Рефераты

Налоги бюджетного предприятия

Налоги бюджетного предприятия

8

Содержание

Введение

1. Бюджетная организация как участник налоговых отношений

1.1 Сущность и правовые основы деятельности бюджетных организаций

1.2 Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями

1.3 Налоговые льготы и преференции, предоставляемые бюджетным организациям

2. Анализ практики налогообложения бюджетных организаций (на примере МОУ СДЮСШОР по греко-римской борьбе г. Южно-Сахалинска)

2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации

2.2 Порядок исчисления и уплаты налогов

2.3 Порядок декларирования налогов

3. Совершенствование системы налогообложения бюджетных организаций

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Доходы бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Налоговый кодекс не исключает бюджетные организации из числа налогоплательщиков, однако в ряде случаев налогообложение таких организаций осуществляется в льготном режиме.

Бюджетные организации, имеющие доходы от платных услуг и иные доходы, связанные с предпринимательской деятельностью, уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке без каких-либо льгот.

Вопросы налогообложения бюджетных организаций становятся особенно актуальными в 2006 г., так как впервые в этом году поручено органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РФ, областным и местным администрациям, исполнительным комитетам обеспечить повышение не менее чем на 10% заработной платы работникам подчиненных им организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), за счет средств, получаемых этими организациями от приносящей доходы деятельности, осуществляемой ими в соответствии с учредительными документами.

Цель работы - изучить систему налогообложения бюджетной организации, выявить пути совершенствования налогообложения бюджетных организаций

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть сущность и правовые основы деятельности бюджетных организаций;

- определить налоги, уплачиваемые бюджетными организациями;

- охарактеризовать налоговые льготы и преференции, предоставляемые бюджетным организациям;

- изучить действующую систему налогообложения бюджетной организации;

- выявить особенности организации расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

- проанализировать контрольную работу за исполнением бюджетной организацией законодательства по уплате налогов.

Для изучения темы и написания работы были использованы нормативные документы, законодательные акты, учебники, учебные пособия и статьи авторов в направлении налогообложения таких известных авторов, как А.Ветров, Д.Моляков, А.Абрамов, С.Земляченко, М.Голубева, Е. Акчурина, О.Ефимова.

Практической базой исследования является уставная, аналитическая и налоговая документация спортивной школы г. Южно-Сахалинска по греко-римской борьбе.

1. Бюджетная организация как участник налоговых отношений

1.1 Сущность и правовые основы деятельности бюджетных организаций

Сфера бюджетных учреждений является достаточно разнообразной по функциональным признакам. Условно ее можно поделить на три группы:

– учреждения, выполняющие законодательные функции, функции управления, охраны, контроля -- учреждения законодательной и исполнительной власти; министерства, ведомства, управления, то есть аппарат органов государственного и хозяйственного управления, общественных и прочих организаций; финансовые органы, органы казначейства, налоговая инспекция, таможенная служба, армия, органы милиции, судебные органы, органы прокуратуры и пр.;

– учреждения социально-культурного комплекса -- учреждения образования всех уровней, медицинские учреждения, детские воспитательные учреждения, учреждения культуры, библиотеки, научные организации и пр.;

– социальные фонды и службы и прочие бюджетные учреждения.

Бюджетная организация создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.[1. С.125]

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.

Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и финансируемых за счет бюджетных средств. Понятие бюджетной организации не имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами власти.

Для каждой бюджетной организации установлено одно вышестоящее ведомство (вышестоящая бюджетная организации), выполняющее функции собственника от лица субъекта Российской Федерации.

Бюджетные организации классифицируются по виду оказываемых бюджетных услуг. [2. С.133]

Деятельность бюджетных организаций субъекта Российской Федерации может быть условно разделена на ведение хозяйственной деятельности, выполнение регулирующих функций и функций по администрированию. В ряде случаев бюджетные организации совмещают различные виды деятельности (оказывают различные виды бюджетных услуг).

Для выделенных групп бюджетных организаций определяются характер взаимодействия с вышестоящим ведомством, механизм формирования бюджета и его исполнения, право на осуществление заимствований и полномочия по управлению активами. [3. С.141]

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций -- основная деятельность их не преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Бюджетными учреждениями и организациями считаются такие, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета (государственного или местных) и осуществляют свои расходы соответственно смете -- их главному плановому и финансовому документу. [4. С.69]

С учетом сформированной на сегодняшний день системы бюджетных отношений, а именно иерархической системы вертикальных связей, бюджетные учреждения делят на: главных распорядителей средств, распорядителей средств второго уровня, распорядителей средств третьего уровня.

Безусловно, самой существенной составляющей в предложенной схеме являются учреждения социально-культурного комплекса, сфера деятельности которых достаточно разнообразная. [5. С.128]

Однако, несмотря на это, возможно определить главные общие особенности их деятельности, которые выделяют эту сферу не только в бюджетной сфере, но и среди прочих составляющих экономики России в целом. К ним следует отнести такие важные моменты:

– основным результатом деятельности таких учреждений является услуга, которая за своей экономической сущностью являет особую потребительскую стоимость, полезную как конкретную деятельность, призванную удовлетворить общественные и личные потребности;

– показатель эффективности труда в этой сфере надлежит рассматривать в экономическом и социальном аспектах, причем второй, как правило, имеет приоритетное значение;

– в сфере нематериального производства зачастую происходит совпадение двух фаз движения и реализации непроизводственной услуги, то есть традиционная схема «производство -- распределение -- обмен -- потребление» приобретает сокращенный вид, а именно: «производство -- потребление»;

– услуги невозможно делать «про запас», невозможно транспортировать (транспортирование услуги возможное лишь как изменение места пребывания исполнителя), невозможно потреблять в большем, чем нужно, количестве. Эта особенность продукта сферы нематериального производства обуславливает необходимость предыдущего индивидуального или общественного спроса на определенные виды деятельности;

– отсутствующее понятие «брак» в традиционном его понимании: поскольку услуга является нематериальным результатом, тяжело оценить ее стоимость; в научной сфере вообще отрицательный результат не классифицируется как некачественно выполненная работа, разработка, так как в науке отрицательный результат -- это тоже результат;

– бюджетные учреждения существуют на принципах государственной формы собственности, что автоматически вносит коррективы в права бюджетных организаций как юридических лиц -- ограничения относительно реализации и передачи ценностей; отсутствие понятия «банкрот» относительно финансового состояния любого бюджетного учреждения.

Финансы бюджетных организаций - совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства. [6. С.185]

Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации: [6. С.128]

Денежные отношения внутри организации - связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов).

Денежные отношения с вышестоящими структурами - наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.

Денежные отношения со страховой компанией - связаны с уплатой страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при возникновении риска.

Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).

Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей - это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.

Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.

Основные функции финансов бюджетных организаций:

Распределительная

Контрольная

Распределение - связующее звено между деятельностью бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов).

Контроль осуществляется Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат) на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов [7. С.1510]

Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

-- учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

-- бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

-- деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

-- основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета (документ, который составляется для определения цены и ее обоснования при заключении договора подряда) доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. [8. С.147]

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. [9. С.152]

Бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться имеющимися в наличии средствами по своему усмотрению.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы: [10. С.187]

-- целевые средства и безвозмездные поступления;

-- средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

-- средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

-- а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;

1) Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия.

2) Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах. Такие средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению. К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

3) Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов, предназначен субсчет 115, который может применяться органами социальной защиты населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.

4) Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения.

Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции, произведенной бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств. [11. С.186]

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предпринимательская деятельность предусмотрена следующими нормативными актами и учредительными документами: [12. С.169]

-- Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

-- Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О науке и государственной научно-технической политике»;

-- иные правовые акты.

К предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: [14. С.188]

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 60 тыс. руб. осуществляются на основе объявленных котировок, а свыше 250 тыс.руб. на основе объявленных конкурсов [15. С.205].

1.2 Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями

Бюджетные организации являются плательщиками всех видов налогов в зависимости от видов деятельности. Это налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, земельный налог, водный налог, единый социальный налог, транспортный налог, государственная пошлина.

В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам.

Рассмотрим данные налоги подробнее.

Налог на прибыль.

Порядок исчисления налога на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, бюджетные организации, получающие прибыль, являются плательщиками налога на нее.

Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ). К полученным доходам относятся доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.

При этом остаток целевого финансирования, не использованный организацией, прибылью не является (см. ст. 251 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления.

Таким образом, доходы бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т.ч. таможенной декларацией, приказом о командировке и т.п.). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно учитывать только те расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) с предпринимательской деятельностью.

Расходы бюджетных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы, а также расходы, связанные с ведением основной (некоммерческой) деятельности.

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, как и авансовые платежи по итогам отчетного периода, уплачивается не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, то есть срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Бюджетные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Упрощенная форма декларации отличается от общей формы, утвержденной приказом МНС России от 07.02.2006 № 24н, количеством заполняемых листов.

Указанные бюджетные организации представляют декларации по налогу на прибыль упрощенной формы гласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение № 2 к приказу МНС России от 07.02.2006 № 24н). А именно:

- Лист 01 «Титульный лист»;

- Лист 02 «Расчет налога на прибыль»;

- Лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»:

- Приложения №№ 1, 2, 3, 4, 5 к Листу 02 и Листы 03--06 предоставляются только в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налог на добавленную стоимость.

В соответствии с главой 21 НК РФ бюджетные организации являются плательщиками НДС, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность.

При этом целевые средства, полученные бюджетной организацией, не являются объектом налогообложения, так как согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг, nepeдача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества бюджетным организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

-- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

-- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

-- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

-- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговые ставки по НДС определяются ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставкам 0, 10 и 18%. Самой распространенной является ставка 18%. Она применяется в случаях:

1) когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по ставкам 0 и 10%;

2) когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Общий срок уплаты налога в бюджет установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (см. п. 1 ст. 174 НК РФ).

Налоговая декларация подается в тот же срок, который установлен для уплаты налога, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). [26. С.198]

Пункт 6 ст. 174 НК РФ уточняет, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2005 № 1бЗн.

Налог на имущество.

Порядок налогообложения по налогу на имущество определен гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно порядку ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость этого имущества, учитываемого по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислении для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В соответствии с п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), объекты основных средств бюджетных организаций не подлежат амортизации.

Вместе с тем решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645 дополнения, внесенные в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России от 24.03.2000 № 31н, признаны недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий с момента его издания.

Кроме того, согласно п. 17 ПБУ 6/01, по объектам основных средств бюджетных организаций в конце отчетного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете. А налог на имущество исчисляется и уплачивается ежеквартально с учетом остаточной стоимости имущества на конец каждого месяца, поэтому износ все-таки должен рассчитываться ежемесячно. Для обоснованности сумм остаточной стоимости следует составить ведомость по учету стоимости основных средств и их износу, начисленному по соответствующим нормам.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 НК РФ). [30. С.141]

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от суммы величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налог на имущество введен Законом Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 26.04.2004 № 496).

Налоговые ставки:

- 2% для организаций пищевой промышленности (за исключением предприятий, занятых в сфере производства подакцизной продукции и переработки рыбы);

- 2,2% для остальных организаций.

Уплата авансовых платежей и налога.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежеквартально не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогом не облагается имущество:

- бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов на основе сметы доходов и расходов;

- органов государственной власти Сахалинской области;

- органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований и иных органов местного самоуправления Сахалинской области;

- товариществ собственников жилья;

- религиозных организаций, используемое для осуществления благотворительной и иной деятельности, не приносящей доход;

- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

- используемое (предназначенное) исключительно для оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

- предназначенное для выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции;

- предназначенное для производства, переработки и хранения сельскохозпродукции, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции

Единый социальный налог.

На бюджетных учреждениях лежит обязанность уплачивать единый социальный налог. Порядок и условия его уплаты установлены гл. 24 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе бюджетные организации.

Пунктом 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ определено, что в объект налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (см. письмо МНС России от 22.07.2003 № 05-1-11.1143 «О едином социальном налоге»).

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, -- бюджетные организации применяют с 1.01.2005 г. базовую ставку 26,0% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. С 1.01.2002 по 31.12.2004 г. применялась базовая ставка 35,6% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. До 2001 г. отчисления предприятий во все бюджетные фонды составляли до 38,5% фонда оплаты труда; таким образом, четко прослеживается тенденция снижения налоговых ставок.

При исчислении ЕСН используются регрессивные ставки: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже применяемая ставка налога.

Налоговая база на каждое физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс. руб.; от 280 001 руб. до 600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена отдельная ставка. Такие же интервалы установлены и для применения регрессивного размера тарифа страховых взносов.

С 1.01.2005 г. сокращено количество интервалов налоговой базы, а также изменены размеры ставок, применяемые к соответствующим интервалам, и их распределение между федеральным бюджетом и фондами социального и медицинского страхования.

Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом данного субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы Российской Федерации определяют его ставку в пределах, установленных НК РФ, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 356 НК РФ). [33. С.107]

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Так например, в Сахалинской области транспортный налог введен Законом Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге» (в редакции от 24.02.2004 № 481).

Уплата авансовых платежей и налога.

Организации исчисляют и уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода в сроки не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего года.

Сумма авансового платежа за отчетный период устанавливается в размере 1/4 суммы, исчисленной как произведение налоговой базы по состоянию на 1-е число первого месяца отчетного периода и налоговых ставок.

Разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, исчисленного за налоговый период с учетом приобретенных в течение года и (или) снятых с регистрации транспортных средств, подлежит уплате не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном налоговым законодательством.

Физические лица уплачивают налог в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

От уплаты транспортного налога в Сахалинской области освобождаются:

- Герои Советского Союза, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, -- по одному транспортному средству (легковой автомобиль), а также их общественные объединения (организации) -- по автотранспортным средствам, используемым для выполнения своей уставной деятельности;

- физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, -- на одно транспортное средство (легковой автомобиль). Основание -- Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- инвалиды всех категорий, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, или в случае управления данным транспортным средством супругой инвалида (супругом), -- на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

- общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

- организации (предприятия) пассажирского автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки всех льготных категорий пассажиров в соответствии с законодательством (кроме такси), -- по автобусам, осуществляющим перевозки пассажиров;

- профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

- родители, имеющие детей-инвалидов, пользующихся правом на обеспечение автотранспортом на основании заключения медико-социальной экспертизы, -- на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

- граждане, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, владеющие транспортным средством, -- на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны труда -- на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

- учреждения интернатского типа, детские дома, дома ребенка, приюты, стационарные учреждения социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей органов социальной защиты населения, стационарные детские оздоровительные лагеря независимо от форм собственности;

- многодетные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты как «малообеспеченные», -- на одно транспортное средство (легковой автомобиль)

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налог вый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НК РФ.

Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (п. 11 Методических рекомендация по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177. [34. С.188]

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности -- лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Мощность двигателя определяется из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. При этом субъекты РФ вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования -- срока эксплуатации).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Земельный налог.

Согласно Земельному кодексу РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. До 1 января 2005 г. порядок платы за землю регулировался Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» и издаваемыми в соответствии с ним правовыми актами.

Бюджетные организации, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, не признаются плательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения) и не могут превышать 1,5% по общему правилу и 0,3% в отношении отдельных земельных участков. НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Бюджетные организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) самостоятельно на основании кадастровой стоимости земельных участков, получаемой по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, о чем уведомляются в порядке, определяемом муниципальными образованиями (городами федерального значения) не позднее 1 марта календарного года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

В Сахалинской области до 01.01.2006 г. земли облагались земельным налогом по ставкам, установленным Законом № 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями). Что касается ставок земельного налога, то они были установлены Федеральным законом от 9.08.94 г. № 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”. После этого в текст Закона № 1738-1 не вносились какие-либо изменения и дополнения, касающиеся индексации ставок земельного налога. Индексировались ставки земельного налога почти ежегодно начиная с 1995 г. соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на 1995-1997 гг., 1999 г., в 2000 г. - Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год”, который установил, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2 (ст.18).

Для земель сельскохозяйственного назначения, а именно земель крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы) в 2000 г. ст. 18 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год” установлен коэффициент 1.2 к ставкам налога за земли указанных юридических лиц (в отличие от 1999 г., когда по ним не индексировались ставки налога).

Порядок применения коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения рассмотрим на условном примере сельскохозяйственной организации ЗАО “Ниваагропродукт”, находящейся в Сахалинской области.

Согласно приложению № 1 к Закону № 1738-1 средний размер земельного налога в Сахалинской области составлял в 1994 г. 1360 руб. за 1 га пашни. С учетом проведенной в 1995-1997 гг. индексации ставок средний размер земельного налога по Сахалинской области в 2005 г. составлял:

1360 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = 6120 руб./га, где:

1,5 - повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. № 562;

1,5 - повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. № 378;

2 - повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Федеральному закону от 26.02.97 г. № 29-ФЗ.

С 01.01.2006 г. на Сахалине заработал новый земельный налог. Как известно, с 1 января 2006 года утратил силу закон «О плате за землю», что положило конец существованию старой системы налогообложения земельных участков.

В силу окончательно вступила 31 глава НК РФ. Для реализации в области этого закона администрацией приняты соответствующие меры. Финансовая проблема решена полностью за счет средств областного и федерального бюджета. Область взяла на себя обязательства финансировать в полном объеме работы по государственной кадастровой оценке пяти категорий земель, чтобы завершить эту работу уже в 2005 году. Бюджетом области на эти цели выделено 6,8 млн. рублей.

В Сахалинской области проведена государственная кадастровая оценка земель всех категорий. По трём категориям земель приняты постановления администрации области: земли сельскохозяйственных угодий, земли поселений и земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время муниципальные образования приняли решения по вопросам земельного налога. Например, в г. Южно-Сахалинске Администрация области рекомендовала главам муниципальных образований:

- завершить в 2005-2006 годах инвентаризацию земельных участков; обеспечить администрирование земельного налога в части принятия и опубликования представительными органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 1 января 2006 года земельного налога в установленные сроки;

- предусмотреть ассигнования на инвентаризацию земель, проведение территориального землеустройства, мониторингу земель.

- Управление Роснедвижимости по Сахалинской области и управление Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области должны продолжить работу по подготовке и предоставлению в налоговые органы сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельных участков.

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты водного налога регламентируется с 1 января 2005 г. главой 25.2 НК РФ «Водный налог».

Согласно ст. 121 Водного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 16.11.95 № 167-ФЗ, основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользование» водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются НК РФ в главе 25.2 «Водный налог».


© 2010 Рефераты