Рефераты

Налог на доходы физических лиц

десь же производится расчет налоговой базы, суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также сумм налога, подлежащих возврату из бюджета или к доплате в бюджет.

В разделе V листа 02 декларации указываются данные для расчета авансовых платежей по налогу на текущий налоговый период. Этот раздел заполняется предпринимателями, частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой.

При этом в строке 16 данного раздела индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, впервые получающие доходы от осуществления предпринимательской и иной частной деятельности, указывают сумму дохода, которую они предполагают получить в текущем налоговом периоде. Данная сумма дохода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Остальные налогоплательщики вышеуказанных категорий, продолжающие занятие деятельностью в очередном налоговом периоде, по строке "Сумма предполагаемого дохода" указывают итоговую сумму дохода за предыдущий налоговый период из Приложения В (пп.3.1).

Приложение А "Доходы от источников в РФ, облагаемые по ставке 13%". На данном листе указываются доходы, полученные от источников в РФ в виде заработной платы, премий и других денежных и натуральных выплат; вознаграждений от выполнения работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам; материальной помощи, подарков, призов, доходов от продажи имущества и других доходов, которые учитываются при расчете налоговой базы, подлежащей обложению по ставке 13%.

Если все данные не помещаются на одном листе, то заполняется необходимое количество листов Приложения А. Итоговые данные по п.2 в этом случае отражаются только на последнем листе Приложения А.

Приложение Б "Доходы в иностранной валюте, облагаемые налогом по ставке...%". В Приложении Б указываются доходы, полученные физическим лицом, являющимся налоговым резидентом РФ, в иностранной валюте как в РФ, так и в иностранном государстве или из иностранного государства.

Перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются данные нормы, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения РФ с иностранными государствами (международными организациями) совместно с Министерством РФ по налогам и сборам.

Если в налоговом периоде были получены доходы, в отношении которых в РФ установлены различные налоговые ставки, то расчет сумм таких доходов и удержанного налога производится на отдельных листах Приложения Б.

Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке 6%.

Доход в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка РФ, действовавшему на дату получения дохода в иностранной валюте.

Значение "Код валюты" выбирается из "Общероссийского классификатора валют" (OK (MK (ИСО 4217) 003-97) 014-2000) [8].

В поле "Сумма налога, уплаченная в иностранном государстве в иностранной валюте" п.1 указывается сумма налога, уплаченная (удержанная) с дохода, полученного в иностранном государстве или из иностранного государства. Сумма налога указывается в той же валюте, в которой получен доход.

Значение, указанное в поле "Сумма налога, принимаемая к зачету в РФ", не может превышать значений полей "Сумма налога, уплаченная в иностранном государстве в рублях по курсу ЦБ РФ на дату получения дохода" и "Сумма налога, исчисленная в соответствии с законодательством РФ".

Итоговые данные отражаются в пункте 2 "Итого" только на последнем листе Приложения Б, при этом:

Значение пп.2.1 "Сумма дохода, полученного в рублях" равняется общей "Сумме полученных доходов в рублях по курсу ЦБ на дату получения" от всех источников выплаты, указанных в п.1 Приложения Б;

Значение пп.2.2 "Общая сумма налога, уплаченная в иностранных государствах в рублях" равняется сумме всех значений полей "Сумма налога, уплаченного в иностранных государствах в рублях по курсу ЦБ РФ на дату получения дохода" п.1 Приложения Б;

Значение пп.2.3 "Сумма налога, исчисленная в соответствии с законодательством РФ" равняется сумме всех значений полей "Сумма налога, исчисленная в соответствии с законодательством РФ" п.1 Приложения Б;

Значение пп.2.4 "Сумма налога, принимаемая к зачету в РФ" равняется сумме значений полей "Сумма налога, принимаемая к зачету в РФ" п.1 Приложения Б.

Приложение В "Доходы, полученные от предпринимательской деятельности и частной практики".

В п.1 Приложения В указывается период осуществления деятельности в отчетном году.

В п.2 указывается вид предпринимательской деятельности или частной практики и сумма дохода (расхода), полученного (произведенного) от занятия такой деятельностью.

В этом же пункте по каждому виду деятельности указываются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов и принимаемых к вычету в соответствии с положениями ст.221 НК РФ [3].

Индивидуальные предприниматели осуществляют учет доходов и расходов в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ [9].

Произведенные расходы отражаются по элементам затрат, в том числе: материальные расходы; амортизационные отчисления; расходы на оплату труда; прочие расходы.

Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, имеющие доход более чем от двух видов деятельности, заполняют необходимое количество листов Приложения В. Расчет итоговых данных производится на последнем листе Приложения В.

По указанным в Приложении В расходам должен быть составлен подробный реестр документов, подтверждающих произведенные расходы.

Приложение Г "Расчет сумм доходов, частично не подлежащих налогообложению, и имущественных налоговых вычетов при продаже имущества". В п.1 Приложения Г отражаются суммы доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, в отношении которых применяется налоговый вычет, установленный п.28 ст.217 Кодекса, в размере 2000 рублей.

В пп.1.1.2, 1.2.2, 1.3.2 и 1.4 2 указываются суммы налогового вычета по конкретному виду дохода. При этом каждая указанная сумма вычета не может превышать 2000 рублей.

В п.2 производится расчет имущественных налоговых вычетов соответственно по суммам, полученным от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика (кроме ценных бумаг).

В пп.2.1 2, 2.2.2, 2.3.2, 2.4 2, 3.1 2 и 3.2.2 указываются суммы имущественных налоговых вычетов по соответствующим видам доходов. В пп.2.1 2 и 2.3.2 указывается сумма документально подтвержденных расходов по приобретению проданного имущества в размере не более суммы полученного от продажи этого имущества дохода. Если документально эти расходы не подтверждаются, то указывается 1000000 руб. (по пп.2.1 1) или 125000 руб. (по пп.2.3.2), но не более суммы полученного от продажи этого имущества дохода.

Приложение Д "Расчет профессиональных налоговых вычетов по авторским вознаграждениям и договорам гражданско-правового характера". В п.1 этого Приложения указываются суммы авторских вознаграждений, при получении которых были произведены расходы, за издание книг, брошюр, статей, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения или промышленные образцы от источников, указанных в Приложениях А и Б.

Приложение Е "Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов". В этом Приложении рассчитываются суммы стандартных и социальных налоговых вычетов, на которые гражданин имел право в соответствии с действующим налоговым законодательством и предъявил в качестве основания для этого соответствующие документы. Виды стандартных налоговых вычетов, на которые физическое лицо может иметь право, указаны в п.2 Приложения, а социальных - в п.3.

В пп.1.1 п.1 Приложения Е указываются нарастающим итогом суммы доходов, облагаемых по ставке 13%, полученных от одного источника выплаты.

У индивидуальных предпринимателей, получающих доходы, налогообложение которых производится в соответствии со ст.227 НК РФ [3], доход, полученный в отчетном налоговом периоде, для расчета стандартных налоговых вычетов уменьшается на суммы расходов, связанных с извлечением данного дохода, за каждый месяц отчетного налогового периода.

Если при заполнении пп.1.1 п.1 Приложения Е сумма в каком-то периоде превысила 20000 руб., то последующие периоды не заполняются.

В пп.2.1 - 2.3 и 3.1 - 3.5 Приложения Е указываются суммы только тех налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имел право в отчетном налоговом периоде.

При заполнении пп.2.1 Приложения Е следует иметь в виду, что налогоплательщикам, имеющим в соответствии с пп.1 - 3 п.1 ст.218 НК РФ [3] право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Приложение Ж "Расчет имущественного налогового вычета по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры". Это приложение заполняется теми физическими лицами, которые имеют право на получение имущественного налогового вычета, установленного пп.2 п.1 ст.220 НК РФ [3], в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений в ст.219 и 220 части второй НК РФ [3] " общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим пунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).

В состав имущественного налогового вычета включаются расходы по приобретению физическим лицом незавершенного строительством жилого объекта, а также расходы, связанные с завершением строительства.

При осуществлении физическим лицом индивидуального строительства жилого объекта учитываются расходы, произведенные начиная с даты разрешения на строительство, выданного органами местной администрации.

Расчет вычета производится в пункте 3.

Приложение 3 "Расчет налоговой базы, облагаемой по ставке 35%". В данном Приложении указываются доходы, облагаемые налогом по ставке 35 процентов.

Приложение И "Расчет налоговой базы с доходов, полученных в виде дивидендов, облагаемых по ставке 6%". Физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации и получающее доходы в виде дивидендов от российских организаций, заполняет Приложение И на основе данных, полученных из раздела 4 "Дивиденды" справок по форме 2-НДФЛ.

При наличии у налогового резидента доходов в виде дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, заполняется приложение Б.

Приложение К "Расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги". На данном листе производится расчет налоговой базы при продаже ценных бумаг при наличии документально подтвержденных расходов, учитываемых при ее определении.

В случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым пп.1 п.1 ст.220 НК РФ [3] (т.е. заполнить пп.2.5 или 2.6 Приложения Г).

Налоговая база по каждой операции определяется отдельно с учетом положений ст.214.1 НК РФ [3].

Для каждого вида операций с ценными бумагами на листе предусмотрен отдельный подраздел. При наличии нескольких источников дохода одного вида каждый доход отражается на отдельном листе Приложения К. Итоговые суммы (пункты, обведенные в рамочку) заполняются на последнем листе.

Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как разница между положительными и отрицательными результатами, полученными от переоценки обязательств и прав требований по заключенным сделкам и исполнения финансовых инструментов срочных сделок, с учетом оплаты услуг биржевых посредников и биржи по открытию позиций и ведению счета физического лица. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивается на сумму премий, полученных по сделкам с опционами, и уменьшается на сумму премий, уплаченных по указанным сделкам.

Приложение Л "Расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим". Налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, аналогичном приведенному для приложения К, с учетом следующих требований.

В расходы налогоплательщика включаются также суммы, уплаченные учредителем доверительного управления (выгодоприобретателем) доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), для выгодоприобретателя, не являющегося учредителем доверительного управления, указанный доход определяется с учетом условий договора доверительного управления.

При приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается на организованном рынке ценных бумаг, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах. Если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом предусмотрена надбавка к расчетной стоимости инвестиционного пая, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая с учетом такой надбавки.

В случае, если при осуществлении доверительного управления совершаются сделки с ценными бумагами различных категорий, а также если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по каждой категории ценных бумаг и каждому виду дохода. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода (дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории).

Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), уменьшает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, а доходы, полученные по указанным операциям, увеличивают доходы (уменьшают убытки) по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

На первом листе декларации формы 4-НДФЛ указываются персональные данные о получателе дохода.

Поля "Код документа", "Серия, номер" документа", "Адрес места жительства или ведения деятельности в РФ, "Код региона" заполняются аналогично форме 3-НДФЛ. Физические лица, кроме поля "Адрес места жительства или ведения деятельности в РФ", заполняют поле "Адрес места жительства в стране, резидентом которой является декларант".

В пункте 1 "Доходы, подлежащие налогообложению по ставке 30%" указываются все доходы, подлежащие налогообложению по ставке 30 процентов, за исключением доходов, по которым в соответствии с Договорами (Соглашениями) об избежании двойного налогообложения предусмотрены особые налоговые ставки, которые указываются в пункте 2 "Доходы, в отношении которых в соответствии с международным законодательством применяются особые налоговые ставки" [3].

2.2 Пример заполнения декларации

Андрей Валерьевич Боровиков (ИНН 772470709219) проживает в г. Москве (код по ОКАТО 45286552000), воспитывает сына 1992 года рождения, который учится платно на дневном отделении высшего учебного заведения, и дочь, родившуюся в январе 2009 года.

8 течение всего 2009 года А.В. Боровиков работал по трудовому договору только у одного работодателя - в стоматологической клинике ЗАО "Улыбка" (ИНН 7728000030, КПП 772801001, код по ОКАТО 45293554000). Общая сумма, выплаченная ЗАО "Улыбка" А.В. Боровикову в качестве оплаты труда за указанный год, составила 900 000 руб. (по 75 000 руб. в месяц). Кроме того, в апреле 2009 года работодатель предоставил А.В. Боровикову единовременную материальную помощь в связи с рождением дочери в размере 80 000 руб., а в декабре вручил подарок стоимостью 8000 руб.

На основании письменного заявления работника и документов, подтверждающих его право на получение стандартных налоговых вычетов, в 2009 году организация предоставила А.В. Боровикову стандартные налоговые вычеты на двоих детей в размере 6000 руб. (подп.4 п.1 ст.218 НК РФ [3]).

В марте 2008 года А.В. Боровиков приобрел по договору купли-продажи квартиру в г. Москве за 9 500 000 руб. Кредиты (займы, ссуды) на покупку квартиры он не брал. Право собственности А.В. Боровикова на эту квартиру согласно свидетельству о государственной регистрации права было зарегистрировано в апреле 2008 года. В том же году налогоплательщик получил в налоговой инспекции по месту жительства уведомление, подтверждающее его право на получение у работодателя (ЗАО "Улыбка") имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья по доходам 2008 года. Это уведомление вместе с письменным заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, предусмотренного в пп.2 пункта 1 статьи 220 НК РФ [3], А.В. Боровиков передал в бухгалтерию ЗАО "Улыбка" в апреле 2008 года. До конца 2008 года организация предоставила работнику имущественный налоговый вычет на сумму 650 400 руб. (в размере его фактического дохода за апрель - декабрь 2008 года, облагаемого НДФЛ по ставке 13%).

В 2009 году А.В. Боровиков не стал обращаться к работодателю за получением остатка имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры.

В августе 2009 года А.В. Боровиков оплатил обучение сына на дневном отделении вуза, имеющего соответствующую лицензию. Общая сумма расходов на платное обучение сына составила в 2009 году 82 000 руб. Кроме того, в январе 2009 года А.В. Боровиков заключил со страховой компанией ОАО "Милосердие" договор добровольного медицинского страхования, по которому застрахованным лицом является его новорожденная дочь, и уплатил по нему страховые взносы на сумму 150 000 руб.

В августе 2009 года А.В. Боровиков продал Алексею Анатольевичу Кострову ценные бумаги - акции ОАО "Техгаз", не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, за 217 000 руб. Эти акции А.В. Боровиков приобрел в 2006 году за 189 000 руб.

Итак, в 2009 году А.В. Боровиков получил доходы от продажи ценных бумаг, с которых не был удержан НДФЛ. Значит, в соответствии с нормами статей 228 и 229 НК РФ [3] не позднее 30 апреля 2010 года он обязан представить в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ за 2009 год.

Декларацию А.В. Боровиков заполняет на основании справки о доходах за 2009 год по форме 2-НДФЛ, выданной ЗАО "Улыбка", договоров купли-продажи ценных бумаг и иных имеющихся у него документов и собственных расчетов. Реестр подтверждающих документов (их копий), которые налогоплательщик приложил к декларации, приведен в таблице.

В 2009 году ЗАО "Улыбка" предоставило А.В. Боровикову стандартные налоговые вычеты на двоих детей в размере 6000 руб. (подп.4 п.1 ст.218 НК РФ [3]). Кроме того, А.В. Боровиков претендует на получение социальных налоговых вычетов по расходам на обучение сына и суммам уплаченных страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования дочери. Он также намерен продолжить в 2009 году использование остатка имущественного вычета в связи с приобретением квартиры.

Чтобы получить указанные вычеты и рассчитать сумму НДФЛ, подлежащую возврату из бюджета, А.В. Боровиков должен отразить в декларации все суммы доходов, полученных им в 2009 году (даже и те, НДФЛ с которых был удержан налоговым агентом). Иными словами, в форме 3-НДФЛ (Приложение 1) он указывает сумму дохода, полученную в ЗАО "Улыбка", и сумму удержанного этим налоговым агентом НДФЛ, а также сумму дохода от продажи ценных бумаг, с которой налог не был удержан. При этом в декларации А.В. Боровиков заявляет к вычету документально подтвержденные расходы на приобретение ценных бумаг (ст.214.1 НК РФ [3]). Кроме того, на основании декларации за 2009 год А.В. Боровиков вправе получить:

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение сына (пп.2 п.1 ст.219 НК РФ [3]);

Социальный налоговый вычет по суммам уплаченных страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования дочери (пп.3 п.1 ст.219 НК РФ [3]);

Остаток имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры (пп.2 п.1 ст.220 НК РФ [3]).

3. Бухгалтерский учет

3.1 Особенности отражения в плане счетов информации о расчетах по налогу на доходы физических лиц

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям или расчетам по взносу в бюджеты (со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога) [1].

Бухгалтерский учет операций, связанных с налогом на доходы физических лиц, осуществляется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 1 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц ".

Типовые бухгалтерские записи:

Д 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - К 68-1 - удержан НДФЛ с оплаты труда;

Д 70 - К 68-1 - удержан НДФЛ с доходов от участия в уставном (складочном) капитале, выплаченных акционерам (участникам), которые являются сотрудниками организации;

Д 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выплате доходов " - К 68-1 - удержан НДФЛ с доходов от участия в уставном (складочном) капитале, выплаченных акционерам (участникам), не являющимся сотрудниками организации;

Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - К 68-1 - удержан НДФЛ с вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

Д 68-1 - К 51 - перечислены в бюджет суммы налога;

Д 99 "Прибыль и убытки" - К 68-1 - начислены штрафы и пени;

Д 68-1 - К 51 - перечислены в бюджет штрафы и пени.

Итак, в зависимости от ситуации начисление налога на доходы физических лиц отражается одной из проводок:

Д 70 К 68 субсчет "Налог на доходы физических лиц" - удержан налог на доходы с сумм, начисленных работникам фирмы;

Д 75 К 68 субсчет "Налог на доходы физических лиц" - удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не являются работниками вашей фирмы;

Д 76 К 68 субсчет "Налог на доходы физических лиц" - удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам, которые не состоят в штате вашей фирмы.

Материальная выгода является одним из видов налоговой базы по НДФЛ. Порядок ее определения регламентирован ст.212 гл.23 НК РФ [3]. Доход налогоплательщика в виде материальной выгоды может возникать в трех случаях:

1. При использовании заемных (кредитных) средств;

2. При приобретении товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц;

3. При приобретении ценных бумаг по льготным ценам.

Рассмотрим особенности налогообложения налоговой базы в виде материальной выгоды, возникающей при использовании заемных (кредитных) средств.

Материальная выгода как разновидность налоговой базы появляется в случае возникновения экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Это происходит, если средства приобретаются под низкий процент или без оплаты.

Экономии на процентах не возникает:

1. Если процентная ставка превышает установленный налоговым законодательством предел;

2. Если материальная выгода получена в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;

3. Если заемные (кредитные) средства используются на новое строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.

По Д 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет. Расчет материальной выгоды производится по определенному алгоритму, содержание которого зависит от того, в какой валюте выдается заем или кредит, планируется ли выплата процентов по займу и в каком порядке будут погашаться заем и кредит.

Если заемные средства приобретаются в рублях и предполагают выплату процентов, то налоговая база определяется в следующем порядке:

1. Рассчитывается сумма процентов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (до 1 января 2009 г. в расчет следовало брать 3/4 такой ставки);

2. Рассчитывается сумма процентов исходя из условий договора займа (кредита);

3. Определяется налоговая база в виде материальной выгоды как разница между результатом расчета п. п.1 и 2.

НДФЛ следует удержать в момент фактического возникновения дохода, которым является момент выплаты процентов, на эту же дату фиксируется ставка рефинансирования (пп.1 п.2 ст.212, пп.3 п.1 ст.223 НК РФ [3]).

Если дата уплаты процентов, указанная в договоре займа, не совпадает с фактической датой уплаты процентов заемщиком, датой получения дохода в виде материальной выгоды является дата фактической уплаты процентов по полученным заемным средствам [6].

Удержанный НДФЛ отражается в обычном порядке с использованием счета 68, субсчет "НДФЛ". Суммы займа отражаются с использованием счета 73, субсчет 73-1 "Расчеты по предоставленным займам". Проценты по займу учитываются в составе прочих доходов и отражаются с использованием счета 91, субсчет 91-1 "Прочие доходы [1].

Бухгалтерские записи по отражению в учете НДФЛ при экономии на процентах по заемным средствам применительно к примеру 3 (см. гл.1.4):

Дата операции

Содержание операции

Бухгалтерская проводка

Сумма, руб.

01.02.09

Выданы заемные средства

Дт 73-1 Кт 50

300 000

28.02.09

Начислены проценты по займу

Дт 73-1 Кт 91-1

443,84

28.02.09

Удержаны проценты по займу

Дт 70 Кт 73-1

443,84

28.02.09

Начислен НДФЛ с материальной выгоды

Дт 70 Кт 68-НДФЛ

518,00

28.02.09

Возвращена часть займа

Дт 50 Кт 73-1

100 000

31.03.09

Начислены проценты по займу

Дт 73-1 Кт 91-1

339,73

31.03.09

Удержаны проценты по займу

Дт 70 Кт 73-1

339,73

31.03.09

Начислен НДФЛ с материальной выгоды

Дт 70 Кт 68-НДФЛ

396

31.03.09

Возвращена часть займа

Дт 50 Кт 73-1

100 000

30.04.09

Начислены проценты по займу

Дт 73-1 Кт 91-1

164,38

30.04.09

Удержаны проценты по займу

Дт 70 Кт 73-1

164,38

30.04.09

Начислен НДФЛ с материальной выгоды

Дт 70 Кт 68-НДФЛ

192

30.04.09

Возвращена оставшаяся часть займа

Дт 50 Кт 73-1

100 000

Работодатель может заключить договор добровольного личного страхования работника со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, на случай его временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности. В этом случае он вправе выплатить работнику за свой счет только часть пособия по временной нетрудоспособности, не покрытую страховой организацией, за первые два дня нетрудоспособности [7].

Если же у работодателя отсутствует такой договор добровольного личного страхования в пользу работников со страховой организацией, первые два дня нетрудоспособности он оплачивает за свой счет в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона [11]. А на основании положений пп.48.1 п.1 ст.264 НК РФ [3] учитывает в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль всю сумму пособия за первые два дня нетрудоспособности (учитывая при этом нормированный максимальный размер пособия).

В бухгалтерском учете начисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности сопровождается следующими записями:

Д 20 (23, 26, 29, 44) К 70 - отражено начисление пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности, оплачиваемое за счет работодателя;

Д 69 К 70 - отражено начисление пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемое из средств ФСС РФ;

Д 70 К 68 - начислен НДФЛ на сумму пособия по временной нетрудоспособности;

Д 70 К 50 - выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

Перечисление налога в бюджет

Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов.

Перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет осуществляется платежным поручением и отражается в учете по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".

Уплата налога на доходы физических лиц от сумм оплаты труда производится организациями, которые в данном случае выступают в роли налоговых агентов.

В соответствии с п.7 ст.226 НК РФ [3] совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог в сумме задолженности налогоплательщика. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Для соблюдения и исполнения порядка перечисления налога за структурные подразделения налоговому агенту необходимо обратиться в соответствующий налоговый орган с целью постановки на учет по месту нахождения каждого структурного подразделения (рабочего места).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

В платежных поручениях (Приложение 2, 3,4) о перечислении в бюджет налога, удержанного с доходов, выплаченных работникам структурных подразделений (рабочих мест), налоговому агенту следует указывать ОКАТО того городского или сельского поселения, где расположено структурное подразделение (рабочее место), КБК для перечисления налога, штрафа или пени (Приложение 5).

Что касается порядка уплаты НДФЛ налоговыми агентами - индивидуальными предпринимателями, то на индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов НК РФ [3] не возложены обязанности по перечислению налога по месту осуществления деятельности.

Таким образом, уплата налога индивидуальными предпринимателями - налоговыми агентами производится по месту учета в налоговом органе, то есть по месту жительства, в установленные п.6 ст.226 НК РФ [3] сроки.

Заключение

Проведенный в курсовой работе анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса, НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой его новой редакции.

Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

Существующий ныне закон о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Применяемые налоговые вычеты носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже установленного минимального прожиточного минимума. Из финансового анализа действующих льгот по налогу на доходы физических лиц видно, что в результате применения налоговых вычетов на очень небольшом интервале доходов налогоплательщиков достигается эффект прогрессивности налогообложения доходов для низкооплачиваемых категорий граждан, что соответствует теоретическим обоснованиям классиков экономической мысли о необходимости прогрессивного налогообложения.

Налоговые органы Российской Федерации в силу существующей ныне недостаточной организационной развитости не способны обеспечить в полной мере выполнение налогового законодательства по собираемости налогов. В этой связи необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету уплаты налога на доходы физических лиц.

Основными направлениями в реформировании существующей ныне системы налогообложения налогом на доходы физических лиц являются:

построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

упрощение системы налогов;

создание совершенной законодательной налоговой базы;

совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

Успешность применения налоговых норм в большой степени зависит от особенностей экономической структуры страны, от организации и эффективности ее государственного аппарата. От законодательной власти России, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития в целях дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

Список использованной литературы

1. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10 2000 N 94н.

2. Конституция РФ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15 февраля 2010г. - М: Эксмо, 2010 - 800с. - (Российское законодательство).

4. Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии: Экономические и общественные условия его существования // Уч. зап. Императорского московского университета. - М" 1898. - Вып.16.

5. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2004. - С. 198.

6. Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/121.

7. Письмо ФНС России по г. Москве от 30.06.2006 N 20-12/58264.

8. Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2000 N 405-ст.

9. Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29 августа 2002 г., N 3756; Российская газета, 11.09.2002 N 171).

10. Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст.3341.

11. Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ.

12. Федеральный закон от 07.07.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений в ст.219 и 220 части второй НК РФ [3] ".

13. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

14. Федеральный закон от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 01.01.09.

15. www.garant.ru.

16. Закон СССР от 7 мая 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих".

17. Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц"

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты