Рефераты

Налоги, служащие источником образования дорожных фондов

i>Объект обложения, ставки и порядок исчисления, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" Статьей 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" в целях реализации президентской программы "Дороги России" установлено, что в 1997 году впредь до внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

-- 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

-- 2,5 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Средства указанного налога зачисляются:

-- в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 1,25 процента;

-- в территориальные дорожные фонды по ставке 1,25 процента.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.

Средства налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемые в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, направляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций и дотаций, установленных Федеральным законом, пропорционально размеру их поступления по следующим нормативам:

Таблица 6.

субъекты Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга)

100 процентов

город Санкт-Петербург

40 процентов

город Москва

не выделяются

2.4. СРОКИ УПЛАТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО НАЛОГУ

Налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется непосредственно плательщиками на основании данных бухгалтерского учета и отчетности и в зависимости от размера среднемесячных платежей уплачивается:

Таблица 7.

Со среднемесячными платежами

Периодичность платежей

Сроки уплаты налога

свыше 2000 тыс. руб.

ежемесячно

не позднее 15 числа каждого месяца авансовые платежи налога

до 2000 тыс.руб.

ежеквартально

в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности

Авансовые платежи для ежемесячной уплаты налога рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг), доходах, товарообороте за предыдущий месяц. При этом авансовые платежи в январе уплачиваются исходя из предполагаемого оборота за январь.

Плательщики налога исходя из фактических данных о реализации продукции (работ, услуг), доходах, товарообороте по окончании 1 квартала, 1 полугодия, девяти месяцев и года исчисляют сумму налога на пользователей автомобильных дорог нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в соответствующие дорожные фонды по квартальным расчетам не позднее срока, установленного для представления соответственно квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. По этим же расчетам делается перерасчет налога, уплаченного ежемесячно авансовыми платежами.

Они также представляют ежеквартально налоговым органам, а также органам, ведущим учет этих платежей, по месту своего нахождения расчеты суммы налога по форме, не позднее срока, установленного соответственно для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, предусмотренной инструкцией.

Предприятие, находящееся в г.Москве, за 1 квартал 1996 г. реализовало товаров собственного производства по отпускным ценам без НДС и акцизов на 200000 тыс., (строка 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу) и получило выручку (товарооборот) от реализации товаров через свою розничную сеть без НДС и акцизов в сумме 500000 тыс.руб. (по строке 101 этого же отчета).

Предприятием были внесены авансовые платежи по налогу на пользователей автомобильных дорог в январе - 1100 тыс.руб., феврале- 1150 тыс.руб. и марте- 1250 тыс.руб.

Ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере 1,5% к выручке от реализации продукции (работ, услуг) и 0,11% к товарообороту.

Исходя из этих данных, составим следующий расчет к налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 квартал 1996 г.

Расчет по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 квартал 1996 г.

Таблица 8.

п/п

Показатели

Оборот, тыс.руб.

Ставка налога, %

Сумма налога, тыс.руб.

1.

Выручка (валовой доход) от реализации продукции (ра-бот, услуг) без НДС, СН и акцизов

200000

1,5

3000

2.

Заготовительный, снабженческо-сбы-товой, торговый оборот без НДС и СН

500000

0.11

550

3.

Сумма начисленных авансовых платежей:

1-й месяц квартала

2-й месяц квартала 3-й месяц квартала

1100

1150

1250

4.

Всего начислено за отчетный период

-

-

3550

5.

Сумма авансовых взносов, внесенных в дорожный фонд в счет причитаю-щихся за отчетный период

3500

6.

Сумма налога, подлежащая:

- взносу в дорожный фонд((с.1+с.2) - с.5)

- возврату из дорожного фонда (с.5 -(с.1+ с.2))

-

-

500

Таким образом, сумма налога на пользователя автомобильных дорог составит 3550 тыс.руб. Учитывая авансовые платежи в январе-марте 1996 г., предприятие должно доплатить по квартальному расчету 500 тыс.руб. в срок, установленный для представления квартальной бухгалтерской отчетности.

Излишне внесенные суммы налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику организациями, осуществляющими учет платежей, поступающих в дорожные фонды.

Начисление штрафных санкций за нарушения в составлении и представлении расчетов, а также пени производят налоговые органы на основании данных, представляемых ежемесячно органами, ведущими учет поступления в территориальные дорожные фонды.

Доначисленные суммы налога на пользователей дорог по результатам проверок (камеральных и документальных) уплачиваются плательщиками в дорожный фонд в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты.

Филиалы и представительства организаций уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог по месту своего нахождения и несут ответственность за его неуплату.

2.5. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ

От уплаты налога на пользователей автомобильных дорог освобождаются:

-- сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) и иные организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие деятельность без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов. При этом удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год.

Если за прошедший год указанные доходы составили 70 и более процентов, то в текущем году налог не уплачивается, но если по результатам работы текущего года этих хозяйствующих субъектов доходы будут менее 70 процентов, уплата налога за текущий год производится в месячный срок по истечении года. В случае, когда удельный вес доходов за прошедший год менее 70 процентов, в текущем году уплата налога производится нарастающим итогом по квартальным расчетам - в срок, установленный для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности. При этом по желанию плательщика могут производиться авансовые платежи.

Удельный вес определяется как отношение выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции к общей выручке за вычетом суммы от реализации сельскохозяйственной продукции, переданной в переработку внутри организации. К сельскохозяйственной продукции относится продукция, производство которой включено в Классификатор отраслей народного хозяйства № 1-75-018, код 21000-4 "Сельскохозяйственное производство" (переиздание 1987 г. Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 гг. и Госстандартом России в 1992-1994 гг., г.Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 год).

-- организации, обуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог, являющихся государственной собственностью Российской Федерации). К таким организациям относятся специализированные дорожные организации, а также другие организации, выполняющие работы по содержанию дорог (в денежном выражении) в объеме не менее 75 процентов от расчетной суммы налога на пользователей автомобильных дорог, и при условии, что организации заключили с государственным органом, уполномоченным управлять дорожным хозяйством, или по поручению этого органа с другой организацией контракт (договор) на выполнение одного или нескольких видов работ по содержанию указанного в контракте (договоре) участка автомобильной дороги общего пользования:

-- профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

-- органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

-- иностранные и российские организации, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Перечень организаций, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации. Указанная льгота в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23,06.95 № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих" распространяется на весь период с начала и до завершения реализации ранее начатых и реализуемых на момент принятия названного Федерального закона целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами.

В настоящее время утверждены перечни российских и иностранных юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск, которые освобождаются от налогов. Они утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.12.94 № 1397, от 31.10.96 № 1296, от 05.1 1.95 № 1114и от 07.12.96 № 1428. Это перечни № 1 для российских юридических лиц и № 2 для иностранных юридических лиц.

Например, в перечень иностранных юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для российских военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск, которые освобождаются от налога и сборов:

Таблица 9.

№ п/п

Местонахождение объекта

№ контракта

Генеральный подрядчик, субподрядчики (юридические лица)

1.

Мурманская область, г.Кандалакша (с.Ала-куртти)

063-03/40013-276 от 18.12.92

ФРГ фирма "ЭД Цюблин АГ" Финляндия фирма “Партек-Бетонила АБ", фирма "АРЕ", фирма "Текманни", фирма "Но-витер", фирма "Галватек"

2.

Ленинградская область, Всеволожский район, с.Каси-мово

589/02839059-22633-37 от 18.12.92

ФРГ фирма "ЭД Цюблин АГ" Финляндия фирма "Партек-Бетонила АБ", фирма "АРЕ", фирма "Текманни", фирма "Но-витер", фирма "Галватек

3.

Псковская область, р.п.Струги-Красные

643/ 26119655/ 31146400 ОТ 31.03.94

Турция фирма "Тексер", фирма "Айтек" Финляндия фирма "Новитер”

В перечень российских лиц, участвующих в этой программе,например:

Таблица 10.

п/п

Местонахождение объекта, генеральный подрядчик

№ основного контракта на строительство объекта

Организация, работающая на условиях договора субподряда, юридический адрес

1.

Мурманская область, г. Кандалакша (с. Алакуртти) Фирма “Эд Цюблин АГ”

063-03/40013-276 от 18.12.92

АО “Ленпромстрой”, ул. Большая Морская, 15

191186, г. Санкт- Петербург

2.

Ленинградская область, Всеволожский район, с. Касимово фирма “Эд Цюблин АГ” (Финляндия)

589/02839059-22633-37 от 18.12.92

АО “Ленпромстрой”, ул. Большая Морская, 15

191186, г. Санкт- Петербург

3.

Ленинградская область, г. Всеволожск фирма АРГЕ “Филипп Хольцман/ОР Груп” (ФРГ - Финляндия)

643/26119655/31146200 от 24.02.94

АО “Лентелефонстрой” пер. Пирогова, 7 190000, г. Санкт-Петербург

АОЗТ “Спецстрой” ул. Бабушкина, 57 193171,

г. Санкт-Петербург

Трест 37 АО “Ленинград-спецстрой” наб.р. Фонтанки, 50 191002 г. Санкт-Петербург

АОЗТ “Анита” пр. Энгельса, 81, г. Санкт-Петербург

АО “Ленграждан-проект” наб.р. Фонтанки, 6 г. Санкт-Петербург

4.

Московская область, г. Крансногорск фирма “Байтур” Турция

643/26119655/41111900 от 27.03.95

АО “Вент- Интер” ул. Панфилова, 2 125080 г.Москва

5.

п. Куликово, Республика Карелия

31-94 от 25.03.94

31-94/11 от 09.02.95

21/95 от 07.06.95

95-3-95-96 от 12.09.95

96.6.98.4 от 04.06.96

31-94/11 от 09.02.95

21/95 от 07.06.95

ЗАО “Производственно- строительная фирма “Конверсия-Жилье” 103160, г. Москва, Хальзунов пер., 14

Государственное предприятие- строительное управление Ленинградского военного округа Минобороны России 191055 г. Санкт-Петер-бург, Литейный проспект, 1 156 управление начальника работ

191011, г. Санкт-Петер-бург, ул. Инженерная, 6а 928 управление начальника работ

191011, г. Санкт-Петер-бург, ул. Инженерная, 10 и т.д.

Налоги, подлежащие уплате участниками ранее начатых и реализуемых программ (проектов), указанных в части первой статьи 2 вышеназванного Федерального закона в соответствии с законодательными актами Союза ССР и не уплаченные на момент принятия Федерального закона, а также штрафные санкции по ним уплате не подлежат.

В соответствии с вышеуказанными законами Российской Федерации законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право дополнительно устанавливать льготы по налогам, зачисляемым в дорожные фонды этих субъектов Российской Федерации. Используя это право, Московская областная Дума приняла Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" от 06.12.95 № 14/73, которым установлен перечень льготных категорий организаций, по которым предоставлены налоговые льготы по уплате в областной бюджет, включая по налогам, зачисляемым в областной дорожный фонд, и внебюджетные фонды Московской области, в частности:

1. Организациям, находящимся в собственности общественных организаций инвалидов, предоставлены следующие налоговые льготы:

-- установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в областной дорожный фонд, в соответствии с Законом РФ от 25.12.92 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР 'О дорожных фондах в РСФСР";

-- освобождены от уплаты налога с владельцев транспортных средств, зачисляемого в областной дорожный фонд;

-- освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, зачисляемого в областной дорожный фонд, кроме налога на приобретение легкового автотранспорта.

Высвобожденные средства в результате применения этих налоговых льгот направляются на социальные нужды пенсионеров по инвалидности, на развитие организаций, обеспечение занятости пенсионеров по инвалидности, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них.

Налоговые льготы распространяются на организации, у которых:

а) численность пенсионеров по инвалидности составляет не менее 30% от общей численности работающих, либо численность пенсионеров по инвалидности и старости составляет 50% от общей численности работающих;

б) среднесписочная численность работающих не менее 15 человек.

Данные налоговые льготы действуют до 01.07.99 в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.11.94 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

2. Организациям, применяющим труд пенсионеров по инвалидности и старости, предоставлены следующие налоговые льготы:

-- установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в областной дорожный фонд, в соответствии с Законом РФ от 25.12.92 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР";

-- освобождены от уплаты налога с владельцев транспортных средств, зачисляемого в областной дорожный фонд.

Установленные льготы предоставляются:

организациям, применяющим труд пенсионеров по инвалидности и старости, предприятиям, учреждениям и организациям, у которых:

-- среднесписочная численность пенсионеров по инвалидности составляет не менее 30% от общей численности работающих либо численность пенсионеров по инвалидности и старости составляет 50% от общей численности работающих;

-- среднесписочная численность работающих не менее 50 человек;

-- при условии направления высвобождаемых средств на социальные нужды пенсионеров по инвалидности, обеспечение занятости пенсионеров по инвалидности, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них.

3, Образовательным учреждениям предоставляются следующие льготы:

-- установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в областной дорожный фонд, на уровне, предусмотренном Законом РФ 'О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" от 25.12.92 №4226-1;

-- освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, при приобретении автотранспортных средств (кроме легковых автомобилей) за счет доходов, полученных от реализации предусмотренной уставом продукции собственного производства и оказания образовательных услуг.

Действие льготы распространяется на организации, имеющие статус образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм и получающие доход от реализации предусмотренной уставом продукции собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг.Дополнительные средства, полученные в результате применения налоговых льгот, направляются на:

-- развитие учебной и научной деятельности;

-- развитие материально-технической базы, включая текущий и капитальный ремонт;

-- организацию учебных и рабочих мест для подростков;

-- улучшение материального положения учащихся, студентов,преподавателей и обслуживающего персонала образовательных учреждений, в том числе увеличение фонда оплаты труда;

-- улучшение питания учащихся и студентов;

-- обеспечение медицинской помощью;

-- обеспечение детского оздоровительного отдыха;

-- санаторно-курортное лечение:

-- оплату проезда на городском пассажирском, железнодорожном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

-- обеспечение лекарственными препаратами;

-- развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях.

2.6. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам, а предпринимателями в состав расходов в декларации о доходах за соответствующий год.

Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей автомобильных дорог осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог". Начисление сумм налога ожидается по кредиту счета 67 в корреспонденции со счетом 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 "Издержки обращения” и других счетов, а перечисление налога в дорожные фонды отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Учреждения, финансируемые собственником (в т.ч. бюджетные), и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражают по дебету субсчета 211 "Расходы по специальным средствам" или субсчета 214 "Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме', а не имеющие специальных средств, по дебету субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", код 111004 "Прочие текущие расходы" и кредиту субсчета 178 "Расчеты с прочими кредиторами и кредиторами", по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".

Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету субсчета 178 и кредиту субсчета 111 "Текущий счет по специальным средствам", субсчета 113 "Расчетный счет", субсчета 090 "Текущий счет по федеральному бюджету на расходы учреждения", для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия субсчета 100 "Текущий счет на расходы учреждения" или субсчета 101 "Текущий счет для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия".

Банки осуществляют учет расчетов с дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог". Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы". Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.

3. НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА

Плательщиками налога с владельцев транспортных средств являются имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу:

-- предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности - далее организации;

-- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - далее предприниматели;

-- иностранные юридические лица и граждане; лица без гражданства.

Организации, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории нахождения этих филиалов или представительств.

Не являются плательщиками налога иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации; сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.

Объектом налогообложения являются транспортные средства, подлежащие регистрации в ГАИ, ВАИ, Госсельхознадзоре, министерствах и ведомствах, а также других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Регистрация, перерегистрация или технический осмотр указанных транспортных средств без предъявления документа об уплате налога не производятся.

3.2. СТАВКИ НАЛОГА

Налоговые ставки с владельцев транспортных средств устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства с каждой лошадиной силы.

Размеры ставок, установленных с 01.01.93 Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" являются незначительными. Органы государственной власти субъектов РФ, пользуясь предоставленными им указанным Законом правом, ежегодно устанавливают собственные размеры ставок, действующие в пределах соответствующего региона. В других регионах действующие размеры ставок могут существенно отличаться от указанных, в частности:

Таблица 11.

Наименование объектов обложения

Размеры годового налога с владельцев транспортных средств, руб.коп. с 1 лошадиной силы

Размеры годового налога с владельцев транспортных средств, руб.коп. с 1 лошадиной силы

установленные Законом с 01.01.93

в Москве

1. Автомобили легковые с мощностью двигателя:

-до 100 л.с. включ. (до 73,55 кВч)

- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВч)

0,50

1,30

500,00

2000,00

2. Мотоциклы и мотороллеры

0,30

300,00

3. Автобусы

2,00

2000,00

4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:

- до 100 л.с. включ. (до73,55 кВч)

- от 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВч)

-от 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВч)

- от 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВч)

- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВч)

2,00

4,00

4,80

5,20

7,15

1500,00

3900,00

4700,00

5100,00

9800,00

5. Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов)

2,00

2000,0

Размеры ставок в регионах устанавливаются с учетом роста цен и тарифов.

3.3. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ

Из юридических лиц от уплаты налога с владельцев транспортных средств освобождаются:

-- общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

-- организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (на условиях, изложенных по налогу на пользователей автомобильных дорог), организации общественного автотранспорта по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси); к ним относятся организации и предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси) по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования и имеющие лицензию на перевозки пассажиров (вида "П") и справку об осуществлении перевозок пассажиров по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования, выданные органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации. Количество транспортных средств, осуществляющих такие перевозки (кроме такси), по которым организации и предприниматели освобождаются от уплаты налога, определяется по количеству имеющихся у них лицензионных карточек, полученных в этих органах на каждый автобус к лицензии на перевозки пассажиров. Льгота юридических лиц и предпринимателей на текущий год предоставляется, если право на нее возникло до наступления срока уплаты налога. При возникновении права на льготу после наступления срока уплаты налога льгота в данном году не предоставляется.

-- иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на условиях, изложенных по налогу на пользователей автомобильных дорог;

-- профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

-- органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

От уплаты налога также освобождаются:

-- категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

-- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

-- инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили.

Увеличение ставок налога производится в основном в связи с изменением уровня цен и заработной платы или полное освобождение отдельных организаций от уплаты налога осуществляется законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Налог с владельцев транспортных средств плательщикамиорганизациями исчисляется на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на 1 -е число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога. При этом исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения (марки транспортного средства и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу) и размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя.

Налог с владельцев транспортных средств включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг (предпринимателями - в состав расходов декларации о доходах).

Организации уплачивают налог с владельцев транспортных средств ежегодно в сроки, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ (в Москве и Санкт-Петербурге - не позднее 1 августа, если иное не установлено их органами представительной власти). Юридические лица, приобретающие транспортные средства в течение года, уплачивают налог в полном размере. По выбывшим транспортным средствам налог плательщику не возвращается.

Организации - плательщики налога с владельцев транспортных средств представляют налоговой инспекции, а также организации, ведущей учет поступления налогов, по месту своего нахождения налоговый расчет в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса, для предпринимателей - в срок, установленный для представления декларации о доходах.

Физические лица уплачивают налог ежегодно в учреждения банков в сроки, установленные для юридических лиц.

Годовая сумма налога с владельцев транспортных средств, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется также исходя из приведенных выше ставок. Если транспортные средства приобретены во втором полугодии, то налог уплачивается владельцем в половинном размере, независимо от того, уплатил ли за эти транспортные средства их прежний владелец.

3.4. УЧЕТ ПО НАЛОГУ

Бухгалтерский учет по налогу с владельцев транспортных средств осуществляется точно так же, как и по налогу на пользователей автомобильных дорог, но на отдельном субсчете.

4. НАЛОГ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

4.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА И СТАВКИ ПО НАЛОГУ

Плательщиками налога являются:

-- предприятия, объединения, организации и учреждения, - далее организации,

-- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - далее предприниматели.

Объектом налогообложения является продажная цена (без НДС, СН и акцизов) автотранспортных средств, приобретаемых плательщиками путем купли-продажи; мены; лизинга (под которым в целях налогообложения понимается передача автотранспортных средств в долгосрочное пользование с правом и без права выкупа); взносов в уставный фонд.

Налог исчисляется плательщиками по следующим ставкам:

-- грузовые автомобили, легковые и специальные, пикапы и легковые фургоны, автобусы - 20%:

-- прицепы и полуприцепы - 10%.

Налогооблагаемая стоимость приобретаемых автотранспортных средств определяется:

-- при покупке - исходя из продажной цены без НДС, СН и акцизов (для автотранспортных средств, бывших в употреблении, - не ниже их балансовой стоимости за вычетом износа);

-- при мене - исходя из стоимости товаров из сложившихся на момент совершения сделки рыночных цен товаров (работ, услуг) (в том числе на биржах), переданных в обмен на автотранспортное средство;

-- при лизинге - исходя из балансовой стоимости за вычетом износа. Налог уплачивается лизингополучателем. Под лизингом следует понимать передачу автотранспортных средств во временное пользование на срок шесть месяцев и более как с правом выкупа, так и без права выкупа. Днем приобретения автотранспортных средств путем лизинга является день зачисления лизингополучателем автотранспортного средства в состав долгосрочно арендуемых основных средств. В случае если лизингополучатель выкупает автотранспортные средства и зачисляет их в основные средства, налог на приобретение автотранспортных средств не уплачивается;

-- при приобретении за пределами РФ - исходя из таможенной стоимости. Таможенная стоимость определяется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.92 № 856.

В случае приобретения автотранспортных средств за валюту продажная стоимость пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день приобретения автотранспортного средства.

Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации, налогом не облагаются (при наличии лицензии на торговлю автомобилями).

Не уплачивается налог при регистрации и перерегистрации автотранспортных средств: в случае изменения местонахождения плательщика; передачи между структурными подразделениями внутри одного предприятия; реорганизации или смены организационно-правовой формы предприятия (кроме случаев продажи имущества ликвидируемых предприятий).

В случае приобретения автотранспортных средств перед переоценкой основных средств по решению Правительства Российской Федерации и необходимостью уплаты налога на приобретение транспортных средств после даты переоценки он исчисляется исходя из цены приобретения. Продажная цена отражается в договоре купли-продажи транспортного средства, расчетных документах. Проведение переоценки связано с изменением балансовой стоимости основных средств, а не с размерами их продажной (покупной) стоимости, т.е. по условиям проводимой по решению Правительства РФ переоценки основных фондов увеличилась стоимость транспортного средства, по которой оно отражается в учете предприятия, но цена его приобретения остается прежней. Не являются объектом обложения налогом на приобретение автотранспортных средств дополнительные затраты организации, связанные с дооборудованием транспортных средств после их зачисления на основные средства и регистрации в ГАИ.

4.2. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ

Из юридических лиц от уплаты налога освобождаются:

-- организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, на условиях, указанных по налогу на пользователей автомобильных дорог;

-- общественные организации инвалидов, использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

-- сельхозпредприятия на условиях, изложенных по налогу на пользователей автомобильных дорог;

-- предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим пассажирские перевозки (кроме такси). К этой категории плательщиков относятся организации и предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси), на условиях, изложенных по налогу на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, следует учитывать, что наличие у организации или предпринимателя документа, подтверждающего использование принадлежащих ему автобусов на упомянутых выше маршрутах, и лицензии на пассажирские перевозки является основанием для освобождения от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств (автобусов). Контроль за получением владельцами лицензий дополнительных лицензионных карточек на вновь приобретенные автобусы возлагается на отделения Российской транспортной инспекции;

-- профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

-- органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

-- иностранные и российские организации, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на условиях, изложенных по налогу с пользователей автомобильных дорог.

От уплаты налога также освобождаются:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.

Полное освобождение отдельных организаций от уплаты налога или понижение его размера осуществляется законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

4.3. СРОКИ УПЛАТЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Налог уплачивается плательщиками по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения. Для организаций днем приобретения считается день зачисления автотранспортного средства в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств, утвержденного руководителем организации, для предпринимателей - день приобретения.

Ими представляется налоговый расчет налоговым, а также другим органам, ведущим учет этих платежей:

-- организациями - в срок, установленный для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса;

-- предпринимателями - в срок, установленный для представления декларации о доходах.

Рассмотрим пример (условный) составления расчета налога на приобретение автотранспортных средств. Акционерное общество 12.02.96 приобрело 2 легковых автомобиля марки "ВАЗ", В счете поставщика указано, что отпускная цена составляет 80000 тыс.руб., в том числе акциз по ставке 10% к отпускной цене. В счете отдельной строкой предъявлен к уплате НДС в сумме 10 000 руб. (20% к отпускной цене) и оптовая наценка в размере 15% к отпускной цене включая НДС - 14400 и в целом - 110400тыс.руб.

Оба легковых автомобиля зачислены в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств, утвержденного генеральным директором акционерного общества 22.02.96. В этом случае плательщик должен уплатить налог на приобретение автотранспортных средств в пятидневный срок со дня зачисления в состав основных средств. Плательщик за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) составляет следующий расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств:

Расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств за 1 квартал 1996 г.

№.......................................................................................1

Вид и марка автотранспортного средства ..........."ВАЗ"

Срок уплаты налога ............................................... 20.02

Продажная цена автотранспортного средства,

млн.руб. ......................................................................110,4

В том числе:

НДС (с.4 х 16,67), руб. .........................................18403680

Акциз (с.4-с.5) х А (100% + 1%), руб.....................7991333

Ставка налога, %...........................................................20

Сумма налога (с.4-с.5-с.6 х с.7), руб....................16801965

Для уплаты в бюджет по каждому приобретению автотранспортных средств составляется аналогичный расчет.

Налог на приобретение автотранспортных средств включается организациями в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам; а предпринимателя - в состав расходов декларации о доходах.

4.4. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА

Учет расчетов с дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств".

Начисление налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08 "Капитальные вложения" и кредиту счета 67, зачисление на основные средства - кредит счета 08 и дебет счета 01 "Основные средства", включение в состав затрат - кредит счета 02 "Износ основных средств" и дебет счета 20 "Основное производство", т.е. налог на приобретение автотранспортных средств включается в состав затрат по мере начисления износа (амортизации) основных средств.

Перечисление налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

При получении автотранспортных средств по лизингу лизингополучатль уплату налога на приобретение этих средств отражает по дебету счета 31 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции со счетом 31 в дебет счетов учета затрат на производство (одновременно с начислением сумм амортизации по этим средствам).

Схематически это выражается так:

Начисление налога

Дт. сч 03

Кр. сч. 67

Зачисление транспортного средства на основные средства (стоимость транспортного средства, включая налог)

Дт. сч. 01

Кр. сч 08

Включение в состав затрат в виде начисленного

износа

Дт. сч. 20

кр. сч. 02

Перечисление налога

Дт. сч. 67

Кр. сч. 51

В таком же порядке отражают операции по налогу на приобретение автотранспортных средств предприятия, получившие их в качестве вклада в уставной капитал.

В бюджетных учреждениях сумма начисленных взносов налога на приобретение автотранспортных средств предприятия, получившие их в качестве вклада в уставный капитал.

В бюджетных учреждениях сумма начисленных взносов налога на приобретение автотранспортных средств предприятия, получившие их в качестве вклада в уставный капитал.

В бюджетных учреждениях сумма начисленых взносов налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету соответствующего субсчета счетов 20 "Расходы по бюджету" или 21 "Прочие расходы", код 240102 "Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений" и кредиту субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами по отдельному лицевому счету", "Расчеты на приобретение автотранспортных средств" одновременно на сумму налога делается запись по дебету субсчета 015 "Транспортные средства" и кредиту субсчета 250 "фонд основных средств". Перечисление налога отражается или по дебету субсчета 178 и кредиту соответствующего бюджетного текущего, внебюджетного текущего им расчетного счета.

Учета расчетов с дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств банками осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств". Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы", а перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту коррес пондентского счета 161.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ

Плательщики и банки, а также их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления налога, своевременность перечисления налогов в Федеральный и территориальные дорожные фонды в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пп. 13 и15) и Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" (ст. 7, п.12).

В случаях нарушения сроков перечисления авансовых и декадных и других платежей к плательщикам применяются финансовые санкции в виде начисления и взыскания пени за каждый день просрочки. Начисление пени и штрафных санкций производят налоговые органы на основании ежемесячно представляемых данных органами, ведущими учет поступлений в территориальные дорожные фонды.

За несвоевременное представление расчетов в налоговые органы и органы, ведущие учет платежей в дорожные фонды, на предприятия налагается штраф в размере 10% от суммы налога, причитающегося по последнему расчету. Кроме того, на должностные лица налагаются налоговыми органами административные штрафы.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налогов возложен на органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Учет поступления налога осуществляют:

-- в Федеральный дорожный фонд - налоговые органы;

-- в территориальные дорожные фонды - органы, на которые возложены обязанности в установленном законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Если налоговыми органами в результате камеральных и документальных проверок установлено, что подлежащий уплате налог в дорожный фонд будет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в дорожный фонд доначисленных сумм налога по результатам проверок производится в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику по платежам в Федеральный дорожный фонд налоговым органом и по платежам в территориальные дорожные фонды органом, ведущим учет налоговых платежей, в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты