Рефераты

Налогообложение России (анализ, реформы, планирование)

Некоторые итоги анализа налогообложения предпринимателей в РФ до 2000 года

Анализ налогообложения предпринимательской деятельности до 2000 года позволяет подвести некоторые итоги.

Налоговая политика велась таким образом, что для налоговой системы России были характерны большое количество налогов, сборов, отчислений и тяжелое их бремя на предпринимателей. Это подтверждается высоким удельным весом совокупных налоговых выплат в прибыли юридических лиц (по разным оценкам эта доля колеблется от 74 до 85% прибыли). Обусловлено это было не столько ставками налога на прибыль, которые были доведены до среднемировых, сколько принятой системой расчета налогооблагаемой базы в результате невозможности исключить необходимые для ведения бизнеса расходы.

Налоговое бремя предпринимателя стало еще ощутимее в результате косвенных налогов - НДС (основная ставка которого 20%), акцизов, таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами. Кроме того, к ним добавился налог с продаж в размере 5%, в результате которого возникло не только двойное, но и тройное обложение.

Указанные налоги увеличиваются на сумму взносов в социальные внебюджетные фонды. В конечном счете, косвенные налоги вместе со страховыми взносами вели к росту цен на продукцию и ослабляли конкурентоспособность. Предприниматель при налогообложении сталкивался со сложностью расчетов, обусловленной нечеткостью формулировок в законе, противоречивостью отдельных статей, а также частыми изменениями в налогообложении, которые не всегда вовремя становились известными налогоплательщику. Права юридических лиц в области налогообложения были ограничены, им тотчас сложно было получить необходимую информацию о налогообложении. Наблюдалось увеличение недополучения бюджетами огромных налоговых сумм в связи с кризисом неплатежей предприятий и широкими масштабами отклонений.

Несовершенная налоговая система РФ, непомерная тяжесть налогового обложения сфер хозяйственной деятельности сдерживали экономическое развитие страны, требовали пересмотра налоговой системы.

Началом налоговой реформы стало вступление в силу первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 года. Главным направлением реформирования налоговой системы являлось поэтапное (в течение 4 - 5 лет) решение наиболее волнующих бизнес следующих вопросов:

1. Сокращение количества налогов (прежде всего с юридических лиц), достигающего в ряде регионов нескольких десятков, что осложняло работу финансовых служб предприятий и налоговых органов, путем отмены ряда налогов и объединения других со снижением ставок. Отмена должна была коснуться прежде всего налогов дорожных фондов (которые утратили силу с 1.01.2003 г.) и сбора за использование наименований «Россия» и «РФ». Предполагалось осуществить объединение налога на имущество предприятий и налога на имущество физических лиц, а позднее к ним присоединить земельный налог, в результате чего будет функционировать единый налог на недвижимость.

2. Отмена многочисленных и особенно редко используемых налоговых льгот, которые затрудняли расчеты налогов и приносили значительный урон бюджетам (12 - 15 млрд. руб. в год), и расширение практики предоставления инвестиционного налогового кредита при обеспечении подотчетности его использования и своевременности возврата.

3. Пересмотр правил формирования налогооблагаемой базы налога на прибыль и других налогов. Планировалось ликвидировать ограничения при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль всех обоснованных и необходимых для ведения бизнеса расходов, в том числе расходов на рекламу, выплаты процентов, взносов на страхование, обучение персонала, затраты на НИОКР и др.

4. Пересмотр правил амортизации в сторону их повышения. Шире использовать методы ускоренной амортизации, особенно в первые годы службы основных фондов.

5. Сохранение НДС и налога с продаж, поскольку они обеспечивают большее поступление доходов: первый - федерального бюджета, второй - регионального бюджета, но при понижении налога с продаж до 3%.

6. Улучшение работы налоговых органов в целях обеспечения полного и своевременного получения налоговых доходов в бюджет, а также недопущение налоговых уклонений.

Все эти изменения позволили бы налогоплательщику быть уверенным в соблюдении его прав и в конечном итоге способствовали бы большей привлекательности предпринимательской деятельности в России.

Проведение ответственной налогово-бюджетной политики было наиболее важным вкладом органов власти в поддержание устойчивого роста в период после 1998 года. Начиная с 2000 года федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть. Правительству в основном удалось преодолеть искушение потратить дополнительные доходы и направить значительную их часть на погашение внешнего долга и создание резервов, в частности, стабилизационного фонда. Оно также сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институционных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.

Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Налоговая реформа сыграла важную роль в восстановлении экономики. Упрощение механизма налогообложения содействовало повышению его эффективности, уменьшив искажения хозяйственной деятельности. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база расширена. В результате были ослаблены стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного поведения. Кроме того, налоговая система была сориентирована на изъятие большей части налоговой ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора.

С целью прекращения роста внутренних цен и обеспечения условий для их существенного снижения по сравнению с мировыми возможно и необходимо:

— предельно отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов(это элемент так называемого налогового администрирования);

— провести ревизию цен монополистов, включая цены на электро и теплоэнергию;

— обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

Для реализации перечисленных мер необходимо было изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование. Однако в проведении экономической политики правительство продолжает ориентироваться на пассивную стабилизацию, используя ограниченный набор довольно примитивных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством.

Принципы и направления налоговой реформы России

начала XXI в.

В своем «Послании Федеральному собранию РФ» от 26.05.2004 года В.В. Путин говорил о необходимости реформирования налоговой системы. Он постарался ответить на вопрос: «Какой должна стать налоговая система после завершения реформы».

Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.

Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.

В-третьих, налоговую систему России нужно сделать более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - боле благоприятной, чем в странах-конкурентах.

Президент говорил и о необходимости снижение единого социального налога, о том, что необходимо вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.

Еще один немаловажный вопрос, отмеченный в послании Президента - дальнейшее снижение ставки налога на добавленную стоимость, решение вопроса о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключение налогообложения авансовых платежей.

Масштабная налоговая реформа в Российской Федерации проходит уже несколько лет. Приняты и вступили в силу большинство глав Налогового кодекса РФ. Реформа ориентирована при одновременном сокращении налоговых льгот на снижение номинального налогового бремени, упрощение всей налоговой системы.

В результате можно говорить о том, что налоговая система в Российской Федерации в основном упорядочена и приспособлена к условиям рыночной экономики.

Среди уже сделанного особо следует отметить осуществленное в ходе налоговой реформы снижение налоговой нагрузки на экономику. Достигается этот эффект как за счет резкого сокращения числа «оборотных» налогов, так и за счет снижения налоговых ставок.

Начиная с 2000 г. были приняты решения об отмене большинства налогов с оборота, таких как налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продаж и др.

Снижение налогового бремени стало возможным благодаря упорядочению структуры налогов и изменению акцентов налоговой политики.

С 1 января 2005 года вступили в силу законы, которые внесли существенные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Самые важные поправки в часть первую НК РФ касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации.

Осталось:

десять федеральных налогов -

— налог на добавленную стоимость,

— акцизы,

— налог на доходы физических лиц,

— единый социальный налог,

— налог на прибыль организаций,

— налог на добычу полезных ископаемых,

— налог на наследование и дарение,

— водный налог,

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

— государственная пошлина;

три региональных налога -

— налог на имущество организаций,

— налог на игорный бизнес,

— транспортный налог;

два местных налога -

— земельный налог,

— налог на имущество физических лиц.

Перечень специальных налоговых режимов остался прежним:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде отдельного налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Не все перечисленные налоги имеют свои главы в Кодексе. Если учесть, что с 1 января 2005 г. введены новые главы НК РФ - 252 «Водный налог» и 253 «Государственная пошлина», то остались без своих глав один федеральный налог и местные налоги: налог на наследование или дарение, налог на имущество физических лиц. Порядок исчисления этих налогов регулируется законами, принятыми до вступления в силу части первой НК РФ.

С 1 января 2005 г. потерял силу Закон Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», соответственно с этого времени налоги не установленные НК РФ не взимаются (налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация», сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции).

Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов, определенных Кодексом, так как указанные платежи носят неналоговый характер. Но начисляют и уплачивают их по-прежнему.

Изменениями в часть первую НК РФ определено, что с 2005 г. региональные и местные власти могут устанавливать порядок, сроки уплаты налога, льготы по ним в рамках, предусмотренных НК РФ.

Подробнее можно остановиться на изменениях, которые произошли при исчислении конкретных налогов.

1. Налог на прибыль организаций. При неизменности ставки налога на прибыль - 24% - распределяется между бюджетами разных уровней он по измененным ставкам: в федеральный бюджет 6,5% (вместо 5% в 2004г.); в региональный - 17,5% (вместо 17% в 2004г.), а ставка в местные бюджеты не предусмотрена. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом не может быть ниже 13,5%.

Повышена ставка по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации. С 2005 г. она согласно Федеральному закону от 29.07.04 № 95-ФЗ составляет 9% при 6% в 2004 году.

Федеральным законом установлены особенности налогообложения эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, которыми в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» являются ипотечные агенты и кредитные организации.

В связи с этим из состава дохода эмитента облигаций с ипотечным покрытием, признаваемых таковыми в целях формирования налоговой базы налога на прибыль, исключены процентные доходы по видам деятельности, непосредственно связанным с выпуском облигаций с ипотечным покрытием, каковыми являются деятельность по приобретению прав требований по кредитам (займам), обеспеченными ипотекой и (или) закладных и выпуск облигаций под обеспечение ипотечным покрытием.

Кроме того, установлено, что доходы ипотечного агента в виде имущества, включая денежные средства, и (или) в виде имущественных прав, полученные им в связи с его уставной деятельностью, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В новой редакции изложен пункт 4 статьи 284 части второй НК РФ, устанавливающий ставки по налогу на прибыль, которые применяются к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

В соответствии с этими изменениями ставка налога в размере 15% распространена на доходы в виде процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.

Кроме того, Федеральным законом от 20.08.04 № 107-ФЗ установлена новая ставка в размере 9% по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года.

Федеральным законом от 20.08.04 № 110-ФЗ глава 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена положением, устанавливающим, что амортизируемое имущество, полученное от собственника организацией-инвестором в соответствии с законодательством об инвестированных соглашениях в сфере оказания коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течении срока действия инвестиционного соглашения.

2. Налог на добавленную стоимость.

В перечень операций, не подлежащих налогообложением налогом на добавленную стоимость (НДС), Федеральным законом от 20.08.04 № 109-ФЗ включены операции по реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, операции по передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Не являются объектом налогообложения и операции по реализации земельных участков (долей в них).

Таким образом, с 1 января 2005 г. все операции на вторичном рынке жилья не облагаются НДС. Но здесь следует учесть, что и входной НДС нельзя засчитывать. Налогоплательщику стоит помнить, что он может отказаться от этой льготы, представив в налоговый орган соответствующее заявление.

К товарам, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0%, отнесены нефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ, экспортируемые на территории государств - участников СНГ.

Отменен особый порядок применения Российской Федерации НДС при ввозе и вывозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территории и на территории стран СНГ.

Кроме того, с 1 января 2005 г. вступило в силу изменение, внесенное в НК РФ Федеральным законом от 31.12.02 № 195-ФЗ, согласно которому облагаются по основной ставке НДС (18%) услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционные и издательские работы (услуги), связанные с их производством4 услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях.

3. Налог на доходы физических лиц.

В 2005 году изменен ранее существующий порядок предоставления имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц при приобретении жилья, в том числе и с помощью кредитов (займов), а также при его последующей реализации.

Указанный имущественный налоговый вычет может быть представлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом.

Установлена ставка в размере 13% по налогообложению доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми кредитами (займами), израсходованными на приобретение или строительство жилья, на основании документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов).

Увеличилось с 2005 года до 9% (с 6%) налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, за счет включении я в него сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам, в том числе в форме оплаты за их лечение и медицинское обслуживание, оказываемой им общественными организациями инвалидов за счет собственных средств.

Указанные выше изменения учтены в последней редакции главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

4. Единый социальный налог.

Для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок.

Установлен новый порог налоговой базы для применения регрессии, он составит 280000 рублей. Изменена и регрессивная шкала ставки налога. Для организаций (а также индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок при величине выплат:

до 280000 руб. в год - 26%;

от 280001 руб. до 600000 руб. в год - 72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280000 руб.

свыше 600000 руб. в год - 104800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.

При этом налогоплательщикам не нужно подтверждать право на применение регрессии.

Распределяется сумма исчисленного ЕСН следующим образом: федеральный бюджет - 20%, Фонд социального страхования РФ - 3,2%, фонды обязательного медицинского страхования - 2,8% (в том числе в федеральный - 0,8%, территориальный фонды - 2%).

Расширена сфера применения налоговых льгот, установленных НК РФ. С 1 января 2005 г. от уплаты ЕСН освобождены выплаты и иные вознаграждения в части, не превышающей 100000 руб. за налоговый период, производимые организациями любых организационно-правовых форм в пользу каждого физического лица, являющегося инвалидом I, II или III группы, а также выплаты, производимые в пользу каждого физического лица (в настоящее время - работника), указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Освобождаются от налогообложения суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

С 2005 г. отменены льготы, предусматривающие освобождение от уплаты ЕСН с сумм, выплачиваемых:

— за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

— за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза при условии, что данные выплаты, осуществляемые в денежной и натуральной формах, производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год;

— в натуральной форме товарами собственного производства, сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.

В приведенной таблице отражены сниженные ставки ЕСН по налогоплательщикам - организациям, индивидуальным предпринимателям и приравненным к ним юридическим и физическим лицам.

Все эти изменения зафиксированы в главе НК РФ «Единый социальный налог» в последней редакции

Налогоплательщик и ЕСН

Ставка ЕСН (%)

2004 г.

2005 г.

1. Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющие выплаты физическим лицам

35,6

26

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

26,1

20

3. Индивидуальные предприниматели

13,2

10

4. Адвокаты

10,6

8

5. Страховые взносы в Пенсионный фонд.

Для страхователей, выступающих в качестве работодателей, в том числе занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных мало-численных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, изменены величина налоговой базы, к которой применяется регрессивный размер тарифа страховых взносов. С 1 января 2005 года она составляет 280000 руб. предусмотрены три интервала для применения регрессии, такие же как для расчета единого социального налога. Только в отличие от ЕСН, тариф (ставка) страховых взносов остается прежним.

С 1 января 2005 г. все застрахованные лица подразделяются не на три, как было ранее, а на две возрастные группы независимо от пола:

— лица 1966 года рождения и старше;

— лица 1967 года рождения и моложе.

Для лиц 1966 года рождения начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии не предусмотрено. Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий ранее порядок, на них взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии.

При этом следует учитывать, что на период 2005 - 2007 годы действуют переходные положения. Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, начисляют страховые взносы исходя из базового тарифа 10% и 4% на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии соответственно.

Изменениями, вступающими в силу с 1 января 2005 г., которые введены Федеральным законом от 20.07.04 № 70-ФЗ, законодательно закреплено, что обязательное пенсионное страхование распространяется на постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан.

6. Акцизы.

С 2005 года налоговые ставки на все подакцизные товары стали больше. Прежними остались только нулевые акцизные ставки и ставка на вина шампанские и игристые.

Акцизы на сигареты и папиросы исчисляются не так, как раньше. Но так же, как в предыдущие годы - по комбинированной ставке. При этом, если сумма акциза, рассчитанная таким образом, окажется меньше 20% от отпускной цены, то в бюджет нужно перечислить акциз в размере 20% от цены.

7. Транспортный налог.

Федеральным законом от 20.08.04 № 108-ФЗ изменен порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении воздушных транспортных средств, имеющих реактивный двигатель. Уточнено, что налоговая база по указанным транспортным средствам определяется не как мощность двигателя в лошадиных силах, а как тяга реактивного двигателя в килограммах силы. В связи с этим установлено, что налоговые ставки определяются также в зависимости от тяги реактивного двигателя в расчете на один килограмм тяги. При этом налоговая ставка для самолетов, имеющих реактивные двигатели, составляет 20 руб. с каждого килограмма «силы тяги2.

8. Земельный налог.

Федеральным законом от 29.11.04 № 141-ФЗ в НК РФ введена новая «Глава 31. Земельный налог». Относясь к местным налогам, эта глава могла вступить в действие лишь при условии принятия нормативного правового акта представительным органом субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 г. Поскольку таких субъектов оказалось небольшое количество, в большинстве субъектов РФ эта глава вступила в действие с 1 января 2006 года.

9. Плата за землю.

С 2005 года установлены различные ставки земельного налога на периоды проектирования и строительства жилья и в период завершения строительства и государственной регистрации прав на вновь построенные объекты недвижимости.

Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, на нормативный период строительства (3 года) взимается в двукратном размере. По истечении нормативного периода строительства ставка повышается и устанавливается равной 4-кратной ставке земельного налога. После завершения строительства устанавливается однократная ставка земельного налога.

В случае, если жилищное строительство будет завершено до истечения нормативного срока, производится возврат налогоплательщику суммы земельного налога, уплаченной сверх однократного размера земельного налога.

Для индивидуального жилищного строительства на установленный период строительства (10 лет) применяется однократная ставка земельного налога. Если по истечении этого срока строительство не завершено, то ставка повышается и устанавливается в размере двукратной ставки земельного налога вплоть до его завершения.

10. Единый налог на вмененный доход для отдельный видов деятельности.

Установлены новые размеры базовой доходности по уже имеющимся в Кодексе видам деятельности. Причем по всем видам деятельности они увеличены.

11. Налог на добычу полезных ископаемых.

С 2005 года увеличена налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья до 135 руб. за 1000 кубических метров газа (в 2004 - 107 руб.). увеличивается также налоговая ставка при добыче нефти до 419 руб. за одну тонну.

Таким образом, в рамках проведения налоговой реформы целенаправленно были предприняты шаги по существенному снижению налоговой нагрузки в отношении налога на прибыль, оказывающего заметное влияние на развитие бизнеса.

С 2005 года заметно снижена ставка ЕСН. Это уже позитивно сказывается как на собираемости этого налога, так и на легализации доходов граждан. Существенно - сразу на 8% снизился тариф взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом на прямую в Пенсионный фонд поступает 14% отчислений, а 6% поступают в фонд через федеральный бюджет. Кроме того, уменьшены до 3,2% с 4% платежи работодателей в Фонд социального страхования и до 2,8% с действующих ранее 3,6% - взносы в Фонд обязательного медицинского страхования.

Тем не менее, сохранился высокий уровень в общем объеме налоговых платежей, предназначенных для пенсионного, медицинского и социального обеспечения.

Осталась на прежнем уровне ставка налога на доходы физических лиц - одна из самых низких в Европе.

Что касается ставки НДС, то она в 2005 г. не изменилась для большинства налогоплательщиков. Упразднен ряд налоговых льгот, однако на этом совершенствование самого налога и системы его собирания не заканчивается.

С 2005 года нормами Налогового кодекса стали регулироваться такие налоги, как государственная пошлина, земельный налог, водный налог.

Продолжают совершенствоваться специальные налоговые режимы.

Говоря о развитии налоговой реформы, нужно обратить внимание на следующий глаг: несмотря на проводимые меры по общему снижению налоговой нагрузки, в последние годы удается обеспечивать стабильное увеличение сумм налогов, зачисляемых в доходы бюджетов всех уровней.

Министерство финансов ставит перед собой задачи не только усовершенствовать принципы налогообложения, снизить ставки, но и сделать взаимодействие между государством и налогоплательщиками четким, комфортным, чтобы не создавалось барьеров для работы во всех сферах бизнеса.

На повестку дня встает резкое ужесточение ответственности за уход от уплаты налогов - увеличение штрафов и пеней, создание эффективной системы выявления неплательщиков (в том числе среди физических лиц). Правоохранительные органы призваны четче отслеживать фирмы - однодневки, которые исчезают, не заплатив таможенных платежей, липовые оффшорные компании, контролировать банки на предмет «зависания налоговых платежей».

Планируется облегчение процедуры ликвидации «мертвых» организаций (по данным Минфина их насчитывается более 3 млн.). Эту проблему предстоит решать на законно-дательном уровне.

Хочется верить, что уже после 2006 года поправки в Налоговый кодекс станут исключением из правил и налоговое законодательство, наконец, станет стабильным.

В «Бюджетном послании» Президента РФ от 30.05.2006 года В.В. Путин ставит перед Федеральным Собранием следующие задачи: налоговая политика в 2006 - 2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Кроме того, в 2006 году необходимо принять решения по введению нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в Восточной Сибири и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также по установлению понижающих коэффициентов к ставке этого налога по выработанным месторождениям. Следует на постоянной основе закрепить в Налоговом кодексе РФ, применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть. Это позволит привлечь инвестиции в разработку новых месторождений нефти и газа.

Необходимо в 2006 году принять решение об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества. При этом следует установить четкие условия предоставления такого освобождения, а также механизмы, препятствующие злоупотреблениям с целью уклонения от уплаты налогов.

Реформирование системы взимания акцизов должно быть ориентировано на стимулирование потребления более качественного товара. Следует проработать вопрос о дифференциации ставок акцизов на бензин в зависимости от качества.

Индексацию ставок акцизов на нефтепродукты Президент считает нецелесообразным.

Необходимо завершить разработку и принятия нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 года.

Кроме того, Президент поддерживает предложение Правительства РФ о существенном увеличении размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях РФ.

Следует совершенствовать налоговый контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения.

Целесообразно принять решения, обеспечивающие уплату всех налогов и таможенных платежей исключительно в российской валюте. При этом необходимо прекратить практику учета и перечисления таможенных платежей через промежуточные счета таможенных органов, обеспечив их уплату напрямую в федеральный бюджет.

Касаются изменения в НК РФ и некоторых льгот. Например, согласно принятым в июне 2006 года в первом чтении поправкам в Налоговый кодекс, размер социальных вычетов на обучение и лечение увеличится до 50000 рублей ежегодно. Сейчас размер социального вычета составляет 38000 рублей.

Дополнена ст. 210 НК. В нее включен пункт, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются средства, полученные по договорам кредита или займа, а также поступившие в счет погашения заимствованных средств.

Идя в ногу с налоговой политикой государства власти г. Свободного особое внимание стараются уделять работе по выведению из тени заработной платы, ликвидации всех «серых» схем, т.к. налог на доходы физических лиц составляет основную часть местного бюджета, что является необходимым условием для проведения социальных экономических преобразований в городе.

Кроме того, мэром города Р.Каминским был внесен ряд предложений по совершенствованию межбюджетных отношений. Два из них непосредственно касаются налоговой политики:

1. При расчете налогового потенциала территории не учитывать неналоговые доходы территории.

2. Предусмотреть отчисления от транспортного налога в размере 30%:

— на содержание и строительство автомобильных дорог в границах муниципальных образований;

— на содержание светофорных объектов и дорожных знаков.

Осуществление этих мер позволит содержать дороги города, проводить асфальтизацию улиц экономя бюджетные средства, которые можно будет направлять на другие нужды. Тем более, сравнивая доходные части бюджета города на 2005 г. и 2006 г. можно увидеть увеличение почти на 70 млн. рублей (доходы 2005 г. составили примерно 560588000 рублей, а на 2006 год запланированы в размере 626213862 рубля).

Налоговое планирование на уровне предприятия

В своей деятельности налогоплательщики стараются использовать всевозможные средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Разумеется, все эти способы должны соответствовать законодательству.

Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности налогоплательщика по минимизации его налоговых обязательств на определенный период без нарушения законодательства. Т.е. оно означает выбор между различными вариантами деятельности лица для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законами льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. То есть налогоплательщики вправе организовать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми незапрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений.

Процесс налогового планирования можно разделить на несколько этапов, которые не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств. Большинство вопросов в планировании на любом этапе могут решаться одновременно.

К основным этапам налогового планирования относятся:

1) выбор месторасположения предприятия;

2) выбор места ведения хозяйственной деятельности;

3) выбор организационно-правовой формы;

4) выбор форм и методов ведения предпринимательской деятельности4

5) выбор форм и методов распределения активов и прибыли;

6) выбор форм системы налогообложения.

На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения, как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов, представительств и дочерних компаний. При этом в первую очередь учитывается налоговый режим, предоставляемый местным законодательством.

Под налоговым режимом понимается совокупность налоговых обязательств плательщика, возникающих в связи с его местоположением, либо особенностями налогообложения получаемых доходов.

Также учитывается возможности безналогового перевода доходов (например, из одной страны в другую), условия предоставления налоговых кредитов, льгот и др. Так, целесообразно открывать предприятие в местности, где не установлены некоторые виды региональных налогов и сборов, где значительно ниже налоговые ставки и различные виды платежей (за воду, электроэнергию и т.п.).

На втором этапе выбирается оптимальное место ведения хозяйственной деятельности, т.к. предприятие или организация может находиться водном регионе, а осуществлять деятельность в другом, где предоставляются более широкие возможности, в том числе и получение более высоких доходов.

Основная задача третьего этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли.

При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами (полное товарищество).

Сущность четвертого этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе, следует отнести планирование сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и др.

Пятый этап налогового планирования - размещение наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия. Во многих случаях правильное размещение прибыли и капиталов предприятия, и выбор инвестиционной политики могут обеспечить налоговые льготы и даже возврат части уплаченных налогов. Например, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от налогообложения дивиденды, реинвестируемые на техническое перевооружение предприятия, реконструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как правило, освобождаются от налогообложения средства, вложенные в государственные ценные бумаги, а также доходы, полученные от них.

Шестой этап представляет собой выбор системы налогообложения. Этот этап присущ очень узкому кругу налогоплательщиков. Им представляется право выбора деятельности с переходом на упрощенную систему налогообложения или уплаты налогов и сборов в соответствии с общей системой налогообложения.

Так, упрощенная система дает возможность замены ряда налогов (например, для организаций - налог на прибыль, налог с продаж, налог на имущество и др.) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Далее в работе будут представлены документы налоговой отчетности двух предприятий: ГОУ НПО ПУ-9 и частного торгового предприятия.

ГОУ НПО ПУ-9 - это государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 9, поэтому оно, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, пользуется льготами по многим налогам: налогу на имущество организации, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на добавленную стоимость.

Основные обязательные платежи, которые платит ПУ-9 - это единый социальный налог, расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, платежи по пенсионному страхованию.

Т.е. образовательным учреждениям предоставляется самый благоприятный налоговый режим.

Далее будут приведены два примера налогового планирования частными предпринимателями : один из них снимает в аренду три помещения, в которых открыты три магазина и столовая; второй имеет пекарню. Причина выбора для дипломной работы данных примеров основывается на некотором отличии налогообложения, которые и будут продемонстрированы ниже.

Первый предприниматель платит следующие налоги:

— единый налог на вмененный доход, т.к. площади его магазинов и столовой не превышают 150 м2 (согласно действующему положению о едином налоге на вмененный доход, принятому Городским советом народных депутатов от …….. (см. приложение). Расчет данного налога представлен документально в Налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— обязательные платежи в фонд социального страхования в размере 0,2% от фонда заработной платы;

— обязательные платежи в Пенсионный фонд в размере 14% от фонда заработной платы. Кроме того, существует фиксированный платеж в этот фонд на самого предпринимателя в размере 300 рублей в страховую часть пенсионного обеспечения и 150 рублей в накопительную, которые осуществляются каждые 3 месяца, т.е. один раз в квартал.

На пекарне применяется упрощенная система налогообложения. Она может производиться двумя способами (дается на выбор предпринимателю).

Первый способ - рассчитывается валовой доход за отчетный период и платится 6% налога от данной суммы.

Второй способ - от суммы доходов вычитается сумма расходов, получается сумма чистой прибыли. В данном случае налог составит 15% от этой суммы.

В конце календарного года рассчитывается минимальный налог, составляющий 1% от суммы валового дохода, который необходимо уплатить частному предпринимателю. Но ему возвращают разницу между размером этого налога и теми платежами, которые он уже осуществил в рамках упрощенной системы налогообложения.

Данное предприятие - пекарня - выбрало второй способ упрощенной системы налогообложения.

Проведем сравнительные расчеты по первому и второму способам, чтобы показать целесообразность такого выбора (за первое полугодие 2006 года).

1 способ

2 способ

Налоговая база - валовой доход - равен 1651452 рублям

Ставка налога 6%

Сумма налогового платежа 99087,12 рублей

Налоговая база (чистая прибыль) равна разнице доходов и расходов, т.о.

1651452 - 1604687 = 46765 рублей

Налоговая ставка 15%

Сумма налогового платежа 7015 рублей…

Предположим, что валовая прибыль в конце года составит 1651452 Ч 2 = 3302904 рубля

Тогда 1% от этой суммы составит 33029,04 рубля. Следовательно, уплатив данную сумму в качестве минимального налога по окончании финансового года, предприятие получит 7015 рублей в качестве суммы единого налога к уменьшению налога за отчетный период, т.е. реально за год будет уплачено не 99087 рублей налогового сбора, а всего

33029 - 7015 = 26014 рублей (см. сборник «Главбух» №6 за 2004 г. стр. 13-15)

Выгода предприятия на лицо, тем более, что оно занимается собственной производственной деятельностью и несет значительные затраты на закупку сырья, оплату использованной электроэнергии и т.п.

Т.к. земля находится в собственности предпринимателя, то расчет суммы налога на землю производится следующим образом6 от кадастровой стоимости земельного участка (берется из кадастрового плана) рассчитывается определенная сумма в зависимости от ставки налога (см. приложение), которая делится на 4 квартала и выплачивается ежеквартально. В данном случае ставка налога равна 1,5% от кадастровой стоимости.

Таким образом, мы видим на лицо проведение достаточно грамотного налогового планирования руководителями обоих предприятий (несмотря на то, что у них отсутствуют налоговые льготы), что позволяет экономить средства на уменьшение налоговых платежей и вкладывать их либо в расширение бизнеса, либо на увеличение заработной платы сотрудников. Тем более, что применение таких схем налогообложения освобождает от некоторых налогов, таких как НДС и налог на имущество предприятий.

О совершенствовании налогового законодательства в России (вместо заключения)

Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

Какие задачи предполагается решить с помощью совершенствования налоговой политики Российской Федерации? В среднесрочной перспективе - это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управление государственными финансами.

Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налогов.

Совершенствование налоговой системы включает следующие основные направления:

— обеспечение стабильности налоговой системы;

— максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

— ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

— оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, при этом следует помнить, что в стране с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

— усиление роли налогов за пользование природными ресурсами, имеющими устойчивую налогооблагаемую базу;

— приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

— максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

— развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Но, прежде всего, нужно четко понимать, что совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

России нужна такая налоговая система, которая являлась бы мощным импульсом подъема экономики страны.

Список используемой литературы

1.
Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 1 марта 2005 г.) части 1 и 2

2. Федеральный закон «О первоочередных мерах бюджетной и налоговой политики» / «Российская газета», 31 декабря 1998 г

3. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» / «Российская газета», 26.05.2004 года

4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006 г «О бюджетной политике в 2007 году»

5. Черника Д.Г. «Налоги» Москва: «Финансы и статистика», 1995 г.

6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М.

«Финансы» Москва6 «Перспектива», «Юрайт», 2000 г.

7. Толкушин А.В. «Налоги и налогообложение» (Энциклопедический словарь) Москва: «Юристъ», 2000 г.

8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика предприятия» Москва: «ЮНИТИ», 2001 г.

9. Разберг Б.А. «Основы экономики» Москва: «ИНФРА-М», 2003г.

10. Мальцев В.А. «Налоговое право» Москва: «Академия», 2004 г.

11 Грязнова А.Г. «Финансово-кредитный экономический словарь» Москва: «Финансы и статистика», 2004 г.

12 Моторин М.А. «Принципы и направления налоговой реформы в России» /

сборник «Все о налогах 2005 г.» № 4 - 2005 г.

13. Борисов А.Б. «Большой экономический словарь» Москва: «Книжный мир», 2006 г.

14. Аренд Р «Источники посткризисного экономического роста в России» /

Журнал «Вопросы экономики» № 1 - 2005 г.

15. Фадеева Н.Г. «О совершенствовании налоговой системы в России» /

Журнал «Социальные гуманитарные знания» № 2 - 2005 г.

16. Горегляд В.

«Бюджетная трехлетка (2006 - 2008) и экономическая политика государства» / Журнал «Вопросы экономики» № 8 - 2005 г.

17. Решение Свободненского городского Совета народных депутатов от 03.11.2005 г. № 80 «Об утверждении положения «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории г. Свободного».

18. Российский бизнес - газета 20 июня 2006 г. ст. «Казна будет делиться: в 2007 году налоговые льготы увеличатся».

19. ст. «Земельный налог по новым правилам» / газета «Налоговый путеводитель» № 1 - 2006г. / Издание Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Амурской области.

20. ст. «Как заполнить декларацию по «упрощенке» за 2003 год тем, кто платит минимальный налог» / журнал «Главбух» № 6 - 2004 г. (стр. 13 - 15).

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты