p align="left">1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры н. учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров должны содержать следующие реквизиты:
– наименование регистра; период (дату) составления;
– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Аналитические регистры - это сводные формы систематизации данных н. учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета.
Аналитический учет должен раскрывать порядок формирования налоговой базы.
Рассмотрим особенности реализации амортизируемого имущества в целях нал-ия.
Доход (убыток) от реализации амортизируемого имущества. При реализации амортизируемого имущества доход (расход) определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения, уменьшенной на сумму начисленной амортизации, с учетом понесенных при реализации затрат. Положительная разница признается прибылью и включается в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. Отрицательная разница отражается в аналитическом учете как прочие расходы нал-ика, включаемые в целях нал-ия в состав расходов будущих периодов. Ежемесячно равными долями расходы будущих периодов включаются в состав внереализационных расходов. Количество месяцев, в течение которых расходы будущих периодов будут переноситься во внереализационные расходы, определяется как разница между количеством месяцев срока полезного использования имущества и количеством месяцев его эксплуатации до момента его реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано.
3.2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
3.2.1. Налог на добычу полезных ископаемых
Налогообложение добычи полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Н. кодекса Российской Федерации», утвержденными приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. №БГ-3-21/170 с последующими изменениями и дополнениями.
Плательщики - организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр. Нал-ики подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Объект нал-ия:
– полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование;
– полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов добывающего производства, если на подобную деятельность необходимо получать отдельную лицензию.
Не облагаются налогом:
– общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
– геологические коллекционные материалы;
– ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, использовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т.д.), которые должны иметь научное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение; полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств.
Нал. база рассчитывается как произведение количества и стоимости добытых полезных ископаемых.
Под термином «добытые полезные ископаемые» понимается продукция, которая содержится в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту Российской Федерации.
К полезным ископаемым, облагаемым налогом, относятся: уголь, торф, углеводородное сырье, товарные руды черных, цветных и редких металлов, горно-химическое сырье, природные алмазы и другие драгоценные камни, соль природная, подземные воды, содержащие полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы. Нал. база рассчитывается по каждому из полезных ископаемых отдельно, а для этого определяются количество и стоимость добытых полезных ископаемых.
Предусматриваются два способа определения количества добытых полезных ископаемых: прямой и косвенный. Прямой способ - использование измерительных средств и устройств. При нем необходимо учитывать фактические потери полезных ископаемых. Косвенный способ применяется в том случае, если количество нельзя определить с помощью прямых измерителей. Его можно использовать только в том случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье.
Стоимость добытых полезных ископаемых нал-ик определяет самостоятельно исходя из цен реализации полезного ископаемого без НДС и акциза или из расчетной стоимости этого ископаемого с учетом затрат. Применяя первый метод, организация должна уменьшить цену реализации на сумму расходов по доставке, в которую входят оплата таможенных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада до получателя, а также обязательное страхование грузов. Сюда же относятся и расходы по доставке магистральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость. В этом случае нал-ик учитывает материальные расходы, плату работникам, сумму начисленной амортизации и прочие затраты в соответствии с порядком исчисления налога на прибыль.
Нал. ставка. Для каждого вида полезных ископаемых предусмотрена своя нал. ставка. Самая низкая ставка - по калийным солям (3,8%), самая высокая - по нефти и газовому конденсату (16,5%). Налог на добычу некоторых полезных ископаемых начисляют по ставке 0% т.е. фактически его не уплачивают. Например, эта ставка применяется для нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых, попутного газа, минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях (без права торговли), подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.
Нал-ики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.
Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно исходя из предусмотренных ставок и стоимости добытого полезного ископаемого, отдельно по каждому виду ископаемого.
Уплата производится ежеквартально с ежемесячными авансовыми платежами, сумма которого определяется как 1/3 налога, уплаченного в предыдущем квартале. Авансовые платежи вносятся не позднее последнего дня каждого месяца, а налог - не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
3.2.2. Платежи за использование водных ресурсов
Взимание платежей за использование водных ресурсов осуществляется на основе Водного кодекса Российской Федерации и разъясняется положениями Инструкции ГНС России от 12 августа 1998г. №46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами».
Плательщики - организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При заборе воды из водных объектов и сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты, плательщиками являются промышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные и прочие организации и предприниматели.
При пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод плательщиками налога являются следующие организации и предприниматели:
– осуществляющие эксплуатацию гидроэлектростанций;
– занимающиеся сплавом древесины в плотах и кошелях;
– использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых;
– использующие акваторию водных объектов для организованной рекреации, в том числе водного туризма, спорта и купания;
– занимающие акваторию водного объекта для стоянки плавательных средств.
При передаче в аренду сооружений, технических средств или устройств, посредством которых осуществляется пользование водными объектами, плательщиками являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.
Не являются плательщиками пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию.
Объектом нал-ия считается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств в целях:
– осуществления забора воды для производственных, технологических и собственных нужд, а также хозяйственно-питьевых, бытовых, прочих нужд и для реализации другим водопотребителям;
– удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде как для получения электроэнергии без изъятия водных ресурсов, так и забора воды для технологических и прочих нужд, а также сброса воды;
– использования акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, размещения плавательных средств, коммуникаций, проведения буровых, изыскательских и иных работ;
– осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты.
Не являются объектом платы:
– забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
– размещения плавательных средств, коммуникаций и других сооружений для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды;
– осуществления рекреации спортивной охоты и любительского рыболовства, организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
– иное использование водных объектов.
Платежная база определяется в зависимости от вида пользования водными объектами как:
– объем воды, забранной из водного объекта;
– объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды (количество вырабатываемой электроэнергии, объем сплавляемой в плотах и кошелях древесины);
– площадь акватории используемых водных объектов;
– объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий. Минимальные и максимальные ставки платы утверждены постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2001г. №826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам». Разработаны три таблицы ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод, для целей гидроэнергетики и сплава древесины в плотах и кошелях, за использование акватории поверхностных водных объектов.
Порядок исчисления. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется нал-иком самостоятельно как произведение фактического объема забора и сброса сточных вод на установленную законом субъекта Российской Федерации ставку платы. Для лесосплава ставка платы устанавливается на каждые 100км сплава. Следовательно сумма платы определяется в результате умножения объема сплавляемой древесины на установленную законодательными органами субъектов Российской Федерации ставку платы и на расстояние сплава леса и деления полученного результата на 100.
Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств и т.д., ставки годовой платы устанавливаются в тысячах руб. за 1км2 площади использования акватории водных объектов. Сумма платы определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы (календарный квартал), независимо от количества месяцев использования акватории водных объектов.
Для плательщиков налога устанавливается лимит водопотребления и водоотведения расчетным путем исходя из особенностей их вида деятельности. Установление этого показателя производится специальными уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда. Расчет сверхлимитного забора или сброса воды производится исходя из фактического объема водопользования и установленных месячных (годовых) лимитов.
Уплата производится:
– ежеквартально предпринимателями, малыми предприятиями и плательщиками, использующими акваторию водного объекта, - для них отчетным периодом является квартал;
– ежемесячно всеми остальными плательщиками - для них отчетным периодом является месяц.
Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода.
Сумма платы за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
3.2.3. Плата за землю
Использование земли в России платное. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Порядок исчисления и уплаты регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 11 октября 1991 г. №1738-1 и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г. №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия и организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
Объекты обложения земельным налогом и взимания арендной платы - земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей.
Сумма арендной платы и сроки уплаты указываются в договоре на аренду земли, который заключается между арендатором и арендодателем.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями, сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений, сооружений. Если земельный участок находится в совместном пользовании, то налог уплачивается соразмерно доле пользователей.
– научные организации, опытные, экспериментальные и другие учреждения, работающие для научных и учебных целей;
– участники ВОВ, инвалиды войны, труда, детства и т.д.
Не облагаются земельным налогом:
– земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации, к которым относятся земельные полосы шириной 30-50м;
– земли общего пользования населенных пунктов и коммунальных хозяйств;
– граждане, впервые организующие крестьянские хозяйства, освобождаются от уплаты налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Ставки земельного налога утверждают местные органы государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю», которые дифференцируются от вида использования земель. На земли городского типа они устанавливаются по экономическим зонам в рублях за 1м2. За земли, занятые жилищным фондом всех форм собственности, личным подсобным хозяйством, дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами, устанавливаются более низкие ставки, чем на земли промышленности.
Сельскохозяйственные земли подразделяются на сельскохозяйственные угодья, пашни, сенокосы, пастбища. Ставка налога устанавливается в рублях за 1га площади. Например, на сельскохозяйственные угодья - 99,9руб. за 1га, а на пастбища - 15,62руб. за 1га.
Порядок исчисления и сроки уплаты. Земельный налог исчисляется непосредственно плательщиками ежегодно не позднее 1 июля. Декларация предоставляется в нал. инспекцию.
Земельный налог юридическими лицами и гражданами исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок. Он уплачивается равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Она ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из предложений комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
При продаже в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности участков земли собственникам расположенных на них объектов недвижимости установлена плата за землю в зависимости от численности населенного пункта: до 500тыс. человек - в размере от 3- до 10-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади, от 500тыс. человек до 3млн. человек - от 5- до 17-кратной ставки земельного налога, свыше 3млн. человек - от 5- до 30-кратной ставки земельного налога. При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент в размере от 0,7 до 1,3, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке объектов. Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать плату в пределах, определенных законодательством.
3.2.4. Платежи за пользование лесным фондом
Система платежей за пользование лесным фондом включает арендную плату и лесные подати (плата за право пользования лесным фондом).
Арендная плата. Принципы определения размеров арендной платы за участки лесного фонда и сроки ее внесения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.
Лесные подати. Порядок исчисления и уплаты лесных податей разъясняется Инструкцией ГНС России от 19 апреля 1994 г. №25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню».
Плательщики - лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде Российской Федерации, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд.
Не являются плательщиками субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему нал-ия.
Объект обложения - объем древесины на корню, отпускаемой лесопользователям. Плата исчисляется владельцами лесного фонда (лесхозы, заповедники и другие формирования) на основании ставок лесных податей при отводе лесосек и насаждений в рубку и указывается в ведомости материально-денежной оценки лесосек и в лесорубочном билете (ордере). Лесорубочный билет должен быть получен до начала работ по заготовке древесины. Учет отпускаемой древесины на корню, в зависимости от способов рубок, производится по площади, числу деревьев, назначенных в рубку, и по количеству заготовленных лесоматериалов. Если фактически заготовленный материал превысил количество, указанное в лесорубочном билете, то производят перерасчет платежей.
Основанием для окончательных расчетов с лесопользователями являются лесорубочные билеты, акты освидетельствования мест рубок, данные бухгалтерского учета и другие учетные документы.
Ставки. Размеры лесных податей при отпуске древесины на корню рассчитываются исходя из ставок за 1мЗ отпускаемой древесины. Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливаются органами местного самоуправления, но не ниже минимальных, которые устанавливаются на основе Методических рекомендаций, утвержденных 1 февраля 1994г. Средняя ставка по Российской Федерации составила 20 руб. за 1мЗ заготовленной древесины.
Сроки уплаты. Плата полностью вносится в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки:
15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 мая - 10%, 15 июня - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15% , 15 декабря - 15%.
При отпуске древесины до 500мЗ по каждому лесорубочному билету плата вносится перед выпиской билета в полном объеме. При досрочном окончании заготовки древесины лесопользователи вносят плату в бюджет в пятидневный срок после окончания заготовки. При получении лесорубочных билетов после очередных сроков платы за древесину платежи вносятся всей суммой по истекшим срокам в первый наступивший срок.
3.3. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Налог на добавленную стоимость - разновидность косвенного налога на товары и услуги. НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю. В настоящее время он играет важную роль в налоговых системах более чем 40 государств мира. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что это один из наиболее эффективных фискальных инструментов государства.
В России налог на добавленную стоимость был введен со 2 января 1992г. Законом РФ от 6 декабря 1991г. «О налоге на добавленную стоимость». Первоначально, в погоне за ростом доходов бюджета, ставки НДС были установлены на чрезвычайно высоком уровне. В момент введения она была утверждена в размере 28%. В последующие годы ставки НДС были снижены. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениям главы 25 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Н. кодекса Российской Федерации», утвержденными приказом МНС России от 20 декабря 2000г. №БГ-3-03/447.
Плательщиками НДС являются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– лица, признаваемые нал-иками в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели (если они не являются нал-иками акцизов) могут быть освобождены от уплаты налога, если у них в течение предшествующих 3 месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в совокупности не превысила 1млн. руб. Освобождение предоставляется на 12 последовательных месяцев, за исключением случая, когда право на освобождение утрачивает силу после истечения указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, желающие продлить освобождение от уплаты налога, должны представить в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие правомерность обращения.
Объектом нал-ия признаются следующие операции:
– реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;
– передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организации;
– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
– ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Правильное определение объекта нал-ия - одна из основных проблем при использовании НДС. Важное значение при этом имеет четкое определение места реализации товаров (работ, услуг). Для выяснения необходимости уплаты НДС требуется установить, является ли местом реализации товаров (работ, услуг) территория Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:
– товар находится на российской территории и не отгружается и не транспортируется;
– товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на российской территории;
– монтаж, установка или сборка товара осуществляются на российской территории.
Операции, не подлежащие налогообложению. Не подлежат налогообложению операции по реализации социально значимых товаров, работ, услуг, например:
– реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
– услуги по уходу за больными и престарелыми, по содержанию детей в дошкольных учреждениях и аналогичные им;
– услуги по перевозке пассажиров городским транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутных);
– услуги по предоставлению в пользование жилых помещений;
– услуги в сфере образования, культуры и искусства;
– иные операции в соответствии с налоговым законодательством.
Если нал-ик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он обязан вести их раздельный учет.
Действующим законодательством установлен перечень товаров, ввозимых на территорию России и не подлежащих налогообложению:
1) товары (а также сырье и комплектующие изделия для их производства), ввозимые в качестве безвозмездной помощи, за исключением подакцизных товаров, согласно постановлению Правительства РФ;
2) материалы для изготовления медицинских препаратов согласно перечню Правительства РФ;
3) художественные ценности, передаваемые в качестве дара;
4) все виды печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведения кинематографии;
5) продукция, произведенная в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках иностранных государств на основании международного договора;
6) технологическое оборудование и комплектующие к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал;
7) товары, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических лиц и приравненных к ним представительств.
Порядок исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Нал. база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, установленных ст. 40 НК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации нал. база определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащей уплате акцизов.
Нал. база увеличивается на суммы:
1) авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполненных работ или оказания услуг;
2) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров.
В целях правильного исчисления налога необходимо установить дату реализации товаров в зависимости от принятой учетной политики. Для нал-иков, принявших в учетной политике дату возникновения н. обязательства по мере отгрузки и по предъявлению покупателю расчетных документов, датой реализации товаров считают день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для нал-иков, принявших в учетной политике дату возникновения н. обязательства по мере поступления денежных средств, датой реализации считается день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг).
Налоговым периодом по НДС устанавливается календарный месяц, а для нал-иков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 1млн. руб., - квартал.
Ставки НДС:
0% при реализации товаров на экспорт (за исключением нефти и газа), а также работ (услуг), непосредственно связанных с их перемещением через таможенную границу, при условии фактического вывоза за пределы таможенной территории России; услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы России при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных и деликатесных), по товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;
18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные и деликатесные продовольственные товары.
Если сумма налога должна определяться расчетным путем, то нал. ставка определяется следующим образом:
– по товарам, облагаемым по ставке 10%, - 10:110100%;
– по товарам, которые облагаются по ставке 18%, - 18:118100%.
При реализации товаров, по которым применяется ставка 0%, нал-ик должен подтвердить обоснованность ее применения, а также доказать право на получение налоговых вычетов. Для этого ему необходимо представить в н. орган следующие документы:
– контракт на поставку товара;
– выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя на счет нал-ика в российском банке;
– грузовую таможенную декларацию с отметками таможенных органов, осуществляющих выпуск товара в режиме экспорта;
– копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России.
Документы (их копии) представляются нал-иками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. Если по истечении этого срока подтверждающие документы не представлены, то указанные операции подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20%. Если впоследствии нал-ик представит в налоговые органы документы, то уплаченные суммы налога подлежат возврату.
Налоговые вычеты. Нал-ик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного исходя из рассчитанной им налоговой базы, на установленные в соответствии с законодательством налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога:
1) предъявленные нал-ику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг);
2) предъявленные покупателю и уплаченные продавцом товаров (работ, услуг) в бюджет, в случае возврата этих товаров или отказа от работ и услуг;
3) уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
4) исчисленные и уплаченные с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры при: совершении операций по реализации товаров. Они являются обязательным документом для всех плательщиков НДС. На основании счетов-фактур осуществляются расчеты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет. Нал-ик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.
Счета-фактуры введены как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за политикой сбора НДС и используются прежде всего для встречных проверок нал-иков, для выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к возмещению сумм входного налога покупателями.
Законодательством предусмотрен порядок заполнения счетов-фактур. Неправильное заполнение или незаполнение хотя бы одного реквизита может служить основанием непринятия работниками налоговой службы сумм НДС к вычету.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого н. периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисленная от налоговой базы. Если сумма вычетов превышает общую сумму налога, то разница подлежит возмещению нал-ику.
Уплата налога. Плательщики налога самостоятельно определяют сумму на основе данных бухгалтерского учета и отчетности и принятой учетной политики (определение выручки по мере отгрузки или по мере оплаты). Уплата производится:
– ежемесячно по итогам каждого н. периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
– поквартально нал-иками с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без учета НДС и налога с продаж), не превышающими 1млн. руб., не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
– по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, одновременно с уплатой таможенных платежей.
3.4. АКЦИЗЫ
Акцизы - это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров, либо в рублях за единицу измерения. Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Они включаются в структуру цены подакцизной продукции и во многом определяют ее уровень. При выборе вида продукции, на которую могут быть установлены ставки акцизов, необходимо уделять внимание не только фискальным возможностям этого налога, но и уровню доходов населения, потребляющего подакцизную продукцию. При необоснованном завышении цен возможны различные негативные явления (нелегальное производство подакцизной продукции, социальная напряженность общества). Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется главой 22 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 22 «Акцизы», утвержденными приказом МНС России от 18 декабря 2000 г. №БГ-3-03/440.
Плательщиками акциза являются производящие (в том числе из давальческого сырья) и реализующие подакцизные товары организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые нал-иками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектами нал-ия признаются:
– реализация подакцизных товаров собственного производства (в том числе на безвозмездной основе, при натуральной оплате);
– использование нефтепродуктов для собственных нужд нал-иками, производящими их из собственного сырья, осуществляющими оптовую или оптово-розничную торговлю нефтепродуктами;
– реализация алкогольной продукции с акцизных складов;
– продажа конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России;
– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
– иные операции, предусмотренные законодательством.
Освобождаются от нал-ия операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации для производства других подакцизных товаров иному структурному подразделению этой же организации, закачка природного газа в подземные хранилища и тому подобные операции в соответствии со ст. 183 НК РФ.
В соответствии с действующим российским законодательством акцизами облагаются:
– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
– моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.
Нал. база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Предусмотрено несколько механизмов ее определения. Применение того или иного механизма зависит от вида подакцизного товара и соответственно от того, какой вид налоговых ставок установлен в отношении этих товаров: специфический или адвалорный.
При применении специфических налоговых ставок нал. база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).
При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта, когда нал. база определяется:
) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;
) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен.
При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, нал. база определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.
В любом случае при применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС и НСП.
Нал. база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.
Перечень подакцизной продукции и ставки акцизов неоднократно изменялись. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, принятым в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Ставки акцизов установлены едиными на всей территории России. В последние годы они имеют устойчивую тенденцию к росту. Например, ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2004г. по сравнению с предыдущим годом возросли в среднем на 12-16руб., на бензин автомобильный - на 300руб.
Налогообложение алкогольной продукции имеет следующие особенности:
1) при реализации нал-иками (производителями алкогольной продукции) алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, кроме собственных, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин в размере 35% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции - 20%;
2) при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в розничную торговлю налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин - 65% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции - 80%;
3) размер авансового платежа, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено создание акцизных складов. Режим н. склада представляет собой форму н. контроля, включающую организацию налоговых постов. Меры н. контроля призваны охватить всю цепочку с момента окончания производства алкогольной продукции и до момента ее отгрузки покупателям. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов н. склада она не считается реализованной и в отношении ее не возникает обязательство по уплате налога.
Порядок исчисления налога. Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого н. периода (месяц) по всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих и уменьшающих нал. базу. Нал-ик обязан вести раздельный учет по реализации товаров с разными ставками налога, иначе сумма налога определяется исходя из максимальной из применяемых ставок от единой налоговой базы. Например, если нал-ик реализует разные виды пива (с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% и свыше 8,6%) и не ведет отдельного учета по реализации, то все реализованное им пиво подлежит обложению исходя из ставки 4руб. 60коп. за 1л.
Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных документах она выделяется отдельной строкой. Установлены жесткие сроки по внесению акцизов в бюджет в зависимости от даты реализации. Дата реализации определяется как:
1) день завершения действия режима н. склада - в отношении алкогольной продукции, реализованной с акцизного склада;
2) день отгрузки (передачи) - в отношении остальных подакцизных товаров.
По операциям с нефтепродуктами, которые являются объектом нал-ия, установлено следующее определение даты их получения:
1) дата оприходования произведенных нефтепродуктов организациями или индивидуальными предпринимателями, не имеющими свидетельства;
2) день совершения соответствующей операции с нефтепродуктами организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими свидетельство;
3) дата подписания акта приема - передачи нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья.
При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме, экспорте за пределы территории Российской Федерации для обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в н. орган в течение 180 дней со дня реализации предоставляются следующие документы:
1) контракт нал-ика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;