Рефераты

Конспект по экономике

фициально эту полноценную денежную единицу называли "известной монетой", "червонцем", "золотым", а в народе - "лобанчиком", "пучковым", "арапчиком".

Кроме отмеченных средств обращения в белорусских губерниях получили распространение монеты Королевства Польского, созданного в 1815 г. на части упраздненного Варшавского герцогства и присоединенного к Российской империи. Королевство получило статус автономии с сеймом, монетным двором и другими государственными институтами.

Варшавский монетный двор осуществлял выпуски традиционно польских номиналов: медные гроши и трехгрошовики, биллонные монеты достоинством в 5 и 10 грошей, серебряные - 1, 2 и 10 злотых и золотые - 25 и 50 злотых. На медных и биллонных монетах изображался государственный герб России - двуглавый орел, на груди которого помещался рисунок герба Польши - одноглавый орел. На серебряных и золотых монетах находился портрет Александра I.

Несмотря на достаточно широкий набор платежных средств, поступавших из-за рубежа, чеканившихся на землях бывшей Речи Посполитой, доминирующее положение в денежном обороте белорусских губерний занимают денежные единицы Российской империи.

Изъятию из обращения польских и западноевропейских монет способствовало решение Российского сената, принятое в 1844 г., о немедленной их сдаче жителями западных губернии. Так завершился продолжительный период обращения на территории Беларуси платежных средств разных государств.

27. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина в 1839-1843 гг.

Реформа денежной системы, проходившая в 1839-1843 гг., вошла в историю как реформа Е.Ф. Канкрина (названа по имени министра финансов России в то время). Ей предшествовали определенные предпосылки и немалая подготовительная работа.

В этот период в стране шел промышленный переворот, который вел к росту наемного труда, расширению внутреннего рынка, способствовал втягиванию в рыночные отношения деревни, денатурализации экономики. Протекционистская внешнеторговая политика вызвала рост положительного сальдо платежного баланса, приток золота и серебра из-за рубежа. Активно проводились внутренние и внешние займы правительства. Увеличивалась добыча золота и серебра.

Это позволило покрыть бюджетный дефицит, увеличить резервы благородных металлов, создать основу для установления системы металлического денежного обращения, при которой денежный товар непосредственно выполняет все функции денег, а бумажные деньги размениваются на, металл.

Реформа началась с принятия 1 июля 1839 г. манифеста "Об устройстве денежной системы". Денежной единицей страны провозглашался серебряный рубль с содержанием 18 г чистого серебра. Государственным ассигнациям отводилась роль "вспомогательного знака ценности" с постоянным курсом в 3 руб.50 коп. за 1 рубль серебром. Все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Поступления в казну и выдача денег из нее определялись в серебряных рублях. Сами платежи могли совершаться как в звонкой полноценной монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казенных учреждений с 3% -ной надбавкой от нарицательной стоимости.

После двух этапов реформы денежную систему России представляли три вида бумажных платежных средств: ассигнации с реальной стоимостью в четыре раза ниже номинальной, являвшиеся инфляционной валютой; депозитные билеты, представлявшие фактически квитанции на серебро и обладавшие полной устойчивостью; кредитные билеты, ограниченная эмиссия которых, металлическое покрытие, хотя и неполное, превратили их в устойчивые денежные знаки. Третий, завершающий этап реформы определялся манифестом от 1 июня 1843 г., который предписывал замену всех обращавшихся бумажных денежных знаков на новые кредитные билеты, получившие в отличие от выпущенных в 1841 г. название государственных. Обмен ассигнаций был завершен в 1851 г., депозитных и кредитных билетов старого образца - к весне 1853 г.

Таким образом, реформа 1839 - 1843 гг. означала переход денежной системы Российской империи на серебряный монометаллизм. В стране остался только один вид бумажных денег - государственные кредитные билеты, которые разменивались на серебряную монету в соотношении 1: 1. При этом кредитные билеты были разменены и на золото. Денежные знаки имели следующие номиналы: 1, 3, 5,10, 25, 50 и 100 руб.

Выпуск кредитных билетов обеспечивался всем достоянием государства и беспрепятственным разменом их на звонкую монету.

Переход к новой денежной системе позволил разрешить две проблемы: укрепить государственные финансы и обеспечить доходы казны за счет эмиссии кредитных билетов. На определенный период реформа оздоровила денежное обращение, способствовала экономическому развитию страны.

28. Дестабилизация денежного обращения Российской империи во второй половине XIX в.

Денежная реформа С.Ю. Витте.

3. Рост дефицита государственного бюджета вынуждал правительство наращивать эмиссию кредитных билетов, что постепенно сводило на нет результаты реформы Е.Ф. Канкрина. Увеличивается разрыв между бумажными и металлическими деньгами. Если в 1844 г. в обращении находилось более 30 млн. бумажных рублей, а разменный металлический фонд составлял почти 36 млн. руб., то в 1853 г. соответственно 311,4 и 123,7 млн. руб. Меньше чем за десятилетие сумма кредитных билетов в обращении возросла больше чем в 10 раз, а разменный фонд за этот период увеличился лишь в 3,4 раза.

При Николае II министром финансов Витте была проведена в 1895-1897 гг. денежная реформа по восстановлению металлического обращения. Длительная подготовка реформы (с начала 80-х гг.) была вызвана борьбой между помещиками, заинтересованными в инфляции и обесценении рубля для увеличения своей выручки от экспорта хлеба, и окрепшим классом капиталистов, заинтересованным в устойчивости рубля, поскольку из-за неустойчивости валюты приходилось больше платить за иностранные товары.

За счет иностранных займов Витте накопил золотой запас. Кроме того, в 1895 г. он закупил на Берлинской бирже кредитные рубли и запретил местным банкам их вывоз. В результате берлинские биржевики вынуждены были обратиться в Министерство финансов, чтобы купить по невыгодной для них цене нужное количество рублей. Благодаря этой акции, русская казна увеличила запас золота на 20 млн. руб. и удержала курс рубля на уровне 1 руб. =2/3 золотого. Государственный банк имел право выпускать кредитные билеты в определенных пределах: до 600 млн. руб. обеспечивалось золотом на 50%, сверх - на 100%. Переход к золотому стандарту способствовал развитию торговли и промышленности в стране. Но, стимулируя приток иностранных инвестиций, эта акция усиливала зависимость России от иностранного капитала.

Преобразования в денежной системе на основе золотого монометаллизма были отражены в новой редакции монетного устава, утвержденного 7 июня 1899 г. Основной счетно-денежной единицей государственной денежной системы становится золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота (0,7742 г), разделенный на 100 коп. Золотая монета изготавливалась 900-й пробы достоинством 15,10, 7,5 и 5 руб. Серебряная монета чеканилась двоякой пробы: 900-й - достоинством 1 руб., 50 и 25 коп. и 500-й - достоинством 20,15 и 5 коп., медная - достоинством 5, 3, 2,1,1/2 и 1/4 коп. Государственные кредитные билеты выпускались достоинством 500 100, 25,10, 5, 3 и 1 руб.

Денежная реформа 1895-1897 гг. ликвидировала бумажно-денежное инфляционное обращение, создала благоприятные условия для укрепления и развития капиталистических отношений, развития торговли, сближения промышленного и банковского капитала.

29. Формирование капиталистической кредитной системы

В период промышленного капитализма доминирующее место в кредитном деле занимало государство. Ему принадлежали Государственный банк с 9 конторами и 104 отделениями, Дворянский земельный банк с 26 отделениями, Крестьянский поземельный банк с 39 отделениями, сберегательные кассы.

Государственный банк был создан в 1860 г. "для оживления торговых оборотов и для упрочения денежно-кредитной системы". Ему предоставлялось право производить учет векселей и других срочных бумаг, выдавать ссуды, за исключением ипотечных, покупать и продавать золото, серебро и ценные бумаги, принимать вклады на хранение, текущий счет и т.д. Почти до конца XIX столетия Госбанк не имел права самостоятельной эмиссии, он выпускал кредитные билеты по требованиям правительства; кредитные билеты для коммерческих целей выпускались в каждом случае по специальным указам. Лишь с середины 90-х гг. главный банк стал центральным эмиссионным учреждением страны.

Что касается вкладов, то начиная с середины 90-х гг. большая их часть состояла из казенных сумм. Поэтому ресурсы Госбанка формировались преимущественно из казенных вкладов и кредитных билетов, депозиты частных лиц и промышленного капитала в основном концентрировались в акционерных банках.

В 80-х гг. в белорусских губернских центрах - Минске, Могилеве, Гродно, Витебске - разворачивается сеть филиалов Государственного банка России, которые кредитовали крупную буржуазию и кредитные учреждения.

Важное место в структуре кредитной системы занимал частный банковский сектор. В 1873 г. был образован Минский коммерческий банк. Его учредителями являлись местные крупные помещики, купцы и лесопромышленники. Банк имел филиалы в Минске, Гомеле, на Украине. Это кредитное учреждение успешно функционировало до начала XX в. Кроме того, в белорусских губерниях формировалась сеть Виленского частного коммерческого банка и Коммерческого банка Белостока, открывшегося в конце XX в., которые имели свои отделения в Бобруйске, Гомеле, Гродно, Слониме и других городах. К началу XX в. в Беларуси сложилась следующая структура кредитной системы: - конторы Государственного банка; - акционерные банки; - ипотечные банки; - общественные городские банки; - общества взаимного кредита; - сеть учреждений мелкого кредита. Деятельность банковских и других кредитных учреждений играла все большую роль в хозяйственной жизни белорусских губерний, способствовала накоплению капитала, его перераспределению между различными отраслями экономики.

30. Преобразования в денежном обращении в 1914-1917 гг.

Особенности развития кредитной системы Беларуси.

Первая мировая война, вспыхнувшая в 1914 г., привела к краху золотого монометаллизма и к полному развалу финансов России. В условиях начавшейся мировой войны во второй половине 1914 г. в России начался стремительный процесс вытеснения золота из внутреннего обращения и ограничения его монетарных функций сферой внешнеэкономического оборота.

Российская империя была в числе первых стран, переключивших денежное хозяйство на исключительное использование неразменных бумажных денежных знаков ГУже 27 июля 1914 г. был опубликован царский указ, который приостановил размен кредитных билетов на золото и разрешил их эмиссию в крупных размерах без золотого обеспечения. Этот законодательный акт фактически положил конец периоду золотомонетного стандарта, открыв дорогу господству бумажных денег. Резко снижается золотое обеспечение рубля, изменяется структура денежного хозяйства: количество золота в обращении уменьшается, объем кредитных билетов интенсивно растет. К 1 января 1017 г. было изъято 58 млн. золотых рублей, а припрятано населением более 436 млн. руб. Кроме того, 452 млн. руб. было вывезено за границу.

В 1915 г. небольшим тиражом (600 экземпляров) был отчеканен последний выпуск серебряного рублевика, в 1916 г. - медных монет. Такие монеты (10 - и 15-копеечники) по правительственному заказу чеканились и в Японии. Серебряные монеты с номиналом в 10,15 и 20 копеек, выпущенные Петроградским монетным двором с датой "1917", так и не вошли в обращение.

С падением династии Романовых ситуация в денежном хозяйстве России продолжает ухудшаться. Это было связано прежде всего с быстрым ростом военных расходов. К началу 1917 г. ежесуточные затраты на военные цели увеличились в 4,5 раза по сравнению с 1914 г., а в первые месяцы существования Временного правительства они возросли еще почти в 1,4 раза. Необходимость изыскать такие огромные средства вела к усиленному выпуску кредитных билетов. Буржуазная власть превратила эмиссию бумажных денег в основное средство финансирования войны.

Выпуск бумажных денежных знаков стал значительно интенсивнее, чем при царизме: в марте 1917 г. было выпущено кредитных билетов на сумму 1031 млн. руб., в апреле - на 476 млн., в мае - на 729 млн., в июне - на 869 млн., в июле - на 1070 млн., в августе - на 1273 млн., в сентябре - на 1892 млн. руб. Золотой запас при этом уменьшается. К октябрю 1917 г. в России хранилось золота на сумму 1294 млн. руб. при 17 275 млн. кредитных рублей в обращении.

Кроме того, новая власть приступает к активной эмиссии необеспеченных бумажных денег, это так называемые "думские деньги" достоинством 250 и 1000 руб., казначейские билеты 20 - и 40-рублевого достоинства - "керенки", а также марки образца 1915 г., посвященные 300-летию дома Романовых с изъятием герба России и водяных знаков. К тому же денежный рынок наполнялся другими суррогатами: купонами долговых обязательств, облигациями различных займов и т.д.

Начало XX в. знаменуется бурным процессом формирования финансового капитала. Для сложившейся кредитной системы Российской империи характерным становится усиление концентрации и централизации банковского дела, чему в известной степени способствовала политика правительства, затруднявшая организацию новых банков.

Закончившийся в основном к началу Первой мировой войны процесс концентрации банковского капитала привел к тому, что больше половины всех средств акционерных банков оказалось в семи крупнейших банках России, к которым относились Азовско-Донской, Петербургский международный, Русско-Азиатский и др. Процесс укрупнения банков происходил как вследствие ликвидации мелких банков, так и путем слияния отдельных банков в более крупные.

На территории Беларуси в этот период в целом сохранилась сформированная во второй половине XIX в. структура кредитной системы, состоявшая из сети филиалов общеимперских банков и местных кредитных учреждений, которые делились на следующие группы: Государственный банк, банки коммерческого кредита, земельные банки, городские банки и общества взаимного кредита, учреждения мелкого кредита.

Как и во всей империи, вплоть до 1914 г. в белорусских губерниях шел процесс активной реорганизации системы коммерческих банков. Он заключался в проникновении в Беларусь капитала ряда мощных общероссийских и губернских банков, развернувшейся борьбе за утверждение на местном финансовом рынке и вытеснении провинциальных кредитных учреждений.

В конечном счете на территории Беларуси прочно обосновались отделения Русско-Азиатского, Виленского частного, Азовско-Донского, Соединенного, Русско-Французского и Московского банков. Их размещение и динамика операций свидетельствуют об упорной борьбе за влияние на экономические центры Белорусского края.

В целом в Беларуси проводилась кредитная политика, характерная для всей Российской империи. К началу 1914 г. распределение учетно-ссудных операций между кредитными учреждениями имело следующий вид: на долю Госбанка приходилось 21,3%, акционерных коммерческих банков - 47,7%, обществ взаимного кредита - 26,4 и городских общественных банков - 4,6%.

31. Преобразования денежно-кредитных отношений в ходе Октябрьской революции

После революционных событий 1917 г. в кредитных учреждениях страны начались саботаж и неразбериха. Деньги в больших количествах переводились за рубеж, работники увольнялись или не выполняли указаний новой власти. Банки закрывались, директора и начальники, опасаясь конфискации капиталов, вывозили ценности и сами выезжали за границу.

30 октября (12 ноября) СНК принял "Постановление об открытии банков", предписывавшее директорам и правлениям банков немедленно возобновить работу. Новая власть стала устанавливать рабочий контроль за деятельностью отделений акционерных банков, а в ряде случаев назначать и специальных комиссаров, ответственных за работу банковских учреждений.

Напряженная ситуация сложилась вокруг Государственного банка, отказавшегося в ноябре 1917 г. выдать на нужды Совнаркома 25 млн. руб. Глава советского правительства В.И. Ленин отдал приказ об увольнении всех причастных к этой акции.

Коммерческие банки в ответ на такие действия большевиков объявили забастовку. Деятельность банков в стране оказалась практически парализована. Тяжелая ситуация сложилась в Минске, где не было отделения Госбанка, поскольку оно эвакуировалось еще до революции. Чтобы предотвратить срывы в работе, правительство отказалось от назначения в банки комиссаров. В конечном счете новая власть, не добившись соглашения с банками, принимает более радикальные меры по установлению контроля над кредитной системой.

14 (27) декабря ВЦИК принял декрет о национализации банков. Одновременно ВЦИК утвердил "Декрет о ревизии стальных ящиков в банках", предусматривавший конфискацию находившихся в банковских сейфах драгоценных металлов и иностранной валюты и перевод этих ценностей на счет Госбанка. В начале 1918 г. был конфискован акционерный капитал частных банков.

Серьезной проблемой, которая досталась большевикам от прежней власти, являлась ситуация в денежном хозяйстве страны. К осени 1917 г. денежное обращение находилось на грани развала. Неограниченная эмиссия бумажных денег привела к наводнению рынка царскими, думскими и "керенскими" денежными знаками. Расшатанная денежная система существенно затрудняла экономическое возрождение.

32. Денежно-кредитная система в период иностранной интервенции и гражданской войны

К 1918 году в стране продолжалась хозяйственная разруха, наращивается эмиссия бумажных денег. Выпуск денежных знаков проводился на основе сохранившихся клише царского и Временного правительств. Весной 1918 г. из-за резкого роста цен и нехватки денежных знаков было принято решение о допуске в обращение около 100 разновидностей купонов различных государственных ценных бумаг дореволюционных эмиссий.

К декабрю 1918г. советской властью было выпущено в обращение кредитных билетов и казначейских разменных знаков царского правительства больше чем на 7 млн. руб., государственных кредитных билетов ("думских"), казначейских разменных знаков ("керенок") и почтовых разменных знаков Временного правительства больше чем на 35 млрд. руб, В итоге за год общая сумма находящихся в обращении бумажных денег удвоилась.

Кроме того, в 1918 г. Петроградский монетный двор начал чеканку монет штемпелями дореволюционной России: серебряных рубля и 50 коп., биллонных 20, 15, 10, 5 коп., медных 5, 3, 2,1 коп., а также 1/2 и 1/4 коп. Но дальнейшего развития эмиссия металлических денег не получила из-за ограниченности сырьевых ресурсов.

В марте 1919г. была проведена эмиссия денег уже новых, советских образцов. Вначале печатались купюры достоинством 1, 2 и 3 руб. с надписью "Расчетный знак Р. С.Ф.С. Р", гербом РСФСР и лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ", которые выпускались неразрезанными листами по 25 штук. Затем были введены расчетные знаки достоинством 15, 30 и 60 руб., имевшие, в отличие от купюр 1, 2 и 3 руб., номера, факсимильные подписи Главного комиссара и кассира Народного банка, надпись "Обеспечиваются всем достоянием республики". Эмиссия бумажных советских денег осуществлялась и в 1920-1921 гг. с постоянным укрупнением номиналов. Несмотря на значительную эмиссию, денег в стране не хватало. Гражданская война и иностранная интервенция вызвали необходимость дополнительных наличных денег.

На территориях, оккупированных с февраля 1918 г. кайзеровской Германией, немецкие власти пытались установить свою денежную систему. Сюда приходят новые виды денег - собственно германские монеты - пфенниги, бумажные купюры - марки, а также оккупационные "острубли". Такое пополнение средств обращения нарушило сложившиеся на рынке относительно стабильные котировки рублевых единиц монархической и буржуазной России. Кроме того, на оккупированной территории Беларуси широко обращались различные денежные суррогаты местного производства.

Гражданская война и иностранная интервенция разделили бывшую Российскую империю на отдельные территории со своими ценами и нередко своими денежными знаками. В денежном хозяйстве отсутствовали какая-либо система и порядок. В стране обращалось больше 2000 денежных знаков и их суррогатов, имевших разное происхождение и разную продолжительность обращения, что неотвратимо вело денежную систему к полному краху.

33. Натурализация народного хозяйства. Ликвидация денежно-кредитной системы

Кризисная ситуация в денежной системе послужила предпосылкой возникновения идей об отмене денежных знаков вообще и придания натуральному обмену официального статуса.

Замена товарно-денежных отношений централизованным учетом и распределением получила практическую реализацию в серии законодательных актов, которые предусматривали введение продразверстки, государственной монополии на распределение продуктов питания, установление трудовой повинности, реквизицию и конфискацию ценностей. В масштабах государства утверждается безденежный (натуральный) продуктообмен.

С ноября 1918 г. по май 1921 г. было принято 17 декретов об отмене различных видов денежных расчетов и о бесплатном обеспечении и снабжении в широком ассортименте товарами и услугами. Упраздняются денежные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье, готовые промышленные изделия, грузовые перевозки, пользование услугами почты, телефона и радио. Из сферы денежного обращения изымается огромный бюрократический и хозяйственный аппарат. Без помощи денег распределяется значительная часть продовольствия. Отменяется оплата жилых помещений, коммунальных услуг, городского транспорта, прачечных, пошивочных мастерских, общественных бань и др.

Деньги теряют изначальную функцию - быть мерой стоимости. Строится хозяйственная система, в которой они не являются необходимыми, с перспективой их полной отмены. С 1919 г. денежные знаки стали называться расчетными. Этим подчеркивалось, что государство не придает им особого значения.

Роль банка сводилась к выдаче национализированным предприятиям по сметам бюджетных средств.

Во второй половине 1920 г. активно обсуждалась альтернатива денежному эквиваленту. Предлагались варианты "единицы учета и принципов хозяйственной оценки" в условиях безденежной экономики.

В результате остановились на системе замены денежных единиц трудовыми единицами учета - "тредами". В качестве единицы трудовой ценности предполагалось принять "ценность продукта труда одного нормального дня работника первого тарифного разряда при выполнении им нормы выработки на 100%". Однако практической реализации эта идея не получила.

Между тем сохранившееся товарное производство стало приспосабливать в качестве стоимостного эквивалента наиболее подходящий товар - муку, овес, масло, соль, а в спекулятивных кругах - золото и валюту. Это подтверждало удивительную живучесть товарно-денежных отношений.

В результате в 1921 г. в стране произошел серьезный экономический и политический кризис, в итоге которого большевистское руководство вынуждено было радикально пересмотреть свои основные воззрения на экономическую сущность социализма, в том числе и на денежно-кредитную сферу.

34. Восстановпение товарно-денежных отношений при переходе к нэпу.

Денежная реформа 1922-1924 гг

Новая экономическая политика была провозглашена в 1921 г. Подчеркивалась необходимость развития товарно-денежных отношений. Официальное признание рынка в течение сравнительно короткого времени изменило всю структуру хозяйственной жизни Советского государства. Продукты опять стали товарами независимо от того, кто их выпустил. Производство и распределение снова подчинились объективным экономическим законам. Возрождается категория цены, возобновляется денежный оборот.

Центральной проблемой становится стабилизация денежного обращения. Отсутствие устойчивой единой денежной системы в советских республиках, обращение различных денежных знаков, обесценение рубля препятствовали налаживанию товарного и денежного рынков, необходимых для скорейшего восстановления народного хозяйства. Инфляция подрывала заинтересованность крестьян и рабочих в производстве продукции, повышении производительности труда.

Обесценение рубля происходило в условиях, когда темпы роста цен были выше темпов эмиссии расчетных знаков, что существенно сокращало доходы государства от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, вызывало недостаток денежных знаков в обращении. Такая ситуация способствовала появлению всевозможных суррогатов государственных денежных знаков, что еще более расстраивало денежное обращение, усиливало инфляцию.

В 1922 г. складываются благоприятные условия для проведения денежной реформы. Продукция аграрного сектора выросла по сравнению с предыдущим годом на 45%, промышленности - на 33%. Подъем промышленного производства сопровождался переводом государственных предприятий на хозяйственный расчет. Государство принимало меры к увеличению золотого запаса, сокращению бюджетного дефицита, обеспечению строжайшей экономии в расходовании денежных средств. Предприятия переходят на самоокупаемость, устанавливается платность за товары и услуги, отменяется карточная система распределения продуктов, натуральная заработная плата заменяется денежной. Возрождаются кредитная система, сеть сберегательных касс и система государственного страхования. Все это означало создание важнейших предпосылок для радикального оздоровления денежной системы.

Инициатором и одним из авторов концепции денежной реформы был Г.Я. Сокольников - руководитель Наркомата финансов. Подготовительным мероприятием к проведению денежной реформы стало проведение двух деноминаций - уменьшения номинального выражения денежных знаков. При первой деноминации 1922 г. один рубль новых денежных знаков обменивался на 10 тыс. руб. ранее выпущенных знаков. В 1923 г. была проведена вторая деноминация, в результате которой рубль вновь выпускаемых дензнаков приравнивался к 100 руб. образца 1922 г. или к 1 млн руб. прежних денежных знаков, выпускавшихся до проведения деноминации. В итоге население легко приспособилось к тому, чтобы называть 1 млн. руб. одним рублем.

Осенью 1922 г. начинается первый этап денежной реформы. Специальным декретом СНК РСФСР Госбанку было разрешено выпустить в обращение банковские билеты, получившие название червонцев. Новые денежные единицы имели достоинство в 1, 2, 3, 5, 25 и 50 червонцев и обеспечивались золотом на 25% (хотя на золото не разменивались), а в остальной части - векселями и легко реализуемыми товарами. Золотое содержание червонца равнялось 10-рублевой дореволюционной золотой монете (7,7 г чистого золота). Курс червонца в иностранной валюте устанавливался на основе золотого паритета и фактически был стабильным.

Банковские билеты (червонцы) эмитировались только в процессе кредитования народного хозяйства, т.е. исходя из потребностей товарооборота, и возвращались в банк при погашении ссуд. Появление такой денежной единицы препятствовало внедрению в оборот золота и иностранной валюты. Госбанк, осуществлявший эмиссию червонцев, получил возможность регулировать определенную часть денежного оборота.

В конце 1923 г. появляются первые бумажные деньги СССР: денежные знаки достоинством 10 и 15 тыс. руб. Госбанк РСФСР прекратил эмиссионную деятельность, передав это право Государственному банку СССР.

Однако параллельное обращение двух валют - червонца и совзнака - стало серьезным препятствием в стабилизации денежного обращения, восстановлении народного хозяйства.

Завершающим этапом денежной реформы стал переход к единой устойчивой валюте. В феврале 1924 г. эмиссия совзнаков прекращается и в обращение выпускаются государственные казначейские билеты достоинством 1,3,5 руб., а также серебряная (10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб) и медная (1, 2, 3, 5 коп) монеты.

35. Формирование кредитной системы в период нэпа

Осенью 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР. Согласно договору между БССР и РСФСР о единстве бюджетной системы, государственной кассы, налоговой системы и финансового аппарата это кредитное учреждение становится единым для советских республик банком.

Госбанк являлся самостоятельной хозрасчетной организацией, но находился в составе Наркомфина и подчинялся непосредственно наркому финансов. Его сеть состояла из областных контор, отделений и агентств.

На Государственный банк возлагались следующие операции: кредитные (в форме целевых производственных кредитов, учета векселей и других долговых обязательств, срочных ссуд и кредитов до востребования, под залог товаров, товарных документов, векселей и ценных бумаг); переводные и аккредитивные; кассовые - по исполнению росписи государственных доходов и расходов; товарно-комиссионные операции; покупка и продажа драгоценных металлов и иностранных ценных бумаг.

В конце 1922 г. Государственному банку был поручен выпуск банкнот (червонцев), и он превратился в эмиссионный центр. Госбанку разрешалось открывать кредиты разным отраслям народного хозяйства "при условии обеспеченности их и экономиической целесообразности".

Средства банка складывались из основного и запасного капитала. Основной капитал был определен в сумме 2000 млрд руб. в совзнаках, что равнялось примерно 35 млн руб. в золотом исчислении. Запасной капитал должен был создаваться постепенно путем отчислений 50% чистой прибыли банка и предназначался для покрытия возможных убытков от банковских операций.

В 1922-1925 гг. в стране создаются специальные отраслевые и территориальные кредитные учреждения, кредитная кооперация, система сберегательных касс.

В годы нэпа в народном хозяйстве продолжали использовать традиционные формы кредита и расчетов: взаимное коммерческое кредитование, расчеты посредством векселей и косвенное банковское кредитование.

Коммерческий кредит предоставлялся в товарной форме продавцам и покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары. Банковский кредит выдавался преимущественно на основе коммерческого и потому являлся не прямым, а косвенным. Предприятия учитывали в банке векселя покупателей, получивших промышленную продукцию в кредит, и кредит получал не векселедатель, а векселепредъявитель, учитывавший вексель в банке.

36. Кредитная реформа 1930-1932 гг. Реорганизация банковской системы

Конец 20-х - начало 30-х гг. характеризуются решительным поворотом от принципов нэпа к нормам командно-административной системы, переходом к тотальному директивному планированию. Это вело к существенным изменениям и денежно-кредитного механизма.

Содержание кредитной реформы 1930-1932 гг. сводилось к следующим мероприятиям:

ликвидировалось взаимное кредитование, коммерческий кредит заменялся банковским;

все ресурсы для краткосрочного кредитования концентрировались в Государственном банке, и управление ими осуществлялось в соответствии с планами развития народного хозяйства;

осуществляемые с помощью банковского аппарата безналичные расчеты превращались в основной вид денежных расчетов между предприятиями и организациями;

банковская система перестраивалась по функциональному признаку с четким разграничением функций по краткосрочному кредитованию и финансированию и долгосрочному кредитованию капитальных вложений.

Основным содержанием кредитной реформы явилась ликвидация коммерческого кредита и замена его банковским. Коммерческий кредит создавал возможность неуправляемого со стороны государства перекачивания ресурсов из одной отрасли народного хозяйства в другую, что противоречило принципу жесткого централизма в управлении экономикой. Банковский кредит представлял собой более высокую форму концентрации кредитных ресурсов и позволял устранить их неплановое перераспределение.

Однако реформа оказалась недостаточно подготовленной и проходила с многочисленными просчетами и ошибками. Кредитование стало осуществляться автоматически под план без учета фактической потребности в денежных ресурсах.

В мае 1932 г. решением союзного правительства ликвидируются акционерные специальные банки и на их основе учреждаются четыре подчиненных Наркомфину банка финансирования и кредитования капитальных вложений: Промбанк - банк финансирования капитального строительства и электрохозяйства, преобразованный из БДК; Сельхозбанк СССР - банк финансирования социалистического земледелия, организо-нанный вместо многочисленных кредитных товариществ и республиканских сельскохозяйственных банков; Всекобанк - банк финансирования капитального строительства кооперации, созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы Торгбанку СССР); Цекомбанк - банк финансирования коммунального и жилищного строительства.

37. Денежное обращение в условиях перехода к тотальному планированию. Усиление

Инфляции и борьба с ней (1930-1940)

Кредитная реформа 1930-1932 гг. способствовала свертыванию рыночных отношений в денежно-кредитной сфере. Ее основным положением явились ликвидация коммерческого кредита и запрет на использование векселей во взаиморасчетах субьекгов хозяйствования. Однако обеспечением червонца наряду с золотом являлись и краткосрочные векселя. Поэтому упразднение коммерческого кредита привело к подрыву червонца и всей денежно-кредитной системы, базирующейся на твердой валюте.

На смену вексельному обеспечению пришли кассовый и кредитный планы. Денежная эмиссия стала осуществляться в зависимости от спроса на деньги.

В конце 30-х гг. в стране вновь возобновляется рост цен, которому способствовало повышение цен на продукцию отраслей группы "А", предпринятое для устранения их убыточности. Развитию инфляции содействовал и механизм кредитной эмиссии, широко используемый в предвоенный период. За 1929-1937 гг. налично-денежная бумажная масса в обращении возросла в восемь раз. Среднегодовые темпы прироста массы денег оказались выше темпов прироста национального дохода и продукции промышленности и составили 24%.

Инфляционные процессы обусловили падение покупательной силы червонца. В 1935 г. с отменой карточного снабжения установились розничные цены, которые превышали уровень 1928 г. примерно в 5,5 раза, 1913г. - в11 раз, текущие мировые - в среднем в 12-13 раз. Золотое содержание рубля стало официально соответствовать 0,176850 г чистого золота, т.е. уменьшилось по сравнению с 1922 г. почти в 4,4 раза. С июля 1937 г. оно вновь понижается, а валютное исчисление рубля переводится на доллар США.1 доллар содержит 5 руб.30 коп.

Таким образом, денежное обращение 30-х гг. характеризуется дальнейшей деградацией советского червонца, развитием инфляционных процессов, сужением сферы товарно-денежных обращений. В эти годы деньги вновь, как и в период "военного коммунизма", стали рассматриваться как "расчетные знаки", "средство планового учета".

38. Кризис 1929-1933 гг и его влияние на ФКС США. "Новый курс" Ф. Рузвельта

Мировой кризис 1929-1933 гг. начался в США.25 октября 1929 года на Нью-йоркской фондовой бирже вспыхнула паника в связи с катастрофическим падением курса акций. Сумма убытков превышала 15 млрд. долл.

"Великая депрессия" привела к сокращению промышленного производства на 46,2% (автомобилестроение - на 80%), добыча нефти упала на 78%, угледобыча - на 59%. Обанкротились 135 тыс. промышленных, торговых и финансовых фирм, 5760 банков. К началу 1933 г. в стране насчитывалось 17 млн. безработных.

На великий экономический кризис в США в 1929-1933 гг. повлияла диспропорциональность в развитии экономики, неплатежеспособность стран Латинской Америки, отсутствие координации стабилизации национальных валют и высокая концентрация спекулятивного капитала в США, вернувшегося на родину после ревальвации европейских валют.

Первоначально смягчить последствия кризиса правительство пыталось усилением политики торгового протекционизма. С конца 1931 г. перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспортных компаний и крупных фермерских хозяйств путем государственного кредитования. Стали предприниматься и попытки государственного регулирования процесса ценообразования. Однако и эти меры администрации Гувера оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства.

Гувер поддерживал монополии и содействовал восстановлению военно-промышленного потенциала Германии (план Дауэса - с 1924 г. по 1929 г., Юнга - 1929-1930 гг.).

В начале 1933 г. на пост президента был избран Франклин Рузвельт. Антикризисная политика Рузвельта вошла в историю под названием "Новый курс". Он отрицал тезис об автоматизме рыночного процесса и, следовательно, признавал необходимость активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отношений.

Первые мероприятия Рузвельта были направлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом, В марте 1933 г. в стране была приостановлена работа всех банков, что позволило прекратить обмен банкнот на золото с одновременным запретом его вывоза за пределы США. По сути эти мероприятия пошатнули систему золотого стандарта доллара, что привело к резкому обесценению американской валюты. Не отказываясь в принципе от метода обеспечения банкнот золотом, правительство США произвело крупные закупки денежного металла на внешних рынках, что привело к снижению его цены внутри страны и позволило в январе 1934 г. провести девальвацию валюты страны на 41%.

Одновременно на основе чрезвычайного закона о банках последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности. Весной 1933 г. возобновили работу 4/5 ранее закрытых банков. Это были прежде всего крупные банки, а 2 тыс. мелких кредитных учреждений были ликвидированы или вошли в состав более крупных кредитных учреждений. Действующим банкам был предоставлен правительственный кредит в 1 млн. долл., ожививший сферу кредитных отношений. Кроме того, государство взяло на себя обязанность страховать депозиты вкладчиков банков, что способствовало росту доверия к банкам со стороны вкладчиков, а следовательно, притоку средств на счета и предотвращению банкротств банков. Наряду с другими мерами правительству удалось создать систему регулирования банковской деятельности.

Проводя в жизнь политику "Нового курса", правительство добилось усиления экспортных возможностей страны, улучшения позиций национальных производителей, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса - главнейшей задачи политики "Нового курса". Оживление промышленного производства - основы процветания США - должно было потянуть за собой решение многих кризисных проблем, и главной среди них - сокращение колоссальной вынужденной безработицы.

В июне 1933 г. принимается закон о восстановлении национальной промышленности, который по сути вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. Закон содержал также ряд положений, регламентирующих порядок взимания и расходования налогов, направляемых на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице.

Кроме того, правительство приступило к осуществлению крупных общенациональных проектов, способствовавших экономическому прогрессу, уделило большое внимание социальной сфере.

В 1936 г. был принят закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни, инвалидности. В 1 Э38г - закон о справедливых условиях труда.

В целом активная политика государственного вмешательства позволила США преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по ряду основных экономических показателей США практически вышли на отметку 1929 г.

39. Состояние экономики и финансов Германии до Второй Мировой войны

В 1913 г Германия заняла второе место после США. На рубеже веков интенсивное развитие получили новые отрасли, возникшие в результате второй НТР, - электротехническая и химическая. Исключительное значение приобрело железнодорожное строительство. В структуре промышленности Германии стали преобладать отрасли тяжелой промышленности, т.е. группы "А", а также крупные предприятия. Особенностью процесса монополизации в этой стране было образование преимущественно картелей и синдикатов.

Наряду с монополизацией промышленности и транспорта шел процесс концентрации и централизации банков, их сращивания с промышленным капиталом. К 1913 г. здесь уже господствовали девять мощных берлинских банков, крупнейшие из которых "Немецкий банк" и "Учетное общество", концентрировавшие половину банковских вкладов в Германии.

В результате Первой мировой войны Германия понесла значительные человеческие потери, пережила резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, утратила часть территории, лишилась колоний. Кроме того, обязана была выплачивать репарации в условиях сильнейшей инфляции и расстроенной финансовой системы.

После окончания войны и до 1924 г. в Германии продолжался экономический кризис.

В целях облегчения репарационных выплат международным экспертным советом был принят план Дауэса (1924-1929). Страны Антанты гарантировали Германии устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных сумм за границу в случае колебания валютного курса.

В 1929 г. план Дауэса был заменен планом Юнга, носящим имя нового председателя Международного совета экспертов, президента электротехнического треста Моргана финансиста О. Юнга. Новый план помощи ограничивал общий объем репараций, сужая число источников их поступлений бюджетом и прибылью от железных дорог и упраздняя отчисления в репарационный фонд от прибылей промышленности, что высвобождало дополнительные внутренние средства для ее дальнейшего развития. Одновременно упразднялся финансовый контроль за экономикой Германии. Однако в годы кризиса план Юнга был фактически отменен.

Экономическая политика фашизма заключалась в принятии антикризисных мероприятий, носивших чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели - возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства.

Эта стратегия собственно и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которых становится тотальная милитаризация народного хозяйства.

40. Экономика Японии в начале XX века

Япония была первой в то время и единственной азиатской страной, вставшей на путь самостоятельного капиталистического развития. Это развитие было своеобразным, поскольку испытывало груз феодальных пережитков, которые в значительной мере тормозили это развитие.

Устремление молодого японского капитализма в Китай и Корею привели к русско-японской войне 1904-1905 гг. Вся экономика страны была поставлена на военные рельсы. Распространялись внутренние займы, в том числе и принудительного характера. Земельный налог повысился с 3 до 17%. Реальная заработная плата снизилась на 20%. Свертывание гражданских отраслей привело к безработице. Сократились посевные площади. Выросла внешняя задолженность страны - 60% военных расходов покрывались за счет иностранных займов.

Победив в этой войне, Япония захватила Южную Маньчжурию, а также Южный Сахалин. Японские монополии устремились на территорию этих стран. Доля японских товаров составила теперь в импорте Кореи и Маньчжурии соответственно 74% и 60%. Создавались специальные колониальные банки. В 1906 г. образован полугосударственный концерн, начавший строительство Южно-Маньчжурской железной дороги. За 1900 - 1914 гг. японские инвестиции в эти страны увеличились с 1 млн. до 220 млн. долл.

Экономическая экспансия вызвала подъем промышленности, поднялась волна учредительства, и капиталы более равномерно распределялись между тяжелой и легкой промышленностью. Усилившаяся концентрация капитала стала обгонять концентрацию производства. Накануне Первой мировой войны 0,4% всех компаний владели 38% совокупного капитала страны. Ведущим банком был Банк Японии (учрежден в 1882 г), в котором аккумулировалась основная часть финансовых средств. Инвестиции в промышленные предприятия он осуществлял косвенным путем через различные банки. Предпочтение в финансировании оказывалось стратегическим отраслям.

Финансово-банковская система Японии отличалась своеобразием - в нее входили общественные финансовые учреждения, например, Бюро вкладов (Трастовое фондовое бюро) и Ценовая сберегательная система.

В таких отраслях, как сахарная, цементная, угольная, производство железнодорожного оборудования возникли новые картели и синдикаты. Старые монополии "Мицуи" и "Ми-цубиси" превратились в подлинные концерны во главе с холдинг-компаниями. Монополиями стали и другие компании - "Асано", "Фудзито", "Окура" и др., также получившие от правительства ряд крупных предприятий в различных отраслях промышленности.

Однако Япония отставала от западноевропейских стран и США, в ее национальном доходе доля промышленности достигала только 40%. В начале XX в. около 2/3 населения страны было занято в сельском хозяйстве.

С 1914 по 1920 гг. денежная масса выросла втрое, а Йена обесценилась на 64%. В 1927 г. Япония пережила острый банковский кризис, который усугубил монополизацию банковской системы, сократив число банков в 1928 г. вдвое по сравнению с 1918 г. С отменой золотого стандарта в 1931 г. масса денег вновь увеличилась, а оптовые цены выросли на 68%. В целом на протяжении всех военных лет наблюдается структурный кризис милитаризированной экономики.

41. Финансовая политика ведущих стран мира накануне Второй мировой войны

Общие расходы Англии на войну составили 10 млрд. ф. ст., налоги за годы войны выросли в 6 раз. За счет налогов было покрыто менее трети военных расходов, остальные средства поступали от внутренних и внешних военных займов, что вело к росту государственного долга. Внутренний долг Англии вырос более чем в 10 раз: с 645 млн. ф. ст. в 1913 г. до 6,6 млрд. ф. ст. в 1919 г., внешний долг к концу войны составил 1150 млн. ф. ст., из которых большая часть приходилась на долю США. Таким образом Англия из кредитора стала должником американских банкиров.

Влияние мирового экономического кризиса на финансово-кредитной системе Англии проявилось в финансовом кризисе 1931 года. В больших количествах начался отток золота из страны. В январе-марте 1931 г. отток золота составил 7 млн. ф. ст., в июле-сентябре - 34 млн. При этом Франция изъяла золота на 25,5 млн., крупные суммы изъяли Бельгия, Голландия и Швейцария. Золотой запас страны таял.

Для решения проблемы правительство создало комиссию во главе с Дж. Мэем. Программа выхода из сложной финансовой ситуации предполагала покрыть дефицит государственного бюджета в 120 млн. ф. за счет экономии на пособиях по безработице и на жалованиях государственных служащих.

В 30-е гг. каждая страна, в зависимости от того, что она считала выгодным для себя, применяла различные типы денежной политики.

Когда великий кризис наносил удары по Великобритании, США и Германии, французский франк увеличивался в цене. Особенно выросла цена франка после временной остановки конвертируемости фунта стерлингов в 1931 г. и доллара в 1933 г. В результате иностранные капиталы устремлялись во Францию, а золотой запас банка Франции в сентябре 1933 г. достиг 5000 т, или 30% мировых запасов драгоценных металлов. Это определило заинтересованность Франции в сохранении режима золотого стандарта при определенном уровне официальной стабилизации.

В 1933 г. на Лондонской конференции возник золотой блок во главе с Францией, куда вошли страны Бенилюкса, Швейцария и Италия, считавшие выгодным для себя сохранить золотой стандарт путем взаимной поддержки курсов валют. Однако этот блок распался в 1936 г.

Международные экономические конференции пытались установить координацию валютно-денежных систем как на региональном, так и на мировом уровне. Так, еще в преддверии неизбежного денежного кризиса в 1930 г. в Базеле был создан Банк международных расчетов с целью регулирования и контроля за движениями капиталов, порожденными репарационными платежами, взимаемыми с Германии. Нестабильность денежного обращения, разлад в отношениях между европейскими странами, их взаимное соперничество и разорительные войны наносили огромный вред международному обмену и привели к упадку экономической гегемонии старых стран Западной Европы.

42. Кредитно-финансовая сфера СССР перед войной

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. "О кредитной реформе" была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленными трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться "под план", что подрывало самые основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками. Не способствовала развитию инициативы предприятий и налоговая реформа. Вместо множественности налогов и налоговых видов изъятия в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

43. Модель военной экономики стран участниц Второй мировой войны

В условиях военной экономики, характерных для стран-участниц Первой мировой войны, развитие финансово-кредитной сферы имело свои общие черты. Золотой стандарт временно не функционирует в целях недопущения оттока золота за рубеж. Финансирование военных действий и государственного долга осуществляется посредством выпуска бумажных денег и ценных бумаг. США отказались от практики золотого стандарта во время гражданской войны, а европейские державы - во время Первой мировой войны.

Мировая война дала толчок развитию государственного вмешательства в военную экономику.

В сфере промышленности государство прямо вмешивалось в создание государственной военной промышленности или субсидировало частных капиталистов - военных поставщиков, создавая для этого соответствующие финансовые институты.

В сфере денежного обращения было значительно расширено прямое и косвенное вмешательство государства. Правительства воюющих стран, прибегавшие к эмиссии не размениваемых на золото бумажных денег (с целью финансирования военных расходов), вынуждены были отказаться от обращения золотых денег.

Для целей военной экономики и предоставления ссуд государству выпускались государственные казначейские билеты в форме разменных денег или купюр малого достоинства (в Италии выпускались казначейские билеты достоинством до 10 лир, в Англии - до 1 фунта стерлингов) и не размениваемые на золото банкноты под обеспечение этих кредитов государству.

Распространяются облигации государственных займов, поступления от которых направлялись на финансирование военных расходов.

Расширение денежного обращения усиливает инфляцию. Суровому контролю были подвергнуты движения капиталов и товаров. Были созданы учреждения по регулированию валютных курсов.

44. Влияние II мировой войны на экономическое положение стран-участниц. Бреттон-Вудская валютно-кредитная система

Особенности экономического и финансового развития государств в послевоенный период заключались в первую очередь в стремлении восстановить золотой паритет своих валют довоенный золотой паритет восстановили Англия, Швейцария, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Голландия. Другие установили различные золотые эквиваленты своих валют, что означало ревальвацию более чем на 10% по сравнению с минимальными уровнями золотых эквивалентов, достигнутых в период между 1910-1927 гг. Система золотого стандарта, хотя и в модифицированной форме по сравнению с 1914 г., была восстановлена во всем мире. В государствах Центральной Европы - Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Польше - были проведены денежные реформы, связавшие новые деньги с золотом.

Вместо довоенного золотомонетного стандарта устанавливается новый режим регулирования золота - золотослитковый и золото-девизный стандарт.

Разрушительное воздействие на мировую финансовую систему оказала Вторая мировая война.

Война разрушила производственный аппарат в европейских странах и сократила их финансовые резервы. Уровень производства в европейских странах и уровень доходов на душу населения упали ниже уровня 1938 г. В Польше, Германии, Италии падение достигло 40-65% от предвоенного уровня, причем Германия лишилась части территории. Потери, понесенные Францией, составили около 1000 млрд. франков. Внешний долг Англии, пострадавшей меньше других, вырос до 6 млрд. фунтов, а производительность труда упала на 30%. После войны во всех европейских странах-участницах военных событий с разной степенью развивалась инфляция, что определило временный разрыв международных экономических связей и рост мировых цен на золото.

За этот же период в США промышленное производство удвоилось, сельскохозяйственное производство выросло на 20%, почасовая производительность труда возросла на 25%. Золотой запас США увеличился за годы войны более чем в 1,5 раза и составил в 1949 г. более 70% мировых золотых запасов. Это способствовало установлению новой мировой валютной системы, в основе которой стал доллар США.

Принципы общей валютно-кредитной системы капиталистических стран были закреплены на Бреттон - Вудской конференции, созванной США 1 июля 1944 г.

Бреттон-Вудские соглашения предусматривали создание Международного валютного фонда для контроля за функционированием стабильной валютной системы, Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования инвестиций по восстановлению экономики европейских стран и в бывших колониях, а также Международной торговой организации по надзору за ограничениями в торговле.

Валютные паритеты были выражены в долларах и золоте, тем самым установился золото-долларовый стандарт. Лишь США, обладая 70% мировых золотых запасов, могли гарантировать конвертируемость доллара в золото, остальные страны из-за недостаточности золотых резервов, соблюдали конвертируемость валюты на валютных рынках путем создания валютных резервов в иностранных валютах. Золото оставалось счетной основой и средством создания резервов. На практике Центральному банку было выгодней создавать резервы в долларах, поскольку общий запас золота зависел от его мирового производства. Кроме того, хранение долларов давало возможность получать проценты. Поэтому режим золотодолларового стандарта постепенно отклонялся к долларовому стандарту.

Для стран Британского Содружества в качестве резервной валюты мог использоваться фунт стерлингов, а для государств зоны французкого франка - франк. В этом смысле режим Бреттон-Вудской системы именуют золотовалютным. Банк Англии и Банк Франции обеспечивали фиксированный паритет своих валют посредством интервенций на валютных рынках.

46. Денежно-кредитная политика германского фашизма на территории Беларуси периода оккупации (1941-1944).

. На захваченных советских землях германские власти установили систему параллельного обращения двух валют - советской и оккупационной. Рейхсминистром экономики в начале июля 1941 г. был установлен предельно завышенный курс оккупационной марки по отношению к советскому рублю - 1: 10, который был почти в пять раз выше довоенного курса имперской марки. Такой курс никак не соответствовал довоенным ценам. Заработная плата фактически замораживалась.

Оккупационные марки выпускало в обращение Главное управление имперских кредитных касс, которые открывались на захваченных территориях. Такая касса существовала и в Минске. Билеты имперских кредитных касс купюрами в 0,5; 1; 2; 5; 20 и 50 марок и разменные монеты достоинством 1,2,5 и 10 пфеннигов доставлялись из Германии.

Наряду с бесконтрольной эмиссией оккупационной марки значительную часть дохода Главного управления имперских кредитных касс составляли поступления от средств, реквизированных у населения, реализации ценного имущества. Немецкие власти также прибегали к выпуску в обращение фальшивых советских денег.

46. Денежно-кредитная система в период восстановления народного хозяйства (1944-1950)

Война причинила значительный ущерб денежно-кредитным отношениям. Потребовались немалые усилия для ликвидации последствий гитлеровской оккупации, стабилизации денежно-кредитной сферы.

По мере освобождения войсками Советской Армии территории БССР уже с осени 1943 г. восстанавливается деятельность кредитных учреждений. К началу 1944 г. в республике функционировали 4 областные конторы и 38 отделений Госбанка СССР. До возобновления работы специализированных банков Госбанк занимался финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений по восстановлению промышленности и городского хозяйства.

Кредиты Госбанка сыграли значительную роль в возрождении народного хозяйства Беларуси. Создавалась финансовая база государственной и кооперативной торговли, выделялись льготные ссуды на формирование оборотных средств, строительство торговых помещений. Кроме того, шло кредитование предприятий по производству товаров народного потребления. За 1945 г. кредитные вложения выросли больше чем в 10 раз. Расширялись кредитные связи Госбанка с промышленными предприятиями республики. К началу 1946 г. его услугами пользовались 2/3 предприятий. Задолженность по кредитам, полученным до войны, пролонгировалась и фактически не была взыскана с хозяйствующих субъектов. В начале 1947 г. было принято решение об освобождении государственных предприятий и организаций, подвергшихся оккупации, от уплаты необеспеченной задолженности по банковским ссудам, полученным до оккупации, и списании ее с балансов предприятий.

Стабилизировать денежное обращение было решено путем денежной реформы как радикального и быстрого метода финансового оздоровления. Особенностью послевоенной денежной реформы явилось то, что она проводилась с предварительной реформой цен и одновременно с отменой карточной системы в целях перехода к нормальному товарообороту.

Учитывая подъем покупательной способности рубля, советское руководство приняло 1 марта 1950 г. решение перевести рубль на золотую основу и повысить его курс в отношении иностранных валют. Теперь рубль составлял 0,222168 г чистого золота. С учетом этой величины валютный курс повысился до 4 руб. за 1 доллар против курса 5 руб.30 коп., применявшегося во всех денежных расчетах по внешнеэкономическим операциям с июля 1937 г.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.

Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.

47. Финансово-экономическое состояние СССР в годы ВОВ

В связи с потерей в первый период войны части территорий страны, перемещением значительной части экономического потенциала на восток, необходимостью перестройки экономики на военные рельсы национальный доход нашего государства в 1941 г. снизился на 1/3. С 1943 г. национальный доход постепенно начинает увеличиваться, в 1944 г. он вырос уже на 30%, хотя его объем и к концу войны не достиг довоенного уровня.

Главным источником доходов государственного бюджета продолжали оставаться поступления от государственных предприятий. Одним из источников дополнительных средств стали поступления от населения (налоги, государственные займы и др.). С падением в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их удельный нос в бюджете увеличился с 5,2% в 1941 г. до 13,2% в 1945 г. В целом с 1942 по 1945 гг. общие поступления от населения в бюджете возросли на 36 млрд. руб.

Существенным источником финансирования военных и оборонных действий стали добровольные взносы населения в годы Великой Отечественной войны в созданные "Фонд Красной Армии" и "Фонд восстановления хозяйства в освобожденных от оккупантов районах". Вносились наличные деньги, драгоценности, облигации госзаймов, сельскохозяйственные продукты, отчисления от заработной платы и др. Всего за годы войны от населения поступило в виде добровольных взносов 94,5 млрд. руб., 130,7 кг. юлога, 13 кг платины, 9,5 т серебра, значительное количество драгоценных изделий, облигаций и иностранной валюты.

Значительная финансовая помощь населения государству оказывалась и в виде подписки на государственные займы. За годы войны было выпущено четыре государственных займа. В результате реализации их среди населения в государственный бюджет поступило 76 млрд. руб.

В результате военных действий, разграбления и уничтожения фашистами имущества Советский Союз потерял около 30% национального богатства. В стоимостном выражении ущерб, причиненный народному хозяйству СССР, сельским и городским жителям только путем прямого уничтожения имущества граждан, колхозов, общественных организаций, государственных предприятий и учреждений, оценивается в сумме 679 млрд. руб. в государственных ценах 1941 г. Это составило около 2/3 по отношению к национальному имуществу СССР, находящемуся до войны на территории, подвергшейся временной оккупации. В сумму ущерба не включены такие потери, как снижение дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, колхозов и граждан, стоимость конфискованного германскими оккупантами продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов хозяйственного развития страны в результате действий врага на протяжении 1941-1945 гг.

Западногерманский экономист Б. Эндрукс рассчитал, что если на Первую мировую войну было израсходовано 260 млрд. долл., то на вторую - 3300 млрд. долл. Расчеты французского экономиста А. Клода свидетельствуют, что общая стоимость разрушений, произведенных в ходе войны в европейских государствах, составила 260 млрд долл. (в ценах 1938 т). Из этой суммы на СССР приходится 128 млрд. долларов (679 млрд. руб), Германию - 48 млрд. долл., Францию - 21,5 млрд., Польшу ~ 20 млрд., Англию - 6,8 млрд. долл.

Таким образом, общая сумма издержек, понесенных во Второй мировой войне, составила: в СССР - 485 млрд. долл. (2 трлн.569 млрд. руб), в Германии - 320 млрд. долл., США - 275 млрд., в Англии с Канадой - 126,9 млрд., в Италии - 94 млрд., Японии - 56 млрд., Франции - 36,5 млрд. долл.

48. Кризис золотовалютного стандарта

С начала 50-х гг. наблюдается постепенное ухудшение экономического состояния США, дефицит платежного баланса, рост военных расходов. При этом повышалась конкурентоспособность европейской и японской экономики, с конца 50-х гг. доля США обнаружила тенденцию к падению в мировой экономике, начинается массовый вывоз частных капиталов из США.

С ухудшением платежного баланса США развивался еврорынок, в составе которого евродоллары составляли свыше 80% общего объема евровалютных депозитов. В атом были заинтересованы европейские предприятия и банки. Европейские предприятия, объем международных операций которых значительно вырос, предпочитали хранить "ликвидные средства в иностранной валюте" на еврорынках, не регламен-I ируемых национальным законодательством. Активизировали свою деятельность европейские банки, массированно развивая привлечение вкладов и предоставляя краткосрочные кредиты в долларах.

Практически обращение доллара в золото при курсе 35 долл. за одну тройскую унцию золота стало нереально, что подрывало доверие к доллару. Было проведено множество мероприятий, чтобы не пересматривать "стоимость" фунта стерлингов и доллара. В 1960 г. многие американцы стали скупать золото на основном рынке золота в Пондонн, чтобы под/держать доллар, но рыночный курс золота сложился на уровне 41 долл. за тройскую унцию. В этой связи в октябре 1961 г. был создан золотой пул, куда вошли США, ФРГ, Бельгия, Франция, Голландия, Швейцария, Италия, Англия для обеспечения лондонского рынка поставками золота, чтобы поддержать курс 35 долл. за тройскую унцию.

В результате целенаправленных действий международных финансово-кредитных организаций был установлен долларовый стандарт.д.оллар был освобожден от его обязательной обратимости в золото, что отвечало интересам США, чей платежный (|апанс так и остался пассивным.

49. Развитие экономико-финансовой системы Японии

После Второй мировой войны Япония была оккупирована войсками США.

В 1946-1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.

На протяжении 1946-1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62%, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.

Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый "эквивалентный фонд", который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контролем оккупационных властей. Для сбалансирования торговли были приняты меры по расширению японского экспорта даже тех товаров, которых не хватало в самой Японии. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 дол. США.

В 1949 г. проведена реформа налоговой системы. В целом налоги значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение - снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста.

В результате в 1949-1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950-1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945-1949 гг. Однако японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70% станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.

Таким образом, за период оккупации Японии американскими войсками 1945-1951 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

Для более эффективного использования американской помощи в 1952 г. "эквивалентный фонд" был реорганизован в "Специальный счет для промышленных инвестиций". Средства с этого счета консолидировались с капиталами Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долговременного кредита и др. В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.

50. Послевоенное состояние экономики и финансов Германии

Становление "германского чуда" происходило при активном содействии США, предоставивших Германии по плану Маршалла огромные финансовые средства в общей сложности в 3,12 млрд. дол. Так, за первые годы реализации плана Маршалла (1948-1951) Германия получила от США 2,422 млрд. дол. - почти столько же, сколько Великобритания (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд) вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия (0,704 млрд).

Главным идеологом и архитектором "германского чуда" был профессор Л. Эрхард. При основании ФРГ в сентябре 1949 г. он занял пост министра народного хозяйства, а с 1963 г. до декабря 1966 г. был федеральным канцлером.

В трудах по экономическим вопросам и в своей практической деятельности Эрхард выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Характерными для Германии послевоенного периода стали низкие налоги, свободные цены, антитрестовские и антикартельные указы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции... В 1948 г. была проведена хозяйственная реформа, включающая денежную реформу и реформу цен.

Цель первой - избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. В ночь на 21 июня декретом оккупационной администрации рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки. На следующий день был обнародован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен. Цены отпускались на свободу, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Важнейшим элементом социального рыночного хозяйства считался мелкий и средний бизнес - "основа благосостояния для всех", - и политика государства направлялась на его всемерную поддержку и развитие. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом до 500 человек работало 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции. Реформы Эрхарда дали положительный результат в самые короткие сроки.

51. Финансово-экономическое развитие Франции во вторую половину XX века

Во Франции после войны была проведена национализация целых отраслей экономики и банков, национализация угольной промышленности, электроэнергетики, некоторых крупных фирм, Банка Франции и 4 крупнейших депозитных банков. Акционерный капитал банков был передан государственному казначейству.

В конце 50-х гг. главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связей с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех отраслей промышленности. Реализовать намеченные программы предполагалось на основе начавшейся научно-технической революции. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства возрос более чем на 60%; темпы роста промышленной продукции составляли 5,5% в год.

Участие Франции в европейской экономической интеграции усилило государственно-монополистические тенденции в экономике. Правительство систематически принимало планы экономического и социального развития, охватывающие среду финансово-экономической и технической политики.

Франция стала вторым после США экспортером продовольствия, крупнейшим поставщиком молочных продуктов и вина, единственной в Западной Европе страной, пывозищей зерновые.

В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торговля Франции. На ее развитие, воздействие два основных фактора: переход к открытой экономике в рамках "Кицего рынка" и распад французской колониальной системы. Одновременно резко возрос |||) |. (-; м связей со странами "Общего рынка". В 1967 г. внешнеторговый оборот Франции в Римках ЕЭС был в 3 раза больше, чем с бывшими колониями, хотя еще в 1958 г. торговля с ними велась более активно, чем с европейскими государствами.

Таким образом, в 50-60-е гг. развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мире по экспорту капитала.

52. Кризис денежной системы

Особенности банковской системы 50-х - первой половины 80-х гг

В середине 50-х гг. в СССР принимается ряд мер, направленных на развитие научно-технического прогресса, рост аграрного сектора, увеличение производства товаров народного потребления. В осуществлении поставленных проблем важную роль была призвана сыграть и кредитная система страны, в первую очередь Государственный банк.

В августе 1954 г. советское руководство принимает постановление "О роли и задачах Государственного банка СССР". В этом документе осуждалась денежно-кредитная политика Центрального банка, в результате которой происходило перераспределение ресурсов от хорошо работающих предприятий к потенциальным банкротам, широко использовался эмиссионный механизм для инфляционного финансирования, слабой являлась платежная дисциплина.

Перед Госбанком ставилась задача осуществлять дифференцированное кредитование субъектов хозяйствования, шире применять экономические санкции к убыточным предприятиям вплоть до досрочного взыскания с них полученной ссуды.

К 1962 г. завершается перестройка банковской сферы государства. В итоге в СССР сложилась следующая структура кредитной системы:

Государственный банк;

Стройбанк;

Банк внешней торговли;

система сберегательных касс;

Госстрах и Ингосстрах.

В результате реорганизации Госбанк, являясь эмиссионным, расчетно-кассовым центром, осуществляя краткосрочное кредитование различных отраслей народного хозяйства, взял на себя предоставление долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Для этого периода характерными были попытки усиления режима дифференцированного подхода к кредитованию субъектов хозяйствования, который обусловливался степенью выполнения ими планов поставок продукции, реализации услуг, экспорта и импорта товаров, заданий по росту производительности труда, себестоимости продукции.

Однако система дифференцированного кредитования слабо способствовала повышению роли кредита. Санкции, которые применялись к объединениям и предприятиям, не давали ощутимых результатов, оказывались малоэффективными. Существовавшие меры банковского контроля, как правило, лишь констатировали недостатки в работе субъектов хозяйствования, чем предупреждали их.

В условиях административного управления кредитные отношения продолжали носить формальный характер. Госбанк монопольно автоматически аккумулировал все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Средства фонда централизованно распределялись в соответствии с кредитными планами. Кредитный учреждения на мостах распределяли кредиты согласно инструкциям и на цени, Банковские учреждения несли ответственность перед вышестоящими организациями, а не перед клиентами.

Кроме свободных денежных средств субъектов хозяйствования в качестве источника ссудного фонда выступали средства бюджета с централизованным распределением для долгосрочного кредитования, а также банковская эмиссия.

53. Формирование денежной системы суверенного государства. Создание банковской сферы Беларуси

Примерно до середины 1992 г. рубль продолжал оставался общей денежной единицей для бывших советских республик.

В Республике Беларусь в это время продолжаюI обращаться денежные знаки Госбанка СССР, а затем и Центрального банка России. Инфляции в республике приняла галопирующий характер, ее ежемесячный прирост приблизился к 30%.

Правительство Беларуси пытается защитить рынок административными методами. К талонам, визитным карточкам покупателя, спискам добавляются и одноразовые отрывные купоны, обязательные при расчетах в рублях за дотируемые потреби гельские товары.

Такое увеличение количества различных денежных суррогатов вело к постепенной утрате рублем своих функций. Для 1992 г. характерна "долларизация" белорусской экономики, которая в первую очередь затронула денежные отношения между физическими лицами.

С июня 1992 г. вводятся в обращение расчетные билеты Национального банка Беларуси как заменители советских рублей.

В марте 1993 г.16 банков Беларуси подписали учредительный договор о создании Межбанковской валютной биржи (МВБ). Вскоре были проведены торги, по результатам которых Национальный банк республики впервые установил официальный курс безналичного белорусскою рубля по отношению к безналичному российскому. Курс торгов стал устанавливаться в качестве официального по украинскому карбованцу, по доллару США и другим валютам. Постоянно растущий спрос на российские рубли вызвал рост курса безналичного российского рубля по отношению к белорусскому.

Завершающим этапом существования рублевой зоны стало решение Центрального банка Российской Федерации об изъятии из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991, 1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г.

В мае 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил считать единственным платежным средством в стране белорусский рубль, а в наличном обороте - расчетный билет Национального банка.

Упрощению денежного учета и работы с наличными деньгами способствовала проведенная в августе 1994 г. деноминация белорусского рубля. Это мероприятие ликвидировало стихийно созданную в 1992 г. счетную единицу, согласно которой один расчетный билет составлял 10 единиц в рублях. Все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены были уменьшены в 10 раз.

Становление национальной денежной системы республики сопровождалось высокими темпами инфляции, использованием механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, имевших нерыночный характер.

В результате жестких административных мер, принятых руководством республики в 1996 г. по стабилизации валютного курса, удалось несколько приостановить рост внутренних цен.

В 1998 г. предпосылки снижения покупательной силы национальной валюты, падение ее курса получают дальнейшее развитие. К концу 1998 г. доля иностранной валюты в совокупной денежной массе превысила 55% против 27,3% к началу года.

Ситуацию усугубил и разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис в России, являвшейся главным экономическим партнером республики.

В сентябре 1999 г. утверждается Концепция валютной и денежно-кредитной Республики Беларусь, которая определила предпосылки для стабилизации инфляционной: сокращение эмиссии, положительные процентные ставки, финансирование народного хозяйства за счет не инфляционных источников и др.

19 октября 1999 г. в целях укрепления национальной валюты, совершенствования денежного обращения было решено провести с 1 января 2000 г. деноминацию денежной единицы и провести замену обращающихся денежных знаков на новые в соотношении 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. новых денежных знаков.

Относительная стабильность в денежном обращении наступает с 2004 года, темпы инфляции не превышают 15-20% в год, не проводится крупных реформ, снижается доля иностранных валют в сбережениях граждан, возрождается доверие к национальной денежной единице.

Существенную роль в обеспечении реальной экономической самостоятельности играет банковская система.21 декабря 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление о создании двухуровневой банковской системы, предполагавшей наличие центрального банка как банка первого уровня и сети коммерческих банковских учреждений, представляющих второй уровень.

Начало созданию современной банковской системы положили принятые в конце 1990 г. законы "О Национальном банке", "О банках и банковской деятельности". В последующий период шло формирование национальной банковской системы.

В 1990 г. учреждается Ассоциация коммерческих банков республики как добровольное объединение, которое ставило своей задачей осуществление координации деятельности банковских учреждений, защиту и представление их интересов, реализацию совместных программ, оказание им маркетинговых и иных услуг.

В августе 1990 г. был образован Национальный банк Беларуси. Главной целью этого банка являлось обеспечение внутренней и внешней устойчивости денежной единицы, поддержание стабильности цен. Его основными задачами стали выработка совместно с правительством и проведение денежно-кредитной политики, регулирование деятельности банков.

1991 г. вошел в историю кредитной системы страны как год создания банков. Примерно половина из 25 образованных коммерческих банков была сформирована на базе учреждений бывших государственных специализированных банков, вторая половина - вновь созданные коммерческие и кооперативные банки.

К числу наиболее крупных относились пять банков с собственным капиталом, превышающим 500 млн. руб.: белорусский акционерный коммерческий промышленно-строительный банк "Белпромстройбанк", белорусский акционерный коммерческий агропромышленный банк "Белагропромбанк", белорусский акционерный коммерческий банк реконструкции и развития "Белбизнесбанк", акционерный коммерческий банк "Приорбанк", банк внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь "Белвнешэкономбанк".

К крупным банкам относился также Сберегательный банк Республики Беларусь с широкой сетью филиалов, охватывавшей большинство населенных пунктов страны.

К средним банкам тогда относили акционерно-коммерческий банк "Беларусь", акцио-нерно-коммерческий банк "Дукат", витебский коммерческий банк "Вигкомбанк", брестский коммерческий банк "Вестбанк", гомельский коммерческий банк "Гомельсоцбанк", акционерный коммерческий банк "Поиск", акционерный коммерческий банк "Белаэротрансбанк", брестский акционерный коммерческий банк "Бресткомбанк".

Остальные банки относились к группе небольших банкой, обслуживавших в основном малый бизнес и отдельные предприятия.

В первом полугодии 1995 г. произошла количественная стабилизация банковской системы (насчитывала около 50 банков). Новая политика Национального банка заключалась тогда в том, чтобы дважды увеличить уставный фон/1 банкам республики: сначала до 600 тыс. ЭКЮ, а затем до 1,1 млн ЭКЮ, сформировать который предписывалось к 1 июля 1995 г.

Значительным шагом в усилении государственного вмешательства в кредитную сферу явился президентский указ от 24 мая 1996 г. "О морах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь", в котором были определены следующие мероприятия:

в случае угрозы банкротства коммерческого банка Национаньному банку предоставлялось право временного управления им, принимать иные стабилизационные меры;

требовалось утвердить перечень банков, уполномоченных обслуживать государственные программы, а также открывать счета государс твенным и юридическим лицам, основанным на государственной собственности;

ставилась задача определить и восстановить реальную долю государства и юридических лиц, основанных на государственной собственности в уставных фондах коммерческих банков;

банкам вменялось в обязанность сообщать Нацбанку о каждом кредите, превышающем 10 тыс. долларов США, и о выполнении обязательств по соответствующему договору,

оплата труда и материальное стимулирование работников банков должны осуществляться в пределах, установленных Нацбанком в соответствии с Единой тарифной сеткой и другими нормативными актами.

В соответствии с предъявленными требованиями в ряде крупнейших банков ("Белвнешэкономбанк", "Афопромбанк", "Белпромстройбанк", "Белбизнесбанк", "Приорбанк") доля государственных предприятий в их уставном фонде была увеличена и превысила 50%.

В начале 1998 г. банковскую систему страны представляли 38 коммерческих банков, однако в нормальном режиме работало лишь 27 банковских учреждений.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты