Рефераты

Методы снижения налога на прибыль организаций на примере ЗАО "Юничел"

онятие гарантийного срока эксплуатации товара (работы, услуги) дано в п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1). Это устанавливаемый изготовителем (исполнителем) период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего закона.

Гарантийный ремонт и обслуживание являются одной из предлагаемых законодательством мер по устранению обнаруженных покупателем недостатков товара (работы, услуги) и возвращения ему качества, объявленного изготовителем (исполнителем) в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара (работы, услуги) этим требованиям договором не предусмотрен.

Определить точно, когда и сколько товаров (работ, услуг) из общего объема реализации потребуют гарантийного ремонта или обслуживания, нереально. Возможны лишь приблизительные расчеты на основе статистических данных и оценочных характеристик специалистов. Поэтому организации, предоставляющие гарантийные обязательства по своей продукции, в целях равномерного включения затрат по устранению недостатков в себестоимость создают резервный фонд, о котором и пойдет речь ниже.

Создавать или не создавать резервный фонд?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к законодательству. В налоговом учете о том, что принятие данного решения является исключительно правом, а не обязанностью организации, говорится в п. 1 ст. 267 НК РФ (вправе создавать резервы), а в бухгалтерском - в п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета (может создавать резервы).

Однако существует еще ПБУ 8/01, нормы которого делают возможность этого выбора в бухгалтерском учете не столь очевидной. Дело в том, что согласно п. 3 ПБУ 8/01 выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданных ею в отчетном периоде товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг относятся к условным фактам хозяйственной деятельности, которые влекут условные обязательства (п. 4 ПБУ 8/01). Под этим термином следует понимать такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации. Другими словами, вероятность того, что в партии реализованной продукции (произведенных работ, услуг) окажется некоторое количество бракованных изделий (некачественных работ, услуг), устранение которых потребует дополнительных затрат, накладывает на организацию условное обязательство. Данный момент требует отражения в бухгалтерской отчетности, чтобы финансово-хозяйственные показатели организации не были искажены.

С этой целью п. 8 ПБУ 8/01 обязывает организацию по существующим на отчетную дату условным обязательствам создавать резерв при соблюдении их одновременного соответствия следующим условиям:

- если имеется очень высокая или высокая вероятность того, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;

- величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть обоснованно оценена.

Таким образом, предприятию, взявшему на себя обязанность по устранению недостатков своей продукции (работ, услуг) в течение гарантийного срока их использования, создавать резерв на гарантийный ремонт и обслуживание необходимо.

Но всегда ли это удобно и выгодно для организаций? Для тех из них, фактические расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию которых незначительные, формирование резерва будет лишней обузой для бухгалтера. Кроме того, отказ по этой причине от создания резерва в налоговом учете влечет ведение двойного учета и появление постоянных разниц (п. 4 ПБУ 18/02), что, в свою очередь, ведет к образованию постоянного налогового обязательства. На эту величину предприятие должно будет корректировать сумму налога на прибыль, рассчитываемую исходя из бухгалтерской прибыли (убытка), и тем самым определять текущий налог на прибыль (п. 20, 21 ПБУ 18/02). Если резерв все же будет создан, то получить какой-либо значимый эффект от оптимизации налоговых платежей по прибыли в этом случае вряд ли удастся.

Выходом в данной ситуации может стать применение понятия существенности последствий условного факта в бухгалтерском учете (п. 5 ПБУ 8/01). Согласно п. 1 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Следовательно, если расходы на гарантийный ремонт и обслуживание не превышают этого значения в общей массе расходов, организация имеет право не создавать резерв в бухгалтерском учете. Кроме того, согласно п. 2 ПБУ 8/01 оно может не применяться субъектами малого предпринимательства.

В противном случае логичным будет формирование резерва одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Расчет величины резерва на гарантийный ремонт и обслуживание

Поскольку определенных алгоритма и критериев формирования резерва в бухгалтерском учете нет, организация должна самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике порядок расчета норм резервных отчислений на гарантийный ремонт и обслуживание исходя из конкретных ситуаций и специфики деятельности фирмы.

Например, наиболее оптимальным может быть вариант, когда сумма резерва определяется согласно планируемым накануне отчетного года расходам на гарантийный ремонт. Данная величина рассчитывается на основании ведомостей учета затрат на ремонт и гарантийное обслуживание, ведомостей учета отгрузки и реализации продукции, актов инвентаризации резерва, а также мнения специалистов о технических характеристиках данного вида продукции, предполагаемом проценте брака и т.п.

Налоговый учет предъявляет к формированию резерва на гарантийный ремонт более жесткие требования. В частности, п. 3 ст. 267 НК РФ устанавливает предельный размер резерва, определяемый как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Если налогоплательщик менее трех лет реализует товары (работы) с условием проведения гарантийного ремонта и обслуживания, то для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации. Если с момента создания организации прошло менее трех лет, то она, по мнению Минфина, не располагает необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов, так как отсутствуют данные о расходах на ремонт за последние три года. Поэтому расходы на ремонт, произведенные таким налогоплательщиком, рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. По истечении налогового периода он должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.

Обратите внимание: резерв создается только в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

Некоторые специалисты полагают, что предельный коэффициент отчислений в резерв нужно рассчитывать для каждого вида выпускаемой продукции или вида работ, реализуемых с условиями гарантийного ремонта и обслуживания, поскольку отсутствие этого деления приводит к искажению налоговой базы. При этом в учетной политике для целей налогообложения в качестве предельной нормы они советуют зафиксировать наибольший из рассчитанных коэффициентов.

Следует иметь в виду, что данную точку зрения налоговые органы не разделяют, считая, что коэффициент отчислений в резерв должен быть единым. С ними согласны и судьи. В пункте 3 ст. 267 НК РФ сказано, что размер создаваемого резерва не может превышать предельного размера: Это означает, что налогоплательщик вправе создавать резерв и в меньшем размере по сравнению с тем, который получился по результатам расчета. При этом такую возможность целесообразно отразить в учетной политике организации.

В целях избежания расхождений бухгалтерского и налогового учета рекомендуем создавать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в порядке, установленном для налогового учета.

2. Налогообложение на Челябинской обувной фабрике

2.1 Краткая характеристика

Летопись, на сегодняшний день одного из крупнейших предприятий легкой промышленности России, начинается с 1932 года.

Тогда в районе тракторного завода появилась сапожно-пошивочная мастерская №4. Располагалась мастерская в помещении барачного типа, небольшой штат в шестнадцать человек за рабочий день успевал стачать лишь шесть пар сапог, мизерная мощность ручного производства едва ли могла удовлетворять потребности тяжелой промышленности города. А задача перед мастерской стояла глобальная: «обуть трудовые кадры поднимающихся заводов гигантов».

В сороковые годы обувать предстояло армию. Мастерская вырастает в фабрику. В городе во время войны обувное производство разворачивается уже на базе трех фабрик. Из Харькова эвакуировали фабрику модельной обуви, штат и оборудование которой поделили на два филиала.

В 1960 году все три фабрики сливаются в единую челябинскую фабрику. Сливаются в единое целое и производственные мощности, и опыт квалифицированных кадров. Численность рабочих, ИТР и служащих, составила 881 человек, фабрика в 1960 году выпускала уже 900 тыс. пар в год. Ассортимент был представлен обувью и ручного производства, и конвейерной сборки. Модельные туфли, от начала до конца собранные опытнейшими мастерами сапожного дела из качественных материалов были зачислены в разряд остродефицитных товаров. Огромный спрос не могло удовлетворить трудоемкое производство. Очередь на каждую пару была расписана задолго до того, как обувь поступала в продажу. Обувь стала конкурентоспособной не только на внутреннем рынке, но и вполне могла соответствовать стандартам международной торговли.

Старожилы вспоминают, как партия обуви, пошитая на экспорт с лейблами и этикетками на английском языке, была принята покупателем за импортную продукцию и, не достигнув места назначения, молниеносно разошлась с прилавков.

Показатель качества неминуемо должен был дополниться показателем количества. В 1968 году было сдано в эксплуатацию новое здание фабрики, мощность производственных площадей которой оценивалась 5.014 млн. пар обуви в год. Цифры как будто завораживали правительство. Погоня за созданием крупных промышленных и хозяйственных комплексов не миновала и судьбу фабрики.

В 1968 году произошло новое структурное преобразование, было организовано Челябинское производственное объединение, соединившее специализированные обувные предприятия в городах Челябинске, Магнитогорске, Троицке, Златоусте, Кыштыме.

Производственная мощность объединения по подсчетам специалистов оценивалась в 17 млн. пар в год. Цифра весьма солидная, для региона численность населения, которого составляла 3,5 миллиона человек. Проблему сбыта удалось решить за счет выхода на рынки других регионов и создания целой сети фирменных магазинов в 15 городах России.

На базе объединения начинают действовать вспомогательные структуры научно-исследовательский институт, Дом моделей обуви, открывшийся в 1977 году. Подобных моделирующих центров по всей стране было всего 4. В Москве, Ленинграде, Челябинске Ростове-на-Дону.

В 1981 году предприятие было награждено орденом Трудового Красного знамени за достигнутые успехи. Все успехи предприятия прошли через судьбы личностей и трудовых династий. Личный успех и успех фабрики понятия неразделимые. Были примеры в истории коллектива, когда карьера талантливых руководителей достигла масштабов страны. Пример тому судьба Биргонова А.А., которому приходилось занимать посты и заместителя министра легкой промышленности СССР, и министра легкой промышленности РСФСР.

В 1992 году на основании Постановления Верховного Совета РСФСР и Постановления Президиума Верховного Совета, произведено разукрупнение Челябинского арендного промышленно-торгового обувного объединения (такое название носило на тот момент объединение после различного рода реорганизаций и переименований). Из его состава выведены Златоустовская, Троицкая, Кыштымская обувные фабрики.

С 16 сентября 1992 года объединение переименовано в обувную фирму «Юничел». В 1992 году подписан договор о приватизации предприятия и создании на его основе акционерного общества закрытого типа.

В 1993 году преобразование состоялось, с конвейера на рынок выходит новая продукция марки «Юничел».

Период истории фабрики по 1999 год не был безоблачным, нет, не потому, что предприятие сдавало свои позиции, виной тому конъюнктурные особенности рынка и череда экономических кризисов.

Но предприятие сумело миновать тяжелые времена и встать прочно на ноги благодаря трудовому потенциалу фабрики.

Сегодня обувная фирма «Юничел» - это сильное предприятие с твердыми позициями на рынке, вкладывающее деньги не только в свое производство, но и реконструкцию предприятий обувной отрасли за пределами региона.

Структура органов управления эмитента представлена в приложении А:

- Общее собрание - высший орган управления,

- Совет директоров - в промежутках между общими собраниями является высшим органом управления Общества,

- Генеральный директор - единоличный исполнительный орган Общества, осуществляющий руководство всей текущей деятельностью Общества.

Компетенция общего собрания акционеров (участников) эмитента в соответствии с его уставом (учредительными документами):

- внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение устава Общества в новой редакции,

- реорганизация Общества,

- ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного балансов,

- определение количественного состава Совета директоров Общества, избрание его членов,

- досрочное прекращение полномочий членов Совета директоров,

- определение предельного размера объявленных акций,

- уменьшение уставного капитала Общества,

- образование единоличного исполнительного органа Общества,

- досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа,

- избрание членов ревизионной комиссии,

- досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии,

- утверждение аудитора общества,

- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков Общества, распределение его прибылей и убытков,

- утверждение положений о Совете директоров и ревизионной комиссии,

- порядок ведения общего собрания,

- образование счетной комиссии,

- дробление и консолидация акций,

- заключение сделок в случаях предусмотренных статьей 83 закона об акционерных обществах,

- заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением Обществом имущества, стоимость которого превышает 50% балансовой стоимости активов на дату принятия решения о такой сделке, а также сделок в которых имеется заинтересованность.

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) эмитента в соответствии с его уставом (учредительными документами):

- определение приоритетных направлений деятельности Общества,

- созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров Общества,

- утверждение повестки дня общего собрания общества,

- определения даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в Общем собрании, получении дивидендов и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания,

- увеличение уставного капитала Общества и утверждение итогов размещения дополнительных акций,

- определение условий проведения закрытой подписки на акции и ценные бумаги конвертируемые в акции,

- размещение Обществом облигаций и иных ценных бумаг,

- определение рыночной стоимости имущества включая стоимость акций Общества,

- приобретение размещенных Обществом акций,

- заключение договора с генеральным директором, установление размеров выплачиваемых вознаграждений и компенсаций,

- рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии Общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора.

Компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов эмитента в соответствии с его уставом (учредительными документами):

Генеральный директор - единоличный исполнительный орган Общества, осуществляющий руководство всей текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров. Генеральный директор избирается Общим собранием акционеров Совета директоров

В этом году на «Юничеле» установили новый поток по производству кроссовой обуви и сапожек для отдыха после катания на лыжах. Cейчас обувь выпускается на одиннадцати потоках, в том числе на «Юничел - Оренбург», которое вошло в состав обувного холдинга в 2001 году, производится девичья обувь, а на «Юничел - Злато» - в составе «Юничел» с 2002 года - школьная обувь для мальчиков. За одну смену с каждого потока сходит 850 пар новой обуви!

Торговый дом «Обувь» - собственная торговая сеть фирмы «Юничел» насчитывает в России более 160 магазинов. А это значит, сотни тысяч россиян в различных точках нашей страны могут купить обувь челябинской фирмы «Юничел».

«Юничел» оснащена новейшим технологическим оборудованием для изготовления обуви по современным стандартам. Фабрика имеет собственный центр моделирования обуви, оснащенный современной техникой и программными средствами, что позволяет в год разрабатывать до 700 моделей. Фирменная сеть «Юничел» насчитывает 160 розничных магазинов по всей России.

Высокая конкуренция на обувном рынке России подтолкнула руководство фабрики «Юничел» к автоматизации работы предприятия и введению технологии штрихкодирования для учета и контроля движения готовой продукции. В рамках проекта предполагалось решить следующие задачи:

- обеспечить возможность планирования производства с учетом моделей и размеров обуви;

- увеличить скорость отбора заказа на складе;

- упростить идентификацию товара при складских операциях;

- устранить потери товара, пересортицу, ошибки в работе персонала;

- получить новые аналитические возможности, позволяющие контролировать оборачиваемость товаров, рентабельность направлений деятельности, эффективность работы торгового и складского персонала.

В результате проведенного тендера партнером по внедрению стала компания «Автоматизация бизнеса», имеющая в штате необходимое количество компетентных сотрудников, в частности, высококвалифицированного руководителя проектов. Специалисты «Автоматизации бизнеса» уже имели успешный опыт крупных внедрений программных продуктов «1С».

После анализа систем автоматизации, представленных на рынке, была выбрана типовая конфигурация «1С: Управление торговлей 8.0» на современной платформе «1С: Предприятие 8.0».

Главными аргументами в пользу этого решения стали: гибкость платформы, высокая масштабируемость, возможность интеграции с торговым оборудованием и различными системами учета, проработанные интерфейсные механизмы, наличие системы прав доступа.

В результате проекта создана единая информационная база, включающая в себя торговый блок и блок управления складом.

Автоматизировано 80 рабочих мест. К работе в системе приступили менеджеры, операторы склада, кладовщики, программисты и системный администратор.

На складах «Юничела» автоматизированы практически все операции:

- контроль движения продукции с момента выпуска до продажи;

- возможность оформления заказа оптового покупателя в режиме online (с помощью терминала сбора данных);

- планирование загрузки автотранспорта (система подсказывает, как лучше распределить груз);

- возможность получения информации об остатках в режиме online;

Автоматизация склада и учета продукции позволили значительно сократить все складские операции, свести к минимуму возможные ошибки операторов, ускорить поступление информации для анализа деятельности предприятия.

Технологии «Юничел» объединяют качество отечественного сырья и надежность оборудования известных зарубежных фирм.

В настоящее время фирменная сеть магазинов «Юничел» насчитывает 160 розничных магазинов.

По данным отчета о прибылях и убытках проведем анализ финансовых результатов, которые представим в таблице 2.

Таблица 2 - Отчет о прибылях и убытках (извлечения)

Наименование

Абсолютные значения, тыс. руб.

Темпы роста, %

2005 г.

2006

г.

2007

г.

2006 к 2005

2007 к 2006

Выручка от продажи товаров

17874

25958

35886

45,2

38,2

Себестоимость проданных товаров

15287

22244

30187

45,5

35,7

Валовая прибыль

2587

3714

5699

43,6

53,4

Прибыль от обычной деятельности

332

327

273

-1,5

-16,5

Прибыль до налогообложения

2919

4041

5972

38,4

47,8

Налог на прибыль

701

970

1433

38,4

47,8

Чистая прибыль

2218

3071

4539

38,4

47,8

Предприятие в 2007 г. получило прибыль в размере 4539 тыс. руб., что выше полученной чистой прибыли 2006 г. на 47,8% (4539/ 970 * 100% - 100%), это положительно характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности «Юничел».

2.2 Оптимизация налога на прибыль за счет создания резервов

Руководство «Юничел» заинтересовано в снижении налогового бремени.

Чтобы оптимизировать налог на прибыль можно включить в состав расходов:

-
Резерв по сомнительным долгам,

- Резерв на гарантийный ремонт,

- Резерв на ремонт основных средств,

- Резерв на предстоящую оплату отпусков,

- Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет

С целью оптимизации налога на прибыль необходимо в учетной политике отразить создание различных резервов.

Рассчитаем, каким образом это отразится на сумме налога на прибыль.

Резерв на ремонт основных средств

«Юничел» в 2005, 2006 и 2007 гг. на обычный ремонт своих основных средств израсходовало соответственно 1060 000, 820 000 и 980 000 руб. Итого - 2860 000 руб.

На 2008 г. «Юничел» запланировало текущие ремонтные работы стоимостью 1000 000 руб.

Кроме того, «Юничел» необходимо провести дорогостоящий капитальный ремонт оборудования на сумму 3000 000 руб. не позднее 2009 г.

Средний размер расходов на обычный ремонт основных средств за последние три года в «Юничел» составил 953 333 руб. (2860 000 руб.: 3 года).

Так как эта величина меньше запланированного показателя (1000 000 руб.), то предельный размер резерва на обычный ремонт не может превышать 953 333 руб.

«Юничел» учитывает в учетной налоговой политике, что сумма резерва на обычный ремонт в 2008 г. должна составить 950 000 руб.

Ежегодно в резерв на сложный ремонт «Юничел» будет отчислять 1500 000 руб. (3000 000 руб.: 2 года).

Таким образом, общая сумма резерва на ремонт основных средств, который можно создать в 2008 г., равна 2450 000 руб. (950 000 + 1500 000).

Эту сумму следует равномерно включать в состав налоговых расходов каждого отчетного периода.

«Юничел» уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.

Таким образом, «Юничел» необходимо ежемесячно отчислять в резерв 204 167 руб. (2450 000 руб.: 12 мес.).

В результате за год по налогу на прибыль платежи уменьшатся в «Юничел» на 588 000 руб.

2 450 000 * 24% = 588 000 руб.

Резерв на предстоящую оплату отпусков

О том, что организация вправе (а не обязана) создавать резерв на выплату отпусков, говорится в п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета *(1). Однако нормативно алгоритм и критерии его формирования в бухгалтерском учете не установлены. Поэтому решение о создании резерва на оплату отпусков и порядок зачисления в него средств организация должна отразить в учетной политике. Размер резерва она также определяет самостоятельно. Как правило, величина его рассчитывается исходя из предполагаемых (плановых) расходов на выплату отпускных за год. В течение года бухгалтер ежемесячно начисляет резерв из расчета 1/12 его годовой суммы.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

- при начислении резерва на оплату отпусков работникам: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96;

- при начислении отпусков работникам за счет созданного резерва: Дебет 96 Кредит 70, 69.

В случае превышения фактической суммы расходов на выплату отпусков над суммой созданного резерва они могут быть сразу списаны на счета затрат: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 70, 69 либо учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов», что позволит обеспечить равномерное включение расходов на отпуска в затраты организации: Дебет 97 Кредит 70, 69.

По окончании года расходы, произведенные сверх допустимого резерва, также списываются на счета затрат. Если на конец года резерв использован не полностью, законодательство позволяет организации право:

- перенести остаток на следующий год;

- 31 декабря на сумму остатка сделать проводку методом «красное сторно»: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96.

Этот выбор рекомендуем закрепить в приказе об учетной политике.

Кроме того, напоминаем, что в соответствии с п. 27 ПБУ 4/99 *(2) данные о наличии резерва на начало и конец отчетного периода, а также о движении его средств в течение отчетного периода необходимо указать в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Остаток резерва на выплату отпусков, переходящий на следующий год, отражается в бухгалтерском балансе на конец года отдельной статьей.

Решение о создании «отпускного» резерва нужно закрепить в учетной политике, учитывая следующие положения:

- принятый способ резервирования;

- предельную сумму отчислений в резерв;

- ежемесячный процент отчислений в резерв.

Итак, первое, что нужно сделать, - определиться со способом резервирования, то есть с тем, как рассчитать общий объем резерва.

Для этого составляют специальный расчет (смету).

В ней отражают:

- предполагаемую годовую сумму расходов на оплату труда (без отпускных);

- предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков;

- сумму единого социального налога с отпускных;

- расчет размера ежемесячных отчислений в «отпускной» резерв.

Специальной унифицированной формы для такой сметы не предусмотрено, поэтому ее можно составить в произвольной форме.

Главное, чтобы в ней присутствовали обязательные для любого первичного документа реквизиты.

Налоговый кодекс не ограничивает сумму отчислений в резерв на оплату отпусков.

Однако увеличивать такой резерв не стоит.

Всегда следует помнить об экономической обоснованности и документальном подтверждении расходов. Каждая сумма расчета должна быть оправдана. В целом можно говорить о двух основных способах расчета предполагаемых расходов на оплату труда и расходов на отпуск:

- Исходя из расходов 2007 года.

В этом случае нужно учесть:

а) затраты на оплату труда прошлого года, включая ЕСН;

б) затраты на оплату отпускных прошлого года, включая ЕСН;

в) индексацию затрат, если в 2008 году предполагается повышение окладов (тарифных ставок).

- Исходя из предполагаемых затрат на каждого сотрудника на 2008 год. Этот метод базируется на первичных документах:

а) штатном расписании;

б) графике отпусков;

в) положении об оплате труда;

г) положении о премировании;

д) предполагаемом увеличении численности сотрудников, если, например, создается новое структурное подразделение;

е) сведениях об уменьшении численности сотрудников.

Пожалуй, более точным будет второй способ расчета.

В расчет суммы резерва в налоговом учете входит ЕСН.

Однако, по мнению чиновников, при формировании резерва не учитываются расходы в виде пенсионных и «травматических» взносов.

Произведем расчет ежемесячного процента отчислений в «отпускной» резерв по формуле (1).

Ежемесячный

процент отчислений

в резерв расходов

на отпуск

=

Предполагаемая

годовая сумма

расходов на

выплату отпускных

:

Предполагаемая

годовая сумма

расходов на

оплату труда

х 100%

(1)

Формулу расчета ежемесячного «отпускного» процента и суммы отчислений в резерв в конкретном месяце по формуле (2) также прописывают в учетной политике фирмы.

Сумма отчислений в

резерв в конкретном

месяце

=

Фактические расходы на

оплату труда в этом

месяце

:

Ежемесячный процент

отчислений в резерв

расходов на отпуск

(2)

Таким образом, сумма отчислений в резерв на оплату отпусков в каждом месяце будет колебаться в зависимости от фактических расходов на оплату труда.

На конец налогового периода «Юничел» должна провести инвентаризацию резерва.

По ее итогам делают один из выводов:

- резерв недоиспользовали. Оставшиеся на последнее число текущего налогового периода суммы резерва нужно включить в состав доходов этого периода;

- резерва не хватило. В этом случае фирма обязана сумму фактических расходов на оплату отпусков с учетом ЕСН включить в расходы на оплату труда.

При этом сумму неиспользованного резерва включают в состав налоговых доходов, если компания решила на следующий год его не создавать.

Для проведения инвентаризации резервов можно разработать специальный бланк (унифицированной формы нет).

Проводя инвентаризацию резерва на 31 декабря, нужно уточнить его сумму. Ведь часто бывает, что не все запланированные отпуска работники фактически использовали.

Например, сотруднику полагается 28 календарных дней отпуска в год, а он использовал только 14.

Таким образом, возникнет сумма неиспользованного резерва (ее определяют по формуле (3). Для ее расчета следует использовать фактические данные за год.

Сумма

неиспользованного

резерва за год

=

Количество дней неиспользованного

отпуска за год

:

Среднедневная сумма расходов на оплату труда (включая ЕСН)

(3)

Для сближения бухгалтерского и налогового учета «отпускной» резерв можно создать и в бухучете.

После проведения инвентаризации следует проанализировать, что принесло фирме использование резерва и выгодно ли его создавать в следующем году.

«Юничел» создает резерв на оплату отпусков в налоговом учете.

«Юничел» не применяет регрессивную шкалу по ЕСН.

Таблица 3 - Расчет (смета) резерва на оплату отпусков на 2008 год

Наименование

Предполагаемая сумма, руб.

Фонд оплаты труда

5 424 000,00

ЕСН с ФОТ стр. 1 *26%

1 410 240,00

Итого ФОТ + ЕСН стр. 1+ стр. 2

6 834 240,00

Отпускные

452 000,00

ЕСН с отпускных стр. 4 * 26%

117 520,00

Итого Отпускные + ЕСН стр. 5 + стр. 6

569 520,00

Процент ежемесячных отчислений в резер. фонд на оплату отпускных стр. 6 / стр. 3

8,33

Таблица 4 - Расходы на оплату труда и суммы отчислений
в резерв в 2008 году

Месяц

Сумма фактических расходов на оплату труда

ЕСН

Итого ФОТ + ЕСН

Сумма отчислений

в резерв

1

2

3

4

5

Январь

452 000

117 520

569 520

47 441,02

Февраль

450 000

117 000

567 000

47 231,10

Март

400 000

104 000

504 000

41 983,20

Апрель

420 000

109 200

529 200

44 082,36

Май

300 000

78 000

378 000

31 487,40

Июнь

350 000

91 000

441 000

36 735,30

Июль

200 000

52 000

252 000

20 991,60

Август

230 000

59 800

289 800

24 140,34

Сентябрь

300 000

78 000

378 000

31 487,40

Октябрь

310 000

80 600

390 600

32 536,98

Ноябрь

452 000

117 520

569 520

47 441,02

Декабрь

450 000

117 000

567 000

47 231,10

ИТОГО:

4 314 000

1 121 640

5 435 640

452 788,81

Таким образом, включая в состав расходов резерв на оплату отпусков, в размере 452 788, 81 экономим на налоге на прибыль в размере 108 669 руб.

452788,81 * 24% = 108 669 руб.

Резерв по сомнительным долгам

Формированию резерва по сомнительным долгам предшествует проведение ревизии.

Не вся сумма выявленной сомнительной задолженности включается в резерв, учитываемый при налогообложении прибыли.

Предусмотрены три группы задолженностей в зависимости от сроков возникновения:

- со сроком возникновения свыше 90 календарных дней;

- со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней;

- со сроком возникновения до 45 календарных дней.

Срок возникновения задолженности - это срок, в который она должна быть, но не была погашена.

В связи с этим необходимо указывать в договорах на поставку срок оплаты товаров. Это позволит избежать претензий со стороны налоговиков в дальнейшем. В сумму резерва, которая увеличит внереализационные расходы отчетного периода, включаются задолженность первой группы и половина суммы задолженности второй группы.

При этом нужно отслеживать, чтобы сумма резерва не превысила 10% выручки (доходов от реализации) данного отчетного (налогового) периода (с учетом НДС).

Инвентаризация расчетов, проведенная «Юничел» по состоянию на 31.03.2008, выявила следующие показатели дебиторской задолженности, возникшей по договорам поставки и подтвержденной контрагентами (для удобства приведем только те данные из справки к акту инвентаризации, которые необходимы для расчета резерва).

Расчеты показывают, что срок возникновения задолженности ООО «Альфа - Ком» по состоянию на 31.03.2008 составляет 324 календарных дня, ООО «Обувка» - 197, ООО «Леди» - 124, ООО «Альтернатива» - 96, ООО «Каблучок» - 58 календарных дней.

Таблица 5 - Дебиторская задолженность

Наименование контрагента

Дата возникновения задолженности

Сумма дебиторской задолженности, руб.

ООО «Альфа - Ком»

11.05.2007

500 000

ООО «Обувка»

15.09.2007

300 000

ООО «Леди»

27.11.2007

800 000

ООО «Альтернатива»

25.12.2007

100 000

ООО «Каблучок»

01.02.2008

250 000

Это означает, что сумма задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней равна 250 000 руб.

Вся остальная выявленная задолженность имеет срок более 90 дней (1 700 000 руб.). То есть в резерв по сомнительным долгам нужно включить 1 825 000 руб. (1 700 000 + 250 000 / 2).

Сумма выручки за I квартал 2008 года составила 15 000 000 руб. Значит, резерв ограничен 1 500 000 руб.

Поэтому в расходы при исчислении налога на прибыль за I квартал 2008 года нужно включить 1,5 млн. руб.

Допустим, что ООО «Альтернатива» погасило задолженность в полном размере в апреле 2008 года, а ООО «Альфа - Ком» перечислило в мае только 200 000 руб.

Выручка за первое полугодие 2008 года «Юничел» равна 1 900 000 руб.

Инвентаризация задолженности по состоянию на 30.05.2008 дала следующие результаты (таблица 6)

Вся задолженность (1 650 000 руб.) имеет срок возникновения более 90 календарных дней, поэтому резерв формирует полной суммой. Десятипроцентный лимит соблюдается.

Таблица 6 - Результаты инвентаризации

Наименование контрагента

Дата возникновения

задолженности

Сумма дебиторской задолженности, руб.

Срок возникновения, календ. дни

ООО «Альфа - Ком»

11.05.2006

300 000

415

ООО «Обувка»

15.09.2006

300 000

288

ООО «Леди»

27.11.2006

800 000

215

ООО «Каблучок»

01.02.2007

250 000

149

Итого

1650 000

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы за его счет списывать долги, признанные безнадежными.

Рассмотрим следующий этап.

Допустим, что в I квартале 2008 г. истек срок исковой давности по договору займа, задолженность в размере 600 000 руб. признана безнадежной.

Во II квартале в связи с ликвидацией организации-должника ООО «Обувка» задолженность в размере 300 000 руб. также признана безнадежной.

Чтобы полностью и достоверно отразить данные операции в налоговом учете, целесообразно сформировать специальный регистр, который может выглядеть следующим образом (таблица 7).

Таблица 7 - Отражение резерва в регистре

Показатели, руб.

I квартал 2007 г.

Полугодие 2007

Остаток резерва на конец предыдущего отчетного (налогового периода)

0

900 000

Сумма создаваемого резерва

1 500 000

1 650 000

Использование резерва

600 000

300 000

Отчисления в резерв, включаемые во внереализационные расходы на последнее число отчетного периода

1 500 000

750 000

Остаток резерва на конец отчетного периода

900 000

1 350 000

Предположим, инвентаризация по состоянию на 30.09.2008 показала, что новых сомнительных долгов не возникало, а ООО «Каблучок» оплатило половину задолженности.

Таблица 8 - Результаты инвентаризации

Наименование контрагента

Дата возникновения

задолженности

Сумма дебиторской

задолженности, руб.

Срок возникновения календ. дни

ООО «Альфа - Ком»

11.05.2007

300 000

507

ООО «Леди»

27.11.2007

800 000

307

ООО «Каблучок»

01.02.2008

125 000

241

Сумма создаваемого резерва равна 1 225 000 руб. (лимит по выручке соблюдается).

Остаток резерва на конец полугодия 2008 года превышает сумму создаваемого резерва в третьем отчетном периоде, следовательно, разница в размере 125 000 руб. должна быть включена в состав внереализационных доходов по итогам девяти месяцев 2008 года.

Допустим, что в III и IV кварталах резерв использован не был, а инвентаризация по состоянию на 31.12.2008 показала, что резерв нужно создать в размере 1 500 000 руб.

Поэтому во внереализационные расходы на последнее число налогового периода необходимо включить 275 000 руб.

При утверждении учетной политики для целей налогообложения прибыли было принято решение продолжать создавать резерв по сомнительным долгам и в 2009 году.

Итак, в 2008 году для целей налогообложения прибыли признаны следующие доходы и расходы, представленные в таблице 9.

Таблица 9 - Внереализационные расходы и доходы

Дата признания

Внереализационные расходы (суммы отчислений в резерв), руб.

Внереализационные доходы (суммы восстановления резерва), руб.

31.03.2008

1 500 000

0

30.06.2008

750 000

0

30.09.2008

0

125 000

31.12.2008

275 000

0

Экономия на налоге на прибыль по итогам года очевидна по сравнению с ситуацией, если налогоплательщик не стал бы создавать резерв по сомнительным долгам - она равна 360 000 руб. (1 500 000 х 24%).

Однако выгода также состоит и в минимизации текущих платежей по налогу на прибыль.

Резерв на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по
итогам работы за год

Данный фонд формируется и используется по тем же правилам, что и резерв на отпуска. Кроме утверждения в учетной политике способа резервирования и порядка расчета предельной суммы отчислений организация должна еще установить обоснованный критерий, по которому она на конец года будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т.п.). Если в учетной политике такой критерий определен не будет, то налоговая инспекция вправе отказать в признании в целях налогообложения начисленных сумм резерва.

Поскольку резерв на выплату вознаграждений формируется в одном году, а их начисление и выплата производятся в следующем, между суммами начисления и сформированного резерва, как правило, возникает разница.

Чиновники считают, что если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за предыдущий год с учетом ЕСН превысит сумму резерва, перенесенного на следующий год, то налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря предыдущего года включить в расходы на оплату труда сумму такого превышения. При этом подавать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за предыдущий год, по их мнению, не нужно.

Если накопленных средств в резерве оказалось больше, чем нужно для выплаты вознаграждения, то сумму превышения следует включить в состав внереализационных доходов текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1 НК РФ), но только при условии, что организация не планирует формировать резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения на следующий налоговый период.

Как это сделать на практике в ситуации, когда размер вознаграждения может быть определен только после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, срок сдачи которой - 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в письмах чиновников не указано. Поэтому советуем установить фактический размер вознаграждений до указанного срока и, соответственно, задним числом внести коррективы в еще не сданную бухгалтерскую отчетность. Если до 28 марта этого сделать не удалось, то разницу между суммами начисления и сформированного резерва следует относить не к предыдущему, а к текущему налоговому периоду

3. Расчет экономического эффекта

3.1 Экономическая эффективность предложенных рекомендаций

К правомерному налоговому планированию относится создание резервов предстоящих расходов и равномерное признание таких расходов в налоговом учете на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, на ремонт основных средств и другие расходы.

Так, если организация планирует проводить дорогостоящий ремонт в начале года, то резерв лучше не создавать, а списывать ремонтные затраты «по факту»; если ремонт предполагается провести ближе к концу года, то резерв выгоден. Выгодно создавать резерв на ремонт основных средств и в случае, если сумма резерва превышает планируемые затраты на ремонт.

Тогда в течение года организация включает в расходы суммы, превышающие реальные затраты.

То есть у организации будет возможность снизить свою налоговую нагрузку.

При этом разницу между этими суммами и величиной резерва необходимо включить в налогооблагаемую базу, но это будет в конце налогового периода.

Создание резервов должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

Рассчитаем
экономический эффект от создания резервов в 2008 году.

Предположим, что темп роста прибыли до налогообложения сохранит тенденцию к повышению и составит 43%.

Проведем анализ определения налога на прибыль в сравнении с 2007 годом с учетом и без учета резервов.

Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 10.

В графе 3 таблицы 10 показан расчет без учета резервов. В этом случае расходы составят 12980 тыс. руб. прибыль до налогообложения с учетом прибыли от обычной деятельности равна 8150 тыс. руб., при этом сумме налога на прибыль составит 2050 тыс. руб.

8150 000 * 24% = 2050 000 руб. = налог на прибыль без учета созданных резервов.

Таблица 10 - Сравнительный анализ

Наименование

Абсолютные значения, тыс. руб.

Абсолютное отклонение

2007

2008

Без резервов

2008

с резервами

4-3

3-2

4-2

Выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг)

35886

51317

51317

0

15431

15431

Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг)

30187

43167

47226

4059

12980

17039

резерв по сомнительным долгам

0

0

1500

1500

0

1500

резерв на оплату отпусков

0

0

109

109

0

109

резерв на ремонт основных средств

0

0

2450

2450

0

2450

Валовая прибыль

5699

8150

4091

-4059

2451

-1608

Прибыль от обычной деятельности

273

390

390

0

117

117

Прибыль до налогообложения

5972

8540

4481

-4059

2568

-1491

Налог на прибыль

1433

2050

1076

-974

617

-357

В графе 4 таблицы 11 показан расчет налога на прибыль с учетом резервов, то есть величина себестоимости увеличивается на общую сумму созданных резервов. Таким образом, прибыль до налогообложения составит 4481 тыс. руб. Сумма налога на прибыль равна 1076 тыс. руб. 4481 000* 24% = 1076 000 руб.

Проанализируем полученные результаты в таблице 11.

Таблица 11 - Изменения в связи с формированием резервов

2007 г.

2008 г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

без

резервов

с

резервами

без резервов к 2007 г

с резервами к 2007 г

без резервов к 2007 г

с резервами к 2007 г.

Выручка

35886

51317

51317

15431

15431

143

143

Себестоимость

30187

43167

47226

12980

17039

143

156

Валовая прибыль

5699

8150

4091

2451

-1608

143

72

Прибыль от обычной деятельности

273

390

390

117

117

143

143

Прибыль до налогообложения

5972

8540

4481

2568

-1491

143

75

Налог на прибыль

1433

2050

1076

617

-357

143

75

Себестоимость с учетом резервов увеличилась на 56%, это способствовало снижению налогооблагаемой прибыли на 25% по сравнению с 2007 г. в результате произошло снижение налога на прибыль на сумму 357 тыс. руб. по сравнению с результатом 2007 года.

Рисунок 2- Изменение основных показателей

При этом очевидно, что если бы в учетной политике не предусмотрели создание резервов, то сумма налога превысила бы уровень 2007 года на 615 тыс. руб.

Рисунок 3 - Изменение размера чистой прибыли суммы налога на прибыль

Таким образом, мы видим, что создание резервов способствует снижению налога на прибыль, что в свою очередь приводит к уменьшению налоговой нагрузки на «Юничел».

При формировании учетной политики необходимо учесть создание резерва по сомнительным долгам, резерва на оплату предстоящих отпусков, и резерва на ремонт основных средств, в том числе и дорогостоящий ремонт основных средств.

Заключение

В дипломной работе рассмотрен порядок исчисления налога на прибыль на примере ЗАО «Юничел». В ходе работы были рассмотрены возможные варианты минимизации налога на прибыль.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В условиях высоких налоговых ставок неправильны или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов.

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

Объектом обложения налога на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта.

Формирование балансовой прибыли предприятия - сложный процесс. Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена.

Цель работы в ходе исследования была достигнута, а именно разработаны мероприятия по оптимизации налога на прибыль ЗАО «Юничел».

Для достижения данной цели необходимо решены следующие задачи:

- исследована методика начисления и уплаты налога на прибыль;

- дана технику экономическую характеристика предприятия;

- рассмотрен порядок начисления налога на прибыль в ЗАО «Юничел»;

- рассмотрены оптимальные варианты налоговой политики для хозяйствующего субъекта.

Список литературы

1.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2006.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М., 2008.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02: Утверждается приказом Минфина РФ №114-н от 19.11.2002.

4. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»: Федеральный Закон от 31 декабря 2002 г. №191-ФЗ (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.).

5. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-I.

6. Приказ МНС России от 20.12.2002 №БГ-3-02/729 Методическим рекомендациям по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н.

8. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистик, 2007. - С. 416

9. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2004. - 460 с.

10. Брызгалин А.В., Бухгалтерский учет налогов. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (Глава 21, Глава 23, Глава 24, Глава 25, Глава 27, Глава 28). - М.: Налоги и финансовое право / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин 2005. - 764 с.

11. Брызгалин А.В. Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс, глава 25. Профессиональный комментарий - М.: Налоги и финансовое право / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин 2006. - 452 с.

12. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - М.: Налоги и финансовое право / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин 2007. - 846 с.

13. Гаврилов С.П. Налогообложение: Учебное пособие. - М.: ТОО Инжиринго - Консалтинговая Компания, 2007. - С. 256

14. Головкин А.Н., Лемеш И.В. Расчет налога на прибыль. - М.: Аналитика - Пресс, 2007. - С.32Джаарбеков С.М. Методы и схемы налоговой оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2006. - 672 с.

15. Кожинов В.Я. Бухгалтерский и налоговый учет: управление прибылью. - М.: Система ГАРАНТ, 2005.

16. Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. - Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2005. - 470 с.

17. Корепанова Н.Б. Расчет налога на прибыль по данным бухгалтерского учета. - М.: Альфа-Пресс, 2005.

18. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) / Под ред. О.А. Борзунова, Н.А. Васецкий, Ю.К. Краснов. - СПС «Гарант», 2006. - 687 с.

19. Ордынская И. Глава 25: очередной «ремонт» // Бухгалтерское приложение. - 2007. - №9. - С. 12.

20. Практическая налоговая энциклопедия. Том 1. Налоговая оптимизация / Под ред. Брызгалина А.В. - М.: Норма, 2006.

21. Практический комментарий к главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» / Под общей ред. Мельникова Ю.В. - М.: Главбух, 2006. - 384 с.

22. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М., 2007. - 180 с.

23. Синельников С. и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ, ситуации и перспективы развития. - М., 2006. - 75 с.

24. Бобоев М.Р., Государства - участники Евроазиатского союза: анализ систем налогообложения // Аудиторские ведомости. М.Р. Бобоев, Д.В. Наумчев - 2007. - №3. - С. 12. - 13.

25. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. - 2008. - №3. - С. 32-33.

26. Законы и комментарии // Деловой Орел. - 2006. - №5. - С. 4.

27. Корепанова Н. Заполнение декларации по налогу на прибыль: что изменилось? // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь. - 2008. - №43. - С. 7-8.

28. Красноперова О.А. Динамика законодательства Российской Федерации в сфере налоговых льгот // Гражданин и право. - 2007. - №3. - С. 32.

29. Масинкевич Н., Как формируется государственная КАЗНА // Экономическая политика. Н. Масинкевич, В. Шевцова. - 31.12.2006. - 97. - С. 3.

30. Мещеряков В. Основные средства налоговой оптимизации. «Годовой отчет-2004» (избранное) // Расчет. - 2007. - №12. - С. 12-15.

31. Новоселов К.В. Налог на прибыль: правила опять меняются // Новая бухгалтерия. - 2006. - №8. - С. 13-16.

32. Филиппенко Е.И., Покупка недвижимости: оптимизируем налоги // Главбух. Е.И. Филиппенко, И.А. Яшин. 2007. - №5. - С. 15.

33. Худолеев В.В. Налоговый учет по налогу на прибыль организаций // Консультант бухгалтера. - 2006. - №9. - С. 14.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты