2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.
В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.
Опыт российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.
Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.
Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1Сущность и значение косвенных налогов
В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.
Налоги и сборыпредставляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогомпонимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и другие.
Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.
Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.
В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.
В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.
В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.
С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.
С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены.
Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.
При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
Вопросы косвенного налогообложения обсуждались еще несколько веков тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.
Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков.
После первой мировой войны определенный этап в налаживании финансовой системы нашей страны наступил в период новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. В это время началось быстрое оживление финансово-налоговой деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.
Первым акцизом, введенным после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных спичек.
В дальнейшем система акцизного обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов в советский период.
Таким образом, в 20-е годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с провозглашением НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней торговли таможенным налогам придавалось важное значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной промышленности.
Ставки таможенных тарифов были приняты 9 марта 1922 г. и затем скорректированы постановлением Совет Народных Комисаров (СНК) от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении таможен товарам. Затем эти ставки были заменены высокопротекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав СССР, включавший раздел "Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов". Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии ввозимых в СССР товаров как на сырье, так и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% к стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей.
Стоит отметить, что система таможенных тарифов давала в 20-е годы 7-8% налоговых поступлений в бюджет.
В 1930 г. была осуществлена налоговая реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов на территории СССР. В этом году был введен налог с оборота, который заменил промысловый налог в обобществленном секторе. Налог с оборота представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий целый ряд косвенных и прямых налогов.
В его состав также включались взимавшиеся с предприятий обобществленного сектора платежи за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых, т.е. налоги на недра, а также платежи за древесину и местный налог на нее.
В налог с оборота вошли налоги и сборы, взимавшиеся только с предприятий обобществленного сектора: 1) сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра; 2) особый сбор с организаций изготовляющих хлопок; 3) отчисления на развитие овцеводства от прибылей шерстоперерабатывающей промышленности; 4) отчисления от товарной продукции авто- и авиатрестов; 5) взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ; 6) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов; 7) начисления на продажную стоимость древесины; 8) взносы на содержание надзора на рыбных промыслах; 9) долевое участие в расходах на местное строительство; 10) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля.
Гербовый сбор у предприятий обобществленного сектора также вошел в состав налога с оборота, а для частного сектора был заменен единой государственной пошлиной. Таким образом, все косвенные налоги (кроме таможенных пошлин), пошлины и сборы и некоторые прямые налоги заменялись налогом с оборота, принявшем форму надбавки к оптовой цене и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли.
В советской налоговой практике введение налога с оборота означало введение нового синтетического (или номинального) налога взамен значительного числа статей расходной части бюджета, или, если говорить строго, введение нового механизма формирования доходной части бюджета. Этот синтетический налог был очень удобен для сформировавшейся в те годы централизованной системы государственного регулирования экономики и существовать мог только в рамках этой системы. Методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет стали мощным и весьма эффективным инструментом пополнения бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления, но эти же методы достаточно быстро спровоцировали отрыв движения финансовых ресурсов от кругооборота материальных ценностей.
Уже в 90-х гг., обсуждая в периодических изданиях проблемы развития налога с оборота, экономисты проводили сравнительную характеристику его с налогом на добавленную стоимость; были выявлены различия и преимущества последнего с точки зрения государственных интересов.
В 1991 году в России, когда обсуждался вопрос о замене налога с оборота и налога с продаж на НДС, определили, что ставка НДС, компенсирующая потери от замены двух косвенных налогов одним должна быть такой, чтобы налоговая масса НДС покрывала налоговую массу двух налогов. Расчетным путем было определено, что ставка НДС должна была составить не менее 27%.
В 1992 г. налог на добавленную стоимость был введен в России законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» в размере 28 % и очень быстро занял ведущие позиции в формировании доходов бюджета.
В настоящее время в России основная ставка НДС составляет 18 %. Снижение в 2004 г. ставки НДС с 20 до 18 % обосновывалось государственной политикой снижения налогового бремени.
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
В сфере косвенных налогов главными направлениями реформы в развитых странах в послевоенный период были следующие: резкое повышение роли НДС, изменения в акцизном обложении, снижение роли таможенных пошлин и жесткое разделение развитых стран на две группы по относительной значимости косвенных налогов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - относительно новый налог, впервые введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счет вытеснения других налогов на потребление. Преимуществом НДС по сравнению с налогом с оборота считается то, что он взимается с добавленной стоимости - разности между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации. Налог с оборота таким достоинством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция заметно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечную стадию.
В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвенных налогов в большинстве развитых стран. Он выплачивается производителем в виде разности между НДС, начисленным на произведенные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда.
НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж (в США ставки этого налога колеблются по штатам от 3 до 8,25%). В некоторых странах, например в Германии, налог с продаж используется параллельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объеме.
Кроме стандартной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары - продовольствие, медикаменты и т.п.
Кроме сниженных ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу - освобождение и использование так называемой нулевой ставки. При освобождении от НДС производитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновременно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затраченные на производство продукции сырье и материалы.
При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства.
Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. По своей природе они близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продаж, однако имеются и некоторые различия. НДС и налог с продаж нацелены, как правило, на обложение всего или преобладающей части конечного потребления при относительно умеренных ставках для различных товарных групп и с возможными заниженными ставками для социально значимых товаров.
Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных частей. При этом они выполняют не только усиленно-фискальную, но и иную функцию. Например, базовыми товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на ее производство и распределение. Подобное обложение обосновывается не только необходимостью получения высоких налоговых поступлений от потребителей подобной продукции, что и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление этой вредной для здоровья продукции. Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями.
Хотя в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например ювелирные изделия.
Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в нем наряду с алкогольной и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакцизных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.
Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отличных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном выражении на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).
Выбор между двумя видами акцизных ставок связан прежде всего с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба инфляции, но одновременно они автоматически способствуют ее усилению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому. Антиинфляционные настроения последних десятилетий приводят к тому, что предпочтение в развитых странах отдается второму виду ставок.
Особую группу косвенных налогов составляют таможенные пошлины. В принципе их установление определяется теми же целями, что и налогообложение в целом, хотя и в весьма специфических формах. Применительно к таможенным пошлинам можно выделить две цели: фискальную и производственно - стимулирующую. В прошлом при установлении пошлин во всех развитых странах преобладала первая цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых поступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах таможенные пошлины в решении фискальных проблем играют второстепенную роль. Это отчетливо проявилось в том, что, во-первых, в общих налоговых поступлениях пошлины составляют незначительную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импортируемым товарам.
Главная цель их установления - зашита отечественного производителя от чрезмерной конкуренции аналогичных импортных товаров или в сочетании с другими мерями - стимулирование импортера к тому, чтобы он предпочел вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.
Особой разновидностью импортных пошлин являются так называемые антидемпинговые пошлины, в несколько раз превышающие обычные пошлины. Они накладываются обычно на импортные товары, которые продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внутренних цен страны-импортера) или по которым обнаруживаются другие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).
Важную роль в уменьшении значения таможенных пошлин в развитых странах сыграло долголетнее действие Генерального соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), основной целью которого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней торговле. В результате действия ГАТТ средняя величина таможенных пошлин в развитых странах с 1945-1947 гг. до конца 80-х гг. снизилась с 40-60% до 3-5%.
Однако снижение таможенных пошлин в развитых странах не свидетельствует о столь же значительном уменьшении протекционистских тенденций на мировом рынке и во внешней торговле этих стран. Там, где протекционизм соответствует государственным интересам, они без стеснения используют весьма действенные меры - так называемые нетарифные барьеры, против которых ограничения ГАТТ и заменившей его Всемирной торговой организации (ВТО) оказываются малоэффективными или бессильными.
Число мер, относящихся к нетарифным барьерам, весьма велико. Многие из них вообще не поддаются какому-либо контролю. Наиболее известны количественные ограничения (квотирование) импорта или экспорта и часто связанное с ними лицензирование (разрешение на импорт или экспорт определенного товара узкой группе фирм и организаций). В протекционистских целях часто используются другие налоги - либо уже существующие (НДС, акцизы и др.), либо специально вводимые взамен не разрешаемых ВТО таможенных пошлин.
Подводя итоги сказанному о реформировании косвенных налогов, необходимо отметить следующее.
В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС - от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вызвано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за инфляционного их влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.
2.1 Состав и характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
Современная налоговая система РФ существует с января 1992 года. В 1992 году вступили в действие законы: № 1992-1 от 6 декабря 1992 года «О налоге на добавленную стоимость», № 1993-1 «Об акцизах», №2118-1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской федерации». Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, трансформировалось в течение всего времени их функционирования: изменялись элементы, вводились новые налоги, отменялись старые, законодательно совершенствовался налоговый контроль и т.д.
В 2000 году вступила в действие 2 часть Налогового кодекса, которая содержит перечень основных известных мировой практике косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. С момента введения 2 части НК РФ состав косвенных налогов остался прежним. И в 2007-2009 годах перечень косвенных налогов не менялся, но вносились определенные изменения и дополнения в модель исчисления и уплаты данных налогов.
Давайте рассмотрим характеристику основных элементов налога на добавленную стоимость и акцизов.
В настоящее время налог на додавленную стоимость (НДС) - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимается путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Правовые нормы применения НДС изложены в главе 21 Налогового кодекса РФ.
Субъектами налогообложения, т.е. плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Следует отметить, что лица, не указанные в качестве налогоплательщиков, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению и уплате НДС за представляемых ими лиц.
Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1 146 статьи:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не подлежат налогообложению следующие операции:
- реализация на территории РФ товаров медицинского назначения по перечню Правительства РФ;
- медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и врачами, занимающиеся частной медицинской практикой за исключением косметических услуг, ветеринарных услуг и санитарно-эпидемиологических;
- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, секциях, кружках и студиях;
- услуги в сфере образования;
- ритуальные услуги;
- услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства;
- ремонтно-реставрационные работы при реставрации памятников истории и культуры;
- услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, за исключением такси, а также услуги по перевозке пассажиров железнодорожном и автомобильным транспортом в пригородном сообщении.
Налоговая база по НДСопределяется по каждому из вышеперечисленных четырех объектов налогообложения отдельно, в порядке, который представлен в таблице 1.
Таблица 1- порядок определения налоговой базы по НДС
Объект налогообложения
Налоговая база
Правовая норма
1
2
3
1) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации
Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки (рыночных цен), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС .
Пункт 1 ст. 154 НК РФ
2) операции по передаче товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд,
расходы на которые не
принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однократных) товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального
сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.
Пункт 1 ст. 159 НК РФ
3)Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение
Пункт 2 ст. 159 НК РФ
4) операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации
Сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью)
Пункт 1 ст. 160 НК РФ
Момент определения налоговой базы для налогоплательщиков возникает на дату, соответствующую наиболее ранней из двух дат, на которые приходится день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Таким образом, момент определения налоговой базы не будет зависеть от учетной политики, принятой налогоплательщиком. При этом вычет сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам будет осуществляться на основании счетов-фактур при условии принятия товаров (работ, услуг) и имущественных прав на учет.
Введение такой системы применения НДС создает равные условия в отношении уплаты, в том числе по авансовым платежам и возмещения налога, поскольку суммы НДС, принимаемые к вычету, будут уменьшать налогооблагаемую базу по этому налогу без фактической оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) производственного назначения.
Налоговый период (ст. 163 НК РФ) (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц. С 1 января 2008 налоговый период установлен как квартал.
Для расчета налога на добавленную стоимость предусмотрено пять размеров ставок, из них три основные ставки (0%, 10% и 18%), две - так называемые расчетные (9,09% (10/110) и 15,25% (18/118)). Система налоговых ставок представлена в таблице 2.
Таблица 2 - налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
Налоговая ставка
Объект налогообложения
1
2
0%
При реализации:
1) товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ;
4)товаров (работ, услуг)в области космической деятельности;
5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
6)товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно - технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
7) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, где припасами признаются топливо и горюче - смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания;
8) работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации;
9)построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
10%
При реализации:
1) продовольственных товаров по перечню Правительства РФ (мяса, молока, хлеба и пр.);
2) товаров для детей по перечню Правительства РФ (обувь (за исключением спортивной), одежда для детей до 14 лет (за исключением верхней), кроватки и пр.);
3) периодически печатных изданий, за исключением периодически печатных изданий рекламного или эротического характера;
4) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, лекарственные средства и изделия медицинского назначения
9,09%
и
15,25%
1) при исчислении НДС по приобретенным товарам, в цену которых сумма НДС уже включена;
2) при исчислении НДС с полученных авансовых платежей;
3) при получении штрафных платежей, связанных с реализованными товарами, работами и услугами
18%
Во всех остальных случаях
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяется ставка или 10% или 18%.
Акцизы являются одними из основных источников налоговых поступлений.
Налогоплательщиками акциза признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.
Подакцизными товарами признаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
- автомобильный бензин,
- дизельное топливо,
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,
- прямогонный бензин.
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ признаются операции, перечисленные в Приложении А.
Освобождаются от обложения акцизами следующие операции:
- передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных поваров другому такому же структурному подразделению этой организации;
- реализация подакцизных товаров, помещаемых под таможенной режим экспорта за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
- первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
При реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок налоговая база определяется:
1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
Налоговая база при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей соответствующее свидетельство, определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.
Налоговая база при получении прямогонного бензина организацией, имеющей соответствующее свидетельство, определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется: