Рефераты

Налог на прибыль

Налог на прибыль

39

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

_____________________________________________________________

НОУ «Московский институт управления»

Кафедра экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента 5 к ЭУП учебной группы

Красникова Игоря Юрьевича

По дисциплине: «Налоговая система и налоговое планирование»

Тема: «Налог на прибыль»

РУКОВОДИТЕЛЬ ________________________

( должность)

________________________________

(фамилия, инициалы)

«_____»______________200__ г.

МОСКВА

  • Оглавление:
  • Введение 2
  • Налог на прибыль организаций 3
  • 1. Налогоплательщики и объект налога на прибыль 4
  • 1.1. Налогоплательщики 4
  • 1.2. Обьект налогообложения 5
  • 1.3. Группировка расходов в налоговом учете 13
  • 2. Особенности определения прибыли иностранных юридических лиц 18
  • 3. Льготы по налогу 19
  • 4. Налогообложение отдельных видов доходов предприятий 28
  • 5. Налогообложение иностранных юридических лиц по доходам, не связанным с их деятельностью в Российской Федерации 29
  • 6. Налоговый учет 30
  • 6.1. Основные различия в правилах ведения бухгалтерского и налогового учета 33
  • 6.2. Методология ведения учета 33
  • 7. Особенности налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции 35
  • 8. Устранение двойного налогообложения 36
  • 9. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов 37
  • Заключение 37
  • Список использованной литературы: 38

Введение

Налоговые отношения как самостоятельный объект уже в начале XIX века становятся предметом теоретических исследовании зарубежных и русских ученых. Общая теория налогов, система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых отношений, все эти вопросы, рассматриваются в рамках финансовой науки, которая включала в себя отдельное учение о государственных доходах. Теоретическое освещение проблем налоговой системы России нашло свое отражение в научных трудах многих русских ученых дореволюционного периода.

В 20-е годы XX в. теория налогов в рамках финансовой науки продолжала развивать традиции, которые были заложены русской и европейской финансово-налоговыми школами. Налоговая политика НЭПа нашла яркое сражение в работах M.Г. Сокольникова "Финансовая политика Революции" и М.Г. Бродского "Финансовая политика". После проведения в России финансовой реформы 1930-1932 г.г. на длительное время, учение о налогах, ею теоретические основы, разработанные с русскими учеными, были забыты. Более того, они сознательно были отвергнуты, так как было провозглашено построение первого в мире государства без налогов.

Только в конце 80-х годов, когда в пашей стране начали происходить коренные изменения, связанные с реформированием российской экономики. Жизнь снова поставила ученых перед необходимостью вернуться к проведению научных исследовании в области теории налогов.

Важные положения теории налогов и налогового права, отвечающие условиям современной России, были сформулированы в работах ученых: Л.В. Брызгалина, О.П. Горбуновой, И.В. Горского, В.И. Гуреева, П.Л. Козырчна, Л.П. Окуневой, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.М. Пушкаревой, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, Д.Г. Черника и других.

В последние годы ученые-правоведы уделяют большое внимание проблемам налогового права.

Вопросы организации правового регулирования налогообложения относятся к числу наименее разработанных в отечественной и зарубежной юридической литературе. Среди них: характеристика сущности правового регулирования налоговых отношений как одною из способов реализации государственного управления, определение принципов осуществления правового регулировании налоговых отношений, выявление факторов, обуславливающих содержание правового регулирования налоговых отношений и другие.

В настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т.е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.

В этой работе, мне хотелось бы на примере анализа налога на прибыль предприятия рассмотреть достижения налоговой реформы, главные черты налоговой системы Российской Федерации и ее особенности на современном этапе.

Налог на прибыль организаций

Этот налог введен законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций", принятым 27 декабря 1991 г. и действующим с изменениями и дополнениями до сегодняшнего дня.

В настоящее время налог на прибыль регулируется 25 главой второй части Налогового кодекса РФ.

В главе 25 "Налог на прибыль организаций" сохранена прежняя концепция налога как формы изъятия части прибыли организаций.

Основная задача норм главы 25 Налогового кодекса - максимально точно определить размер прибыли, полученной налогоплательщиком, и установить процедуру изъятия части такой прибыли в виде налога. Прибыль - это сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты. Поэтому для правильного исчисления прибыли необходимо учесть все затраты, понесенные налогоплательщиком в связи с получением дохода.

Если при обложении прибыли расходы учитываются не полностью, то норма налогового обложения прибыли (фактическая налоговая ставка) увеличивается, и размер налогового бремени оказывается выше, чем это номинально указано в налоговом законе.

Целесообразность тех или иных затрат в хозяйственной деятельности оценивается организациями самостоятельно и не должна регулироваться налоговым законодательством. Как известно, данная отрасль права определяет, с каким фактом хозяйственной деятельности связаны налоговые последствия, но не регулирует самих отношений, приводящих к налоговым последствиям. Налоги не могут и не должны прямо влиять на хозяйственную деятельность, они вторичны по отношению к ее результату. Нет результата - нет и налогов.

В связи с принятием данной главы НК налогоплательщики - организации обязаны вести налоговый учет, на основе данных которого должен исчисляться налог на прибыль. До этого названный налог исчислялся на основании данных бухгалтерского учета. Правда, эти данные применялись с отдельными корректировками, однако в целом бухгалтерская составляющая порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль всегда была основополагающей.

1. Налогоплательщики и объект налога на прибыль

1.1. Налогоплательщики

В соответствии со статьей 246 НК плательщиками налога на прибыль являются:

а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

Плательщиками налога на прибыль являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

При этом под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются филиал, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

Указанные предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм, перешедшие

- на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии со главой 26.1 НК;

- на упрощенную систему налогообложения в соответствии со главой 26.2 НК;

- на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

1.2. Обьект налогообложения

Объектом обложения налогом является прибыль организации. Прибыль в самом общем виде можно определить как сумму, составляющую разницу, на которую доход превышает затраты, связанные с получением этого дохода. Поскольку понятие прибыли является производным от понятия дохода, при обложении прибыли необходимо учитывать и законодательное определение дохода: "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить".

Особо следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 248 НК к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

С учетом этого доход можно охарактеризовать следующими признаками:

а) наличием выгоды в виде улучшения материального положения лица за счет поступлений, превышающих произведенные при этом затраты, а в некоторых случаях - за счет экономии на расходах;

б) существованием выгоды в денежной или натуральной форме;

в) возможностью оценить полученный доход с целью определить его количество

Прибыль определяется как полученный доход (сумма дохода), уменьшенный на величину произведенных расходов.

Здесь прослеживается расхождение со стандартами бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета доходы организации составляются как минимум из трех составляющих: выручки от продаж продукции (работ, услуг) по обычным видам деятельности, прочих доходов и внереализационных доходах.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.

По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.

Прибыль от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.

Убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.

Не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги. Не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.

При реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией. Под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации (новации). Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество. При исчислении первичными владельцами дохода по государственным ценным бумагам, полученным в результате реинвестирования (новации), при их погашении, в том числе при направлении облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД) на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключаются часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в результате реструктуризации (новации).

По операциям с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами, доходы от купли - продажи фьючерсного или опционного контракта либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом. Условием признания сделки сделкой, совершаемой в целях уменьшения рисков изменения цены базисного актива, является ее регистрация на бирже в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование операций с фьючерсными и опционными контрактами.

Убытки от купли - продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли - продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученную инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденных соответствующим удостоверением; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).

По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, указанных в акте передачи, но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости, отраженной в документах бухгалтерского учета передающих предприятий.

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.

Не включаются в налогооблагаемую базу также:

стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями для повышения их безопасности;

стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению Министерства путей сообщения Российской Федерации, управлений и отделений железных дорог);

стоимость различных сооружений и объектов связи (внутрипроизводственная телефонная связь, здания АТС, различные сооружения телефонной связи, кабельные и радиорелейные линии связи, линии радиофикации, трансформаторные подстанции, объекты телевидения и радиовещания, спутниковой связи и так далее), построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно принятых в установленном порядке на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства и государственными предприятиями связи Министерства связи Российской Федерации;

стоимость безвозмездно полученного горно - шахтного оборудования (основных средств и имущества, используемого для производственных целей) от других шахт (разрезов) как в составе объединения (акционерного общества), так и в системе бассейна и угольной отрасли;

стоимость имущества, полученного на безвозмездной основе от граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охраной для выполнения ее задач, установленных законодательством Российской Федерации;

стоимость основных фондов и иного имущества, передаваемых с баланса на баланс предприятий потребительской кооперации по решению собственников или органов, уполномоченных ими;

по банкам - материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица;

стоимость машин и оборудования, опытных образцов, макетов, других изделий, переданных для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставленных заказчиком научной организации в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно - технической продукции в соответствии с условиями договора (заказа);

безвозмездно полученные предприятиями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного года с момента получения. При нецелевом использовании полученных средств или в случае их неиспользования в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению;

средства, полученные российской организацией от акционеров (учредителей, участников) на погашение убытка, образовавшегося по данным годового бухгалтерского отчета за 1998 год, и направленные на указанные цели.

Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В целях налогообложения доход уменьшается на суммы, определенные в статьях 252-269 НК. В формировании расходной части для целей налогообложения с 1 января 2002 произошли некоторые изменения. В Положении о составе затрат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, используется термин "затраты", которые формируют себестоимость продукции (работ, услуг). В Положении по бухгалтерском учету, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, для целей бухгалтерского учета принят термин "расходы", под которым понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При этом под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Статьей 252 НК РФ установлено, что полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Исходя из устоявшихся определений, существующих в бухгалтерском учете, затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т.п. Следовательно, затраты становятся расходами в момент признания дохода, с получением которого связано потребление этих ресурсов, и тогда расходы отражаются уже не на балансовых счетах бухгалтерского учета, а формируют прибыль от реализации товаров (робот, услуг) и отражаются в отчете о прибылях и убытках.

Практически такой же подход к квалификации расходов в налоговом учете содержится и в главе 25 НК РФ - для квалификации затрат организаций в качестве расходов установлены следующие условия:

- обоснованность;

- документальная подтвержденность.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Формально эти два условия существовали ранее:

- подпунктом "а" пункта 2 Положения о составе затрат установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства;

- пунктом 1 статьи 9 федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что "все хозяйственные операции, проводимые организаций ей, должны оформляться оправдательными документами".

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в статье 252 НК РФ речь идет не только о "бухгалтерских" правилах оформления документов (под которыми в узком смысле понимается оформление документов на бланках унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России в течение 1997-2001 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах"), но и о требованиях к оформлению документов, вытекающих из норм всех законодательных актов РФ.

Статьей 252 НК РФ для квалификации затрат организаций в качестве расходов также установлено, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если нет дохода, то и расходы не принимаются для целей налогообложения. Например. пунктом 16 статьи 270 НК РФ определено, что не учитываются в целях налогообложения расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества (товаров, работ, услуг, имущественных прав).

Соотносимость расходов с доходами существует также и в бухгалтерском учете. Так, пунктом 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) или путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Таким образом, для признания затрат организации в качестве расходов необходимо выполнение следующих условий:

- обоснованность затрат;

-документальное подтверждение затрат;

- связь затрат с доходами.

Какие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль: начисленный или оплаченные?

До 1 января 2002 г.

В пункте 12 Положения о составе затрат установлено, что расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль того периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.). Единственное условие для уменьшения налогооблагаемой прибыли - затраты должны соотноситься с доходами в зависимости от метода определения выручки для целей налогообложения ("по отгрузке" или "по оплате"),

В пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.11.97 N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства о налогах на прибыль" подчеркнуто: "Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) учитывается в зависимости от учетной политики, принятой организацией, и в этом же периоде учитываются затраты, связанные с производством и реализацией этой продукции".

Таким образом, вне зависимости от принятого в учетной политике организации метода определения выручки для целей налогообложения ("по отгрузке" или "по оплате") затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль независимо от факта их оплаты, а в зависимости от соотносимости с выручкой данного налогового периода (т.е. к начисленной или оплаченной выручке). Именно к такой трактовке Положения о составе затрат однозначно пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.07.2000 N 8494/99 и отметил, что в себестоимость продукции (работ, услуг) могут включаться неуплаченные проценты по полученным кредитам банка, т.е. было признано, что налогооблагаемую прибыль уменьшают все-таки начисленные затраты.

После 1 января 2002 г.

В соответствии со статьями 272 и 273 НК РФ вводятся различия для признания расходов в зависимости от метода признания доходов:

- кассового метода;

- по начислению.

1. Признание расходов при кассовом методе. Организации, получившие в среднем за предыдущие 4 квартала сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) менее 1 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж), могут применять кассовый метод, при котором расходы и доходы признаются только после их оплаты. Для этих организаций расходами для целей налогообложения признаются затраты только после их фактической оплаты.

Следует заметить, что кассовый метод не является абсолютно новым для российского бухгалтерского и налогового учета. Так, пунктом 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98. N 64н, установлено:

"При принятии решения малым предприятием при учете доходов и расходов не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовании кассового метода учета следует учитывать следующее.

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат".

Пунктом 29 данных Рекомендаций определено, что кассовый метод представляет собой определение финансовых результатов "по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступлением средств на расчетный счет". Метод начислений - определение результата "по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждения банка".

Следовательно, если малое предприятие выбрало в своей учетной политике метод определения выручки "по оплате" (т.е. кассовый метод), то все затраты списываются на счета учета затрат только в части оплаченных ресурсов (сырья, материалов, работ, услуг, заработной платы и т.п.).

Правомерность применения малыми предприятиями кассового метода для целей налогообложения подтверждена в письме МНС России от 09.06.2000 N ВГ-6-02/442.

2. Признание расходов при методе начислений. Организации с выручкой свыше 1 млн. руб. в среднем за предыдущие 4 квартала обязаны применять метод начисления, при котором все доходы признаются для целей налогообложения по начислению ("по отгрузке"), независимо от момента поступления денежных средств.

При этом расходы также принимаются для целей налогообложения по начислению, но далеко не все. Так, статьей 272 НК РФ установлен перечень расходов, которые даже при применении метода определения доходов по мере начисления все равно принимаются для целей налогообложения только после их фактической оплаты (подъемные, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, взносы и т.п.).

1.3. Группировка расходов в налоговом учете

В соответствии со статьей 252 НК РФ расходы подразделяются на:

- связанные с производством и реализацией;

- внереализационные.

Аналогичная классификация предусмотрена и Положением о составе затрат, согласно которому все затраты подразделяются на:

- включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

- внереализационные расходы.

В соответствии со статьей 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

- материальные расходы;

- оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

Практически такая же группировка затрат установлена пунктом 5 Положений о составе затрат:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Таким образом, изменение коснулось лишь одной группы расходов, а именно: отчислений на социальные нужды (т.е. платежей в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования), которые в настоящее время объединены в составе единого социального налога и уменьшают налогооблагаемую прибыль согласно статье 264 НК РФ в составе прочих расходов в качестве сумм налогов и сборов, начисленных в установленном Правительством РФ о налогах и сборах порядке.

Следовательно, вместо 5 групп теперь применяются 4 группы расходов, при этом отчисления на социальные нужды (ранее выделенные в отдельную группу) включены в группу прочих расходов.

Согласно статье 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией чают в себя расходы:

- связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товар, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

- на освоение природных ресурсов;

- на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

- на обязательное и добровольное страхование;

- прочие, связанные с производством и реализацией.

Следует также обратить внимание на то, что главой 25 НК РФ не предусмотрено наличия подзаконных документов, регламентирующих отраслевые особенности состава затрат, как это было сделано в Положении о составе затрат.

Материальные расходы.

Материальные расходы до 1 января 2002 г. регламентируются пунктом 6 и отдельными подпунктами пункта 2 Положений о составе затрат, а с 1 января 2002 г. - статьей 254 НК РФ.

В целом нормы НК РФ и Положения о составе затрат применительно к материальным расходам совпадают, тем не менее необходимо обратить внимание на изменение ряда подходов.

1. Согласно статье 254 НК РФ в материальные расходы включаются затраты на приобретение материалов, используемых также для содержания и эксплуатации основных средств.

Согласно пункту 6 Положения о составе затрат в элементе "Материальные затраты" отражается стоимость покупных материалов, используемых для содержания, ремонта и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов.

Обращает на себя внимание отсутствие в НК РФ возможности включения е: материальные расходы материалов, используемых для ремонта основных средств. Вызвано это, видимо, тем, что расходы на ремонт основных средств (в которые включаются и материалы) согласно статье 253 НК РФ выделены а отдельную подгруппу в составе расходов, связанных с производством и реализацией, и в соответствии со статьей 260 НК РФ для целей налогообложения нормируются. В этой связи для целей налогообложения с 1 января 2002 г. необходимо различать материальные расходы:

- на содержание и эксплуатацию основных средств;

- ремонт основных средств.

2. Пунктом 5 статьи 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:

- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- технологические потери при производстве и (или) транспортировке.

Согласно пункту б Положения о составе затрат в элементе "Материальные затраты" отражаются потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Следует обратить внимание и на изменение подхода к списанию потерь в пределах норм естественной убыли.

Если до 1 января 2002 г. можно пользоваться 1 нормами естественной убыли, утвержденными в прошлые годы, в частности. Приказом МВЭС России от 19.12.97 N 631 "О нормах естественной убыли" (на данное обстоятельство обращено внимание в пункте 18 письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц"), то согласно статье 254 НК РФ эти нормы должны быть установлены Правительством РФ.

3. В отличие от Положения о составе затрат (которые не содержало подобной нормы) пунктом б статьи 254 НК РФ четко установлено, что при определении размера расходов при списании сырья и материалов на производство следует руководствоваться принятыми в учетной политике организации методами оценки материально-производственных запасов, т.е. установленными в Положении по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н:

- по себестоимости единицы запасов;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО).

Аналогичные нормы установлены статьей 268 НК РФ и для случаев реализации имущества.

Очевидно, что методы оценки списываемых материально-производственных запасов одинаковы - как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда до 1 января 2002 г. регламентируются пунктом 7 и отдельными подпунктами пункта 2 Положения о составе затрат, а с 1 января 2002 г. - статьей 255 НК РФ. Практически все предусмотренные НК РФ составляющие оплаты труда так или иначе предусмотрены Трудовым кодексе РФ, поэтому в этой части можно говорить о корреляции между нормами налогового и трудового законодательства РФ.

В целом нормы НК РФ и Положения о составе затрат совпадают по содержанию, однако обращает на себя внимание ряд новых нюансов.

Во-первых, согласно статье 255 НК РФ трудовые договоры и коллективные договоры являются основанием для уменьшения налогооблагаемой прибыли на любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также на расходы, связанные с содержанием этих работников.

Во-вторых, пунктом 1 статьи 255 НК РФ установлено, что в расходы на оплату труда включаются не только суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, но и в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда. Формально аналогичной нормы в Положении о составе затрат нет. Однако статьей Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что организации могут устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и другие). Таким образом, налоговое законодательство приводится в соответствие с трудовым законодательством.

В-третьих, принципиально по-иному решен в главе НК РФ вопрос с нормированием для целей налогообложения расходов организации на добровольное страхование своих работников. Подпункт "р" пункта 2 Положения о составе затрат содержит следующее ограничение для учета расходов по страхованию работников для целей налогообложения: суммарный размер отчислений на добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, не должен превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг) (для торговых организаций нормирование производится от показателя валовой прибыли). А пунктом 16 статьи 255 НК РФ вводятся ограничения как по содержанию договоров, так и по размерам страховых взносов, учитываемых для целей налогообложения:

1. В налоговом учете к расходам на оплату труда относятся не все договоры добровольного страхования, а только следующие договоры страхования:

- долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусмотрено страховых выплат, в т.ч. в виде рент и (или) аннуитетов в пользу с ванного лица (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае ленив смерти застрахованного лица),

- пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения которые должны предусматривать выплату пенсии пожизненно только при достижении застрахованным лицом предусмотренных законодательством РФ оснований для получения государственной пенсии;

- добровольного личного страхования работников, если такие договоры заключаются на срок не менее 1 года и предусматривает оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц;

- добровольного личного страхования, заключаемых исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

2. В налоговом учете расходы организаций по договорам добровольного страхования (совокупная сумма платежей/взносов) принимаются только в установленных пределах:

- в пределах 12% от суммы расходов на оплату труда - по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования работников, негосударственного пенсионного обеспечения работников;

- в пределах 3% от суммы расходов на оплату труда - по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

- в пределах 10 000 руб. в год на одного застрахованного - по договорам добровольного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты