Налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты
Налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
(на примере ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл»)
Краснодар 2010
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей экономики России. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и реоранизации и преобразования убыточных предприятий.
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики.
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
Налоги в российской экономической науке рассматриваются как один из элементов системы финансов, являющихся, в свою очередь, элементом экономики. При таком подходе налог как экономическая категория считается определённой разновидностью производственных отношений. С точки зрения экономики налоги - это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.
С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль.
Прибыль как экономическая категория - это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.
Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции - это налог на прибыль предприятий и организаций.
Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.
Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введенный с 1.01.92 г., построен с учетом зарубежного опыта, изучение которого необходимо в связи с расширением международных экономических связей.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.
Целью настоящей работы является разработка практических рекомендаций по оптимизации уплаты налога на прибыль организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории,
- изучение действующего механизма исчисления и уплаты налога коммерческой организацией,
- изучение существующих методов оптимизации уплаты налога на прибыль,
- также изучение роли налога в регулировании экономики организации.
Предметом исследования данной работы является налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты.
Объектом исследования является деятельность ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл» в области налогообложения прибыли за период с 2007 г. по 2009 г.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: монографические, аналитические, графические, логические, исторические, табличные, статистические, математические и т.д.
В качестве информационной базы в процессе работы были использованы законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации, периодические издания, а для проведения анализа деятельности организации использовалась налоговая и бухгалтерская отчётность ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл».
1. Налог на прибыль предприятия, его сущность и регулирующая роль в экономике РФ
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыльв России
Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания [1, 265].
В России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
До принятия общей части Налогового Кодекса в Законе об основах налоговой системы выделялось четыре вида платежей налогового характера: налог, сбор, пошлина, другой (обязательный) платёж. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Преследуя цель выделения понятия налога из состава платежей налогового характера Конституционный Суд Российской Федерации в 1997 г. указал что налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные и внебюджетные фонды [2, 244].
Налоговая система, установленная Налоговым Кодексом, предусматривает два вида налоговых платежей: налог, сбор. Ещё до принятия общей части Налогового Кодекса в Российской Федерации в соответствии с её территориальным устройством сформировалась трёхуровневая система налоговых отчислений:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ); акцизы (глава 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ); единый социальный налог (глава 24 НК РФ); налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ); водный налог (глава 25.2 НК РФ); государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ).
Региональные налоги и сборы - это налоги и сборы субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: транспортный налог (глава 28 НК РФ); налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ); налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).
Местные налоги - это налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ) [3.258-279].
Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.
Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.
Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г.
Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.
Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 г. Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором». Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 гг. - годы военные.
Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.
Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:
- с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 р. - 30%, до 15 тысяч - 41%, свыше 100 тысяч - 60%;
- с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала - 50% суммы прироста прибыли.
Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90% [4, 147-185].
Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета [5, 158].
В России налог на прибыль организации применяется с 1992 г. Первоначально ставки налога были довольно высокими (45%, 43%, 38%, 35%, 30%). При этом применялась широкая система льгот, которые делились на группы:
- малые предприятия первые два года не платили налог на прибыль, а третий и четвёртый год уплачивали по льготной ставке;
- инвестиционные льготы заключались в том, что 50% прибыли освобождалось от налогообложения, при условии, что прибыль направлялась на развитие предприятия;
- социальные льготы были связаны с направлением прибыли на социальное обеспечение коллектива;
- экологические льготы - не облагалась прибыль, направленная на природно-защитные мероприятия [6, 187].
С 2002 г. вступила в силу глава 25 НК РФ, которая отменила все льготы по налогу на прибыль, но при этом снизила ставку налога до 24%, затем произошло снижение до 20%. Несмотря на то, что ставку налога снизили, поступления в бюджет увеличились, благодаря отмене всех льгот 7, 142.
1.2 Основные элементы налога на прибыль предприятий
Налог на прибыль является прямым федеральным налогом и уплачивается организациями, получающими доходы от различных видов деятельности. Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» введена Федеральным законом от 06 августа 2001 г. №110-ФЗ и вступила в силу с 01 января 2002 г.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации 1, 285.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаётся: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведённых этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ; для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьёй 309 НК РФ 8, 84.
К доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации - это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учёта.
Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте либо в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчёт указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учётной политике для целей налогообложения метода признания доходов.
Суммы, отражённые в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме [9, 367].
Внереализационные доходы налогоплательщика - это доходы, которые не имеют непосредственного отношения к деятельности организации, а носят дополнительный характер.
При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
- в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
- в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
- в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью) и т.д.
Расходы - это обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчётом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы 10, 47.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
- расходы на освоение природных ресурсов;
- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
- расходы на обязательное и добровольное страхование;
- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); для упаковки и иной подготовки произведённых и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), а также на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию и т.д.
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учётной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: метод оценки по стоимости единицы запасов; метод оценки по средней стоимости; метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по стоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путём начисления амортизации.
Амортизируемым имуществом признаётся имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 р.
Амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведённых арендатором с согласия арендодателя.
Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершённого капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.
К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчётном (налоговом) периоде.
При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
- в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;
- в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями;
- в виде взноса в уставный капитал, вклада в простое товарищество;
- в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;
- в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен и т.д.
Налоговая база - это денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Налогоплательщик ведёт раздельный учёт доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учёта прибыли и убытка. Доходы и расходы учитываются в денежной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки с учётом положений статьи 40 НК РФ. Рыночная цена товара (работ, услуг) - это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В случае, если в отчётном (налоговом) периоде налогоплательщиком был понесён убыток - отрицательная разница между доходами и расходами, то в данном отчётном (налоговом) периоде налоговая база признаётся равной нулю.
При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учёт доходов и расходов по такой деятельности 11, 158-167.
Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.
Если налогоплательщик понёс убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очерёдности, в которой они понесены.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объём понесённого убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%.
При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляются в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% 12, 265-279.
Налоговым период по налогу признаётся календарный год.
Отчётными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчётными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Налогоплательщики представляют налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятия
Исчисление налога на прибыль осуществляется двумя методами: метод начисления и кассовый метод.
При методе начисления доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. По доходам, относящимся к нескольким отчётным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена чётко или определяется косвенным путём, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учётом принципа равномерности признания доходов и расходов. По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключённых договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Для доходов от реализации датой получения дохода признаётся дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признаётся дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчёте комиссионера (агента).
Для внереализационных доходов даты получения дохода рассматриваются в табл. 1.1 13, 136-142.
Таблица 1.1 - Дата признания внереализационных доходов организации
Вид дохода
Дата признания дохода
Безвозмездно полученное имущество и по иным аналогичным доходам
Дивиденды от долевого участия в деятельности других организаций, безвозмездно полученные денежные средства, суммы возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были включены в состав расходов
Поступление денежных средств на расчётный счёт (в кассу) налогоплательщика
Доходы от сдачи в аренду имущества, а также лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности
Дата осуществления расчётов в соответствии с условиями заключённых договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчётов, либо последний день отчётного (налогового) периода
Штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, а также суммы возмещения убытков (ущерба)
Дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда
Суммы восстановленных резервов и иные аналогичные доходы, а также распределённые в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе доходы, по доходам от доверительного управления имуществом
Последний день отчётного (налогового) периода
Доходы прошлых лет
Выявление дохода (получение и обнаружение документов, подтверждающих наличие дохода)
Положительные курсовые разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и положительная переоценка стоимости драгоценных металлов
Переход права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последний день текущего месяца
По доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества
Составление акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учёта,
Для доходов виде имущества (в том числе денежных средств)
Дата, когда покупатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись
Продажи (покупки) иностранной валюты
Переход права собственности на иностранную валюту
Суммовая разница признаётся доходом у налогоплательщика-продавца - на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары, имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров, имущества, имущественных или иных прав; у налогоплательщика-покупателя - на дату погашения кредиторской задолженности за приобретённые товары, имущество или имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товара, имущества или имущественных прав.
Доходы, обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату признания соответствующего дохода.
Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок 8, 136-147.
Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учёта НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Датой получения дохода признаётся день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты, т.е. прекращения встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров. При этом расходы учитываются в составе расходов с учётом следующих особенностей:
- материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заёмными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчётный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов;
- расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на её погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчётные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность 14, 98-125.
Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
В случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества участники указанных договоров, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключён такой договор.
Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по кассовому методу не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах 17, 26-30.
Расчёт налоговой базы за отчётный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учёта нарастающим итогом с начала года.
Расчёт налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
2. сумма доходов от реализации, полученных в отчётном (налоговом) периоде, в том числе:
а) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;
б) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
в) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
г) выручка от реализации покупных товаров;
д) выручка от реализации основных средств;
е) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. сумма расходов, произведённых в отчётном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
а) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесённые при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершённого производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчётного (налогового) периода;
б) расходы, понесённые при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
в) расходы, понесённые при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
г) расходы, понесённые при реализации покупных товаров;
д) расходы, связанные с реализацией основных средств;
е) расходы, понесённые обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);
4. прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
а) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах б, в, г, д;
б) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
в) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
г) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
д) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
е) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;
5. сумма внереализационных доходов, в том числе:
а) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
б) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;
6. сумма внереализационных расходов, в частности:
а) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
б) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;
7. прибыль (убыток) от внереализационных операций;
8. итого налоговая база за отчётный (налоговый) период;
9. для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее.
Налог на прибыль организации определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчётного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итого с начала налогового периода до окончания отчётного (налогового) периода. В течение отчётного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчётный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвёртом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учётом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчётного периода.
Таким образом, ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчётного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчётного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. По итогам отчётного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение этого периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчётного периода. Авансовые платежи по итогам отчётного периода засчитываются в счёт уплаты налога по итогам налогового периода 18, 168-232.
1.4 Методы оценки налоговой нагрузки (налогового бремени)на предприятие
Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить «ущерб», причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости» налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе. Ст. 12 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает, что «налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами». Уклониться от налогообложения можно как легальными методами, так и при помощи незаконных операций. Избежание налогов - легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности. Уклонение от уплаты налогов - нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д. Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации. Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или иной налоговой юрисдикции. [19].
НБ = НН / ОРП х 100%, (1)
где НБ - налоговое бремя.
НН - налоги, начисленные за отчетный период.
ОРП - объем реализованной продукции.
Налоговое бремя - это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа:
- увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей;
- принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.
В широком смысле слова, налоговое бремя - это бремя, налагаемое любым платежом [20].
На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:
- отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности (формы №1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Недостатком данного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом на макроуровне;
- отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности [19]. Рассмотрим основные показатели налогового бремени:
1. Налоговое бремя по налогам из прибыли (налог на имущество):
НБ = НП: П от продаж х 100%, (2)
где НБ - налоговое бремя, %;
НП - налог на прибыль, тыс. р.;
П от продаж - прибыль от продаж, тыс. р.
2. Налоговое бремя по налогам на прибыль:
НБ = НП: П до н/о х 100%, (3)
где НБ - налоговое бремя, %;
НП - налог на прибыль, тыс. р.;
П до н/о - прибыль до налогообложения, тыс. р.
3. Коэффициент эффективности налогообложения (Э):
Э = чистая прибыль: сумма налогов х 100% (4)
4. Эффективная ставка налогообложения (С):
С = Н: Н база х 100%, (5)
где Н - общая сумма налогов, тыс. р.,
Н база - налоговая база, тыс. р.
Налоговое бремя характеризует степень тяжести налогообложения для экономики предприятия в целом по группе налогов или по отдельному налогу. Рассматривая состав источников средств для уплаты налогов, необходимо, прежде всего, отметить их возможное несовпадение с налогооблагаемой базой (например, по имущественным налогам). Источником уплаты может быть только доход предприятия в его различных формах, а именно:
5. выручка от реализации продукции (работ, услуг) - для НДС и акцизов;
6. себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки от реализации - для земельного и социального налогов;
7. прибыль предприятия в процессе ее формирования - для налога на имущество и налогов с оборота;
8. прибыль предприятия в процессе ее распределения - для налога на прибыль;
9. чистая прибыль предприятия - для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов [21, 85-93].
Совокупная налоговая нагрузка предприятия - это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений.