Рефераты

Налоговое планирование на малых предприятиях

p align="left">Малые предприятия, занимающиеся выпуском отдельных видов товаров в первые четыре года с момента государственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс «враждебным» по отношению к предпринимательству [35]. Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий.

Предпринимательство в целом (и малое в том числе) регулируется различными отраслями права. При этом упоминание о малом предпринимательстве встречается только в ст. 59 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) и в ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" - базовый нормативный акт для развития в России малого предпринимательства, который служит основой при принятии субъектами Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса, не является достаточной и бесспорной правовой базой для поддержки малого бизнеса по целому ряду причин.

После принятия вышеуказанного Закона прошло около десяти лет. За это время стали видны его недостатки и просчеты, появились новые реалии.

Ряд положений Закона противоречит Гражданскому, Бюджетному и Налоговому кодексам. В Законе не определены виды и формы государственной поддержки малых предприятий, не установлен правовой механизм оказания им финансовой, имущественной и информационной помощи, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества. Не предусмотрен механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. Отсутствуют понятия организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, не предусмотрены меры, направленные на развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства - начинающих предпринимателей, а также государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства. Наконец, вызывают много вопросов критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому предпринимательству содержатся в Законе о поддержке малого предпринимательства, который к таковым относит индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных предельных уровней в зависимости от сферы деятельности организаций. Таким образом, для отнесения коммерческих организаций к числу малых предприятий применяются два критерия:

1) экономическая независимость от других лиц - Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных организаций, юридических лиц, не являющихся малыми предпринимателями;

2) численность работников в зависимости от сферы предпринимательской деятельности.

Исходя из формального осмысления Закона о поддержке малого предпринимательства к числу малых предприятий могут относиться только акционерные общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, поскольку только эти коммерческие организации имеют уставные капиталы. В товариществах, как известно, - складочные капиталы, а в производственных кооперативах - паевые фонды . К числу малых Закон не относит государственные и муниципальные предприятия, так как они находятся в 100%-ной государственной или муниципальной собственности. Поскольку в Законе речь идет только о коммерческих организациях, к субъектам малого предпринимательства, соответственно, не относятся все некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы, многие из которых функционируют в сельском хозяйстве.

Наличие в Законе некоторых из перечисленных выше ограничений для отнесения малых форм организаций к субъектам малого предпринимательства является обоснованным. В частности, это касается унитарных государственных и муниципальных предприятий. Бесспорным является обстоятельство, что здесь велика доля зависимости от собственника, который может способствовать эффективной деятельности предприятия с привлечением мер государственной поддержки (например, разместить государственный заказ и проч., используя административный ресурс). К тому же в унитарных предприятиях отсутствует элемент личного участия, самостоятельного риска предпринимателя, зачастую объединяющего в малых предприятиях функции управленца и собственника.

Другие хозяйствующие субъекты (товарищества и производственные кооперативы) целесообразно признавать субъектами малого предпринимательства, если они соответствуют критериям Закона для их отнесения к числу малых предприятий.

Для третьего этапа с 1999 по 2001 г. становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 - 2001 гг. События августа 1998 г. стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3 - 5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

Весь комплекс задач, означенный в Программе, вытекает из акцента на повышение качества и эффективности мер государственной поддержки. Стержневой задачей среди прочих можно считать отработку и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий, которые обеспечат интеграцию финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему страны. Эту задачу в условиях дефицитности бюджетов всех уровней планируется решать на основе привлечения внебюджетных источников. Этот принципиальный подход к развитию малого предпринимательства на ближайшее будущее предполагает следующие приоритеты, установленные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности", выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной деятельности и устанавливается, что государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющим производственную и инновационную деятельность в машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой промышленности и т.д.

На середину первого десятилетия 21 века одной из форм поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации является предоставление субъектам малого предпринимательства льгот по налогообложению. Цель установления налоговых льгот -- сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика и тем самым экономическое стимулирование его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые льготы устанавливаются законодательными актами о налогах и сборах. К числу этих актов относятся, прежде всего, Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Льготы можно разделить на: освобождение от налогообложения определенных объектов, категорий налогоплательщиков; скидки -- уменьшение налогооблагаемой базы; снижение ставки налога.

По региональным и местным налогам льготы устанавливаются нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми законодательными органами власти.

Таким образом, по источнику предоставления различают федеральные и региональные налоговые льготы. Налоговые льготы не могут устанавливаться подзаконными нормативными актами, например указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами, распоряжениями глав администраций и т. п. Налоговые льготы не могут иметь индивидуальный характер. Они предоставляются определенной категории налогоплательщиков, например малым предприятиям, предприятиям, использующим труд инвалидов или реализующим определенные виды продукции, и т. п. Конкретные виды налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены специальными налоговыми законами, главами второй части НК РФ о налоге на прибыль, НДС, едином социальном налоге и др. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства законом о налогах не является.

Неправомерное использование налоговых льгот, как правило, приводит к неполной уплате в бюджет сумм соответствующего налога. В этом случае налогонеплательщик (при наличии вины) может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога».

При общей системе налогообложения организации (в том числе субъекты малого и среднего бизнеса) уплачивают следующие налоги: налог на прибыль (ставка -- 24 % от прибыли); налог на добавленную стоимость (ставки --0%, 10 %, 18 % (в зависимости от категории товара (услуги)) от реализации); единый социальный налог (ставка -- 26% от оплаты труда при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года меньше 280000 рублей и расчетными методами при аналогичном показателе больше 280000 рублей); транспортный налог (ставка в рублях зависит от мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах); налог на имущество (ставка -- 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества); земельный налог и другие налоги и сборы.

Государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны. В связи с этим предприняты попытки снизить налоговое бремя субъектов малого предпринимательства, а также облегчить налоговый учет. Для достижения указанных целей в НК РФ был введен раздел, посвященный специальным налоговым режимам, ориентированный на субъекты малого предпринимательства.

В соответствии с налоговым законодательством специальный налоговый режим (система налогообложения) предусматривает особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В настоящее время действуют следующие специальные налоговые режимы:

· гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей»;

· гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения»;

· гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

· гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

6 июля 2007 года был принят ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ который вступил в силу с 01 января 2008 года. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основные различия прежнего и нового закона заключаются в следующем. Закон 1995 года распространялся только на субъектов малого предпринимательства. К ним относились индивидуальные предприниматели и организации, доля благотворительных, религиозных и прочих организаций (указанных в ст. 3) в которых не превышала 25%, и средняя численность работников не более 100 человек (50-60 в зависимости от сферы деятельности). Новый закон разделяет малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия (кстати, это не только организации, но и индивидуальные предприниматели, а также крестьянские (фермерские) хозяйства). Малые предприятия от средних отличаются по количеству работников: не более 100 в малых, не более 250 в средних. В микропредприятиях работает всего лишь 15 человек. Новое условие отнесения организации и индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства - это ограничение по выручке. Правда, предельные размеры выручки еще должны быть установлены Правительством Российской Федерации

Глава 2. Налогообложение малых предприятий в РФ

2.1 Общий режим налогообложения (ОРНО)

Современная налоговая система Российской Федерации представляет собой взаимосвязанную систему налогов и сборов, которые взыскиваются со всех экономических объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, и направляются в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Так как объектом изучения является малое предпринимательство, которое имеет право применения специальной системы налогообложения, которая представляет для нас больший интерес, охарактеризуем ОРНО очень кратко, с позиции налогов, составляющих значительную долю в структуре налоговой нагрузки предприятия.

При осуществлении фискальной и регулирующей функций налогов, как правило большая часть взысканий приходится на средства предприятия, полученные в виде прибыли или других доходов. Поэтому налог на прибыль можно по праву считать одним из основных по своему значению федеральных налогов, как для государства, так и для самого предприятия. Доля этого налога в консолидированном бюджете Российской Федерации за январь-февраль 2008 года составляет 13% [37].

Кроме налога на прибыль, при применении общего режима налогообложения организации уплачивают также следующие основные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- единый социальный налог;

- водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- транспортный налог;

- налог на имущество организаций;

- земельный налог.

Не будем останавливаться на некоторых видах налогов, так как они уплачиваются определенными видами организаций и не являются обязательными для всех.

Налог на прибыль. В настоящий момент налог на прибыль регулируется 25 главой второй части НК РФ, которая была введена Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Этой главой определяется порядок формирования себестоимости и порядок налогообложения прибыли.

В настоящее время, согласно ст. 284 НК РФ, составляет 24% и уплачивается при общем режиме налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных п. 2-5 настоящей статьи. При этом:

- 6,5% от суммы исчисленного налога зачисляется в федеральный бюджет;

- 17,5% от суммы исчисленного налога зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (при этом для отдельных категорий налогоплательщиков она может быть понижена с 17,5% до 13,5%).

Согласно ст. 246 НК РФ, налогоплательщиками налога на прибыль признаются:

- российские организации (то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не являются плательщиками налога на прибыль следующие категории предприятий:

- организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения;

- организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль организации. Согласно ст. 247 п.1, для российских организаций прибыль рассчитывается как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.

К доходам в целях настоящей главы относятся :

1) доходы от реализации товаров (подробнее в ст. 249 НК РФ);

2) внереализационные доходы ( подробнее в ст.250 НК РФ).

Надо обратить внимание на то, что согласно ст. 251 НК РФ существует

ряд доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы.

В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму производственных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а так же от условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

-материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.(их дальнейшую расшифровку можно посмотреть в ст. 253- 267.1 НК РФ).

Существует так же ряд расходов, которые не учитываются при определении налоговой базы (ст. 270 НК РФ).

Налоговой базой для целей данной главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл.25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде (или периодах), вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. 283, ст. 264.1, ст. 268.1, ст. 275.1, ст. 280 и ст. 304 НК РФ.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (ст. 285 НК РФ). Отчетными периодами по данному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ, а именно не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налога на добавленную стоимость (НДС). НДС, как и налог на прибыль, относится к федеральным налогам и регулируется гл. 21 НК РФ. Налогоплательщиками НДС, согласно ст. 143 НК РФ, признаются:

- организации;

-индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83 и ст.84 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных гл. 21 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Объектом налогообложения (ст. 146 НК РФ) признаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз на таможенную территорию РФ товаров;

- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Не признаются в целях налогообложения объекты, указанные в п. 2 ст. 146 НК РФ, операции, указанные в ст. 149 НК РФ и товары, ввезенные на территорию РФ, указанные в ст. 150 НК РФ.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст.154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налоговый период ( в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговым ставкам:

- 0 % при реализации определенного набора товаров и услуг, указанных в 1 п. ст. 164 НК РФ;

- 10% при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и медицинских товаров, указанных в п.2 ст. 164 НК РФ;

- 18 % в случаях, не указанных в 1, 2, 4 пунктах данной статьи;

- иная ставка, рассчитанная согласно 4 п. ст.164 НК РФ.

Основным документом, на основании которого ведется учет операций является счет - фактура.

С налоговыми вычетами, и порядком их применения при данном виде налога можно ознакомиться в ст. 171 и 172 НК РФ.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п.1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п.1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями с положениями ст. 176 НК РФ.

Налог на имущество. Относится к региональным налогам. Регулируется гл. 30 НК РФ и был введен Федеральным законом от 11.1.2003 № 139-ФЗ.

Налогоплательщиками данного вида налога признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации и в исключительной зоне Российской Федерации (ст. 373 НК РФ).

Объектом налогообложения (ст.374 НК РФ) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.

Налоговой базой считается среднегодовая стоимость имущества, признанного объектом налогообложения.

Налоговая ставка - 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории налогоплательщика и имущества, признанного объектом налогообложения. От налогообложения освобождаются (ст. 381 НК РФ): организации уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общероссийское общество организации инвалидов, фармацевтические компании, компании - в отношении ядерных установок и др.

Единый социальный налог (ЕСН). Федеральный налог.

Налогоплательщиками налога признаются (ст.235 НК РФ):

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

-организации;

-индивидуальные предприниматели;

-физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик относится одновременно к нескольким из категорий налогоплательщиков, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Объект налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Не подлежат налогообложению государственные пособия и другие суммы, указанные в ст. 238 НК РФ.

Для налогоплательщиков, указанных в пп.1 п.1 ст. 235 НК РФ, за некоторым исключением (ст. 241 НК РФ) налоговые вычеты по данному виду налога выглядят следующим образом:

- если налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года составляем менее 280000 руб. - ставка налога составляет 26;

- если база находится в интервале от 280000 руб. до 600000 руб. - общая сумма налоговых выплат равняется 72800 руб.+10% суммы, превышающей 280000 руб.;

- если база свыше 600000руб. -налоговые выплаты 104800 руб.+2% от суммы, превышающей 600000 руб.

Налоговые ставки по другим видам налогоплательщиков и деление по уровням бюджета можно так же посмотреть в ст. 241 НК РФ.

Транспортный налог. Относится к региональным налогам и был введен в НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2001 № 148-ФЗ.

Налогоплательщиками налога (ст. 357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база (ст. 359 НК РФ) определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п.1. ст. 359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп. 1, 1.1 и 2 п.1 ст. 359 НК РФ - как единица транспортного средства.

В отношении транспортных средств, указанных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 той же статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).

Налоговые ставки (ст. 361 НК РФ) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, согласно ст. 363.1 НК РФ, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Земельный налог. Относится к местным налогам и введен в НК РФ Федеральным законом от 29 ноября 2004 № 141-ФЗ.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база (ст. 390 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности можно посмотреть в ст.392 НК РФ.

Согласно ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст.394 НК РФ).

С налоговыми льготами по данному виду налога можно ознакомиться в ст. 395 НК РФ.

Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу (ст. 398 НК РФ).

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Как можно заметить, ОРНО применяемая крупными и средними (и малыми по выбору) предприятиями очень обширна по содержанию и имеет множество своих особенностей, в зависимости от отрасли, размера и др. характеристик объекта налогообложения.

2.2 Упрощенная система налогообложения (УСНО)

Пунктом 1 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Прежде всего, рассмотрим, кто же попадает под определения организации и индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ:

организации -- это:

· юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

· международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Никакие другие субъекты права не могут относиться в целях применения НК РФ к организациям (например, простое товарищество не относится к организациям в целях применения НК РФ, так как не является юридическим лицом);

· индивидуальные предприниматели -- это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, согласно тому же п. 2 ст. 11 НК РФ это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку целью введения упрощенной системы налогообложения являлось сокращение налоговой нагрузки прежде всего на малый бизнес, законодательством предусмотрен ряд ограничений на применение данного режима. Возможно, таким образом отчасти осуществляется принцип прогрессивного налогообложения, до сих пор не получивший широкого распространения в российском налоговом праве: субъекты малого предпринимательства имеют возможность платить меньше налогов как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем представители крупного бизнеса. Кроме того, процесс перехода на упрощенную систему связан с определенными условиями, установленными ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в том случае, если по итогам 9 месяцев (январь -- сентябрь) того года, в котором она подала заявление о переходе, доход от реализации не превысил 15 млн. руб. (без учета НДС). Для индивидуальных предпринимателей в гл. 26.2 НК РФ ограничения по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлены. При соблюдении условий, установленных ст. 346.12 и 346.13 гл. 26.2 НК РФ, индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения вне зависимости от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период. Однако и индивидуальным предпринимателям, и организациям следует помнить, что согласно п. 4 ст. 346.13НК РФ доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенный налоговый режим, умноженные на индекс-дефлятор ( согласно Письму Минфина РФ от 18 февраля 2008 г. N 03-11-04/2/38 на 2008 г. определен в размере 1,34), не могут превысить 20 млн. руб. в год. Иначе они будут обязаны перейти на общую систему налогообложения.

Итак, одним из условием перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций служит критерий дохода от реализации. В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов (метод начисления или кассовый метод) выручка от реализации признается в порядке, установленном ст. 271 или ст. 273 НК РФ.

Еще одним условием, имеющим отношение к капиталу организаций, является критерий остаточной стоимости основных фондов и нематериальных активов, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ она не должна превышать 100 млн. руб. на 1 -е число месяца, в котором было подано заявление о переходе на упрощенную систему. Отметим, что законодательство не предусматривает подобных ограничений на имущество индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, необходимо соблюдение критерия средней численности работников организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;

13) бюджетные учреждения;

14) иностранные организации.

Объектом налогообложения, согласно ст. 346.14 НК РФ признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения выбирает сам налогоплательщик, за исключением случаев, предусмотренных п.3 этой статьи. При определении объекта налогообложения налогоплательщик учитывает следующие доходы (ст.346.15 НК РФ) : доходы от реализации ( согласно статье 249 НК РФ); внереализационные доходы ( согласно ст. 250 НК РФ). Он может уменьшить их на величину следующих расходов ( ст. 346.16 НК РФ): расходы на основные средства (приобретение, сооружение и достройка); на нематериальные средства; арендные платежи; материальные расходы; расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности; расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества; расходы на рекламу; расходы на обеспечение пожарной безопасности и другие расходы согласно данной статье. Следует иметь в виду, что в отличие от общей системы налогообложения, где перечень затрат, включаемых в расходы для целей налогообложения, является открытым при соблюдении требований ст. 252 НК РФ, перечень расходов, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым. То есть организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшить доходы от предпринимательской деятельности только на те расходы, которые непосредственно предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Никакие другие затраты в качестве расходов рассматриваться не могут. И согласно ст.346. 14 НК РФ, объект налогообложения не может меняться в течение 3 лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Исчисленные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (п. 5 ст. 346.21 НК РФ).

Исчисленные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам Налогового периода. В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов -15%.

Таким образом, за три отчетных периода (1 квартал, полугодие и девять месяцев) уплачиваются авансовые платежи по единому налогу, а по итогам календарного года уплачивается налог с учетом уплаченных авансовых платежей.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная налогоплательщиками за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Надо сказать, что малые предприятия применяющие УСНО согласно ст.346.24 для целей исчисления налоговой базы по налогу налогоплательщики должны вести специальную книгу учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утвержден Министерством финансов РФ. Для перехода на УСНО налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения (для ИП - по месту жительства) с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на УСНО.

Одним из актуальных вопросов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, является вопрос о необходимости восстановления сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения.

До 01.01.2006 этот вопрос не был урегулирован законодательно. Представители налоговых органов требовали от организаций и индивидуальных предпринимателей, переходивших на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать принятый к вычету НДС. Организации и предприниматели обращались в арбитражный суд. И арбитражная практика подтвердила, что НК РФ не предусматривает обязанности восстанавливать НДС в данной ситуации (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.2004 № 15511/03).

Однако Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в Налоговый кодекс РФ были внесены существенные изменения, касающиеся порядка исчисления НДС. Эти изменения коснулись и организаций и предпринимателей, которые переходят с общего режима налогообложения на упрощенную систему. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. А в пункте 2 ст. 170 НК РФ названы, в том числе, и операции, осуществляемые лицами, не являющимися плательщиками НДС. Лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не являются (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Таким образом, с 01.01.2006 при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо восстановить НДС, принятый к вычету, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, которые будут использоваться при применении упрощенной системы налогообложения.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов -- в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

2.3 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Глава введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104 -ФЗ. Так как эта система применяется для отдельных определенных видов деятельности и, соответственно имеет очень ограниченное применение, рассмотрим основные аспекты этой системы очень кратко.

В соответствии с главой 26.3 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям правительственных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- оказание бытовых услуг;

-оказание ветеринарных услуг;

-оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию;

-оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

-определенных видов розничной торговли;

- распространение и размещение рекламы и др.( подробнее можно ознакомиться в ст. 346.26 НК РФ).

Как видно из перечня услуг - сфера применения этой системы налогообложения очень ограничена.

Уплата ЕНВД предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество организации и единого социального налога, а индивидуальных предпринимателей - от налога на доход физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД не являются так же плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Как и в случае с ЕСН, налогоплательщик при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежит обложению ЕНВД по каждому виду деятельности в отдельности. В этом случае он, должен вести раздельный учет имущества, обязательств и другие отчеты отдельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, другие виды деятельности, уплачивают налоги и сборы по данным видам в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Основой для исчисления данного вида налога является вмененный доход. Согласно ст. 346.27 НК РФ, вмененный доход -это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога (ЕНВД), рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления ЕНВД является величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность согласно ст.346.27 НК РФ - это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Согласно этой же статье, существует два вида корректирующих показателей К1 и К2.

К1- устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде (на 2007 год этот показатель составлял 1,096 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 № 359)).

К2- корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и другие аспекты (подробнее - ст. 346.27 НК РФ).

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность согласно ст. 346.29 НК РФ.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Уплата налога производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В случае, если за налоговый период у налогоплательщика происходит изменение физического, налогоплательщик учитывает это изменение с начала месяца , в котором произошли изменения, при расчете налога.

Налоговая ставка ЕНВД устанавливается равной 15% от величины вмененного дохода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период в соответствии с законодательством РФ вознаграждений своим работникам, а так же на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности. Но при этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более, чем на 50%.

Согласно ст. 346.33 НК РФ, суммы единого налога зачисляются на счет органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2.4 Сравнительный анализ систем налогообложения

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) был введен Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Как известно, прибыль - это один из основных финансовых показателей любого предприятия на повышение или удержание которого на определенном уровне и направлена (косвенно или в явном виде) деятельность всего предприятия.

Менее чем через год Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ вводятся в ГК гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Нововведение направлено на снижение налоговой нагрузки на малые предприятия, но некоторые из них так и не спешат переходить на «упрощёнку». В чем же причина? Так ли действительно хороша УСНО? Давайте попытаемся сравнить основную и упрощенную системы налогообложения по основным, наиболее значимым отличиям этих систем.

Для этого выделим основные преимущества и недостатки каждого из этих режимов налогообложения.

При общем режиме налогообложения юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет по традиционной системе учета; индивидуальные предприниматели - книгу учета доходов и расходов.

Достоинства общего режима:

· возможность освобождения от уплаты НДС при соблюдении критериев, установленных гл. 21 НК РФ;

· возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и других показателей;

· возможность использования вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг;

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты