Рефераты

НДС в России

p align="left">Фирмы-экспортеры определяют дату реализации товаров двумя способами:

Как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, необходимых для обоснования применения ставки 0%.

Как дату фактической отгрузки товаров, если полный пакет документов не собран на 181-й день с даты таможенного оформления грузовой таможенной декларации.

2.6.2 Методы определения цены товаров, работ, услуг

Вопросы влияния цены сделки на величину налогов рассмотрены в статье 40 НК.

В общем случае цена товаров, работ или услуг принимается та, которая указана сторонами сделки. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы имеют право проверить и доказать, что цена сделки, указанная сторонами договора, не соответствует рыночной в случаях:

между взаимозависимыми лицами;

по товарообменным (бартерным) операциям;

при совершении внешнеторговых сделок;

при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Ст. 20 НК РФ определяет статус взаимозависимости физических и юридических лиц в случае, если эти лица могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном капитале другой организации, и доля участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Возможен вариант, когда суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг.

Налоговые инспекции имеют право в судебном порядке признать две фирмы взаимозависимыми. Но, как выясняется, на практике сделать это не так-то просто, так как для этого нужны веские основания.

Проиллюстрировать данное утверждение можно примером из судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2002 года № А33-13637/01-СЗ-ФО2-940/2002-С1.

ООО «ИТ-Восток» и ООО «Торговое окно Красноярья» (г. Железногорск Красноярского края) заключили договор аренды. При этом арендная плата, установленная по этому договору была значительно ниже тех сумм, которые брали другие фирмы при сдаче в аренду аналогичных помещений (по данным департамента недвижимости администрации Красноярска).

На этот факт обратили внимание работники налоговой инспекции. Налоговики обратились в арбитражный суд с иском признать две фирмы взаимозависимыми. Это позволило бы им проверить, соответствуют ли цены, установленные в договоре аренды, рыночным и, как следствие, пересчитать налоги исходя из рыночных цен.

Однако, изучив материалы дела, суд встал на сторону предприятий. В своем решении судьи, в частности, указали, что «право суда признать лица взаимозависимыми по основаниям, не предусмотренным НК, может быть реализовано в исковом производстве при рассмотрении налогового спора». А поскольку никакого налогового спора между предприятиями и налоговой инспекцией фактически не было, суд отказал инспекции в иске.

ГК в главе 31 «Мена» определяет понятие товарообменного (бартерного) договора.

В самом простом случае к договору мены применяются правила договора о купле-продаже товаров.

При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что норма ГК определяет договор мены как передачу в собственность другой стороне одного товара в обмен на другой. Речь идет только о товаре.

Если одна из сторон оказывает услуги, а другая поставляет товар или тоже оказывает услуги, то в чистом виде нельзя сказать, что данный договор является договором мены. Хотя на практике бывают случаи, когда инспекторы налоговых служб приравнивают к договорам мены и те сделки, в рамках которых оказываются взаимные услуги.

Договор мены может предусматривать, что цена товаров предполагается равноценной, неравноценной или ничего не предусматривать. Если о цене ничего не сказано, то считается, что товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными.

Особый интерес возникает по поводу перехода права собственности на обмениваемые товары. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обязательств обеими сторонами. То есть если одна сторона уже передала товар, а вторая еще нет, то право собственности на переданный товар не переходит к приобретателю до момента передачи товара второй стороной. Это обстоятельство может иметь значение при расчете налога на имущество. Никонов А.А. «Определение цены реализации с 1 января 1999 г.» // «Главбух» № 2, январь 1999г.

Чтобы избежать возможных неприятных обстоятельств с налоговыми органами, можно просто составить два договора поставки. А на дату исполнения обязательств составить Акт взаимозачета о погашении взаимной задолженности.

Статьей 2 ГК определяется, что гражданское законодательство применяется к отношениям с участием иностранных юридических лиц.

Сделки с участием иностранных юридических лиц считаются внешнеторговыми. Такие сделки могут совершаться и на территории России. Расчеты могут быть как в валюте иностранных государств, так и в рублях.

Все внешнеторговые договоры контролируются налоговыми службами на предмет формирования рыночных цен на товары, работы, услуги.

В данном случае информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг определяется исходя из рыночных цен на мировом, а не на российском рынке.

Расчет отклонений более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен по идентичным (однородным) отварам (работам, услугам) производится в пределах непродолжительного периода времени.

Рыночная цена определяется с учетом обычных при заключении сделок надбавок к цене или скидок.

В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Период непродолжительного времени организация должна установить в своей учетной политике. Например, 30 дней, хотя по скоропортящимся продуктам организация имеет право установить менее длительный срок.

Часто вопрос определения рыночной стоимости товаров (работ, услуг) вызывает затруднения у бухгалтеров организаций, а также и у налоговых инспекторов.

Ст. 40 НК определяет рыночную цену товара (работ, услуг) как сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Следовательно, важными моментами являются:

Идентичность (а при их отсутствии - однородность) товаров (работ, услуг). При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Сопоставимость в экономических (коммерческих) условиях.

Реально рыночная цена может быть взята за основу из официальных источников информации (региональных справочников, в которых даны перечень и цена товаров, работ, услуг на каждый период времени), биржевых котировок. А.А. Никонов. Порядок определения рыночных цен // «Главбух» № 16 август 1999

Если организация точно знает, что цена сделки подпадает под условия статьи 40 НК РФ, то лучше, не ожидая налоговой проверки, иметь подтверждение рыночной стоимости.

Контроль за правильностью применения цен по сделкам выражается в сопоставлении применяемых сторонами цен с рыночными. Если цена сделки отклоняется от рыночной более чем на 20 %, налоговый орган вправе вынести мотивированное постановление о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты контролируемых сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 40 НК можно сделать вывод, что доначисление налога исходя из рыночных цен является правом налогового органа. Это означает, что НК РФ освобождает налогоплательщика от обязанности корректировать результаты сделки для целей налогообложения и определять для этого рыночную цену.

В отличие от ранее действовавшего порядка налоговый орган не вправе одновременно с решением о взыскании налога принять решение о взыскании с организации каких либо санкций, так как очевидно, что п. 3 ст. 40 НК ограничивает неблагоприятные последствия неприменения рыночных цен только правом налогового органа доначислить налог, рассчитав его с применением рыночных цен и начислить пени за несвоевременную его уплату.

Налогоплательщик по общему правилу самостоятельно не корректирует налоговую базу по рыночным ценам. Он определяет выручку для целей налогообложения исходя из цен, указанных сторонами сделки, однако налогоплательщик может не дожидаться налоговой проверки, если у него есть основания для доначисления налога на основании п. 3 ст. 40 НК. Теоретически, организация вправе самостоятельно доначислить НДС на сумму разницы. В этом случае налоговый орган не вправе повторно взыскать налог и пени за его неуплату, если сумма налога поступила в бюджет своевременно. А.М. Бурцева. Налоговая инспекция изменяет цену договора. Права ли она? // «Главбух» № 8, апрель 2003

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разновидность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Важно то обстоятельство, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными выше.

2.6.3 Ставки налога

С 1 января 2004 года существуют следующие ставки налога:

0 процентов

10 процентов

18 процентов

Применение ставки 0 % реально обозначает освобождение от уплаты НДС, но не от представления налоговых деклараций. То есть декларации по НДС следует приносить в налоговую инспекцию в общем порядке.

Ставка 0%, в частности, применяется:

по экспортируемым товарам. Однако нефть, стабильный газовый конденсат и природный газ, которые экспортируются в страны СНГ, облагаются по ставке 18 %;

при выполнении работ (оказании услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров;

при выполнении работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

и др.

Чтобы подтвердить свое право на применение нулевой ставки, необходимо представить в налоговую инспекцию целый пакет документов.

Налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), облагаемые налогом по ставке 0%, представляют в налоговые органы отдельную Декларацию по НДС по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 2000 г. N БГ-3-03/407. При этом суммы авансовых платежей отражаются по строке 11 этой Декларации и не отражаются в Декларации по НДС. Далее хотелось бы рассмотреть порядок исчисления сумм налога и соответственно заполнения налоговых деклараций по мере совершения операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0%.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В ПОДП. 1-3 П. 1 СТ. 164 НК РФ

Налогоплательщикам, реализующим такие товары, Налоговый кодекс фактически предоставляет отсрочку в 180 дней для сбора и представления в налоговые органы пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ). До момента представления этих документов сведения об указанных операциях не отражаются в налоговых декларациях. При этом данные о стоимости отгруженных на экспорт товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за отчетный период (месяц, квартал), по которым предполагается применение ставки 0%, справочно указываются в Приложении В к Декларации по налоговой ставке 0% за указанный отчетный период. По мере получения документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0%, налогоплательщик отражает данные о совершенных им операциях в Декларации по налоговой ставке 0% за тот отчетный период, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сведения об этих операциях указываются в разделе I Декларации, которая представляется в налоговые органы вместе с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. При этом по строке 9 Декларации отражается общая сумма налоговых вычетов, подлежащая возмещению из бюджета. Порядок возмещения предусмотрен п. 4 ст. 176 НК РФ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), УКАЗАННЫХ В ПОДП. 4-7 П. 1 СТ. 164 НК РФ

В отношении операций, перечисленных в подп. 4-7 п. 1 ст. 164, Налоговый кодекс не устанавливает особого порядка определения даты реализации для целей исчисления НДС. Поэтому налогоплательщики отражают указанные операции в Декларации по налоговой ставке 0% за тот отчетный (налоговый) период, в котором у них возникает обязанность по уплате НДС: либо в периоде отгрузки товаров (работ, услуг) (если выручка для целей налогообложения определяется «по отгрузке»), либо в периоде поступления оплаты (если выручка для целей налогообложения определяется «по оплате»).

В случае когда до срока, установленного для представления налоговой декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период, налогоплательщик собрал полный пакет документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов, то данные о совершенных операциях отражаются им в разделе I Декларации по налоговой ставке 0%. В отсутствие документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, указанные операции отражаются в разделе II этой Декларации. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ.

К вопросу о нулевой ставке налога, хотелось бы еще отметить, что 24 ноября 2003 года был дополнен порядок определения налоговой базы при исчислении НДС по ставке 0%.

Правительство РФ внесло изменения в порядок определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев. Они утверждены постановлением от 20.11.2003 № 702.

Согласно документу указанный порядок распространяется на товары, производство которых финансируется экспортерами в рамках реализации соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств. Чтобы подтвердить получение авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок таких товаров, нужно представить в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией ряд документов. Это копия межправительственного соглашения, договор (или копия), предусматривающий внесение платежей, копия платежного поручения, а также документы, предусмотренные в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 3 этого порядка.

Кроме того, если товары будут поставлены на экспорт раньше чем через 6 месяцев после начала перечисления авансовых или иных платежей организации-изготовителю, эти товары должны облагаться НДС в установленном законодательством порядке. Как впрочем, и если применение нулевой ставки не будет подтверждено Коротчаева Н.М. «Подтверждение права на применение нулевой ставки по НДС» // «Бухгалтерский учет», № 7, апрель 2004г..

По ставке 10% облагаются:

продовольственные товары (по специальному перечню);

товары для детей (по специальному перечню);

периодические печатные издания и книжная продукция (кроме рекламной и эротической);

Также по ставке 10% облагаются редакционные и издательские работы (услуги) по производству этих изданий, услуги по их экспедированию и доставке, услуги по оформлению и исполнению договора подписки на эти издания, услуги по размещению в этих изданиях рекламы и информационных сообщений.

Перечисленные выше услуги согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 г. № 195-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй НК РФ»» облагаются по ставке 10 % до 1 января 2005 года.

медицинские товары (по специальному перечню).

Более подробно перечисленные выше виды товаров определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Соответствующий перечень утверждает Правительство РФ.

Все остальные товары (работы, услуги), которые не облагаются по ставкам 0 и 10%, облагаются НДС по ставке 18%.

Федеральным Законом РФ от 07.07.2003г. №117-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признаны утратившими силу некоторые законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Настоящий Федеральный Закон вступил в силу с 1 января 2004г.

Основное изменение - это снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Изменилась, соответственно, и расчетная налоговая ставка, указанная в п.4 ст.158 НК РФ - она стала 15,25 % (вместо 16,67 %). Остальные изменения внесенные в главу 21 НК РФ носят чисто технический характер и связаны с отменой налога с продаж и акциза на природный газ.

В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2004 г. у налогоплательщиков могут возникнуть трудности при исчислении суммы НДС если отгрузка товара и его оплата происходят в разные отчетные периоды.

Ситуация 1. Отгрузка в 2003г., оплата - в 2004г.

Согласно сложившейся практике все изменения порядка применения косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг

Согласно п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и ст. 149 НК РФ применяется следующий порядок налогообложения:

при отгрузке товаров (работ, услуг) в 2003г. и оплате за них в 2004г. необходимо использовать ставку НДС 20%. При этом покупатель, оплативший товары (работы, услуги) в 2004 г. имеет право принять к вычету уплаченную сумму налога в соответствии со ст.171, 172 НК РФ. Изменения в Налоговом законодательстве с 1 января 2004 года // «Главбух», № 2, январь 2004 г.

Следует отметить, что существует и другая позиция по данному вопросу. Согласно ст.167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой: либо по мере отгрузки товаров, либо по мере ее оплаты. В связи с этим для налогоплательщиков, у которых учетная политика в целях исчисления НДС «по оплате», момент определения налоговой базы по НДС возникает в 2004 г., следовательно, должна использоваться ставка 18 %. При этом следует учитывать, что налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг), т.е. в 2003г. по действующей на данный момент ставке 20%. По моему мнению такая позиция не является правильной, поскольку объект налогообложения возникает при реализации товаров (работ, услуг), т.е. в 2003г., следовательно должна применяться ставка 20%.

Ситуация 2. Оплата в 2003г., отгрузка - в 2004г.

Согласно пп.1 п.1 ст.162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, налогоплательщики при получении предоплаты в 2003г. обязаны уплатить НДС с аванса по действующей ставке 20%. Если отгрузка товаров (работ, услуг) осуществляется с 1.01.2004г., то счет-фактура выставляется покупателю с использованием ставки НДС 18%. При этом, согласно п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, налогоплательщики при отгрузке в 2004г., исчисленную сумму НДС (по ставке 18%) имеют право уменьшить на сумму налога, исчисленную и уплаченную с аванса (по ставке 20%). Можно предположить, что в этом случае есть риск возникновения споров с налоговыми органами.

Необходимо обратиться еще раз к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, где сказано, что по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС, в том случае если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при поступлении предоплаты и включенного в декларацию продавцом при получении от покупателя этой предоплаты. По итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

Требование налоговых органов о проведении перерасчетов с покупателями соответствует природе косвенных налогов фактически уплачиваемых покупателями в составе цены товара (работы, услуги).

На основе вышеизложенного сторонам по сделке следует заключить соглашение о перерасчете стоимости товара.

Так, например, в декабре 2003 г. фирма А заключила договор с фирмой «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» на оказание консультационных услуг по проверке методологии ведения налогового учета и перечислила в порядке 100% предоплаты 12 000 руб.(в том числе НДС 2000 руб.). Консультационные услуги оказаны в январе 2004 г. В данной ситуации возможны два варианта осуществления перерасчетов.

Вариант 1. Фирма А договаривается с фирмой «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» (путем заключения дополнительного соглашения) о повышении стоимости услуги 12 000 руб. ( в том числе НДС 1830 руб.). Тогда стоимость услуги (без НДС) составит 10 170 руб., а сумма НДС по ставке 18% составит 1830 руб.

В этом случае фирма «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» выставляет фирме А счет-фактуру на сумму 12 000 руб. ( в том числе НДС 1830 руб.) и возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в размере 170 руб. (2000 руб. - 1830 руб.). Фирма А увеличит свои расходы на 170 руб. (10 170 руб. - 10 000 руб.) и, следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Такие расходы признаются расходами прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном периоде. В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете такие расходы относятся к внереализационным (пп.1 п.2 ст.265 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Вариант 2. Стоимость услуги сохраняется в размере 10 000 руб., а сумма НДС пересчитывается по ставке 18 % и фирма «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» возвращает фирме А излишне уплаченную в составе аванса сумму налога.

В этом случае фирма «ИНТЕРКОМ-АУДИТ» возвращает фирме А 200 руб. (2000руб. - 1800 руб.) и по итогам таких перерасчетов, возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 200 руб Огиренко Е.А. «Переходные» проблемы НДС: как не переплатить // «Главбух» № 24, декабрь 2003 г..

Расчетные ставки по НДС определяются в соответствии с пунктом 4 ст. 164 НК РФ.

Порядок расчета этих ставок следующий:

если товары (работы, услуги) облагаются НДС по ставке 18 %:

Сумма, полученная НДС, за товары х 18% : 118% = подлежащий (работы, услуги) уплате в бюджет

если товары (работы, услуги) облагаются НДС по ставке 10 %:

Сумма, полученная НДС, за товары х 10% : 110% = подлежащий (работы, услуги) уплате в бюджет

Применение расчетных ставок предполагается в следующих случаях.

При получении:

авансовых платежей;

финансовой помощи, связанной с оплатой за реализованные товары;

процентов по векселям и товарному кредиту сверх ставки рефинансирования;

страховых выплат в виде поставки товаров, работ, услуг.

При удержании налога налоговыми агентами.

При реализации имущества, по которому сумма «входного» налога учтена в стоимости этого имущества;

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Игнащенко М.В. «Применение ставки НДС в 2004 году» // «Аудиторские ведомости», № 3, март 2004 г.

2.6.4 Налоговые вычеты

Начисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов. Вычету подлежат следующие суммы налога.

Суммы НДС, которые фирма заплатила своим поставщикам, когда оплачивала купленные у них материалы, товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы и т.п. НДС принимается к вычету, если выполнены условия:

приобретенные ценности оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны);

стоимость ценностей (работ, услуг) оплачена поставщикам;

ценности (работы, услуги) приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, а также для перепродажи;

на приобретенные ценности (работы, услуги) есть счет-фактура, в котором указана сумма налога. (Форма счета-фактуры приведена в приложении № 1 к настоящей дипломной работе)

Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, уплаченная сумма НДС вычету не подлежит А.Н. Медведев «Типичные ошибки при возмещении НДС» // М.: Главбух 2003.

2. Суммы НДС, которые фирма заплатила на таможне при ввозе товаров на территорию России.

3. Суммы НДС, которые фирма-продавец заплатила в бюджет при реализации товаров, если покупатель впоследствии возвратил эти товары или отказался от них. Вычет осуществляется не позднее одного года с момента возврата или отказа.

4. Суммы НДС, уплаченные в бюджет с ранее полученных авансов после того, как были реализованы товары (работы, услуги), под которые получен аванс, либо после того, как соответствующий договор был расторгнут, а аванс возвращен покупателю.

5. Суммы НДС, уплаченные в бюджет при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд (при условии, что амортизация, начисляемая на построенное здание, будет уменьшать налогооблагаемую прибыль фирмы).

К вычету также можно принять суммы НДС, которые фирма заплатила при покупке стройматериалов (работ, услуг), приобретенных фирмой для выполнения строительно-монтажных работ для собственных нужд.

6. Суммы НДС, уплаченные подрядным организациям при проведении ими капитального строительства, сборки и монтажа основных средств.

7. Суммы НДС, уплаченные в бюджет налоговыми агентами. Этот вычет предоставляется при выполнении условий:

купленные товары приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи;

купленные товары оприходованы.

8. Суммы НДС, уплаченные по расходам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (например, по командировочным и представительским расходам).

Если фирма рассчиталась за купленные товары (работы, услуги) собственным имуществом, то сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты.

Есть четыре случая, когда сумма НДС не принимается к вычету, а увеличивает стоимость приобретаемого имущества или расходы покупателя.

Если купленные товары (работы, услуги), основные средства и нематериальные активы использованы при производстве или реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС. В этом случае сумму НДС учитывают в себестоимости купленных товаров (работ, услуг).

Если товары (работы, услуги) приобретены лицами, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от уплаты налога.

Если имущество специально приобретено для осуществления операций, которые не признаются реализацией. Эти операции перечислены в пункте 3 статьи 39 и в пункте 2 статьи 146 НК РФ.

Если товары (работы, услуги), основные средства или нематериальные активы использовались для производства и продажи товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория России.

Далее, хотелось бы остановиться на некоторых типичных ситуациях, которые вызывают затруднения у налогоплательщиков.

Ст. 171 НК в пункте 8 определяет, что «вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг)». Важной фразой в этом определении является та, которая говорит, что суммы налога должны быть уплачены. И только после факта уплаты организация имеет право принять налог к вычету из бюджета.

По поводу уплаченного в бюджет налога с сумм авансовых платежей бухгалтер может сомневаться, уплачена должна быть сумма именно с авансового платежа либо уплачена должна быть сумма налога в целом по налоговой декларации. Однозначно должна быть уплачена сумма налога в целом по налоговой декларации, с учетом включенной в нее суммы по поступившему авансу Н.М. Коротчаева «НДС: Налоговые вычеты» // «Бухгалтерский учет» № 5, март 2003 г. .

Налоговые вычеты по командировочным расходам, несмотря на незначительные суммы налога, также привлекают внимание бухгалтеров.

Пункт 7 ст. 171 НК РФ говорит, что «вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций».

До 1 июля 2002 года бухгалтеры имели право выделять НДС из стоимости командировочных расходов по расчетной ставке 16,67%. С выходом изменений, согласно ФЗ от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ», расчетная ставка 16,67% отменена.

Поэтому суммы налога, которые подлежат вычету по командировочным расходам, подчиняются общим правилам. То есть необходимо иметь счета-фактуры.

Что касается билетов на самолет, поезд, то здесь счет-фактуру получить очень сложно. Налоговые инспекторы соглашаются принимать налог к вычету из бюджета по проездным билетам в случае, если НДС выделен отдельной строкой на билете. А если налог не выделен, следовательно его и нет. Фомичева Л.П. «Ваша организация отправляет сотрудника в командировку» \\ СПС «ГАРАНТ», апрель 2004 г.

Принятие к вычету сумм при погашении взаимной задолженности путем взаимозачета также имеет свои особенности.

Статья 410 ГК определяет, что обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования. При этом для зачета достаточно заявления одной из сторон.

Существуют случаи, когда зачет не допускается, например:

если срок исковой давности по задолженности истек;

по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;

по взысканию алиментов;

в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Актом взаимозачета может быть погашена взаимная задолженность, когда имеются два договора - первый на поставку товаров, работ, услуг и второй на приобретение товаров, работ, услуг.

Акт взаимозачета как первичный документ на оплату должен содержать обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления;

наименование организаций, которые погашают свои задолженности;

наименование выполненных работ, оказанных услуг, отгруженных товаров со ссылкой на накладные;

измерители хозяйственной операции (в натуральном денежном выражении);

выделенную отдельной строкой сумму НДС со ссылкой на номера счетов-фактур;

наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки;

печати сторон, погашающих свою задолженность.

Дата подписания акта взаимозачета является датой оплаты, на которую организация может принять НДС к вычету.

Если задолженности сторон не равнозначны, то зачет задолженности производится на меньшую сумму.

Существует мнение, что согласно нормам ГК «для зачета достаточно заявления одной стороны». Это действительно так, но данная норма относится к гражданскому законодательству. А что касается налогового законодательства, в частности НДС, то для принятия его к вычету из бюджета необходимо, чтобы в документе на оплату была выделена отдельной строкой сумма НДС. Если одна сторона зачета выделит, а вторая сторона - нет, следовательно, у второй стороны не будет основания принять НДС к вычету. Хотя формально задолженность обеих сторон будет погашена.

В последние годы очень распространенной формой расчетов является оплата векселями.

Векселя могут быть как собственные, так и третьих лиц. Порядок принятия «входного» НДС к вычету будет зависеть от этого условия. Собственником векселя выступает векселедатель. Приобретателем векселя является векселедержатель.

Каждая фирма, каждое физическое лицо может выступать в качестве векселедателя, выписать свой собственный вексель и выдать его в счет оплаты за полученные товары, работы, услуги как отсрочку платежа. То есть выдача собственного векселя не является оплатой, а может служить гарантией этого платежа. Поэтому «входной» НДС на дату выдачи собственного векселя к вычету из бюджета не принимается. А может быть принят к вычету только на дату погашения (оплаты) векселя денежными средствами либо в обмен на отгруженные товары, работы, услуги (это уже будет мена).

Вексель третьего лица может поступить на фирму двумя путями - либо этот вексель приобретен в банке, либо этот вексель поступил в оплату за отгруженные товары, работы, услуги от векселедержателя.

Если вексель поступил путем его приобретения в банке, то он приходуется как ценная бумага. Необходимо отслеживать факт оплаты векселя, поскольку если вексель полностью не оплачен (не обеспечен), то при его передаче в счет оплаты НДС можно принять только в пределах оплаченного векселя.

Вексель как ценная бумага принимается к учету по фактической цене, отраженной сторонами в договоре, и может отличаться от номинала.

Если вексель поступил в виде аванса как предоплата по предстоящей поставке товара, то НДС к вычету не принимается до тех пор, пока не будет осуществлена поставка товара (в счет которой получен этот вексель).

В пункте 45 Методических рекомендаций по применению гл. 21 НК РФ содержится ограничение, согласно которому величина налогового вычета определяется как наименьшая из двух сумм:

«входной» НДС, указанный в счете-фактуре поставщика;

НДС, исчисленный исходя из стоимости отгруженных покупателю товаров (выполненных работ, оказанных ему услуг), в счет оплаты которых фирма и получила этот вексель.

Бывают случаи, когда организация приобретает небольшие покупки (например, канцелярские товары) за наличные деньги. При этом, как правило, деньги продавцу платит работник, которому они были выданы из кассы организации под отчет.

Принятие или непринятие к вычету суммы «входного» НДС при этом зависит от того, кто является продавцом товаров.

Если продавец - гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, то покупка оформляется торгово-закупочным актом или договором купли-продажи.

Поскольку обычные граждане плательщиками НДС не являются, то и купленные у них товары (работы, услуги) принимаются к учету по стоимости, указанной в акте или договоре, по цене приобретения.

Если же продавец является индивидуальным предпринимателем, отражение покупки в учете зависит от того, платит он НДС или нет.

В случае, когда предприниматель не платит НДС, то приобретенное у него имущество учитывается в том же порядке, что и при покупке у обычного гражданина.

Есть возможность принять к вычету НДС, когда предприниматель является плательщиком НДС. Необходимое условие - счет-фактура, где отдельной строкой выделена сумма НДС.

Если товар куплен в магазине, в первую очередь следует установить, платит ли предприниматель или юридическое лицо, которым принадлежит магазин, НДС.

Если не платит, то покупку учитывают исходя из суммы фактически уплаченных денег без суммы налога.

Если же предприниматель или фирма платят НДС, то в стоимость покупки включается сумма НДС. При этом, для зачета налога, необходимо выполнить общие условия, описанные ранее. Сложность вызывает лишь получение счета-фактуры. У налоговых инспекторов существует мнение, что при отсутствии счета-фактуры на приобретенные товары в рознице НДС к вычету принять невозможно. Это мнение строится на основании пункта 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, где говорится: «в целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека или иного документа установленной формы, подтверждающих уплату суммы налога должен иметь счет-фактуру на эти товары (работы, услуги), оформленный в установленном порядке». Известно, что розничные магазины при продаже товаров, как правило, выдают покупателю лишь товарный чек и чек ККМ. Следует заметить, что требования налоговых инспекций основаны на Методических рекомендациях, а не на законе.

Налоговый кодекс в п. 7 ст. 168 предусматривает, что «при реализации товаров за наличный расчет требования ... по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы»

Следовательно, НК РФ позволяет принять к вычету НДС по товарам, купленным в розничном магазине и без счета-фактуры. Главное, чтобы сумма налога была выделена в кассовом и товарном чеках.

Однако, как свидетельствует практика, при проверках, налоговые инспекторы не принимают сумму НДС к вычету по чекам из розницы, даже если там и будет выделен налог. Такие споры решаются в судебном порядке.

Простейшее решение в данной ситуации, если «входной» налог имеет значительную сумму - обратиться в бухгалтерию магазина с просьбой выписать счет-фактуру.

Иногда для закупки товара или другого имущества, организация оформляет кредит в банке или заем у другого юридического или физического лица. Оплатив поставщику и оприходовав товары, работы, услуги и получив от поставщика счет-фактуру, организация принимает «входной» НДС к вычету.

Но некоторые налоговые инспекторы считают, что принять «входной» НДС к вычету можно лишь после того, как организация рассчитается с заемщиком. Считаю, что такое мнение налоговых инспекторов неправомерно. Так как Налоговый кодекс не увязывает право на налоговый вычет с тем, за счет каких средств (собственных или заемных) были оплачены купленные товары (работы, услуги).

Это же подтверждает и арбитражная практика.

В IV квартале 2000 года ООО «Донмет» (г. Липетск) получило от поставщика и оприходовало партию товаров. В том же квартале товары были оплачены. Оплата производилась за счет заемных средств. «Входной» НДС по товарам, уплаченный поставщику, фирма приняла к вычету.

Проведя выездную налоговую проверку фирмы, налоговая инспекция посчитала, что «входной» НДС был принят к вычету необоснованно. По мнению проверяющих, товары были оплачены за счет заемных средств, а значит, до тех пор, пока фирма не расплатится с заемщиком, принять к вычету НДС она не может.

«Донмет» с решением налоговой инспекции не согласился и подал иск в суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты