Рефераты

Лизинговые операции в строительной отрасли

Лизинговые операции в строительной отрасли

1

РЕФЕРАТ

Совершенствование системы лизинговых операций в отрасли строительства.

Место дипломирования - ООО «СибирьСтройИнвест», руководитель - 2006 г., 96 стр., 8 табл., 3 рис., 2 прил., 71 источник.

ЛИЗИНГ, ФИНАНСОВАЯ АРЕНДА, ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, УЧЕТ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТРОИТЕЛЬСТВО.

В работе представлены особенности лизинга в России, в частности в строительстве, а также его значение для обновления основных фондов предприятий в условиях нестабильной экономики. Определены основные положения лизинговых операций в ООО «СибирьСтройИнвест». Выделены основные проблемы и тенденции развития лизинга в России, а также методы его совершенствования.

СОДЕРЖАНИЕ

  • введение
  • 1 Теоретические основы управления лизинговыми операциями в отрасли строительства
    • 1.1 Экономическая сущность лизинга
    • 1.2 Состав и методы определения размера лизинговых платежей
    • 1.3 Тенденции развития лизинга в отрасли строительства
  • 2 Анализ лизинговых операций на ООО "СибирьСтройИнвест"
    • 2.1 Анализ заключения лизинговых операций
    • 2.2 Анализ учет лизинговых операций
    • 2.3 Анализ расчета лизинговых платежей
  • 3 Разработка рекомендации по совершенствованию лизинговых операций на примере ООО "СибирьСтройИнвест"
    • 3.1 Основные направления совершенствования лизинга
    • 3.2 Методы совершенствования лизинговых операций
    • 3.3 Оценка эффективности лизинговой схемы финансирования
  • 4 Безопасность жизнедеятельности
    • 4.1 Основные принципы государственной политики в области охраны труда
    • 4.2 Организация электро- и пожаробезопасности на предприятии
  • заключение
  • список использованных источников
  • Приложение А
  • Приложение Б

введение

Современный уровень научно-технического прогресса требует новых подходов к решению проблем инвестиционной политики. В процессе замены средств производства на оборудование новых поколений, внедрения передовых сложных технологий возникает необходимость в использовании адекватных неординарных методов финансирования, отвечающих новым условиям. При этом главнейшими требованиями к финансированию стали простота и дешевизна замены оборудования, гарантия от инвестиционных рисков.

В наибольшей степени этим потребностям отвечает лизинг. Постоянно совершенствуясь и трансформируясь, лизинг объединил в себе множество эффективных форм и методов инвестирования и, по существу, оказался не только одним из интереснейших следствий научно-технической революции, а и важнейшим средством ее реализации, но пока, к сожалению, не в нашей стране. Не слишком широкое применение лизинговых операций в России говорит об отсутствии современных методов инвестирования и нашей неподготовленности к вступлению в полноценную рыночную экономику, обращенную на развитие производства.

Вместе с тем, не смотря на то, что история развития лизинга в России насчитывает чуть более 10 лет, в последние годы данный бизнес стал активно развиваться, появляются новые лизинговые компании. Важным аспектом является то, что услуги лизинга теперь предоставляют не только банки.

Постепенно предприятия различных отраслей начинают понимать преимущества и возможности лизинга. Особенно данный вид аренды важен для малого и среднего бизнеса, которому не так то легко получить кредит и привлечь инвесторов.

Вместе с тем в течение последних лет активно разрабатывается законодательство по вопросам лизинга, что говорит о том, что и наше правительство понимает важность данной операции для развития отечественных предприятий особенно в условиях перехода к рынку.

Таким образом, тема моей работы очень актуальна для предприятий всех отраслей экономики нашей страны, не исключение и строительство, где в последние годы наблюдается полный износ основных производственных средств.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию лизинговых операций в строительной отрасли.

В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решается ряд задач:

1. Изучение теоретических основ управления лизинговыми операциями в строительной отрасли.

2. Проведение анализа лизинговых операций на примере конкретного предприятия строительной отрасли.

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию операций лизинга на конкретном предприятии.

Предметом исследования в данной работе является операция лизинга.

Объектом исследования является конкретное предприятие строительной отрасли ООО «СибирьСтройИнвест».

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области финансовой аренды, т.е. лизинга, законодательные, нормативные и методические материалы. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование, монографический метод и др.

1 Теоретические основы управления лизинговыми операциями в отрасли строительства

1.1 Экономическая сущность лизинга

Лизинг - слово английского происхождения и в дословном переводе означает «арендовать» или «брать в аренду». Но это не просто аренда. Использование термина «лизинг» связано с необходимостью выделения особого вида аренды - финансовой [40, c. 7].

Феномен лизинга заключается в том, что уже к началу 80-х годов он рассматривался не просто как долгосрочная аренда, а как новая, нетрадиционная, специфическая, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы.

В историческом плане за точку отсчета начала лизинговых операций, в современном понимании их сути, зарубежные исследователи принимают 1877 год, когда американская компания «Беллтелефон» приняла решение вместо продажи телефонов сдавать их в аренду. Однако наиболее существенное влияние на стремительное развитие лизинга оказало создание специализированных лизинговых компаний. Первая лизинговая компания - «Юнайтед Стейтс лизинг корпорейшн» - была основана в Сан-Франциско в 1952 году. В Европе первая лизинговая компания - «Дойч лизинг ГМБК» - появилась в 1962 году в городе Дюссельдорфе (ФРГ). Хотя, необходимо отметить, что на этот счет существуют различные точки зрения.

Так, английский автор Т.Кларк утверждает, что лизинг был известен уже во времена, предшествовавшие годам жизни Аристотеля (в законах царя Хаммурапи, в Инструкциях Юстиниана), т.е. около 1800 года до н.э. Однако нельзя утверждать, что в этих источниках шла речь о лизинге в современном его понимании.

Традиционно лизинг считается американским изобретением, перевезенным предпринимателями через океан в Европу в начале 60-х годов. Но некоторые английские авторы не соглашаются с таким взглядом на события, утверждая, что лизинг зародился в Англии во второй половине XIX века [40, c. 10].

Понятие лизинга в широком смысле охватывает и правовой, и финансово-коммерческий аспекты. Правовая конструкция лизинга проста. Это договор, по которому арендатор имеет право использовать оборудование (или другое имущество), производя арендодателю периодические платежи в течение согласованного срока. Но на практике он зачастую регулирует очень сложные правовые отношения всех участников. Помимо стандартных условий, как характеристика сдаваемого в наем оборудования и условий платежа, в договор включаются положения, регулирующие вопросы его расторжения, продления сроков действия, опциона на покупку, оплаты налогов, авансовых платежей, обслуживания и ремонта.

В законе РФ «О финансовой аренде» отмечается, что лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе и приобретение предмета лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Однако не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для собственного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Основными субъектами лизинга являются [15, c. 12]:

- Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю собственности на предмет лизинга. Эти функции выполняют лизинговые компании, коммерческие банки, другие кредитно-финансовые учреждения, а также производители лизингового имущества;

- Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга, обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

- Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового соглашения.

В процессе лизинга выражается комплекс экономических отношений через следующие функции [66, c. 8]:

- Производственно-снабженческую: приобретение во временное использование необходимого имущества;

- Финансово-экономическую: более целесообразное использование имеющихся финансовых ресурсов и экономия за счет лизинговых налоговых льгот.

Поскольку отношения по договору лизинга являются разновидностью кредитных отношений, то они реализуются на основе трех принципов: возвратность, платность, срочность. В Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» отмечается, что лизингом является инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицом за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

В лизинге как форме инвестирования ссудодатель и заемщик используют капитал не в денежной, а в товарной форме.

При этом реализуется система отношений: поручения, аренды, купли-продажи, товарного кредитования, инвестирования, страхования и др. Таким образом, лизинг имеет тройственную основу, включающую кредитные, инвестиционные и арендные отношения.

Лизинг имеет ряд преимуществ для лизингополучателя [13, c. 76]:

1) более высокая гибкость, доступность и надежность, чем кредит, поскольку:

- Участники сделки имеют возможность выработать наиболее удобную схему выплат и более упрощенную систему оформления;

- Имущество, передаваемое в лизинг, выступает в качестве залога;

- Появляется возможность обновлять основные производственные фонды, приобретя их за часть стоимости, в то время как лизинговые платежи совершаются равными долями и постепенно. Сэкономленные деньги можно использовать на другие цели;

2) более высокая экономическая эффективность, так как:

- Уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции;

- Ускоренная амортизация позволяет сократить общий объем уплаты налога на имущество в три раза;

- НДС, уплаченный лизинговой компаний, уменьшает платежи в бюджет;

- Имущество, предоставленное в финансовый лизинг, не числится на балансе у лизингополучателя, поэтому освобождается от уплаты налога на имущество.

Выделяют следующие основные типы лизинга:

1) долгосрочный, осуществляемый в течение трех лет и более;

2) среднесрочный, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

3) краткосрочный, осуществляемый в течение менее полутора лет.

В соответствии с тем, в какой стране пребывают основные участники лизинговой сделки, различают две формы лизинга:

1) внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются юридическими лицами (или гражданами) одной страны;

2) международный, когда лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентом страны.

В статье 7 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» названы основные виды лизинга:

- Финансовый (предусматривает, как правило, сдачу в аренду имущество на длительный срок с полной амортизацией и полной окупаемостью стоимости имущества для арендодателя);

- Оперативный (лизинг с неполной амортизацией с последующим возвратом имущества арендодателю).

Подвидом финансового лизинга является возвратный (совмещается в одном лице арендатор и поставщик).

Наряду с названными выделяют следующие виды лизинга [29, c. 50 - 51].

1) В зависимости от объема обслуживания:

- Чистые (все расходы по эксплуатации имущества несет арендатор и они не включены в лизинговые платежи);

- Мокрые (с полным набором сервисных услуг, т.е. предоставление арендодателем комплексной системы технического обслуживания, ремонта, страхования, а также, по желанию арендатора, поставки необходимого сырья, подготовки квалифицированного персонала, маркетинга, рекламы выпускаемой продукции и др.).

2) В зависимости от вида организации сделки:

- Прямой (изготовитель или владелец имущества сдает его в аренду);

- Косвенный (сдача имущества в аренду осуществляется через третье лицо);

- Левередж-лизинг (кредитный, паевой, раздельный) предполагает дополнительное привлечение средств для лизинговых операций со стороны, когда объектом лизинга является дорогостоящее оборудование. Основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей;

- Сублизинг (переуступка прав пользования предметом лизинга третьему лицу);

- Револьверный (возобновляемый по истечении первого срока контракта с учетом необходимости замены арендуемого имущества на более производительное).

3) По типу лизинговых платежей: денежный, компенсационный, смешанный.

4) По отношению к налоговым и амортизационным льготам:

- Действительный (соответствует действующему законодательству и экономическому содержанию лизинговой формы предпринимательской деятельности);

- Фиктивный (носит спекулятивный характер, когда обычные операции купли-продажи с рассрочкой платежа используются вместо лизинговых, незаконно используя лизинговые льготы).

Обратимся к развитию лизинга в России и его нормативному регулированию в нашей стране.

Первым нормативно-правовыми документами, определяющими и регулирующими лизинг, были Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.1994 г, № 1929 и Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29.06.1995 г. № 633. Оба документа давали понятие лизинговой деятельности и регламентировали форму лизинговых сделок и контрактов, включая общие принципы лизинга, права и обязательства сторон.

Два Постановления сыграли важную роль в дальнейшем развитии лизинга.

Первое - Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 20.11.1995 г. № 1133. Оно позволило лизингополучателям включать лизинговые платежи в состав затрат, относимых на себестоимость.

Второе - Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27.06.1996 г., № 752, которое предусматривало, что стороны договора могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности.

Для развития форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса и обеспечения эффективности инвестирования в конце октября 1998 года был принят Федеральный закон «О лизинге» № 154-ФЗ (в редакции от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ). Он определил правовые и организационно-экономические особенности лизинга и регламентировал лизинг как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основе договора лизинга физическим или юридическим лицам.

Базовый ФЗ «О лизинге» № 164-ФЗ, несмотря на его несовершенство, сделал в 1998 году шаг вперед в реализации возможности придания финансовому лизингу характера самостоятельного института гражданского права, выводя его за рамки аренды. В то же время нельзя было рассматривать его в отрыве от всей совокупности законодательных актов, так или иначе касающихся инвестиционной деятельности. Поэтому на первый план выходила работ над внесением необходимых изменений во II части Налогового Кодекса и Таможенный кодекс.

1999 год можно охарактеризовать медленным процессом приведения в соответствие закону «О лизинге» ведомственных и правительственных нормативных актов, особенно налогового и бухгалтерского учета лизинговых операций. Основными сдерживающими факторами развития лизинга в России в 1999 г. были отрицательные последствия финансового и банковского кризиса августа 1998 года.

2001 год оказался продуктивным в плане развития законодательной и нормативной базы лизинга. 6 июля Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ). Данный закон вступил в силу с 01.01.2002.

8 августа 2001 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, который вступил в силу с 10 февраля 2002 года. Список лицензируемых видов деятельности сокращен до одной сотни. Это те виды деятельности, осуществление которых, по мнению законодателей, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами кроме лицензирования. Лизинговая деятельность к упомянутым видам деятельности уже не имеет отношения с 10 февраля 2002 года.

Насколько данный момент положительный - вопрос спорный. С одной стороны, отмена лицензирования лизинговой деятельности - это большая ошибка. Лизинг как вид инвестиционной деятельности обладает рядом преимуществ, что, в свою очередь, всегда вызывает повышенный интерес со стороны налоговых органов на предмет правомерности и правильности их использования. Наличие лицензии у компании в определенной мере облегчает контроль со стороны государства и гарантирует от злоупотреблений.

Кроме того, по лизингу до введения данного закона работало ограниченное число компаний, имеющих на это право. Отсутствие названных ограничений неизбежно приводит к потере качества лизинга, снижению уровня компетентности топ-менеджмента компании, и соответственно, к падению доверия со стороны инвесторов и лизингополучателей.

С другой стороны, в существующей форме лицензирование потеряло смысл. Лицензия помимо своей основной разрешительной функции должна предоставлять определенную гарантию как компаниям - потенциальным лизингополучателям, что они имеют дело с надежной профессиональной структурой, так и финансирующим организациям, которые рассматривают лицензию как фактор, подчеркивающий серьезность данной лизинговой компании, с которой они могли бы работать как с партнером.

Сейчас же неясно, на какой основе действует лицензирующий орган. Сначала он был при Министерстве экономики, потом согласно закону о лицензировании отдельных видов деятельности это направление было передано Министерству юстиции, но часть функций осталась за Министерством экономики. В результате получается, что ни один из этих органов не является ответственным за надлежащее выполнение своих задач. Лицензирование сегодня носит формальных характер, с 1993 года не было ни одного случая, когда деятельность лизинговой компании приостанавливалась бы лицензирующим органом.

В то же время отмена лицензирования лизинговой деятельности может ускорить развитие лизинговых компаний и структур в регионах страны, т.к. убирается один из барьеров, препятствующий оперативности их деятельности.

29 января 2002 года был принят Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ» № 10-ФЗ. Несмотря на то, что ФЗ «О лизинге» стал называться ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», последний, сохранив все направления и формы развития лизинга, внес в базовый ФЗ «О лизинге» необходимые уточнения и корректировки в соответствии с недавно принятыми нормативно-правовыми актами.

2003 г. в сфере лизинга был отмечен принятием Приказа МАП РФ от 31.03.2003 г. № 86 «Об утверждении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»); Письма Минфина РФ от 05.05.2003 г. № 16-00-14/150 «Об учете имущества лизингополучателем»; а также Постановления Госкомстата РФ от 21.10.2003 г. № 94 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деловой активностью организаций, осуществляющих деятельность в области финансового лизинга на 2004 год», которое определило порядок заполнения и предоставления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности).

Также следует отметить, что лизингу посвящен параграф 6 главы 34 второй части Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, в России лизинг все еще находится на стадии становления, но уже достаточно подкреплен нормативно-правовой базой, регулирующей отношения участников лизинговых операций.

1.2 Состав и методы определения размера лизинговых платежей

Лизинговые платежи представляют собой в концентрированном виде всю финансовую часть лизингового проекта. Именно они определяют для лизингодателя как возможность погашения понесенных затрат, так и возможность получения прибыли по сделке. По этой причине в той или иной мере практически каждый автор затрагивает эту тему, описывая уже известные методы или предлагая свои разработки.

Методы расчета лизинговых платежей и формы представления их результатов должны быть адекватны уровню лизингового проекта. В своем эволюционном развитии лизинг в России проходит ряд стадий. В настоящее время наблюдается переход от простых сделок к более сложным - увеличиваются суммы сделок, срок лизинга и инвестиционный период, поставка и монтаж оборудования растягиваются на много месяцев. Нужны адекватные методы расчетов, которые бы [44, c. 14]:

· отражали совокупность финансовых взаимоотношений большого количества факторов, взаимодействующих по сделке и имеющих продолжительный временной характер;

· были согласованы с принципами финансового планирования по компании.

В настоящее время чаще всего практикуются три основных методики расчета лизинговых платежей [52].

1. Метод финансовых рент (аннуитетов);

2. Метод составляющих;

3. Методика, рекомендованная Министерством экономики РФ.

Каждая методика строится на одном из двух подходов. Первый подход заключается в том, что с помощью определенной формулы задается график лизинговых платежей и на его основе рассчитывается график погашения основного долга по кредиту (Метод финансовых рент). Второй подход заключается в том, что график лизинговых платежей рассчитывается на основе заданной совокупности расходов (Метод составляющих или Метод Министерства экономики).

Рассмотрим первый подход:

1. Метод финансовых рент (аннуитетов). Метод заключается в том, что задается равномерный график лизинговых платежей, и каждый платеж покрывает погашение основного долга и лизинговый процент. Предполагается, что в лизинговый процент входят все расходы и вознаграждение лизинговой компании. Как рассчитывать ставку лизингового процента, в методике не говорится.

Данная методика оперирует исключительно потоками денежных средств и не использует понятия статей Бюджета Доходов и Расходов (БДиР), в том числе амортизации.

Рассмотрим второй подход:

1. Метод составляющих. Метод основан на суммировании исключительно денежных расходов лизинговой компании в каждом периоде (погашение кредита, налоги и т.п.) без учета начисления амортизации.

2. Метод Министерства экономики. Метод заключается в том, что для получения общей суммы договора лизинга расходы лизинговой компании суммируются в каждом периоде. Расходы при этом учитываются не по денежным потокам, а по формированию затрат лизинговой компании в Бюджете Доходов и Расходов (БДиР). Самым существенным расходом в данном случае является амортизация. Графику выплат по договору лизинга не придается особого значения, а также ничего не говорится и о графике погашения основного долга по кредиту.

Два эти метода базируются на суммировании расходов, но Метод составляющих базируется на статьях Бюджета Движения Денежных Средств (БДДС), а Метод Министерства экономики на статьях Бюджета Доходов и Расходов.

Таким образом, особенность вышеописанных методик заключается в том, что все методики, кроме Методики Министерства экономики, оперируют исключительно денежными потоками, то есть строятся на основе отчета Бюджет Движения Денежных Средств. В этом случае налог на прибыль по компании не учитывается. Методика Министерства экономики строится на Бюджете Доходов и Расходов, оперируя понятием амортизации, но при этом она не конкретизирует график выплат и ничего не говорит о графике погашения кредита, что может привести к недостатку денежных средств. Все это приводит к тому, что график погашения кредита может быть не связан с начислением амортизации, что в свою очередь повлечет за собой смещение источников погашения кредита и приведет к незапланированным расходам.

Однако ни один из представленных широко практикуемых методов не рассматривает расчет лизинговых платежей как разработку финансовой части инвестиционного проекта и не оценивает планируемые результаты по каждому договору лизинга в целом в двух аспектах с учетом БДДР и БДС.

Рассмотрим каждый метод подробнее.

1. Метод финансовых рент (ануитетов).

Этот метод использует процентный подход к определению лизинговых платежей. Предполагается, что все лизинговые платежи одинаковы в каждом периоде в течение срока лизинга и единовременный лизинговый платеж включает в себя частичное погашение стоимости имущества, сданного в лизинг, а также процент с неоплаченной части стоимости имущества. Весь расчет лизингового договора представляет расчет кредитного договора с определенной ставкой без учета налогов лизинговой компании и иных сопутствующих сделке расходов. После расчета общей суммы платежей и единовременного платежа лизинговый платеж не разбивается на составляющие, а определяется как возврат кредита и процентов за него. Данный процент получил название «Лизинговый процент», но так как методика не получила однозначного толкования в кругах лизингодателей, то и понятие «Лизинговый процент» понимается по-разному. Как определять этот лизинговый процент, в методике не говорится, но предполагается, что за счет него покрываются все расходы лизинговой компании. Таким образом, лизинговый процент включает в себя проценты по кредиту, вознаграждение лизингодателя, налог на имущество, дополнительные услуги и так далее.

Методика состоит в том, что рассчитываются равномерные платежи в течение всего срока договора. Величина одного (одинакового) платежа вычисляется на основе суммы выданного кредита с использованием теории финансовых рент. После определения суммы одного платежа производится расчет долей возврата кредита и процентов за него в данном платеже. По мере увеличения номера платежа доля возвращаемого кредита увеличивается, а доля процентов за него снижается [62, c. 36].

Кроме того, методика позволяет рассчитывать платежи с учетом авансов и выкупной стоимости с незначительной корректировкой формулы.

Данный метод с равномерными лизинговыми платежами получил большое распространение, особенно для лизинга автотранспорта. Его удобство в том, что его очень просто преподносить в рекламных материалах и описывать в договорах.

Метод финансовых рент оперирует понятием поступления лизинговых платежей и процедуры разделения этих платежей на погашение основного долга и процентов по кредиту. Методика не говорит о том, как зачитывать аванс и какие лизинговые платежи будут начислены по договору лизинга. Она говорит только о графике перечисления денежных средств по договору лизинга, но не об отражении их как начисления лизинговых платежей в доходах лизинговой компании. Кроме того, данная методика не гарантирует, что лизинговой компании хватит денежных средств для погашения своих обязательств, особенно если кроме погашения кредита у лизинговой компании есть иные расходы (НДС, налог на имущество).

2. Метод составляющих.

Метод основан на том, что лизинговый платеж в каждом периоде формируется из суммы денежных расходов лизинговой компании исходя из статей Бюджета Движения Денежных Средств.

В отличие от предыдущих методик, в данной методике определяющими являются не заданные лизинговые платежи, а заданная структура расходов лизинговой компании. Схема обратная. Сначала задаются графики расходов: график погашения кредита, проценты по нему, налог на имущество, вознаграждение лизинговой компании, НДС в бюджет, а после этого с помощью суммирования данных расходов определяется лизинговый платеж в каждом периоде [48].

Внимание уделяется исключительно графику перечисления денежных средств без учета формирования налога на прибыль и соблюдения корректных источников погашения кредита. Кроме того, может быть учтен аванс по договору лизинга и выкупная стоимость по окончании договора лизинга, но при этом ничего не говорится о начислении лизинговых платежей и зачете аванса.

Данный метод может быть использован только при приемлемом влиянии его результатов на финансовое состояние компании.

3. Метод Министерства экономики.

“Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей”, утвержденные Минэкономики, были приняты 16 апреля 1996 г. Методика учитывает, что весь лизинговый платеж (ЛП) включает в себя сумму амортизационных отчислений (АО) за лизинговое имущество за весь срок действия договора, плату за используемые лизингодателем кредитные ресурсы (ПК), комиссионное вознаграждение (КВ) и плату за дополнительные услуги (ДУ) лизингодателя, предусмотренные договором, а также налог на добавленную стоимость [39, c. 23]:

ЛП=АО+ПК+КВ+ДУ+НДС.

Кроме того, методика предусматривает несколько вариантов платежей: с авансовым платежом и без него, с выкупом оборудования по остаточной стоимости по истечении срока договора и без выкупа, но им не уделено должного внимания. Метод оперирует понятиями исключительно Бюджета Доходов и Расходов без учета Бюджета Движения Денежных Средств, а тем более графика возврата привлеченных денежных средств.

Методикой предлагается очень упрощенный способ расчета амортизационных отчислений, платы за кредит, комиссионного вознаграждения. Можно модифицировать методику и рассчитывать составляющие лизинговых платежей точно, а не примерно. Это особенно важно с учетом того, что чаще всего кредит берется не только на сумму стоимости имущества, а также на НДС, уплачиваемый поставщикам, а, следовательно, и проценты начисляются на сумму долга по кредиту, включающему НДС.

После расчета общей суммы лизинговых платежей в методике рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом уплаты.

В методике приводится пример расчета графика лизинговых взносов с уплатой равными долями с оговоренной в договоре периодичностью. Лизинговые взносы рассчитываются делением общей суммы лизинговых платежей на количество периодов.

Анализ существующих на рынке методик показывает, что они или не учитывают доходы и расходы лизинговой компании (БДР), или не учитывают состояние лизинговой компании по движению денежных средств (БДДС). При этом у лизинговой компании или будут сложности с налогами, или будут сложности с достаточностью денежных средств. Методики не учитывают особенности уплаты и возмещении налога на добавленную стоимость. Они ничего не говорят о способе зачета авансов, да и вообще об отражении доходов по договору лизинга у лизинговой компании.

Каждая методика регламентирует только часть финансовых вопросов лизинговой компании, связанных со сделкой, не описывая полностью финансовые последствия применения той или иной методики. Поэтому Алексей Киркоров, финансовый директор ООО «Интеррослизинг», член экспертной группы Ассоциации «Рослизинг» предлагает отличный от вышеупомянутых методов - Модифицированный метод расчета лизинговых платежей [45, c. 34].

При проведении лизинговой сделки можно выделить два процесса, связанных с лизинговыми платежами. Это взаимоотношения сторон по оплате лизинговых услуг - «график перечисления денежных средств» и взаимоотношения по оказанию лизинговых услуг - «график начисления лизинговых платежей».. Для того, чтобы правильно рассчитать лизинговые платежи, необходимо в обязательном порядке учитывать эти два процесса и делать это с учетом Бюджета Движения Денежных Средств (БДДС) и Бюджета Доходов и Расходов (БДР)

График начисления лизинговых платежей (лизинговые платежи) - периодический график, согласно которому лизингодатель оказывает лизингополучателю услугу по передаче имущества во временное владение и пользование. При этом лизингодатель отражает доходы и выставляет счета-фактуры, а лизингополучатель отражает расходы по договору лизинга в указанные в графике суммы и сроки. Данный график является экономически обоснованным исходя их принципов сопоставимости доходов и расходов лизингодателя. В расходы лизингодателя включается амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора, оплата процентов за пользование заемными средствами, использованными лизингодателем на приобретение имущества (предмета лизинга), страховые взносы за страхование предмета договора, если оно осуществлялось лизингодателем, уплаченный лизингодателем налог на это имущество, и иные налоги, связанные с имуществом, налог на добавленную стоимость, а также иные расходы лизингодателя по договору и его доход.

Наиболее корректным способом расчета «графика начисления лизинговых платежей» будет способ, отражающий сопоставимость доходов и расходов у лизинговой компании. Каждый лизинговый платеж должен включать в себя амортизацию, проценты по кредиту, иные расходы лизинговой компании и ее вознаграждение, как это делалось при расчете общей суммы лизинговых платежей в Методике Министерства экономики. Таким образом, график начисления лизинговых платежей рассчитывается по методу составляющих, но не по денежным составляющим, а по расходам, входящим в Бюджет Доходов и Расходов лизинговой компании.

График платежей по договору лизинга - график, согласно которому лизингополучатель в указанные сроки перечисляет лизингодателю денежные средства или передает иное имущество в счет оплаты оказанных услуг по договору лизинга.

Подходы к формированию графика перечисления денежных средств строятся по трем принципам:

1. График совпадает с графиком начисления лизинговых платежей;

2. График формируется по методу составляющих;

3. График определяется договоренностью сторон, а подбирается график погашения кредита.

Рассмотрим данные принципы.

График совпадает с графиком начисления лизинговых платежей

Если лизинговая компания использует один график лизинговых платежей и для начисления, и для получения денег (нет авансов по сделке), то необходимо вспомнить источники погашения кредита. Погашение кредита планируется из суммы, начисленной за период амортизации, и НДС, возмещаемого из бюджета. В каждый период у лизинговой компании имеется прибыль, и она полностью соответствует остатку денежных средств на счетах компании. Только при использовании данного метода выкупная стоимость при прерывании договора лизинга всегда равна остаточной стоимости с НДС.

График формируется по методу составляющих.

Если по сделке существуют авансы и график начисления лизинговых платежей не соответствует графику перечисления денежных средств, то тем не менее график начисления лизинговых платежей планируется по Бюджету Доходов и Расходов исходя из вышеописанного принципа сопоставимости доходов и расходов. График перечисления денежных средств при этом желательно рассчитывать исходя из метода составляющих, обязательным образом учитывая все денежные потоки в Бюджете Движения Денежных Средств.

Метод подбора графика погашения кредита.

Метод заключается в том, что задается график перечисления денежных средств по договору и на основе этого с учетом всех расходов лизинговой компании и ее вознаграждения определяется график погашения основного долга по кредиту. График перечисления денежных средств может быть задан на основании бизнес-плана проекта, для развития которого в лизинг передается имущество. Этот график может иметь возрастающий размер платежей в каждом периоде, а может учитывать сезонность выпускаемой лизингополучателем продукции (золотодобыча, сельское хозяйство).

Метод можно описать следующим образом. Лизинговая компания по согласованию с клиентом формирует примерный график платежей на срок лизинга. После этого лизинговая компания формирует Бюджет Движения Денежных Средств и, вычитая в каждом периоде из запланированного платежа проценты по кредиту, налог на имущество, свое вознаграждение и иные расходы, получает сумму погашения основного долга.

Схема подбора графика погашения основного долга через формирование Бюджета Движения Денежных Средств позволяет учесть все расходы лизинговой компании, в том числе НДС, налог на имущество и налог на прибыль.

Необходимо отметить, что экономический подход, используемый в предлагаемой Модифицированной методике, позволяет сбалансировать все показатели как по Бюджету Доходов и Расходов, так и по Бюджету Движения Денежных Средств, полностью отражает экономическую суть лизинга и наилучшим образом подходит для лизинговых компаний.

Иными методами также можно пользоваться, но их нужно переработать и адаптировать для конкретной лизинговой компании. Адаптация методики заключается в понимании последствий ее применения для предприятия как с учетом Бюджета Доходов и Расходов, так и с учетом Бюджета Движения Денежных Средств. Только после изучения вышеупомянутых двух отчетов (БДДС и БДР) для каждого варианта расчета можно сделать вывод о применимости той или иной методики к конкретной компании.

1.3 Тенденции развития лизинга в отрасли строительства

Экономика любой страны требует постоянного обновления основных средств производства. Оно во многом осуществляется за счет лизинга. На его долю в западной Европе приходится около трети всего обновления техники.

Для нашей страны на данном этапе развития вопрос устаревания основных средств производства стоит достаточно остро в большинстве отраслей экономики, не исключение и строительство.

В принципе динамика развития в этой отрасли не отличается от других сфер экономики. Тенденции последнего десятилетия таковы: в первые годы объем лизинга удваивался, затем график стал более пологим - в позапрошлом году его объем возрос примерно на 70%, в прошлом - на 50%.

Лизинг в России становится с каждым годом все более популярным средством осуществления крупных инвестиционных проектов. По этой схеме покупаются автомобили и строятся заводы. На рынок лизинга вышли новые игроки, расширяется сфера их интересов, у лизинговых компаний появляются общие задачи, подталкивающие их к консолидации. В этом году исполняется 10 лет Ассоциации «Рослизинг», объединяющей более 100 лизинговых компаний, большинство из которых -- крупнейшие и по размеру уставного капитала, и по объемам ежегодно привлекаемых инвестиций, и по географии бизнеса. Их деятельность во многом определяет количественные и качественные показатели рынка лизинга в России. На них ориентируются стратегические инвесторы, с ними работают крупнейшие российские и зарубежные банки. Еще три года назад, когда сказывались последствия дефолта, объем новых договоров лизинга, заключенных компаниями -- членами ассоциации, перевалил за 500 млн. долларов. Практически начиная с этого момента ежегодный прирост инвестиций по лизингу в основные фонды российской экономики составляет 20--30 %.

В настоящее время основные тенденции развития лизинга в экономике в целом и в строительстве в частности сохраняются. Стабильно развиваясь, его рынок становится все более цивилизованным. Растет доверие инвесторов к лизинговым компаниям, грамотность поставщиков оборудования и лизингополучателей. Однако сегодня уже становится очевидным, что постоянная активизация инвестиционной деятельности в России обусловила большую избирательность заемщиков в выборе источника финансирования. Если раньше лизинг преимущественно конкурировал прежде всего с банковским кредитом, то с накоплением опыта, как поставщиками, так и лизингополучателями и инвесторами, границы деятельности лизинговых компаний очертились более четко.

Появлением конкуренции между самими участниками лизингового бизнеса обусловлен ряд новых явлений, суть которых сводится к одному: лизинг стал более доступен и привлекателен для российских строительных предприятий. Упрощаются условия обеспечения сделки лизингополучателем, расширяется спектр дополнительных услуг, которые предлагают лизинговые компании. Растет количество сделок, платежи по которым не привязаны к доллару [30, c. 22].

В условиях возрастающей конкуренции пассивное привлечение лизингополучателя становится уже недостаточным. Для развития бизнеса лизинговые компании должны идти на более сложные меры. Одна из них -- выход лизингового бизнеса в регионы, увеличение скорости лизинговых заявок и повышение сложности лизинговых сделок, а также специализация лизинговых компаний в определенных нишах рынка.

Сегодня лизинг стал эффективным механизмом финансирования малого строительного бизнеса, который банковская сфера традиционно обходила стороной. Все больше лизингодателей в своей деятельности ориентируются на малые и средние предприятия. Малый бизнес очень заинтересован в развитии этого сотрудничества. Ведь сегодня лизинговая компания не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. Это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.

Строительство, всегда являвшееся основой материального производства и развития социально-культурной сферы, требует отдельного рассмотрения. В условиях отсутствия бюджетных средств и резко обострившейся проблемы сбыта новой строительной техники, одним из основных способов активизации инвестиционных процессов в этой отрасли экономики является лизинг. По предварительной оценке, на обновление и техническое перевооружение парка машин в строительстве потребуется в ближайшие 3-4 года 6,8 трлн. руб. инвестиционных ресурсов [58].

Перспективность лизинга и его производственная функция обуславливается все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита. Лизинг - один из наиболее распространенных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перемещения с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства.

Подпрограммой развития лизинга в строительстве предусматривается создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний и единого лизингового банковского консорциума, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом, в том числе: в Московской, Тульской, Самарской, Свердловской, Волгоградской и Читинской областях.

Реализация проектов позволит осуществить структурную перестройку производственной базы строительства, а также задействовать производственные мощности и новейшие технологии конверсионных предприятий.

Необходимость развития лизинговой деятельности в строительном комплексе обусловлена следующими основными причинами [71]:

- высокая степень физического и морального износа основных средств всех видов транспорта, оцениваемая не менее чем 35-40%; на автотранспорте подлежит списанию из-за угрозы небезопасной эксплуатации не менее трети машин;

- значительное снижение инвестиционных возможностей предприятий, обусловленное инфляционными факторами, снижением спроса на перевозки и соответствующих доходов, неплатежеспособностью заказчиков;

- высокой и постоянно растущей стоимостью транспортных средств, машин и механизмов, контейнеров, погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, необходимых для оказания перевозочных услуг.

Крайне острым является положение с обновлением парка строительных машин и оборудования, автотранспортных средств. В последние годы наметилась угрожающая тенденция к снижению количества реально работающего транспорта на объектах. Обеспечение строительных предприятий техникой по лизингу позволило бы ослабить остроту ситуации [58].

На сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Его широкое распространение на Западе и почин успешного внедрения на российской почве обусловлены тем, что по сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит, ссуда и т.д.) лизинг имеет ряд преимуществ.

Однако лизинговая деятельность в сфере строительства находится на начальном этапе, и дальнейшее развитие ее будет зависеть как от экономической и политической ситуации в стране, так и хорошего знания руководителями и специалистами строительных организаций, предприятий и других структур сущности и преимуществ финансового механизма.

2 Анализ лизинговых операций на ООО "СибирьСтройИнвест"

2.1 Анализ заключения лизинговых операций

Данная дипломная работа выполняется на материалах общества с ограниченной ответственностью «СибирьСтройИнвест» (ООО «СибирьСтройИнвест»), зарегистрированного 19 октября 2000 года в регистрационной палате города Новосибирска с присвоением основного государственного регистрационного номера.

Организация занимается строительной деятельностью и принадлежит к строительной отрасли промышленности. В частности организация занимается строительством жилых и офисных помещений, а также имеет свой магазин строительных материалов.

Учредители ООО «СибирьСтройИнвест» - физические лица (работники организации), а также юридическое лицо ОАО «Силуэт». При этом физические лица владеют 73% уставного капитала.

Большое внимание на предприятии уделяется рациональному использованию всех ресурсов, автоматизации и механизации производственных процессов, расширению ассортимента и повышению качества, что позволяет данному обществу выпускать конкурентную продукцию и услуги. При желании заказчика организация предоставляет услуги, выполненные по индивидуальным заказам.

Основными поставщиками организации являются предприятия по изготовлению строительных материалов и конструкций региона, некоторые материалы поступают от отечественных и зарубежных производителей.

У организации имеются постоянные клиенты. При этом, например, возводимое жилье является элитным и ориентировано на потребителей с достатком выше среднего.

Финансовые показатели предприятия достаточно стабильны: так, на 01.01.2006 г. среднесписочная численность работающих на предприятии составила 448 человек, средняя заработная плата на одного работающего - 9800 рублей.

По итогам 2005 года ООО «СибирьСтройИнвест» имело высокие показатели финансово-хозяйственной деятельности (табл. 2.1, 2.2, 2.3).

Таблица 2.1 - Показатели оценки финансового состояния ООО «СибирьСтройИнвест» за 2005 год, %

Показатели

Величина показателей

Рентабельность производства

7,0

Рентабельность собственного капитала

20,7

Доля собственных средств

87,8

Таблица 2.2 - Показатели ликвидности (платежеспособности) ООО «СибирьСтройИнвест» за 2005 год

Показатели

Величина показателя

Коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение 0,15 - 0,2)

0,45

Коэффициент быстрой ликвидности (оптимально К от 0,5 до 0,8)

0,07

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,09

Таблица 2.3 - Показатели деловой активности ООО «СибирьСтройИнвест» в 2005 году

Показатели

Величина показателей

Фондоотдача, руб./руб.

0,998

Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов

4,53

Длительность оборота, дней

80,5

Оборачиваемость запасов, оборотов

17,0

Длительность оборота, дней

21,5

Оборачиваемость собственного капитала, оборотов

0,76

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о достаточно неплохих показателях финансового состояния организации. В то же время баланс предприятия нельзя назвать абсолютно ликвидным (табл. 2.2), так как некоторые коэффициенты не соответствуют рекомендуемым. Показатели деловой активности достаточно высокие. В целом можно сказать, что предприятие действует достаточно стабильно, несмотря на некоторые сложности. Имеется высокий экономический потенциал.

Источниками средств, за счет которых формируется имущество организации, могут быть: уставный капитал, кредиты банков на прирост оборотных средств и приобретение основных фондов; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и платежей в бюджет; аренда (лизинг) имущества и др.


© 2010 Рефераты