Рефераты

Механизмы формирования региональной инвестиционной политики

Механизмы формирования региональной инвестиционной политики

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………...….6

1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность…………….......6

1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления……………………………………………………………………....14

1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики……..23

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ……………………………………………………30

2.1 Общая характеристика инвестиционных возможностей………………...30

2.2 Анализ инвестиций в основной капитал………………………………….36

2.3 Зарубежное инвестирование в экономической деятельности Ставропольского края…………………………………………………………...46

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………..55

3.1 Механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе………………………………………………………….55

3.2 Разработка программы “Создание благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику края”…………………………………..62

3.3 Активизация инвестиционно-инновационной деятельности в Ставропольском крае……………………………………………………………70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Актуальным в конце XX- начале XXI в. является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны, в том числе и Ставропольский край. Однако в Ставропольском крае инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности.

В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального потенциала. Инвесторы не смеют вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными.

Объектом исследования выступает инвестиционная политика в регионе.

Предметом исследования является механизмы формирования инвестиционной политики.

Исследованию проблем по формированию механизмов региональной инвестиционной политики посвящено множество научных работ отечественных авторов, таких как: Мартынов А.С., Вознесенская Н.Н., Игошин Н.В., Сергеев И.В. и т.д.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: системного анализа, графического моделирования, абстрактно-логический, сравнительный и экономико-статистический.

При написании работы была использована информационно-эмпирическая база: законодательные акты и постановления правительства; статистические данные; научная литература; методическая литература.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании механизмов формирования региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;

- проанализировать развитие инвестиционной деятельности в Ставропольском крае;

- выявить систему совершенствования механизмов формирования региональной инвестиционной политики.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности» рассматриваются основные понятия инвестиций и их экономическая сущность; теоретические аспекты региональной инвестиционной деятельности: сущность, формы направления; а так же основные механизм реализации региональной инвестиционной политики

Во второй главе «Анализ развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» дана общая характеристика инвестиционных возможностей Ставропольского края; анализ инвестиций в основной капитал; и зарубежное инвестирование в экономическую деятельность Ставропольского края.

В третьей главе «Совершенствование механизмов формирования региональной инвестиционной политики» приведены пути совершенствования механизмов обоснования и выбора приоритетов инвести-ционной деятельности и активизации инвестиционно-инновационной деятельности в Ставропольском крае.

В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность

Динамичное вложение инвестиций является обычным мерилом развития инвестиционных процессов. Именно по их объему, направленности и структуре можно судить о результатах осуществляемой экономической политики государства в области обеспечения устойчивого развития экономики и проведения структурных изменений в экономическом базисе страны [38].

В условиях современной России потребность в притоке новых инвестиций обусловлена необходимостью решения как текущих, повседневных задач, связанных с необходимостью поддерживать экономическое развитие по схеме расширенного воспроизводства в рамках заданной экономической модели, так и задач чрезвычайного характера, возникающих из-за неотвратимой необходимости ликвидации угрозы возникновения острого кризиса, связанного с массовым выходом из строя российского парка машин и оборудования, давно отслуживших свой эксплуатационный срок, но продолжающих работу практически в аварийном режиме. К числу чрезвычайных задач можно также отнести потребности в изыскании инвестиций для решения стратегических задач срочного реформирования экономики и обеспечения структурной перестройки, направленных на достижение такой конкурентоспособности российской экономики, которая позволила бы ей догнать быстро уходящие вперед развитые страны и не дала бы ей окончательно превратится в державу третьего сорта, живущую по непредсказуемому политическому, экономическому и социальному сценарию развития [10].

В Российской экономике существуют различные модификации определений понятия инвестиции, отражающие множественность подходов к пониманию их экономической сущности. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, спецификой конкретных этапов историко-экономического развития, господствующих форм и методов хозяйствования.

В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин инвестиции для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.

В последующий период термин инвестиции получил более широкое распространение в научном обороте, стал использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория - система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения [14].

С развитием рыночных отношений в российской экономике происходит пересмотр толкования категории инвестиции в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:

- связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;

- рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);

- анализ инвестиций не в статике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории инвестиции ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;

- включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект.

Рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов осуществления инвестиционной деятельности нашел свое отражение при определении термина инвестиции в российском законодательстве. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 6 июня 1991 г. - одним из первых законов рыночной направленности - инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект [1].

Аналогичная по смыслу формулировка содержится и в новом Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нем как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В новом законодательном документе, имеющем в отличие от прежнего более конкретную направленность (сфера капитальных вложений), уточнено понятие не только инвестиций, но и капитальных вложений, которые рассматриваются как форма инвестиций, представляющая собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты [16].

Инвестиции (от лат. investre - облачать) - долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные - вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании [22].

Движение инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии инвестиционные ресурсы - вложение средств является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия вложение средств - результат инвестирования предполагает окупаемость осуществленных затрат и получение дохода в результате использования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи.

С одной стороны, экономическая деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем [19].

Инвестиционная деятельность является необходимым условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта.

Движение инвестиций, в ходе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл.

Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи объектов инвестирования. Характерной особенностью инвесторов является отказ от немедленного потребления имеющихся средств в пользу удовлетворения собственных потребностей в будущем на новом, более высоком уровне [12].

В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» участниками инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, другие лица. По российскому законодательству ими могут быть хозяйствующие субъекты, банковские и небанковские финансово-кредитные институты, посреднические организации, инвестиционные биржи, граждане Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации [15].

Инвесторами могут являться вкладчики, покупатели, заказчики, кредиторы и другие участники инвестиционной деятельности.

Пользователи объектов инвестиционной деятельности - это юридические, физические лица, государственные и муниципальные органы власти, иностранные государства, международные объединения и организации, использующие объекты инвестиционной деятельности [9].

Субъекты инвестиционной деятельности могут выступать одновременно и как инвесторы, и как пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также совмещать функции других участников этой деятельности. Если инвестор и пользователь объектов инвести-ционной деятельности являются различными субъектами, то отно-шения между ними оформляются договором об инвестировании. На договорной (контрактной) основе инвесторы могут привлекать юридических и физических лиц, необходимых для размещения инвестиций. Инвесторы осуществляют самостоятельный выбор объектов инвестирования, определяют направления, объемы и эффективность инвестиций, контролируют их целевое использование. Являясь собственниками инвестиционных ресурсов, они имеют право владеть, распоряжаться и пользоваться объектами и результатами инвестиционной деятельности, осуществлять реинвестирование [14].

Рассматриваемые со стороны объекта инвестиции носят двойственный характер. С одной стороны, они выступают как инвестиционные ресурсы, отражающие величину неиспользованного для потребления дохода; с другой стороны, инвестиции представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской или иной деятельности, определяющие прирост стоимости капитального имущества [8].

В составе ресурсов, т.е. имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, можно выделить следующие группы инвестиций:

- денежные средства и финансовые инструменты (целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги);

- материальные ценности (здания, сооружения, оборудование и другое движимое и недвижимое имущество);

- имущественные, интеллектуальные и иные права, имеющие денежную оценку (нематериальные активы).

Из этого следует, что инвестиции, рассматриваемые в ресурсном аспекте, могут существовать в денежной, материальной формах, а также в форме имущественных прав и других ценностей. Вместе с тем независимо от формы, которую принимают инвестиционные ресурсы, они едины по своей экономической сущности и представляют собой аккумулированный с целью накопления доход [29].

Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики, поэтому инвестиционный климат имеет решающую роль для привлечения инвестиций. Проблемы инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата в российской экономике остаются весьма важным и приоритетными. Практически все ее сферы и отрасли испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой [43].

Инвестиционный климат - весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

- экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

- государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

- нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

- информационного, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.

Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений [27].

В настоящее время инвестиционный климат России требует совершенствования законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, совершенствование системы налогообложения для отечественных и зарубежных инвесторов.

Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту, а радикальное улучшение инвестиционного климата в России создает условия для интенсификации отечественного инвестирования, для возврата «беглых» капиталов в страну и использование их в инвестиционных целях.

1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления

Среди экономистов в отношении категории инвестиционной деятельности чаще всего используется воспроизводственный подход К. Маркса. На этой основе инвестиционную деятельность определяется как непрерывный процесс перехода из формы имеющихся возможностей в форму предметного их воплощения и обратно. Инвестиционная деятельность всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных экономических отношений. Являясь составной частью процессов экономического роста хозяйственных систем, она подчиняется тем же законам экономической теории.

В соответствии с законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ст.1, п.2) инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации [2]. Хотя инвестирование и является основой инвестиционной деятельности, оно не может быть использовано для ее полной характеристики. Инвестирование наряду с управлением доходностью инвестиций представляет один из этапов инвестиционной деятельности. Инвестиции - категория динамичная и свою суть проявляют как главное звено процессе инвестиционной деятельности или в инвестиционном процессе.

Определение инвестиционной деятельности, как вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации, позволяет выделить в инвестиционном процессе три стадии - прединвестиционную, стадию реализации инвестиций, а также стадию оценки итогов инвестирования [39].

Прединвестиционная стадия включает в себя, как минимум, изучение инвестиционного климата, разработку стратегической программы действий, а также проекты тактических маркетинговых опционов; установление и развитие необходимых деловых контактов с фирмами и организациями, составляющими деловую инфраструктуру региона, коммерческими банками, возможными конкурентами и коммерческими партнерами, соответствующими органами исполнительной власти в связи с оформлением необходимых документов, в том числе проектной документации, проведением требующихся экспертиз и т.п. Затем накопленные предварительно (за счет различных источников - собственных, заемных, привлеченных средств) ресурсы сразу или поэтапно преобразуются во вложения (затраты) в объекты инвестиционной деятельности. Впоследствии в процессе производства эти вложения дают прирост капитальных стоимостей, характеризуя реализацию инвестиций, этот прирост капитальных стоимостей в свою очередь ведет к появлению новой потребительной стоимости и получению дохода или иного эффекта от инвестирования. Практическая деятельность по осуществлению последовательности взаимодействий и взаимоотношений по подготовке реализации и самой реализации инвестиций и является инвестиционной деятельностью [50].

Характеристику инвестиционной деятельности обычно дают, опираясь на показатели по объемам, структуре и динамике инвестиций. Этот перечень показателей не выглядит достаточным. Необходимо учитывать и масштабы участия хозяйствующих субъектов и других операторов инвестиционной деятельности. На основе данных, публикуемых Госкомстатом РФ, число инвесторов в лице юридических лиц в России в 2002 г. было не менее 2-3 миллионов [32].

Качественная характеристика участников инвестиционной деятельности является неоднородной. Предпринимательские структуры различаются по своему происхождению, финансово-экономическому состоянию и соответствию целей своих действий общенациональным интересам. В реформирующейся России процесс формирования массива «добросовестных» предпринимательских структур, т.е., тех, чьи цели и интересы не противоречат государственным, бесспорно, набирает силу. Вместе с тем, в ходе приватизации произошло присвоение государственной и муниципальной собственности, которая в настоящее время стала объектом посягательств со стороны лиц, втянутых в орбиту экономической преступности. По различным экспертным оценкам, преступные группировки контролируют около половины коммерческих банков, не менее 60% государственных и 40% частных предприятий. До 80% голосующих акций перешло в руки криминального капитала посредством взимания дани с коммерческих структур в виде акций. На содержание поддерживающих преступные группировки чиновников расходуется до 50% «доходов». Продукция «теневого сектора» экономики оценивается примерно в 27% ВВП страны, в то время как по странам мира эти оценки полагают его оптимальное значение 5-10% ВВП. Малоутешительными следует признать оценки финансовой состоятельности предприятий [28].

Дополнительное представление об участниках инвестиционной деятельности дают данные, свидетельствующие об углублении в России процесса консолидации капитала. К настоящему времени более половины объема примышленного производства в России приходится на 200 крупнейших компаний и предприятий. Эта предпринимательская группа выступает в роли самых активных инвесторов. По оценкам журнала «Эксперт», только за один 2001 год их общая капитализация выросла на 60% с 62,5 млрд. долл. до 105 млрд. долл. Это почти 1/2 общего объема финансовых вложении организации по основным отраслям экономики в России. Крупнейшие российские компании составляют фундамент рынка корпоративных облигаций. На их долю в 2001 г. приходилось около 70% всех размещенных облигационных займов и более 60% оборота вторичных биржевых торгов. Большая часть эмиссий в этом секторе носит инвестиционный характер [30].

Особенностью инвестиционной сферы в России на современном этапе является чрезвычайно низкая эффективность инвестиционной трансформации сбережений населения. Анализ российского опыта в этом вопросе в 1990-е годы показывает, что в ходе реформирования экономики не были учтены важные макроэкономические закономерности, допускалась недооценка и рынки, сбережений населения в решении инвестиционных и других социально-экономических проблем [45].

Инвестиционная деятельность в России в значительной степени связана с ролью, которую играют в ней иностранные инвестиции (прямые, портфельные и, особенно, прочие, т.е. главным образом кредитные ресурсы). Число состоявшихся иностранных инвесторов определяется в незначительную цифру - не более 10 тысяч. Однако в их среде главными игроками выступаю крупнейшие в мире транснациональные корпорации - 90 из 100 называемых лаковыми международной организацией ЮНКТАД. По оценкам, на эти 90 корпораций приходится почти 40% общего накопленного в России объема иностранных инвестиций. Роль этой группы ТНК усиливается на фоне выше отмеченного процесса углубления консолидации российского капитала. Начало наступившего века знаменуется растущим числом примеров инвестиционного взаимодействия ТНК и российских крупнейших компаний [51].

В большинстве государств коммерческие банки известны как наиболее активные участники инвестиционной деятельности. Обычно общий объем кредитов реальному сектору экономики сопоставим с размером валового внутреннего продукта. В российских же условиях доля всех банковских активов не выше одной трети ВВП. Что же касается кредитов, то их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет менее 5%. Для инвестирования в основной капитал российские компании вынуждены, обращаться к иностранным банкам. Разница в ставках, составляет не один-два процента, а в полтора-два раза выше. При этом зарубежные банки пока не требуют перевода оборотов клиентов к себе. Тем не менее, но прогнозным оценкам рост кредитного процента в России определяется па 10-15%. Благоприятны перспективы у облигационных займов (их держатели - в основном те, же банки) [54].

Активная роль в инвестиционной деятельности принадлежит государству. На него в лице его институтов возлагаются функции государственного регулирования инвестиционного процесса, осуществления бюджетных инвестиций и мер содействия.

Заметное место в инвестиционном секторе предпринимательской деятельности занимают различные ассоциации предпринимателей, некоторые другие предпринимательские структуры, в том числе страховые компании, различные фонды и прочие организации, оказывающие инвесторам инфраструктурное обеспечение [56].

Инвестиционная деятельность на стадии прединвестиционных действий концентрируется обычно в центрах сосредоточения финансо-торгового капитала, в частности фондовых бирж, инвестиционных фондов и финансовых компаний, а также штаб-квартир и представительств промышленных корпораций, организаций инфраструктурного обеспечения. Роль и позиции сложившихся в мире центров инвестиционной деятельности достаточно стабильны. Зарождение новых таких центров - явление редкое, занимающее, как правило, многие десятилетия. На стадии же реализации инвестиционных решений географическое размещение инвестиционной деятельности, как процесса, лишено каких либо ярко очерченных тенденций развития и имеет подчиненный характер, то есть зависит от размещения и развития производительных сил в конкретных регионах в границах конкретного государства. Это касается деятельности, связанной с капиталовложениями [35].

Финансовые инвестиции реализуются преимущественно в вышеупомянутых центрах инвестиционной активности как отечественных, так и зарубежных. В странах, где рынок ценных бумаг не получил достаточного развития, центры прединвестиционной активности тяготеют располагаться в административно-территориальных столицах, то есть там, где находится государственные учреждения, ведающие вопросами регулирования инвестиций и осуществления таковых из бюджетных источников финансирования. В таких же центрах сосредотачиваются предпринимательские структуры, обеспечивающие инвесторов требующимися услугами: банковско-расчетными, аудиторскими, консалтинговыми, юридическими и т.п. Столицы в странах с переходной экономикой становятся местом зарождения и развития общегосударственных и региональных рынков ценных бумаг. Чем выше значение центральной государственной власти в принятии инвестиционных решений, тем значительней концентрация прединвестиционной деятельности в столичных городах страны [40].

Инвестиционная деятельность может иметь проявление в форме сотрудничества хозяйствующих субъектов в сфере инвестиций. Суть этого проявления заключается в их долгосрочном осуществляемом на договорной основе взаимодействии, независимо от характера деятельности и форм собственности с целью совместного получения прибыли или иного эффекта от потребляемых инвестиционных ресурсов в ходе реализации инвестиционного проекта. Чем значительней место, занимаемое таким сотрудничеством в общем комплексе составляющих инвестиционную деятельность, тем выше может оказаться ее результативность [17].

Как на это обращалось внимание при классификационной характеристике инвестиций, их взаимодействие по видам отличается дифференциацией и интеграцией, хотя движение каждого типа инвестиций происходит обособленно. Вместе с тем, эти движения взаимообусловлены и тесно переплетены. Такая же ситуация складывается в отношении инвестиционной деятельности. Это движение только на первый взгляд кажется хаотичным. На самом деле оно подчинено некоторым закономерностям и происходит в определенной системе, которую Тумусов Ф.С. определяет инвестиционный рынок, как совокупную возможность всех инвесторов обеспечить финансирование и материализацию строящихся и реконструируемых объектов различного назначения при оптимальных сроках окупаемости вложенных средств и наличия конкурсов при осуществлении проектов [22].

В условиях перехода к рыночной экономике экономическое пространство государства и каждого из его регионов оказывается системой взаимосвязанных рынков, и это в полной мере касается инвестиционной сферы. Систему инвестиционных рынков правомерно рассматривать в качестве важнейшей институциональной формы инвестиционной деятельности в регионе. Она находит свое конкретное воплощение в виде следующих основных системообразующих сегментов:

- рынок материальных и интеллектуальных ресурсов
инвестиции иного процесса, включая строительные и конструкционные материалы, техническое и технологическое оборудование, «ноу-хау» и т.п.;

- рынок подрядных работ;

- рынок долгосрочных финансовых ресурсов, используемых в инвестиционном процессе [30].

Под региональной инвестиционной деятельностью следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона.

Региональные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных условий инвестиционного роста региональной экономики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики. На первое место выходит потребность активизации инвестиционной деятельности региона с учетом совокупности инвестиционных интересов всех региональных субъектов и стратегических целей социально-экономического развития [6].

Очевидно, что перед региональной экономической наукой встает задача научно обоснованного формирования новых условий повышения инвестиционной активности в регионе через совершенствование системы регулирования инвестиционной деятельности, анализ факторов активности инвесторов, разработку мотивационного механизма инвестиционного рынка, целевое увеличение объемов инвестиций с направлением ресурсов в приоритетные направления экономики [9].

Степень зрелости региональных инвестиционных рынков в Российской Федерации неодинакова. Но в целом, учитывая переходный период, им свойственна следующая общая особенность: в большинстве регионов такие рынки являются «закрытыми», т.е. инвестиционная деятельность в определенной своей части реализуется в виде встречной торговли субпоставок, «Открытое» функционирование регионального рынка средств производства (через биржевую торговлю, инвестиционные торги и т.п.) не является характерным. Важно отметить, что рынок строительных подрядных работ жестко привязан к системе инвестиционных рынков в регионе, хотя обращает на себя внимание тенденция вторжения на местные инвестиционные рынки иностранных подрядчиков [4].

Недостаточная зрелость рыночных отношений проявляется в характере процесса формирования региональных рынков долгосрочных финансово-кредитных ресурсов. В дореформенный период эта проблема в региональном масштабе не значилась. Понятие свободных финансовых ресурсов в реформирующихся странах поначалу было более чем условно. Доминировала привычка получать государственные безвозмездные капитальные вложения. Использование кредитных ресурсов долго оставалось непривычным делом. Инфраструктура кредитования до сих пор оставляет желать лучшего [9].

Нельзя не отметить последовательное усиление роли региональных рынков ценных бумаг, действующих в рамках региональных фондовых бирж, а также по каналам внебиржевого оборота ценных бумаг. При этом региональные фондовые рынки намного слабее столичных.

Развитие региональных фондовых рынков идет по нескольким направлениям:

- совершенствование инфраструктуры рынка - развитие и укрепление инвестиционных институтов, накопление ими капиталов, улучшение информационных потоков, совершенствование структуры рынка;

- развитие новых фондовых инструментов, введение в оборот облигаций, векселей коммерческих банков и фирм, акций традиционных и новых элементов, производных инструментов и др.

Немалое значение приобрел процесс самостоятельного выхода ряда российских регионов и особенно, компаний на мировую арену в роли заемщиков кредитных ресурсов, а также участников зарубежных рынков долговых обязательств и цепных корпоративных бумаг [13].

Анализ инвестиционных рынков позволяет подробнее остановиться на вопросах, касающихся сущности, форм и направлений региональной инвестиционной деятельности. Во времена Советского Союза не придавалось значение инвестиционной деятельности в рамках региона. В исследованиях того периода понятие «региональная инвестиционная деятельность» практически не встречалось. Такое положение вещей сохраняется и по настоящее время, хотя это вряд ли правильно. Указанное понятие, как и «региональные инвестиции», имеет все основания считаться важным, поскольку оценка масштабов динамики и направлений инвестиционной деятельности в регионе позволяет полнее определять перспективы его развития, вернее решать проблемы инвестиционной сферы на межрегиональном и общенациональном аспектах [15].

Инвестиционную деятельность могут осуществлять как хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в регионе местонахождения инвестиционного проекта, так и субъекты других регионов, а также зарубежных стран. В процессе прединвестиционной деятельности и в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках своей компетенции принимают участие органы исполнительной власти региона, особенно того региона, где находится инвестиционный проект, и, если это требуется, соответствующие исполнительные органы федерального уровня.

При этом цели и функции хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти неодинаковы как по качественным характеристикам, так и во временном режиме их проявления. В связи с этим по каждому из инвестиционных проектов, осуществляемых на территории конкретного региона в виде региональной инвестиции, выражающейся во множественности видов, функций и структурных содержаний, возникает сложная система причинно-следственных связей, которая существует не «сама по себе», а является органической частью деловой активности не только региона, но и страны в целом, а в некоторых случаях соответствующего зарубежного государства или группы стран - места происхождения инвестиций [18].

Таким образом, инвестиционная деятельность по конкретному проекту региональных инвестиций может выходить далеко за рубежи территории региона, не переставая при этом быть региональной.

1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики

Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационной основе. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого и модифицирующегося взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования [20].

Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Однако заметим, что авторы ряда научных работ, рассматривая вопросы управления инвестиционной деятельностью, обычно ак-центируют внимание на методах, с помощью которых можно воздействовать на этот вид деятельности, обходя при этом содержание и структуру такой категории как «механизм реализации инвестиционной политики».

Современные энциклопедические издания понятие «механизм» трактуют следующим образом [27]:

- внутреннее устройство, система чего-либо;

- совокупность и последовательность состояний, стадий процессов, из которых складывается какое-либо явление.

Выделенные характеристики, присущие данной категории, позволяют раскрыть особенности и дополнить содержание этого понятия применительно к инвестиционному процессу. Подчеркнем, что механизм (в том числе экономический, хозяйственный) является результатом целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений [24].

В соответствии с принятой общей схемой построения регуляционного механизма модельное представление изучаемого нами механизма включает в себя следующие элементы:

субъект - движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм;

цели - программируемые желаемые результаты действия механизма;

методы - инструментарий, способы и технологии процессов достиже-ния поставленных целей;

форма - организационное и правовое оформление методического обес-печения;

средства - совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения поставленных целей;

объекты - хозяйствующие субъекты, экономическая среда [26].

По вопросу структуры механизма реализации региональной политики существуют разные точки зрения, однако принципиальных расхождений между ними не наблюдается. Так, к механизму политики относят общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей.

Методические подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающие проведение самостоятельной, собственной политики на региональном уровне.

Региональная инвестиционная политика - это система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона [31].

Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.

Первый блок - это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой [23].

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.

Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).

Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Под механизмом региональной промышленной политики понимается система правовых, организационных и экономических мер, со-действующих формированию конкурентно способного производства, повыше-нию его эффективности. Динамичность инвестиционного процесса обусловливает наличие гибких форм его организации и управления, что, в свою очередь, требует комплексного регулирования основных его стадий с ориентацией на конечные результаты. В процессе реализации инвестиционной деятельности все ее участники используют сочетания различных методов с соответствующим разнообразием форм, стимулов и ограничений. Все это, безусловно, отражает сложность, как самого инвестиционного процесса, так и механизма реализации инвестиционной политики, сущность которого состоит в целенаправленном воздействии региональных органов власти и управления на развитие инвестиционного процесса в направлении, заданном стратегическими документами социально-экономического развития региона. Исходя из такого понимания сущности рассматриваемого механизма, тем самым можно подчеркнуть, что инвестиционная политика является частью региональной социально-экономической политики, поэтому ее реализация должна быть направлена на достижение целей социально-экономического развитая региона [37].

Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.

К числу главных целей функционирования рассматриваемого механизма относятся:

o мобилизация инвестиционных ресурсов в регионе;

o формирование инвестиционных потоков и направление их в сектора и отрасли экономики, где обеспечивается наибольшая эффективность от вложений;

o повышение эффективности использования инвестиций;

o повышение инвестиционной активности в регионе.

Функции, которые призван выполнять данный механизм, состоят:

- в упорядочении воспроизводственного процесса с помощью формирования благоприятной инвестиционной среды и соответствующей системы государственного регулирования;

- реализации инвестиционного потенциала территории;

- формирование мотивационного механизма процесса инвестирования;

- в снижении возможного или ожидаемого противоречий экономических интересов участвующих субъектов [38].

Содержание механизма реализации инвестиционной политики в регионе, которое, по их мнению, можно охарактеризовать как процесс концентрации и мобилизации инвестиционных ресурсов, организации контроля за их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций и инвестиционной сфере и ослаблении негативных [40].

Такое понимание содержания исследуемого механизма позволяет выделить основные его структурные составляющие в виде отдельных блоков, каждый из которых имеет самостоятельное содержание и значение, реализуемое в различных формах и с помощью разнообразных методов. Общий вид механизма реализации региональной инвестиционной политики представлен на рисунке 1.

2

Рисунок 1 - Структура механизма реализации инвестиционной политики

Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон» поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов.

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

2.1 Общая характеристика инвестиционных возможностей

Чтобы дать общую характеристику инвестиционных возможностей необходимо рассмотреть инвестиционные особенности Ставропольского края:

- выгодное географическое положение, близость емких рынков сбыта;

- ресурсный потенциал и дешевые энергоносители, обеспечивающие прибыльный и эффективный бизнес в сфере производства товаров ежедневного и регулярного спроса;

- развитые транспортные коммуникации, производственная инфраструктура, надежная связь;

- законодательство, предусматривающее для инвесторов льготный налоговый режим, продажу земельных участков, гарантирование прав инвесторов, защиту его собственности и доходов;

- уникальные и комфортабельные условия для отдыха, туризма и лечения;

- организационная и финансовая поддержка инвестиционных проектов, гарантии безопасности бизнеса со стороны органов исполнительной власти;

- высококвалифицированные трудовые ресурсы;

- реструктуризация систем управления, активов, задолженности на инвестиционно-привлекательных производствах.

Одним из направлений инвестиционного потенциала является малый бизнес. Малое предпринимательство за последнее десятилетие стало неотъемлемой составной частью экономики Ставропольского края. В 2005 году в городах и поселках края устойчиво работало около 10000 малых предприятий. Малый бизнес стал альтернативой и противовесом крупным и средним предприятиям в различных отраслях экономики края. Для многих населенных пунктов края предпринимательство оказалось практически единственной возможностью обеспечения занятости населения. Последние два года малые предприятия в Ставропольском крае развиваются стабильно. По состоянию на 1 июля 2006 года удельный вес работников малого бизнеса в общей численности занятых в отраслях экономики края составил 10,5 процента; против 10,2 процента за соответствующий период прошлого года. По предварительным оценкам малыми предприятиями в первом полугодии 2006 года произведено товаров и услуг на сумму 7,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,3 процента больше, чем за соответствующий период 2006 года. Отмечалось увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в пополнение бюджетов всех уровней. По данным администраций городов и районов края удельный вес малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений вырос с 9,8 процента в первом полугодии 2005 года до 10,8 процента за тот же период 2006 года. Наращивается производственный потенциал малого бизнеса, с начала 2003 года малыми предприятиями края инвестировано в основной капитал 39,1 млн. рублей, при этом в качестве государственной поддержки произведено компенсирование процентов за пользование инвестиционными средствами в сумме 2,9 млн. рублей [52].

Рисунок 2 - Запасы твердых полезных ископаемых, млн. куб. метров, 2006г.

Нерудные материалы. Запасы нерудных материалов на Ставрополье обеспечивают все потребности промышленности строительных материалов и позволяют вывозить их в другие регионы.

Термальные воды. На территории края расположено три основных месторождения теплоэнергетических вод: Казьминское, Нижне-Зеленчукское и Терско-Галюгаевское. Глубина продуктивных пластов по ним колеблется в пределах 2100-2750 метров. Дебет скважин составляет от 300 до 1800 куб. метров/сутки, с температурой воды у устья скважин 55-115 С. Хозяйственное обустройство ведется лишь на одном месторождении.

Минеральные воды. Ставропольский край богат ресурсами минеральных вод и мог бы стать основным поставщиком известных во всем мире минеральных вод: "Нарзан", "Ессентуки". При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 13482 куб. метров/сутки, в настоящее время используется около 19 процентов. Мощность второго по величине Нагутского месторождения составляет 7766 куб. метров/сутки, в том числе приготовленные для промышленного освоения - 3024 куб. метров/сутки. На территории края имеются и другие источники минеральных вод. Промышленная переработка указанных ресурсов может стать источником динамичного экономического роста, обусловленного растущим рынком сбыта [52].


© 2010 Рефераты