Рефераты

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

3

Контрольная работа

на тему: «Налог на добавленную стоимость»

Вологда

2008

Содержание

  • 1. Налоговая система Российской Федерации: становление, развитие, недостатки, направления развития, понятие налога, виды налогов, ответственность налогоплательщиков 3
  • 2. Налог на добавленную стоимость 14
  • Список использованной литературы 54
  • 1. Налоговая система Российской Федерации: становление, развитие, недостатки, направления развития, понятие налога, виды налогов, ответственность налогоплательщиков
  • Становление и понятие налоговой системы
  • В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 г. учреждается Государственная налоговая служба -- независимый от Минфина России орган федеральной исполнительной власти.
  • К 1991 г. относятся работы по созданию налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства. Ее фундаментом можно считать принятый 27 декабря 1997 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Он установил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определил права и обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, закрепил основные общие положения и правила установления и введения в действие новых налогов.
  • Закон содержит такие основные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от его уплаты отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за отчетный период); целевые и иные налоговые льготы. При этом запрещены индивидуальные льготы.
  • Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ч. 1 ст. 1 НК РФ).
  • Налоги как экономическая категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков».
  • Как видим, налогообложение тесно связано с формированием государственного бюджета -- финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства. В РФ принимаются федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты. При этом большое значение имеет сбалансированное соотношение бюджетов разных уровней. Иначе говоря, действует принцип бюджетного федерализма, т.е., построения бюджетных отношений таким образом, чтобы путем взаимных расчетов соблюдались интересы бюджетов всех уровней. Остро стоит проблема оптимизации межбюджетных отношений -- правильного определения бюджетополучателей.
  • К последним относят федеральные органы исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета, включая органы исполнительной власти субъектов РФ и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в счет причитающихся им средств федерального бюджета. Получателями бюджетных средств выступают организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета, в том числе находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и ЗАТО, а также организации, имеющие государственные контракты с федеральными органами исполнительной власти (госзаказчиками) на поставку продукции в рамках государственного оборонного заказа (выполнение работ, оказание услуг).
  • Бюджетное регулирование реализуется через систему законов, устанавливающих единые правила взимания налогов и системы льгот для всех участников взаимосвязанного процесса налогообложения.
  • Одним из основных инструментов перераспределительных отношений выступает эффективная система налогообложения, своевременный и полный сбор налогов и сборов. Фундамент соответствующего бюджета образуют так называемые закрепленные налоги (т.е. изначально поступающие в соответствующие бюджеты в твердо зафиксированной доле). При этом собранных доходов может не хватить для покрытия расходов, необходимых для поддержания территории, для ее расширенного воспроизводства. В этом случае бюджету необходима компенсация недостающих средств путем изъятия их из более благополучного бюджета. Она реализуется через трансферты, т.е., через финансовые средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий через фонд финансовой поддержки, целевые бюджетные фонды. При этом используется норматив минимальной бюджетной обеспеченности одного жителя по текущим расходам.
  • Величина отчислений от федеральных налогов определяется либо методами квотирования либо присоединения ставок. При первом из них определенный процент налога остается на территории его сбора, втором -- территория взимает определенный процент налогов, одноименных с федеральными. Например, в федеральный бюджет перечисляется 6,5% налога на прибыль, а в территориальный -- 17,5%.
  • Бюджеты всех уровней (федеральный, региональный и местный) представляют собой баланс доходов и расходов за определенный период времени. Основная масса доходной части бюджета формируется за счет налога на добавленную стоимость (НДС), платежей за пользование природными ресурсами и т.д.
  • Налоговая политика государства является одним из основных инструментов бюджетной политики государства и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется в законах, налоговом кодексе, нормативных актах и других документах. Призванная стимулировать процессы воспроизводства в народном хозяйстве, на всех этапах развития экономики налоговая политика реализуется государством через:
  • * предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих развитие одних видов деятельности и свертывание других;
  • * введение одних налогов и сборов и упразднение других.
    Различают краткосрочную и долгосрочную налоговую политику государства.
  • Если первая направлена на создание условий для преодоления спада и для обеспечения подъема экономики страны, в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции и уровня безработицы, то вторая предполагает оптимизацию налогового бремени с целью стабилизации расширенного воспроизводства в стране.
  • Налоговая политика государства -- важный фактор регулирования экономики, социальной, экологической и демографической обстановки в России, укрепления обороноспособности страны, а также правоохранительных органов, развития образования, науки и культуры. Налоги можно использовать для стимулирования инвестиций в нужном регионе (местности) на важные в определенное время для развития экономики виды деятельности. С помощью налогов и сборов можно регулировать личное потребление населения, структурные сдвиги в экономике, ее динамику и объемы, а также взаимоотношения юридических и физических лиц с государством, стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечение через систему льгот и преференций иностранных инвестиций в экономику страны.
  • Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогообложения -- только элемент этой системы.
  • Налоговая система -- сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики. Для любой системы налогообложения характерно более или менее точное соответствие действующей экономической системе.
  • Система налогообложения -- главный инструмент перераспределения финансовых средств; для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего, стабильность общей экономической политики. Налоговая система как часть финансовой системы может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.
  • Налоговая система включает в себя установление прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, объектов налогообложения, налогов и льгот, структуры налоговых органов, а также учет налогоплательщиков.
  • Функции налоговой системы РФ сводятся к оптимальной организации деятельности государства, созданию условий для эффективной реализации его оборонной и социально-экономической функции, обеспечению баланса между доходами и расходами госбюджета. Налоговая система как составная часть финансово-кредитного механизма государственного регулирования воспроизводственных процессов в стране и регионах играет важную роль в формировании доходной части государственного бюджета.
  • Понятие налога и сбора и их классификация
  • Налог -- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  • Сбор понимается как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
  • В России устанавливаются федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы.
  • Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, действующие и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам, создающим основу финансовой базы государства, относятся:
  • * налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, единый социальный и водный налоги, а также акцизы, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
  • Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на соответствующих территориях.
  • При установлении регионального налога законодательные органы определяют налоговые ставки в пределах, устанавливаемых НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; соответствующие формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также предусматривать налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами. К числу региональных налогов и сборов относятся налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог.
  • Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
  • В городах федерального значения -- Москве и Санкт-Петербурге -- местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. При этом в соответствующих нормативных правовых актах определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительные органы местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. В зависимости от категории налогоплательщиков налогов и сборов их могут уплачивать как юридические, так и физические лица.
  • В зависимости от объекта взимания налоговых платежей выделяют налоги и сборы, взимаемые с прибыли, с сумм имущества /с недвижимости/, а также с суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг, налоги на потребление, ресурсные налоги и т.д. По функциональному принципу система налогов и сборов группируется так: с доходов физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, и др.), и с юридических лиц (налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество организации и т.д.).
  • В зависимости от способа изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные: первые, устанавливаемые непосредственно на финансовые результаты, доходы или стоимость имущества, могут быть реальные и личные. Реальными признаются налоги на какую-либо организацию, землю, дом и другое имущество. Они взимаются по внешнему признаку, а не по доходу, например, по площади земельного участка, численности работающих, количеству квартир, станков на производстве и т.д.
  • Среди личных налогов такие, как подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество физических лиц, а также на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Таким образом, основу обложения составляет величина дохода или имущества физических лиц.
  • Косвенные налоги, такие как налог на добавленную стоимость, на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и т.д., относятся к товарообороту и поэтому устанавливаются в виде надбавки к цене. Они оплачиваются потребителем. Они включаются в цену товара, работ, услуг или тариф. Среди косвенных налогов выделим, в свою очередь, акцизы и пошлины.
  • По времени внесения налогов и сборов их можно подразделить на две группы: плановые авансовые платежи с последующим их пересчетом, по фактическим данным и
  • В зависимости от того, кто определяет сумму налога, выделяют две категории субъектов: плательщики и уполномоченные организации.
  • Способ отражения налогов в финансовом учете показан в табл. 1.
  • Таблица 1
  • Относятся на себестоимость

    Земельный налог, единый социальный налог

    Уменьшают финансовые результаты до уплаты налогов на прибыль

    Налог на имущество

    Уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли

    Налог на прибыль

    Уплачиваются за счет чистой прибыли

    Сбор за право торговли

    Включаются в цену продукции

    НДС, акцизы, таможенные пошлины

    Удерживаются из дохода работников

    НДФЛ

    • Недостатки налоговой системы России

    Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

    Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

    В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

    В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

    Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

    Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются.

    Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

    Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

    Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

    Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

    Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на препятствование такому развитию.

    Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.

    Направления развития налоговой системы РФ

    Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

    В ходе проведения в России налоговой реформы целесообразно осуществить следующие основные налоговые преобразования:

    ослабить налоговое бремя и упростить налоговую систему, отменить низкоэффективные налоги;

    расширить налоговую базу, отменить ряд налоговых льгот, в соответствии с принципом налоговой справедливости расширить круг плательщиков налогов и облагаемых доходов;

    постепенно переместить налоговое бремя с организаций на физических лиц, снизить доли косвенных налогов;

    решить проблемы налогового амнистирования, связанные со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства;

    построить налоговую систему, адекватную соответствующим системам развитых стран.

    Ответственность за нарушения налогового законодательства

    За нарушение налогового законодательства юридические и физические лица несут ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 107 НК РФ, если нарушение не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. В зависимости от вида нарушения ответственность может быть административной, уголовной и дисциплинарной.

    Срок исковой давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. Его течение прерывается, если до его окончания нарушитель совершит новое налоговое правонарушение. В этом случае срок давности исчисляется со дня совершения последнего.

    С иском о взыскании налоговой санкции налоговые органы могут обратиться в суд не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срока давности).

    В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

    Виды налоговых правонарушений весьма многообразны (ст. 116-129 ч. I HK РФ).

    2. Налог на добавленную стоимость

    Налог на добавленную стоимость (НДС) -- один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства.

    Будучи одним из самых важных, налог на добавленную стоимость, вместе с тем, и один из самых сложных для исчисления. Следуя классификации, его нельзя отнести к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих условий взимания, НДС -- смешанный, многообъектный.

    В связи с тем, что бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, он относится к разряду косвенных. Однако при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, налогообложении строительства, выполненного хозяйственным способом, и в некоторых иных случаях НДС приобретает признаки прямого налога.

    Налог на добавленную стоимость, пожалуй, самый сложный налог в смысле понимания его сущности, порядка исчисления и уплаты в бюджет.

    Плательщики НДС

    Ими признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ. Этот перечень является исчерпывающим.

    Организации -- это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

    Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

    Поскольку НДС может взиматься как обычный налог и как таможенный платеж, выделяют два вида налогоплательщиков:

    налогоплательщики внутреннего НДС (взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ) -- организации и индивидуальные предприниматели;

    налогоплательщики НДС на таможне -- лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

    Анализ налогового законодательства свидетельствует, что юридических и физических лиц в зависимости от наличия у них обязанности по уплате внутреннего НДС можно поделить на следующие четыре группы:

    налогоплательщики НДС -- всегда имеющие статус налогоплательщика, то есть, это организации и физические лица, которые по закону обязаны уплачивать налоги;

    лица, уплачивающие НДС, -- это субъекты, будучи плательщиками НДС, обязанные его платить. Юридического определения указанных лиц не существует, это условное понятие. К ним относятся лица, обязанные уплачивать НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ;

    субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;

    неплательщики НДС, никогда не являющиеся плательщиками данного налога.

    Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ)

    В ст. 145 НК РФ закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от его исчисления и уплаты. Право на эту льготу обусловлено размером выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки без учета НДС не должна превышать 1 млн руб. Однако даже при соблюдении этого условия льгота не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Кроме того, законодатель запретил применять ее к обязанностям, возникающим в связи с ввозом товаров на таможенную территорию России.

    Не уплачивают НДС:

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, за исключением случаев, когда такие организации и индивидуальные предприниматели выполняют функции налогового агента по удержанию НДС у источника выплаты (иностранных организаций) и уплаты его в бюджет;

    2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

    Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС -- право налогоплательщиков. Налоговые органы не вправе требовать от них обязательного оформления такого освобождения.

    Льгота предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты НДС, подаваемых им в налоговый орган по месту своего учета. Форма заявления должна утверждаться ФНС РФ.

    Освобождение от НДС распространяется на 12 последовательных календарных месяцев. Льгота на последующие налоговые периоды представляется на основании письменного заявления в налоговый орган и документов, подтверждающих, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в течение 12-месячного срока освобождения за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн. руб.

    Например, организация, желающая получить освобождение с марта текущего года, должна не позднее 20-го марта представить в налоговый орган документы и заявление. При этом исчисленная в установленном порядке выручка от реализации товаров (работ, услуг) за декабрь, январь, февраль не должна превышать 1 млн. руб.

    Решение об освобождении или отсутствии на него права налоговые органы выносят по итогам 10-дневной проверки. Согласно п. 3 ст. 145 НК РФ налогоплательщик не освобождается от исполнения обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию страны товаров, подлежащих налогообложению (п. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Освобождение действует в течение срока, равного 12-ти последовательным налоговым периодам (месяцам). По его истечении налогоплательщики вправе просить о продлении освобождения.

    Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысит допустимое ограничение (1 млн. руб.), либо если имела место реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, налогоплательщики с 1-го числа месяца, в котором допускалось такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, до окончания срока освобождения утрачивают на него право.

    Выплаченная налогоплательщиком в связи с освобождением сумма НДС, подлежит восстановлению с уплатой в бюджет пеней и финансовых санкций также и в случае нарушения им порядка предоставления в налоговые органы документов на продление срока налогового освобождения.

    Объекты налогообложения

    Объектом налогообложения может быть любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате НДС.

    Налоговое законодательство определило следующие операции, подлежащие налогообложению на территории РФ: реализация товаров (работ, услуг), в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) и имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного или новации.

    Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются:

    а) передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, включая обмен товарами, работами или услугами;

    б) возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу;

    в) передача права собственности на товары результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

    Реализация предметов залога включает их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

    Не признаются объектом налогообложения:

    1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ:

    связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

    передача при реорганизации основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам);

    передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация, реализующая это имущество сторонним организациям или физическим лицам, исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке;

    передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

    передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из них, а также распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

    передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

    передача физическим лицам жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

    изъятие имущества путем его конфискации и наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке;

    * иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

    2) передача безвозмездно жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

    3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

    выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах их исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения этих работ (оказания услуг) установлена федеральным, региональным законодательством, актами органов местного самоуправления;

    безвозмездная передача основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

    В целях исключения двойного налогообложения одних и тех же товаров в разных государствах важно определить место их реализации в целях исчисления НДС. Это определение соответствует мировой практике применения этого налога.

    Операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ)

    В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на два вида: 1) обязательно освобождаемые от НДС (п. 1--2 ст. 149 НК РФ) и операции, от льготы по которым налогоплательщик вправе отказаться (п. 3 ст. 149 НК РФ). Этот режим освобождения применяется к реализации предметов религиозного назначения религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, а также товаров, работ и услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, учреждениями социальной защиты или социальной реабилитации населения.

    Право самостоятельно принимать решение об освобождении перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ объектов от НДС обусловлено высокой общественной значимостью этих операций либо возможностью снизить цену товара за счет отсутствия в ее составе косвенного налога. При этом запрещено выборочное освобождение от НДС, зависящее от каких-либо критериев покупателя соответствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения возможен на срок не менее 1 года на основании представленного налогоплательщиком заявления в налоговый орган по месту регистрации.

    Поскольку предприятие вправе отказаться от использования льготы на срок не менее 1 года, ему до начала очередного налогового периода целесообразно определиться, стоит отказываться от льготы или нет. Такой отказ выгоден, если сумма уплаченного поставщикам налога по экспортируемым операциям будет больше суммы налога, которую предприятию придется заплатить по товарам, реализуемым на внутреннем рынке в случае его отказа от льготы.

    Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ не освобождаются от налогообложения операции при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения и комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено законом. Иными словами, комиссионер, поверенный или агент не имеют права на льготу в части своего вознаграждения.

    Однако п. 2 ст. 156 НК РФ содержит исключение из этого правила, согласно которому освобождаются от уплаты НДС посреднические услуги по реализации следующих товаров (работ, услуг):

    услуг по сдаче на территории РФ в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

    медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

    ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализации похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

    * изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

    Таким образом, в названных выше случаях от НДС освобождаются как собственники товаров (исполнители работ и услуг), так и посредники, через которых они реализуются.

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) также следующие операции:

    Предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, если их национальное законодательство содержит аналогичную льготу в отношении российских граждан и юридических лиц России либо эта льгота предусмотрена международными договорами;

    Реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в том числе:

    1) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники:

    2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Однако это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

    услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

    услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

    продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или учреждениям;

    услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

    услуг по перевозке пассажиров:

    городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

    морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении;

    8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализации похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

    почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

    услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

    монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или иностранных государств.

    долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

    услуг, оказываемых без дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

    услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

    15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений); строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ;

    16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих.

    17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав;

    товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, т.е., режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем РФ без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики;

    товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках безвозмездной помощи (содействия) РФ.

    20) услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, услуг в сфере культуры и искусства.

    21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

    услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, в том числе аэронавигационному;

    работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка;

    услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

    Не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации следующие операции:

    1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение этими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

    Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты