p align="left">Под одинокими родителями понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
В ходе предоставления данного вычета одиноким родителям на практике доминирующее положение приобрела следующая точка зрения, основанная на разъяснениях налогового ведомства.
В письме УМНС РФ по г.Москве от 22 декабря 2003 г. N 27-08/70659 "Об ответах на вопросы" разъяснено, что документами, подтверждающими право на указанный вычет для одиноких родителей, в данном случае являются:
- для матери: ксерокопия паспорта, в котором отсутствует отметка ЗАГСа о регистрации брака, ксерокопия паспорта с отметкой о расторжении брака (свидетельства о расторжении брака), справка органа социальной защиты населения о том, что ей как одинокой матери назначено пособие на содержание ребенка (детей) в повышенном размере, личная книжка одинокой матери (вне зависимости от года выдачи она действует до достижения ребенком возраста 16 лет);
- для отца, обязанного документально подтвердить свое материальное участие в обеспечении детей: исполнительный лист на уплату алиментов по решению суда либо нотариально удостоверенное мировое соглашение между бывшими супругами о том, что он принимает на себя обязанности по добровольной уплате алиментов.
При этом необходимо отметить, что требование о предоставлении таких документов в обязательном порядке для подтверждения права на вычет, не основано на нормах НК РФ. Более того, данные документы могут составляться далеко не во всех случаях. Таким образом, формальный отказ налогового органа о предоставлении налогового вычета, основанный на отсутствии указанных выше документов, не соответствует законодательству о налогах.
Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 марта 2003 г. N А05-10753/02-555/14 отмечено следующее.
В случае, если оба родителя не состоят в зарегистрированном браке, они оба признаются одинокими родителями и соответственно имеют право на стандартный налоговый вычет на детей в двойном размере, при условии участия в содержании ребенка.
При этом налоговой инспекцией не учтено, что в отличие от подпункта "а" пункта 6 статьи 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривавшей вычеты на иждивенцев, с 01.01.2001 статьей 218 НК РФ налоговые вычеты предоставляются за сам факт отцовства (материнства).
Кассационная инстанция считает, что произошло существенное изменение порядка предоставления налоговых вычетов, ранее налоговым законодательством не предусмотренных. При этом при предоставлении налогового вычета по подпункту 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ не имеет значения наличие или отсутствие соглашения о бремени содержания несовершеннолетних детей по нормам Семейного кодекса РФ.
Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо до срочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
Стандартный налоговый вычет, установленный п. 4, предоставляется независимо от предоставления иных стандартных вычетов.
Вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные п. 3 и 4, осуществляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, вы данной налоговым агентом.
Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено законом, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом вычетов.
Глава 3. Социальные налоговые вычеты
Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено ст. 219 Налогового кодекса РФ. Данная статья устанавливает три вида вычетов:
- затраты на благотворительность (благотворительные вычеты);
- затраты на обучение (образовательные вычеты);
- затраты на лечение (медицинские вычеты).
Применение данных вычетов ограничено установленными размерами. При этом необходимо иметь в виду, что величина ограничения, установленная НК РФ, может быть изменена законодательными органами субъектов РФ.
По способу представления социальные налоговые вычеты отличаются от стандартных. Если стандартные налоговые вычеты предоставляются по желанию налогоплательщика либо работодателем ежемесячно, либо налоговым органом по окончании календарного года, то социальные вычеты предоставляются только налоговым органом по окончании календарного года.
Механизм предоставления социальных вычетов будет следующим.
1. В течение календарного года налогоплательщик реально перечислил средства на указанные выше цели (благотворительность, обучение, лечение).
2. Налогоплательщик собрал подтверждающие документы об оплате и характере полученных услуг (по обучению, лечению).
3. По окончании календарного года, в течение которого были осуществлены указанные затраты, налогоплательщик подает налоговую декларацию, заявление на предоставление социальных вычетов и документы, подтверждающие оплату и характер услуг.
При этом необходимо отметить, что срок для подачи налоговой декларации и заявления о предоставлении социальных налоговых вычетов НК РФ не установлен. Однако, поскольку предоставление социальных налоговых вычетов является разновидностью возврата налога, то необходимо руководствоваться общим сроком, предусмотренным ст. 78 НК РФ. По данному вопросу МНС РФ письмом от 4 февраля 2002 г. N СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах" разъяснило следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика о предоставлении социальных налоговых вычетов при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Согласно п. 2 ст. 229 НК РФ лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. В случае представления декларации лицами, не обязанными подавать декларацию в соответствии со статьями 227-228 НК РФ, после 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, к ответственности, установленной ст. 119 НК РФ, названные лица не привлекаются.
Пунктом 1 ст. 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим, налогоплательщиками, указанными в ст.ст. 227-228 НК РФ.
С учетом положений п. 8 ст. 78 НК РФ налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов могут быть представлены налогоплательщиками, поименованными в п. 1 и п. 2 ст. 229 НК РФ, в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы (на благотворительность, обучение, лечение).
Заявление налогоплательщика о возврате суммы налога в связи с предоставлением социальных налоговых вычетов может быть подано одно временно с подачей налоговой декларации и заявления о социальных налоговых вычетах с приложением документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, указанные в подп. 1-3 п. 1 ст. 219 НК РФ.
4. Налоговый орган проверяет основания для предоставления вычетов и осуществляет физическим лицам возврат переплаченного налога.
Согласно ст. 229 НК РФ обязанность по сдаче налоговой декларации возложена только на лиц, самостоятельно уплачивающих налог. Вместе с тем, в п. 2 данной статьи установлено, что лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
Таким образом, предоставление социальных налоговых вычетов ставится в зависимость от сдачи налоговой декларации даже теми лицами, которые не обязаны ее сдавать. Следовательно, если налоговая декларация сдается, то социальные вычеты предоставляются; если не сдается, то вычетов нет.
Невостребованная (оставшаяся) сумма социальных налоговых вычетов (сумма превышения вычетов над доходами) на следующий год не переносится. Так, согласно п. 3 ст. 210 НК РФ, в случае превышения суммы налоговых вычетов в налоговом периоде над суммами доходов, облагаемых по общей налоговой ставке 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой указанных доходов не переносится.
Далее перечислим социальные вычеты, предусмотренные НК РФ.
1. Вычет в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
2. Вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
Вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение, за период обучения вышеназванных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
3. Вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
Общая сумма данного налогового вычета не может превышать 38 000 рублей.
По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей.
Согласно определению КС РФ от 14 декабря 2004 г. N 447-О данные положения не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой.
Документом, подтверждающим получение и оплату медицинских услуг, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ. Форма данной справки утверждена совместным приказом Минздрава РФ N 289 и МНС РФ N БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 г. "О реализации постановления Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
В соответствии с Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ (утверждена приказом Минздрава РФ N 289 и МНС РФ N БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 г.) справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
Справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.
Справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет, и имеет следующую форму:
Корешок к справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации N_______
Фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего справку______________.
N телефона (______)_____________,
код
печать /подпись лица, выдавшего справку/
Бланк. Формат А5.
Срок хранения 3 года.
Фамилия, имя и отчество налогоплательщика и пациента указывается полностью. В случае, если налогоплательщик и пациент являются одним лицом, в строке Ф.И.О. пациента ставится прочерк.
В справке на основании кассового чека (приходного ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) указываются стоимость медицинской услуги по коду 1 или дорогостоящего лечения по коду 2, оплаченных за счет средств налогоплательщика, в рублях прописью с большой буквы, а также дата оплаты медицинской услуги.
Справка выдается на руки налогоплательщику, корешок к справке остается в учреждении здравоохранения и подлежит хранению в течение трех лет.
Расходы на оплату медикаментов подтверждаются рецептурным бланком учетной формы N 107/у.
Лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один их которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, второй представляется в налоговый орган РФ при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика.
На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы РФ, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения.
Экземпляр рецепта со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы по приобретению лекарственных средств, назначенных лечащим врачом ему либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет для представления такого рецепта вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, в налоговый орган РФ по месту жительства.
В соответствии с письмом МНС РФ от 4 февраля 2002 г. N СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах" налоговый орган на основании ст. 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, следующие документы:
- справку (справки) о доходах налогоплательщика ф. N 2-НДФЛ;
- справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256;
копию договора налогоплательщика с медицинским учреждением РФ об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался;
- копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего супруга;
- копию свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего родителя (родителей), или иной подтверждающий документ;
- копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет.
Особое внимание следует обратить на порядок применения медицинских вычетов при осуществлении затрат разными налогоплательщиками на лечение одного и того же физического лица. Данное положение касается оплаты лечения детьми одного и того же родителя (матери или отца) или оплаты лечения одного и того же ребенка обоими родителями. Так, в отличие от образовательных вычетов, когда льгота в отношении детей предоставляется в общей сумме на обоих родителей, медицинские вычеты предоставляются каждому налогоплательщику самостоятельно, а не в общей сумме.
Следовательно, если отец и мать самостоятельно каждый оплатит за лечение одного и того же ребенка по 25 000 руб., то каждому из них должна предоставляться льгота в сумме 25 000 руб.
Таким образом, важное значение имеет тот факт, кто именно осуществлял оплату (на чье имя оформлены документы на оплату).
Пример (без учета иных вычетов)
Гражданин Мальцев А.В. в течение года оплатил услуги по лечению и за медикаменты 20 000 руб., в том числе:
- в отношении себя 3500 руб.;
- в отношении своего отца 5000 руб.;
- в отношении супруги 2500 руб.;
- в отношении сына Сергея 16 лет 9000 руб. Годовой доход Мальцева А.В., подлежащий уменьшению на сумму вычетов, составил 50 000 руб.
Гражданка Мальцева А.Н. (супруга Мальцева А.В.) в течение года оплатила услуги по лечению и за медикаменты 30 000 руб., в том числе:
- в отношении себя 4000 руб.;
- в отношении своей матери 6000 руб.;
- в отношении сына Сергея 16 лет 20 000 руб. Годовой доход Мальцевой А.Н., подлежащий уменьшению на сумму вычетов, составил 40 000 руб. В этих условиях Мальцев А.В. имеет право на медицинские вычеты в полной сумме фактических затрат 20 000 руб. Мальцева А.Н. имеет право на медицинские вычеты в части затрат в сумме 30 000 руб. Налоговая база Мальцева А.В. = 30 000 руб. (50 000 - 20 000). Налоговая база Мальцевой А.Н. = 10 000 руб. (40 000 - 30 000).
Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Имущественные налоговые вычеты.
1. Вычет в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а так же в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного на логового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
При реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, срок их нахождения в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.
2. Вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
- расходы на приобретение жилого дома, в том числе неоконченного строительством;
- расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
- расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газо- снабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газо- снабжения и канализации.
В фактические расходы на приобретение квартиры или доли (долей) в ней могут включаться:
- расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;
- расходы на приобретение отделочных материалов;
- расходы на работы, связанные с отделкой квартиры.
Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома или квартиры (прав на квартиру) без отделки или доли (долей) в них.
Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:
при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе неоконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;
при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры (доли (долей) в ней) налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Данный вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ.
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток разрешается переносить на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный п. 2, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
Право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента в соответствии с настоящим пунктом должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика, документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета.
Сейчас имущественный вычет по ценным бумагам можно применить, когда нет возможности подтвердить расходы, связанные с их приобретением, хранением и продажей (п. 3 ст. 214.1 НК РФ). В этом случае доход от продажи ценных бумаг, находящихся в собственности физического лица менее трех лет, не облагается НДФЛ в пределах 125 000 рублей, а три года и более - в полной сумме (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Федеральным законом от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ данное положение изменено, однако изменение вступит в силу лишь с 1 января 2007 года. С этой даты вычет по указанным сделкам применяться не будет. Доход от продажи ценных бумаг можно будет уменьшить только на сумму расходов, связанных с их приобретением, хранением и продажей (п. 3 ст. 214.1 НК РФ). Корреспондирующее этой поправке изменение также внесено в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Следовательно, с 2007 года без документального подтверждения затрат налог физическому лицу придется заплатить со всей продажной стоимости ценных бумаг.
При продаже акций, полученных при обмене (конвертации), физическое лицо может уменьшить доход от реализации на все расходы по при обретению акций, которыми гражданин владел до обмена. Безусловно, все затраты необходимо подтвердить документально. Это изменение так же внесено в п. 3 ст. 214.1 НК РФ Федеральным законом N 58-ФЗ. Оно начнет действовать уже с 1 января 2006 года.
Гражданин, имеющий в собственности активы компании, подвергшейся реорганизации, в итоге становится совладельцем нескольких организаций. При реализации физическим лицом акций (долей, паев), полученных в ходе реорганизации эмитента, оно вправе уменьшить свои доходы от такой продажи на стоимость акций (долей, паев), определенную по правилам, установленным ст. 277 НК РФ.
Статья 277 НК РФ устанавливает порядок определения стоимости акций (долей, паев) при различных формах реорганизации. Так, стоимость акций при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования, определяется следующим образом. Она равняется стоимости конвертированных акций реорганизуемого юридического лица по данным его налогового учета. Моментом определения стоимости ценных бумаг здесь будет дата завершения реорганизации, т.е. когда внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц. В том же порядке нужно оценивать стоимость долей (паев).
При реорганизации путем выделения или разделения организации стоимость акций определяется иначе. Здесь акции реорганизуемой компании нужно поделить. Стоимость акций каждой вновь созданной организации будет равна только части стоимости акций реорганизуемой компании, принадлежащих физическому лицу. Эта часть определяется по соотношению стоимости чистых активов вновь созданной организации к стоимости чистых активов реорганизуемой компании.
Теперь определим стоимость акций компании, в отношении которой проходит процедура реорганизации. Ее рассчитывают как разницу между стоимостью акций этой компании и стоимостью акций всех образовавшихся юридических лиц. Аналогично считается и стоимость долей (паев).
В Федеральном законе N 58-ФЗ также уточнен момент, с которого надо считать срок нахождения в собственности физического лица акций (долей, паев) реорганизуемых компаний. Этот срок исчисляется с даты приобретения в собственность таких акций (долей, паев).
Глава 4.Профессиональные налоговые вычеты
1. Право на данные вычеты имеют индивидуальные предприниматели,частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно. К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.
Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 11 мая 2005 г. N 15761/04 от метил, что "согласно статье 221 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов от общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода. В силу указанных правовых норм налогоплательщику предоставлено право получать профессиональный налоговый вычет в упрощенном порядке именно в том случае, когда он не в состоянии документально подтвердить понесенные им расходы. В связи с этим при подаче заявления налогоплательщик обязан доказать лишь факты осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и получения дохода от этой деятельности. Обязанность представления доказательств понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях получения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов от полученного дохода законом не установлена.
Кроме того, предусмотренный статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации профессиональный налоговый вычет не может ставиться в зависимость от вида предпринимательской деятельности либо от ее направления".
2. Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, получают вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
При этом профессиональный налоговый вычет не учитывается при выплате доходов зарегистрированным в установленном порядке индивидуальным предпринимателям.
Профессиональный налоговый вычет предоставляется организацией на основании письменного заявления работника в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, не посредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по договорам гражданско-правового характера, заключенных с этой организацией.
Пример
ООО "Ветер" заключило договор с физическим лицом, не являющимся зарегистрированным предпринимателем (свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности в организацию не представлено), на выполнение работ по изготовлению стеллажей в архив. Стоимость работ определена в сумме 5000 руб. Работы должны производиться из материала заказчика (организации). Тем не менее, в процессе работы физическое лицо-подрядчик вынужден был закупить дополнительные оригинальные материалы на сумму 826 руб., о чем в организацию предоставлено документальное подтверждение их приобретения (счет, кассовый и товарный чек, т.п.). Кроме того, подрядчик вынужден был получить платную консультацию на сумму 50 руб. в отделе коммунального хозяйства по вопросам, связанным с проведением работ в об устраиваемом помещении (приложена квитанция). Согласно заявлению физического лица указанные расходы, связанные непосредственно с выполнением работ (а значит, с по лучением вознаграждения), учтены организацией в качестве профессиональных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы.
Работнику начислено вознаграждение в размере 5000 руб. По заявлению работника ему предоставляется профессиональный налоговый вычет в размере 876 руб. = 826 руб. + 50 руб. С указанного работника подлежит удержанию сумма налога с дохода по ставке 13% в размере 536 руб. = (5000 руб. - 876 руб.) х 13%
На руки работнику причитается 4464 руб. = 5000 руб. - 536 руб.
В бухгалтерском учете составляются проводки:
Дебет 20
Кредит 76
- 5000 руб. - начислено вознаграждение за выполненную работу по изготовлению стеллажей;
Дебет 76
Кредит 68
- 536 руб. - удержан НДФЛ;
Дебет 76
Кредит 50
- 4464 руб. - выплачено вознаграждение работнику;
Дебет 68
Кредит 51
- 536 руб. - перечислен НДФЛ в бюджет.
3. Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, имеют право на вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Профессиональный налоговый вычет предоставляется организацией на основании письменного заявления налогоплательщика. При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
К расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для указанных видов деятельности (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период.
При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента это право реализуется путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
Может ли предприниматель включить в сумму профессионального налогового вычета затраты на бухгалтерское сопровождение? Специалисты ФНС РФ и УФНС РФ по г. Москве считают, что не может (см., например, письмо УМНС РФ по г. Москве от 22 декабря 2003 г. N 27-08/70659). В соответствии с подп. 11 п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденных совместным приказом Минфина и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н, БГ-3-04/430, к прочим расходам относятся затраты на консультирование, оказанное по договорам возмездного оказания услуг. Вместе с тем, данный подпункт исключает из таких расходов оплату услуг, которые связаны с выполнением обязанностей, возложенных на предпринимателя российским законодательством. Именно такая обязанность, по мнению налоговиков, закреплена в п. 2 ст. 227 НК РФ, устанавливающем, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Однако расчет налога - это не единственная обязанность индивидуального предпринимателя. Он также оформляет "первичку", ведет кассовую книгу, отслеживает расчеты с дебиторами и кредиторами, сдает отчеты в налоговую инспекцию. Кроме того, в зависимости от рода деятельности предприниматель может платить не только НДФЛ, но и другие налоги (НДС, ЕСН, акцизы и т.д.). Для их правильного расчета ему просто необходим квалифицированный бухгалтер. Зарплату бухгалтера, выплаченную в рамках трудового договора, предприниматель вправе учесть в составе расходов на оплату труда. Сюда же войдут ЕСН и взносы в ПФ РФ с этого вознаграждения.
Расходы на оплату труда бухгалтера экономически обоснованы и непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Эти ключевые условия принятия расходов прописаны в главе 25 НК РФ. Именно на основании этой главы налогоплательщик в данном случае и формирует сумму профессионального налогового вычета по НДФЛ (п. 1 ст. 221 НК РФ).
В целях избежания возможного конфликта с налоговыми органами не надо заключать трудовой договор или договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. Их вполне заменит гражданско-правовой договор на оказание консультационных услуг по ведению учета и составлению деклараций.
Налоговые агенты вправе применять при исчислении налога на доходы физических лиц только стандартные и частично профессиональные налоговые вычеты.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: ЭКМОС, - 2000.
2. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2001.
3. ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном страховании в Российской Федерации"
4. Годин А.М, Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2004
5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Перов А.В., Толокушкин А.В. «Налоги и налогообложение».- М.: Юрайт-Издат, 2006
7. «Типичные ошибки, допускаемые предприятиями при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога». Журнал «Консультант бухгалтера» №2 / 2005
8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2006