Рефераты

Налоговая политика государства

нформацию по вопросам налогов и сборов обязан предоставлять любой налоговый орган в течение месяца (возможно продление ещё на один месяц), в который обратился налогоплательщик с соответствующим письменным запросом.

Информация, содержащаяся в актах с грифами «Особая важность», «Совершено секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для печати», предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера. Если информация непосредственно затрагивает права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, то она предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю.

Информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, также предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика.

В целях осуществления комплекса мер по активизации пропаганды и разъяснения налогового законодательства, доведения до общественности достоверной информации о деятельности налоговых органов, разработки и претворения в жизнь концепции повышения налоговой грамотности населения в налоговых инспекциях созданы отделы информации и общественных связей. На них возложена организация работы по комплексной пропаганде налогового законодательства на региональном и местном уровнях на основе единой информационной политики.

Указанные подразделения также призваны проводить сбор информации, анализ и информирование руководителей налоговых органов законодательной и исполнительной власти, общественности к проектам законов о налогах и других обязательных платежах, отслеживание и оценку информации об альтернативных предложениях, возникающих в процессе обсуждения в СМИ.

Кроме того, эти подразделения осуществляют сбор и анализ сообщений в СМИ о деятельности налоговых органов, реализации стратегических направлений единой государственной налоговой политики, участвуют в подготовке материалов, пропагандирующих деятельность и создающих объективный облик налоговых органов.

В целях обеспечения эффективности управления налоговой системой особое внимание со стороны государства должно уделяться налоговому воспитанию населения и в первую очередь у подрастающего поколения.

Следует отметить, что проблеме «государство - налогоплательщик» уделяется особое внимание во всех развитых странах, ею занимаются непосредственно налоговые органы, органы образования, средства массовой информации. В отличие от государства, налогоплательщики в современном обществе стремятся уменьшать суммы выплат по налогам законными и незаконными способами.

По-прежнему частые изменения налогового законодательства не доводятся своевременно до налогоплательщиков. В современных условиях идет процесс развития информационной структуры налоговых органов. Информационный вакуум постарались заполнить частные издательские фирмы, печатая официальные документы по налогообложению, различные методические рекомендации по «уходу» от уплаты налогов.

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации на основе специально подготовленного учебника «Введение в налогознание» проводит эксперимент по преподаванию в некоторых школах основ налоговых знаний. Этот учебный курс включает сведения об истории налогообложения, налоговом законодательстве и налоговых поступлениях, основных правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и других участников налоговых правоотношений. По инициативе ФНС России в рамках программы «Основы налоговой грамотности» подготовлен учебник «Налоги России». Ознакомление с элементами налогообложения в начальной школе позволит в будущем существенно повысить уровень налоговой культуры населения.

Как было отмечено выше, НК РФ (в отличие от ранее действующего налогового законодательства) предусмотрены определенные меры по обеспечению налогового консультирования путем проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками.

В соответствии с п. 4 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, объяснить порядок заполнения форм установленной отчетности, исчисления и уплаты налогов и сборов.

1.4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние, направления и перспективы налоговой политики

Налоговая политика может считаться эффективной лишь в том случае, когда она не только обеспечивает финансовыми результатами текущие потребности государства, но и не снижает стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывает его к постоянному поиску путей повышения результативности хозяйствования. В этой связи показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы.

Выражения «налоговое бремя», «налоговая нагрузка», или «тяжесть налогов» и т.п. появились в самых первых текстах, в которых речь шла о налогах. Но их наполнение реальными количественными оценками можно отнести ко времени окончания первой мировой войны, когда расчеты по международной задолженности и репарационные платежи потребовали сопоставления общего уровня обложения в разных странах. Для таких межгосударственных сопоставлений и используется показатель налогового бремени.

Имеются ещё две наиболее важные сферы применения этого показателя, на что указывают авторы многих публикаций:

1) урегулирование финансовых взаимоотношений между субъектами в федеративных государствах;

2) проведение финансовых (налоговых) реформ при определении высоты возможного обложения. Горский И.В. Методологические аспекты налогового бремени предприятий // Налоговый вестник. - 1998. - №1. - С.28.

Налоговое бремя (на макроуровне) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Этот показатель чаще всего используется в практике для расчета налоговой нагрузки в целом по стране и сопоставления его с другими государствами.

Теория и практика налогов свидетельствуют о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует конкретную ситуацию.

Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В тоже время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги - высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может навести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок, в 1980-е гг. в США резко возрос дефицит государственного бюджета. Норма сбережений в 1986 г. составляла всего 3,9% (самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода).

Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лаффера (Laffer curve), показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет. В тоже время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Представляется, что именно этот аспект следует учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влиянии размера налогов на темпы экономического развития, тогда как постановка во главу налогового реформирования непроверенных и спорных положений необоснованна.

Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (ВНП, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель как коэффициент эластичности налогов (tax elasticity). Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется начальный уровень налоговых поступлений при изменении определяющего фактора на 1%.

Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле

Kэ =?X ?Y

X Y

где Kэ - коэффициент эластичности;

X - начальный уровень налоговых поступлений (отдельного налога или группы налогов);

?X - прирост налоговых поступлений;

Y - начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП, доход, прибыль и др.);

?Y - прирост определяющего фактора См: Финансово- кредитный словарь / Под ред. В.Ф. Гарбузова. - М., 1986. - Т.2. - С.90; Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. - М.,1990. - С.344..

Kэ может быть больше, равен или меньше 1. Если Kэ=1, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. В том случае, если Kэ (всех налогов) > 1, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При Kэ < 1 доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

За 2006 год во все уровни бюджета мобилизовано налоговых и других платежей 32555,6 млн. руб., что на 33,3% больше, чем за соответствующий период 2005 год. При этом темп роста поступлений налогов и сборов в 2006 году выше темпа роста аналогичного периода предыдущего года, который составлял 115,3% на 18,0 процентных пункта.

Рисунок 1 - Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по Ставропольскому краю за 12 месяцев 2006 и 2005 г.

Основная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступлений четырех видов налогов. Так, поступления налога на доходы физических лиц составили 7874,9 млн. рублей или 24,2% от общего объема поступлений, налога на добавленную стоимость - 6510,9 млн. рублей или 20,0%, налога на прибыль - 7657,4 млн. рублей или 23,5%, платежей за пользование природными ресурсами - 3372,5 млн. рублей или 10,4 процента. Перечисленные четыре вида налогов в совокупности обеспечили 25415,7 млн. рублей, или 78,1% от общего объема поступлений в консолидированный бюджет. (См. Приложение - Таблица 1).

Рисунок 2 - Структура поступлений основной части консолидированного бюджета

В федеральный бюджет за 2006 год поступило налогов и сборов 12561,7 млн. рублей, или 127,7% к соответствующему периоду 2005 года (9839,3 млн. рублей).

Структура налоговых поступлений федерального бюджета несколько отличается от структуры поступлений консолидированного бюджета. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил 51,8% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами - 25,6%, налог на прибыль организаций - 10,5 процентов.

За 2006 год поступления ЕСН (без учета расходов на нужды государственного социального страхования) составили 12144,5 млн. руб., в т.ч. в федеральный бюджет - 2763,8 млн. руб., в федеральные внебюджетные фонды - 9380,7 млн. рублей. В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 893,8 млн. рублей.

Поступления социальных платежей (без учета расходов на нужды государственного социального страхования) за январь-декабрь 2006 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 2175,3 млн. рублей или 21,8 процента.

За 2007 год в бюджетную систему РФ поступило 53755,5 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 19,7% больше поступлений прошлого года.

В федеральный бюджет поступило 17145,7 млн. рублей, или 111,9% к соответствующему периоду 2006 года (15325,5млн. рублей).

Основная доля поступлений федерального бюджета (92,1%) состоит из четырех видов налогов. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил - 43,6% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, единый социальный налог - 19,9%, платежи за пользование природными ресурсами - 19,2%, налог на прибыль организаций - 9,4 процента. (См. Приложение - Таблица 2).

Рисунок 3 - Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета

За январь-февраль 2008 года в бюджетную систему РФ поступило 7791,1 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 24,3% больше поступлений прошлого года.

В федеральный бюджет поступило 2618,1 млн. рублей, или 108,0% к соответствующему периоду 2007 года (2425,0млн. рублей).

Основная доля поступлений федерального бюджета (88,9%) состоит из четырех видов налогов. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил - 32,9% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами - 30,6%, единый социальный налог - 18,8%, налог на прибыль организаций - 6,6 процента. (См. Приложение - Таблица 3)

Рисунок 4 - Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета

Основные направления налоговой политики на 2007-2009 годы должны позволить в среднесрочной перспективе снизить налоговую нагрузку на экономику на 221,5 миллиарда рублей. По расчетам Минфина, уже в 2007 году планируемые меры позволят снизить налоговую нагрузку на 204,2 миллиарда рублей.

В 2008 - 2009 годах снижение налоговой нагрузки должно составить 17,3 миллиарда рублей. В том числе поступления в федеральный бюджет, как планируется, уменьшатся на 15 миллиардов рублей, в региональные бюджеты - на 2,3 миллиарда рублей По данным сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации - www.nalog.ru.

В общем же с 2001 года внесены существенные изменения в налоговое законодательство, в результате чего общее сокращение налогового бремени на экономику составило 7% ВВП. Вместе с тем, и это было отмечено в выступлении замминистра финансов Сергея Шаталова, повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. В частности предлагается снижать нагрузку на экономических агентов за счет проведения структурных преобразований налоговой системы: повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

Глава 2. Эффективность проведения налоговой политики в Ставропольском крае и по г. Ставрополю.

2.1. Налоговая политика по Ставропольскому краю

За двенадцать месяцев 2006 года в бюджет Ставропольского края (краевой, региональный) поступило 14319,3 млн. рублей, или 137,1% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

Доля поступлений налоговых и неналоговых платежей в краевой бюджет за 2006 год составила 44,0% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 1,2 процентных пункта выше аналогичного показателя 2005 года (42,8 процента).

Рисунок 5- Структура поступлений основной части доходов краевого бюджета за 2006 г.

Основная часть доходов краевого бюджета была сформирована за счет налога на прибыль организаций -6283,1 млн. руб. (43,9% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц - 4234,1 млн. руб. (29,6%), налога на имущество организаций 2516,8 млн. руб. (17,6%), акцизов 956,9 (6,7 процента). Наибольший темп роста поступлений сложился по налогу на прибыль организаций (170,4%) и по налогу на имущество организаций (150,5 процента) (См. Приложение - Таблица 4).

За 2007 год в бюджет Ставропольского края (краевой) поступило 16324,4 млн. рублей, или 114,0% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

Доля поступлений налоговых и неналоговых платежей в краевой бюджет составила 30,4% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 1,5 процентный пункт ниже аналогичного показателя 2006 года (31,9 процента).

Рисунок 6 - Структура поступлений основной части дохода краевого бюджета за 2007г.

Основная часть доходов краевого бюджета (89,9%) была сформирована за счет налога на прибыль организаций - 7006,5 млн. руб. (42,9% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц - 5173,1 млн. руб. (31,7%), налога на имущество организаций 2505,3 млн. руб. (15,3 процента).

По всем выше перечисленным доходам сложились значительные темпы роста: по налогу на имущество организаций (124,1 %), по налогу на доходы физических лиц (122,2 %), по налогу на прибыль организаций (111,5 процента) (См. Приложение - Таблица 5).

За январь-март 2008 год в бюджет Ставропольского края (краевой) поступило 4776,7 млн. рублей, или 153,8% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

Доля поступлений налоговых и неналоговых платежей в краевой бюджет составила 36% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 6,8 процентных пункта выше аналогичного показателя 2007 года (29,2 процента).

Рисунок 7 - Структура поступлений основной части доходов краевого бюджета за январь - март 2008г.

Основная часть доходов краевого бюджета (94,6%) была сформирована за счет налога на прибыль организаций - 2567,2 млн. руб. (53,7% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на доходы физических лиц - 1396,2 млн. руб. (29,2%), налога на имущество организаций - 402,4 млн. руб. (8,4%), акцизов - 155,9 млн. руб. (3,3 процента).

По всем вышеперечисленным доходам сложились значительные темпы роста: так поступления по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций возросли в 1,7 раза, по налогу на доходы физических лиц на 44,8 процента (См. Приложение - Таблица 6).

2.2. Налоговая политика по г. Ставрополю

По данным Федеральной Налоговой Службы в доходы местных бюджетов Ставропольского края за 2006 год поступило 5674,5 млн. рублей, или 137,4% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

Рисунок 8 - Структура поступлений основной части доходов краевого бюджета

Основная часть доходов местного бюджета сформирована за счет поступлений налога на доходы физических лиц - 3640,8 млн. рублей (64,2% от общего объема поступлений в местный бюджет), единого налога на вмененный доход - 591,7 млн. рублей (10,4 процента) (См. Приложение - Таблица 7).

Доля поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет за январь-декабрь 2006 года в размере 17,4 от общего объема поступлений во все уровни бюджета, на 0,5 процентных пункта выше аналогичного показателя 2005 года (16,9 процента).

В доходы местных бюджетов Ставропольского края за 2007 год поступило 8349,9 млн. рублей, или 147,1% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

Рисунок 9 - Структура поступлений основной части доходов местного бюджета

Основная часть доходов местного бюджета (83,5%) сформирована за счет поступлений налога на доходы физических лиц - 5364.6 млн. рублей или 64,2% от общего объема поступлений в местный бюджет, единого налога на вмененный доход - 689,9 млн. рублей (8,3%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения 548,3 млн. рублей (6,6%), налога на имущество организаций 365,6 млн. рублей (4,4 процента). Динамика поступлений основных налогов, формирующих местный бюджет, за 2007 год по сравнению с поступлениями за 2006 год сложилась положительная. (См. Приложение - Таблица 8).

Доля поступлений доходов, администрируемых налоговыми органами в местный бюджет в размере 15,5% от общего объема поступлений во все уровни бюджета на 2,9 процентных пункта выше аналогичного показателя 2006 года (12,6 процента).

В доходы местных бюджетов Ставропольского края за январь-февраль 2008 года поступило 1270,4 млн. рублей, или 138,7% к поступлениям соответствующего периода прошлого года.

Рисунок 9 - Структура поступлений основной части доходов местного бюджета

Основная часть доходов местного бюджета (78,8%) сформирована за счет поступлений налога на доходы физических лиц - 758,5 млн. рублей или 59,7% от общего объема поступлений в местный бюджет, единого налога на вмененный доход - 145,1 млн. рублей (11,4%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения 78,5 млн. рублей (6,2%), налога на имущество организаций 18,5 млн. рублей (1,5 процента). Динамика поступлений основных налогов, формирующих местный бюджет, за январь-февраль 2008 года по сравнению с поступлениями за аналогичный период 2007 года, сложилась положительная. (См.Приложение - Таблица 9).

Доля поступлений доходов, администрируемых налоговыми органами в местный бюджет в размере 16,3% от общего объема поступлений во все уровни бюджета на 1,7 процентных пункта выше аналогичного показателя 2007 года (14,6 процента). Представленные данные взяты с сайта ФНС по Ставропольскому краю - www.r26.nalog.ru

Приложения

Таблица 1. Формирование доходов консолидированного бюджета за 2005 - 2006 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

2005

2006

1

2

3

4

В С Е Г О:

24415,5

32555,6

133,3

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

24377,6

32440,9

133,1

из них:

Х

Х

Х

НДС

5343,3

6510,9

121,9

Налог на прибыль организаций

4891,8

7657,3

156,5

Налог на доходы физических лиц

6130,3

7874,9

128,5

Платежи за пользование природными ресурсами

2265,5

3372,5

148,9

Таблица 2. Формирование доходов консолидированного бюджета за 2006 - 2007 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

Январь-декабрь 2006

Январь-декабрь 2007

1

2

3

4

В С Е Г О:

15325,5

17145,7

111,9

в том числе:

Х

Х

Х

НДС

6510,9

7482,1

114,9

Платежи за пользование природными ресурсами

3220,0

3292,5

102,3

Акцизы

291,0

22,8

7,8

Налог на прибыль организаций

1313,8

1609,0

122,5

ЕСН

2763,8

3416,7

123,6

Таблица 3

Формирование доходов консолидированного бюджета за 2007 - нач. 2008 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

Январь-февраль 2007

Январь-февраль 2008

2

3

4

В С Е Г О:

2425,0

2618,1

108,0

в том числе:

Х

Х

Х

НДС

912,5

860,2

94,3

Платежи за пользование природными ресурсами

557,5

802,2

143,9

Налог на прибыль организаций

128,9

172,7

134,0

ЕСН

381,5

491,9

128,9

Таблица 4

Формирование доходов краевого бюджета за 2005-2006 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

2005 год

2006 год

1

2

3

4

В С Е Г О:

10443,5

14319,3

137,1

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

10437,1

14312,9

137,1

Из них:

Х

Х

Х

НДС

Х

Х

Х

Акцизы

767,1

956,9

124,7

Налог на прибыль организаций

3688,0

6283,1

170,4

Налог на доходы физических лиц

3541,7

4234,1

119,5

Налог на имущество организаций

1341,7

2516,8

187,6

Таблица 5

Формирование доходов краевого бюджета за 2006-2007 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

Январь-декабрь

2006 год

Январь-декабрь

2007 год

1

2

3

4

В С Е Г О:

14319,3

16324,4

114,0

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

14312,9

16316,2

114,0

Из них:

Х

Х

Х

НДС

Х

Х

Х

Акцизы

956,9

611,6

63,9

Налог на прибыль организаций

6283,1

7006,5

111,5

Налог на доходы физических лиц

4234,1

5173,1

122,2

Налог на имущество организаций

2019,0

2505,3

124,1

Таблица 6 - Формирование доходов краевого бюджета за 2007 - начало 2008 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

Январь-март 2007 год

Январь-март 2008 год

1

2

3

4

В С Е Г О:

3106,4

4776,7

в 1,5 раза

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

3104,7

4773,3

в 1,5 раза

Из них:

Х

Х

Х

НДС

Х

Х

Х

Акцизы

196,5

155,9

79,3

Налог на прибыль организаций

1469,6

2567,2

в 1,7 раза

Налог на доходы физических лиц

964,5

1396,2

144,8

Налог на имущество организаций

238,6

402,4

в 1,7 раза

Таблица 7

Формирование доходов местного бюджета за 2005-2006 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

2005

2006

1

2

3

4

В С Е Г О:

4132,7

5674,5

137,4

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

4123,4

5658,9

137,2

Из них:

Х

Х

Х

НДС

X

X

Х

Налог на прибыль организаций

128,7

60,5

47,0

Налог на доходы физических лиц

2588,6

3640,8

140,6

Единый налог на вмененный доход

406,9

591,7

145,4

Таблица 8

Формирование доходов местного бюджета за 2006-2007 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

Январь-декабрь

2006

Январь-декабрь

2007

1

2

3

4

В С Е Г О:

5674,5

8349,9

147,1

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

5658,9

8323,0

147,1

Из них:

Х

Х

Х

Налог на прибыль организаций

60,5

73,7

121,8

Налог на доходы физических лиц

3640,8

5364,6

147,3

Налог на имущество организаций

265,1

365,6

137,9

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

392,3

548,3

139,8

Единый налог на вмененный доход

591,7

689,9

116,6

Таблица 9

Формирование доходов местного бюджета за 2007 - начало 2008 гг., млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

Январь-февраль 2007

Январь-февраль 2008

1

2

3

4

В С Е Г О:

916,2

1270,4

138,7

в том числе:

Х

Х

Х

Налоговые доходы

913,2

1266,9

138,7

Из них:

Х

Х

Х

Налог на доходы физических лиц

609,4

758,5

124,5

Налог на имущество организаций

10,0

18,5

185,0

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

50,2

78,5

167,5

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

135,2

145,1

108,9

Заключение

В заключение хотелось бы в очередной раз вернуться к проблеме, которая неразрывно связана с налогами - их неуплата. В настоящий момент пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в ранг государственной налоговой политики, является основным направлением деятельности многих государственных органов, а также главной целью налогового нормотворчества.

Когда люди в массовом порядке уклоняются от уплаты налогов, это значит, что они считают существующее налоговое бремя несправедливым и рассматривают действия государства в отношении себя как агрессию. При этом уклонение от уплаты налогов считается в обществе приемлемым. Такое противостояние и есть главный недостаток налоговой системы РФ. Для устранения этого противоречия необходимо принять целый комплекс взаимосвязанных мер, среди которых:

1. Повышение уровня правовой грамотности населения. Несоблюдение законодательства наносят ощутимый ущерб самому населению, в том числе и материальный. Поэтому широкая пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной частью общегосударственной программы повышения правовой культуры населения России. Уровень налоговой культуры населения, состояние взаимоотношений между налогоплательщиком, государством и налоговыми органами, психологическая подготовленность налогоплательщика оказывают воздействие на осознание обязанности уплаты налогов.

2. Снижение налоговых ставок. Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. Уровень налоговых изъятий в России и в условиях принятия НК РФ остается достаточно высоким. Государство должно обеспечить предпринимательству приемлемые условия для законной деятельности. Необходимо установление налогового режима, который привел бы к согласию в обществе. Уже сейчас правительство стремится к снижению ставки на основной налог - на добавленную стоимость с 18 процентов до 13 - 14%. Данная мера разрабатывается для снижения объемов теневой экономики и облегчения налогового бремени, прежде всего для малого бизнеса, который является потенциалом для динамично развивающейся российской экономики.

3. Целесообразно радикально изменить атмосферу вокруг уплаты налогов. Для этого необходимо выработать принципиально новый стиль работы органов, уполномоченных осуществлять налоговый контроль, сделав его доступным для граждан; создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков, сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов; использовать все возможные средства для постоянного и повсеместного разъяснения гражданам положений налогового политики государства, убедить их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного соблюдения налогового законодательства. Российская налоговая политика должна быть направлена на формирование новых общественных отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством. С учетом зарубежного опыта должна создаваться не только государственная, но и частная информационно - консультативная структура. Работа с налогоплательщиками станет фактором повышения налоговых поступлений и регулирования отношений между государством, налоговыми органами и налогоплательщиками. Поэтому при выработке новых концепций налоговой политики следует предусмотреть дальнейшее развитие налоговых консультаций и общественных связей. Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынужденно вносить государство в свою экономическую политику.

Список использованной литературы

1. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации: офиц. Текст - Новосибирск: «Мысль», 2008 - с.456.

2. Российская Федерация. Федеральная налоговая служба. Об утверждении порядка доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: приказ ФНС России от 09.11.2006 г. № САЭ-3-10/776 - www.nalog.ru

3. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение / под ред. доктора экономических наук, проф. Алиева Б.Х. - М.: Финансы и статистика,2006 - с.411.

4. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право / А.В. Брызгалин - М.: Инфра-М,2005. - с.440.

5. Гарбузов, В.Ф. Финансово - кредитный словарь / Под ред. В.Ф. Гарбузова. - М., 1986. - Т.2. - с.90.

6. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебник / Н.В. Миляков. 6-е издание. - М.: Инфра - М - 2007 - с.506.

7. Павлова, Л.П. Налоги и налогообложение/ Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой. - М.: Инфра-М, 2001. - с.55.

8. Ряузов, Н.Н. Общая теория статистики. / Н.Н. Ряузов.- М.: Финансы и статистика,2000. - с.344.

9. Соловьев, И.Н. О некоторых причинах и условиях налоговой преступности / И.Н. Соловьев // Налоговые споры. - 2002.-№2. - с.16.

10. Сомоев, Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения / Р.Г. Сомоев. - М: Инфра, 2006 - с.152.

11. Титов, А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой политики РФ / А.С. Титов // Российский следователь. - 2005.№6. - с.12.

12. Черник, Д.Г. Технология налогового контроля / Черник, Д.Г., Морозов В.П. // Налоговый вестник. - 2005. - №6. - С.5.

13. Ческидова, Ж.Б. Разработка методики дифференциации при стимулировании развития малого предпринимательства / Ческидова, Ж.Б. // "Налоги и налогообложение" - 2005 - №3.

14. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: пособие / Т.Ф. Юткина - М.: Инфра-М, 2005. - с.128

15. Сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации - www.nalog.ru

16. Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю - www.r26.nalog.ru

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты