначисленных выездными проверками платежей в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 115,3%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 124,1%.