Рефераты

Местные налоги как составляющая налоговой системы страны

p align="left"> - организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки, не являются налогоплательщиками. Декларации по данному налогу они не представляют;

- налоговая база в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет;

- предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от того, используются ли они фактически;

- организации, у которых в собственности находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства, уплачивают налог с учетом повышающих коэффициентов.

Следует отметить, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Таким образом, если физлицо в 2010 г. получит налоговое уведомление об уплате одного из этих налогов, который нужно было перечислить более трех лет назад, то такое уведомление можно проигнорировать. Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ). Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу с физических лиц , по состоянию на 01.01.2009г., мы можем рассмотреть в приложении № 1.

Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

2.2 Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является прямым, местным налогом.

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица -- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Стоимость имущества Ставка налога

До 300 тыс. рублей - до 0,1 %

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3 %

Свыше 500 тыс. рублей - от 0,3 до 2,0 %

Примеры исчисления налога:

Пример 1.

Исчисления налога за квартиру с инвентаризационной стоимостью 350 тыс. руб., находящейся в общей совместной собственности трех физических лиц:

В 2008 году налог исчислялся (каждому из собственников):

350 тыс. руб./3= 116,7 тыс. руб.

116,7 тыс. руб. * 0,1% = 116,7 руб.

В 2009 году налог будет исчисляться (каждому из собственников):

350 тыс. руб. * 0,25% = 875 руб.

875 руб. /3 = 291,7 руб.

Пример № 2

У гражданина находится в собственности 2-е квартиры, на территории муниципального образования «Город Екатеринбург».

Инвентаризационная стоимость первой квартиры равна 250 000 руб., второй квартиры - 260 000 рублей.

Ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений, находящихся на территории одного муниципального образования.

В данном случае суммарная инвентаризационная стоимость двух квартир составляет 510 000 руб. (250 000 руб. + 260 000 руб.)

В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, налог на жилые помещения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., составляет 2 500 руб. + 1% от стоимости свыше 500 000 рублей.

То есть сумма налога за две квартиры, инвентаризационная стоимость которых 510 000 руб. составляет 2 600 руб. ((510 000 руб. -500 000 руб.) * 1% + 2 500 руб.)

Пример № 3

Квартира находится в общей совместной собственности четырех человек без выделения долей.

Объект недвижимости находится на территории муниципального образования «Город Екатеринбург».

Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 450 000 руб.

Объект недвижимости относится к жилым помещениям.

Налоговая ставка, установленная в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, для жилых помещений с суммарной инвентаризационной стоимостью в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., составляет 0,25%.

Сумма исчисленного налога за год составит 1125 руб. (450 000 руб. * 0,25%).

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких владельцев без определения долей, налог уплачивается одним из владельцев по соглашению между ними.

В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях. В данном случае сумма налога, причитающаяся к уплате каждым из собственников квартиры составит 281,25 руб. (1125 руб. * 25%).

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы по налогам :

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп;

- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны.

- лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

- Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Порядок исчисления и уплаты налогов ;

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

2. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними.

3. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации, обязаны ежегодно до 1.03 представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1.01 текущего года.

4. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

5. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1.01 этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником, начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

6. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

8. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока -- не позднее 15 сентября и 15 ноября.

9. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

10. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

В налоговое законодательство внесены поправки, касающиеся, налога на имущество физических лиц. Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- доля в праве собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения признается отдельным объектом налогообложения;

- инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли;

- налог на имущество, принадлежащее на праве общей совместной собственности нескольким лицам, уплачивается каждым из собственников.

2.3 Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом (ст.14 НК РФ), в связи с этим он устанавливается и вводится в действие и Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 28 НК РФ, вступившая в силу с 1 января 2003) и соответствующим законом каждого субъекта РФ.

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог устанавливается Кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных статьей 361 Кодекса. Ставки транспортного налога могут быть различными в разных субъектах Российской Федерации по одной категории транспортных средств.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (статья 362 Кодекса).

Согласно статье 356 права по предоставлению налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации.

А теперь, разберемся , что необходимо делать гражданину, продавшему свой автомобиль, в каком размере и в какой срок обязан платить налоги, обязан ли он

- если автомобиль находился в собственности более трех лет, то налог платить не надо. Если автомобиль продан за сумму менее 125 тыс.руб., то налог платить не надо. Если автомобиль продан дешевле, чем куплен, то налог платить не надо.

- если автомобиль продан за сумму дороже чем 125 тыс.руб. и отсутствуют документы о стоимости его приобретения, то налог платится с превышения суммы в 125 тыс.руб.

- если автомобиль продан за сумму дороже, чем 125 тыс.руб. и имеются документы, подтверждающие стоимость его приобретения, то налог платится с разницы между суммой продажи и суммой покупки. Налог составляет 13% от указанных сумм.

При продаже автомобиля декларацию в налоговую инспекцию нужно предоставлять в любом случае, независимо от того, возникла у гражданина обязанность в уплате налога или нет. Декларация подается в налоговый орган до 30 апреля. Налог уплачивается по месту жительства гражданина не позднее 15 июля.

Плательщики налога, все собственники транспортных средств. Обязанность по уплате возникает, в общем случае при приобретении авто. Налоговая инспекция должна рассчитать для каждого собственника размер транспортного налога и выслать ему уведомление. Только после этого у собственника возникает обязанность платить налог за конкретный автомобиль за конкретный год. В принципе, водитель может сам рассчитать сумму, прийти в сбербанк и оплатить.

Но если следовать закону, т.е получить уведомление, проверить насколько оно должным образом оформлено и после этого идти в сбербанк.

В уведомлении обязательно проверяем: название и госзнак транспортного средства, собственником которого, является владелец транспорта. Эти сведения налоговая инспекция получает из ГИБДД, и ошибки тут не исключены.

Налог обязаны платить только собственники транспортных средств.

Уведомление из налоговой должно отвечать следующим требованиям (ст. 52 НК РФ):

1. Оно должно быть по форме, утвержденной приказом МНС России от 15 марта 2004 г. N БГ-3-04/198.

2. Оно должно быть вручено способом, подтверждающим его получение, то есть лично под расписку или заказным письмом. Но маленький нюанс: НК РФ - единственный кодекс, где налоговики вытребовали себе право считать врученным ЛЮБОЕ налоговое извещение по истечение 6-ти дней с момента отправки (ст.52, ст.69.6 НК и др.). Поэтому любое уведомление должно быть либо исполнено, либо обжаловано.

3. Оно должно содержать подпись (не факсимиле подписи, а именно подпись) и печать, Последняя должна быть синей.

4. В уведомлении обязательно должны быть указаны: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (ст.17.1 НК РФ)

Если уведомление не отвечает хотя бы одному из этих требований - оно не является законным. В НК определены требования к уведомлению и, если одно из этих требований не выполнено, - значит, то, что прислала налоговая - не более чем обычная бумажка. При неверно оформленном уведомлении (отсутствует подпись или печать, либо приведенный расчет неверен и т.п.), то следует написать об этом руководителю налоговой инспекции. Такое право закреплено в НК РФ. Сначала в районную (откуда пришло письмо).

Сумму налога рассчитывают чиновники, поэтому согласно ч. 4 ст. 57 части 1 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Но не будет лишним убедиться, что нет ошибки в расчетах, пересчитать налог. Для этого можно воспользоваться такой формулой:

ТН = МД (л.с.) * НС * К

где ;

ТН - сумма транспортного налога;

МД (л.с.) - мощность двигателя в лошадиных силах; НС - налоговая ставка; К - коэффициент.

Налоговые ставки рассмотрим в Приложении №3.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, предоставленных ГИБДД, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на автомобиль. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 части первой Налогового Кодекса.

Теперь о коэффициенте - К. Он показывает, сколько месяцев вы владели машиной в течение года. Коэффициент рассчитывают так: количество месяцев, в течение которых машина была зарегистрирована на вас, разделите на 12. В расчет нужно включить и те неполные месяцы, когда транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации. Если оба события произошли в одном месяце, коэффициент будет равен 1/12.

Сроки, в которые нужно перечислить транспортный налог, также установлены в региональных законах. За 2008 год транспортный налог необходимо уплатить до 01 апреля 2009 года. Медлить с уплатой налога не стоит. Ведь за каждый день опоздания налоговики начислят пени по 1/300 от ставки рефинансирования, установленной на данный момент Центральным банком РФ.

Предусмотрены льготы по данному налогу.

- Пенсионеры и инвалиды имеют льготу по транспортному налогу и уплачивают его в размере 50 процентов суммы исчисленного налога за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоцикл или мотороллер. Помимо льгот, установленных в региональных законах, в самом Налоговом кодексе РФ есть перечень транспортных средств, которые не облагаются налогом;

- легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в порядке, установленном законом;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом.

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и др.

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.

В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях;

-должна быть четко установлена цель реформы.

-отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др

- имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

- В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

- Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

3.2 Пути совершенствования системы местных налогов

В рамках осуществления в России налоговой реформы должны быть достигнуты следующие цели:

- ослабление налогового бремени;

- усиление справедливости налоговой системы;

- обеспечение стабильности налоговой системы;

- повышение уровня собираемости налогов и сборов.

Законодательство о местных финансах должно совершенствоваться на основе следующих принципов:

- четкого разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников; повышения заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности.

При этом в отношении местных налогов и сборов предлагается следующее.

- На первом этапе реформы, Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (принят вместе со второй частью Налогового кодекса) отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

-На втором этапе реформы предлагается отменить налог с продаж. Отметим, что суммы поступлений от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы занимают значительную долю в доходах местных бюджетов.

Для сохранения доходов местных бюджетов в составе местных налогов вместо налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы вышеназванным федеральным законом устанавливается, что в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 %. Введение этого налога полностью не компенсирует уменьшение налоговых поступлений в местные бюджеты, в результате упразднения налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы - недостаток средств составит около 5 млрд. руб., или почти 0,4% от налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Относительно налога с продаж, введенного в большинстве субъектов Российской Федерации с целью получения дополнительных средств на решение социальных вопросов, можно отметить его неэффективность и, следовательно, возможность отмены.

Вызывает возражение намеченный в правительственной налоговой реформе перевод из местных налогов в состав федеральных налога на наследование и дарение. Вследствие этого, в соответствии со статьей 15 части первой Налогового кодекса, в составе местных налогов останутся земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу и местные лицензионные сборы. Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации по согласованию с представительными органами местного самоуправления должно быть предоставлено право введения налога на недвижимость взамен налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Кроме того, в отношении земельного налога, также являющегося местным налогом, в Кодексе предусмотрены лишь общие принципы налогообложения, в соответствие, с которыми представительные органы местного самоуправления определяют порядок исчисления и уплаты налога на соответствующей территории, а также конкретные налоговые ставки (от 0.1 до 2% от соответствующей налоговой базы) по земельным участкам.

Принятая в первой части Налогового кодекса Концепция, состоящая в распределении (закреплении) части налогов по уровням бюджетной системы в качестве собственных доходов с одновременным использованием разделенной ставки по некоторым видам налогов или закреплением долей налоговых поступлений на постоянной или временной основе за бюджетами разного уровня, требует значительной корректировки.

Распределение налогов по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги) означает, что данные виды налогов собираются на определенной территории, а элементы налогообложения устанавливаются представительными (законодательным) органов власти соответствующего уровня, сумма же налоговых поступлении не всегда полностью направляется в бюджет соответствующего уровня. Поступления от ряда налогов распределяются между бюджетами разного уровня либо в соответствии с установленной законодательно разделенной ставкой налога (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц), либо на основе установленных законодательством Российской Федерации постоянных или временных нормативов (определенных долей или процентов) распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня (НДС, земельный налог, налог с продаж и т.д.). При этом суммы налоговых поступлений практически не зависят от статуса налога (федеральный, региональный, местный). Тем более, что законодательные акты, регулирующие взимание того или иного налога зачастую эклектичны. Например, земельный налог является местным, в соответствии со статьей 21 Закона Российской

Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», он вводится представительным (законодательным) органом местного самоуправления, который устанавливает некоторые элементы налогообложения и порядок его взимания. Вместе с тем земельный налог взимается на всей территории Российской Федерации в соответствии с налоговыми ставками, установленными статьей 5 Закона Российской Федерации «О плате за землю» и налоговые поступления распределяются между бюджетами всех уровней в соответствии с нормативами, ежегодно устанавливаемыми федеральным законом о федеральном бюджете. Одновременно важно «повернуть» налоговое законодательство в направлении стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к увеличению налогового потенциала и налоговых усилии, к росту собственных доходов бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)

Налоговая система РФ - трехуровневая и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги. Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

В постсоветской России первоначально местных налогов было более двадцати. В настоящий момент в результате проводимой налоговой реформы общее количество налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, сократилось. На сегодняшний день существует 9 федеральных налогов, 3 специальных налоговых режима, 3 -региональных и 2 - местных: налог на землю и налог на имущество физических лиц. Кроме этого муниципальные образования могут вводить на своей территории единый налог на вмененный доход.

Земельный налог взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю». Налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка (прав на него). Определяется она с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков, по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения и т.п.) в результате проведения кадастровой оценки земель, осуществляемой Федеральной службой земельного кадастра России по специально разработанным методикам.

Налог на имущество физических лиц взимается в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-I «О налогах на имущество физических лиц».

Налоговой базой является определяемая органами технической инвентаризации инвентаризационная стоимость имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений) принадлежащего физическим лицам на праве собственности. С 2006 года право установления ставок налога и льгот предоставлено представительным органам местного самоуправления сельских и городских поселений и городских округов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2006 года вновь избранным представительным органам муниципальных районов и городских округов предоставлено право вводить у себя на территориях единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основной проблемой местного налогообложения является дефицит местных бюджетов и формирование их доходной части за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, доля которых в бюджете составляет более 90%. Существуют также следующие проблемы функционирования местной налоговой системы:

1. Наличие федеральных льгот по земельному налогу.

2. Наличие препятствий по формированию налогооблагаемой базы местных налогов.

3. Несовершенство системы администрирования местных налогов

Для решения этих проблем необходимо:

1. Расширить перечень местных налогов за счет налога на доходы физических лиц с уплатой налога по месту непосредственного жительства налогоплательщиков.

2. Отмена налоговых льгот по земельным и имущественным налогам.

3. Упорядочивание процессов оценки налогооблагаемой базы по местным налогам.

4. Оптимизация налогового администрирования: введение в структурах муниципалитетов института сборщиков налогов, обеспечение качественного обмена информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс РФ часть 2 (2009-2010г.г)

2. Закон РФ №283-ФЗ от 28.11.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по местным налогам, касающихся :земельного ,налога на имущество физических лиц и транспортного налогов»

3. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.

4. Александрова О.А. Качество государственного управления как фактор социально-экономического развития территорий. // Налоги и налогообложение. - 2009. №2.

5. Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг."

6. Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг."

7. Зуйкова Л. Неуловимая база для земельного налога. // Новая бухгалтерия. - 2009

8. Зрелов А.П «Имущественный налоговый вычет» Практические рекомендации по получению 2008

9. Лобанов Г. Налоговая система должна быть справедливой. // Экономика и жизнь. - 2008. №5.

10. Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. - М.: Финансы и статистика, 2007.

11. Новиков А.И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник - 2009. №9.

12. Пансков В.Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы - 2008. №1.

13. Петров А.В Налоги 2009 //Издательство «Бератор-Паблишинг» 2009

14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Россия должна быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 19.08.2009.

15. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008.

16. Широков А.Н. Направления совершенствования местного самоуправления на основе практики его функционирования./ Местное самоуправление в России (сборник). М., 2008.

17. Черник Д. Очередной этап налоговой реформы // Налоги - 2008.

18. www.rnk.ru.

19. www.minfin.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу
по физическим лицам

по состоянию на 01.01.2009 г.

Всего по России

тыс. руб.

Показатели

Код
строки

Значение показателя

А

Б

1

1. Количество налогоплательщиков, которым начислен налог к уплате, единиц

2100

21 895 539

2. Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц

2200

23 620 713

3. Количество долей в праве на земельные участки, учтенные в базе данных налоговых органов, единиц

2300

30 613 426

4. Количество долей в праве на земельные участки, учтенные в базе данных налоговых органов, в отношении которых на-числен земельный налог к уплате, единиц

2400

25 882 125

5. Кадастровая стоимость

2500

4 968 259 559

6. Налоговая база

2600

4 642 132 812

7. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

2700

8 173 017

8. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предос-тавлением налогоплательщикам льгот по налогу - всего,
в том числе:

2800

808 121

по льготам, установленным п.5 ст.391 НК РФ, ст.395 НК РФ,
по льготам предоставляемым в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской федерации

2810

83 904

по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ
нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)

2820

724 217

Приложение №2

Отчет о налоговой базе и структуре начислений
по налогу на имущество физических лиц

по состоянию на 01.01.2009 г.

Всего по России

тыс. руб.

 

Код строки

Значение показателя

А

Б

1

1. Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе дан-ных налоговых органов - всего, единиц,

3100

52 989 278

в том числе объектов жилищного фонда

3110

47 780 863

2. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог предъявлен к уплате в бюджет - всего, единиц,

3200

37 970 888

в том числе объектов жилищного фонда

3210

35 145 050

3. Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог предъявлен к уплате в бюджет - всего,

3300

6 150 787 574

в том числе объектов жилищного фонда

3310

5 765 690 627

4. Сумма налога, предъявленная к уплате - всего,

3400

11 086 951

в том числе по объектам жилищного фонда

3410

9 077 642

5. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог,
единиц - всего,

3500

55 855 263

в том числе собственников объектов жилищного фонда

3510

53 208 130

6. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением
налоговых льгот и освобождением от уплаты налога, единиц

3600

22 584 340

7. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением
налогоплательщикам льгот по налогу - всего,
в том числе:

3700

6 761 977

по льготам, установленным федеральным законодательством РФ

3710

6 640 879

по льготам, установленным органами местного самоуправления

3720

113 908

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты