Рефераты

Кредитные ресурсы Ростовской области

p align="left">1) разработка стратегии кредитных операций;

2) знакомство с потенциальным заемщиком;

3) оценка кредитоспособности потенциального заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды;

4) оформление кредитной документации и предоставление кредита;

5) кредитный мониторинг (последующий контроль в процессе кредитования).

Разработка стратегии кредитных операций. В основе организации кредитного процесса лежит кредитная стратегия и политика, разрабатываемые самим коммерческим банком. Кредитная стратегия разрабатывается в рамках генеральной стратегии банка и заключается в выборе таких целевых рынков, видов кредитных операций, групп клиентов, отраслей экономики и регионов страны, которые создавали бы равновесие между уже освоенными банком сферами деятельности и новыми, сулящими дополнительные доходы, но связанными с дополнительными рисками, и на этой основе обеспечивали бы конкурентные преимущества перед другими банками. Разработка кредитной стратегии обычно находится в компетенции совета директоров коммерческого банка. Контроль за реализацией выработанной кредитной стратегии, как правило, возлагается на кредитный комитет банка.

Кредитная политика включает с себя те конкретные цели, которыми руководствуется кредитный комитет при выдаче кредитов и осуществлении контроля за кредитованием. Данная политика исходит из утвержденной кредитной стратегии, разрабатывается, как правило, на очередной год и оформляется в виде особого документа - «Руководство (положение) по кредитной политике банка». Выработка грамотной кредитной политики, обеспечивающей надежность и прибыльность кредитных операций, является важнейшим элементом банковского менеджмента. Она определяет тот приемлемый уровень риска, который может взять на себя банк.

Знакомство с потенциальным заемщиком. На этом этапе изучается сфера деятельности клиента, направления продажи его продукции, состояние дел в данном бизнесе в настоящее время и в перспективе, основные поставщики, покупатели, правовой статус заемщика, изучается цель кредита, определяется соответствие потребностей клиента текущей кредитной политике банка, устанавливается вид кредита, его форма, срок, источники возврата ссуды и уплаты процентов за нее.

Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды. Оценка кредитоспособности заемщика предполагает оценку его личности, деловой репутации, кредитной истории, платежеспособности (т.е. способности погасить взятый кредит за счет текущих денежных поступлений или от продажи активов). Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, каждый банк разрабатывает собственные подходы к проведению этого анализа. В процессе его используют все доступные материалы, как полученные от клиента, так и имеющиеся в кредитном архиве.

Для рассмотрения вопроса о выдаче кредита заемщики представляют в банк стандартный пакет документов.

I. Документы, подтверждающие правоспособность заемщика:

- копия Устава, зарегистрированного в установленном законодательством порядке (нотариально заверенная);

- копия учредительного договора о создании предприятия (нотариально удостоверенная);

- копия свидетельства о государственной регистрации предприятия (нотариально удостоверенная);

- копии документов, подтверждающих полномочия первых должностных лиц предприятия-заемщика;

- карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом в банке, и оттиска печати (нотариально заверенная).

Юридический отдел банка проводит правовую экспертизу представленных учредительных и других документов предприятия-заемщика и по ее результатам дает свое заключение кредитному отделу банка. Эта работа проводится с целью установления факта законности создания и регистрации предприятия, определения его организационно-правовой формы, сроков деятельности с момента создания, величины объявленного и оплаченного капитала, прав и обязанностей руководства в подписании хозяйственных и др. договоров, а также денежно-расчетных документов.

II. Документы, характеризующие бизнес-заемщика:

- анкета заемщика;

- разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности,

- бизнес-план на текущий и последующие один-два года.

III. Документы, характеризующие финансовое состояние заемщика:

- годовая бухгалтерская отчетность за последний финансовый год, заверенная государственной налоговой инспекцией (ГНИ);

- аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;

- ежеквартальные бухгалтерские балансы (с приложениями №№ 2-5), заверенные ГНИ;

- бухгалтерский баланс заемщика за последний отчетный месяц;

- расшифровка дебиторско-кредиторской задолженности по последнему балансу;

- выписки оборотов по расчетным (текущим) счетам предприятия за последние три - шесть месяцев;

- справки о кредитах, полученных предприятием в других банках, заверенные печатью и подписями первых должностных лиц этих банков (с указанием суммы кредитов, сроков их погашения, количества пролонгации, вида обеспечения по ним, наличия просроченной задолженности по основному долгу и (или) процентам по ссудам);

- документы, подтверждающие добросовестную кредитную историю предприятия-заемщика в течение последних трех месяцев до даты настоящего обращения в банк за получением ссуды (т.е. подтверждающие исполнение им всех условий кредитных договоров).

В оценке кредитоспособности заемщика принципиальное значение имеет финансовый анализ. На практике он проводится банками разными способами: на основе расчета системы финансовых коэффициентов (показателей) ликвидности, оборачиваемости, финансового левериджа, рентабельности, покрытия и др., путем анализа денежных потоков, т.е. сопоставления притока и оттока денежных средств у предприятия-заемщика. Рассчитанные значения каждого коэффициента сопоставляются банком с его оптимальным значением, применяемым для соответствующей отрасли экономики. Эта аналитическая работа проводится в тесной взаимосвязи с изучением и проверкой документов, обосновывающих цель кредита, его объемы и сроки погашения.

IV. Документы, обосновывающие объем испрашиваемого кредита и сроки его возврата (погашения):

- технико-экономическое обоснование потребности в кредите;

- копии контрактов (договоров) на закупку товаров, продукции, услуг, работ, под которые испрашивается кредит;

- копии контрактов (договоров) на реализацию продукции, выполненных работ, услуг, товаров, подтверждающих поступление выручки на счета предприятия в определенные сроки;

- планы производства, реализации или товарооборота заемщика и т.п.;

- план прогноза потоков денежных средств заемщика на период пользования кредитом;

- сведения о вложениях собственных средств заемщика в кредитную сделку;

- выписка из протокола заседания совета директоров ОАО о решении оформить кредит в банке (если объем кредитной сделки превышает 25% валюты баланса заемщика);

- выписка из протокола общего собрания акционеров ОАО о решении оформить кредит в банке (если объем кредитной сделки превышает 50% валюты баланса заемщика).

Основным источником погашения кредитов должна выступать выручка от реализации продукции (работ, услуг). Но на случай ее фактических отклонений от запланированного уровня по различным причинам (спада производства, инфляции, изменения конъюнктуры рынка и т.н.) заемщик должен располагать вторичными источниками погашения кредита, к которым относятся различного рода обеспечительные обязательства возврата ссуд (договоры залога, поручительства, банковской гарантии). Поэтому банки всегда требуют от потенциальных заемщиков представления проектов этих договоров, по которым дает свое заключение юридический отдел банка.

V. Документы, представляемые заемщиком в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору:

- проект договора залога имущества;

- опись предметов залога (по установленной форме);

- документы, подтверждающие право собственности на предметы залога;

- документы, подтверждающие реальную рыночную стоимость предметов залога;

- договоры страхования закладываемого банку имущества;

- выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО о решении предоставить имущество ОАО в залог по ссуде (в случае, если его объем превышает 25% валюты баланса);

- проект договора поручительства третьих лиц;

- проект договора банковской гарантии;

- бухгалтерская отчетность поручителя, гаранта (годовая и на последнюю отчетную дату перед выдачей кредита).

Для оценки надежности залога в качестве гарантии возврата кредита используются три критерия:

- соотношение стоимости заложенного имущества и суммы кредита;

- ликвидность заложенного имущества;

- возможность банка осуществлять контроль за заложенным имуществом. Для оценки возможности принятия поручительства (гарантии) третьего лица в качестве обеспечения кредита проводится анализ его кредитоспособности в том же объеме, что и по основному заемщику.

Таким образом, на основании анализа оборотов по расчетному счету клиента, финансовой отчетности, а также других его документов, рас считанных коэффициентов платеже- и кредитоспособности оцениваются возможности клиента погасить ссуду в срок. Изучаются и оцениваются вторичные источники погашения кредита, т.е. обеспечительные обязательства, а также оценивается качество ссуды в целом. Общая оценка качества ссуды и определяемого им уровня кредитного риска банка может даваться в баллах (по каждому показателю оценки качества кредита), по сумме которых выводится итоговая группа риска кредита.

По результатам проведенного анализа кредитный работник банка составляет заключение, в котором отражает целесообразность предоставления кредита и определяет его возможные параметры (вид кредита, его сумму, срок, процентную ставку, обеспечение, условия погашения и др.). Окончательное решение о выдаче кредита и его параметрах в зависимости от принятого в «Руководстве (положении) по кредитной политике банка» порядка санкционирования ссуд выносит либо начальник кредитного отдела, либо кредитный комитет филиала банка (или головного банка), либо правление банка. Эти же органы выносят окончательное решение и о характере обеспечительных обязательств по ссуде.

С принятием окончательных решений о выдаче кредита заемщику и его обеспечении начинается следующий очередной этап кредитного процесса.

Оформление кредитной документации и предоставление кредита. На данном этапе осуществляется подписание сторонами кредитного и обеспечительного договоров, а также формирование кредитного дела (досье). В нем должна быть сосредоточена вся документация по кредитной сделке и все необходимые сведения о заемщике. Предоставление кредита может осуществляться различными способами, которые были рассмотрены нами выше.

2.5 Кредитный мониторинг

Кредитный мониторинг (англ. credit monitoring) - система наблюдений за состоянием кредитного портфеля кредитной организации, включающая анализ, оценку и прогноз выполнения условий кредита, обусловленных договорами. Кредитный портфель банка служит главным источником его доходов и одновременно - главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества кредитного портфеля в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, финансовые результаты. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка.

Поэтому все банки, отвечающие современным требованиям или стремящиеся им соответствовать, осуществляют кредитный мониторинг - наблюдение за погашением кредитов, разработка и принятие мер, обеспечивающих решение этой задачи.

Необходимость его проведения обусловлена той особой ролью посредника на денежно-кредитном рынке и наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести из состояния равновесия рынок и его отдельных участников

Мониторинг используется в различных сферах человеческой деятельности и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Кредитный мониторинг состоит в контроле за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней, то есть в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок. Его составными элементами являются: систематическая оценка качества заемщика, анализ достаточности обеспечения, осуществление контроля за соблюдением условий кредитного договора, проведение корректирующих мероприятий.

Цель кредитного мониторинга - обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процента по ссуде. Основные направления кредитного мониторинга: текущее финансовое состояние заемщика в статике и динамике; своевременность и полнота выполнения им обязательств, вытекающих из условий кредитного договора; качество обеспечения кредита; размеры риска кредитора и правильность формирования резервов по кредиту; соотношение условий кредитного договора с текущими рыночными тенденциями; правильность отражения в бух. учете кредитора движений, связанных с выполнением условий кредитного договора. Для проверки кредитоспособности заемщика и ранней диагностики кредитного риска применяют математико-статистические методы. Кредитный мониторинг осуществляется в полном объеме или частично сотрудниками службы внутреннего контроля или др. специалистами в соответствии с распоряжением кредитного комитета кредитной организации.

Несмотря на то, что сегодня в банковской практике используются различные способы кредитного мониторинга, все они основаны на нескольких главных принципах:

1. Периодическая проверка всех видов кредитов. Каждые 30, 60 или 90 дней проверяются все крупные кредиты и выборочно - более мелкие.

2. Тщательная разработка этапов кредитного контроля с тем, чтобы обеспечить проверку всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе:

- соответствие фактических платежей по кредиту рассчитанным данным;

- качество и состояние обеспечения по кредиту;

- полнота соответствующей документации, возможность получить в свое распоряжение обеспечение и юридическое право предпринимать при необходимости судебные действия в отношении заемщика;

-оценка изменений финансового положения и прогнозы относительно увеличения или сокращения потребностей заемщика в банковском кредите;

- оценка соответствия выданной ссуды кредитной политике банка и стандартам, разработанным контролерами со стороны регулирующих органов в отношении его кредитного портфеля.

3. Наиболее частая проверка проблемных ссуд, увеличение частоты проверок по мере роста проблем, связанных с конкретным кредитом.

4. Более частые проверки кредитов в условиях экономического спада или появления значительных проблем в тех отраслях, в которые банк вложил значительную часть своих ресурсов (например, существенное изменение налогового или экспортно-импортного законодательства, появление новых конкурентов или изменение технологий, требующие использования новых методов производства и реализации продукции).

Методика комплексного анализа при кредитном мониторинге включает 5 блоков:

- оценка технико-организационного уровня;

- анализ эффективности использования ресурсов;

- оценка структуры и динамики кредитных операций коммерческого банка;

- анализ величины кредитных рисков;

- анализ доходности операций по кредитованию клиентов.

В процессе индивидуального контроля работник банка должен оценить:

- качество кредита - изменение финансового положения клиента и его способности погасить кредит;

- соблюдение условий кредитного договора - выполняет ли клиент кредитные обязательства в соответствии с изначальными условиями сделки;

- состояние залога (гарантий, поручительств) - изменились ли условия, влияющие на стоимость залога или на возможность поручителя (гаранта) выполнить взятые на себя обязательства;

- прибыльность - продолжает ли кредитная операция давать достаточную прибыль.

В результате контроля должны выявляться так называемые проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым вероятно возникновение проблем с выплатой процентов и основной суммы долга.

Контроль за кредитным портфелем направлен на минимизацию кредитного риска и повышение прибыли от ссудных операций в целом.

Погашение кредитов в рублях и иностранной валюте должно проводиться в порядке, аналогичном их выдаче, т.е. все валютные кредиты погашаются за счет средств заемщиков на их текущих счетах в иностранной валюте, а все рублевые кредиты - с расчетных (текущих) счетов заемщиков, ведущихся в валюте РФ. При этом не исключается погашение рублевых кредитов с расчетных счетов заемщика, открытых в других банках, самим заемщиком (на основании его платежного поручения) или этими банками по требованию банка-кредитора. В данном случае банк-кредитор выставляет к счетам заемщика, открытым в других банках, свои платежные требования на взыскание суммы кредита (а также процентов по нему) в безакцептном порядке, но при условии, что заемщик предварительно (до получения ссуды) оформил в этих банках в порядке, установленном ст. 847 Гражданского кодекса РФ, дополнительные соглашения к договорам банковского счета о безакцептном списании средств по требованию конкретного банка-кредитора.

Есть и другие способы погашения кредитов - прекращение обязательств заемщика, которое предусмотрено Гражданского кодекса РФ и должно быть оговорено в кредитном договоре между банком и заемщиком (например, отступное, взаимозачет обязательств, новация, переуступка требований). И, наконец, погашение кредитов может осуществляться за счет обеспечения по ним, оформленного в соответствующем порядке договорами, залога имущества (прав), договорами поручительства третьих лиц или банковской гарантией.

Непогашенные за счет перечисленных источников суммы кредитов признаются безнадежными ко взысканию и по истечении срока исковой давности списываются за счет резерва на возможные потери по ссудам или собственных средств банка (его прибыли) за баланс. Списанные кредиты учитываются на внебалансовых счетах в течение не менее пяти лет для наблюдения банком-кредитором за возможностью взыскания суммы долга с заемщика.

Оценка эффективности существующей системы кредитного мониторинга в коммерческом банке «А» позволила выявить, что в нем был создан Отдел мониторинга, ранее сопровождение кредитов выполнял Сектор методологии и структурного финансирования. К сожалению, в банке не разработаны инструкции, регулирующие процесс мониторинга и определяющие функциональные обязанности специалистов, которые руководствуются Положением «О порядке организации кредитного процесса по программе «Кредитование малого и среднего бизнеса». В связи с этим, функции по мониторингу возложены в наибольшей степени на экономистов кредитного отдела. Следовательно, эффективность существующей системы кредитного мониторинга низкая, данный факт подтверждают растущие объемы просроченной кредитной задолженности в банке. Среди выданных банком кредитов наибольшую долю занимают кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям. С каждым годом кредитный портфель в отношении данной группы клиентов увеличивается.

В целях совершенствования кредитного мониторинга и эффективности деятельности коммерческих банков целесообразно применение комплекса мер.

1. Внедрение системы управления кредитным риском - имеет целью организацию эффективной системы контроля за кредитным риском; мониторинг реализуется через систему должностных отчетов, контроля риска всего кредитного портфеля и системы внутреннего (кредитного) аудита.

2. Использование систем кредитного скоринга - позволяет оценить возможность и вероятность погашения ссудных обязательств конкретным заемщиком в срок; способствует выявлению оптимального сочетания доходности операции и риском, ее сопровождающим. Скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. Чем выше интегральный показатель, тем выше надежность клиента, в связи с чем банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

3. Совершенствование мониторинга инвестиционных проектов - осуществляется на всех стадиях реализации инвестиционного проекта. Для своевременного выявления и минимизации возникающих рисков в банке должна внедряться система раннего предупреждения, которая позволяет своевременно выявить финансовые и нефинансовые сигналы, направленные на прогнозирование вероятности невыполнения условий кредитного договора. Заемщикам следует периодически предоставлять банку отчеты по инвестиционной и эксплуатационной деятельности.

4. Организация ипотечного механизма - необходимо обеспечить эффективный контроль за целевым использованием кредита, путем проверки документов, подтверждающих соответствие израсходованных средств кредитному договору, либо с помощью проверок на местах. Также предусматривается порядок взыскания просроченной задолженности за счет заложенного имущества.

5. Предоставление контокоррентного кредита - в процессе мониторинга особое внимание должно быть уделено контролю за состоянием кредитоспособности заемщика. Определяется лимит превышения кредитной линии. Рекомендуется ежемесячно проверять балансы оборотных средств и, при необходимости, корректировать кредитную линию. Поскольку контокоррентный кредит предоставляется на разрыв в платежном обороте клиента, когда его текущие финансовые потребности превышают имеющиеся у него собственные ресурсы и представляет собой единый активно - пассивный счет, то при превышении заемщиком установленного лимита кредитования, то эффективным является применение штрафных надбавок к установленной процентной ставке.

6. Использование лизинга - является действенным инструментом повышения доходности деятельности коммерческого банка по сравнению с долгосрочным кредитованием. Его применение также способствует росту эффективность кредитного мониторинга, поскольку объектом кредитования является имущество, а не денежные средства.

Таким образом, реализация комплекса мероприятий по совершенствованию кредитного мониторинга в коммерческом банке направлена на развитие и улучшение его деятельности в будущем, а также способствует снижению совокупных рисков кредитных организаций и всего финансового сектора российской экономики.

3. КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОГО РЕГИОНА

3.1 Структура современного финансового рынка Ростовской области

За 2003-2006 гг. совокупный размер банковских кредитов, выданных малым предприятиям Ростовской области, вырос в 4 раза. Число заемщиков увеличилось втрое. Число зарегистрированных на территории области филиалов иногородних кредитных организаций, в первую очередь московских, увеличивается постоянно. Только за 2006 год в области зарегистрировано 6 новых филиалов. Сейчас на Дону действует 42 филиала иногородних кредитных организаций, а также Юго-Западный территориальный банк Сбербанка с 20 отделениями. При этом среди филиалов 18 принадлежат банкам, входящим в число 30 крупнейших российских банков. На мой взгляд, это свидетельствует о привлекательности нашего региона для ведения здесь банковского бизнеса. В последнее время столичный капитал все чаще начинает участвовать в капитале местных кредитных учреждений.

Потребность в банковских услугах со стороны предприятий и населения растет. И ее удовлетворение было бы невозможно без конкуренции на рынке банковских услуг. Конкуренция продолжает усиливаться и, как следствие, стимулирует удешевление банковских услуг, улучшение их качества, укрепление доверия клиентов и вкладчиков, подталкивает менеджмент осуществлять поиск новых направлений деятельности. Именно эти факторы существенно влияют на спрос и условия предоставления услуг. Ассортимент услуг и технологии работы местных кредитных организаций ничуть не хуже, чем у филиалов. Разумеется, говоря о конкуренции, нельзя не упомянуть об особом положении Сберегательного банка РФ. В частности, на территории Ростовской области отделениями Сбербанка аккумулировано около 70% вкладов граждан (в последние год-два наметилась тенденция к снижению этой доли). Рассматриваемый в настоящее время в Совете Федерации Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» является в том числе инструментом выравнивания условий деятельности Сбербанка России и других кредитных организаций. Принятие указанного закона будет способствовать безусловной уверенности населения в сохранности своих сбережений, размещаемых не только в Сбербанке, но и в других коммерческих банках. По количеству кредитных организаций Ростовская область занимает второе место после Дагестана рис.3.1

Рис.3.1 Кредитные организации ЮФО (без филиалов)

где:

Ликвидированные;

Действующие.

В настоящее время в Ростове-на-Дону работают 87 банков, а также филиалов и представительств крупных и средних российских финансовых учреждений из других регионов. По экспертным оценкам, на сегодняшний день кредитный портфель банков достаточен для покрытия потребности субъектов малого предпринимательства в кредитных ресурсах. Но в связи с тем, что процедура оформления документов на получение кредитов достаточно сложна, сроки принятия решения длительны (в отдельных случаях до 2 месяцев) и субъекты малого предпринимательства зачастую сталкиваются с проблемой залогового обеспечения, кредитные ресурсы для многих из них пока не доступны.

В 2006 году работающие на Дону банки в 2,5 раза увеличили объем кредитных вложений в экономику Ростовской области. Сегодня для них это единственный способ повысить эффективность своей работы. Однако уже сейчас кредитная активность многих и прежде всего, местных банков упирается в размеры их собственного капитала. Его они могут увеличивать только за счет прибыли или привлечения новых акционеров. Однако вот уже который год областной Минфин и законодатели не хотят пересмотреть свою экономически вредную позицию в отношении прибыли банков, которую они облагают, используя максимально высокую налоговую ставку. Тем самым областная власть попросту тормозит развитие местной банковской системы. Ведь если прибыльность банков невысока, то это препятствует привлечению ими акционерного капитала и. следовательно, ограничивает их кредитную активность.

В числе событий, негативным образом отразившихся на деятельности банков, многие отметили снижение ставки ЦБ и рост цен. Ответной реакцией банков на эти изменения стало небольшое увеличение доли краткосрочных кредитов. Если в начале прошлого года доля кредитов, размещенных на срок до 1 года, в кредитных портфелях местных банков составляла 72%, то по итогам 2006 года она достигла 82%. Таким образом, банки пытаются компенсировать потери, вызванные снижением кредитных ставок. Тем более что рост цен на многие товары и услуги позволяет коммерческим предприятиям более охотно обращаться к банкам за помощью. В 2006 году кредитные вложения банков в донскую экономику увеличились в 2,5 раза.

Наибольший вклад в этот прирост внесли Сбербанк и филиалы крупных российских банков. Более чем в два раза увеличил свой кредитный портфель в Ростовской области Сбербанк, за счет, видимо, работы с крупными предприятиями. И в 4,5 раза нарастили объем выданных кредитов филиалы. Гораздо скромнее были темпы роста кредитных вложений у местных банков, но их отправные цифры год назад были гораздо более внушительные, чем у филиалов и Сбербанка. Впрочем, соперничество здесь между, как принято считать, местными и неместными банками весьма условное, поскольку потенциальный спрос на банковские услуги в России в целом и в Ростовской области в частности намного превышает реальные возможности отечественных банков. Банковский сектор по-прежнему играет в экономике России весьма скромную роль. Соотношение активов банковской системы и ВВП в России не превышает 35%, что позволяет характеризовать российскую банковскую систему как слаборазвитую. В то же время следует отметить, что уровень развития российской банковской системы адекватен общему развитию рыночной экономики и финансового хозяйства в стране. По уровню монетизации экономики, определяемому как отношение объема денежной массы (М2) к ВВП (не более 16%), Россия занимает одно из последних мест в мире.

Успешно преодолевать проблемы в развитии кредитования малого бизнеса удается за счет активного участия коммерческих банков в выполнении мероприятий областных программ развития малого предпринимательства. За годы их реализации количество банков-соисполнителей программ увеличилось в 2 раза: с 8 до 17 банков. Это доказывает, что трехстороннее сотрудничество финансистов, предпринимателей и властей за последние годы стало полезным и выгодным для всех участников.

Образовательные и информационные программы, проводимые областным Министерством экономики для представителей малого бизнеса, помогают предпринимателям узнавать о новых кредитных продуктах, банковских услугах, позволяют научиться правилам получения кредитов. Областные власти много лет активно пропагандируют программу субсидирования процентных ставок по кредитам для малых предприятий, тем самым способствуя воспитанию новых клиентов финансовых учреждений и улучшению инвестиционного имиджа региона. В сотрудничестве с финансистами корректируются в сторону упрощения и прозрачности банковские правила для небольших компаний.

Соисполнителями программ развития малого бизнеса становятся не только местные банки, такие как «Центр-инвест», Донской народный банк и др., но и филиалы крупных московских финансовых учреждений - Газпромбанка, «КМБ-Банка», Внешторгбанка, которые направляют немалую часть своих кредитных портфелей на кредитование субъектов малого предпринимательства Ростовской области. Продолжают проявлять интерес к сотрудничеству новые банки. В последнее время об этом заявили ростовские филиалы АКБ «Московский банк реконструкции и развития», а также ЗАО «АКБ «Русь-Банк»».

Всего три года назад, в 2004 году, банками-соисполнителями программы было предоставлено более 5 тысяч кредитов малому бизнесу на общую сумму более 11,7 млрд. рублей. В 2005 году было уже почти 9 тысяч кредитов почти на 18 млрд. рублей. В прошлом году - более 10 тысяч заемщиков взяли в банках более 24 млрд. рублей. К концу 2006 года, по прогнозам, общий объем кредитов малому бизнесу может достичь 40 млрд. рублей.

Наиболее активными кредиторами выступают такие банки, как Юго-Западный банк СБ РФ, «Центр-инвест», «КМБ-Банк», Донской народный банк. Реализация национального проекта «Развитие АПК» стимулирует финансистов активно работать с такими заемщиками, как коллективные фермерские и личные подсобные хозяйства. За четыре месяца нынешнего года они взяли почти в 2 раза больше кредитов, чем за 2006 год. Заключено более 5000 кредитных договоров (891 с фермерами и более 4 тысяч с владельцами личных хозяйств) на сумму более 1,2 млрд. рублей.

Поэтому чем больше будет банков и чем быстрее они будут расти, тем
благоприятнее будет экономическая среда. Для серьезных позитивных изменений необходимо значительное увеличение удельного веса банковских кредитов в экономике.

3.2 Анализ динамики и оценка эффективности использования кредитных ресурсов

В 2003 г. рейтинговый консорциум «Эксперт РА-АК&M» присвоил Ростовской области рейтинг кредитоспособности «А+» по национальной рейтинговой шкале, означающий высокий уровень надежности с незначительным риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами.

Рейтинг «А+» со стабильными перспективами означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В перспективе уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. В то же время возможно ожидать улучшения ряда показателей кредитоспособности.

Высокий рейтинг Ростовской области определяется значительным экономическим и инвестиционным потенциалом, благоприятным предпринимательским климатом, профицитностью бюджета, высоким качеством управления, низким уровнем долговой нагрузки, хорошей кредитной историей, информационной открытостью. Факторами риска являются: зависимость от федерального бюджета, высокая доля сельхозпроизводства, низкий уровень диверсификации налоговой базы, невысокий уровень капитальных расходов бюджета.

Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом, определяемым благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, выгодным географическим положением, развитым финансовым и страховым секторами, мощной транспортной инфраструктурой, наличием квалифицированного научно-технического персонала. Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что, в частности, находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Объем иностранных инвестиций в Ростовской области в 2006 году составил $263 млн., что на 16,7% больше, чем в предыдущем году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2006 года составляет 18,8% (по РФ в ВВП - 16,2%).

Региональные власти уделяют значительное внимание повышению привлекательности области для инвесторов. Приняты ряд законодательных актов, стимулирующих инвестиционную активность.

Доверие населения Ростовской области к банкам после кризиса 1998 года полностью восстановлено. Более того, граждане и предприятия предъявляют все более широкий спрос на услуги банков и последние пока далеко не всегда его способны удовлетворить.

Экономика Ростовской области характеризуется достаточно высокой диверсификацией. В ней представлены промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание. В промышленности наибольший удельный вес имеют машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.

Выгодное географическое положение, наличие железнодорожных и автомобильных магистралей федерального значения, международного аэропорта и выхода к морю, морских и речных портов определяет важное конкурентное преимущество области как коридора, связывающего центр России с южными направлениями. По плотности автомобильных дорог Ростовская область опережает общероссийский показатель, что является свидетельством развитости транспортной инфраструктуры региона.

Основные макроэкономические и бюджетные показатели Ростовской области демонстрируют позитивную динамику. Причем, по сравнению с 2003 годом наблюдается существенное увеличение темпов роста ключевых индикаторов. Объем ВРП в 2004 году увеличился на 12,1% (против 4% в 2003 году), а объем промышленного производства - на 17,1% (против 4,1% в 2003 году). Темпы роста заметно выше, чем по стране в целом. Суммарные доходы областного бюджета в 2004 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 27,2% (в 2003 году - на 19,5%).

Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что, в частности, находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Объем иностранных инвестиций в Ростовской области в 2004 году составил $263 млн., что на 16,7% больше, чем в предыдущем году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2004 года составляет 18,8% (по РФ в ВВП - 16,2%).

Региональные власти уделяют значительное внимание повышению привлекательности области для инвесторов. Приняты ряд законодательных актов, стимулирующих инвестиционную активность.

Потребность в банковских услугах со стороны предприятий и населения растет. И ее удовлетворение было бы невозможно без конкуренции на рынке банковских услуг. Конкуренция продолжает усиливаться и, как следствие, стимулирует удешевление банковских услуг, улучшение их качества, укрепление доверия клиентов и вкладчиков, подталкивает менеджмент осуществлять поиск новых направлений деятельности. Именно эти факторы существенно влияют на спрос и условия предоставления услуг. Ассортимент услуг и технологии работы местных кредитных организаций ничуть не хуже, чем у филиалов. Разумеется, говоря о конкуренции, нельзя не упомянуть об особом положении Сберегательного банка РФ. В частности, на территории Ростовской области отделениями Сбербанка аккумулировано около 70% вкладов граждан (в последние год-два наметилась тенденция к снижению этой доли). Рассматриваемый в настоящее время в Совете Федерации Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» является в том числе инструментом выравнивания условий деятельности Сбербанка России и других кредитных организаций. Принятие указанного закона будет способствовать безусловной уверенности населения в сохранности своих сбережений, размещаемых не только в Сбербанке, но и в других коммерческих банках.

Таким образом, банковский сектор Ростовской области характеризуется высокой степенью концентрации, недостаточной обеспеченностью региона банковскими услугами, что свидетельствует о том, что в регионе существует потребность в открытии новых кредитных организаций или филиалов уже действующих кредитных организаций, при этом особое внимание следует уделить отдаленным районам области.

3.3 Кредитование национальных проектов в регионе

Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть упущены.

На сегодняшний день Ростовская область занимается кредитованием четырех особо крупных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого человеческого капитала.

1) «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере агропромышленного комплекса - это создание системы земельно-ипотечного кредитования, развитие животноводства и кредитной кооперации на селе, а также субсидирование процентной ставки по кредитам.

Приоритеты проекта:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Для участие в национальном проекте по развитию АПК Ростовская область подготовила и представила в Минсельхоз России бизнес-предложений на сумму около 10 млрд рублей, получивших поддержку банков на кредитование. Основной объем привлеченных на реализацию проектов ресурсов из бюджетов всех уровней предполагается направить на субсидирование процентной ставки по кредитам.

Главная цель проекта, форсировать развитие животноводства и увеличить производство мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции.

Кредит под залог земли будет оформлять «Россельхозбанк». Для этого правительство планирует увеличить уставный капитал «Россельхозбанка» на 3 миллиарда 700 миллионов рублей в 2006 году. Через год - вливания в банк составят более пяти с половиной миллиардов рублей.

По данным регионального отделения ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств, предполагается, что в системе кредитования под залог земли будут участвовать 5 тысяч хозяйств со средним наделом 100 тысяч гектаров. На территории Ростовской области в системе кредитования могут участвовать около 500 фермерских хозяйств.

Сейчас в Ростовской области осуществляется ряд крупных инвестиционных проектов. В Белокалитвинском районе запущено мясоперерабатывающее предприятие «Оптифуд». За 2006 год на перерабатывающей фабрике « Оптифуда» произведено свыше 8 тыс. тонн мяса птицы. В Октябрьском сельском районе компания « Евродон» реализует проект по производству и переработке мяса индейки. Проектная мощность комплекса - 63 тысячи тонн мяса индейки в год. Совместно с компанией «Юнимилк» в Азовском районе строится молкомбинат, который на первом этапе будет перерабатывать до 200 тонн молока в сутки. Для обеспечения комбината сырьем ставится задача развивать местную сырьевой базы. В 10 районах области, в которых сейчас производится 50% всего объема молока предполагается модернизировать действующие фермы и построить новые, закупить для них современное доильное оборудование. Всего в течение четырех лет планируется приобрести около 20 тысяч голов коров высокопродуктивных пород.

Для развития свиноводства в области при участии агрохолдинга «Черкизовский» в Зерноградском районе будет построен свинокомплекс, рассчитанный на единовременное содержание 100 тысяч животных.

На первом этапе областной минсельхозпрод собрал заявки хозяйств на участие в национальном проекте. По предварительным данным, донские животноводы хотели бы приобрести более 10 тысяч голов крупного рогатого скота (включая 6,5 тыс. голов молочного направления) и около 10 тысяч голов свиней и 5 тысяч голов овец.

Помимо этого, через систему ОАО «Росагролизинг» заявлено приобретение (на условиях лизинга) технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм и комплексов на сумму около 500 млн. рублей.

По инвестиционным кредитам на реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов заявлено субсидирование процентной ставки на сумму более 400 млн. рублей из федерального бюджета, что позволит привлечь кредитные ресурсы в размере 11 млрд. рублей. На уровне региона предполагается компенсировать животноводам часть стоимости приобретаемого молочного поголовья крупного рогатого скота и овцепоголовья, часть затрат на содержание маточного племенного поголовья, на карантинирование ввозимого поголовья и др.

В части стимулирования малых форм хозяйствования при реализации национального проекта по развитию АПК область предполагает предоставить сельхозпроизводителям следующие виды поддержки: субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным ЛПХ и КФХ в кредитных организациях на развитие товарного производства; создание снабженческо-сбытовых и других обслуживающих кооперативов; перерабатывающих кооперативов; развитие системы сельской кредитной кооперации; создание системы земельно-ипотечного кредитования.Реализация этих задач будет осуществляться при ОАО «Россельхозбанк». Кроме того, планируется участие Россельхозбанка в создании новых кооперативов по схеме 1 к 5.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты