1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия
Налог на доходы физических лиц
Особый порядок определения налогооблагаемой базы
Доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)
Налоговые вычеты
Налоговые ставки
Особенности взыскания и возврата налога.
Устранение двойного налогообложения.
2.Расчёты
Расчёт налоговой базы по НДФЛ на примере «МЕСТНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ»
2.2. Расчет суммы НДФЛ
Введение
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.
Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентноспособны с режимами стран - "налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем "налоговые гавани", очевидно, уступают развитым странам.
Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.
Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких соглашений не имеют.
Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые убежища", которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выбор страны размещения капитала.
При всем этом давление развитых стран Запада на страны - "налоговые гавани" никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к "налоговым гаваням", при всей остроте официальной критики, остается в рамках "резервируемой благосклонности". Большинство из стран - "налоговых гаваней" при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только "базируются" в налоговых гаванях", а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к "налоговым гаваням" могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны - "налоговые убежища" играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих "налоговых убежищ" за рубежом.
Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.
Моя цель в данной курсовой работе - это изучить: особый порядок определения налогооблагаемой базы, доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), налоговые вычеты, налоговые ставки, устранение двойного налогообложения в НДФЛ, особенности взыскания и возврата налога, последние изменения в НДФЛ. Так же произвести расчеты по НДФЛ.
I ГЛАВАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц, т.е. прямой налог на их личные доходы, существует практически во всех странах. В последние годы во всех экономически развитых странах происходит смещение в сторону увеличения удельного веса в структуре бюджета подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. В США, например, доля подоходного налога составляет 41 %, в Англии -- 46, во Франции -- 20%. В этом же направлении эволюционирует и налоговая система России. В настоящее время в Российской Федерации налогу на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль организаций и НДС и является основным налогом с населения.
Главный документ, которым регулируется порядок взимания рассматриваемого налога,-- глава 23 НК РФ.
Особенность налога на доходы физических лиц состоит в том, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, ответственность за его исчисление, удержание и перечисление в бюджет несут организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход работнику, выступая при этом в качестве налоговых агентов государства.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К лицам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Российским налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в России, а также доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации.
Для целей налогообложения возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога на доходы физических лиц.
Объектом налогообложения для физических лиц -- налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников как в Российской Федерации, так и за рубежом, а для физических лиц -- нерезидентов -- от источников только в Российской Федерации.
В случаях невозможности однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за рубежом их отнесение осуществляет Минфин России. Аналогично определяется доля указанных доходов.
Законодательством установлен следующий порядок исчисления налогооблагаемой базы. Учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду доходов, которые облагаются налогом по разным ставкам.
Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение этих доходов, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая база считается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой вычетов в этом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, не переносится.
Для доходов, облагаемых по иным ставкам, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов. Налоговые вычеты в этом случае не применяются.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату получения доходов (на дату осуществления расходов).
1.2Особый порядок определения налогооблагаемой базы
Законодательством предусмотрен особый порядок определения налогооблагаемой базы в следующих трех случаях:
¦ при получении доходов в натуральной форме;
¦ при получении доходов в виде материальной выгоды;
¦ по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых на основании ст. 40 НК РФ. В стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС и акцизов.
Наиболее распространенными видами натуральных доходов налогоплательщика являются:
¦ оплата за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) либо имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;
К доходам, полученным в виде материальной выгоды, относятся:
¦ выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении карты;
¦ выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц по гражданско-правовому договору, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
¦ выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения сводятся к следующему.
1. При определении базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев:
¦ по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством;
¦ по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти), в пользу застрахованного лица.
Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования на дату заключения этих договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35%.
При досрочном расторжении договоров добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев досрочного расторжения договоров по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров, полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов), учитывается при определении налоговой базы физического лица и подлежит обложению у источника;
¦ по договорам, которыми предусмотрено возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);
¦ по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований.
2. При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц работодателями, за исключением случаев, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, которыми предусматривается возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц и медицинских расходов застрахованных лиц.
3. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
¦ гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) -- как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения договора (на дату наступления страхового случая -- по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества взносов;
¦ повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) -- как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества взносов.
Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества, если ремонт (восстановление) не проводился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). Обоснованность подтверждается:
¦ договором (копией) о выполнении соответствующих работ (услуг);
¦ документами, подтверждающими принятие выполнен работ (услуг);
¦ платежными документами, подтверждающими факт оп ты работ (услуг).
В качестве дохода не учитываются суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенны в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая и установлением размера ущерба, судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с законодательством и условиями договора имущественного страхования.
В связи с развитием в России негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, осуществляемых путем заключения договоров с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), отметим особенности определения налоговой базы по таким договорам.
При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ, не учитываются:
¦ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством;
¦ накопительная часть трудовой пенсии;
¦ суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в свою пользу;
¦ суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими НПФ;
¦ суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в пользу других лиц.
При определении налоговой базы учитываются:
¦ суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими НПФ;
¦ суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в пользу других лиц;
¦ денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые под-лежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими НПФ, в случае досрочного расторжения этих договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока.
Названные суммы подлежат налогообложению у источника.
Особый порядок уплаты налога предусмотрен при обложении налогом доходов от долевого участия физических лиц в деятельности организаций.
Налог на дивидендные доходы, полученные от источников за рубежом, определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждой выплате по ставке 30%. Налогоплательщики вправе уменьшить рассчитанную сумму налога на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если источник дохода находится в государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Если же источником дивидендного дохода налогоплательщика является российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, последние определяют налог отдельно по каждому плательщику применительно к каждой выплате по ставке 30%.
1.3 Доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемыхот налогообложения)
В статье 217 НК РФ приводится перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемыхот налогообложения):
1) государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые по закону. К пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
3) все виды установленных законом компенсационных выплат (в пределах норм).
4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
5) алименты, получаемые налогоплательщиками;
6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню организаций, утверждаемому Правительством РФ;
7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;
-- налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной и исполнительной власти либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами правительственными и неправительственными межгосударственными организациями,
-- работодателями налогоплательщикам
-- членам семьи своего умершего работника или налогоплательщику
-- своему работнику в связи со смертью члена его семьи,
-- налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, а также в виде благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными российскими и иностранными благотворительными организациями,
-- налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами, -- налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в расположенные в Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в расположенные в Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
-- за счет оставшихся в распоряжении работодателей средств после уплаты налога на доходы организаций,
-- за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
10) уплаченные работодателями суммы, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей и детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями или общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств на указанные цели на счета плательщиков в банках;
11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования либо послевузовского образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;
12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу,-- в пределах установленных норм;
13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества;
14) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции -- в течение пяти лет после регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства;
15) доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на заготовку (закупку) этой продукции, за исключением доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от перепродажи указанной продукции;
16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения традиционных видов промысла;
17) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребкооперации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям;
18) доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторского вознаграждения;
19) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если не предусмотрено иное. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
20) доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций:
21) призы в денежной и натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на следующих соревнованиях:
-- Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов или на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств бюджетов,
-- чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от организаторов;
22) суммы, выплачиваемые организациями и физическими лицами на обучение в учреждениях, имеющих лицензии, детей-сирот в возрасте до 24 лет;
23) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
24) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
25) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход;
26) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;
27) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных;
28) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся в Российской Федерации;
29) доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
-- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей,
-- стоимость призов, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления,
-- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту,
-- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов,
-- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг),
30) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин срочной военной службы, призванных на учебные или поверочные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы либо по месту пребывания на сборах;
31) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидата на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидата выборного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата на должность в ином федеральном государственном органе, государственном не субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидата на иную должно в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, связанных с проведением избирательных кампаний;
32) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
33) выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в их погашение;
34) помощь (в денежной и натуральной формах), а также подар- ки, которые получены ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдо- вами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период войны, в части, не превышающей 10 тыс. руб. за налоговый период.
1.4Налоговые вычеты
Налоговые вычеты. Это понятие давно используется в зарубежных налоговых системах; в России же оно было введено впервые частью второй НК РФ. В отношении налога на доходы физических лиц предусмотрены четыре вида вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
При определении налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные ставки, налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
¦ в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода -- распространяется на налогоплательщиков-чернобыльцев и приравненных к ним категорий; инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I,II и III группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации;
¦ в размере 500 руб. -- распространяется на налогоплательщиков -- Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; участников Великой Отечественной войны, блокадников, бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны; инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь, и другие подобные категории граждан;
¦ в размере 400 руб. -- распространяется на все остальные категории налогоплательщиков и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб., после чего налоговый вычет в 400 руб. не применяется;
¦ в размере 600 руб. -- распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами иди попечителями, приемными родителями, и действует до месяца, в котором доход указанных лиц, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена ставка 13%) налоговым агентом, представляющим данный вычет, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором такой доход превысил 40 000 руб., вычет не применяется. Этот вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Указанный вычет удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также если учащийся в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям вычет производится в двойном размере. Предоставление им указанного вычета прекращается с месяца, следующего за месяцем их вступления в брак. Вычет этим лицам предоставляется по их заявлению. Иностранцам, у которых ребенок находится за рубежом, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок.
Налоговая база уменьшается с месяца рождения ребенка или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок достиг указанного возраста, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка. Вычет предоставляется за период обучения ребенка в учебном заведении, включая академический отпуск.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный вычет (3000, 500 и 400 руб.), предоставляется максимальны" из них. Стандартный вычет в 600 руб. предоставляется независим от получения лицом других стандартных вычетов.
Стандартные вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика по его заявлению на основании документов, подтверждающих право на вычеты
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов, предоставляемых на основании заявления плательщика при подаче! декларации в налоговый орган по окончании налогового периода (табл. 1).
При определении налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные ставки, плательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговыхвычетов (табл. 2).
Все названные имущественные вычеты предоставляются на основании заявления плательщика при подаче декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Вычет же по строительству и погашению процентов может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на вычет налоговым органом. Налогоплательщик имеет право на получение этого вычета у одного агента по своему выбору. Агент обязан предоставить вычет.
Если в налоговом периоде любой из названных имущественных вычетов не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на будущее до полного его использования.
При определении налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные ставки, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов следующие категории налогоплательщиков:
¦ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой,-- в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов связанных с извлечением доходов. Состав этих расходов, принимаемых к вычету, налогоплательщик определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ. К указанным расходам налогоплательщика относится и государственная пошлина, уплаченная в связи с его профессиональной деятельностью. Суммы уплаченного налога на имущество физических лиц принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом обложения налога на имущество физических лиц (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), используется для предпринимательской деятельности. Если указанные налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной ими от предпринимательской деятельности;
¦ налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера,-- в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, связанных с выполнением этих работ (услуг);
¦ налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов,-- в сумме произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены, они принимаются к вычету в определенных размерах (табл. 7.4).
К расходам в целях предоставления профессиональных вычетов относятся также суммы налогов, предусмотренных для указанных видов деятельности (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные налогоплательщиком за налоговый период, в том числе государственная пошлина, уплаченная в связи с профессиональной деятельностью налогоплательщика. При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива. Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных вычетов путем подачи заявления налоговому агенту. При отсутствии агента налогоплательщики реализуют это право путем подачи заявления в налоговый орган одновременно с подачей декларации. Дата получения дохода определяется в соответствии с табл. 4.
1.5 Налоговые ставки
Налоговые ставки. Налогообложение доходов физических лиц в большинстве стран строится по прогрессивной шкале. В России же с 1 января 2001 г. установлен пропорциональный метод -- ставка налога равна для каждого плательщика независимо от размера его доходов и зависит от вида получаемых доходов (табл. 5).
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц имеет некоторые особенности в отношении:
¦ налоговых агентов;
¦ предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой;
¦ отдельных видов доходов. Налоговые агенты --российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Суммы налога исчисляются и уплачиваются в отношении доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Агенты исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период. Налог по доходам, облагаемым по иным ставкам, агенты определяют отдельно. Сумма налога рассчитывается без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных ими. Налоговые агенты обязаны удержать налог из доходов налогоплательщика при их выплате. Налоговый агент удерживает налог за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при их выплате налогоплательщику либо по его поручению треть им лицам. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога агент обязан в течение одного месяца сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы налога не позднее дня получения в банке наличных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях агенты перечисляют суммы налога не позднее дня, следующего за днем получения налогоплательщиком дохода,-- для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем удержания исчисленной суммы налога,-- для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого агент признается источником дохода, уплачивается по месту его нахождения (жительства).
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять суммы налога налогоплательщика как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего обложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений.
Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц совокупная сумма налога, превышающая 100 руб., перечисляется в бюджет. Если же совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Не допускается уплата налога за счет средств налоговых агентов. При заключении договоров запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми агенты принимают на себя обязательства по уплате налога за физических лиц.
Особенности исчисления налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, сводятся к следующему. Исчисляют и уплачивают налог:
¦ физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,-- по суммам доходов, полученных от ее осуществления;
¦ частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от нее. Эти налогоплательщики исчисляют суммы налога самостоятельно. Общую сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, налогоплательщик определяет с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей, уплаченных в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Указанные налогоплательщики обязаны представить декларацию в установленные сроки. Налогоплательщики -- резиденты Российской Федерации в случае получения доходов за рубежом одновременно обязаны представить справку от источников доходов. Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная по налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим. При появлении в течение года у перечисленных налогоплательщиков доходов, полученных от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, они обязаны представить декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. Сумму предполагаемого дохода определяет налогоплательщик. Авансовые платежи рассчитывает налоговый орган на основе суммы предполагаемого дохода, указанного в декларации, или суммы фактически полученного дохода от названных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом предусмотренных налоговых вычетов. Налогоплательщик уплачивает авансовые платежи по налоговым уведомлениям:
¦ за январь -- июнь -- не позднее 15 июля в размере 1/2 годовой суммы платежей;
¦ за июль -- сентябрь -- не позднее 15 октября в размере ? годовой суммы;
¦ за октябрь -- декабрь -- не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей. В случае значительного (более чем на 50%) увеличения уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием суммы предполагаем дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган произвол перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Законодательством предусмотрены некоторые особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Налог исчисляют и уплачивают следующие категории налогоплательщиков:
¦ физические лица -- исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам;
¦ физические лица -- резиденты Российской Федерации, получающие доходы из зарубежных источников, исходя из сумм таких доходов;
¦ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами,-- исходя из сумм таких доходов. Эти налогоплательщики определяют суммы налога самостоятельно. Общую сумму налога, подлежащую уплате, налогоплательщик рассчитывает с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. Убытки прошлых лет не уменьшают налоговую базу. Указанные налогоплательщики обязаны представить декларацию. Налогоплательщики -- резиденты Российской Федерации в случае получения доходов от зарубежных источников одновременно с декларацией представляют справку от этих источников. Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля следующего года. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых агенты не удержали налог, уплачивают его равными долями в два платежа: первый -- не позднее 30 дней с даты вручения налогового уведомления, второй -- не позднее 30 дней после первого срока уплаты. Налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют:
¦ физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
¦частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;
¦ физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам;
¦ физические лица -- резиденты Российской Федерации, получающие доходы из зарубежных источников;
¦ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами. Лица, на которых не возложена обязанность представлять декларацию, вправе представить ее по месту жительства. В случае прекращения существования источников доходов до конца налогового периода лица, обязанные представлять декларацию, в пятидневный срок со дня прекращения существования источников представляют декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в Российской Федерации, и выезде лица из Российской Федерации декларацию о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде в Российской Федерации, это лицо представляет не позднее чем за один месяц до выезда из Российской Федерации. Налог, доначисленный по налоговым декларациям, уплачивается не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации. В декларациях физические лица указывают:
¦ все полученные ими в налоговом периоде доходы;
¦ источники их выплаты;
¦ налоговые вычеты;
¦ суммы налога, удержанные налоговыми агентами;
¦ суммы уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей.
Предусмотрены следующие меры обеспечения поступлений сумм налога на доходы физических лиц в бюджет. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной Минфином России, и представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в данном налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физических лиц.
Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы, если эти предприниматели предъявили агенту документы, подтверждающие их регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога.
1.6 Особенности взыскания и возврата налога
Особенности взыскания и возврата налога. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату агентом по представлении налогоплательщиком заявления. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные не полностью, налоговые агенты взыскивают до полного погашения физическими лицами задолженности. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
1.7 Устранение двойного налогообложения
Налоги с доходов, уплаченных налогоплательщиком -- резидентом Российской Федерации за рубежом в соответствии с законодательством других государств, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если это предусмотрено соглашением об избегании двойного налогообложения. Размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога, исчисленной так, как если бы эти доходы были получены от источников в Российской Федерации. Такой зачет производится при условии представления налогоплательщиком подтвержденного налоговым органом иностранного государства документа о полученном доходе иоб уплате налога за рубежом.
Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила договор об избегании двойного налогообложения, а также подтвержденный налоговым органом иностранного государства документ о полученном доходе и об уплате налога за рубежом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.
Глава II РАСЧЁТЫ
2.1. Расчёт налоговой базы по НДФЛ на примере«МЕСТНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ»
«МЕСТНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ»
Согласно пункту 2 Правил №310:
«местное телефонное соединение» - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения;
«предоставление доступа к сети местной телефонной связи» - совокупность действий оператора связи сети местной телефонной связи по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту услуг телефонной связи;
«предоставление возможности доступа к услугам телефонной связи» - обеспечение одним оператором связи возможности получения его абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи услуг телефонной связи, оказываемых другим оператором связи;
«телефонное соединение» - установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию;
«узел связи сети телефонной связи» - средства связи, выполняющие функции систем коммутации».
Рассмотрим особенности оказания услуг местной телефонной связи, установленные Правилами №310.
Оператор связи по своей инициативе может заменить выделенный абоненту абонентский номер только в том случае, если продолжение оказания услуг телефонной связи с использованием указанного номера невозможно (пункт 63 Правил №310). В таком случае, оператор связи обязан письменно известить абонента и сообщить ему его новый абонентский номер не менее чем за 60 дней до даты замены, если необходимость замены не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами.
Если осуществляется массовая замена абонентских номеров, то оповещение абонентов производится через СМИ и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).
Замена абонентского номера также может быть осуществлена по инициативе абонента (пункт 64 Правил №310).
В новых Правилах №310 сказано, что переключение абонентского номера на другую абонентскую линию в помещение, расположенное по другому адресу и находящееся во владении или пользовании этого абонента, осуществляется только по письменному заявлению абонента.В целях подключения к абонентской линии средств связи, обеспечивающих такое одновременное совместное использование двумя операторами связи одной абонентской линии для оказания различных услуг, оператор связи сети местной телефонной связи обязан изменить схему включения работающего на отдельной абонентской линии оборудования при получении от другого оператора связи обращения о таком изменении, письменно согласованного с абонентом (пункт 66 Правил №310). Порядок и условия выполнения таких изменений регулируются заключаемым соглашением между этими операторами связи.
Оплата услуг местной телефонной связи может осуществляться по абонентской или повременной системе оплаты.
С 1 января 2006 года абонентам фиксированной связи предложены три системы оплаты фиксированной связи:
- безлимитная с абонентской платой,
- повременная оплата;
- комбинированная система оплаты услуг связи.
При любом выбранном тарифном плане абоненты будут вносить минимальную оплату за эксплуатацию телефонной линии. Количество тарифных планов операторы связи будут устанавливать самостоятельно.
Порядок расчета тарифов за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг телефонной связи утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 14 мая 2002 года №437 «Об утверждении порядка расчета тарифов за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг телефонной связи».
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона №126-ФЗ все операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания на цели, которые предусмотрены Законом №126-ФЗ.
Пунктом 3 Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 года №243 «Об утверждении правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания», операторы связи ежеквартально отчисляют 1,2% средств, размер которых рассчитывается как разность между доходами от оказанных услуг связи в сети связи общего пользования и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования. При этом из указанной разницы доходов исключаются суммы НДС.
Отчисления в резерв универсального обслуживания производятся по итогам каждого квартала не позднее 30-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала (Приказ Минфина Российской Федерации от 21 декабря 2005 года №152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1.
Оператор связи ООО «А» оказывает услуги связи в сети связи общего пользования. По итогам 4 квартала текущего года:
- доходы от оказания услуг связи в сети связи общего пользования составили 2 000 000 рублей (в том числе НДС - 305 085 рублей);
- доходы от оказанных услуг присоединения составили 300 000 рублей (в том числе НДС - 45 763 рублей);
- доходы от оказанных услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования составили 1 000 000 рублей (в том числе НДС - 152 542 рубля).
Сумма отчислений в резерв универсального обслуживания за 4 квартал текущего года, которую оператор связи обязан отчислить до 30 января следующего года, составляет 7 119 рублей (1,2% х ((2 000 000 рублей - 305 085 рублей) - (300 000 рублей + 1 000 000 рублей - 45 763 рубля - 152 542 рубля))). В бухгалтерском учете оператора связи ООО «А» отчисления в резерв универсального обслуживания будут отражены проводками:
Для целей бухгалтерского учета расходами по обычным видам деятельности являются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (пункт 5 ПБУ 10/99). Следовательно, начисленная сумма обязательных неналоговых платежей оператора связи, связанных с осуществлением деятельности по оказанию услуг связи, признается расходом по обычным видам деятельности.
Для целей налогового учета отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи, признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подпункт 46 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона №126-ФЗ:
«Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц».
Собственник линии связи может ее передать оператору связи, например, в безвозмездное пользование. Рассмотрим на примере, как эти операции будут отражены в учете оператора связи.
Пример 2.
В декабре текущего года гражданин Иванов С.И. передал оператору связи ООО «А» в безвозмездное пользование линию связи. Между оператором и гражданином в этом же месяце был заключен договор на оказание услуг связи, согласно которому оператор предоставляет абоненту в пользование свободный телефонный номер.
Стоимость услуг по договору составляет 6 000 рублей (в том числе НДС 18% - 915 рублей), денежные средства перечислены на расчетный счет оператора.
Прокладка телефонной линии произведена за счет средств абонента, так как у оператора отсутствуют свободные абонентские линии в телефонных кабелях связи.
Стоимость линии связи, полученной в безвозмездное пользование, составляет - 60 000 рублей.
В бухгалтерском учете оператора связи ООО «А» данные хозяйственные операции отражены следующим образом:
Пример 3.
Оператор связи ООО «А» в ноябре текущего года безвозмездно установил телефон сотруднику своей организации.
Себестоимость услуг по установке телефона составила 10 000 рублей, рыночная цена установки телефона составляет 12 000 рублей (в том числе НДС 18% - 1 831 рубль).
В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны проводки:
Согласно пунктам 4, 12 ПБУ 10/99 фактическая себестоимость оказанных оператором связи услуг по установке телефона своему сотруднику включается в состав внереализационных расходов.
Для целей налогового учета безвозмездное выполнение работ по установке телефона своему сотруднику признается объектом налогообложения по НДС (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
Налоговая база определяется в соответствии со статьей 153 НК РФ.
Согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ стоимость работ по безвозмездной установке телефона своему сотруднику, а также сумма НДС, начисленная со стоимости выполненных работ, не включаются в состав расходов. Поэтому, сумма расходов, признанная оператором связи для целей бухгалтерского учета превышает сумму указанных расходов, признанных для целей исчисления налога на прибыль, на стоимость безвозмездно выполненных работ по установке телефона. Следовательно, возникает постоянная разница (пункт 4 Приказа Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02»). В связи с этим в бухгалтерском учете организации признается постоянное налоговое обязательство.
В данном примере стоимость работ по установке телефона будет учитываться при расчете налоговой базы по НДФЛ (пункт 1 статьи 210 НК РФ, подпункт 2 пункта 2 статьи 211 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 НК РФ:
«При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса».
При этом налоговая база по НДФЛ уменьшается на 4 000 рублей (пункт 28 статьи 217 НК РФ).
2.2. Расчет суммы НДФЛ
Дешевые займы для работников
Дабы простимулировать своих ценных сотрудников, многие фирмы предоставляют им займы на льготных условиях: на летний отдых, покупку жилья, дорогостоящие виды лечения. Рассмотрим основные моменты, которые нужно учесть при отражении выданных займов в учете, а также при их налогообложении. На какие даты начислять проценты? Когда удерживать налог с материальной выгоды? И в какие сроки этот налог перечислять?
И.Ю. Недельская, аудитор
Начислить строго раз в месяц
Выданные работникам предприятия займы следует учитывать на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" на отдельном субсчете "Расчеты по предоставленным займам"*. Методологической ошибкой является учет предоставленных займов на счете 58 "Финансовые вложения" субсчет "Предоставленные займы". На этом субсчете не учитываются займы, предоставленные работникам предприятия (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).
Если выдан беспроцентный заем, то особых проблем в учете не возникает. Потому мы подробно рассмотрим учет начисления и уплаты процентов. Прежде всего разберем, на какие даты отражать в учете начисленные проценты.
По правилам бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора (п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Понятие отчетного периода дано в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п. 4 ПБУ 4/99). Составлять промежуточную отчетность организация должна за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года (п. 48 ПБУ 4/99). Таким образом, минимальным отчетным периодом в бухгалтерском учете является месяц. Поэтому проценты по займам начисляют помесячно.
Рассмотрим отражение процентов в зависимости от условий договора в двух случаях, когда:
- проценты и часть долга по условиям договора уплачиваются ежемесячно;
- долг погашается и проценты уплачиваются по истечении срока действия договора.
Пример 1.
1 июля 2004 года организация предоставила экономисту заем на покупку материалов для ремонта квартиры в сумме 60 000 руб. Согласно заключенному договору, денежные средства предоставляются сроком на один год (365 дн.). Процентная ставка за пользование средствами составляет 6% годовых. Погашение займа осуществляется ежемесячно в размере 1/12 от суммы займа путем удержания из заработной платы. Также ежемесячно удерживаются проценты.
В бухгалтерском учете сделаны записи.
1 июля:
Дебет 73-1 Кредит 50 - 60000 руб. - выдан заем.
31 июля:
Дебет 73-1 Кредит 91-1 - 305,75 руб. (60000 руб. x 6% / 365 дн. x 31 дн.) - начислены проценты за пользование заемными средствами за июль;
Дебет 70 Кредит 73-1 - 5305,75 руб. (60000 руб. : 12 мес. + 305,75 руб.) - удержаны из заработной платы часть долга и проценты.
В дальнейшем начисление и удержание процентов, а также погашение долга производятся в том же порядке.
Пример 2.
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Но погашение займа и уплата процентов осуществляются по окончании срока действия договора. Досрочное погашение займа и уплата процентов договором не предусмотрены.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи.
1 июля 2004 года:
Дебет 73-1 Кредит 50 - 60000 руб. - выдан заем.
Хотя условиями договора и предусмотрено, что проценты уплачиваются по окончании срока займа, начислять их нужно на конец каждого месяца.
31 июля:
Дебет 73-1 Кредит 91-1 - 305,75 руб. (60000 руб. x 6% / 365 дн. x 31 дн.) - начислены проценты за пользование заемными средствами за июль.
Также проценты нужно будет начислить на последний день каждого месяца вплоть до 30 июня 2005 года.
Налоговые регистры не нужны
Для целей налогообложения прибыли проценты, полученные по договорам займа, считаются внереализационными доходами (п. 6 ст. 250 НК РФ). Определим, на какую дату их начислять.
Дата признания доходов по договорам займа при методе начисления закреплена в пункте 6 статьи 271 НК РФ. Если срок действия договора приходится более чем на один отчетный период, то доход признается на конец соответствующего отчетного периода, а также на дату прекращения договора (если он прекращен до истечения отчетного периода). Следуя этой норме, организации должны начислять проценты в налоговом учете на конец каждого квартала, а также на дату прекращения договора (за исключением организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли).
В то же время в аналитическом учете проценты по долговым обязательствам должны быть отражены в составе доходов на конец месяца в причитающейся к получению сумме (п. 4 ст. 328 НК РФ). Таким образом, и в бухгалтерском, и в налоговом учете проценты начисляются помесячно. Поэтому в налоговом учете их будет несложно учитывать на основании данных бухгалтерского учета.
Налог на выгоду
Рассмотрим на примере расчет суммы НДФЛ, исчисленной с полученной материальной выгоды.
Пример 3.
Воспользуемся условиями примера 1 и определим сумму налога на доходы физических лиц с материальной выгоды от экономии на процентах.
Налоговую базу от экономии на процентах бухгалтер определяет 31 июля.
3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату выдачи займа, составляют 9,75% (13% : 4 x 3). Теперь определим экономию на процентах - она составит 3,75% (9,75 - 6).
В налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в июле нужно включить 191 руб. (60000 руб. x 3,75% : 365 дн. x 31 дн.). Сумма налога будет равна 67 руб. (191 руб. x 35%).
Перечислить удержанный налог нужно не позднее 2 августа (1 августа приходится на выходной день).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.
Вместе с тем, по сравнению с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 13,6 % консолидированного бюджета против 60% в США.
Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому глава о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.
В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.
Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм. Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.
Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.
От законодательной власти страны, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.