p align="left">Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
Акцизы как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают третье место после НДС и таможенных пошлин, удельный вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2001 г. 19.2, в 2002 - 18.3%. 11 Романовский М.В. , Врублевская О.В. Налоги и налогообложение - СПб. , 2003, с 206
НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами:
- спирт этиловый из всей видов сырья;
- алкогольная продукция (водка, вина, коньяки);
- пиво;
- табачные изделия;
- автомобили легковые и мотоциклы;
- бензин автомобильный;
- моторные масла для двигателей;
- прямогонный бензин.
Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объектом обложения акцизами признаются операции:
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;
-реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.
Налоговый период для налогоплательщиков акцизов - календарный месяц. исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.
Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет важное значение для боле полного использования государством фискальных возможностей этого налога.
Еще одним важным источником консолидированного бюджета РФ является налог на прибыль организаций, который обеспечивает около 20% всех его доходов.
Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.
В отличие от первого этапа налоговой реформы, в котором налог на прибыль играл основную роль в формировании доходов государства, в последующие годы его доля постепенно снижалась и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.
Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При это учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.
С 1 января 2002 г. в соответствии с введенной в действие гл.25 НК РФ снижена базовая ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24%. Понижение общей ставки налога компенсируется отменой целого ряда льгот для различных видов деятельности и субъектов налоговых отношений.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
1) 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
2) 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.
По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
1) 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
2) 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.
2.3 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.
Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.- ст. 8.
Налоги - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.. 2005. - С. 120.
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.
2.4 Динамика налоговых доходов
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М., 2006. - С. 44.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
В перечень этих налогов входят:
1) Налог на добавленную стоимость
2) Акцизы
3) Налог на прибыль организации
4) Налог на доходы физических лиц
5) Государственная пошлина
6) Водный налог
7) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
водного налога - по нормативу 100 процентов;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) - по нормативу 100 процентов. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.).- ст. 50.
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место [см. Приложение 2].
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет один квартал.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке (ст. 342 НК РФ) процентная доля налоговой базы.
До последнего времени платежи за пользование природными ресурсами составляли незначительную долю доходов федерального бюджета. Так, в конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2%. Это объяснялось тем, что большинство ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным налогам были невелики. С 2002 г. ситуация изменилась. Произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. В результате доля этих налогов в 2006 г. возросла до 15,4% налоговых доходов по сравнению с 1,4% в 2000 г.
Такая ситуация представляется закономерной, поскольку именно государство должно в полной мере присваивать и использовать природную ренту в интересах всего общества.
Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.
Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. [см. Приложение 1]
Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
3) 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
4) 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.
По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
3) 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
4) 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.
Глава 3. Совершенствование налоговых доходов России
3.1 Проблемы и пути совершенствования основных налоговых источников дохода федерального бюджета
Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.
Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.
Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения - еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.,2007.- 383 с..
При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
Нгуен Суан Тханг в книге « Методологические подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт» пишет, что, невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
- укрепление доходной части бюджета.
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период - 2008-2010 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- № 2.- С. 28.
Так, с 2008 г. должен быть изменен порядок налогообложения доходов организаций, полученных в виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в федеральный бюджет составят: Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8.
В 2008 г. - 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.
В 2009 г. - 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.
В 2010 г. - 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.
При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.
Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2008 г. - 868,5 млрд. руб., в 2009 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. 849,9 млрд. руб. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 10.
Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.
Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2007.- № 4.- С. 3.
С другой стороны, при утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству организации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.
3.2 Пути совершенствования налоговых доходов
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
- укрепление доходной части бюджета.
Основная цель налоговой политики - постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.
Поэтому весь смысл проводимой налоговой реформы (согласно Налоговому Кодексу РФ) можно свести к нескольким основным позициям.
1. Снижение налоговой нагрузки.
2. Сокращение числа налогов.
3. Уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.11 Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение - М.-2004.-с.140
В новом порядке исчисления НДС, который остается крупнейшим налогом федерального бюджета, не предусмотрено принципиальных изменений. Постепенное сокращение льгот, ориентация на международные стандарты, упорядочение правил налогообложения - вот краткий перечень изменений, определенных гл.21 НК РФ. Важной мерой, направленной на стимулирование инвестиций, стало введение нормы о праве на получение возмещения НДС, уплаченного по объектам завершенного капитального строительства (ранее эти суммы относились на увеличение балансовой стоимости объекта). Одной из проблем применения НДС продолжает оставаться возмещение НДС экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0%.
В целях стабилизации налогового бремени с 1 января 2005г. снижены ставки единого социального налога (далее ЕСН) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Такой подход обеспечить реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивной шкалой налогообложения.
Среди новых моментов уплаты налога отметим систему четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, профессиональных и имущественных налоговых вычетов, а также «освобождение» основной массы физических лиц от необходимости предоставления в налоговые органы деклараций о доходах.
В целях стимулирования строительства и приобретения жилья населением, в том числе с использованием ипотеки, предусматривается возможность увеличения имущественного вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн.руб.- с учетом фактически складывающихся цен в среднем по РФ.
Для вывода заработной платы «из тени», «реформирование ЕСН и налога с доходов физических лиц должно происходить в одном пакете». Дело далеко не только «в плоской шкале» и низкой ставке, а скорее в налоговых вычетах, или, точнее, в необлагаемом доходе, который, как правило, в развитых странах не может быть ниже прожиточного минимума, что крайне несправедливо по отношению к низкооплачиваемым слоям населения.
Предпринимателю, в принципе, безразлично, удерживает ли он в качестве налогового агента 13,25 или 30% с наемного работника. Начисление ни на заработную плату (ЕСН) свыше 15% для большинства предпринимателей неприемлемо, заставляет применять различные схемы ухода от этого налога. Вывод заработной платы из тени может обеспечить не столько плоская шкала налога на доходы физических лиц сколько более рациональная (чем предлагает Правительство) регрессивная шкала ЕСН с эффективной ставкой не более 15%. Часть ЕСН должен платить работник (при повышении налогооблагаемого минимума) - с соответствующим вычетом из налогооблагаемой базы налога на доходы физических лиц3.
Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, в особенно в отношении акцизов на нефтепродукты.
По налогу по имуществу юридических лиц предусмотрены максимальная отмена льгот и сокращение объекта налогообложения (за счет исключения запасов и затрат).22 Романовский М.В. и Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. - СПб.;2003.-С.520
В перечне налогов РФ установлен налог на недвижимость, который заменяет собой три имущественных налога: юридических лиц, физических лиц и земельного.
Сама постановка вопроса о реформировании совершенно правомерна. Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением. Однако поспешное снижение налогов неизменно приводит к печальным последствиям. Например, отмена с 1 января 2004 года налога с продаж, хорошо зарекомендовавший себя в качестве источника пополнения региональных бюджетов. Вместе с тем, бремя этого налога с оборота, главным образом, розничной торговли, распределялось между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичности спроса и предложения. В этом смысле, он гораздо справедливее других налогов, отмены которых никто не требует. Не стоит также забывать, что налог с продаж вытеснил целый ряд действительно вредных региональных и местных налогов и сборов, например сборы за уборку территории.
Отменены также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем. Отменяется сбор за использование наименования «Россия» и «Российская Федерация», он тоже заменен государственной пошлиной, которую нужно уплатить один раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически, под видом этого сбора.
Проводимая налоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Заключение
Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.
Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.
Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.
Список использованной литературыНормативно-правовые акты1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.) 2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».5. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года».Учебная литература6. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с. 7. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.- 560 с.8. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. - 240 с. 9. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2007.- 360 с.10. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2007.- 512 с.11. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.12. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2004. - 344 с.13. Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464 с.14. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с. Периодические издания15. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2007.- №5.- С. 7.16. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8-10.17. Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2007.- № 22.- С. 30-33.18. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- № 2.- С. 28-33.19. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. Финансы.- 2007.- № 4.- С. 3-7.20. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2007.- №34/П.- С. 3.ПриложениеДоходы федерального бюджета (в числителе - млрд. руб., в знаменателе - % доходов)