Рефераты

Налоговая система Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь

1.2 Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы

2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь

2.1 Права субъектов налоговых отношений

2.2 Обязанности субъектов налоговых отношений

2.3 Объекты налоговых отношений

3 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь

3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)

3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг)

3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей

3.4 Необходимость совершенствования механизма построения налогов и сборов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей как на республиканском так и на и местном уровнях.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

С 1 января 2004 введен в действие Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть). Налоговый кодекс законодательно закрепил правовой базис, на котором строятся налоговые отношения, а именно принципы построения и функционирования налоговой системы; состав, права и обязанности плательщиков налогов, сборов(пошлин) и налоговых органов; основания возникновения и порядок исполнения налогового обязательства; механизм осуществления налогового контроля.

Цель данной работы - рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.

Задачи курсовой работы:

Ш рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

Ш охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;

Ш рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;

Ш охарактеризовать основные виды налогов;

Ш проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;

Ш проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;

Ш определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Налоги - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (приложение А).

1.1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы выступают:

ь плательщики налогов (субъекты налогообложения)

ь объекты налогообложения

ь налоговая база

ь налоговый период

ь налоговая ставка

ь налоговые льготы

ь порядок исчисления

ь источник уплаты

ь порядок и сроки уплаты

ь санкции.

Субъект налогообложения - это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога используются уже в рамках конкретного плательщика. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Вторым элементом налогового механизма является объект налогообложения. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

Налоговая база представляет собой стоимостную или физическую характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговые ставки устанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий год и которые представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:

Ш государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;

Ш юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

Ш населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

Ш взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

Ш уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

Ш уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

Источники уплаты налогов определяются налоговым законодательством Республики Беларусь. Это может быть себестоимость, выручка, прибыль, либо доходы физических лиц.

Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов может производиться в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях:

- разовой уплатой всей причитающейся суммы

- в ином порядке, предусмотренном законодательством

Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

1.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

В 2010 году планируется продолжить работу по упрощению налоговой системы и снижению налогового бремени на экономику.

Предусматривается отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также отменить местные целевые сборы из прибыли, взимаемые по ставке 3%.

Согласно Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности.

Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.

Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

Реализация бюджетной политики в 2006 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов.

Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран.

Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики будет реализовано за счет оптимизации ее форм и сокращения объема. [13]

Так с 1 января 2010 года планируется:

§ Отменить налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов, налог за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств с которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона;

§ Сократить количество ставок платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду с 83 до 4;

§ Отменить местный налог с продаж товаров в розничной торговле;

§ Отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Субъект налоговых отношений - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика.

В соответствии с НК РБ , статья 13 «плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

§ юридические лица Республики Беларусь

§ иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

§ простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

§ хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь.

Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.

Под физическими лицами понимаются:

- граждане Республики Беларусь;

- граждане либо подданные иностранного государства;

- лица без гражданства (подданства)».

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Рисунок 1. Плательщики налогов

2.1 ПРАВА СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Плательщик имеет право:

1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства;

5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;

6. присутствовать при проведении налоговой проверки;

7. получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

9. требовать соблюдения налоговой тайны;

10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

2.2 ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Плательщик обязан:

1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом Республики Беларусь;

3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее - таможенные платежи), и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

7. подписать акт налоговой проверки

8. выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

- об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке (для белорусских организаций - о счетах в Республике Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь (за исключением вкладных (депозитных) и (или) корреспондентских счетов, открытых Центральным (Национальным) банком иностранного государства и иностранным банком, включенным в международный справочник "Bankers Almanac" (издательство Reed Business Information) и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;

- об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;

- о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

- об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

- об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

- иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, - в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами;

10. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

11. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

12. обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации;

13. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

14. являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

15. выполнять другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом Республики Беларусь и другими актами налогового законодательства.[9]

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами (приложение Б).

Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами.

2.3 ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.

Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Рисунок 2. Объекты налогообложения

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине).

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине).

Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок. [9]

3 ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ (ПОШЛИН) ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Состав налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия, то есть по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов - на прямые и косвенные.

Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К числу прямых относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налоги на недвижимость и имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения.

В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др. Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товаров (работ, услуг) или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог с продаж и другие.

В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов:

- налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.);

- налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.);

- смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).

Возможно, более правильным было бы именовать налоги с юридических лиц налогами с предприятий и организаций, основываясь на том, что многие субъекты хозяйствования выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, например филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог, земельный налог и налог на недвижимость с юридических и физических лиц, единый налог от предпринимательской деятельности и другие налоги полностью зачисляется в бюджеты районов.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через границу Республики Беларусь), налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.

В зависимости от целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Наиболее важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.

По данному признаку налоги подразделяются на:

- налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг) (налог с продаж автомобильного топлива, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог и др.);

- налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) (отчисления в Фонд социальной защиты населения, земельный налог, экологический налог и др.);

- налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость, местные налоги и сборы и др.).

Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: по методу налогообложения (от ставки - равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), по способу налогообложения (кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные) и т.д.

В зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих налог и в распоряжение которых налог поступает, они классифицируются.

Налоговая система Республики Беларусь предусматривает два вида налогов, сборов (пошлин) по уровню их введения:

- республиканские налоги, сборы (пошлины);

- местные налоги и сборы.

Республиканские налоги устанавливаются и вводятся в действие по решению высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в республиканский бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся

Местные налоги устанавливаются местными органами власти, взимаются на подведомственной им территории и поступают в доход местных бюджетов. Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня в соответствии с полномочиями, которые предоставлены им Законом о бюджете, принимаемым на каждый финансовый год.

Классификация налогов Республики Беларуси по основным классификационным признакам приведена в приложении В.

3.1 НАЛОГИ (СБОРЫ), ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ВЫРУЧКУ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

К налогам (сборам), включаемым в выручку от реализации товаров (работ, услуг) относятся:

v налог на услуги

v налог на добавленную стоимость

v сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

v акцизы (для подакцизных товаров)

Объектом налогообложения налогом с продаж товаров в розничной торговле являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь).

Налоговая база - выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.

Ставка налога устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы.

Объектом налогообложения налогом на услуги являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг- клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; туристических и косметических услуг.

Налоговая база - выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Основная ставка - 20 процентов. В специальных случаях: 24;15,25; 10; 9,09; 0,5; 0 процентов.

Объектом налогообложения сбором в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки является выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг); для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением Национального банка Республики Беларусь,- доход за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; для организаций независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - валовой доход; для страховых организаций - прибыль.

Ставка налога составляет 1 процент.

Объект обложения акцизами товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, определяется: по произведенным товарам - как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров - как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары .

Ставки установлены Президентом Республики Беларусь твердые (специфические) ставки акцизов по видам подакцизных товаров: спирт гидролизный технический; спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые.

3.2 НАЛОГИ (СБОРЫ), ВЗНОСЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

К налогам (сборам) включаемым в себестоимость продукции относят:

v Платежи за землю

v Платежи за древесину, отпускаемую на корню

v Налог за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов (экологический налог)

v Сбор с заготовителей

v Сбор за проезд автотранспортных средств по автодорогам общего пользования

v Таможенные пошлины и сборы

v Государственная пошлина

v Местные налоги и сборы

К отчислениям включаемым в себестоимость продукции относят:

v Отчисления на государственное страхование в фонд социальной защиты населения

v На обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

v В инновационный фонд министерства архитектуры и строительства РБ

v В инновационный фонд промышленных предприятий и др.

Объектом налогообложения сбором с заготовителей является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.

Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная исходя из заготовительных(закупочных) цен

Ставки устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в зависимости от вида заготовленной (закупленной) продукции и не могут превышать 5 процентов налоговой базы.

Объект налогообложения земельным налогом - земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности. Земельным налогом облагаются земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда.

Ставки земельного налога установлены в зависимости от кадастровой оценки, качества, местоположения земельного участка. В 2009 году ставки земельного налога индексируются на 87 процентов.

Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики
Беларусь взимается с владельцев (пользователей) тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств при согласовании маршрута движения с целью компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.

Ставки платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь установлены в долларах за один километр проезда в зависимости от величины допустимых весовых и габаритных параметров этих автомобильных транспортных средств.

Объект обложения отчислениями в инновационные фонды является себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

Ставка не более 0,25 процента. В отдельных отраслях устанавливаются повышенные размеры отчислений.

3.3 НАЛОГИ (СБОРЫ), УПЛАЧИВАЕМЫЕ ЗА СЧЕТ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА), ОСТАЮЩЕЙСЯ В ИХ РАСПОРЯЖЕНИИ ПОСЛЕ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

К налоговым платежам, выплачиваемым из прибыли (прямым) относятся:

v Налог на недвижимость

v Налог на прибыль

v Налог на доходы

v Налог на приобретение автотранспортных средств

К сборам и отчислениям, выплачиваемым из прибыли относятся:

v Оффшорный сбор

v Гербовый сбор

v Транспортный сбор

v Сбор на развитие инфраструктуры города (района)

v Прочие отчисления в местный бюджет

Годовая ставка налога на недвижимость:

для организаций - 1 процент; для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, - 0,1 процента.

Объекты налогообложения: здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков- организаций; здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам - физическим лицам; здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога. Налоговой базой признается стоимость объектов налогообложения.

Основная ставка налога на прибыль 24%. В специальных случаях: 10, 12 процентов.

Объект налогообложения - валовая прибыль. Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль",подлежащей налогообложению.

Объекты взимания оффшорного сбора: перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне; исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне; переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Ставка сбора - 15 процентов.

Объектом налогообложения транспортным сбором на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении; сбором на содержание и развитие инфраструктуры города (района) является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база: для плательщиков-организаций - сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения; для плательщиков - индивидуальных предпринимателей - сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налоговые ставки устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в размере, не превышающем (по совокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, - не менее 2 процентов; сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) - не более 1 процента.

3.4 НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Упрощение налоговой системы - одна из актуальных государственных задач.

Одним из направлений модернизации налоговой системы на национальном и местном уровне должно быть совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, что в большей степени соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения.

Высокие налоги и большое количество налоговых льгот приводят к снижению стимулов к производству и труду, поэтому необходимо действовать в направлении снижения налоговых ставок при одновременном сокращении перечня предоставляемых плательщикам налоговых льгот. Снижение высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и как следствие повышение размера совокупного дохода, подлежащего налогообложению. В результате можно ожидать увеличение суммы налоговых поступлений и рост объема государственных доходов.

Считаю целесообразным отказаться от местных целевых сборов (транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении и сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). В настоящее время из прибыли организаций уплачиваются налог на прибыль и местные сборы. Отмена последних существенно упростит налогообложение прибыли - из прибыли будет уплачиваться только налог на прибыль. Дополнительные средства белорусских предприятий, высвобождаемые в результате отмены целевых сборов, станут, по моему мнению, существенным инвестиционным источником для развития производства.

Помимо этих платежей излишнее налоговое давление создают и отчисления в инновационные фонды, сфера использования которых постоянно расширяется и ставки колеблются от 3 до 30%, а также многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности, чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в отдельных отраслях (например, отчисления в фонд строительной науки). Как правило, в соседних странах таких сборов и отчислений нет. Требует серьезного упорядочения и сокращения и применяемая система регистрационных и лицензионных сборов. И по количеству, и по размерам в других странах эти сборы обычно меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

Следует отметить, что в последние годы и в настоящее время идет работа по упрощению налоговой системы Республики Беларусь. Создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под руководством заместителя премьер - министра Республики Беларусь А.В. Кобякова. С момента начала деятельности рабочей группы обеспечена отмена 18 налоговых платежей, выработаны предложения стратегического и стимулирующего характера по комплексному упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на экономику.

В 2009 году в законах Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» реализованы следующие меры по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки:

· Снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

· Исключена из объекта обложения налогом на недвижимость активная часть основных производственных фондов и налог распространен только на объекты недвижимого имущества;

· Установлены единые ставки местного налога с продаж в розничной торговле и местного налога на услуги в размере не превышающем 5 процентов налоговой базы;

· Уменьшена с 5 до 3 ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

· Осуществлен переход к применению линейной шкалы подоходного налога с физических лиц в размере 12 процентов;

· Продолжена практика уплаты местных налогов и сборов ежеквартально;

· Снижена ставка налога при упрощенной системе на 2 процентных пункта (налогооблагаемая база - выручка), на 5 процентных пунктов (налогооблагаемая база - валовый доход);

· Представлена возможность плательщикам подавать налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам) в форме электронного документа.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения


© 2010 Рефераты