Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ООО "Таганка")
Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ООО "Таганка")
НОУ - МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ Г. МОСКВЫ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет
Экономический
Специальность
080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Кафедра
«Бухгалтерский учет и экономический анализ»
Допустить к защите
Зав. кафедрой бухгалтерского учета
____________________Шевцова В.Ф.
«___» _____________________2007 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы (на примере ООО «Таганка»)
Исполнитель
студентка группы Б-431 Е.Б.Свечникова
Руководитель дипломной работы Л.А. Крохмаль
Благовещенск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Единый налог на вмененный доход как один из основных налоговых режимов, применяемых предприятиями малого бизнеса
1.1 Роль малых предприятий в экономике России
1.2 Экономическое содержание ЕНВД
1.3 Порядок применения ЕНВД на предприятиях малого и среднего бизнеса
1.3.1 Новое в порядке применения ЕНВД в 2006 г.
1.3.2 Корректирующие коэффициенты, их сущность
1.4 Порядок применения ЕНВД в Амурской области
1.5 Недостатки системы налогообложения в виде ЕНВД
1.6 Обзор налогообложения малого бизнеса в некоторых зарубежных странах
Глава II. Анализ деятельности предприятия, применяющего налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, на примере ООО «Таганка» за 2003 - 2005 гг.
2.1 Краткая характеристика ООО «Таганка»
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Таганка» за 2003 - 2005 гг.
2.3 Анализ динамики вмененного дохода и единого налога на вмененный доход ООО «Таганка» за 2003 - 2005 гг.
2.4 Сравнение налоговой нагрузки ООО «Таганка» при различных системах налогообложения
Глава III. Проблемы ЕНВД и пути его совершенствования
3.1 Предложен6ия по совершенствованию ЕНВД
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Бухгалтерская отчетность ООО «Таганка» за 2003 г.
Приложение Б. Бухгалтерская отчетность ООО «Таганка» за 2004 г.
Приложение В. Бухгалтерская отчетность ООО «Таганка» за 2005 г.
Приложение Г. Анкета предпринимателя
Приложение Д. Значения корректирующего коэффициента К2 для Московской области
Приложение Е. Значения коэффициента К2 в Красноярском крае
ВВЕДЕНИЕ
Уже много лет государство в той или иной мере обращает свое внимание на проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Такое внимание к малому бизнесу, безусловно, связано с тем, что развитие предпринимательства в России благотворно отражается на развитии всех сфер экономики.
Основным законом, который определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон от 14.06.95 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые шаги по поддержке малого предпринимательства со стороны государства достигнутый уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, появления самостоятельных источников доходов за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в настоящее время, являются, в частности, несовершенство системы налогообложения, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.), отсутствие надежной социальной защищенности предпринимателей, организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами.
В настоящее время в условиях нестабильного экономического и финансового состояния, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам. Для решения этих проблем предприняты определенные шаги в области налоговой политики, связанные с введением новых налогов, среди которых особый интерес представляет единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.
Данный налог носит преимущественно фискальный характер и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, должно увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. ЕНВД призван значительно сократить оборот «теневого» капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
Кроме того, налог должен способствовать расширению базы налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволит избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, ЕНВД призван подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.
Таким образом, на единый налог на вмененный доход возлагаются большие надежды и его введение выгодно, прежде всего, для государства и в меньшей степени для субъектов малого предпринимательства.
Целью дипломной работы является анализ налогообложения предприятий малого бизнеса, и в частности, налогообложения ООО «Таганка», применяющего единый налог на вмененный доход, и его влияния на развитие малого предпринимательства в РФ в целом и на деятельность ООО «Таганка» в частности.
Одной из основных задач работы является разработка общих рекомендаций (принципов) по совершенствованию действующего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход. В связи с этим необходимо:
- проанализировать действующую нормативно-правовую базу регулирования налогообложения малого предпринимательства на федеральном уровне и в некоторых регионах России;
- проанализировать практику налогообложения малого бизнеса за рубежом;
- путем опроса руководителей малых предприятий выяснить их мнение по поводу текущей ситуации в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства и направлений ее улучшения;
- по результатам реализации вышеприведенных направлений разработать предложения совершенствования специального режима налогообложения в виде ЕНВД для субъектов малого предпринимательства.
В первой части дипломной работы рассматривается значение малых предприятий для российской экономики, без которого просто невозможно говорить ни о каком едином налоге на вмененный доход, потому что главными плательщиками данного налога являются, прежде всего, субъекты малого предпринимательства; раскрывается экономическое содержание единого налога на вмененный доход, делается попытка вскрыть сущность данного налога. Кроме этого, в данном разделе представлен обзор налогообложения малого бизнеса в некоторых зарубежных странах.
Во второй части работы проводится анализ деятельности ООО «Таганка»: анализ финансового состояния ООО «Таганка», влияние на ее деятельность специального налогового режима - единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Кроме этого проводится сравнительный анализ различных режимов налогообложения на примере ООО «Таганка».
В третьей части рассматриваются основные проблемы ЕНВД, правовые пробелы и неточности закона о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании этого предложены некоторые пути совершенствования данного налогового режима.
В дипломной работе использовались публикации журнальных и газетных статей, нормативно-правовые акты (федеральные и областные законы, касающиеся единого налога на вмененный доход, Бюджетное послание Президента на 2007 год и др.), а также материалы Internet.
ГЛАВА I. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Роль малых предприятий в экономике России
Значительная часть российской экономики имеет непосредственное отношение к малому бизнесу. В 2006 г. минэкономразвития РФ предложило ряд мер по государственной поддержке этого сектора экономики. Если удастся в полной мере осуществить предложенные меры, то к 2010 году малый бизнес сможет удвоить объем выпускаемой продукции, займет до 40 процентов в ВВП страны и половину в общем показателе занятости населения в экономике.
В настоящее время на малых предприятиях и индивидуально в России работают около 17 миллионов человек, что составляет более 22 % экономически активного населения. (Рисунок 1.1.). Правда, в этом отношении Россия существенно отстает от развитых стран: в Европе соответствующая цифра достигает 50 - 55 %, а в Японии - 80 %.
Рисунок 1.1. Доля экономически активного населения России, Европы и Японии, занятого в малом бизнесе
В Министерстве экономического развития считают, что к 2010 г. должна удвоиться доля малого бизнеса в общем числе субъектов экономической деятельности - с 44 % сейчас - до 80 через 4 года.
Налоговые поступления от малого бизнеса в 2005 г. стали вдвое выше по сравнению с 2004 г. и составили 82 млрд. руб. (Рисунок 1.2.). Такие темпы не дает ни одна другая отрасль.
Рисунок 1.2. Налоговые поступления от предприятий малого бизнеса в 2004 - 2005 гг.
После кризиса 1998 г. в сфере малого бизнеса наблюдалась стагнация, и только в 2003 г. России удалось восстановить число малых предприятий, которое было в 1999 г. С 1999 по 2005 г. число МП увеличилось на 100 тысяч и на 1 января 2006 г. оно составило 979 тысяч.
Однако «плотность» малого бизнеса в российских регионах неодинакова. Лидерами здесь являются Москва и Санкт-Петербург, где этот показатель приближается к европейскому уровню и составляет около 3 тысяч малых предприятий на 100 тысяч человек населения. В таблице 1.1. представлены данные по числу малых предприятий в российских регионах.
Таблица 1.1. Количество малых предприятий на 100 тыс. населения в регионах России
Москва и Санкт-Петербург
19 % регионов РФ
61 % регионов РФ
14 % регионов РФ
3000
300
300-700
700 и >
Потребность малого бизнеса в кредитах оценивается в 1 трлн. руб. Однако на 1 января 2006 г. 752 коммерческих банка выдали кредитов малым предприятиям всего на сумму 123 млрд. руб. (Рисунок 1.3.).
Рисунок 1.3. Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах и объем выданных кредитов на 01.01.06 г.
Что же представляют собой малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться к критериям отнесения предприятий к малым. К таким критериям в настоящее время относят численность предприятия, его объем выручки, а также состав учредителей. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации », принятому Госдумой 12 мая 1995 г., подписанному 14 июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50 человек.
Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов, также как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.
В то же время следует отметить, что существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития. Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце 70-х- начале 80-х гг. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий. В то же время это нельзя назвать заботой о малых предприятиях, так как, например, в США львиная доля налоговых поступлений приходится как раз на малые предприятия, а крупные корпорации приносят науке меньше, чем сами же и потребляют.
В России также создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 г. был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ), главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса, среди которых необходимо отметить такие, как разработка необходимого законодательства, создание фондов финансовой поддержки, установление налоговых льгот и упрощение системы учета и отчетности.
При наличии вышеуказанного государственного органа на федеральном уровне, тем не менее, остается фактом то, что сегодня основные проблемы становления и развития малого бизнеса решаются на региональном уровне, за счет региональных фондов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, прогресс здесь часто обусловлен тем, как к малому предпринимательству относятся местные органы власти. Примером тому может служить Новгородская область, администрация которой в лице губернатора отменила взимание с малых предприятий местных налогов. Последнее, в свою очередь, незамедлительно сказалось на деловой активности в данной сфере. Возросли поступления в местный бюджет от налога на прибыль - почти на 170 %. Побочный эффект - заметно спала острота в области занятости.
1.2 Экономическое содержание ЕНВД
Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.
Следует отметить, что с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения - всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями.
Большая часть экономистов склонны выделять две основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.
Применительно к единому налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени.
Регулирующая сторона единого налога на вмененный доход проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано, прежде всего, с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога.
Особое внимание заслуживает объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.
С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные.
Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.
В свою очередь, к производным доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением, занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.
Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, относятся к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно. Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога.
1.3 Порядок применения ЕНВД на предприятиях малого и среднего бизнеса
Применение закона о едином налоге на вмененный доход включает в себя определение следующих основных моментов:
-место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;
-круг плательщиков данного налога;
-объект обложения данным налогом;
-методика расчета налога;
-порядок исчисления и сроки уплаты налога;
-совершенствование существующего порядка
Место единого налога на вмененный доход в системе налогообложения малых предприятий
Необходимо отметить, что переход на уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы РФ» (НДС, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество). В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов, среди которых:
- государственная пошлина;
- таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
- лицензионные и регистрационные сборы;
- налог на приобретение транспортных средств;
- налог на владельцев транспортных средств;
- земельный налог;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- подоходный налог, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;
- удержанные суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Таким образом, видно, что введение единого налога на вмененный доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее, вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.
Плательщики налога
Плательщиками единого налога являются согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.
Следует отметить, что с экономической точки зрения выделения ограниченного перечня сфер хозяйственной деятельности, на которые впоследствии будет распространяться единый налог на вмененный доход, означает нарушении одного из принципов налогообложения - всеобщности.
Выборочное налогообложение по существу означает нерыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности, поскольку оно ставит в неравные условия всех субъектов хозяйственной деятельности, что может затруднить развитие конкуренции и препятствовать свободному перемещению капиталов и трудовых ресурсов. Чрезмерная регламентация государством различных видов деятельности может нанести серьезный ущерб предпринимательству за счет «выравнивания» положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.
Кроме того, важно подчеркнуть то обстоятельство, что согласно указанным видам деятельности налог на вмененный доход распространяется только на те из них, которые ориентированы на конечного потребителя и где расчеты производятся наличными деньгами.
Такой подход не устраивает те малые предприятия, которые одновременно осуществляют и производство и реализацию. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной торговле.
Объект налогообложения
Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененный доход - это потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, которые непосредственно влияют на получение такого дохода.
При расчете вмененного дохода учитывается такие составляющие как базовая доходность (условная доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности, который осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади, численность работающих и другие) и повышающие (понижающие) коэффициенты.
Данные коэффициенты, устанавливаются в зависимости от ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых услуг; сезонности; суточности работы; качества занимаемого помещения; производительности используемого оборудования; возможности использования дополнительной инфраструктуры; инфляции; количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
На эти коэффициенты базовая доходность корректируется при расчете вмененного налога.
Ставка единого налога на вмененный доход - 15 %. Для того чтобы рассчитать единый налог, подлежащий уплате в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 0,15.
Определенные коррективы вносятся в порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в сторону его упрощения.
В случае применения единого налога на вмененный доход налогоплательщики согласно ст. 4 обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
Следует также отметить, что при осуществлении нескольких видов деятельности, попадаемых под действие закона, учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Налогоплательщики также не освобождаются от обязанности предоставлять в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целом же надо сказать, что система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства значительно упрощается с введением единого налога на вмененный доход, что в целом, безусловно, является положительным моментом для налогоплательщиков, так как позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок при налогообложении. Однако с другой стороны, следует отметить, что упрощенная система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести к тому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанет быть малым, будет невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским счетам.
Методика расчета единого налога на вмененный доход
Следует заметить, что хотя Правительство РФ разработало и довело до сведения субъектов РФ формулы (порядок) расчета суммы единого налога, данные формулы (порядок) носят рекомендательный характер, поэтому субъекты РФ при расчете могут их использовать, а могут вводить в эти формулы свои дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса.
Расчет суммы единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности (Таблица 1.2.).
Таблица 1.2. Базовая доходность, физические показатели и коэффициенты, используемые при расчете ЕНВД
2003г.
2006г.
Корректирующие коэффициенты
К1-корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях
К2-коэф-т, учитывающий ассортимент товаров, сезонность, время работы и иные особенности
К3-коэффициентт-дефлятор
К1-коэффициент-дефлятор
К2-корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров, сезонность, режим работы и иные особенности
Базовая доходность
1
2
3
4
5
Оказание бытовых услуг
Кол-во работников
5000
Кол-во работников
7500
Оказание ветеринарных услуг
Кол-во работников
5000
Кол-во работников
7500
Оказание услуг по ремонту автомобилей
Кол-во работников
8000
Кол-во работников
12000
Платные стоянки
_________
___
Площадь стоянки (в кв. м.)
50
Оказание автотранспортных услуг
Кол-во автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов
4000
Кол-во автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов
6000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы
Площадь торгового зала (в квадратных метрах)
1200
Площадь торгового зала (в квадратных метрах)
1800
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов
Торговое место
6000
Торговое место
9000
Разносная торговля
Кол-во работников
3000
Кол-во работников
4500
Общественное питание
Площадь зала обслуживания посетителей (в кв.м.)
700
Площадь зала обслуживания посетителей (в кв.м.)
1000
Распространение и размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения
____________
____
Площадь информационного поля наружной рекламы (в кв.м.)
3000
Оказание услуг по временному размещению и проживанию
____________
____
Площадь спального помещения (в кв. м.)
1000
При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, следует исходить из того, что валовой доход организации (предпринимателя) и прогнозируемый на его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо на основании анализа статистических данных. При этом на протяжении всего налогового периода должен быть обеспечен эффективный контроль со стороны государственных органов за количеством единиц выбранного физического показателя.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Порядок ввода в действие нормативных актов о едином налоге не вмененный доход
В соответствии со статьей 346.26 Кодекса с 01.01.2006 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 12.10.2005 № 129-ФЗ в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 01.01.2006 не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 01.01.2007 применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.
Таким образом, положения законов субъектов Российской Федерации о введении в действие на их территории системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подлежат применению в течение 2006 только на территории тех муниципальных районов и городских округов, которые до 01.12.2005 не приняли и официально не опубликовали свои нормативные правовые акты о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
При этом ранее принятые законы субъектов Российской Федерации о введении в действие на их территории системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должны быть приведены в соответствие с нормами действующей с 01.01.2006 редакции главы 26.3 Кодекса посредством внесения в них соответствующих изменений и дополнений. Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти субъектов РФ. Принятый соответствующими органами законодательный акт должен быть опубликован не позднее, чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов и законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вступающие в силу с 01.01.2006 и вводящие в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны быть приняты и официально опубликованы до 01.12.2005.
Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога на вмененный доход.
Организации и предприниматели, переводимые на уплату единого налога, в месячный срок со дня опубликования законодательного акта обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде. В том случае если у предпринимателя или организации несколько торговых точек или иных мест осуществления деятельности, расчет суммы налога представляется по каждому такому месту. Примерная форма Расчета единого налога с вмененного дохода утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 12.08.98 N БФ - 3 - 02 / 182.
В течение месяца, после получения расчета налоговый орган направляет плательщику Уведомление (на основании ст.10 Федерального закона № 148 - ФЗ Госналогслужбой РФ Приказом от 09.09.98 N БФ - 3 - 02 / 234 утверждена форма Уведомления о переводе налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода) о переводе его на уплату единого налога.
После получения Уведомления налогоплательщик обязан уплатить суммы единого налога. Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, но в любом случае уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц.
Тот факт, что уплата единого налога осуществляется путем внесения авансового платежа, ставит субъектов малого предпринимательства в сложные условия. Дело в том, что экономический кризис в стране больно ударил по малому предпринимательству. В результате недавнего падения курса рубля, как в 1991 - 1992 гг. резко сократился объем оборотных средств. И если крупная фирма всегда имеет возможности для какого-то маневра, то малому предприятию практически негде черпать финансовые ресурсы для пополнения оборотных средств. При этом вмененный налог нужно платить фактически за счет оборотных средств.
Таким образом, для того чтобы заплатить авансовые платежи по единому налогу на вмененный доход, малые предприятия будут вынуждены любым способом обеспечить достаточный уровень рентабельности, что, скорее всего, выразится в повышение цен на товары (работы, услуги) производимые ими.
Субъект малого предпринимательства может воспользоваться правом, предоставленным ему Федеральным законом и произвести авансовые перечисления суммы налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога уменьшится соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов (таким образом, ЕНВД является регрессивным налогом). Авансовый характер платежей, а также льготы, предусмотренные за уплату налога за несколько месяцев вперед, свидетельствуют о заинтересованности государства в наибольшем размере поступлений от введения данного налога в самое ближайшее время.
В деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, переводимых на уплату единого налога, может возникнуть определенная ситуация при которой размер реального дохода окажется ниже вмененного дохода, с которого рассчитывалась суммы подлежащая уплате в бюджет. К сожалению, Закон не предусматривает возможности возникновения подобной ситуации и поэтому у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с данной проблемой. Указанная проблема должна найти отражение в нормативных актах представительных органов муниципальных районов и городских округов, которыми будет устанавливаться и вводится в действие единый налог.
Особо следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что, если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми они уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами деятельности, то обязаны уплачивать налоги по этим видам деятельности в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.
1.3.1 Новое в порядке применения ЕНВД в 2006-2007 г.
С 1 января 2006 года в РФ на уплату единого налога на вмененный доход переведены еще четыре вида деятельности. В частности, это деятельность по размещению рекламы на транспорте, предоставлению услуг общественного питания без зала обслуживания, сдаче в аренду торговых мест и по организации гостиничного бизнеса (при площади не более 500 кв. м). Таким образом, в сумме облагаться ЕНВД будет 16 видов деятельности. Кроме того, с 2006 года платить ЕНВД нужно будет всем осуществляющим розничную торговлю, вне зависимости от формы расчета. До 01.01.06 г. единый налог был установлен только для розничной торговли за наличный расчет.
Перевод новых видов деятельности на ЕНВД направлен на упрощение системы (оформить бумаги для уплаты одного налога легче, чем для нескольких). С 01.01.06 г. из-за увеличения числа облагаемых ЕНВД видов деятельности ожидается и увеличение количества плательщиков. Больше всего поступлений по новым видам деятельности прогнозируется от сдачи владельцами торговых центров мест во временное пользование. Что касается рекламы на транспорте, то эта норма не распространяется на тех, кто рекламирует собственную продукцию или услуги. Что касается общественного питания, то единый налог на вмененный доход должны будут платить и те, кто изготавливает еду для продажи ее на дому или в офисах.
С 1 января 2006 года введение в действие системы налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход отнесено к компетенции представительных органов муниципальных районов, городских округов, Москвы и Санкт-Петербурга. В случае если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года не приняли закон о введении в действие системы налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 года применяются соответствующие положения закона субъекта РФ, в том числе устанавливающие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, и значения коэффициента К2.
При введении Единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату Единого налога.
Изменение видов предпринимательской деятельности повлекло за собой корректировку физических показателей и базовой доходности.
С 2006 г. введено ограничение по применению ЕНВД: Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества.
С 1 января 2006 года применяется в новой редакции ст. 346.27 НК РФ, определяющая понятийный аппарат главы 26.3 НК РФ.
До 1 января 2006 года при определении розничной торговли определяющим признаком являлось осуществление наличного расчета за проданные товары. Согласно новой редакции ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров только по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт). На это обращено внимание Минфином России в письме от 27.12.2005 N 03 - 11 - 05 / 131.
С 2006 года при расчете ЕНВД базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2, т.е. количество корректирующих коэффициентов сокращено с трех до двух. Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р).
Коэффициент К1 (коэффициент-дефлятор) устанавливается ежегодно и в 2006 году определен приказом Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277 в размере 1,132; на 2007 г. К1 установлен в размере 1,096 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359).
Следовательно, при расчете суммы ЕНВД в 2007 г. базовую доходность необходимо умножать на 1,096.
В марте этого года Минфин России издал письмо, в котором указал, что значение К1, установленное Минэкономразвития России в размере 1,096, нужно скорректировать на К1, который использовался в прошлом году. В результате К1, который надлежит применять плательщикам ЕНВД в 2007 г., должен составлять, по мнению Минфина России, не 1,096, а 1,241 (см. Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62).
Отметим, что ранее по этому же вопросу финансовое ведомство высказывало иную позицию. В частности, в Письме от 16.01.2007 N 03-11-04/3/3 Минфин России прямо предписывал применять К1, равный 1,096 в соответствии с утвержденным Минэкономразвития России значением.
Полагаем, что в 2007 г. применять следует К1, равный 1,096. Ведь именно это значение коэффициента определено и опубликовано в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ, Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р). Тем более что упомянутый порядок предполагает предварительное согласование коэффициента-дефлятора с Минфином России (п. 2 Распоряжения N 1834-р).
Кроме того, гл. 26.3 НК РФ не предусматривает возможности учета при расчете налоговой базы по ЕНВД коэффициентов-дефляторов, которые применялись в предшествующие периоды (подобный порядок предусмотрен при расчете налоговой базы по УСН - см. абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
С 1 января 2006 года 50-процентное ограничение уменьшения суммы ЕНВД распространяется как на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
1.3.2 Корректирующие коэффициенты, их сущность
Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 101 - ФЗ с 01.01.2006 базовая доходность, используемая для расчета величины вмененного дохода, корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
Таким образом, из предусмотренных ранее Кодексом трех корректирующих коэффициентов базовой доходности в 2006 году сохраняется только два.
Это связано с отменой установленного пунктом 5 статьи 346.28 Кодекса корректирующего коэффициента К1, определяемого в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.
При этом с 01.01.2006 в качестве корректирующего коэффициента базовой доходности К1 используется устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде (до 01.01.2006 - коэффициент К3).
Нормативными правовыми актами (законами) муниципальных образований определяются виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в пределах перечня, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса), в том числе перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога, а также значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Исходя из предоставленных полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых "подкоэффициентов К2", учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
В случае установления значений так называемых "подкоэффициентов К2", единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса.
При этом согласно данному порядку налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднеарифметическое величин, полученных в результате соотношения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода, к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода.
Пример:
Нормативным правовым актом муниципального образования единое значение корректирующего коэффициента базовой доходности установлено равным 1,0.
В I квартале 2007 года индивидуальный предприниматель вел предпринимательскую деятельность 12 календарных дней, в том числе:
в январе - 5 календарных дней;
в феврале - 3 календарных дня;
в марте - 4 календарных дня.
Значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода, в этом случае определяется налогоплательщиком по формуле:
где: К(фп) - значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода;
N1(вд); N2(вд); N3(вд) - количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в каждом календарном месяце налогового периода;
N1(кд); N2(кд); N3(кд) - количество календарных дней в каждом календарном месяце налогового периода;
3 - количество календарных месяцев в налоговом периоде.
Далее значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по данному месту осуществления деятельности, определяется по формуле:
К2(нб) = К2(ез) х К(фп), /2/
где: К2 (нб) - значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход;
К2 (ез) - единое значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, установленное нормативным правовым актом муниципального образования;
К2 (нб) = 1,0 x 0,132 = 0,132.
В указанных выше целях налогоплательщиком составляется расчет по произвольной форме.
Данный расчет налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход. Таким образом с 1 января 2006 года законодательно устанавливаются два возможных способа определения значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
В первом случае правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются значения корректирующего коэффициента базовой доходности, учитывающие в соответствии со статьей 346.27 Кодекса совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности. При применении второго способа корректирующий коэффициент К2 определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса. При этом установленный пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса порядок корректировки значения коэффициента К2 с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности производится только в случае установления в отношении данного вида деятельности «подкоэффициентов К2».
1.4 Порядок применения ЕНВД в Амурской области
Рассмотрим виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог в Амурской области.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
5) розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
6) оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
7) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
8) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;