Возникновение налогов связано с возникновением и становлением государственности. Налогами в соответствии с п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ являются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Виды налогов, их размер и срок уплаты устанавливаются органами законодательной власти.
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него, представления государственных услуг.
Проблемы и принципы налогообложения, связаны с возникновением налогов и были отражены в работах философа А. Смита. Им были выделены следующие основные принципы налогообложения, которые не устарели вплоть до нашего времени:
- справедливости налогообложения, это всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно доходам;
- определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время платежа были известны налогоплательщику точно и заранее;
- удобности, согласно которому налог должен взиматься так, и тогда, когда это его устраивает налогоплательщика;
В соответствии с налоговым законодательством в РФ устанавливаются виды налогов и сборов. В данной контрольной работе рассмотрим местные налоги, их состав, сущность и значение, а также краткую характеристику земельного налога, налога на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы, порядок их исчисления и уплаты в бюджет.
1. Налоговая система Российской Федерации
Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.
В общем виде налоговая система РФ может быть представлена на схеме.
Рисунок 1
Понятия конкретных видов налогов, составляющих налоговую систему РФ, порядок установления и разграничение полномочий по определению тех или иных элементов налогов между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления можно детализировать в таблице 1.
Одним из общих принципов построения налоговой системы РФ является невозможность установления региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории РФ, является закрытым, то есть может быть расширен только путем внесений изменений и дополнений в НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Правовые акты предусматривают налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их использования.
Рассмотрим подробнее, что представляют собой местные налоги.
2. Местныеналоги, характеристика, виды
Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.
Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:
1. Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
2. Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора по налогу зачисляется в бюджет по месту их регистрации.
4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3 % от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - размера 3 % от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
5. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5 % стоимости услуг по рекламе.
6. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка налога - не выше 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.
Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.
2.1 Налог на имущество граждан
Налог на имущество граждан РФ исчисляется налоговым органом по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое направляется плательщику налога, с указанием бюджетного счета, на который зачисляются платежи по этому налогу. При долевой собственности платеж делится соответственно по долям. Некоторые категории граждан имеют право пользоваться льготой в соответствии с законодательными актами. Граждане, имеющие право льготы, должны подтвердить это право необходимыми документами.
Местные органы власти имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным законом, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
Налог на строения, помещения и сооруженияуплачивается гражданами ежегодно по ставке 0,1 % от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.
Налог на транспортные средствавзимается ежегодно в зависимости от мощности мотора. Он исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января наоснованиисведений, предоставляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
До начала исчисления налогов на имущество граждан налоговые органы обязаны обеспечить получение и полноту сведений, необходимых для учета плательщиков и исчисления налогов.
Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения, а также налог на транспортные средства, вручают гражданам платежные извещения на уплату указанных налогов не позднее 1 августа. Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
За просрочку платежей налогов гражданами начисляется пеня в установленном размере с сумм недоимки за каждый день просрочки.
В случае несвоевременной уплаты налогов к виновным в этом гражданам применяются меры, установленные для взыскания не внесенных в срок налогов неналоговых платежей, в соответствии с действующим законодательством.
Обжалование действий налоговых органов и должностных лиц производится в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР».
2.2 Налог на землю
Использование земли в Российской Федерации является платным.Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Плательщикамиземельного налогаявляются, организации, граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади .Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю», которые дифференцируются по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам размере 3 % ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка.
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном законодательством, с суммы недоимки за каждый день просрочки.
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти. Земельный налог учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству;
- ведению земельного кадастра, мониторинга;
- охране земель и повышению их плодородия;
- освоению новых земель;
- на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование.
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством России.
Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.
2.3 Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели
Данные сборы устанавливаются в соответствии с подпунктом «ж» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.
Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3 % фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3 % от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.
Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы по местным налогам и сборам в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также освобождать от уплаты целевого сбора отдельных лиц или категорий плательщиков. Сроки уплаты целевых сборов устанавливаются представительными органами власти.
По решениям органов власти средства, поступившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и используются строго по назначению.
Расходы по уплате целевых сборов юридическим лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, а физическими лицами производятся за счет собственных средств.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты целевых сборов согласно действующему законодательству осуществляют государственные налоговые инспекции городов и районов.
3. Задачи
Задача № 1
Определить налог на прибыль за первый квартал текущего года и рассчитать по бюджетам (в рублях). Операции оформить проводками.
Справка: одна минимальная зарплата 100 руб.
Таблица 1
Источники поступающих средств
Сумма
Д-т
К-т
1.Выручка за реализацию собственной продукции (без НДС и акцизов)
85000
62
90/1
2.Внереализационные доходы
7000
51,76
91/1
3.Получены средства по договору займа
150000
51
66
4. Зачислена предоплата согласно договору
45000
51
62/п
Итого доходов для целей налогообложения
92000
Использование средств
1.Приобретено сырье и материалы в процессе производства
94000
10
60
2.Оплачены счета за использованную электрическую энергию, топливо
9000
60
51
3.Начислена заработная плата за квартал
17000
20
70
4. Отчисления ЕСН 26%
4420
20
69
5.Уплачен штраф за несвоевременное предоставление отчетности
1500
91/2
51
6.Оказана материальная помощь сотруднику предприятия на строительство жилья
12000
73
50
7.Расходы на командировку руководителя предприятия в г. Москву составили всего
в том числе:
- проезд туда и обратно согласно авиабилетов проживание (10 суток), оплачено по 700 руб.
- суточные (10суток), оплачено по 100 руб.
20000 7000
1000
20
71
8.Списаны представительские расходы
500
20
71,50
9.Оплачен счет за курсы повышения квалификации сотрудника, не состоящего в штате предприятия
21000
91/2
51
10.Начислены дивиденды за прошлый год, согласно учредительному договору
12000
84
75
Итого расходов для целей налогообложения:
152920
Прибыль (убыток)
(60920)
90/9
99
Налог на прибыль, ставка 24 %
в том числе в федеральный бюджет 17,5 %
в региональный бюджет 6,5
Решение:
К доходам для целей налогообложения по налогу на прибыль, согласно, статьи 251 главы 25 НК РФ не относятся: средства полученные по договору займа, предоплата полученная согласно договору. Рассчитаем доходы для целей налогообложения: 85 000 + 7 000 = 92 000 рублей.
К расходам, не учитываемым в целях налогообложения, согласно, статьи 270 главы 25 НК РФ, относятся: штраф за несвоевременное предоставление отчетности, материальная помощь сотруднику предприятия на строительство жилья, счет за курсы повышения квалификации сотрудника, не состоящего в штате предприятия, начисленные дивиденды за прошлый год, согласно, учредительного договора.
Расходы на командировку руководителя предприятия в г.Москву составили всего:
- проезд туда и обратно, согласно авиабилетам 20 000 рублей - принимаем
- проживание 10 суток, оплачено по 700 рублей, значит, принимаем к расходам 700 * 10 = 7 000 рублей
- суточные 10 суток, оплачено по 100 рублей всего 10 * 100 = 1 000 рублей, норма суточных 100 рублей за одни сутки, принято к расходу 1 000 рублей
- представительские расходы включаются в состав прочих расходов не больше 4 % от расходов на оплату труда за отчетный период. Всего списано представительских расходов 500 рублей. Начисление заработной платы составило 17 000 рублей, следовательно: 17 000 * 4 % = 680 рублей. Принимаем к расходам для целей налогообложения 500 рублей
Рассчитаем сумму расходов для целей налогообложения
В данной задаче предприятие сработало с убытком (60920) рублей, следовательно налог на прибыль не исчислен.
Задача №2
Рассчитать сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую возврату из бюджета. В отчетном налоговом периоде, работником предприятия были израсходованы средства на свое обучение в институте и на лечение. Данный работник имеет на своем иждивении 2-х детей (документально подтверждены расходы и наличие иждивенцев).
Таблица 2
Показатели
2 вариант
1.Общая сумма дохода за налоговый период, в руб.
130000
2. Количество месяцев, в которых доход не превысил: - 20 000 рублей
- 40 000 рублей
3
4
3.Сумма налога на доходы физических лиц, удержанная с доходов работника и перечисленная в бюджет в налоговом периоде (условно)
16000
4. Суммы, израсходованные работником в налоговом периоде - на обучение
- на лечение
25000
12000
Решение:Для того чтобы определить сумму НДФЛ, подлежащую возврату из бюджета необходимо сдать в налоговые органы по месту жительства налоговую декларацию, со всеми прилагающимися документами 1. Определим сумму дохода, с которой не берётся подоходный налог3 * 400 = 1200 - сумма налогового вычета, применяемая при доходе до 20 000 рублей, на работника4 * 600 * 2 = 4800 - сумма налогового вычета, применяемая при доходе до 40 000 рублей, на детей - 600 рублей на одного ребёнка2. 130 000 - 1 200 - 4 800 = 124 000 - сумма дохода, облагаемая 13%124000 * 13 % = 16120 - сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в бюджет в данном налоговом периоде3. 124000 - 25000 - 12000 = 87000 * 13 % = 11310 - сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в бюджет в данном налоговом периоде, с применением налогового вычета за учёбу и лечение4. 16120 - 11310 = 4810 - 120 = 4690 - сумма налога, подлежащая возврату данному работнику с учётом перерасчёта и применяемых льгот, установленных законодательными актами.Ответ:4690 рублей сумма налога, подлежащая возврату из бюджета.Задача № 3Рассчитать налог на имущество организации ООО «Рубин» за 1 квартал 2005г. В соответствии с указаниями главы № 30 ч II Налогового кодекса РФ и заполнить налоговую декларацию. Для расчета взять необходимые данные из приведенных ниже. В бухгалтерском учете ООО «Рубин» числятся остатки по счетам (в рублях).Таблица 3
на 1.01.05г.
на 1.02.05г.
на 1.03.05г.
на 1.04.05 г
на 1.05.05г.
Остаточная стоимость основных средств
1700000
1750000
1820000
1870000
1910000
Нематериальные активы (остаточная стоимость)
250000
270000
300000
310000
330000
Вложения во внеоборотные активы
300000
350000
360000
370000
380000
Запасы сырья и материалов
120000
123000
128000
133000
136000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
78000
92000
82000
69000
43000
На балансе ООО «Рубин» числится спортзал (в составе основных средств), где занимаются работники организации.
Остаточная стоимость спортзала составила (2 вариант):
На 1.01.05 г - 250000
На 1.02.05 г - 245000
На 1.03.05 г - 240000
На 1.04.05 г - 235000
На 1.05.05 г - 230000
Для целей налогообложения определим среднегодовую стоимость имущества предприятия. Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчётный период (квартал, 9 месяцев, год) определяется путём деления на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Объектом налогообложения являются основные средства, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Законодательными актами установлен перечень объектов имущества предприятия, стоимость которого для целей налогообложения уменьшается на остаточную стоимость. В данной задаче это стоимость спортзала.
Следовательно, можно сделать расчет суммы остаточной стоимости имущества данного предприятия на 1.01.2005 г:
1700000 + 1750000 + 1820000 + 1870000 = 7140000
Сумма остаточной стоимости имущества, данного предприятия на 01.04.2005г:
250000 + 245000 + 240000 + 235000 = 970000
С ср. = (7140000 - 970000) 4 = 1542500 - среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за 1 квартал 2005 г.
Ставка налога на имущество 2,2 %
Сумма налога на имущество по расчёту за 1 квартал 2005 г будет равна:
1542500 * 2,2 % = 33935 рублей.
Дт 91/2 Кт 68 - 33935 рублей начислен налог на имущество
Ответ:
33935рублей сумма налога на имущество организации ООО «Рубин» за 1 квартал 2005г, подлежащая уплате в бюджет.
Заключение
В Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, но действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.
Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. По местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые местными органами власти, как правило, игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Но, несмотря на это, местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]: -М.: ООО «ТК Велби», 2002.- (Части 1 и 2).- 480с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: Консультант-Плюс; в ред. от 29.07.2004.
3. Комментарий к налоговому кодексу [Текст]: -М.: «Проспект» (Части 1 и 2) / под ред. Р.Ф. Захаровой, 2001.- 720с.
4. Колчин С.П. «Налоги в Российской Федерации» [Текст]: учебное пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 254с.
5. Мамруков О. «Налоги и налогообложение» [Текст]: учебное пособие -М.: «Финансы и статистика», 2003.
6. Основы налоговой системы [Текст]: учебное пособие / под ред. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. -М: ЮНИТИ, 2000.- 511с.
Правовые акты, определяющие элементы налогообложения
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления
Законы субъектов РФ
НК РФ
Федеральные налоги и сборы
Устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ
----
----
Все элементы налого-обложения
Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы)
Устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Н РФ законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ
----
- налоговые ставки в пределах, установлен-ных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- формы отчетности по налогу;
- налоговые льготы и основания для их использо-вания
Все элементы налого-обложения, за исключе-нием приведен-ных в колонке 4
Местные налоги и сборы
Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований
- налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- формы отчетности по налогу;
- налоговые льготы
----
Все элементы налого-обложения за исключе-нием приведенных в колонке 3.